Конспект занятия по окружающему миру с детьми старшего дошкольного возраста «Животные Прибайкалья»
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа)
создать условия для формирования представлений детей о многообразии животных Прибайкалья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhivotnye_pribaykalya.docx | 23.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №111»
Муниципального образования города Братска
Конспект занятия по окружающему миру с детьми старшего дошкольного возраста «Животные Прибайкалья»
Составила:
воспитатель
И.М. Куликова
2024г.
Конспект занятия по окружающему миру с детьми старшего дошкольного возраста «Животные Прибайкалья»
Цель: создать условия для формирования представлений детей о многообразии животных Прибайкалья.
Задачи:
- актуализировать и систематизировать знания детей об уже знакомых им животных Прибайкалья;
- познакомить с некоторыми новыми животными, обитающими в Прибайкалье, их внешними особенностями, образом жизни,
повадками.
- уточнить названия, отличительные признаки животных;
- развивать познавательный интерес к жизни животных Прибайкалья;
- развивать зрительное внимание, мыслительные и психические процессы;
- развивать мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний;
- воспитывать бережное отношение к природе родного края;
- закреплять умения работать с интерактивной доской.
Ход:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам на занятие пришел гость. Кто мне скажет кто это? Ответы детей.
Воспитатель: Нерпёнок узнал, что у нас сегодня занятие о животных Прибайкалья. И он с удовольствием вместе с нами совершит виртуальное мини путешествие к озеру Байкал. При помощи нашей с вами интерактивной доски, у нас есть возможность встретиться с друзьями нерпенка. Вы готовы к встречи с ними? Ответы детей
Воспитатель: Отлично, давайте посмотрим на экран. (На экране карта России) СЛАЙД №2
Воспитатель: Что вы видите на экране? Ответы детей
Воспитатель: Верно, это карта нашей страны, России.
Воспитатель: Кто может на карте показать нашу область, в какой области мы живем? Ответы детей
Воспитатель: Верно, наша область Иркутская. Наш сибирский край называется еще Прибайкальем, отчего такое название? В нашем краю находится знаменитое озеро Байкал.
Воспитатель: Ребята, где живет нерпенок, кто из вас может показать дом нашего гостя? Ответы детей
Воспитатель: Правильно, нерпенок обитает в озере Байкал. Это озеро со всех сторон окружено горами и сибирским лесом. Как называется по-другому сибирский лес? Ответы детей
Воспитатель: Правильно, Сибирский лес – это тайга. Как раз в тайге живут друзья нашего с вами гостя. СЛАЙД №3 (На экране слайд зимнего леса на Байкале)
Ребята, нерпенок, когда собирался к нам, приготовил для вас небольшой сюрприз. Это загадки, отгадав их, мы узнаем, какие животные нам сегодня повстречаются. СЛАЙД №4 (Загадки на экране доски, правильный ответ в виде картинки появляется при нажатии на загадку).
Воспитатель: Молодцы, все загадки отгадали
СЛАЙД №5 А сейчас, ребята, давайте расскажем, что мы знаем о друзьях нерпенка.
Дети выбирают на доске животное и рассказывают поочередно о: волке, лисе, белке, лосе, зайце и рыси. (На доске при нажатии, появляется слайд с выбранным животным)
Василиса:
Лиса относится к хищным животным. Шерсть лис чаще всего имеет рыжий цвет. Летом лиса линяет, а к зиме у нее вырастает новая шерсть, густая и пышная, необходимая для защиты от холода. Большие и вытянутые уши помогают лисам улавливать звуки, а длинный хвост помогает сохранять равновесие во время бега и защищает от холода. Лиса - хищник, питается она небольшими грызунами - мышами, сусликами. Кроме грызунов и зайцев, лиса любит полакомиться птицей, яйцами из разоренных гнезд, плодами и ягодами. Лисы живут в норе.
Воспитатель: Норка лисы может быть до 3 метров вглубь. Лиса хорошо плавает и даже может охотиться там, где мелко, на рачков и маленьких рыб.
Ребята, а хотели бы вы послушать, какой звук издает лиса? Послушаем лису? На каждом слайде имеется звук-голос животного.
Арман:
Волк – один из самых опасных хищников. Это умный, ловкий, осторожный и сильные зверь. Волки родственники собак и даже внешне очень похожи на них, но выглядят они намного крупнее благодаря густой шерсти. Питаются эти звери разнообразной, в основном мясная пищей. Волки охотятся на птиц, диких и домашних животных. В случае сильного голода могут употреблять растительную пищу (ягоды, грибы). Волки живут в логове.
Воспитатель: Волки отлично плавают — они вполне способны преодолеть по воде расстояние в несколько десятков километров. В этом им помогают небольшие перепонки между пальцами. Послушаем волка? На каждом слайде имеется звук-голос животного.
Лера:
Рысь – это лесная кошка. Крупная, ловкая, на высоких ногах, с красивыми длинными кисточками на ушах. Рысь – прирождённый охотник. Она может подолгу пребывать в засаде, добычей рыси может стать заяц, тетерев, оленёнок. Рысь ночной хищник, днём она, как правило, пребывает в своём логове – яме, или расщелине, ловко спрятанной в лесных зарослях.
Воспитатель: Во время ходьбы или бега задние лапы рыси ступают точно по отпечаткам передних лап. Рысь тоже является отличным плавцом. Послушаем рысь? На каждом слайде имеется звук-голос животного.
София:
Белка лесной зверёк. Размеров белка небольших, она – обладательница красивого, пушистого хвоста. Белка – это грызун. Предпочитает питаться растительной пищей — грибочки, ягодки, плоды деревьев, орехи, жёлуди. Два раза в год белка линяет, меняя свою рыжую летнюю шубку на серую зимнюю. К организации своего гнезда эта лесная жительница относится очень тщательно: формирует его из веточек, мха, изнутри выстилает шерстью и перьями. Чтоб было помягче да потеплее.
Воспитатель: Четыре зуба у белки постоянно растут, поэтому их всё время нужно стачивать. Белки прекрасно умеют плавать. Белка плывёт с высоко поднятым хвостом, потому что если хвост намокнет, то утянет белку на дно. Послушаем белочку? На каждом слайде имеется звук-голос животного.
Полина:
Заяц – принадлежит к отряду грызунов. Уши длинные, хвостик не велик, задние лапы – сильные. Летом заяц – серый, зимой – белый. Для того, чтобы спрятаться от зимних морозов, заяц роет нору в снегу. Днём, как правило, спит, а ночью выходит перекусить. Зимой прокормиться трудно. А вот летом – трава, ветки, кора деревьев, клевер, мышиный горошек, грибы.
Воспитатель: Зубы у зайцев растут всю жизнь, поэтому им необходимо грызть что-то твёрдое, чтобы их стачивать. Зайцы способны прорыть себе нору на глубину до 3 метров. При этом это будет не просто норка, а самая настоящая многокомнатная квартира, в которой будет представлено несколько входов и выходов, а также специальные помещения, где зверёк будет спать, хранить пищу, содержать зайчат. Послушаем зайца? На каждом слайде имеется звук-голос животного.
Костя:
Лось – одно из самых крупных животных в наших лесах. Взрослые самцы могут похвастаться большими рогами. Но иногда рога надоедают лосю. И он их сбрасывает осенью и ходит без них до конца весны. Шерсть — коричневого цвета. Питаются лоси ветками деревьев и кустарников, большие любители такого растения, как иван-чай. Зимой лось кормится днем, а ночью спит. Летом, же, наоборот. Прячась от жары и мошек, летним днём он отдыхает, а ночью ищет себе пропитание.
Воспитатель: Из-за очень длинных ног лось, чтобы попить воды, должен или зайти глубоко в воду, или согнуть передние ноги, иначе до воды он просто не дотянется. Лоси отлично плавают, причём они не боятся ни холодной воды, ни значительных расстояний. Хотите услышать лося? На каждом слайде имеется звук-голос животного.
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы, спасибо. Нерпенку очень понравились рассказы про его друзей. А теперь я хочу вам рассказать еще о двух его друзьях. Рассказ о кабарге и соболе.
Соболь – это хищное стройное и изящное животное, называют «жемчужиной сибирской тайги». Тело его вытянутое, очень гибкое, на коротких ногах. Меховой покров густой, мягкий, пушистый. Белки, зайцы и мыши – предпочтительное для зверя лакомство, на втором месте птицы. Он свободно чувствует себя и на земле, и на деревьях, в каменистых россыпях и под толщей снега, хорошо плавает и лазает по скалам, а по снегу на своих широких лапах бегает, почти не проваливаясь. У соболя отличный слух – заслышав писк мыши, он ныряет в снег, и ловко под снегом находит и ухватывает добычу. Гнездо, где появляются соболята, животное устраивает или на дереве, или в чьей-то норе на земле, например, под поваленным деревом.
Кабарга - это парнокопытное животное, своей внешностью сильно походит на оленя. Форма тела кабарги отличается от оленя. Животное как будто сжалось, спина округлая, ноги полусогнутые, сильные, заканчивающиеся плотными, раздвоенными копытами. Шерсть кабарги очень плотная, в нательном покрытии практически нет пуха. Это полезное качество для сурового климата. Все тепло остается внутри. Даже если зверь уляжется на снег, тот не растает и шерсть не промокнет. Его зимняя окраска темно-коричневая. По бокам и спине разбросаны светлые пятна, что делает его практически невидимым в чаще среди бурелома, скальных россыпей и темнохвойной тайги. У самцов изо рта торчат вниз тонкие и острые клыки, которые заменяют им отсутствующие рога. Питается кабарга лишайниками, растущими на деревьях, тонкими ветками, хвоей сосны и лиственницы, а также травянистыми растениями.
Воспитатель: Сколько мы интересного услышали о животных, давайте встанем на ноги и немного отдохнем. Дети повторяют движения с интерактивной доски
Физкультминутка:
Встанем, надо отдохнуть, (Встать со стульчиков)
Наши пальчики встряхнуть. ( Сжимание и разжимание пальцев)
Поднимайте ручки вверх, (Поставить ладони на голову пальцами
вверх)
Шевелитесь, пальчики, (Подвигать ладонями вперед – назад)
Так шевелят ушками
беленькие зайчики.
Крадемся тихо на носочках, (Ходьба на месте на носочках,
плавные
Как лисы бродят по лесочку. (движения руками перед собой)
Волк озирается кругом, (Руки на поясе, повороты головы
И мы головки повернем. (влево – вправо)
Теперь садимся тише, тише, ( Сесть на корточки)
Притихнем, словно в норках мыши.
Воспитатель: Ну, вот мы немного размялись, отдохнули. Предлагаю вам выполнить игровое задание: «Кто кем был» Мы, конечно, не забыли, кем ещё вчера вы были.
На столах лежат карточки с изображением взрослого животного и его детеныша. Нужно провести линии от детеныша к взрослому животному. Когда все справятся с заданием, игра проверяется на экране.
Интерактивная игра «Кто кем был?»
Воспитатель называет какое - либо животное, а ребенок, называет это животного, отвечает на вопрос, кем был раньше названный объект, показывает его на доске (при нажатии объект перемещается в нужное место): лиса - лисёнком, соболь - соболёнком, рысь - рысёнком, заяц - зайчонком, кабарга – олененком (кабарожка), белка - бельчонком, лось – лосёнком, волк - волчонком,
Молодцы, ребята. Посмотрите и проверьте, все ли правильно справились с заданием на своих карточках.
Беседа о прошедшем занятии: Что вам понравилось больше всего?
(ответы детей). Ребята, о ком мы сегодня говорили? Что нового
сегодня вы узнали?
Сегодня мы вспомнили уже знакомых нам животных Прибайкалья
и познакомились с новыми животными, обитающими в Прибайкалье.
Рефлексия: воспитатель простит подойти к столу, на котором лежит
разнос с картинками животных, взять по одной и прикрепить на макет «Маленький кусочек сибирской тайги у Байкала», это нам останется на память о нашем с вами мини-путешествие.
На экране слайд с животными. Воспитатель обращает внимание детей на то, что виртуальное мини-путешествие, заканчивается и предлагает детям еще раз назвать животных Прибайкалья и им уже пора возвращаться в тайгу. При нажатии названного животного объект исчезает с экрана.
Мир прекрасен, прекрасны наши леса, тайга, удивительные и разнообразные виды животных. Знайте и берегите их.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста.
1. Помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания – еда должна быть не только вкусной, но и полезной.2. Дать знания о пользе витаминов, объяснить, как они влияют на организм человека...
Интегрированное занятие по окружающему миру с детьми старшего дошкольного возраста "ГРИБНОЕ ЦАРСТВО"
Познакомить детей с грибами(как выглядят, где растут, каковы их свойства, чем отличаются ядовитые от съедобных). Уточнить условия, необходимые для роста и развития грибов ....
Конспект ООД по окружающему миру с детьми старшего дошкольного возраста.
Конспект ООД по окружающему миру с детьми старшего дошкольного возраста(опыты и эксперименты) Тема:«Путешествие утёнка»...
Интегрированное занятие по окружающему миру с детьми старшего дошкольного возраста «Воздух»
Интегрированное занятие по окружающему миру с детьми старшего дошкольного возраста «Воздух»...
Занятие по окружающему миру с детьми старшего дошкольного возраста: «Весна».
Конспект образовательной деятельности с использованием интерактивной доски по ознакомлению с природным и социальным окружением с детьми старшего дошкольного возраста: «Весна». Возраст...
Конспект занятия по окружающему миру с детьми старшего дошкольного возраста "Царица - водица"
Конспект занятия по окружающему миру с детьми старшего дошкольного возраста "Царица - водица"Цель занятия:1. Уточнить и расширить знания о воде, ее свойствах, роли в жизни человека и всего ж...