Конспект НОД в младшей группе "Морские обитатели"
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Туманцева Елена Владимировна

Конспект НОД по познавательному развитию для младшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_morskie_obitateli.docx31.85 КБ

Предварительный просмотр:

Вторая младшая группа (3-4 года)

Конспект НОД познавательного развития

«МОРСКИЕ ОБИТАТЕЛИ»

Цель применения ИКТ в НОД:

  • использование современной формы представления информации детям;
  • формирование учебной мотивации воспитанников;
  • внесение разнообразия в образовательную деятельность.

Цель НОД: создание условий для развития познавательной активности, чувственной и эмоциональной восприимчивости детей;

Задачи приоритетной образовательной области:

Познавательное развитие:

  • формировать знания и представления детей о Морских обитателях и их видах (Морская звезда, Морской конек, Рыбы, Акула);
  • закреплять знания детей о четырех основных цветах (красном, желтом, синем и зеленом);
  • развивать интерес детей, любознательность и познавательную мотивацию;
  • развивать образную память, мышление и внимание.

Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:

Речевое развитие:

  • обогащение словарного запаса детей путем введения в речь  обобщающих слов «Морские обитатели» и их названий «Морская звезда», «Морской конек», «Рыбы», «Акула»;
  • развивать связную речь, умение отвечать на вопросы;
  • формировать фонетичеки правильное произнесение гласного звука «У», слога «Бу-».

Социально-коммуникативное развитие:

  • развивать умение сочувствовать, сопереживать, желание помочь;
  • создать условия для самовыражения и формирования навыка саморасслабления;
  • формировать умение работать вместе со сверстниками.
  • способствовать повышению эмоционального настроя воспитанников.

Физическое развитие:

  • развивать и совершенствовать сенсорные  процессы: ощущения, восприятие, представления;
  • развивать тактильную чувствительность рук, мелкую моторику пальцев рук;
  • развивать умение соединять работу речедвигательного и слухового анализаторов с развитием общей моторики;
  • снять психо-эмоциональное напряжение.

Художественно-эстетическое развитие:

  • развивать воображение и творческую самостоятельность детей;
  • приобщать ребёнка к миру природы, к его необычным проявлениям;
  • развивать умение эмоционально реагировать на музыкальное сопровождение.

Тип НОД: тематическое занятие, приключение.

Планируемые результаты НОД:

  • ребенок активно интересуется окружающим миром;
  • ребенок обладает представлениями о «Морских обитателях» и их видах;
  • ребенок проявляет любознательность;
  • ребенок может использовать речь для построения речевого высказывания;
  • у ребенка развита крупная и мелкая моторика, он подвижен, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
  • у ребенка развито тактильное, чувственное и эмоциональное  восприятие;
  • ребенок способен сопереживать, проникаться желанием оказать помощь;
  • ребенок умеет слушать и выполнять задания.

Предпосылки УУД: личностные – умение осознавать свои возможности, умения, качества, переживания; формирование  умения прийти на помощь; коммуникативные - умение слушать собеседника, строить монологичное высказывание и диалоговую речь; познавательные - умение применять правила и пользоваться инструкциями; умение узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности; регулятивные -  умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение работать по инструкции взрослого; умение удерживать внимание, слушая короткий текст.

Оборудование для педагога: мультимедийное оборудование, ноутбук, презентация на тему «Морские обитатели» со встроенной аудиозаписью рассказа рыбки «Буль» (Примечание: в последний слайд презентации встроена анимация – при нажатии стрелки на клавиатуре или щелчке мыши изображенная акула уплывает), небольшой таз с водой, надувная игрушка для игр в воде «Рыбка», музыкальное сопровождение Ally Calvine «Wonderful Day».

Оборудование для детей: значки в виде рыбок по количеству детей, узкие мешочки из сетки (длинной около 20 см), содержащие пластиковые фигурки рыбок, морских коньков и звездочек, ракушки, камушки, по количеству детей, лоток с прокаленным морским песком, игровой модуль «Морская пещера» (примечание: в качестве дна морской пещеры используется лоток с песком), картонные заготовки, формата А5 (на них изображены рыбки красного, желтого, зеленого и синего цвета), пуговицы разного размера, цвета и формы с клейкой основой, пластиковые фигурки: рыбки, морские звезды и коньки, ракушки, листья, камушки.

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Этап 1. Вводная часть – мотивационный этап (продолжительность 3 минуты)

Цель этапа: создание положительного настроя к общению со сказочной героиней, мотивация детей на образовательную  деятельность.

Цель этапа: включение в образовательную деятельность, активизация внимания.

Дети располагаются вокруг стола, на котором стоит небольшой таз с водой

- Ребята, сегодня у нас необычная гостья. Кто это? (Воспитатель показывает надувную игрушку в форме рыбки, плавающую в небольшом тазу с водой)

- Правильно, это золотая рыбка! И зовут эту рыбку «Буль».

- Скажите, мы с Вами вежливые и воспитанные ребята,  ведь так?

- И мы должны поздороваться с рыбкой?

- Но «Буль» может нас не услышать, потому что она живет в воде, а в воде звуки слышны совсем по-другому. Сейчас я Вам расскажу, как нам с ней поздороваться так, чтобы она нас услышала, хорошо?

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Упражнение фонематической ритмики на звук «У» (автор Макарова Е.М.)

Цель: соединение работы речедвигательного и слухового анализаторов с развитием общей моторики.

Цель: формирование фонетичеки правильного произнесения гласного звука «У», слога «Бу-».

(Воспитатель показывает, как правильно выполнить упражнение, затем повторяет его вместе с детьми)

- Буль, Буль, здравствуй рыбка,

   Буль, Буль, где улыбка?

   Буль, Буль, не скучай,

   В гости к нам приплывай.

 

- Какие же вы молодцы, ребята! Теперь рыбка «Буль» нас услышала.

Дети произносят слово «Буль», при этом руки их согнуты на уровне груди, ладошки повернуты от себя. Произнося гласный [у-у-у…], дети давящим

движением выпрямляют руки вперед и разводят их в стороны.

- У рыбки «Буль» много друзей, которые живут в море, поэтому их называют «Морские обитатели», и она хочет Вас с ними познакомить. А Вы хотите познакомиться с «Морскими обитателями»?

- Хорошо! Но что бы нам понимать «Буль», она приготовила для нас специальные волшебные значки, которые позволят нам ее слышать.

(Воспитатель приклеивает значки в виде рыбок на одежду каждому ребенку.)

Ответы детей.

Ребята рассматривают разноцветные значки.

Этап 2. Основная часть – содержательно-деятельностный этап (продолжительность 10 минут)

Цель этапа: формирование представления детей о морских обитателях, обогащение словарного запаса детей путем введения в речь  обобщающих слов «Морские обитатели» и их названий «Морская звезда», «Морской конек», «Рыбы», «Акула", развитие образной памяти, мышления, внимания, воображения, сенсорики, развитие умения сочувствовать, сопереживать, желания помочь.

Цель этапа: знакомство с морскими обитателями, непосредственная помощь, попавшим в беду.

Слайд 1. Морская звезда

- Ребята это морская звезда. Давайте послушаем, что нам расскажет о ней наша рыбка. (Слайд сопровождается рассказом рыбки «Буль»: «Это моя хорошая подруга – Морская звезда. Морские звезды бывают самых разных цветов. А рот у них снизу.»

- Вы запомнили: как зовут эту красавицу?

- Да, это Морская звезда. Молодцы, ребята!

- А вы слышали, где у Морской звезды находится рот?

- Да, правильно! Ребята, а где у Вас находится рот?

- Давайте представим, что у нас рот находится на животе? Правда, смешно?

- А если мы представим, что рот у нас с Вами находится на коленках? Где Ваши коленки? Тоже смешно?

- А теперь давайте познакомимся с другими друзьями рыбки «Буль».

Дети рассматривают иллюстрации на экране и слушают рассказ рыбки.

Ответы детей.

Ответы детей.

Предполагаемые ответы детей: «На голове, на лице», часть детей может указывать на рот.

Дети представляют, что их рот находится на животе, смеются.

Ребята показывают на коленки, представляют, что на них располагается рот, смеются.

Слайд 2. Морские коньки

- А как Вы думаете кто это? На кого похож этот морской обитатель?

(Слайд сопровождается рассказом рыбки: «Ребята, это морские коньки. Они умеют менять цвет, что бы спрятаться от хищников. Морские коньки плавают очень медленно, потому что у них всего один маленький плавничок. Но они - замечательные друзья и всегда плавают парами»)

- Скажите, кто это?

- Правильно! Ребята, а у Вас есть друзья?

(Воспитатель, поочередно обращается к детям и спрашивает имена их друзей и слушает их рассказы)

Ответы детей.

Дети рассматривают иллюстрации на экране и слушают рассказ рыбки.

Ответы детей.

Ответы детей.

Дети рассказывают о своих друзьях.

Слайд 3. Рыбки

(Рыбка: «Все эти разноцветные рыбки – мои родственники и друзья. Но они в беде! Они попали в сети и не могут из них выбраться, а вокруг кружит страшная Акула»)

- Рыбка «Буль», а кто это «Акула»?

Дети слушают рассказ рыбки, проникаются сочувствием к ней.

Слайд 4. Морской хищник –Акула

 (Слайд сопровождается рассказом рыбки: «Акула – это один из самых крупных хищников среди рыб. У акулы много зубов и острый плавник, который выступает из воды. Акула питается небольшими рыбками, такими как я и мои друзья.»)

- Ребята, вы поняли, кого так испугалась рыбка?

- Правильно, акула – это морской хищник, который охотится на небольших рыбок.

- Друзьям «Буль» нужна наша помощь! Давайте прогоним Акулу?

Дети внимательно слушают рассказ рыбки и рассматривают иллюстрации на экране.

Ответы детей.

Ответы детей.

Физкультминутка «Уплывай, акула» (автор Макарова Е.М.)

Цель: переключение детей на двигательную деятельность, восстановление умственной работоспособности.

Цель: выполнение движений, спасение, попавших в беду.

(Воспитатель произносит слова, и показывает движения)

- Знают, все на свете, знают:

  Малышей не обижают!

  Как же можешь ты, Акула…

  Вон, и пасть уж распахнула!

  Уплывай за сто морей,

  Не пугай наших друзей!

  И запомни навсегда,

  Нас, то, много, ты одна!

(Воспитатель нажимает на стрелку на клавиатуре или на правую кнопку мыши, что бы включить анимацию.)

- Ребята, мы с Вами – большие молодцы! Мы прогнали Акулу, и она уплыла!

Дети выполняют движения, повторяя за воспитателем.

(Качают головой из стороны, в сторону)

(Грозят указательным пальцем, правой руки)

(Махи обеими руками вперед)

(Руки на пояс, топают ножками)

Дети видят на экране, как акула уплывает.

Упражнение на развитие сенсорики «Рыбки в сети»

Цель: развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).

Цель: развитие способности восприятия цвета и формы предметов за счет зрения и тактильных ощущений, развитие мелкой моторики рук.

- Теперь нам нужно освободить рыбок из сети.

(Воспитатель подводит детей к столику, дает в руки детям мешочки из сетки, в которых находятся пластиковые рыбки, морские коньки и звездочки)

(Воспитатель раскрывает сетки и высыпает их содержимое в лоток с песком, предлагая убедиться, что рыбки теперь свободны)

- Какие мы с Вами молодцы, ребята, мы освободили рыбок. Они Вам очень благодарны.

(Воспитатель временно убирает лоток с песком из поля зрения детей)

- Но за время, что они были в сети, они очень проголодались. Давайте покормим рыбок. Вы согласны?

Дети ощупывают сетку обеими руками по всей длине, ощупывают и разглядывают предметы, находящиеся в мешочках, находят в них рыбок и других морских обитателей. Дети обсуждают между собой мешочки, показывают друг другу, могут меняться ими по желанию. После игры передают мешочки в руки воспитателю.

Ответы детей.

Продуктивная деятельность «Покормим рыбок»

Цель: закрепление знаний об четырех основных цветах, обогащение сенсорного опыта детей, развитие творческих способностей.

Цель: отработка умения определять цвета (желтый, красный, синий и зеленый), в процессе самостоятельной деятельности выбрать понравившиеся пуговицы и расположить их на листе по желанию.

(Воспитатель подводит детей к столику, на котором лежат заготовки из картона,  и пуговицы с клейкой основой, разные по цвету, размеру и форме)

-Ребята, эти рыбки проголодались и их нужно покормить. Это корм для рыбок. (Воспитатель показывает на пуговицы).

- Давайте сначала покормим желтую рыбку. Найдите желтую рыбку и покормите ее, приклеив рядом с ней несколько пуговок (Воспитатель, убедившись, что все ребята правильно нашли нужную рыбку, показывает, как прикрепить пуговицы).

- Молодцы, ребята! Теперь покормим красную рыбку. Хорошо?

- У Вас хорошо получается. Желтая и красная рыбка уже наелись. Теперь покормите синюю рыбку.

(Воспитатель следит за выполнением задания, при необходимости оказывает помощь).

- Ребята, какую рыбку, мы еще не покормили?

- Правильно. Давайте и зеленую рыбку тоже покормим.

-Теперь все рыбки у нас сыты?! Вы – молодцы! Вы очень старались и рыбки говорят Вам «спасибо».

Дети выполняют задание.

Дети соглашаются и продолжают выполнять задание.

Дети выполняют задание самостоятельно.

Ответы детей.

Дети выполняют задание самостоятельно.

Практическая самостоятельная и игровая работа. Дидактическое упражнение с игровым модулем «Морская пещера».

Цель: закрепить обобщающие слова «Морские обитатели» и их названия, развитие тактильной чувствительности рук.

Цель: развитие самостоятельной игровой и творческой деятельности

- Ребята, друзьям рыбки «Буль» очень понравилось с Вами дружить. А Вам понравилось?  

- Замечательно! Они решили остаться с нами, что бы можно было с Вами играть. Но, где же они будут жить?

(Воспитатель подводит детей к подготовленному игровому пространству «Морская пещера», в котором установлен лоток с песком, в песке находятся ранее высыпанные в него пластиковые рыбки, морские звездочки и коньки)

- Ребята, как Вы думаете: такой домик подойдет для наших друзей?

- Отлично! Ребята, а где здесь спрятались Морские звезды?  Возьмите их в руки, покажите их мне. Вот они! Молодцы, ребята! Кладите их обратно.

- А это кто?

- Правильно, это Морской конек! Найдите его друзей Морских коньков! Возьмите их в руки. Теперь положите  их.

- А вот рыбки! Можете взять их в ручки и с ними поиграть.

(Воспитатель добавляет в лоток пластиковые цветные камушки, ракушки и листья водорослей)

- Это что ребята? (Воспитатель показывает ракушки). Найдите такие же.

- Молодцы! Это водоросли (Показывает листья водорослей).

- Ребята, давайте обустроим домик для «Морских обитателей», что бы им было удобно. Расположите все предметы как Вам понравиться.

(Воспитатель оценивает результаты совместной деятельности детей, хвалит их, сообщает о том, что с рыбками можно будет играть еще, позже)

Ответы детей.

Ответы детей.

Дети находят Морские звезды в лотке с песком, берут их руки, показывают их воспитателю.

Ответы детей.

Дети берут в руки фигурки «Морских коньков»

Дети берут рыбок и играют с ними

Ответы детей.

Дети находят ракушки в лотке, берут в руки и показывают воспитателю.

Дети самостоятельно играют с песком и пластиковыми фигурками и предметами, располагая их в лотке так, как им нравится.

Этап 3. Заключительная часть – рефлексивный этап

Цель этапа: подведение итогов, получение обратной связи и самооценки детьми своей деятельности.

Цель этапа: получение положительной оценки своей деятельности, выделение наиболее интересных моментов для каждого.

- Вот и закончилось наше приключение. Вам понравилось?

- Как зовут нашу гостью?

- Рыбка «Буль» познакомила нас со своими друзьями. Кто они?

- А в какую беду попали друзья «Буль»?

- Что мы сделали, что бы их спасти?

- Ребята, а как Вы думаете, почему друзья рыбки решили остаться с нами?

- Вы правы ребята! Вы оказались очень смелыми и отважными. Вы не испугались злой Белой акулы. Показали себя настоящими и верными друзьями, готовыми придти на помощь. Я очень горжусь Вами. И я уверена, что когда Вы расскажете своим родителям о нашем приключении, они тоже будут гордиться Вами.

Дети отвечают на вопросы воспитателя

Психогимнастика. Этюд на выражение основных эмоций (удовольствия и радости).

Цель: снятие эмоционального напряжения, снятие барьеров в общении, создание возможности для самовыражения.

Цель: приобретение навыка саморасслабления.

- А теперь представьте, что Вы сами маленькие рыбки, которые попали в беду. Но к Вам на помощь пришли такие же ребята и освободили Вас. Вы рады и счастливы. Вы улыбаетесь и смеетесь. Обнимаете друг друга, прыгаете и веселитесь.

(Воспитатель включает музыкальное сопровождение, после чего принимает участие в веселье детей.)

Дети слушают рассказ воспитателя, проникаются ситуацией.

Услышав музыку, дети начинают веселиться. (Выразительные движения: улыбки, объятия, прыжки, подскоки)

Информационные ресурсы:

  1. Яндекс. Картинки [Электронный ресурс]: https://yandex.ru/images
  2. http://iplayer.fm
  3. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста./Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. – М. 1986.
  4. М.И. Чистякова, Психогимнастика, Просвещение, М.-1995
  5. Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика: Пособие для учителя. — М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1996.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи во второй младшей группе "Обитатели леса"

Данное занятие закрепляет и уточняет представление детей о диких животных, об их образе жизни, имеет коррекционно-развивающую направленность: способствует развитию речевого дыхания, органов артикуляци...

Экологический проект во второй младшей группе «Обитатели леса»

Обоснование выбора темыЭкологическое образование ребёнка необходимо начинать со знакомства с объектами природы.Одна из задач перед воспитателем – это заложить первые ориентиры в мире животных, как жив...

Конспект ООД в младшей группе (Образовательная область: речевое развитие) на тему "Морские обитатели"

Данный конспект способствует совершенствованию речевого развития детей через закрепление темы "Морские обитатели"...

Конспект НОД по познавательному развитию во второй младшей группе "Обитатели леса"

Конспект образовательной деятельности поможет расширить у детей представления о диких животных и их местах обитания...

Конспект во второй младшей группе «Морские обитатели»

Цель:  Познакомить  детей  с  морскими обитателями....