Развлечение в старшей группе компенсирующей направленности «Солнышко» «Путешествие в страну науки»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Развлечение в старшей группе компенсирующей направленности «Солнышко»
«Путешествие в страну науки»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
den_nauki.docx | 114 КБ |
Предварительный просмотр:
Развлечение в старшей группе компенсирующей направленности «Солнышко»
«Путешествие в страну науки»
Подготовила: воспитатель высшей категории
Сулейменова Елена Сергеевна
2024 г.
Развлечение в старшей группе компенсирующей направленности «Солнышко»
«Путешествие в страну науки»
Цель: создание благоприятных условий для развития познавательного интереса к научной, учебно-исследовательской деятельности.
Задачи:
Образовательные:
1. дать понятие кто такой «ученый».
2. учить детей устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы на основе элементарного эксперимента и делать выводы.
Развивающие:
1. Развивать познавательную активность, наблюдательность, мыслительную деятельность детей в процессе экспериментирования.
2. Развивать умение детей самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, решать проблемные ситуации.
3. Активизировать речевую деятельность детей.
Воспитательные:
1. Воспитывать культуру общения.
2. Воспитывать у детей навыки сотрудничества, желание работать в коллективе, умение выслушивать друг друга.
Оборудование и материалы: колпачки, столы, емкости и сосуды разной формы и размера, банки с холодной водой, йод, крахмал, 2 баночки с раствором акварели желтого и синего цветов, 2 апельсина, мерные ложечки, соломинки для коктейля, пакет с кожурой апельсина, листы бумаги, 3 стакана, пипетки, лупы, 2 формочки для игр с песком, растительное масло, краситель, шипучая таблетка.
Ход развлечения:
Воспитатель: Сегодня 8 февраля Россия отмечает - День науки.
В этот день говорят об ученых, о том, что они сделали, о важности их открытий для нас с вами, для страны и для всего человечества в целом.
Наука – это деятельность человека, это познание чего-то нового.
Человек, который занимается наукой, все изучает, занимается разными исследованиями, наблюдениями.
Люди, которые занимаются наукой, называются учеными. Ученый – это такая профессия. Выбор профессии - дело непростое и очень ответственное. Ведь выбирая её, человек выбирает дело на всю жизнь.
Ребята, отгадайте пожалуйста загадку:
Весь наукой увлечённый ставит опыты ...(ученый)
- Чем увлечены ученые? (наукой)
- Так что же такое наука? (Ответы детей)
Наука – это система знаний о природе, обществе и человеке.
Благодаря науке, человек способен лучше понимать мир, в котором живет. Может объяснить сложные, порой загадочные явления, происходящие в окружающем нас мире. Наука делает нашу жизнь комфортнее, интереснее и проще. Наука на месте не стоит. Она все время движется вперед.
Послушайте стихотворение Шорыгиной Татьяны Андреевны « Ученый».
Ученый
Ученый изучает мир.
Географ — море и Памир.
Планеты, звезды — Астроном.
И о созвездьях знает он.
И математик увлечен,
Все теоремы помнит он.
Историк знает старину
И нашу древнюю страну.
Ученым я хотел бы стать
И много нового узнать!
Каждому человеку хочется быть образованным, больше знать, больше уметь. Но путь к знаниям нелегок, он требует упорства, настойчивости. Но стоит помнить, что всякий труд бывает вознагражден. Давайте подумаем, что мы можем сказать об ученых, какие они? (Ответы детей: внимательные, терпеливые, трудолюбивые, ответственные, мудрые, образованные).
Воспитатель: Сегодня такой день, который напоминает о важности науки в целом. Этот день дает возможность вспомнить о старых исследованиях, и рассказать о новых. Это праздник не только для ученых, но и для всех людей.
А начать наш день в страну научного путешествия я предлагаю с игры. В стране науки живут много ученых, и все называются по-разному. Их называние зависит от того чем они занимаются, например, есть наука Математика и занимаются ею математики, вот сейчас я буду называть вам науку, а вы кто ею занимается.
Словесная игра «Назови ученого».
Цель: расширять знания о профессиях.
Ход игры: воспитатель называть науку, а дети тех, кто ей занимается.
Математикой занимаются – математики;
Экологией (наука об окружающей среде) – экологи;
Химией (наука о веществах) - химики;
Физикой (наука, которая изучает движение) - физики;
Биологией (наука, о живых организмах) – биологи;
Ботаникой (изучает растения) – ботаники;
Астрономией (космос и его влияние на человеческую жизнь) - астрономы;
Географией (исследуют неизведанные уголки нашей планеты) – географы;
Зоологией (изучает животных) – зоологи;
Историей (изучает деятельность человека в прошлом) – историки.
Воспитатель : А теперь, мои друзья, скажите: Вы готовы праздновать День Науки вместе со мной? (дети отвечают, что готовы). Тогда я объявляю наш праздник открытым!
Я приглашаю вас в лабораторию к профессору «Знайкиной». Вы знаете, что такое лаборатория? (Дети отвечают)
- Какие вы умные ребятки, да, лаборатория это специальное место, где проводят опыты и эксперименты. А, вы любите экспериментировать? (Дети отвечают).
- Сегодня мы вместе с вами займемся этим увлекательным занятием. Только для начала вспомним правила безопасности:
БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
- вставать с места;
- трогать оборудование, приборы и реагенты;
- засовывать что-либо в нос, рот, уши.
Ну вот мы готовы, вот только как же нам попасть в лабораторию?
А помогут нам волшебные шапочки.
Воспитатель раздает всем волшебные шапочки.
Звучит волшебная музыка.
(Воспитатель одевается в профессора «Знайкиной»)
Профессор: Здравствуйте, дети! Меня зовут профессор Знайкина. А вы знаете, что профессором могут быть не только мужчины, но и женщины? (дети отвечают).
- Скажите, дети, для чего ученые проводят опыты и эксперименты? (Дети отвечают).
- Конечно, ученые хотят разгадать загадки природы. И для вас у меня первая загадка: чего в этой комнате очень много, но мы этого не видим? (Дети отвечают).
- Сейчас мы проведем такой опыт, что все в этой комнате смогут увидеть воздух.
Опыт №1.
- Сейчас мы проведем такой опыт, что все смогут увидеть отгадку.
- Мне нужны помощники.
(Выбирает детей – 2 человека, предлагает им подуть через соломинки в банку с водой. Пока дети дуют, профессор обращается с вопросами к залу).
- Что мы видим? (Дети: пузырьки воздуха, воздух) .
- Откуда берется этот воздух? (Дети: дети вдыхают его и выдыхают через трубочку) .
- Куда деваются пузырьки воздуха? (Дети: всплывают из-под воды, и воздух возвращается в группу) .
- Почему пузырьки не остаются в воде? (Дети: потому что воздух легче воды).
- Да, воздух легче воды. Это подтверждено множеством экспериментов. Один из них мы сегодня проведем.
Опыт №2.
Профессор: Еще один вопрос о свойстве воздуха – чем пахнет воздух? (Дети отвечают. профессор побуждает их называть разные запахи и ароматы, спрашивает, чем пахнет воздух в деревне, в городе, в лесу, на кухне и т. п., чем он пахнет в этой группе?).
Профессор: Мне нужны помощники (выбирает детей – 2 человека), (кожуру положить в пакет и в волшебный мешочек), сначала дети нюхают, а потом говорят, чем пахло) - А чем пахнет воздух в этом пакете? (Дети: апельсинами).
Профессор: Значит, что лежит в этом пакете? (Дети: апельсин).
Профессор открывает пакет, в нем лежат апельсиновые корки) .
Профессор: Апельсина в пакете нет, хотя, наверное, раньше и был. (Профессор выбрасывает корки в мусорное ведро, и опять дает детям понюхать воздух в пакете).
-Апельсина нет, корочек нет, что же пахнет апельсинами? (Дети: воздух в пакете пахнет апельсинами).
Профессор: Вы любите апельсины? А еще какие ягоды и фрукты вы любите? (Дети отвечают).
- Да-а-а, летом много всего вкусненького можно унюхать и слопать, но важно не забывать, что перед едой надо мыть ноги (Дети смеются) .
- А, что надо мыть? Уши? Шею? (Дети: руки).
- Это, да! Хорошо! Надо хорошенько мыть фрукты, ягоды и овощи. Так, что прежде, чем есть наши апельсины, надо их вымыть. (Профессор достает два апельсина – один очищенный, другой с кожурой и бросает их в две банки с водой.)
- Смотрите, коллеги, этот утонул, а другой плавает! Чем можно объяснить этот феномен? (Плавучесть зависит от воздуха, которого много в порах апельсиновой шкурки; этот эксперимент также подтверждает, что воздух легче воды).
Профессор: А теперь давайте поиграем в игру «Тонет-плавает». Я буду называть предмет, а вы показывайте, если тонет – сидите на стульчиках и говорите «буль-буль-буль», если плавает – вставайте, гребите руками и говорите «шлеп-шлеп-шлеп».
(Проводится игра «Тонет-плавает»)
Опыт №3 «Вода может склеивать».
Берем два листочка бумаги, соединяем их и двигаем в разных направлениях (свободно двигается). Опустить в воду листы бумаги, соединяем, пробуем сдвинуть листы – не двигаются.
Вывод: вода обладает склеивающим действием, но когда высыхает, это действие заканчивается.
Опыт №4.
Профессор: А теперь начинаем опыты на окрашивание воды. На занятиях ИЗО вы научились смешивать краски и получать новые цвета. Какая краска любит воду, хорошо в ней растворяется? (Дети: акварель). У меня здесь две баночки с желтой и синей краской. Какой цвет получится, если их смешать? (Дети отвечают). Проверим! Мне нужны помощники!
(Двое детей выходят и при помощи пипетки в прозрачных стаканчиках делают раствор желтого и синего цвета; одновременно выливают свои растворы в третий стакан, и моментально получается зеленый).
Профессор: Но не всегда в воде получается тот цвет, какой мы ожидаем увидеть. Некоторые вещества, соединяясь в воде, реагируют особым образом.
- Следующее превращение! Вот посмотри без красок с помощью йода и крахмала можно получить разные цвета от желтого до синего.
( Вода и йод нам дадут желтый оттенок воды, а вода, йод и крахмал - получится синяя вода).
1. В колбу с водой растворяем каплю йода - получаем жёлтую воду.
2. Потом добавляем белый порошок крахмала, и получается синяя вода.
(Предлагает добровольцу из детей растворить в воде картофельный крахмал).
Опыт №5 «Свойства сухого песка».
Задача: познакомить детей со свойствами сухого песка.
Профессор: Мне нужны помощники (выбирает детей – 2 человека).
1.Взять песок в ладошки и высыпать тонкой струйкой на поднос.
2.Рассмотреть песчинки через лупу.
3.Подуть через трубочку на сухой песок в подносе.
Вывод: песок состоит из отдельных песчинок, а между ними находится воздух, поэтому песок может сыпаться тонкой струйкой вниз и каждая песчинка самостоятельно может катиться по наклонной горке.
Опыт №6. «Свойства мокрого песка»
Задача: узнать, что мокрый песок нельзя сыпать струйкой, но зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет, из мокрого песка можно лепить.
Профессор: Мне нужны помощники (выбирает детей – 2 человека).
(Дети делают фигурки из мокрого песка с помощью формочек для игр с песком).
Профессор: Если же в мокрый песок добавить цемент, то и высохнув, песок не потеряет свою форму и станет твердым, как камень. Вот так песок используют при строительстве домов.
Вывод: мокрый песок нельзя пересыпать, зато из него можно лепить. Он принимает любую форму. Когда песок намокнет, воздух между гранями каждой песчинки исчезает, мокрые грани слипаются и держат друг друга.
Профессор: И напоследок. Ребята, а вы знаете, что такое гейзер? (Показать картинку).
Гейзер-это источник, который периодически выбрасывает воду из земли в сопровождении пара. Гейзеры являются редким явлением, которое существует лишь в нескольких местах на нашей планете. Во всем мире насчитывается 1000 гейзеров. Большинство гейзеров обычно находятся в районах, близких к вулканам. В России насчитывается 200 гейзеров, и они называются “Долина гейзеров”. Они расположены на полуострове Камчатка.
Вы хотите увидеть гейзер здесь и сейчас?
Дети: Да!!
Опыт№7 «Бурлящий гейзер»
Понадобится вода, растительное масло, краситель, шипучая таблетка.
Вывод: Так как плотность масла ниже плотности воды, оно остается на поверхности, а шипучая таблетка, создает пузыри, которые выносят воду к поверхности.
Рефлексия.
Ребята, что нового и интересного вы сегодня узнали?
Я хочу вас поблагодарить за новые открытия и наградить вас медалями за активную работу!
Сегодня в день Науки,
Хочу вам пожелать:
Стараться больше в жизни
Новое узнать!
С чувством, с толком, с расстановкой,
Все открытия совершать!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организованная образовательная деятельность по ФЭМП ( с применением игровых технологий) в старшей группе компенсирующей направленности Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ «МАТЕМАТИКА»
Применение игровых технологий позволяет повысить у детей познавательный интерес к ООД и снять психофизическое напряжение....
Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы компенсирующей направленности Тема: «Путешествие в Снежную страну»
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возрастаТема: «Путешествие в Снежную страну»Цель: развитие лексико-грамматического строя речи по теме «Зима. Зимние забавы и спорт»...
Логопедическое развлечение для старшей группы компенсирующей направленности "Путешествие в лес"
Логопедическое развлечение "Путешествие в лес" поможет закрепить знания детей по лексическим темам: дикие животные, деревья, ягоды, грибы; будет способствовать развитию познавательной ...
Сценарий родительского собрания в форме игры КВН в старшей группе компенсирующей направленности. Тема «Путешествие в страну Знаний».
Цель: привлечение родителей к совместному мероприятию для установления хороших, доверительных отношений с ребёнком, способствовать созданию положительных эмоциональных переживаний детей и родител...
Конспект развлечения в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Путешествие в страну шипящих звуков»
Данный материал будет интересен учителям-логопедам, учителям-дефектологам и воспитателям коррекционных групп...
Развлечение в старшей группе компенсирующей направленности «Путешествие по произведениям С.Я. Маршака»
Развлечение в старшей группе компенсирующей направленности«Путешествие по произведениям С.Я. Маршака»...
Сценарий осеннего развлечения с детьми ОВЗ старшей группы компенсирующей направленности Тема: «Путешествие в осенний лес»
Сценарий осеннего развлечения с детьми ОВЗстаршей группы компенсирующей направленности Тема: «Путешествие в осенний лес»...