ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ НАБЛЮДЕНИЙ
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа)

Шишина Наталья Николаевна

Проблема экологического воспитания детей раннего возраста относится к числу коренных проблем теории воспитания. В настоящее время, эта проблема приобретает особую остроту и актуальность.[3]

Низкий уровень развития наблюдательности, недостаток или отсутствие у детей представлений о растениях и животных как живых существ, плохой пример взрослых, навыки ухода за объектами живой природы, могут стать причинами неправильного отношение детей к живому миру.[2]

Эмоционально-положительное отношение детей 2-3 лет к миру природы может быть сформировано при  систематических наблюдениях за живыми объектами. Ребёнок учится, подражать нам взрослым. Поэтому важно на глазах детей самим замечать все изменения, происходящие в природе, выражая свои чувства, попутно сообщая необходимую информацию. Такие совместные наблюдения очень эффективны в познании малышами мира природы.[2]

В работе с малышами есть важная особенность: они не могут наблюдать длительное время. Процесс наблюдения длится недолго, но интерес детей к живому объекту мы поддерживаем, включая наблюдение в разные виды деятельности поэтапно.[1]

Во время наблюдений я использую различные приёмы: художественное слово, музыка, игры, точно найденное слово, образные выражения, которые способствуют привлечению внимания детей к объектам природы, конкретизируют содержание наблюдения, тем самым способствуют развитию наблюдательности. Так же я использую такие ценные методические приёмы, активизирующие мышление детей во время наблюдения, как сравнение, сопоставление характерных особенностей объектов или явлений по различию и сходству. При сравнении объектов природы дети легко устанавливают признаки различия. Сравнивая объекты, дети с помощью воспитателя выделяют существенные свойства сходных предметов, явлений, и получают материал для их классификации.[4] Для успешного достижения цели наблюдения я использую такие приёмы, организующие активное восприятие детей, как вопросы, обследование объекта наблюдения, сравнение объектов между собой, установление связей между отдельными объектами и явлениями природы.Воспитывая у детей гуманное отношение к живой природе, при наблюдениях я обращаю внимание  на то, как чувствует себя объект нашего внимания, какая помощь и забота нужна ему именно в тот момент.

Формирование предпосылок экологического сознания на данном  возрастном этапе способствует пониманию детьми жизненных потребностей живого объекта, формированию правильного взаимодействия с растениями и животными, умению участвовать в деятельности по созданию необходимых условий.[2] В ходе таких наблюдений у детей развиваются сообразительность, наблюдательность, совершенствуются процессы анализа, сравнения, умозаключения.   В своей работе я провожу наблюдения как с отдельными детьми, с небольшими группами, так и со всей группой воспитанников. Это зависит от целей и содержания наблюдения, а также от задач, стоящих перед воспитателем.

Для того чтобы детям раннего возраста проще было усвоить предлагаемый материал, сопровождаю наблюдение точной речью, регулирую наблюдение по времени, объёму и содержанию. Происходит этот процесс  познавательно, заставляет детей задумываться, вспоминать, сопоставлять и искать ответы на вопросы. Наши наблюдения охватывают небольшой круг знаний, чтобы не перегружать детей. Каждое следующее наблюдение  даёт новые знания, взаимосвязь с предыдущим и расширяет уже имеющиеся знания, способствуют активному интеллектуальному и речевому развитию детей.Наблюдения в группе  проводятся систематически и вызывают интерес у детей. Перед наблюдением рассказываю или прочитываю что-то об объекте, чтобы вызвать интерес детей. Результаты наблюдения  уточняю, обобщаю, систематизирую, закрепляю, чтобы у детей сформировалось определенное представление об объекте наблюдения.     Важно, чтобы в процессе наблюдения дети вели себя свободно. Для этого я превращаю наблюдение в игру и тогда дети испытывают от этого удовольствие, я  совмещаю для детей полезное, с приятным. Эта деятельность  окрашивается положительными эмоциями малышей, активным восприятием всего того, что говорим и делаем. Приобщая ребёнка к доступному для него уходу за живыми объектами, объясняю и обучаю отдельным действиям, которые малыш сможет выполнять самостоятельно, но обязательно в моём присутствии.

Восприятие мира ребенком на втором и третьем году жизни идет через чувства и ощущения. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами.[2]Как показывает практика, если ребенка в раннем возрасте научить обследовательским действиям, умению наблюдать, то в дальнейшем он,будет проявляет устойчивый интерес к деятельности, не испытывая страха при ознакомлении с новым предметом.

Так же мы ведём работу с родителями по данной проблеме. Нам очень важно донести до родителей то, что необходимо  больше общаться с ребёнком, говорить о том, что окружает, очень важно совместить зрительный и слуховой контакт при наблюдениях.Мы помогаем родителям содействовать развитию у детей желания и умения наблюдать за растениями, животными. Говорим о том, что особенно важно развивать у детей добрые чувства, гуманное отношение к природе. Даём рекомендации, делаем памятки для родителей, проводим беседы как индивидуальные, так и групповые.

Если мы научим малышей смотреть и видеть, знать и любить и, конечно, беречь природу, через полтора-два десятилетия подрастёт поколение достойное нового века и нового тысячелетия.[1]

Литература:

  1. Коробова М.В, Посылкина Р.Ю Малыш в мире природы: методическое пособие для воспитателей и родителей. –М.: Просвещение, 2005.
  2. Николаева С.Н Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада.–М.: Мозаика-Синтез, 2000.
  3. Яковлева Е. В Статья. Педагогическое мастерство: материалы VII Международная научная конференция.г. Москва, ноябрь 2015.
  4. Соломенникова О.А Ознакомление с природой в детском саду: Вторая группа раннего возраста. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stati.docx19.84 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ НАБЛЮДЕНИЙ

Шишина Наталья Николаевна,

воспитатель

МБДОУ№26  Выксунский район

Нижегородская область

Проблема экологического воспитания детей раннего возраста относится к числу коренных проблем теории воспитания. В настоящее время, эта проблема приобретает особую остроту и актуальность.[3]

Низкий уровень развития наблюдательности, недостаток или отсутствие у детей представлений о растениях и животных как живых существ, плохой пример взрослых, навыки ухода за объектами живой природы, могут стать причинами неправильного отношение детей к живому миру.[2]

Эмоционально-положительное отношение детей 2-3 лет к миру природы может быть сформировано при  систематических наблюдениях за живыми объектами. Ребёнок учится, подражать нам взрослым. Поэтому важно на глазах детей самим замечать все изменения, происходящие в природе, выражая свои чувства, попутно сообщая необходимую информацию. Такие совместные наблюдения очень эффективны в познании малышами мира природы.[2]

В работе с малышами есть важная особенность: они не могут наблюдать длительное время. Процесс наблюдения длится недолго, но интерес детей к живому объекту мы поддерживаем, включая наблюдение в разные виды деятельности поэтапно.[1]

Во время наблюдений я использую различные приёмы: художественное слово, музыка, игры, точно найденное слово, образные выражения, которые способствуют привлечению внимания детей к объектам природы, конкретизируют содержание наблюдения, тем самым способствуют развитию наблюдательности. Так же я использую такие ценные методические приёмы, активизирующие мышление детей во время наблюдения, как сравнение, сопоставление характерных особенностей объектов или явлений по различию и сходству. При сравнении объектов природы дети легко устанавливают признаки различия. Сравнивая объекты, дети с помощью воспитателя выделяют существенные свойства сходных предметов, явлений, и получают материал для их классификации.[4] Для успешного достижения цели наблюдения я использую такие приёмы, организующие активное восприятие детей, как вопросы, обследование объекта наблюдения, сравнение объектов между собой, установление связей между отдельными объектами и явлениями природы.  Воспитывая у детей гуманное отношение к живой природе, при наблюдениях я обращаю внимание  на то, как чувствует себя объект нашего внимания, какая помощь и забота нужна ему именно в тот момент.

         Формирование предпосылок экологического сознания на данном  возрастном этапе способствует пониманию детьми жизненных потребностей живого объекта, формированию правильного взаимодействия с растениями и животными, умению участвовать в деятельности по созданию необходимых условий.[2] В ходе таких наблюдений у детей развиваются сообразительность, наблюдательность, совершенствуются процессы анализа, сравнения, умозаключения.   В своей работе я провожу наблюдения как с отдельными детьми, с небольшими группами, так и со всей группой воспитанников. Это зависит от целей и содержания наблюдения, а также от задач, стоящих перед воспитателем.

          Для того чтобы детям раннего возраста проще было усвоить предлагаемый материал, сопровождаю наблюдение точной речью, регулирую наблюдение по времени, объёму и содержанию. Происходит этот процесс  познавательно, заставляет детей задумываться, вспоминать, сопоставлять и искать ответы на вопросы. Наши наблюдения охватывают небольшой круг знаний, чтобы не перегружать детей. Каждое следующее наблюдение  даёт новые знания, взаимосвязь с предыдущим и расширяет уже имеющиеся знания, способствуют активному интеллектуальному и речевому развитию детей.  Наблюдения в группе  проводятся систематически и вызывают интерес у детей. Перед наблюдением рассказываю или прочитываю что-то об объекте, чтобы вызвать интерес детей. Результаты наблюдения  уточняю, обобщаю, систематизирую, закрепляю, чтобы у детей сформировалось определенное представление об объекте наблюдения.     Важно, чтобы в процессе наблюдения дети вели себя свободно. Для этого я превращаю наблюдение в игру и тогда дети испытывают от этого удовольствие, я  совмещаю для детей полезное, с приятным. Эта деятельность  окрашивается положительными эмоциями малышей, активным восприятием всего того, что говорим и делаем. Приобщая ребёнка к доступному для него уходу за живыми объектами, объясняю и обучаю отдельным действиям, которые малыш сможет выполнять самостоятельно, но обязательно в моём присутствии.

          Восприятие мира ребенком на втором и третьем году жизни идет через чувства и ощущения. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами.[2] Как показывает практика, если ребенка в раннем возрасте научить обследовательским действиям, умению наблюдать, то в дальнейшем он, будет проявляет устойчивый интерес к деятельности, не испытывая страха при ознакомлении с новым предметом.

          Так же мы ведём работу с родителями по данной проблеме. Нам очень важно донести до родителей то, что необходимо  больше общаться с ребёнком, говорить о том, что окружает, очень важно совместить зрительный и слуховой контакт при наблюдениях. Мы помогаем родителям содействовать развитию у детей желания и умения наблюдать за растениями, животными. Говорим о том, что особенно важно развивать у детей добрые чувства, гуманное отношение к природе. Даём рекомендации, делаем памятки для родителей, проводим беседы как индивидуальные, так и групповые.

          Если мы научим малышей смотреть и видеть, знать и любить и, конечно, беречь природу, через полтора-два десятилетия подрастёт поколение достойное нового века и нового тысячелетия.[1]

Литература:

  1. Коробова М.В, Посылкина Р.Ю Малыш в мире природы: методическое пособие для воспитателей и родителей. –М.: Просвещение, 2005.
  2. Николаева С.Н Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. –М.: Мозаика-Синтез, 2000.
  3. Яковлева Е. В Статья. Педагогическое мастерство: материалы VII Международная научная конференция. г. Москва, ноябрь 2015.
  4. Соломенникова О.А Ознакомление с природой в детском саду: Вторая группа раннего возраста. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дипломная работа на тему "Игры экологического содержания как средство формирования предпосылок экологического сознания детей раннего возраста"

Ранний возраст – это самое  благоприятное время для воспитания представлений  об окружающем мире. Малыши постоянно соприкасаются с природой. Перед всеми родителями, педагогами стоит важная п...

Формирование предпосылок экологического сознания детей дошкольного и младшего школьного возраста: интеграция подходов

Закладывание основ экологического сознания и поведения  в природе начинается в дошкольном детстве, главная задача педагогов помочь воспитанникам осознать последствия своего отношения к природе....

Формирование предпосылок экологического сознания детей посредством проектной деятельности

Публикация из опыта работы в сборнике материалов  семинара-практикума  «Формирование предпосылок экологического сознания у детей  дошкольного возраста в процессе организованной об...

«Формирование предпосылок финансовой грамотности детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности» (из опыта работы)

   На сегодняшний день дети дошкольного возраста живут в иных экономических условиях. Их повсюду окружает реклама, а в их словарь включается все больше слов финансовой среды. Дети ран...

Методическая разработка "Формирование экологического сознания детей дошкольного возраста посредством дидактических игр"

laquo;Мир, окружающий ребенка –это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»В. Сухомлинский...

Из опыта работы: «Формирование предпосылок финансовой грамотности детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности»

Из опыта работы: «Формирование предпосылок финансовой грамотности детей  дошкольного возраста посредством проектной деятельности»...