Самообразования: «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности дошкольников
методическая разработка по окружающему миру
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Возовский детский сад " Светлячок" Поныровского района Курской области
Воспитатель:
Верёвкина Галина Сергеевна.
«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,
приобретают способность сами ставить вопросы
и получать на них фактические ответы,
оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне
в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».
К.Е. Тимирязев.
Развитие исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём.
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.
«Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде». (А.И.Савенков). Следовательно, необходимо увеличивать долю исследовательских методов обучения в образовательном процессе. .
В детской деятельности современного ребенка можно увидеть стремление к интеграции, то есть объединению разных видов деятельности, таких как экспериментирование, создание микро- и макропроектов, импровизация. Современных детей привлекает сам процесс, возможность проявления самостоятельности и свободы, реализации замыслов, возможность выбирать и менять что – то самому.
С детьми старшего дошкольного возраста основным структурным компонентом экспериментирования становится проблемность. Она выражается в поисках несоответствия и противоречий в собственной постановке вопросов и проблем. Даже неудачи вызывают исследовательскую активность у детей, стремления найти правильный ответ на интересующий вопрос.
Исследовательская деятельность старших дошкольников включает следующие этапы:
- выделение и постановка проблемы;
- поиск и предложение возможных вариантов решений (гипотеза);
- сбор материала;
- обобщение полученных данных, формулировка выводов.
Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства. Поэтому тему самообразования я выбрала «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников».
Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности детей, формирование познавательной активности, любознательности, умения пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи:
- создавать условия для исследовательской активности детей;
- поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость, изобретательность, творческую активность;
- углублять знания детей об окружающих их объектах природы и природных явлениях;
- развить умения использовать исследовательские и коммуникативные способности в процессе обучения и в повседневной жизни;
- развивать познавательный интерес к природе, речь, мышление, память, умение формулировать выводы, математические умения, способствовать развитию понимания правильной картины мира;
- воспитывать аккуратность, умение слушать взрослого, терпение, бережное отношение ко всему живому.
Приёмы организации детей в процессе обучения:
- работа небольшими группами;
- создание ситуаций, побуждающих детей оказывать помощь друг другу;
- включение игровых упражнений;
- активное участие воспитателя в совместной деятельности с детьми;
- выполнение нетрадиционных заданий;
- решение проблемных ситуаций;
- моделирование и анализ заданных ситуаций
- показ или демонстрация способа действия в сочетании с объяснением, выполняется с привлечением разнообразных дидактических средств;
- инструкция для выполнения самостоятельных упражнений;
- пояснение, разъяснение, указание с целью предупреждения ошибок;
- вопросы к детям.
Ожидаемый результат:
В ходе реализации задач по экспериментированию предполагается, что дети приобретут:
- представления о свойствах веществ
- умения устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материалов и способами их использования
- навыки исследовательской деятельности самостоятельно делать выводы, выдвигать гипотезы, анализировать
- расширять знания об объектах и их свойствах
Перспективный план
тема | задачи | Материал и оборудование | Взаимодействие с родителями |
Сентябрь | |||
| Создать целостное представление о воде, как о природном явлении; познакомить со свойствами воды (жидкая, прозрачная, без запаха, без вкуса); дать понятие о значимости воды в жизни человека и растений; воспитывать бережное отношение к воде. | Стаканы, гуашь, сок лимона, соль, сахар. | Родительское собрание: «Поможем воде стать чистой» |
| Дать представление о том, что вода принимает форму сосуда. | Сосуды разной формы. | Консультации для родителей по экспериментированию с водой |
| Дать детям понятие о том, что пор - это тоже вода; обратить внимание на то, что вода таит в себе много неизвестного. | Сосуд с кипящей водой, холодный предмет. | Буклет «Экспериментируем дома». |
| Формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений.
| Лист растения, воск. | Презентация «Роль воды в жизни растений». |
Октябрь | |||
| Дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; он находится вокруг нас, воздух можно почувствовать. | Два воздушных шарика, ёмкость с водой, весы, стакан, лист бумаги. | Памятка: «Практические советы и рекомендации по совместному с детьми экспериментированию». |
| Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять знания о воздухе, активизировать речь и обогащать словарь детей. | Стаканчики с водой, соломинки, банка с водой, 2 свечи. | Предложить сделать книжку-малышку на тему: «Где прячется воздух». |
| Познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс, научить различать его силу. Выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха (движение). | Загадка о ветре. Изготовление вертушки (по схеме). Игры с веерами, султанчиками, вертушкой. | Буклет «Игры с веерами, султанчиками, вертушкой». |
| Познакомить детей с ролью ветра в жизни растений, формировать умение сравнивать семена растений, воспитывать интерес к изучению растений. | Художественные произведения, семена растений для игры. | Сбор семян разных растений. |
Ноябрь | |||
| Выявить свойства песка, дать понятие о песочных часах, создать целостное представление о песке, как об объекте неживой природы. | Песок, лупа, песочные часы, вода. | Презентация «Песок и его свойства». |
| Помочь детям лучше узнать окружающий его мир неживой природы; научить детей делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования, воспитывать нравственные и духовные качества ребёнка во время его общения с природой. | «Песочница» - банка с насыпанным тонким слоем песка. | |
| Уточнять и расширять знания детей о свойствах песка, совершенствовать умение работать сообща, учить выдвигать гипотезы, делать выводы. | Мокрый песок, формочки. | Консультация «Игры с песком». |
| Учить выделять свойства песка и глины ( сыпучесть, рыхлость); выявит прочему песок и глина по- разному впитывают воду. | Сухой песок, глина, изделия из глины, вода. | Предложить родителям сделать изделия из глины. |
Декабрь | |||
| Дать детям понятие о том, что снег – это замёрзшая вода. | Формы для замораживания льда, вода, кусочек льда, свеча. | Предложить родителям провести эксперимент с цветными льдинками. |
| Развивать познавательный интерес к объектам неживой природы на основе сравнения анализа. | Сосуд со снегом и кусочки льда. | Предложить собрать информации об объектах неживой природы: снег и лед, их сходство и различие. |
| Показать детям, что снег в тепле тает и становится водой. Талая вода – в ней мусор. Снег грязный. В рот брать нельзя. | Сосуд с водой, свеча, лупа, вата. | |
| Показать детям способ рисования цветной водой по снегу. | Брызгалки из пластиковых бутылок, крашеная гуашью вода. | Украсить деревья ледяными игрушками. |
Январь | |||
| Уточнить и обобщить знания о свойствах дерева, воспитывать бережное отношение к предметам. Пополнять словарь детей. | Большая ёмкость с водой, деревянные предметы, пластмассовые, металлические. | Предложить собрать материал по разным материалам. |
| Упражнять в умении узнавать предметы, сделанные из бумаги, определять качества бумаги и свойства. | Виды бумаги, копирка. | Конструирование из бумаги. |
Февраль | |||
| Узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики. | Предметы из металла, ёмкость с водой, свеча. | Сделать книжку-малышку «Что можно сделать из металла» |
| Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. | Магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с магнитом внутри. | Попросить принести в уголок магниты разные по размеру. |
| Расширять логический и естественно научный опыт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать и приклеиваться, свойств магнитов притягивать железо. | Магнит, стеклянный сосуд, вода, скрепка. | Вырезать любых героев сказок и с обратной стороны приклеить металлическую пластинку. |
| Развивать у детей мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы, умение выполнять опыты и эксперименты, воспитывать познавательный интерес и наблюдательность. | Магниты, миска с водой, банка с вареньем и с горчицей; деревянная палочка, с одного края которой прикреплен магнит и сверху покрыт ватой, а с другой - на конце только вата; скрепки. | Придумать интересный опыт с магнитом. |
Март | |||
| Выявить значение тепла, влаги и света для роста растений; уточнить представление о строении боба (фасоль, горох); определить алгоритм деятельности по посадке растения; установить, как растение ищет свет; выявить потребность растения в воздухе, дыхании; понять, как происходит процесс дыхания у растения. | Семя бобовых (фасоль, горох), горшок для посадки, земля, вода. | Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».
Рекомендации: «Проведите с детьми дома». |
| Помочь выявить свойства стекла; развивать память, воображение, мышление, речь; упражнять детей в образовании прилагательных от существительных. | Различные стеклянные предметы: колба, баночки (медицинские), ваза фруктовая, стаканы различной толщины, цветные стёкла для детского творчества, стеклянные игрушки, посуда | Памятка «Как организовать в домашних условиях мини-лабораторию?» |
| познакомить детей с историей появления зеркала через экспериментирование; продолжать учить детей наблюдать, сопоставлять, делать выводы; развивать интерес к познанию окружающего мира; подвести к пониманию того, что человек – творец, созидатель. | Два зеркала, стакан с водой, ложка, полированный металл, фонарь, бумага. | Привлекать родителей к пополнению уголка экспериментирования новой познавательной литературой. |
4. Сталактиты и сталагмиты | Выяснить, что такое кристаллы; обогащать и расширять словарь детей; определить факторы внешней среды, необходимые для роста кристаллов. | Соль или сахар, дистиллированная вода, неметаллическая ёмкость, деревянная палочка для помешивания раствора, бумажные салфетки. | Задание на дом: Вырастить кристаллы сахара, соли. Сделать фото и зарисовки. |
Апрель | |||
| Познакомить детей с техникой рисования по воску и технологией проявления «невидимых чернил», развивать внимание, мышление. | Лист бумаги, молоко, свеча. | Предложить сделать книжку-малышку на тему: «Забавные эксперименты». |
| Познакомить детей с интересными опытами с уксусом и содой, воспитывать аккуратность, развивать внимание, мышление. | Пластилин, мел, стакан с водой, уксус, сода, ложечка маленькая. | Консультация для родителей «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию». |
| Познакомить детей с новыми интересными опытами. | Лист бумаги, вода в стакане; банка с водой, пена для бритья, пищевые красители. | Оформление папки «Мои открытия». |
| Познакомить детей с опытами с воздушными шарами, развивать внимание, мышление. | Воздушные шары, скотч, иголка; бутылка с узким горлышком, сода, уксус. | Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях». |
Май | |||
| Продолжать знакомить детей с интересными опытами. | Подгузник, ножницы, пластиковый стакан, вода, противень; марганцовка, жидкое мыло, перекись водорода. | Беседа: «Значение детского экспериментирования для психического развития». |
| Знакомить детей с опытами со спичками и бумагой, | Таз с водой, цветок бумажный с закрученными лепестками; спички, пипетка. | Конкурс «Удивительный эксперимент» среди родителей на самый интересный опыт для дошкольников. |
| Вызвать желание самим провести несложный опыт; показать, что можно проводить опыты и экспериментирования с самыми обычными предметами. | Необходимые материалы для опытов детей. | Рекомендации: «Проведите с детьми дома». |
| Вызвать желание показать результат работы приведенной за учебный год. | Необходимые материалы для изученных опытов | Родительское собрание на тему: Показ презентации «Юные экспериментаторы». |
Список используемой литературы
- Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. – М.: 2013 Мозаика – Синтез.
- Дыбина О.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. Второе издание, исправленное. – М.: 2013 ТЦ«Сфера»
- Зыкова О.А. Экспериментирование с живой и неживой природой. - М.: ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ» 2013.
- Михайлова З.А., Бабаева Т.И., Кларина Л.М., Серова З.А. Развитие познавательно - исследовательских умений у старших дошкольников – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема самообразования «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности дошкольников».
Тема самообразования «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности дошкольников»....
Программа самообразования «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности дошкольников». 2019 -2020 уч.год
Актуальность цели, задачи, план работы...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/02/picture-824164-1475429237.jpg)
План по самообразованию "Экспериментирование, как средство развития познавательной активности, детей старшего дошкольного возраста»
создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников, как основы интеллектуально – личностного, творческого развития....
![](/sites/default/files/pictures/2023/06/15/picture-977178-1686849966.jpg)
План самообразования "Экспериментирование как средство развития познавательной активности младших дошкольников"
План работы по теме, поможет воспитателю организовать экспериментальную деятельность детей...
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/10/picture-1129431-1652189973.jpg)
Отчет по самообразованию «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей 4-5 лет в соответствии с ФГОС».
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, пок...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/11/picture-1068597-1539283323.jpg)
План по самообразованию «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности младших дошкольников».
Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Г...