Формирование предпосылок экологического сознания детей посредством проектной деятельности
статья по окружающему миру на тему
Публикация из опыта работы в сборнике материалов семинара-практикума «Формирование предпосылок экологического сознания у детей дошкольного возраста в процессе организованной образовательной деятельности средствами инновационных технологий», для педагогов ДОУ, МБДОУ №42,г. Нижнекамск, 2016 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование предпосылок экологического сознания детей посредством проектной деятельности | 24.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование предпосылок экологического сознания детей посредством проектной деятельности.
Цель экологического воспитания детей - формирование основ экологической культуры.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
1. Воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
2. Формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
3. Развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желание сохранить ее);
В процессе экологического воспитания могут применяться следующие виды деятельности:
- сюжетно-ролевая игра, отражающая различные события в природе или природосозидающую деятельность взрослых;
- практическая деятельность по созданию или поддержанию условий для живых объектов в зеленой зоне детского сада (труд в природе);
- детское творчество на основе впечатлений от природы или деятельности людей в природе;
- общение с природой, контакт с объектами растительного и животного мира - комплексная деятельность, включающая наблюдение, оценочные суждения, любование, действия по уходу;
- экспериментирование: практическая познавательная деятельность с объектами природы, сопровождающаяся наблюдением, высказываниями;
- речевая деятельность (вопросы, сообщения, участие в беседе, диалоге); обмен информацией, впечатлениями, уточнение представлений о природе с помощью слова;
- наблюдение (самостоятельная познавательная деятельность), обеспечивающее получение информации о природе и деятельности людей в природе;
- просмотр книг, картин, телепередач природоведческого содержания, деятельность способствующая получению новых и уточнению имеющихся представлений о природе.
В современной дошкольной педагогике все эти виды деятельности можно совместить и подчинить единой цели с помощью проекта.
Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.
Использование метода проекта в дошкольном образовании позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.
Основа этого метода – самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в жизнь.
Экологический проект «Деревья нашего участка».
Участники: Дети 6-7 лет, воспитатели, родители.
Тип проекта: Познавательно-исследовательский.
Время проведения: Долгосрочный, реализуется в течении одного месяца (октябрь).
Цель: Создать условия, при которых дети самостоятельно приобретают знания о природе из разных источников, стимулировать формирование предпосылок экологической культуры, воспитывать доброжелательное отношение к окружающему миру.
Задачи:
Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к окружающей природе; желание проявлять заботу.
Развивающие: развивать воображение, творчество, познавательный интерес, мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать.
Обучающие: изучать взаимодействие деревьев с окружающем миром; формировать элементарные представления о жизни деревьев; отражать знания, полученные опытным путём в различных видах деятельности.
Подготовительный этап: Постановка цели проекта, разработка плана, подбор дидактического материала, литературы, музыкального сопровождения, подвижных и дидактических игр, иллюстраций с изображением деревьев, консультирование и домашние задание для совместной деятельности родителей и детей.
Основной: Включает в себя беседы по теме проекта прослушивание сказок на актуальную тему, дидактические игры, подвижные игры на свежем воздухе, рассматривание репродукций картин художников с изображением пейзажей, прослушивание музыкальных композиций, разучивание стихов, художественное творчество (аппликация, плоскостная лепка, рисование), экскурсии в лесопарковую зону.
В процессе основного этапа провели беседу о деревьях. В ходе которой уточнили и закрепили представления о деревьях, их разновидностях отношение к ним. Предложили детям схему знакомства:
1. Как зовут тебя дерево?
2. Какого ты роста? Какого ты роста будешь, когда станешь взрослым?
3. Есть ли у тебя цветы? Какие семена созревают на месте твоих цветов?
4. Какая у тебя кора (цвет, гладкая или шершавая)?
Вместе с детьми создали план участка с объектом исследования: «Экологическая тропа». Дали детям домашнее задание: совместно с родителями сходить в городской парк и выбрать дерево, которое нравиться больше всего, узнать, как оно называется, выучить стихотворение об этом дереве. Выяснить, растут ли такие деревья на территории детского сада. Рассмотреть его и ответить. Какие части есть у дерева? Для чего дереву нужны - листья, корни, ствол, кора? Что растёт рядом с ним? Почему?
Организовали прослушивание сказок о деревьях «Сказки о деревьях хвойного леса», «Сказка о березке», «Тополь и ветерок», «Художник и лес», «Волшебный дуб», прослушивание стихов о деревьях выученных детьми дома с родителями.
Рассматривали иллюстрации с изображением деревьев и их листьев, репродукций картин художников с изображением пейзажей.
В свободной деятельности играли в дидактические игры: «С какой ветки детки?», «Узнай и назови», «Угадай дерево», «Хвойное - лиственное».
Организовали экскурсию в лесопарковую зону детского сада, наблюдение за изменениями, происходящими с деревьями в осенний период. Предложили рассмотреть деревья. Погладить кору, прижаться к ней щекой. Какая она – теплая, холодная, шершавая, гладкая, мокрая, сухая? Обнять своё дерево и попробовать вытащить его из земли. Получается? Почему нет? Что держит дерево в земле? Видны ли корни? Какие они? Предложили детям представить, как они растут в земле – уходят в глубину и разрастаются в разные стороны. В ходе экскурсии провели беседу на тему «Что случиться, если все деревья на земле исчезнут?»
Разучили подвижные игры «Раз, два, три – к дереву беги», «Найди нужный листок".
На музыкальном занятии выучили песню «Берёзонька», танец «Калинка», прослушали в музыкально-поэтическом сопровождении песни «Дуб» и «Берёза» И.М.Токмаковой.
На занятиях по изобразительной деятельности - организовали художественную деятельность по созданию работ для выставки «Мое любимое дерево».
Итогом проекта «Деревья нашего участка» стало обобщение результатов нашей работы и организация выставки «Мое любимое дерево». Проект позволил детям расширить знания о природе родного края, о пользе деревьев. Дети получили ответы на все свои вопросы и составили рекомендации:
- всем людям необходимо бережно относится к деревьям, ухаживать и сохранять их;
- любить природу;
- любить свой край.
Сотрудничество педагога и детей:
1.Игровая деятельность (дидактические игры)
2.Наблюдение и исследовательская деятельность (исследование дерева)
3.Художественно-продуктивная деятельность (рисование, аппликация, лепка)
Сотрудничество родителей и ДОУ:
1.Чтение художественной литературы (по рекомендации воспитателя)
2. Заучивание стихотворения о любимом дереве наизусть.
3. Консультации для родителей: «Подвижные игры с детьми в лесопарковой зоне», «Безопасное поведение в природе».
4. Организация совместной с детьми экскурсии в городской парк.
5. Трудовая деятельность по уборке листьев на участке.
Самостоятельная деятельность детей:
1. Наблюдения за деревьями во время прогулок.
2. Комментирование репродукций картин художников с изображением пейзажей.
3. Рисование, аппликация, плоскостная лепка на тему «Мое любимое дерево».
4.Самостоятельные дидактические игры «С какой ветки детки?», «Узнай и назови», «Угадай дерево», «Хвойное - лиственное».
Заключительный этап:
В основе заключительного этапа лежит обобщение знаний о деревьях, об их красоте и пользе. Организация выставки детских работ «Мое любимое дерево».
Ожидаемый результат:
Проект позволил детям расширить знания о природе родного края, о пользе деревьев, получить ответы на все свои вопросы и составить рекомендации о бережном отношении к деревьям.
Закрепили названия деревьев «береза», «ель», «дуб», «сосна», «тополь», «клен»
Научились анализировать изменения во внешнем виде деревьев в различные времена года.
Научились распознавать деревья по внешнему виду, определять соответствия «листок-дерево»
Обучились классификации деревьев «хвойное» - «лиственное».
Расширили познания детей о правилах безопасного поведения в природе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная деятельность по формированию предпосылок экологического сознания безопасности окружающего мира для старшей группы на тему "Путешествие в весенний лес"
Непосредственно - образовательная деятельность по формированию предпосылок экологического сознания безопасности окружающего мира для старшей группы на тему "Путешествие в весенний лес "...
«Формирование предпосылок экологического сознания у детей дошкольного возраста»
Экологическое воспитание детей есть целенаправленный педагогический процесс. Следовательно, актуальным будет создание условий для экологического воспитания дошкольников, разработка целей, содерж...
Дипломная работа на тему "Игры экологического содержания как средство формирования предпосылок экологического сознания детей раннего возраста"
Ранний возраст – это самое благоприятное время для воспитания представлений об окружающем мире. Малыши постоянно соприкасаются с природой. Перед всеми родителями, педагогами стоит важная п...
Формирование предпосылок экологического сознания детей дошкольного и младшего школьного возраста: интеграция подходов
Закладывание основ экологического сознания и поведения в природе начинается в дошкольном детстве, главная задача педагогов помочь воспитанникам осознать последствия своего отношения к природе....
Выступление на семинаре-практикуме "Экологическая безопасность:теория и практика". Тема: "Формирование предпосылок экологического сознания у детей дошкольного возраста"
Выступление на семинаре практикуме " Экологическая безопасность: теория и практика". Тема: "Формирование предпосылок экологического сознания у детей дошкольного возраста"...
Конспект занятия по теме: «Формирование бережливого мышления у детей посредством проектной деятельности». Для детей подготовительной группы ТНР.
конспект занятия по формированию у детей бережливого отношения к предметам, к природным ресурсам, к своему здоровью....
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ НАБЛЮДЕНИЙ
Проблема экологического воспитания детей раннего возраста относится к числу коренных проблем теории воспитания. В настоящее время, эта проблема приобретает особую остроту и актуальность.[3]Низкий уров...