Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе "Мир песка и его свойства"
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Акользина Наталья Владимировна

Опытно-экпериментальная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_peska_konspekt.docx23.54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности для детей подготовительной группы детского сада

«Мир песка и его свойства»

Цель: Расширить и закрепить знания детей о жизни в пустыне, о свойствах песка. Развивать у детей интерес к экспериментальной деятельности с песком.

Задачи:

Образовательные:

  • Продолжать знакомить детей со свойствами песка посредством исследовательской деятельности.
  • Углублять и систематизировать представление детей о животном и растительном мире пустыни.

Развивающие:

  • Развивать познавательную активность детей через простейшие опыты с песком.
  • Развивать познавательный интерес к обитателям пустыни, любознательность, воображение.
  • Развивать интерес к экспериментальной деятельности.
  • Активизировать речь, обогащать словарь детей. (пустыня Сахара, барханы)

Воспитательные:

  • Воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру.
  • Воспитывать аккуратность, самостоятельность.
  • Умение соблюдать правила безопасности при проведении опытов и экспериментов.

Предварительная работа: беседы, рассматривание картинок и иллюстраций о жизни в пустыне, выявление знаний детей о песке в ходе наблюдений во время прогулки.

Оборудование:

Компьютер, экран, проектор, презентация, сундук или посылка,  песок, лупы увеличительные, весы, магнит, вода, сахарный песок, стаканчики с разноцветным песком, стеклянные баночки, воронки на каждого ребенка, клей ПВА .

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Дети входят в группу и становятся полукругом перед гостями.

Воспитатель: 

Ребята, посмотрите к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с гостями: «Доброе утро!»

Придумано кем-то просто и мудро,

При встрече здороваться «Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро доверчивым лицам!

И каждый становиться добрым, доверчивым!

Пусть доброе утро длится до вечера!

  1. Основная часть.

Воспитатель: 

Ребята, однажды, среди старых, забытых вещей я нашла вот этот сундук. Сундук не простой, он волшебный. Давайте посмотрим, что в нем? Посмотрите это лампа. Я знаю если потереть лампу,  то должно  случится волшебство. (потерли, на экране появляется джинн)

Джинн:

 Я - великий и могучий Джинн. Я жил в лампе триста лет. Ребята, спасибо, что вы выпустили меня. Ребята, вы любите путешествовать? (да.) Я приглашаю вас в удивительное путешествие. Но прежде чем отправиться в путешествие вы должны отгадать мою загадку. Слушайте внимательно.

Загадка: Пусто там – один песок

Не растут: горох и дыня

Тени нет – лишь солнцепёк

Пусто там -  ведь  там …(пустыня).

Джинн: Молодцы! Вы правильно отгадали мою загадку.

Воспитатель: 

Ребята, мы отправляемся в пустыню! А отправимся мы на ковре-самолете. Ковер у нас есть, а чтобы он стал волшебным нужно произнести заклинание:

Ты наш коврик добрый будь

Отвези нас в дальний путь

И обратно привези.

Заклинаю: 1, 2, 3!     Давайте, еще раз повторим заклинание.

 Дети: 

Ты наш коврик добрый будь

Отвези нас в дальний путь

И обратно привези.

Заклинаю: 1, 2, 3!  

Воспитатель:

Садитесь поудобнее. И полетели (звучит музыка полета, воспитатель переключает слайды).

Вот летим мы над полями,

Вот и море перед нами,

Вижу лодку, рыбака, море шире иль река? (ответы детей)

Один, два, три, четыре - ну, конечно, море шире.

Вот под нами темный лес

Ветки тянет до небес.

В нем дровишек целый груз.

Выше дерево иль куст? (ответы детей)

Справа горы высоки

Слева реки глубоки

Прилетели мы, садимся.

Осторожно приземлимся.

Воспитатель: 

Вот и попали мы в пустыню. Как вы думаете, почему ее так называют?

Дети: 

Потому что  здесь пусто и ничего не растет. А еще в пустыне жарко и много песка.

Воспитатель: 

Пустыня-это бескрайний песок, где почти нет растительности. Самая большая пустыня в мире – Сахара. Растения пустыни особенно устойчивы к засухе. Как вы думаете, какие растения растут в пустыне?

Дети: 

Кактусы, потому что они запасают воду в своих стеблях.

Воспитатель: 

Кактусы бывают разной формы и вырастают очень высокими.

А какие животные приспособились  к жизни в пустыне?

Дети: Верблюды, змеи, ящерицы, черепахи.

Воспитатель: Ребята, а как называют детенышей верблюда? (верблюжата). Вот и верблюжонок по имени Нака приготовил для вас физминутку.

Физминутка: (музыкальный слайд)

Воспитатель: Посмотрите, есть среди песков островок зелени и маленькое озеро. Это – оазис. Оазис – это райский уголок пустыни, где все могут напиться водой, утолить свою жажду.

Зрительная гимнастика:

Глазки крепко закрываем,

Дружно вместе открываем,

Снова крепко закрываем

И опять их открываем.

Смело можем показать,

Как умеем мы моргать.

Вправо-влево повернем

Заниматься вновь начнём!                            

Воспитатель:

Пустыни покрыты рыхлым, легко развеваемым песком. Когда поднимается ветер, то песок разлетается по всей пустыне. Это явление называется песчаной бурей. Подвижные скопления песка называют барханами.

Ребята, как вы думаете кто построил такие барханы? (ветер) 

Таким образом, песок странствует по пустыне.

Барханы могут принимать самые причудливые формы.

 Воспитатель: А как вы думаете, где применяется песок и что из него делают?

Д/и «Где применяется песок?»

Дети: Песок применяется в строительстве при закладке фундамента домов, из него делают белый кирпич.

Песок хорошо очищает воду, его используют в фильтрах для очистки воды.

в песочных часах, на детских площадках. Из песка делают стекло, наждачную бумагу.

Воспитатель: Я предлагаю вам стать  исследователями, мы будем исследовать песок, вы готовы? да. Вокруг себя повернись и в исследователя превратись.

 Тогда проходите в нашу лабораторию.

Возьмите в руки лупы и рассмотрите песок. Скажите, какие песчинки?

Дети: Песчинки прозрачные, похожи на мелкие стеклышки и камешки. Песок можно пересыпать, значит песок сыпучий.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, если в песок добавить воду, он будет мокрый. А какой песок тяжелее мокрый или сухой? Почему?

Дети: Мокрый,  потому что в него добавили воду.

Воспитатель: Давайте проверим взвесим наш песок на весах. (воспитатель взвешивает песок). А теперь подумайте растворяется ли песок в воде?

Дети: Нет.

Воспитатель: В один стаканчик мы насыпим сахарный песок  и нальем воды, размешаем песок растворился, а в другой стаканчик насыпим песок, размешаем вода стала мутная, песок опустился на дно. Какой можно сделать вывод.

Дети: Песок не растворяется в воде.

Воспитатель: Ребята, а сейчас мы проверим чистый у нас песок или нет? Я насыплю песок на тарелочку и проведу по песку магнитом. Посмотрите на магнит прилипли частички металла, значит в песке есть примеси, т.е. в песке присутствуют металлы.

Джинн: Ребята, вы настоящие исследователи. Вы разгадали все тайны песка. И я приготовил вам подарок. Это волшебный разноцветный песок. Ну а мне пора. До свидания!

Воспитатель: До свидания, Джинн! Спасибо тебе за подарок. Ребята, как настоящие путешественники, мы должны привезти из путешествия сувениры. Я предлагаю вам сделать сувениры из разноцветного песка. Перед вами баночки и воронки. Насыпаем песок слоями до горлышка баночки. Затем наливаем сверху клей. Когда клей высохнет, то образуется пробка и песок не рассыпится, сверху закроем крышечкой. (звучит музыка дети выполняют задание)

Какие красивые сувениры у вас получились. Молодцы!

Нам пора возвращаться в детский сад. Садитесь на ковер-самолет.

Ты наш коврик добрый будь

В детский сад нас привези!

Заклинаю: 1, 2, 3!

Воспитатель: Вот мы и вернулись в детский сад. Вам понравилось наше путешествие. Что вам больше всего понравилось? Что показалось трудным?

Спасибо, ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по образовательной области «Познавательное развитие» с использованием ИКТ Тема: «Совушка – мудрая головушка»

Организованная образовательная деятельность подготовлена с использованием следующей литературы: основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Знакомим детей со свойствами воздуха» (средняя группа)

Конспект организованной  образовательной деятельности по познавательному развитию «Знакомим детей со свойствами воздуха» (средняя группа)....

Конспект организованной образовательной деятельности с использованием ИКТ по теме «Исследование свойств камня».

Формирование у детей представлений об основных физических свойствах камня. Развитие в детях познавательной активности путем создания условий разнообразной интеллектуальной и практической деятельностии...

Конспект организованно-образовательная деятельность в младшей группе на тему Песок. Свойства песка.

Конспект организованно-образовательной деятелности по познавательному развитию на тему "Песок Свойства песка." Предназначен для проведения образователной деятельности в младшей группе....

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром «Удивительные свойства камней»

Цель: расширять и закреплять знания детей о свойствах камней.Задачи:1. Формировать у детей элементарных представлений о разнообразии камней, умение обследовать их и называть свойства.2....

Конспект организованно-образовательной деятельности в младшей группе на тему: «Песок. Свойство песка».

Образовательные задачи: формировать интерес детей к экспериментальной деятельности; продолжать формировать знания детей о свойствах песка;Развивающие задачи: продолжать развивать речь детей, умение вы...