Проект "Удивительный мир животных"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Иванова Анжелика Сергеевна

Проект "Удивительный мир животных"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл udivitelnyy_mir_zhivotnyh.docx35.12 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно-исследовательский проект

«Удивительный мир животных».

Автор: Иванова Анжелика Сергеевна,            

            воспитатель первой

            квалификационной категории  

Паспорт проекта

Название проекта

«Удивительный мир животных».

Разработчик проекта

Иванова Анжелика Сергеевна, воспитатель МКДОУ «Белочка»

Участники проекта

 дети подготовительной к школе группы, родители, воспитатели, специалисты.

Тип проекта

познавательно-исследовательский, долгосрочный

Сроки реализации

октябрь-апрель 2021-2022г.г.

Назначение проекта

Данный проект направлен на:

- создание условий для развитие познавательных и исследовательских способностей детей, расширение объёма знаний о животных через создание и наполнение познавательных боксов;  

-обогащение предметно-развивающей среды познавательными боксами;

- создание единого пространства по формированию экологических знаний детей, расширению кругозора, развитию связной речи воспитанников, повышение компетентности родителей по вопросам экологического воспитания.

Актуальность проекта

В течение первых семи лет жизни происходит становление самосознания детей: ребёнок начинает осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире и вычленять его ценности.

Осознанно-правильное отношение детей к окружающему миру строится на чувственном его восприятии, эмоциональном отношении к этому миру. Такое общение развивает наглядно-образное, наглядно-действенное и понятийное мышление, воспитывает познавательное отношение к окружающему миру, способствует накоплению морально-ценностного опыта, воспитанию любви, бережного и заботливого отношения ко всему живому, а также развивает эстетическую сферу ребёнка. Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание у детей любви и уважения к Родине, родному краю. Представление о Родине начинается у детей с окружающей его природы, животных, населяющих родной край. Знакомство с особенностями животных, с взаимосвязями, существующими в природе, имеют большое значение для умственного развития детей, у воспитанников развивается познавательный интерес к природе, мышление, связная речь, словарь. Знания, накопленные в процессе опосредствованного изучения животных, обеспечивают понимание конкретных ситуаций в поведении животных, правильную их оценку. Ребёнок усваивает разнообразные законы жизни животных, своеобразие приспособления живых существ к условиям среды, особенности их взаимодействия с человеком. Именно на их основе рождаются самостоятельные суждения, умение обобщать, замечать изменения, что приводит к постепенному накоплению и углублению знаний. Изучая   животных, у детей пробуждается живой интерес и любознательность, что способствует развитию их эмоциональной сферы, познавательных способностей и мышления, также способствует обучению.

Проблема

Чуткость, любовь к животным, ко всему живому нужно воспитывать с детства. В настоящее время дети в недостаточной степени имеют представление об образе жизни, повадках, питании и жилище животных, особенно диких. Существует много животных, которых нельзя увидеть и потрогать в действительности, обладающих яркими характерными для них особенностями. И детям дошкольного возраста трудно представить некоторые абстрактные характеристики животного, например, его размер, вес и другие. Это обусловлено особенностями развития мышления дошкольников.

Развитие наглядно-образного и понятийного мышления у дошкольников возможно в продолжение хорошо сформированного наглядно-действенного. А наглядно-действенное мышление формируется на основе чувственного и сенсорного восприятия дошкольника через включение анализаторов.  Чтобы включить анализаторы, дошкольник должен всё пощупать, погладить, ощутить, сравнить. На такой основе знания полученные дошкольником будут прочны. Поэтому необходимо подобрать такие приемы, которые помогут ребенку осознать, запомнить и накопить существенные признаки животного и некоторые факты из его жизни, сделать так, что эти знания перестанут быть для ребенка абстрактными. Данную проблему можно решить использованием познавательных боксов при знакомстве дошкольников с животными.

Цель проекта

Создать условия для формирования у детей представлений об удивительном мире диких животных, формирования осознанно – правильного отношения к представителям животного мира, бережному отношению к животным через создание и наполнение познавательных боксов.

Задачи проекта

- Формировать представления у дошкольников о диких животных, их образе жизни, повадках, питании, жилище в процессе наполнения познавательных боксов.

- Разработать учебно-методическое обеспечение для наполнения познавательных боксов, предусматривающее формирование представлений у детей об удивительном мире диких животных: характерными особенностями внешнего вида, поведения, питания, образа жизни некоторых животных.

- Научить дошкольников находить информацию из различных источников и применять ее в различных видах детской деятельности.

- Способствовать формированию устойчивого интереса к познанию дикой природы, чувства удивления и восхищения миром природы через интеграцию образовательных областей в совместной деятельности детей и взрослых.

- Стимулировать стремление ребёнка применять полученные знания в различной деятельности: экспериментировании, исследовании и в игре.

Продукт проекта

Создание познавательных боксов: заяц, лиса, волк, медведь бурый, медведь белый, зебра, сова, леопард.

Ресурсное обеспечение проекта

Наличие мультимедийного оснащения для проведения презентаций, показа фильмов познавательного характера;

Наличие демонстрационного, иллюстративного, предметного материала для заполнения познавательных боксов.

Финансовые затраты:

Приобретение боксов, материалов, предметов- заместителей, обучающих карточек по теме.

Результаты  проекта

1.Расширение у детей знаний и представлений об удивительном мире диких животных.

2.Создание познавательных боксов.

3.Обогащение предметно-развивающей среды –

 уголка: «Природа и наука».

4.Повышение экологического сознания детей, родителей, педагогов.

5.Формирование интереса к познанию природы.

Итог проекта

Игра «Телевизионный репортаж «Эти удивительные животные»

Перспективы дальнейшего развития проекта

Ежегодное проведение данного проекта в подготовительных группах детского сада.

Разработка аналогичного проекта «Удивительный мир растений».

План реализации проекта

 1 этап – подготовительный

Мероприятия

Ответственные

1. Провести:

-опрос детей по определению и выявлению первоначальных знаний детей о диких животных.

-опрос детей по определению по выбору животных для углубленного изучения и созданию познавательных боксов.

2. Подобрать и изучить познавательную литературу и информацию по теме проекта.

3. Составить перспективный план работы и тематических занятий, распределить задачи между педагогами;

4. Составить банк информационной наполняемости по теме;

5.Создать наглядно-дидактическую базу проекта: иллюстративного материала, дидактических игр;

6.Разработать учебно-методическое обеспечение, предусматривающее формирование представлений об удивительном мире диких животных: характерными особенностями внешнего вида, поведения, питания, образа жизни животных;

7. Создать групповые книжные   уголки: книги познавательного, энциклопедического характера, книжки-раскраски с привлечением родителей.

воспитатель

воспитатель

воспитатель

воспитатель

воспитатель

воспитатель, родители

воспитатель,

родители

2 этап – практический

Мероприятия

Ответственные

1.Организация работы с детьми согласно перспективному плану;

2.Изготовление и создание познавательных боксов;

3.Выработка алгоритма работы с боксом:

I этап - Накопление материала.

II этап – Совместная работа с детьми по оформлению бокса.

III этап – Самостоятельная работа детей по сравнению и анализу.

4.Оформление информационного листа

«Алгоритм работы по наполняемости познавательных боксов»:

Внешний вид, характеристика животного, его повадки;

Ареал обитания, условия проживания, размножение;

Особенности питания (пищевая цепочка).

5.Оформление папки со стихами, загадками по животным;

6.Консультация для родителей «Что рассказать детям о диких животных?»

воспитатели, специалисты

воспитатели

воспитатель

воспитатель

воспитатель

воспитатель

3 этап – заключительный

Мероприятия

Ответственные

1.Игра «Телевизионный репортаж «Эти удивительные животные».

2.Размещение в уголке «Природа и наука» познавательных боксов: заяц, лиса, волк, медведь бурый, медведь белый, зебра, сова, леопард.  

3.Презентация по проекту на педсовете. Подготовка материалов проекта для представления в конкурсах и РМО воспитателей.

4.Презентация результатов исследовательской деятельности родителям.

воспитатель

воспитатель

воспитатель

воспитатель

Календарно – тематическое планирование по реализации проекта

Месяц

Занятия познавательного цикла по программе

Совместная деятельность педагога с детьми Познавательная копилка «Мы их знаем»

Ноябрь

1.«Как устроена живая природа»

2. «Что и как влияет на живую природу. Тепло»

1. Создание познавательного бокса «Заяц»

2. Создание познавательного бокса «Бурый медведь»

Декабрь

1.«Что и как влияет на живую природу. Свет»

1.Создание познавательного бокса «Лиса»

2.Создание познавательного бокса «Волк»

Январь

1.«Что и как влияет на живую природу. Влажность (вода)»

1.Создание познавательного бокса «Белый медведь»

Февраль

1.«Что и как влияет на живую природу. Загрязнение окружающей среды»

2. «Скажи мне, что ты ешь, и я скажу, кто ты»

1.Создание познавательного бокса «Нерпа»

2.Д/и «Кто ты?» (Хищник, травоядное животное, всеядное)

Март

1.«Взаимосвязи в природе»

2.«Пищевые цепочки»

1.Создание познавательного бокса «Сова»

2.Создание познавательного бокса «Леопард»

Апрель

1.«Как животные спасаются от врагов?»

1.Создание познавательного бокса «Зебра»

Май

Игра «Телевизионный репортаж «Эти удивительные животные»

Содержание практической деятельности в процессе реализации проекта

Образовательные области

Содержание работы

Задачи

Познавательное развитие.

Беседы с детьми о животных с использованием презентаций и видеофильмов.

 Беседы: «Что мы знаем о животных».

 «Удивительный мир животных»;
«Охрана животных»;
«Следы животных»;
«Интересное из жизни животных»;
«Как животные заботятся о потомстве»;
Занятие по темам:

- Живая и неживая природа;

- Животные родного края;

- Животные Севера и жарких стран;

-Травоядные, хищные и всеядные животные;

- Пищевая цепочка среди животного мира.

Расширить и закрепить знания детей о животных уточнить знания детей о животных.

Воспитывать желание детей помогать животным

Речевое развитие.

Викторина «Кто больше знает о животных?». Рассматривание иллюстраций, картинок, книг, энциклопедий с изображением животных.

Чтение художественной литературы.

Составление описательных рассказов о животных.

Использование поговорок, пословиц.

Продолжать работу по развитию словаря, связной речи детей, памяти, внимания.

Художественно-эстетическое развитие.

Обрывная аппликация «Дикие животные».

Рисование «Кто живет в лесу».

Лепка «Удивительный мир зверей».

Конструирование из бумаги в технике оригами «Рыжая лисичка».

Аппликация из салфеток: «Белый медведь».

Пластилинография «Звери в зоопарке».

Коллаж «Африканские животные».

Лепка: «Животные жарких стран».

Коллективная работа: «Царство диких животных»

Формировать умение передавать внешний вид животных.

Развивать воображение, образное восприятие, мелкую моторику рук. Формировать умение работать в коллективе

Художественно-эстетическое развитие. Музыка.

Прослушивание записи голосов животных.

 Разучивание музыкальных игр «Хоровод зверей».

Развивать музыкальный слух,

эмоции.

Физическое развитие.

Подвижные игры, связанные с повадками животных.

Развивать общую моторику, координацию движений.

Социально-коммуникативное развитие.

Дидактические игры: «Посчитай», «Четвертый лишний», «Узнай по описанию», «Один -много», «Разрезные картинки», «Найди пару», «Чей домик?», «У кого кто?», «Кто, где живет?»,

«Угадай и расскажи», «Травоядные и хищные».

Лото «Животные».

Расширить знания детей о животных.

Взаимодействие с родителями.

 Совместная деятельность с детьми:

-беседы с детьми о животных,

-составление рассказов и сказок о животных.

Оформление родительского уголка «Добрые советы», «Что рассказать детям о диких животных?».

Оформление памятки родителям с рекомендациями по изучению темы «Дикие животные».

Пополнение книжного уголка книгами о животных

Способствовать

осознанию родителями важности экологического воспитания детей.

Взаимодействие педагогов по реализации проекта.

Педагоги

Виды работ

Воспитатели групп

Проведение занятий согласно перспективному планированию.

Организация, подбор и подготовка материала по познавательному развитию и наполнению познавательных боксов.

Учитель-логопед

Составление описательных рассказов о животных.

Психолог

Проведение бесед и подгрупповых занятий, направленных на установление партнёрских отношений в группах детей при решении выявленных проблемных ситуаций

Музыкальный руководитель

Проведение музыкальных игр  

Инструктор по ФИЗО

Подвижные игры про животных

Список используемой литературы:

  1. Поддьяков Н. Н. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Н. Н. Поддьяков, А. Ф. Говоркова, Н. П. Батищева и др.; Под ред. Н. Н. Поддьякова, А. Ф. Говорковой. – М.: Педагогика. 1985. – 85 с.
  2. Рогозина Е.Н. «Познавательный бокс», педагогический портал «О детстве».
  3. С. Н. Агеева «Нерпёнок» журнал Сибирячок. — 2001. — № 2. — С. 38-39.
  4. Асламова С.Н. Сергиенко С.Ш. «Удивительное путешествие Сибирячка по Байкалу», Иркутск, 2002
  5. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми дошкольного возраста. (практическое для воспитателей и методистов ДОУ). Воронеж: ТЦ «Учитель», 2014.
  6. С.Бунтовская «Экологические сказки с берега Байкала», «Для чего нерпе когти», «Голомянка» Устинов, С. К. Животные Байкала С. К. Устинов // Сибирячок. — 2000. — № 6.
  7. Бардышева Т.Ю. Связанные одной цепью. Издательский дом «Карапуз», 2003.
  8. Волина В.В. Мир животных. Ростов –на- Дону: Феникс,1999.
  9. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. М.: ТЦ Сфера, 2006.
  10. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М: Просвещение, 2014.
  11. Масленникова О.М. «Экологические проекты в детском саду», издательство «Учитель»,2011.
  12. «Путешествие голомянки», пьеса для детей в защиту Байкала (по материалам Татьяны Быченко).
  13. Л.В. Рыжова «Методика детского экспериментирования» ООО издательство «Детство - пресс», 2014.
  14. Скрягина Л. «Сказка о нерпах» http://detstvo.irkutsk.ru
  15. Современные стратегии реализации содержания дошкольного образования. Методическое пособие к курсам повышения квалификации воспитателей и педагогов ДОУ различных видов. Иркутск, 2008.
  16. Сорокина Л. В. Тематические игры и праздники по экологии: Методическое пособие.  М.: ТЦ Сфера, 2014.
  17. Хрестоматия для чтения детям 6-7 лет Мозаика-Синтез.2017.
  18. Энциклопедия для детей. Биология. М.: «Аванта+»,1996.
  19. Я познаю мир. Животные. М.: Астрель,2001.
  20. Аудиосказки «Нерпа Юма. Сказки Байкала» https://music.yandex.ru/album/16404026?reqid=79064690515180283186955630824049144


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши» Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи«Животные и их детёныши»(для старшей, логопедической группы)...

"Наши меньшие друзья" Цель:способствовать формированию заинтересованного, бережного отношения к домашним животным.Задачи: Формировать знания детей о домашних животных. Дать представления о потребностях животных для их роста и развития. Воспитать чувства

"Наши меньшие друзья" - занятие по  ознакомлению с окружающим миром. Цель -  способствовать формированию заинтересованного, бережного отношения к домашним животным.  Задачи: форми...

Итоговое занятие по проекту «Путешествие по карте», включающему л\т «Животные наших лесов», «Животные Севера», «Животные жарких стран»

Итоговое мероприятие по проекту «Путешествие по карте», включающему л\т «Животные наших лесов», «Животные Севера», «Животные жарких стран»...

Конспект занятия "Ленинградский зоопарк" в рамках проектов по произведениям С.Я.Маршака "Про всё на свете", Азбука Санкт-Петербурга" по лексическим темам: "Домашние животные" "Дикие животные", "Животные жарких и северных стран".

Конспект занятия «Ленинградский зоопарк» в рамках проектов по произведениям С.Я.Маршака« Про всё на свете», « Азбука Санкт-Петербурга»по лексическим темам: &la...

Тема недели (дня): «Животный мир» Цель: 1. Формирование у детей элементарных экологических представлений об охране животных. 2. Расширение представлений о домашних и диких животных, о внешнем виде, способе передвижения, питании. Закрепление знаний о вне

Тема недели (дня): «Животный мир»Цель: 1. Формирование у детей элементарных экологических представлений об охране животных.2. Расширение представлений о домашних и диких животных, о внешне...