Конспект НОД "Знакомство с песком и его свойствами"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Опытно-экспериментальная деятельность "Знакомство с песком и его свойствами"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyty_s_peskom_v_sredney_gruppe_otkrytoe_zanyatie_moy_variant.doc | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
“ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР “ВЕРШИНА””
(МБОУ “ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР “ВЕРШИНА””)
_____________________________________________________________________
143441, Московская область, г. о. Красногорск, д. Путилково,
ул. 70-летия Победы, д. 5; ИНН 5024204108;
КПП 502401001; ОГРН 1205000031390; Тел.: 8 (977) 331-84-64
E-mail: oc.vershina@gmail.com
Конспект НОД
Опытно-экспериментальная деятельность
в средней группе №5 «Совята»
на тему «Знакомство с песком и его свойствами»
Воспитатель:
Логинова А.В.
Путилково, 2020 г.
Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе
«Знакомство с песком и его свойствами»
Цель:
1. Помочь детям лучше узнать окружающий его мир неживой природы.
2. Через игры и опыты научить детей определять физические свойства песка.
3. Научить детей делать самостоятельные выводы по результатам обследования.
Опыты и эксперименты с песком:
№1 «Откуда берётся песок?». Вспоминаем пройденное занятие.
Материал: камни, листы белой бумаги.
Ход эксперимента:
Мы брали 2 камня и стучали ими друг о друга, потирали их над листом бумаги.
- Что сыпалось в этот момент?
- Как мы получили песок?
- Как в природе появляется песок?
Вывод: Ветер, вода разрушают камни, в результате чего и появляется песок.
Беседа по пройденному материалу:
- Ребята, для чего нужен песок?
Ответ: 1. Песок нужен в строительстве. Из него делают раствор, которым скрепляют кирпичи и камни при постройке зданий. 2. Песок используется в гололёд, для посыпания дорожек, чтобы не было скользко. 3. Из песка изготавливают стекло. 4. Песок используется для детских игр в песочнице. 5. Песок используют для рисования.
№2 «Из чего состоит песок?»
Материал: стаканчики с песком, белые глубокие тарелки, ложки.
Ход эксперимента:
Положите ложечку песка в тарелку, рассмотрите его.
- Из чего состоит песок? (зёрнышек – песчинок)
- Как выглядят песчинки?
- Похожи ли песчинки одна на другую?
Чтобы получилась большая горка песка нужно очень много песка.
Вывод: Песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу.
№3 «Легко ли сыпется песок?»
Материал: подносы с песком.
Ход эксперимента:
Положите ещё одну ложечку песка в тарелку. Набираем горсть песка в руку и выпускаем его маленькой струйкой.
- Легко ли он сыпется?
Вывод: Сухой песок легко сыпется и рассыпается на песчинки.
№4 «Почему при сильном ветре неудобно играть с песком?»
Материал: «песочница» - тарелка с насыпанным тонким слоем песка.
Ход эксперимента:
Рассматривание заготовленной «песочницы». Давайте оставим след на песке своим пальцем. Создаём «ветер» - слегка дуем на песок в тарелке, чтобы песок сдувался с места.
- Что происходит и почему?
Вывод: Песчинки маленькие, лёгкие, не прилипают друг к другу, они не могут удержаться ни друг за друга, ни за землю при сильной струе воздуха.
Следы, рисунки, постройки из сухого песка не остаются.
№5 «Песок тяжелее воды и он не растворяется»
Материал: стаканчики с песком и водой, ложечка.
Ход эксперимента:
В стаканчик с водой кладём ложечку песка. Песок упал на дно, значит он тяжелее воды, на дне мы видим песок, размешали его и увидели, что он не растворяется, то есть никуда не исчезает.
Вывод: Песок тяжелее воды. Он не растворяется как сахар и соль.
№6 «Куда исчезла вода?»
Материал: тарелки, стаканчики с песком и водой.
Ход эксперимента:
В тарелку высыпаем весь песок из стаканчиков, из стаканчика с водой выльем всю воду в песок. Потрогаем песок.
- Каким он стал?
- Куда исчезла вода?
Вывод: вода быстро впитывается в песок.
№7 «Лепим из песка»
Материал: тарелки с мокрым песком.
Ход эксперимента:
Попробуем слепить из мокрого песка шарики. Если мы оставим наши шарики до высыхания,
- Что произойдёт с поделками из песка после высыхания?
Вывод: Мокрый песок принимает любую нужную форму, но после высыхания он рассыпается.
№8 «На мокром песке остаются следы, отпечатки»
Материал: тарелки с мокрым песком.
Ход эксперимента:
Предложить на мокром песке оставить отпечатки пальчиков.
- Хорошо видны отпечатки?
Вывод: На мокром песке остаются следы, отпечатки, а на сухом нет, как мы это делали в самом начале, когда песок был сухой и мы его сдували.
Итоговое мероприятие: «Песочная страна» (рисование сухим песком)
Материал: сухой песок, листы бумаги с нарисованными картинками, клеящие карандаши.
Ход: Предложить клеящим карандашом обвести весь рисунок, а потом на клей насыпать сухой песок.
- Стряхнув лишний песок посмотреть, что получилось.
Вывод: Сухим песком можно рисовать.
Физкультминутка
По пустыне мы гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели
И нас всех лучи согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети,
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Дружно хлопаем, ножками топаем,
Хорошо мы погуляли и нисколько не устали!
Самоанализ занятия в средней группе
Поставлена следующая цель: обеспечить получение информации о новом объекте (песок) в процессе опытно-экспериментальной деятельности.
При проведении НОД решались следующие задачи:
Образовательная:
- Обеспечить уточнение и закрепление знаний о песке, его свойствах.
- Обогащать познавательный, эмоциональный и сенсорный опыт детей о свойствах песка с помощью приемов экспериментирования (опытов).
Развивающая:
Обеспечить у детей развитие речевой активности, обогащая словарь названиями свойств песка (влажный, сухой, сыпется, движется, логическое мышление с помощью решения проблемных ситуаций ( оказание помощи марсианам: исследовать песок, приемов экспериментирования (творческих заданий).
Воспитательная:
Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, доброжелательность, самостоятельность.
Интеграция областей.
- Социально-коммуникативное развитие.
- Познавательное развитие.
- Речевое развитие.
- Физическое развитие.
- Художественно-эстетическое развитие.
Материалы, оборудование: тарелки, чашка с песком, ложечки, стаканы с водой, лупы, клей-карандаш, ватман, влажные салфетки. Наглядные иллюстации.
Непосредственно образовательная деятельность (далее по тексту НОД) проводилась с группой детей среднего дошкольного возраста 4 - 5 лет.
НОД состояла из трех взаимосвязанных между собой частей, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Данная структура вполне оправдана, так как каждая часть непосредственно-образовательной деятельности направлена на решение определенных задач и предлагает выбор методов и приемов.
Вводная часть организация детей, релаксация, мотивация к предстоящей деятельности. На организационном этапе НОД была представлена наглядная информация. Детям были показаны иллюстрации, из чего состоит песок и применении его человеком.
Основная часть НОД:
Представляет собой исследовательскую деятельность - опыты с песком (ознакомление, рассмотрение через лупу, как песок путешествует по пустыне, свойства мокрого и сухого песка). За каждым ребенком было закреплено рабочее место с индивидуальным набором для опытов.
В заключительной части НОД закрепила положительные результаты занятия словесным поощрением.
Материал для НОД был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим особенностям и был рационален для решения поставленных целей и задач. Дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Все это подтверждают результаты деятельности.
Деятельность на НОД характеризуется как совместная, творческая, индивидуальная.
Методы:
1. Словесный (вопросы к детям, уточнение, поощрение, подбор слов антонимов);
2. Наглядно-демонстрационный (иллюстрации);
3. Практический (опыты с песком).
4. Игровой (приглашение в лабораторию, физминутка).
5. Методы контроля (анализ выполненных заданий, оценены результаты деятельности с помощью словесного поощрения);
6. Опытно-экспериментальный.
В процессе НОД применялись следующие технологии:
• игровая деятельность;
• деятельностный подход;
• обучение в диалоге со взрослым;
• технология развивающего обучения;
• здоровьесберегающие технологии.
• экспериментально - поисковая.
• информационно-коммуникативные (наглядный материал).
Я считаю, что выбранная мной форма организации непосредственной образовательной деятельности детей была достаточно эффективной. В течение всей образовательной деятельности формировалась УУД (учебная универсальная деятельность, в соответствии с требованиями). Старалась соблюдать нормы педагогической этики и такта. Считаю, что поставленные в непосредственно образовательной деятельности задачи были выполнены. НОД своей цели достигло.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Экспериментирование «Песок. Свойства песка. Изготовление куличиков» в первой младшей группе
Конспект предназначен для проведения эксперементальной деятельности во время прогулки в летний период...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Экспериментирование «Песок. Свойства песка. Изготовление куличиков» в первой младшей группе.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности...
Конспект ООД по ознакомлению детей со свойствами и качествами песка в младшей группе «Испечем куличики для куклы Ани»
Цель данного занятия: научить детей правильно обращаться с песком, а так же формировать грамматический строй речи. ....
Конспект проведения опыта в средней группе «Свойства песка».
Задачи: выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунков из песка....
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе "Мир песка и его свойства"
Опытно-экпериментальная деятельность...
Конспект НОД в старшей группе. Тема: «Свойства песка и его применение».
Цель: Расширять знания детей о свойствах песка и его применении.Задачи:Продолжать знакомить детей со свойствами песка.Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.Развивать...
Конспект непрерывной образовательной деятельности «Знакомство со свойствами песка»
ЦЕЛЬ: развитие познавательной активности у детей через экспериментирование....