Проект «На грибной полянке»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад № 10 «Звёздочка»
Педагогический проект
«На грибной полянке»
(Проект информационно-практический, краткосрочный, детско-взрослый)
Воспитатель:
Будникова Е.А.
Смоленск
2023г.
Актуальность.
«Любовь к Родине начинается с любви к природе». Именно под этим лозунгом детское экологическое движение страны проводит все мероприятия, которые направлены на то, чтобы наши дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру.
Дело в том, что заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.
В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.
Экологическое образование в системе дошкольного воспитания имеет большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования. Результативность деятельности в системе дошкольного образования дает хороший задел для последующих за ней ступеней системы экологического образования.
Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц, грибы. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. В нашем детском саду детские исследовательские проекты, исследовательские работы, развивающие исследовательские занятия практикуются не первый год. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
Цель проекта:
Способствовать систематизации представлений о многообразии грибов.
Основные задачи проекта:
- Расширять, уточнять и систематизировать знания детей о грибах как особых растениях, об их строении, разнообразии, их значении и взаимосвязи внутри природного комплекса.
- Обогатить словарный запас детей, познакомить с рассказами, стихотворениями, сказками, загадками, пословицами, поговорками, народными приметами о грибах. Развивать связную речь детей, познавательную активность детей в процессе наблюдения, рассматривания тематических альбомов, иллюстраций, а также на материале дидактических, словарных, подвижных и творческих игр.
- Формировать бережное и ответственное отношение к миру природы.
Вид проекта: информационно-практический, групповой
Участники: дети подготовительной группы, родители воспитанников, педагоги.
Сроки реализации: краткосрочный (сентябрь-ноябрь)
Разделы программы, содержание которых включено в проект:
Познавательные занятия, экспериментальная деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность, изобразительная деятельность.
Проект ориентирован на подготовительный к школе возраст.
Содержание проекта:
Игровая деятельность
Настольно-печатные игры: лото «Грибы-ягоды». Дид. игры и игровые упражнения: «Найди лишнее», «Сравним грибы», «Бабушка положила в корзину», «Разрезные картинки», «Грибники».
Речь и речевое общение
«Игра в слова», «Угадай, какой гриб где растет». Альбом со стихами «Грибная полянка». Отгадывание и составление загадок о грибах. Заучивание скороговорок и чистоговорок.
Здоровье и физическое развитие
Подвижные игры: «Дождик», «За грибами», «Грибники», «Съедобное-несъедобное».
Окружающий мир
Занятия по экологическому воспитанию «Царство растений – грибы». Таблица для изучения «Съедобные и несъедобные грибы». Альбом для рассматривания «Грибная полянка». Изучение народных примет о грибах.
Художественная литература
Знакомство с пословицами и поговорками, потешками, загадками о грибах. Оформление книжной выставки «Про грибы». Чтение произведений Я. Тайца «По грибы», В. Сутеева «Под грибком», А. Толстого «Грибы», И. Переверзева «По грибы», сказки «Война грибов». Знакомство со стихотворениями Б. Заходера «Чья корзина тяжелей? », К. Бальмона «За грибами», сборниками стихов Е. Телегиной и Т. Шорыгиной. Заучивание наизусть стихотворений Т. Шорыгиной «Лесной трофей», «Полюбуйся красотой».
Изобразительная деятельность
Лепка «Гриб боровичок».
Рисование «Грибной еж».
Аппликация коллективная «Грибная корзина».
Музыка
Музыкальная игра «Гномик и грибочки». Муз. сценка «Белочки».
Работа с родителями
Рекомендации для родителей «Что нового мы узнали о грибах».
Итог проекта:
Музыкальный праздник «Подарки осени». Выставка работы детей – лепка «Грибная корзина»
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:
- Подбор соответствующей литературы;
- Подбор наглядного материала;
- Подготовка материала для экспериментальной деятельности;
- Подбор произведений художественной литературы;
- Подвижные, дидактические игры;
- Выставки рисунков, поделок, папок-передвижек;
- Создание условий для проведения открытых мероприятий.
В процессе реализации проекта нами выделены следующие этапы работы:
- Занятийная деятельность
- Совместная деятельность
- Взаимодействие с семьей
Содержание работы над проектом:
Мероприятия | Результат | Сроки выполнения |
1.Составления перспективного планирования занятий | Сентябрь | |
2.Подбор материалов и литературы | Сентябрь | |
3.Оформление наглядных пособий для занятийной деятельности | Альбомы, буклеты, фотографии, слайдовые презентации | Сентябрь-ноябрь |
4.Составление тематического плана работы с родителями | Сентябрь | |
5.Организация кружковой работы | Показ изделий | Сентябрь-ноябрь |
6.Оформление альбома «Грибы» | Фотографии, рисунки, картинки и.т.д. | Ноябрь |
7.Оформление папок-передвижек по грибам | По необходимости | |
8.Организация экскурсий в краеведческий музей | Ноябрь | |
9.Мониторинг проделанной работы | Карты по диагностики, графики | В процессе реализации проекта |
10.Постановка музыкального представления | Фотографии, изделие шляпок для грибов. | Октябрь |
Результатами проведенной работы станут:
- Создание необходимых условий для организации деятельности ДОУ по экологическому воспитанию
- Становление готовности детей самостоятельно решать задачи экологического значения в разных ситуациях
- Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь
- Освоение знаний об экологии родного края
- Расширение знаний детей с правилами поведения на природе
- Формирование на основе духовного, экологического, нравственного и личного отношения к действительности
ПРИЛОЖЕНИЕ:
Пословицы и поговорки:
Без счастья и в лес по грибы не ходи.
Бояться волков – быть без грибков.
Будет дождик – будут и грибки, а будут грибки – будут и кузовки.
Возле леса жить – голодному не быть.
Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузовок кладут.
Гриб да огурец в животе не жилец.
Грибы растут в лесу, а их в городе знают.
Грибов ищут – по лесу рыщут.
Затянулись дожди – груздей не жди.
Кто любит земле кланяться, без грибов не останется.
Любят подосиновики забираться в папоротники.
Не поклоняясь грибу до земли, не поднять его в лукошко.
Кто рано встает, тот грибы себе берет, а сонливый да ленивый идет после за крапивой.
Много мошек – готовь под грибы лукошек.
Назвался груздем – полезай в кузов.
На зорьке росистой гриб крепкий, душистый, а в знойный денек – как гнилой пенек.
И зимой бы съел грибок, да снег глубок.
Солнышко – мать цветам, а тень – грибам.
С кем по грибки, с тем и по ягодки.
Не заламывай рябину не вызревши, не ешь грибов не вызнавши.
Хотелось бы боровика, да дорога далека.
Любят грибы за нос водить.
Дидактические игры
«Найди лишнее»
(авт. Т. А. Шорыгина)
Цель: закреплять умение узнавать и называть различные грибы, а также классифицировать их, выделят лишнее по определенному признаку; развивать память, логическое мышление, связную речь детей.
Ход игры: Воспитатель раскладывает перед ребенком набор из четырех карточек. Задача ребенка – выделить лишний рисунок и объяснить свой выбор. Затем набор картинок меняется.
Боровик, малина, сыроежка, рыжик.
Калина, малина, ежевика, дождевик.
Масленок, опенок, мухомор, подосиновик.
Поганка, шампиньон, мухомор, ложный опенок.
"Игра в слова"
(авт. Т. А. Шорыгина)
Цель: обобщать и закреплять знания детей о грибах, формировать связную грамотную речь детей, учить использовать в речи правильные и наиболее точные грамматические формы, развивать фантазию и сообразительность.
Ход игры: Воспитатель зачитывает ряд выражений. Детям дается задание: "Хлопните в ладоши, когда услышите слово, подходящее боровику (поганке, груздю, и др.)
Словарь: растете грудами, первый среди грибов, рыжий, масляная шляпка, бледная, растет под березой, красная шляпка, прячется во мху, растет на пнях, выращивают на грядках и в теплицах, похож на колобок, "полковник", разноцветные шляпки, "дедушкин дымок", "лесная смерть", ядовитый, ароматное жаркое, дружные ребята.
"Угадай, где гриб растет"
Цель: учить детей видеть связь между однокоренными словами, образовывать однокоренные слова.
*Моховик. (во мхах)
*Подберезовик. (под березой)
*Подосиновик. (под осиной)
*Опенок. (на пнях, около пней)
"Бабушка положила в корзину. "
Цель: закреплять в памяти и активизировать в речи детей названия грибов, развивать внимание.
Ход игры: Водящий говорит фразу "Бабушка положила в корзинку. " и называет какой-либо гриб. Следующий игрок повторяет фразу, название гриба, и добавляет свое, и так далее. Игроки должны не ошибиться в названии всех предыдущих грибов, не повторяться и не пропустить "в корзину" ядовитого гриба или постороннего предмета.
"Сравним грибы"
Цель: научить детей находить сходство и различие между съедобными и ядовитыми похожими грибами, развивать умение описывать их.
Ход игры: Перед детьми парные картинки. Необходимо найти похожие грибы, рассказать, чем они похожи, а затем предложить детям найти и назвать отличия съедобного и ядовитого гриба.
Подвижные игры
«Дождик»
(авт. Г. Н. Соломатина)
Цель: закреплять знания детей о признаках грибов, развивать слуховое внимание.
Ход игры:
Дети выбегают на «полянку».
Воспитатель:
Дождик, дождик, пуще,
Будет травка гуще.
Дождик, дождик, надо нам
Расходиться по домам
(дети прячутся в «домик»)
Дождик кончился – кто с нами
В лес поедет за грибами?
(по команде дети разбегаются по «лесу», имитируя сбор грибов)
Я по лесу зеленому бреду,
Я грибочки в кузовок соберу,
Я в осиннике рыжики беру,
По березничку – барезовики,
По сосновым пням – опеночки,
А под елкой – белый гриб – боровик.
«За грибами»
(авт. О. Е. Громова)
Цель: учить детей ходить по прямой и извилистой дорожке (ширина 20-25 см.)
Оборудование: Мел, муляжи грибов, корзинка и дудочка.
Ход игры: На асфальте мелом рисуют прямые и извилистые дорожки – тропинки, в конце дорожки расставляют муляжи грибов.
Воспитатель:
- Ножки, ножки,
Куда вы бежите?
- В лесок, во борок –
Грибы, ягоды собирать,
Нашу Катю угощать.
Поехали, поехали
За грибами, за орехами.
Дети идут цепочкой друг за другом по дорожке. По сигналу дудочки начинают собирать «грибы». Как только дудочка прекращает звучать, дети останавливаются и подсчитывают «урожай».
«Грибники»
(авт. О. Е. Громова)
Цель: развивать ловкость, и быстроту движения.
Оборудование: Муляжи грибов (10-15 штук, корзинки или ведерки по количеству детей.
Ход игры: Каждому играющему дается в руки ведерко. Муляжи грибов раскладываются по игровой площадке. По сигналу дети начинают собирать грибы в свое ведерко. Победит тот, кто собрал больше всего грибов.
«Съедобные – несъедобные»
Цель: закрепить знание детьми съедобных и ядовитых грибов, развивать ловкость движений и быстроту реакции.
Оборудование: мяч.
Ход игры: водящий бросает мяч игроку и называет какой-либо гриб. Ребенок, получивший мяч, должен либо поймать его (если гриб съедобный, либо отбить мяч (если гриб несъедобный) .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развлечение "Путешествие на грибную полянку"
закрепление знаний детей о грибах, о правилах поведения в лесу....
непосредственно образовательная деятельность "На грибной полянке"
сенсорное воспитание, формирование знаний о цвете и величине....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по аппликации в младшей группе на тему: "Грибная полянка"
Конспект непосредственно образовательной деятельности по аппликации в младшей группе на тему: «Грибная полянка».Программное содержание:Учить детей изображать грибы в технике аппликации: составлять из ...
Грибная полянка
Подборка иллюстраций грибов для занятий с детьми...
Непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы Тема: «Грибная полянка» Технология: «Игровая».
Развивать память ребенка, учить отличать съедобные грибы от несъедобных по внешнему виду. Развивать мелкую моторику рук, воображение, творческую самостоятельность. Воспитывать бережное отношение...
Грибная полянка для ёжика
презентация...
Экологический проект «Грибная полянка»
Экологический проект «Грибная полянка&ra...