ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ НАБЛЮДЕНИЙ
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа)
Проблема экологического воспитания детей раннего возраста относится к числу коренных проблем теории воспитания. В настоящее время, эта проблема приобретает особую остроту и актуальность.[3]
Низкий уровень развития наблюдательности, недостаток или отсутствие у детей представлений о растениях и животных как живых существ, плохой пример взрослых, навыки ухода за объектами живой природы, могут стать причинами неправильного отношение детей к живому миру.[2]
Эмоционально-положительное отношение детей 2-3 лет к миру природы может быть сформировано при систематических наблюдениях за живыми объектами. Ребёнок учится, подражать нам взрослым. Поэтому важно на глазах детей самим замечать все изменения, происходящие в природе, выражая свои чувства, попутно сообщая необходимую информацию. Такие совместные наблюдения очень эффективны в познании малышами мира природы.[2]
В работе с малышами есть важная особенность: они не могут наблюдать длительное время. Процесс наблюдения длится недолго, но интерес детей к живому объекту мы поддерживаем, включая наблюдение в разные виды деятельности поэтапно.[1]
Во время наблюдений я использую различные приёмы: художественное слово, музыка, игры, точно найденное слово, образные выражения, которые способствуют привлечению внимания детей к объектам природы, конкретизируют содержание наблюдения, тем самым способствуют развитию наблюдательности. Так же я использую такие ценные методические приёмы, активизирующие мышление детей во время наблюдения, как сравнение, сопоставление характерных особенностей объектов или явлений по различию и сходству. При сравнении объектов природы дети легко устанавливают признаки различия. Сравнивая объекты, дети с помощью воспитателя выделяют существенные свойства сходных предметов, явлений, и получают материал для их классификации.[4] Для успешного достижения цели наблюдения я использую такие приёмы, организующие активное восприятие детей, как вопросы, обследование объекта наблюдения, сравнение объектов между собой, установление связей между отдельными объектами и явлениями природы.Воспитывая у детей гуманное отношение к живой природе, при наблюдениях я обращаю внимание на то, как чувствует себя объект нашего внимания, какая помощь и забота нужна ему именно в тот момент.
Формирование предпосылок экологического сознания на данном возрастном этапе способствует пониманию детьми жизненных потребностей живого объекта, формированию правильного взаимодействия с растениями и животными, умению участвовать в деятельности по созданию необходимых условий.[2] В ходе таких наблюдений у детей развиваются сообразительность, наблюдательность, совершенствуются процессы анализа, сравнения, умозаключения. В своей работе я провожу наблюдения как с отдельными детьми, с небольшими группами, так и со всей группой воспитанников. Это зависит от целей и содержания наблюдения, а также от задач, стоящих перед воспитателем.
Для того чтобы детям раннего возраста проще было усвоить предлагаемый материал, сопровождаю наблюдение точной речью, регулирую наблюдение по времени, объёму и содержанию. Происходит этот процесс познавательно, заставляет детей задумываться, вспоминать, сопоставлять и искать ответы на вопросы. Наши наблюдения охватывают небольшой круг знаний, чтобы не перегружать детей. Каждое следующее наблюдение даёт новые знания, взаимосвязь с предыдущим и расширяет уже имеющиеся знания, способствуют активному интеллектуальному и речевому развитию детей.Наблюдения в группе проводятся систематически и вызывают интерес у детей. Перед наблюдением рассказываю или прочитываю что-то об объекте, чтобы вызвать интерес детей. Результаты наблюдения уточняю, обобщаю, систематизирую, закрепляю, чтобы у детей сформировалось определенное представление об объекте наблюдения. Важно, чтобы в процессе наблюдения дети вели себя свободно. Для этого я превращаю наблюдение в игру и тогда дети испытывают от этого удовольствие, я совмещаю для детей полезное, с приятным. Эта деятельность окрашивается положительными эмоциями малышей, активным восприятием всего того, что говорим и делаем. Приобщая ребёнка к доступному для него уходу за живыми объектами, объясняю и обучаю отдельным действиям, которые малыш сможет выполнять самостоятельно, но обязательно в моём присутствии.
Восприятие мира ребенком на втором и третьем году жизни идет через чувства и ощущения. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами.[2]Как показывает практика, если ребенка в раннем возрасте научить обследовательским действиям, умению наблюдать, то в дальнейшем он,будет проявляет устойчивый интерес к деятельности, не испытывая страха при ознакомлении с новым предметом.
Так же мы ведём работу с родителями по данной проблеме. Нам очень важно донести до родителей то, что необходимо больше общаться с ребёнком, говорить о том, что окружает, очень важно совместить зрительный и слуховой контакт при наблюдениях.Мы помогаем родителям содействовать развитию у детей желания и умения наблюдать за растениями, животными. Говорим о том, что особенно важно развивать у детей добрые чувства, гуманное отношение к природе. Даём рекомендации, делаем памятки для родителей, проводим беседы как индивидуальные, так и групповые.
Если мы научим малышей смотреть и видеть, знать и любить и, конечно, беречь природу, через полтора-два десятилетия подрастёт поколение достойное нового века и нового тысячелетия.[1]
Литература:
- Коробова М.В, Посылкина Р.Ю Малыш в мире природы: методическое пособие для воспитателей и родителей. –М.: Просвещение, 2005.
- Николаева С.Н Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада.–М.: Мозаика-Синтез, 2000.
- Яковлева Е. В Статья. Педагогическое мастерство: материалы VII Международная научная конференция.г. Москва, ноябрь 2015.
- Соломенникова О.А Ознакомление с природой в детском саду: Вторая группа раннего возраста. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stati.docx | 19.84 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ НАБЛЮДЕНИЙ
Шишина Наталья Николаевна,
воспитатель
МБДОУ№26 Выксунский район
Нижегородская область
Проблема экологического воспитания детей раннего возраста относится к числу коренных проблем теории воспитания. В настоящее время, эта проблема приобретает особую остроту и актуальность.[3]
Низкий уровень развития наблюдательности, недостаток или отсутствие у детей представлений о растениях и животных как живых существ, плохой пример взрослых, навыки ухода за объектами живой природы, могут стать причинами неправильного отношение детей к живому миру.[2]
Эмоционально-положительное отношение детей 2-3 лет к миру природы может быть сформировано при систематических наблюдениях за живыми объектами. Ребёнок учится, подражать нам взрослым. Поэтому важно на глазах детей самим замечать все изменения, происходящие в природе, выражая свои чувства, попутно сообщая необходимую информацию. Такие совместные наблюдения очень эффективны в познании малышами мира природы.[2]
В работе с малышами есть важная особенность: они не могут наблюдать длительное время. Процесс наблюдения длится недолго, но интерес детей к живому объекту мы поддерживаем, включая наблюдение в разные виды деятельности поэтапно.[1]
Во время наблюдений я использую различные приёмы: художественное слово, музыка, игры, точно найденное слово, образные выражения, которые способствуют привлечению внимания детей к объектам природы, конкретизируют содержание наблюдения, тем самым способствуют развитию наблюдательности. Так же я использую такие ценные методические приёмы, активизирующие мышление детей во время наблюдения, как сравнение, сопоставление характерных особенностей объектов или явлений по различию и сходству. При сравнении объектов природы дети легко устанавливают признаки различия. Сравнивая объекты, дети с помощью воспитателя выделяют существенные свойства сходных предметов, явлений, и получают материал для их классификации.[4] Для успешного достижения цели наблюдения я использую такие приёмы, организующие активное восприятие детей, как вопросы, обследование объекта наблюдения, сравнение объектов между собой, установление связей между отдельными объектами и явлениями природы. Воспитывая у детей гуманное отношение к живой природе, при наблюдениях я обращаю внимание на то, как чувствует себя объект нашего внимания, какая помощь и забота нужна ему именно в тот момент.
Формирование предпосылок экологического сознания на данном возрастном этапе способствует пониманию детьми жизненных потребностей живого объекта, формированию правильного взаимодействия с растениями и животными, умению участвовать в деятельности по созданию необходимых условий.[2] В ходе таких наблюдений у детей развиваются сообразительность, наблюдательность, совершенствуются процессы анализа, сравнения, умозаключения. В своей работе я провожу наблюдения как с отдельными детьми, с небольшими группами, так и со всей группой воспитанников. Это зависит от целей и содержания наблюдения, а также от задач, стоящих перед воспитателем.
Для того чтобы детям раннего возраста проще было усвоить предлагаемый материал, сопровождаю наблюдение точной речью, регулирую наблюдение по времени, объёму и содержанию. Происходит этот процесс познавательно, заставляет детей задумываться, вспоминать, сопоставлять и искать ответы на вопросы. Наши наблюдения охватывают небольшой круг знаний, чтобы не перегружать детей. Каждое следующее наблюдение даёт новые знания, взаимосвязь с предыдущим и расширяет уже имеющиеся знания, способствуют активному интеллектуальному и речевому развитию детей. Наблюдения в группе проводятся систематически и вызывают интерес у детей. Перед наблюдением рассказываю или прочитываю что-то об объекте, чтобы вызвать интерес детей. Результаты наблюдения уточняю, обобщаю, систематизирую, закрепляю, чтобы у детей сформировалось определенное представление об объекте наблюдения. Важно, чтобы в процессе наблюдения дети вели себя свободно. Для этого я превращаю наблюдение в игру и тогда дети испытывают от этого удовольствие, я совмещаю для детей полезное, с приятным. Эта деятельность окрашивается положительными эмоциями малышей, активным восприятием всего того, что говорим и делаем. Приобщая ребёнка к доступному для него уходу за живыми объектами, объясняю и обучаю отдельным действиям, которые малыш сможет выполнять самостоятельно, но обязательно в моём присутствии.
Восприятие мира ребенком на втором и третьем году жизни идет через чувства и ощущения. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами.[2] Как показывает практика, если ребенка в раннем возрасте научить обследовательским действиям, умению наблюдать, то в дальнейшем он, будет проявляет устойчивый интерес к деятельности, не испытывая страха при ознакомлении с новым предметом.
Так же мы ведём работу с родителями по данной проблеме. Нам очень важно донести до родителей то, что необходимо больше общаться с ребёнком, говорить о том, что окружает, очень важно совместить зрительный и слуховой контакт при наблюдениях. Мы помогаем родителям содействовать развитию у детей желания и умения наблюдать за растениями, животными. Говорим о том, что особенно важно развивать у детей добрые чувства, гуманное отношение к природе. Даём рекомендации, делаем памятки для родителей, проводим беседы как индивидуальные, так и групповые.
Если мы научим малышей смотреть и видеть, знать и любить и, конечно, беречь природу, через полтора-два десятилетия подрастёт поколение достойное нового века и нового тысячелетия.[1]
Литература:
- Коробова М.В, Посылкина Р.Ю Малыш в мире природы: методическое пособие для воспитателей и родителей. –М.: Просвещение, 2005.
- Николаева С.Н Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. –М.: Мозаика-Синтез, 2000.
- Яковлева Е. В Статья. Педагогическое мастерство: материалы VII Международная научная конференция. г. Москва, ноябрь 2015.
- Соломенникова О.А Ознакомление с природой в детском саду: Вторая группа раннего возраста. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дипломная работа на тему "Игры экологического содержания как средство формирования предпосылок экологического сознания детей раннего возраста"
Ранний возраст – это самое благоприятное время для воспитания представлений об окружающем мире. Малыши постоянно соприкасаются с природой. Перед всеми родителями, педагогами стоит важная п...
Формирование предпосылок экологического сознания детей дошкольного и младшего школьного возраста: интеграция подходов
Закладывание основ экологического сознания и поведения в природе начинается в дошкольном детстве, главная задача педагогов помочь воспитанникам осознать последствия своего отношения к природе....
Формирование предпосылок экологического сознания детей посредством проектной деятельности
Публикация из опыта работы в сборнике материалов семинара-практикума «Формирование предпосылок экологического сознания у детей дошкольного возраста в процессе организованной об...
«Формирование предпосылок финансовой грамотности детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности» (из опыта работы)
На сегодняшний день дети дошкольного возраста живут в иных экономических условиях. Их повсюду окружает реклама, а в их словарь включается все больше слов финансовой среды. Дети ран...
Обобщение опыта работы по формированию экологического сознания детей дошкольного возраста посредством дидактических игр
ОПЫТ РАБОТЫ ПО МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМЕ ПЕДАГОГА ДОУ...
Методическая разработка "Формирование экологического сознания детей дошкольного возраста посредством дидактических игр"
laquo;Мир, окружающий ребенка –это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»В. Сухомлинский...
Из опыта работы: «Формирование предпосылок финансовой грамотности детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности»
Из опыта работы: «Формирование предпосылок финансовой грамотности детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности»...