Развлечение в старшей группе компенсирующей направленности «Солнышко» «Путешествие в страну науки»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Сулейменова Елена Сергеевна

Развлечение в старшей группе компенсирующей направленности «Солнышко»

«Путешествие в страну науки»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_nauki.docx114 КБ

Предварительный просмотр:

https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2021/02/09/provereno_vystavit_na_sayt.docx_image2.jpg

Развлечение в старшей группе компенсирующей направленности «Солнышко»

«Путешествие в страну науки»

                                                     Подготовила: воспитатель высшей категории

                                                                             Сулейменова Елена Сергеевна

        2024 г.

Развлечение в старшей группе компенсирующей направленности «Солнышко»

«Путешествие в страну науки»

Цель: создание благоприятных условий для развития познавательного интереса к научной, учебно-исследовательской деятельности.

Задачи:

Образовательные:

1. дать понятие кто такой «ученый».
2. учить детей устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы на основе элементарного эксперимента и делать выводы. 
Развивающие:
1. Развивать познавательную активность, наблюдательность, мыслительную деятельность детей в процессе экспериментирования. 
2. Развивать умение детей самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, решать проблемные ситуации. 
3. Активизировать речевую деятельность детей. 

Воспитательные:
1. Воспитывать культуру общения. 
2. Воспитывать у детей навыки сотрудничества, желание работать в коллективе, умение выслушивать друг друга. 

Оборудование и материалы: колпачки, столы, емкости и сосуды разной формы и размера, банки с холодной водой, йод, крахмал, 2 баночки с раствором акварели желтого и синего цветов, 2 апельсина, мерные ложечки,  соломинки для коктейля, пакет с кожурой апельсина, листы бумаги, 3 стакана, пипетки, лупы, 2 формочки для игр с песком, растительное масло, краситель, шипучая  таблетка.

Ход развлечения:

Воспитатель: Сегодня 8 февраля Россия отмечает - День науки.

В этот день говорят об ученых, о том, что они сделали, о важности их открытий для нас с вами, для страны и для всего человечества в целом.

Наука – это деятельность человека, это познание чего-то нового.

Человек, который занимается наукой, все изучает, занимается разными исследованиями, наблюдениями.

Люди, которые занимаются наукой, называются учеными. Ученый – это такая профессия. Выбор профессии - дело непростое и очень ответственное. Ведь выбирая её, человек выбирает дело на всю жизнь.

Ребята, отгадайте пожалуйста загадку:

 Весь наукой увлечённый ставит опыты ...(ученый)

- Чем увлечены ученые? (наукой)

- Так что же такое наука? (Ответы детей)

    Наука – это система знаний о природе, обществе и человеке.

Благодаря науке, человек способен лучше понимать мир, в котором живет. Может объяснить сложные, порой загадочные явления, происходящие в окружающем нас мире. Наука делает нашу жизнь комфортнее, интереснее и проще. Наука на месте не стоит. Она все время движется вперед.

Послушайте  стихотворение Шорыгиной Татьяны Андреевны « Ученый».

          Ученый

Ученый изучает мир.

Географ — море и Памир.

Планеты, звезды — Астроном.

И о созвездьях знает он.

И математик увлечен,

Все теоремы помнит он.

Историк знает старину

И нашу древнюю страну.

Ученым я хотел бы стать

И много нового узнать!

Каждому человеку хочется быть образованным, больше знать, больше уметь. Но путь к знаниям нелегок, он требует упорства, настойчивости. Но стоит помнить, что всякий труд бывает вознагражден. Давайте подумаем, что мы можем сказать об ученых, какие они? (Ответы детей: внимательные, терпеливые, трудолюбивые, ответственные, мудрые, образованные).

 Воспитатель: Сегодня такой день, который напоминает о важности науки в целом. Этот день дает возможность вспомнить о старых исследованиях, и рассказать о новых. Это праздник не только для ученых, но и для всех людей.

А начать наш день в страну научного путешествия я предлагаю с игры. В стране науки живут много ученых, и все называются по-разному. Их называние зависит от того чем они занимаются, например, есть наука Математика и занимаются ею математики, вот сейчас я буду называть вам науку, а вы кто ею занимается.

                                 Словесная игра «Назови ученого».

Цель: расширять знания о профессиях.

Ход игры: воспитатель называть науку, а дети тех, кто ей занимается.

Математикой занимаются – математики;

Экологией (наука об окружающей среде) – экологи;

Химией (наука о веществах) - химики;

Физикой (наука, которая изучает движение) - физики;

Биологией (наука, о живых организмах) – биологи;

Ботаникой (изучает растения) – ботаники;

Астрономией (космос и его влияние на человеческую жизнь) -  астрономы;

Географией (исследуют неизведанные уголки нашей планеты) – географы;

Зоологией (изучает животных) – зоологи;

Историей (изучает деятельность человека в прошлом) – историки.

Воспитатель : А теперь, мои друзья, скажите: Вы готовы праздновать День Науки вместе со мной? (дети отвечают, что готовы). Тогда я объявляю наш праздник открытым!

Я приглашаю вас в лабораторию к профессору «Знайкиной». Вы знаете, что такое лаборатория? (Дети отвечают) 
- Какие вы умные ребятки, да, лаборатория это специальное место, где проводят опыты и эксперименты. А, вы любите экспериментировать? (Дети отвечают).

- Сегодня мы вместе с вами займемся этим увлекательным занятием. Только для начала вспомним правила безопасности:

БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
- вставать с места;
- трогать оборудование, приборы и реагенты; 
- засовывать что-либо в нос, рот, уши.

Ну вот мы готовы, вот только как же нам попасть в лабораторию?

А помогут нам волшебные шапочки.

                      Воспитатель раздает всем волшебные шапочки.

Звучит волшебная музыка.

(Воспитатель одевается в профессора «Знайкиной»)

Профессор: Здравствуйте, дети! Меня зовут профессор Знайкина. А вы знаете, что профессором могут быть не только мужчины, но и женщины? (дети отвечают).

- Скажите, дети, для чего ученые проводят опыты и эксперименты? (Дети отвечают). 
- Конечно, ученые хотят разгадать загадки природы. И для вас у меня первая загадка: чего в этой комнате очень много, но мы этого не видим? (Дети отвечают).

 - Сейчас мы проведем такой опыт, что все в этой комнате смогут увидеть воздух. 
Опыт  №1.
- Сейчас мы проведем такой опыт, что все смогут увидеть отгадку. 

- Мне нужны  помощники. 
(Выбирает детей – 2 человека, предлагает им подуть через соломинки в банку с водой. Пока дети дуют, профессор обращается с вопросами к залу).

- Что мы видим? (Дети: пузырьки воздуха, воздух) .
- Откуда берется этот воздух? (Дети: дети вдыхают его и выдыхают через трубочку) .
- Куда деваются пузырьки воздуха? (Дети: всплывают из-под воды, и воздух возвращается в группу) .
- Почему пузырьки не остаются в воде? (Дети: потому что воздух легче воды). 
- Да, воздух легче воды. Это подтверждено множеством экспериментов. Один из них мы сегодня проведем. 


Опыт №2.

Профессор: Еще один вопрос о свойстве воздуха – чем пахнет воздух? (Дети отвечают. профессор побуждает их называть разные запахи и ароматы, спрашивает, чем пахнет воздух в деревне, в городе, в лесу, на кухне и т. п., чем он пахнет в этой группе?).

Профессор: Мне нужны помощники (выбирает детей – 2 человека), (кожуру положить в пакет и в волшебный мешочек), сначала дети нюхают, а потом говорят, чем пахло) - А чем пахнет воздух в этом пакете? (Дети: апельсинами).
Профессор: Значит, что лежит в этом пакете? (Дети: апельсин).

Профессор открывает пакет, в нем лежат апельсиновые корки) .
Профессор: Апельсина в пакете нет, хотя, наверное, раньше и был. (Профессор выбрасывает корки в мусорное ведро, и опять дает детям понюхать воздух в пакете).

-Апельсина нет, корочек нет, что же пахнет апельсинами? (Дети: воздух в пакете пахнет апельсинами).
Профессор: Вы любите апельсины? А еще какие ягоды и фрукты вы любите? (Дети отвечают).
- Да-а-а, летом много всего вкусненького можно унюхать и слопать, но важно не забывать, что перед едой надо мыть ноги (Дети смеются) .
- А, что надо мыть? Уши? Шею? (Дети: руки).

Это, да! Хорошо! Надо хорошенько мыть фрукты, ягоды и овощи. Так, что прежде, чем есть наши апельсины, надо их вымыть. (Профессор достает два апельсина – один очищенный, другой с кожурой и бросает их в две банки с водой.) 
- Смотрите, коллеги, этот утонул, а другой плавает! Чем можно объяснить этот феномен? (Плавучесть зависит от воздуха, которого много в порах апельсиновой шкурки; этот эксперимент также подтверждает, что воздух легче воды).

Профессор: А теперь давайте поиграем в игру «Тонет-плавает». Я буду называть предмет, а вы показывайте, если тонет – сидите на стульчиках и говорите «буль-буль-буль», если плавает – вставайте, гребите руками и говорите «шлеп-шлеп-шлеп».

                          (Проводится игра «Тонет-плавает»)

 Опыт №3 «Вода может склеивать».

Берем два листочка бумаги, соединяем их и двигаем в разных направлениях (свободно двигается). Опустить в воду листы бумаги, соединяем, пробуем сдвинуть листы – не двигаются.


Вывод: вода обладает склеивающим действием, но когда высыхает, это действие заканчивается.

Опыт №4.

Профессор: А теперь начинаем опыты на окрашивание воды. На занятиях ИЗО вы научились смешивать краски и получать новые цвета. Какая краска любит воду, хорошо в ней растворяется? (Дети: акварель). У меня здесь две баночки с желтой и синей краской. Какой цвет получится, если их смешать? (Дети отвечают). Проверим! Мне нужны  помощники! 

 (Двое детей выходят и при помощи пипетки в прозрачных стаканчиках делают раствор желтого и синего цвета; одновременно выливают свои растворы в третий стакан, и моментально получается зеленый). 
Профессор: Но не всегда в воде получается тот цвет, какой мы ожидаем увидеть. Некоторые вещества, соединяясь в воде, реагируют особым образом. 
- Следующее превращение! Вот посмотри без красок с помощью  йода и крахмала можно получить разные цвета от желтого до синего.

( Вода и йод нам дадут  желтый оттенок воды, а вода, йод и  крахмал - получится синяя  вода).

1. В колбу с водой растворяем каплю йода -  получаем жёлтую воду.

2. Потом добавляем белый порошок крахмала, и получается синяя вода.

 (Предлагает добровольцу из детей растворить в воде картофельный крахмал). 

Опыт №5  «Свойства сухого песка». 

Задача: познакомить детей со свойствами сухого песка.

Профессор: Мне нужны помощники (выбирает детей – 2 человека).
1.Взять песок в ладошки и высыпать тонкой струйкой на поднос.
2.Рассмотреть песчинки через лупу. 
3.Подуть через трубочку на сухой песок в подносе.
Вывод: песок состоит из отдельных песчинок, а между ними находится воздух, поэтому песок может сыпаться тонкой струйкой вниз и каждая песчинка самостоятельно может катиться по наклонной горке.


Опыт №6. «Свойства мокрого песка» 

Задача: узнать, что мокрый песок нельзя сыпать струйкой, но зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет, из мокрого песка можно лепить. 

Профессор: Мне нужны помощники (выбирает детей – 2 человека).

(Дети делают фигурки из мокрого песка с помощью формочек для игр с песком).
Профессор: Если же в мокрый песок добавить цемент, то и высохнув, песок не потеряет свою форму и станет твердым, как камень. Вот так песок используют при строительстве домов. 
Вывод: мокрый песок нельзя пересыпать, зато из него можно лепить. Он принимает любую форму. Когда песок намокнет, воздух между гранями каждой песчинки исчезает, мокрые грани слипаются и держат друг друга. 

Профессор: И напоследок. Ребята, а вы знаете, что такое гейзер? (Показать картинку).

Гейзер-это источник, который периодически выбрасывает воду из земли в сопровождении пара. Гейзеры  являются редким явлением, которое существует лишь в нескольких местах на нашей планете. Во всем мире насчитывается 1000 гейзеров. Большинство гейзеров обычно находятся в районах, близких к вулканам. В России насчитывается 200 гейзеров, и они называются “Долина гейзеров”. Они расположены на полуострове Камчатка.

Вы хотите увидеть гейзер здесь и сейчас?

Дети: Да!!

Опыт№7 «Бурлящий гейзер»

Понадобится вода, растительное масло, краситель, шипучая  таблетка.

Вывод: Так как плотность масла ниже плотности воды, оно остается на поверхности, а шипучая таблетка, создает пузыри, которые выносят воду к поверхности.

Рефлексия.

Ребята, что нового и интересного вы сегодня узнали?
Я хочу вас поблагодарить за новые открытия и наградить вас медалями за активную работу!
Сегодня в день Науки,
Хочу вам пожелать:
Стараться больше в жизни
Новое узнать!
С чувством, с толком, с расстановкой,
Все открытия совершать!

Более 60 800 работ на тему «гейзер»: стоковые фото, картинки ...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организованная образовательная деятельность по ФЭМП ( с применением игровых технологий) в старшей группе компенсирующей направленности Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ «МАТЕМАТИКА»

Применение  игровых технологий позволяет повысить у детей познавательный интерес  к  ООД и снять психофизическое напряжение....

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы компенсирующей направленности Тема: «Путешествие в Снежную страну»

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возрастаТема: «Путешествие в Снежную страну»Цель: развитие лексико-грамматического строя речи по теме «Зима. Зимние забавы и спорт»...

Логопедическое развлечение для старшей группы компенсирующей направленности "Путешествие в лес"

Логопедическое развлечение "Путешествие в лес" поможет закрепить знания детей по лексическим темам:  дикие животные, деревья, ягоды, грибы; будет способствовать развитию познавательной ...

Сценарий родительского собрания в форме игры КВН в старшей группе компенсирующей направленности. Тема «Путешествие в страну Знаний».

Цель: привлечение родителей к совместному мероприятию для установления хороших, доверительных отношений с ребёнком, способствовать созданию положительных эмоциональных переживаний детей и родител...

Конспект развлечения в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Путешествие в страну шипящих звуков»

Данный материал будет интересен учителям-логопедам, учителям-дефектологам и воспитателям коррекционных групп...

Развлечение в старшей группе компенсирующей направленности «Путешествие по произведениям С.Я. Маршака»

Развлечение в старшей группе компенсирующей направленности«Путешествие по произведениям С.Я. Маршака»...

Сценарий осеннего развлечения с детьми ОВЗ старшей группы компенсирующей направленности Тема: «Путешествие в осенний лес»

Сценарий  осеннего развлечения с детьми ОВЗстаршей группы компенсирующей направленности Тема: «Путешествие в осенний лес»...