Конспект НОД в младшей группе "Морские обитатели"
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)
Конспект НОД по познавательному развитию для младшей группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_morskie_obitateli.docx | 31.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Вторая младшая группа (3-4 года)
Конспект НОД познавательного развития
«МОРСКИЕ ОБИТАТЕЛИ»
Цель применения ИКТ в НОД:
- использование современной формы представления информации детям;
- формирование учебной мотивации воспитанников;
- внесение разнообразия в образовательную деятельность.
Цель НОД: создание условий для развития познавательной активности, чувственной и эмоциональной восприимчивости детей;
Задачи приоритетной образовательной области:
Познавательное развитие:
- формировать знания и представления детей о Морских обитателях и их видах (Морская звезда, Морской конек, Рыбы, Акула);
- закреплять знания детей о четырех основных цветах (красном, желтом, синем и зеленом);
- развивать интерес детей, любознательность и познавательную мотивацию;
- развивать образную память, мышление и внимание.
Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:
Речевое развитие:
- обогащение словарного запаса детей путем введения в речь обобщающих слов «Морские обитатели» и их названий «Морская звезда», «Морской конек», «Рыбы», «Акула»;
- развивать связную речь, умение отвечать на вопросы;
- формировать фонетичеки правильное произнесение гласного звука «У», слога «Бу-».
Социально-коммуникативное развитие:
- развивать умение сочувствовать, сопереживать, желание помочь;
- создать условия для самовыражения и формирования навыка саморасслабления;
- формировать умение работать вместе со сверстниками.
- способствовать повышению эмоционального настроя воспитанников.
Физическое развитие:
- развивать и совершенствовать сенсорные процессы: ощущения, восприятие, представления;
- развивать тактильную чувствительность рук, мелкую моторику пальцев рук;
- развивать умение соединять работу речедвигательного и слухового анализаторов с развитием общей моторики;
- снять психо-эмоциональное напряжение.
Художественно-эстетическое развитие:
- развивать воображение и творческую самостоятельность детей;
- приобщать ребёнка к миру природы, к его необычным проявлениям;
- развивать умение эмоционально реагировать на музыкальное сопровождение.
Тип НОД: тематическое занятие, приключение.
Планируемые результаты НОД:
- ребенок активно интересуется окружающим миром;
- ребенок обладает представлениями о «Морских обитателях» и их видах;
- ребенок проявляет любознательность;
- ребенок может использовать речь для построения речевого высказывания;
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика, он подвижен, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
- у ребенка развито тактильное, чувственное и эмоциональное восприятие;
- ребенок способен сопереживать, проникаться желанием оказать помощь;
- ребенок умеет слушать и выполнять задания.
Предпосылки УУД: личностные – умение осознавать свои возможности, умения, качества, переживания; формирование умения прийти на помощь; коммуникативные - умение слушать собеседника, строить монологичное высказывание и диалоговую речь; познавательные - умение применять правила и пользоваться инструкциями; умение узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности; регулятивные - умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение работать по инструкции взрослого; умение удерживать внимание, слушая короткий текст.
Оборудование для педагога: мультимедийное оборудование, ноутбук, презентация на тему «Морские обитатели» со встроенной аудиозаписью рассказа рыбки «Буль» (Примечание: в последний слайд презентации встроена анимация – при нажатии стрелки на клавиатуре или щелчке мыши изображенная акула уплывает), небольшой таз с водой, надувная игрушка для игр в воде «Рыбка», музыкальное сопровождение Ally Calvine «Wonderful Day».
Оборудование для детей: значки в виде рыбок по количеству детей, узкие мешочки из сетки (длинной около 20 см), содержащие пластиковые фигурки рыбок, морских коньков и звездочек, ракушки, камушки, по количеству детей, лоток с прокаленным морским песком, игровой модуль «Морская пещера» (примечание: в качестве дна морской пещеры используется лоток с песком), картонные заготовки, формата А5 (на них изображены рыбки красного, желтого, зеленого и синего цвета), пуговицы разного размера, цвета и формы с клейкой основой, пластиковые фигурки: рыбки, морские звезды и коньки, ракушки, листья, камушки.
Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
Этап 1. Вводная часть – мотивационный этап (продолжительность 3 минуты) | |
Цель этапа: создание положительного настроя к общению со сказочной героиней, мотивация детей на образовательную деятельность. | Цель этапа: включение в образовательную деятельность, активизация внимания. |
Дети располагаются вокруг стола, на котором стоит небольшой таз с водой | |
- Ребята, сегодня у нас необычная гостья. Кто это? (Воспитатель показывает надувную игрушку в форме рыбки, плавающую в небольшом тазу с водой) - Правильно, это золотая рыбка! И зовут эту рыбку «Буль». - Скажите, мы с Вами вежливые и воспитанные ребята, ведь так? - И мы должны поздороваться с рыбкой? - Но «Буль» может нас не услышать, потому что она живет в воде, а в воде звуки слышны совсем по-другому. Сейчас я Вам расскажу, как нам с ней поздороваться так, чтобы она нас услышала, хорошо? | Ответы детей. Ответы детей. Ответы детей. Ответы детей. |
Упражнение фонематической ритмики на звук «У» (автор Макарова Е.М.) | |
Цель: соединение работы речедвигательного и слухового анализаторов с развитием общей моторики. | Цель: формирование фонетичеки правильного произнесения гласного звука «У», слога «Бу-». |
(Воспитатель показывает, как правильно выполнить упражнение, затем повторяет его вместе с детьми) - Буль, Буль, здравствуй рыбка, Буль, Буль, где улыбка? Буль, Буль, не скучай, В гости к нам приплывай.
- Какие же вы молодцы, ребята! Теперь рыбка «Буль» нас услышала. | Дети произносят слово «Буль», при этом руки их согнуты на уровне груди, ладошки повернуты от себя. Произнося гласный [у-у-у…], дети давящим движением выпрямляют руки вперед и разводят их в стороны. |
- У рыбки «Буль» много друзей, которые живут в море, поэтому их называют «Морские обитатели», и она хочет Вас с ними познакомить. А Вы хотите познакомиться с «Морскими обитателями»? - Хорошо! Но что бы нам понимать «Буль», она приготовила для нас специальные волшебные значки, которые позволят нам ее слышать. (Воспитатель приклеивает значки в виде рыбок на одежду каждому ребенку.) | Ответы детей. Ребята рассматривают разноцветные значки. |
Этап 2. Основная часть – содержательно-деятельностный этап (продолжительность 10 минут) | |
Цель этапа: формирование представления детей о морских обитателях, обогащение словарного запаса детей путем введения в речь обобщающих слов «Морские обитатели» и их названий «Морская звезда», «Морской конек», «Рыбы», «Акула", развитие образной памяти, мышления, внимания, воображения, сенсорики, развитие умения сочувствовать, сопереживать, желания помочь. | Цель этапа: знакомство с морскими обитателями, непосредственная помощь, попавшим в беду. |
Слайд 1. Морская звезда | |
- Ребята это морская звезда. Давайте послушаем, что нам расскажет о ней наша рыбка. (Слайд сопровождается рассказом рыбки «Буль»: «Это моя хорошая подруга – Морская звезда. Морские звезды бывают самых разных цветов. А рот у них снизу.» - Вы запомнили: как зовут эту красавицу? - Да, это Морская звезда. Молодцы, ребята! - А вы слышали, где у Морской звезды находится рот? - Да, правильно! Ребята, а где у Вас находится рот? - Давайте представим, что у нас рот находится на животе? Правда, смешно? - А если мы представим, что рот у нас с Вами находится на коленках? Где Ваши коленки? Тоже смешно? - А теперь давайте познакомимся с другими друзьями рыбки «Буль». | Дети рассматривают иллюстрации на экране и слушают рассказ рыбки. Ответы детей. Ответы детей. Предполагаемые ответы детей: «На голове, на лице», часть детей может указывать на рот. Дети представляют, что их рот находится на животе, смеются. Ребята показывают на коленки, представляют, что на них располагается рот, смеются. |
Слайд 2. Морские коньки | |
- А как Вы думаете кто это? На кого похож этот морской обитатель? (Слайд сопровождается рассказом рыбки: «Ребята, это морские коньки. Они умеют менять цвет, что бы спрятаться от хищников. Морские коньки плавают очень медленно, потому что у них всего один маленький плавничок. Но они - замечательные друзья и всегда плавают парами») - Скажите, кто это? - Правильно! Ребята, а у Вас есть друзья? (Воспитатель, поочередно обращается к детям и спрашивает имена их друзей и слушает их рассказы) | Ответы детей. Дети рассматривают иллюстрации на экране и слушают рассказ рыбки. Ответы детей. Ответы детей. Дети рассказывают о своих друзьях. |
Слайд 3. Рыбки | |
(Рыбка: «Все эти разноцветные рыбки – мои родственники и друзья. Но они в беде! Они попали в сети и не могут из них выбраться, а вокруг кружит страшная Акула») - Рыбка «Буль», а кто это «Акула»? | Дети слушают рассказ рыбки, проникаются сочувствием к ней. |
Слайд 4. Морской хищник –Акула | |
(Слайд сопровождается рассказом рыбки: «Акула – это один из самых крупных хищников среди рыб. У акулы много зубов и острый плавник, который выступает из воды. Акула питается небольшими рыбками, такими как я и мои друзья.») - Ребята, вы поняли, кого так испугалась рыбка? - Правильно, акула – это морской хищник, который охотится на небольших рыбок. - Друзьям «Буль» нужна наша помощь! Давайте прогоним Акулу? | Дети внимательно слушают рассказ рыбки и рассматривают иллюстрации на экране. Ответы детей. Ответы детей. |
Физкультминутка «Уплывай, акула» (автор Макарова Е.М.) | |
Цель: переключение детей на двигательную деятельность, восстановление умственной работоспособности. | Цель: выполнение движений, спасение, попавших в беду. |
(Воспитатель произносит слова, и показывает движения) - Знают, все на свете, знают: Малышей не обижают! Как же можешь ты, Акула… Вон, и пасть уж распахнула! Уплывай за сто морей, Не пугай наших друзей! И запомни навсегда, Нас, то, много, ты одна! (Воспитатель нажимает на стрелку на клавиатуре или на правую кнопку мыши, что бы включить анимацию.) - Ребята, мы с Вами – большие молодцы! Мы прогнали Акулу, и она уплыла! | Дети выполняют движения, повторяя за воспитателем. (Качают головой из стороны, в сторону) (Грозят указательным пальцем, правой руки) (Махи обеими руками вперед) (Руки на пояс, топают ножками) Дети видят на экране, как акула уплывает. |
Упражнение на развитие сенсорики «Рыбки в сети» | |
Цель: развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). | Цель: развитие способности восприятия цвета и формы предметов за счет зрения и тактильных ощущений, развитие мелкой моторики рук. |
- Теперь нам нужно освободить рыбок из сети. (Воспитатель подводит детей к столику, дает в руки детям мешочки из сетки, в которых находятся пластиковые рыбки, морские коньки и звездочки) (Воспитатель раскрывает сетки и высыпает их содержимое в лоток с песком, предлагая убедиться, что рыбки теперь свободны) - Какие мы с Вами молодцы, ребята, мы освободили рыбок. Они Вам очень благодарны. (Воспитатель временно убирает лоток с песком из поля зрения детей) - Но за время, что они были в сети, они очень проголодались. Давайте покормим рыбок. Вы согласны? | Дети ощупывают сетку обеими руками по всей длине, ощупывают и разглядывают предметы, находящиеся в мешочках, находят в них рыбок и других морских обитателей. Дети обсуждают между собой мешочки, показывают друг другу, могут меняться ими по желанию. После игры передают мешочки в руки воспитателю. Ответы детей. |
Продуктивная деятельность «Покормим рыбок» | |
Цель: закрепление знаний об четырех основных цветах, обогащение сенсорного опыта детей, развитие творческих способностей. | Цель: отработка умения определять цвета (желтый, красный, синий и зеленый), в процессе самостоятельной деятельности выбрать понравившиеся пуговицы и расположить их на листе по желанию. |
(Воспитатель подводит детей к столику, на котором лежат заготовки из картона, и пуговицы с клейкой основой, разные по цвету, размеру и форме) -Ребята, эти рыбки проголодались и их нужно покормить. Это корм для рыбок. (Воспитатель показывает на пуговицы). - Давайте сначала покормим желтую рыбку. Найдите желтую рыбку и покормите ее, приклеив рядом с ней несколько пуговок (Воспитатель, убедившись, что все ребята правильно нашли нужную рыбку, показывает, как прикрепить пуговицы). - Молодцы, ребята! Теперь покормим красную рыбку. Хорошо? - У Вас хорошо получается. Желтая и красная рыбка уже наелись. Теперь покормите синюю рыбку. (Воспитатель следит за выполнением задания, при необходимости оказывает помощь). - Ребята, какую рыбку, мы еще не покормили? - Правильно. Давайте и зеленую рыбку тоже покормим. -Теперь все рыбки у нас сыты?! Вы – молодцы! Вы очень старались и рыбки говорят Вам «спасибо». | Дети выполняют задание. Дети соглашаются и продолжают выполнять задание. Дети выполняют задание самостоятельно. Ответы детей. Дети выполняют задание самостоятельно. |
Практическая самостоятельная и игровая работа. Дидактическое упражнение с игровым модулем «Морская пещера». | |
Цель: закрепить обобщающие слова «Морские обитатели» и их названия, развитие тактильной чувствительности рук. | Цель: развитие самостоятельной игровой и творческой деятельности |
- Ребята, друзьям рыбки «Буль» очень понравилось с Вами дружить. А Вам понравилось? - Замечательно! Они решили остаться с нами, что бы можно было с Вами играть. Но, где же они будут жить? (Воспитатель подводит детей к подготовленному игровому пространству «Морская пещера», в котором установлен лоток с песком, в песке находятся ранее высыпанные в него пластиковые рыбки, морские звездочки и коньки) - Ребята, как Вы думаете: такой домик подойдет для наших друзей? - Отлично! Ребята, а где здесь спрятались Морские звезды? Возьмите их в руки, покажите их мне. Вот они! Молодцы, ребята! Кладите их обратно. - А это кто? - Правильно, это Морской конек! Найдите его друзей Морских коньков! Возьмите их в руки. Теперь положите их. - А вот рыбки! Можете взять их в ручки и с ними поиграть. (Воспитатель добавляет в лоток пластиковые цветные камушки, ракушки и листья водорослей) - Это что ребята? (Воспитатель показывает ракушки). Найдите такие же. - Молодцы! Это водоросли (Показывает листья водорослей). - Ребята, давайте обустроим домик для «Морских обитателей», что бы им было удобно. Расположите все предметы как Вам понравиться. (Воспитатель оценивает результаты совместной деятельности детей, хвалит их, сообщает о том, что с рыбками можно будет играть еще, позже) | Ответы детей. Ответы детей. Дети находят Морские звезды в лотке с песком, берут их руки, показывают их воспитателю. Ответы детей. Дети берут в руки фигурки «Морских коньков» Дети берут рыбок и играют с ними Ответы детей. Дети находят ракушки в лотке, берут в руки и показывают воспитателю. Дети самостоятельно играют с песком и пластиковыми фигурками и предметами, располагая их в лотке так, как им нравится. |
Этап 3. Заключительная часть – рефлексивный этап | |
Цель этапа: подведение итогов, получение обратной связи и самооценки детьми своей деятельности. | Цель этапа: получение положительной оценки своей деятельности, выделение наиболее интересных моментов для каждого. |
- Вот и закончилось наше приключение. Вам понравилось? - Как зовут нашу гостью? - Рыбка «Буль» познакомила нас со своими друзьями. Кто они? - А в какую беду попали друзья «Буль»? - Что мы сделали, что бы их спасти? - Ребята, а как Вы думаете, почему друзья рыбки решили остаться с нами? - Вы правы ребята! Вы оказались очень смелыми и отважными. Вы не испугались злой Белой акулы. Показали себя настоящими и верными друзьями, готовыми придти на помощь. Я очень горжусь Вами. И я уверена, что когда Вы расскажете своим родителям о нашем приключении, они тоже будут гордиться Вами. | Дети отвечают на вопросы воспитателя |
Психогимнастика. Этюд на выражение основных эмоций (удовольствия и радости). | |
Цель: снятие эмоционального напряжения, снятие барьеров в общении, создание возможности для самовыражения. | Цель: приобретение навыка саморасслабления. |
- А теперь представьте, что Вы сами маленькие рыбки, которые попали в беду. Но к Вам на помощь пришли такие же ребята и освободили Вас. Вы рады и счастливы. Вы улыбаетесь и смеетесь. Обнимаете друг друга, прыгаете и веселитесь. (Воспитатель включает музыкальное сопровождение, после чего принимает участие в веселье детей.) | Дети слушают рассказ воспитателя, проникаются ситуацией. Услышав музыку, дети начинают веселиться. (Выразительные движения: улыбки, объятия, прыжки, подскоки) |
Информационные ресурсы:
- Яндекс. Картинки [Электронный ресурс]: https://yandex.ru/images
- http://iplayer.fm
- Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста./Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. – М. 1986.
- М.И. Чистякова, Психогимнастика, Просвещение, М.-1995
- Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика: Пособие для учителя. — М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по развитию речи во второй младшей группе "Обитатели леса"
Данное занятие закрепляет и уточняет представление детей о диких животных, об их образе жизни, имеет коррекционно-развивающую направленность: способствует развитию речевого дыхания, органов артикуляци...
Экологический проект во второй младшей группе «Обитатели леса»
Обоснование выбора темыЭкологическое образование ребёнка необходимо начинать со знакомства с объектами природы.Одна из задач перед воспитателем – это заложить первые ориентиры в мире животных, как жив...
Конспект ООД в младшей группе (Образовательная область: речевое развитие) на тему "Морские обитатели"
Данный конспект способствует совершенствованию речевого развития детей через закрепление темы "Морские обитатели"...
Конспект НОД по окружающему миру и художественно-эстетическому развитию в младшей группе «Обитатели воды»
Знакомство детей с обитателями воды....
Конспект НОД по познавательному развитию во второй младшей группе "Обитатели леса"
Конспект образовательной деятельности поможет расширить у детей представления о диких животных и их местах обитания...
Конспект НОД по познавательному развитию во второй младшей группе "Обитатели леса"
Цель: познакомить детей с обитателями леса....
Конспект во второй младшей группе «Морские обитатели»
Цель: Познакомить детей с морскими обитателями....