Конспект занятия по окружающему миру с детьми старшего дошкольного возраста "Царица - водица"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

ФРОЛОВА ЛЮБОВЬ НИКОЛАЕВНА

Конспект занятия по окружающему миру с детьми старшего дошкольного возраста "Царица - водица"

Цель занятия:

1. Уточнить и расширить знания о воде, ее свойствах, роли в жизни человека и всего живого;

2. Познакомить с круговоротом воды в природе

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Цель:

  • Уточнить и расширить знания о воде, ее свойствах, роли в жизни человека и всего живого на планете;
  • Познакомить с круговоротом воды в природе;
  • Воспитывать бережное отношение к воде как основному природному ресурсу;
  • Воспитывать экологическую культуру, любовь к природе.

Активизация словаря:

Планета Земля, вода, суша, море, озеро, река, океан, родник, соленая вода, пресная вода, жидкая форма, твердая форма, газообразная форма, лед, снег, пар, круговорот воды в природе, растворитель.

Предварительная работа:

  • Рассматривание иллюстраций по теме;
  • Чтение пословиц о воде;
  • Отгадывание загадок;
  • Чтение стихов «Град» Е. Серова, «Дождь» А. Барто, «Мороз» Н. Некрасова, «Облака» Я. Акима;
  • Игры «Ручеек», «Мы - капельки».

Материал:

  • Глобус;
  • Снимок планеты Земля из космоса;
  • Фотографии с изображением озера, реки, океана, родника, моря;
  • Видеоролик «Круговорот воды в природе»;
  • Плакат «Агрегатные состояния воды»
  • Для проведения опытов: прозрачные сосуды разной формы, прозрачные стаканчики с чистой питьевой водой, гуашь разных цветов, соль, сахар,  кусочек лимона, стаканчики с чаем и молоком, большой поднос, емкость с достаточным количеством чистой воды, чайные ложки;
  • Фото макета соотношения всей воды планеты с общим количеством пресной воды и пресной воды, доступной человеку и всему живому на земле.
  • «Светофорчики» для игры «Да - нет»

Интеграция образовательных областей:

  • Познавательное развитие;
  • Речевое развитие;
  • Социально – коммуникативное развитие;
  • Физическое развитие

Ход занятия

Дети заходят в группу

Воспитатель. Ребята, послушайте, мне кажется, я слышу какой-то звук. (Слышится шум ручья). А вы слышите? Как вы думаете, это звук чего?... Действительно, это вода. Каждый день мы с вами сталкиваемся с водой: когда пьем ее, когда умываемся, дожди сейчас часто идут (почти каждый день), но часто ли мы задумываемся: «А что такое вода, какими свойствами она обладает, какая она бывает?» Чтобы найти ответы на эти вопросы давайте проследуем за нашим ручейком и окунемся с вами в загадочный мир воды.

Дети берутся за руки, и цепочкой зигзагом под шум ручейка идут на стульчики

Воспитатель. Ребята, как называется планета, на которой мы живем? (Земля) Воспитатель. Посмотрите, что у меня в руках. Как это называется?

Воспитатель показывает детям глобус.

Воспитатель. Правильно. А что такое глобус? Да, глобус – это макет нашей земли, во много раз уменьшенная ее копия. Глядя на него мы можем посмотреть на нашу землю как бы со стороны. Мы видим, что на глобус нанесены различные цвета. А вот что они обозначают, вы знаете? Расскажите. А какого цвета здесь больше всего? Из этого мы можем сделать вывод, что большую часть поверхности земли занимает ….? Правильно, вода. Поэтому нашу планету еще называют «голубой планетой». Именно такой она выглядит на снимке из космоса. Посмотрите.

Воспитатель показывает снимок планеты Земля из космоса.

Воспитатель. Теперь давайте вспомним, где встречается нам вода в природе? Для этого мы с вами отгадаем загадки.

Воспитатель зачитывает загадки

  1. Лентой вьется на просторе,                  

А потом впадает в море.

Широка и глубока…

Как зовем ее? ….

(Река)

  1. Направо вода и налево вода,
    Плывут здесь суда и туда и сюда.
    Но если захочешь напиться, дружок,
    Соленым окажется каждый глоток.
    (Море)
  2. Состоит он из морей.

Ну, давай, ответь скорей.

Это – не воды стакан,

А, огромный ...

(Океан)

  1. Кто напоит нас с тобой

Чистой ключевой водой?

Он из-под земли возник.

Весело журчит...

(Родник)

  1. Зеркало лежит среди поля,

Рама зеленая, стекло голубое.

(Озеро)

Воспитатель по мере отгадывания показывает фотографии с изображением моря, океана и т.д.

Воспитатель. Молодцы, ребята! Но только ли здесь встречается вода? Конечно же, нет. Трудно найти на Земле место, где бы не было воды. Вода находится повсюду. И не только в океанах и морях, в реках или озёрах, в родниках или болотах. Вода содержится и в живых организмах — в каждом растении, в каждом животном, в нас с вами. Без воды не может жить ни одно живое существо. Не свободна от воды и атмосфера: в ней находятся водяные пары, дождевые капли, снежинки. Много воды на Земле. И вся она, где бы ни находилась, не живёт сама по себе, изолированно. Вода морей и рек, подземные источники и дождевые капли — все они связаны друг с другом. В природе нигде нет покоя, всё находится в движении, развивается, изменяется. Не остаётся в покое и вода. Если бы можно было совершить фантастическое путешествие с частицей воды, мы побывали бы за короткое время в самых различных местах земли — в её глубоких пластах и высоко в воздухе, в реке и в море. Эта частица побывала бы и в грозовой туче, и в тумане, и в росе; она замерзала бы красивой снежинкой, забиралась бы в стволы деревьев и тела животных. Вода — вечный, неутомимый путешественник — совершает в природе великий круговорот. Давайте посмотрим об этом вместе с вами небольшой видеоролик.

Дети просматривают видеролик «Круговорот воды в природе».

Воспитатель. Давайте закрепим наши знания в игре «Ходят капельки по кругу».

П/и «Ходят капельки по кругу».

Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру «Ходят капельки по кругу». Я буду вашей мамой  - Тучей. А вы все моими капельками.

(Включается музыка и идет дождь)

Воспитатель. Вы полетели путешествовать на землю.

Дети прыгают, бегают, играют свободно по всему залу.

Воспитатель. Но вот им стало скучно прыгать поодиночке, собрались они попарно и потекли маленькими веселыми ручейками.

(Смена музыки. Музыка ручейка)

Дети - капельки соединяются парами и составляют ручейки.

Воспитатель. Встретились ручейки и стали большой рекой.

(Смена музыки. Музыка реки)

Дети - капельки соединяются в одну цепочку.

Воспитатель. Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой пребольшой океан.

(Смена музыки. Музыка океана)

Дети перестраиваются в хоровод и кружатся по кругу, затем приседают.

Воспитатель. Плавали они плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама –Тучка наказывала домой вернуться, а тут как раз солнышко пригрело (Показываю солнышко). Стали капельки легкими, потянулись вверх.

 Присевшие дети поднимаются, а затем вытягивают руки вверх.

Воспитатель. Испарились они под лучами солнышка и вернулись к маме – Тучке.

Капельки подходят к маме – Тучке и она их обнимает.

Воспитатель. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротник не залезали, не брызгались, теперь со мной побудьте. Я без вас соскучилась.

Дети садятся на стульчики

Воспитатель. Просматривая видеоролик о круговороте воды в природе, и, играя в игру «Ходят капельки по кругу», вы заметили, что вода меняла свое состояние. То она была жидкой, то газообразной. Где встречается вода в жидком состоянии (ручеек, река, океан), а где в газообразном состоянии? (испарение воды при кипении воды в кастрюльке из мультика, испарение капелек воды под лучами солнца в игре)

А в каком еще состоянии бывает вода? (твердом). Приведите пример (лед, снежинка)

Воспитатель показывает плакат «Агрегатные состояния воды»

Именно благодаря способности воды бывать в трех состояниях: жидком, твердом, газообразном и совершается круговорот воды в природе, а значит, у нас всегда в определенные времена года будет дождь, снег, а реки, моря и океаны будут наполняться водой.

Воспитатель. Молодцы ребята, но это еще не все волшебные свойства воды. И мы в этом сейчас убедимся. Для этого давайте пройдем к нашему столу и проведем несколько опытов.

Воспитатель вместе с детьми проводит опыты с водой.

Опыты. Вода не имеет формы, цвета, вкуса и запаха, вода – растворитель.

Опыт 1. Вода не имеет цвета. Перед детьми три прозрачных стакана. Один наполнен молоком, второй чаем и третий чистой водой. Воспитатель предлагает назвать цвет каждой жидкости. (Молоко – белое, чай – красно – коричневый, вода – бесцветная, прозрачная). А потом  предлагает положить в стакан с водой ложку. Дети видят, что ложка видна через стакан с водой. Это подтверждает, что вода не имеет цвета.

Опыт 2. Вода не имеет формы. Воспитатель показывает детям, а потом кладет в пустой прозрачный стакан две маленькие деревянные фигуры (шар, куб) и спрашивает, изменили ли форму эти фигуры, когда положили их в стакан. (Нет)

Потом берет прозрачный стакан с чистой водой и переливает эту воду в прозрачную емкость прямоугольной формы. Дети видят, что вода принимает форму той емкости, в которую ее налили и делают вывод, что вода не имеет формы.

Опыт 3. Вода  - растворитель. Перед детьми стоят несколько стаканчиков с чистой питьевой водой. Воспитатель предлагает детям в один стаканчик положить соль, в другой – кубики сахара, в третий – какао – порошок, в четвертый макнуть кисточку с краской. Все размешать. Дети увидят, что все растворилось, а в стаканчиках с растворенными какао и краской, вода приняла цвет какао и краски соответственно.

Опыт 4. Вода не имеет вкуса и запаха. Воспитатель перед опытом спрашивает детей, какого вкуса вода и имеет ли она запах. После этого дает детям попробовать простую кипяченую воду и понюхать ее. Затем предлагает положить в один стакан соль, в другой сахар, размешать и дает попробовать детям. В третий стакан с водой предлагает добавить лимон и понюхать воду. Дети делают вывод, что вода не имеет вкуса и запаха, а принимает вкус и запах того вещества, которое в нее добавлено.

Выполняя опыты, параллельно делаем выводы 

Выводы: благодаря тому, что вода может превращаться в пар, а потом обратно в жидкое состояние она никогда не исчезнет с планеты, и будет поддерживать жизнь всего живого на земле. Благодаря тому, что вода не имеет формы, она может просачиваться в любые щели, впитываться в землю, мы сами и все живое можем ее пить. Мы знаем, что вода не имеет цвета и запаха и может приобретать вкус, цвет и запах того вещества, которое в ней растворится. Благодаря этому мы можем определить чистая вода или грязная, разнообразить ее вкус. Вода как растворитель используется также для умывания, для стирки, мытья посуды.

Воспитатель. Ребята, мы сегодня многое узнали о воде. И это только малая часть того, что мы рассказали о воде. Но чем больше мы о ней узнаем, тем больше мы видим неоценимую ее роль в жизни всего живого на земле. Ребятки, но если воды так много на земле, надо ли ее беречь? Чтобы правильно ответить на этот вопрос, сначала скажите мне, а любую ли воду можно пить?         Если я вам предложу стакан с морской водой и стакан с речной водой. Какой вы выберете? Почему?

Воспитатель. Так вот ребятки, если мы еще раз посмотрим на наш глобус, то увидим, что большая часть воды представлена именно морями и океанами, вода в которых очень соленая и не пригодна для питья.

Воспитатель показывает океаны и моря, площадь, которую они занимают.

Воспитатель. И пресной воды, той, которую мы можем пить, не так уж много. А если еще учесть, что не вся пресная вода для нас доступна (часть ее находится в ледниках), то ее совсем мало. Наглядно мы можем посмотреть это вот на таком макете.

Воспитатель показывает макет соотношения всей воды планеты с общим количеством пресной воды и пресной воды, доступной человеку и всему живому на земле.

Воспитатель. А это означает, ребятки, что запасы воды, пригодной для питья, не безграничны, и ее надо беречь, расходовать экономно и не загрязнять.

Воспитатель. Молодцы, все правильно. Ребятки, сегодня мы многое вспомнили и узнали о воде. Давайте узнаем, что вы запомнили из сегодняшнего занятия?

Воспитатель раздает «Светофорчики» для д/и «Да - нет»

  • Большую часть земли занимает суша. Правда ли это?
  • Вода – это жидкость?
  • Реки и озера – это вода?
  • Моря и океаны – это суша?
  • Вода содержится в растениях?
  • Вода содержится в животных?
  • А в нас с вами?
  • Вода содержится в воздухе?
  • Совершает ли вода круговорот в природе?
  • Если вода замерзает, она превращается в пар?
  • Если воду сильно нагреть она превращается в пар?
  • Вода имеет цвет?
  • Вода в чистом виде имеет вкус?
  • Вода не является растворителем. Верно ли утверждение?
  • Вода имеет форму?
  • Воду не надо беречь, ведь ее очень много. Верно ли утверждение?
  • Пресной воды больше, чем соленой. Верно ли утверждение?
  • Смогут ли растения жить без воды? А животные? А мы с вами?

Молодцы, ребята! Все правильно. И запомните главное - без воды не будет жизни на земле!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по окружающему миру для детей старшего дошкольного возраста.

1. Помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания – еда должна быть не только вкусной, но и полезной.2. Дать знания о пользе витаминов, объяснить, как они влияют на организм человека...

Интегрированное занятие по окружающему миру с детьми старшего дошкольного возраста "ГРИБНОЕ ЦАРСТВО"

Познакомить детей с грибами(как выглядят, где растут, каковы их свойства, чем отличаются ядовитые от съедобных).  Уточнить условия, необходимые  для роста и развития грибов ....

Конспект ООД по окружающему миру с детьми старшего дошкольного возраста.

Конспект  ООД по окружающему миру с детьми старшего дошкольного возраста(опыты и эксперименты)   Тема:«Путешествие утёнка»...

Интегрированное занятие по окружающему миру с детьми старшего дошкольного возраста «Воздух»

Интегрированное занятие по окружающему миру с детьми старшего дошкольного возраста «Воздух»...

Занятие по окружающему миру с детьми старшего дошкольного возраста: «Весна».

Конспект образовательной деятельности с использованием интерактивной доски по ознакомлению с природным и социальным окружением с детьми старшего дошкольного возраста: «Весна». Возраст...

Конспект занятия по окружающему миру с детьми старшего дошкольного возраста «Животные Прибайкалья»

создать условия для формирования представлений детей о многообразии  животных Прибайкалья....