Методическая разработка по реализации проекта по патриотическому воспитанию "Я люблю тебя город Иваново" для детей подготовительной группы
учебно-методический материал по окружающему миру (подготовительная группа)

Сафронова Мария Владимировна

Актуальность:

Каждый человек имеет свою малую Родину. Это то место, где человек родился и вырос. Для формирования у детей основ гражданской культуры, социально - нравственного развития личности, необходимо получение детьми знаний об их родном городе.

Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать у ребёнка уважительное отношение к малой Родине. Детские воспоминания самые яркие и волнительные. Чем больше ребёнок с детства будет знать о родных местах, родном городе, тем ближе и роднее будет становиться ему Родина, Россия.

Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма. Раздвигая горизонты познаваемого детьми, мы зароняем в их сердца искорку любви к родному краю, к Родине.

Тип проекта: информационно-творческий.

Длительность: долгосрочный  с сентября по май месяц.

Цель: дать детям знания о родном городе; развивать чувство гордости за свой город; желание сохранить его чистым и красивым; развивать богатство духовного мира культурного наследия родной Ивановской земли.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ ДЕТСКИЙ САД № 8 «ОСМИНОЖКИ» ГОРОДА КОХМА

Я люблю тебя город Иваново

Организация проектной деятельности

Подготовила воспитатель:                                                                                                    Сафронова Мария Владимировна высшая квалификационная категория

Актуальность:

Каждый человек имеет свою малую Родину. Это то место, где человек родился и вырос. Для формирования у детей основ гражданской культуры, социально - нравственного развития личности, необходимо получение детьми знаний об их родном городе.

Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать у ребёнка уважительное отношение к малой Родине. Детские воспоминания самые яркие и волнительные. Чем больше ребёнок с детства будет знать о родных местах, родном городе, тем ближе и роднее будет становиться ему Родина, Россия.

Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма. Раздвигая горизонты познаваемого детьми, мы зароняем в их сердца искорку любви к родному краю, к Родине.

Тип проекта: информационно-творческий.

Длительность: долгосрочный  с сентября по май месяц.

Цель: дать детям знания о родном городе; развивать чувство гордости за свой город; желание сохранить его чистым и красивым; развивать богатство духовного мира культурного наследия родной Ивановской земли.

Задачи приоритетной образовательной области:         

  • расширять представления о родном крае, городе, районе;
  • знакомить детей с местоположением, достопримечательностями, культурой и традициями города;
  • формировать любовь к родному городу и интерес к его прошлому и настоящему;
  • развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, краю;
  • развивать бережное отношение к городу (достопримечательностям, культуре, природе);
  • формировать умение ориентироваться в ближнем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности;
  • создавать эмоциональное настроение, оставить яркие впечатления от рассказов и бесед, экскурсий и прогулок;
  • стимулировать поисковую деятельность в процессе сбора информации по теме.
  • сохранять в каждой семье память о солдатах ВОВ, через участие в акции «Бессмертный полк», через рассказы родных об участниках в ВОВ

Задачи ОО в интеграции:

Познавательное развитие:

  • формировать любознательность и познавательную мотивацию;
  • формировать познавательные действия, о малой родине и Отечестве (краеведческий музей имени Д.Г. Бурылина, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках)

Художественно-эстетическое развитие:

  • развивать эстетическое восприятие природы и произведений народного искусства, эмоциональной отзывчивости, художественно-эстетических способностей детей;
  • развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного);
  • стимулировать сопереживание персонажам художественных произведений.

Социально-коммуникативное развитие:

  • пробудить в детях чувство любви к родному городу, своему краю, уважение к его обычаям и традициям;
  • формировать экологическую культуру у детей и их родителей;
  • формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации;
  • формировать позитивные установки к различным видам труда и творчества;
  • формировать основы безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Физическое развитие:

  • развивать умение овладеть подвижными народными играми с правилами;
  • развивать физические качества: быстроту, ловкость, координацию движений.

Речевое развитие:

  • обогащать активный словарь;
  • развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь;
  • знакомить с детской художественной литературой поэтов и писателей родного края;
  • знакомить с краеведческой литературой, развивать понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • развивать нравственное воспитание дошкольников: доброго, заботливого отношения к себе, людям, своему городу и стране;
  • формировать гражданскую позицию.

Предпосылки учебной деятельности:

Регулятивные:

  • умеют составлять план решения проблемы;
  • умеют преодолевать трудности;
  • соотносят результат своей деятельности с поставленной целью.

Коммуникативные:

  • могут высказывать свою точку зрения в ситуации общения;
  • умеют договариваться со сверстниками, относиться уважительно друг к другу;
  • достаточно хорошо владеют устной речью;
  • активно участвуют в совместных играх со сверстниками;
  • умеют договариваться, учитывать интересы других;
  • используют речь для выражения своих мыслей.

Познавательные:

  • сформирована положительная установка по отношению к родному Ивановскому краю;
  • могут отбирать источники информации;
  • проявляют любознательность, заинтересованность в получении результата;
  • используют полученную информацию для передачи другим.

Личностные:

  • проявляют целеустремленность и настойчивость в достижении цели;
  • проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;
  • сформирована положительная мотивация на дальнейшую деятельность.

Оборудование для педагога: развивающая среда, плакаты, ноутбук, интерактивная доска, книги, альбомы, сюжетные картинки, наглядно-дидактический материал, CD диски "Гимн РФ", песня "Моя Россия".

Оборудование для детей: дид. игры, трудовой инвентарь, атрибуты для рисования, атрибуты для аппликации, фильмоскоп с диапозитивами по теме, книги, альбомы, сюжетные картинки.

                                     

 

План  реализации проекта

Работа была спланирована  в следующих формах: занятия (с использованием мультимедийных презентаций), беседы, экскурсии, выставки, презентации, тематические праздники и развлечения с детьми старшего дошкольного возраста.

На первом этапе работы: составляли план деятельности, осуществляли подборку литературного и музыкального материала, цикл бесед по теме проекта.

На втором этапе: приступили к реализации данного проекта, через различные виды деятельности.

На третьем этапе: представили презентацию проекта «Где мы были, Вам покажем».

Проделанная работа помогла пробудить интерес детей к родному городу. Ребята узнали много нового и о своем городе, побывали в интересных местах, встретились с интересными людьми. Сплоченные общей идеей, дети стали более отзывчивыми и доброжелательными.

Этапы работы над проектом:

1 этап – подготовительный.

воспитатель интересуется у детей принесших открытки с видами      города Иваново. (Что на них изображено? Где бы они хотели побывать?    В каких местах они были с родителями?)

 дети включаются в работу, осознают проблему;

2 этап – определение объектов обсуждения

 определение темы проекта;

 формулировка цели и задач;

 обсуждение и составление плана деятельности по реализации проекта;

 сотрудничество с родителями;

 подбор литературных произведений;

 подбор музыкальных произведений;

 подготовка цикла бесед и занятий с дошкольниками о родном городе;

 подбор дидактического материала для мультимедийных презентаций.

 реализации данного проекта, через организацию различных видов   деятельности детей и взрослых.

3 этап призван:

наглядно продемонстрировать единение и атмосферу патриотической причастности всех участников проекта к главному празднику в жизни каждого гражданина России.

Включает:

  • Составление альбома «Где мы были, вам покажем».
  • Изготовление макета «Улицы моего района».
  • Выставку рисунков на тему «Любимый город Иваново».
  • Презентацию проекта.

Планирование работы по реализации проекта

Месяц

Тема

Совместная деятельность

с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Сентябрь

Здравствуй, любимый город.

Экскурсия по близлежащим  к д/саду улицам.

НОД «Символика города Иванова».

Образовательная деятельность в библиотеке «Историческое путешествие в Иваново-Вознесенск».

Беседа «Расскажу, где я живу».

Целевая прогулка к перекрёстку.

Рисование «Улицы моего города»

Самостоятельное отображение в рисунках улиц, домов родного города.

Рассматривание альбома, открыток

«Иваново».

Макет дороги для игр на закрепление ПДД.

Подвижные игры: «Стоп», «Красный, желтый, зеленый», «Светофор».

Октябрь

Природа родного края.

Целевая прогулка за дарами леса.

Выставка работ из природного материала «Дары осени».

НОД по ручному труду «Символ России - береза».

НОД лепка «Берёзовая роща».

Презентация «Растения Красной книги».

Наблюдение за изменениями природы, за деревьями, кустарниками на территории д/с.

Изготовление поделок «Чудеса природы» с родителями.

Рассматривание карты «Природа Ивановского края», пособия «Люби и знай свой край».

Дидактическая игра:

«Деревья и кустарники», «С какого дерева лист».

Раскрашивание раскрасок.

Сбор семян цветов.

Ноябрь

Истоки малой Родины

Экскурсия в выставочный зал народного творчества: «Мастера золотые руки».

Презентация «Загадочная Хохлома».

Образовательная деятельность в библиотеке.

Знакомство с выставкой-инсталляцией «Русская изба-родная старина».

Презентация «В гостях у деда Краеведа».

НОД рисование «Матрешка из хохломы»

НОД лепка «Игрушки из глины».

Рассматривание альбома «Изделия народных мастеров».

Помощь в организации выставки «Изделия народных промыслов».

Подвижные  игры «Ручеек», «Заря-Заряница».

Изобразительная деятельность в уголке творчества.

Декабрь-январь-

Интересные люди нашего города

Выставка работ мастерицы Людмилы Гусевой

«Лоскутная фантазия»

Встреча с ивановским писателем Игорем Жуковым.

НОД рисование «Иллюстрации к стихам».

Посещение выставки ивановского скульптора Волкова «Жизнь и железо»  в Центральной городской детской библиотеке.

Рассматривание книг Ивановских писателей    в книжном уголке.

Заучивание стихов        И. Жукова.

Посещение парка скульптур Владимира Волкова в парке им. Степанова с родителями.

Подвижная игра: «Замри», «Море волнуется раз».

Ручной труд сделаем книжки-малышки для детей младшей группы.

Февраль

Иваново - ситцевый край

Знакомство с историей Иваново-Вознесенска с использованием ИКТ.

Экскурсия в музей ивановского ситца.

Беседа «Откуда появляется узор на ткани».

Посещение выставки кукол «Куклы из ситца».

НОД «Символ Ивановского края».

Создание альбома «Ивановские ткани».

Рассматривание книги «Сокровища музеев земли Ивановской».

Подвижные игры «Ключи»,

«Золотые ворота».

Д/игры:

«Одень куклу Катю»,

«Наряд для куклы».

Март-апрель

Животные и птицы нашего края.

Экскурсия в Ивановский зоопарк.  

Наблюдение за птицами на прогулке.

Участие в конкурсе «Покормите птиц».

Посещение экспозиции «Природные зоны» в Ивановском музее промышленности и искусства.

Аппликация или рисование «Мы кормушку смастерили».

НОД «Животные  и птицы Красной книги Ивановской области».

Лепка «Животные нашего зоопарка».

Подкормка птиц на участке детского сада.

Изготовление с родителями эко кормушек и птичьих столовых, скворечников.

Дидактическая игра:

«Зоопарк»,

«Кто, где живет?»,

«Зоологическое лото»,

«Мир животных»,

«Узнай птицу».

Подвижные игры:

«Совушка»,

«Охотники и звери»,

«Перелет птиц».

Май

Памятники и монументы Иванова.

Обзорная экскурсия по городу Иваново с посещением памятников и необычных архитектурных строений:

Памятник Георгию Победоносцу, Борцам революции, Сергею Есенину, А.С. Пушкину, Фрунзе;

Мемориальный комплекс Красная Талка;

Дом корабль, дом подкова.

Поющий фантан.

Возложение цветов к вечному огню у мемориала труженикам фронта и тыла.

Составление книги Памяти.

Творческая мастерская родителей и детей: «Этот славный День Победы!»

Разучивание стихов ко дню Победы.

Участие в демонстрации «1 МАЯ!»

Участие в акции «Бессмертный полк» 9 мая 2016г. (шествие по Шереметьевскому проспекту).

4 этап:        

Включает в себя продукты проектной деятельности:        

  • Составление альбома «Где мы были, вам покажем».
  • Изготовление макета «Улицы моего микрорайона».
  • Выставка рисунков на тему «Любимый город Иваново».
  • Презентация проекта.

Источники информации:

  1. Пчелинцева Е. В. Программа нравственно-эстетичского воспитания и развития детей дошкольного возраста «Неприходящие ценности «малой Родины».
  2. Воловенская Е. В., Дмитриев М. Сокровища «русского Манчестера» //Вокруг света. 2003. № 11. С. 56-68: ил.; То же {Электронный ресурс}. – URL: http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/607/
  3. Дмитриев М., Воловенская С. Пейзаж с фабрикой //Региональный альбом. 2007. №2.
  4. Иваново-Вознесенск. История в открытках /Автор текста В. И. Барсуков. Иваново, 2008.
  5. Иваново: город и люди: фотоальбом / Сост. С. Насонов. Иваново, 2008.
  6. Иваново. Мой город / Фотороман В. Боровкова. Иваново, 2007.
  7. Каган Ф. Властелины «кольца». Ивановская одласть и «Золотое кольцо России» // Наша Родина – Иваново-Вознесенск, 2008. Специальный выпуск.
  8. Ю.Ф. Глебов, Т.Н. Лешуков. Иваново путеводитель. Кн. изд-во, 1981.
  9. Издательство «Ивановский государственный университет» Путешествие по  Губернии Памятные места историко-культурного наследия Ивановской области.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка конспект непосредственно образовательной деятельности по коммуникативному развитию "Домашние жизни" для детей подготовительной группы.

Цель: Обобщить и  систематизировать у детей знание и представление о домашних животных. Задачи:      -  Совершенствовать грамматический  строй речи, ...

Методическая разработка по физическому развитию. На тему: «Путешествие по тропинкам здоровья» для детей подготовительной группы.

Цель: Закреплять у детей представление о значимости органов чувств для жизнедеятельности человека....

методическая разработка сценария драматизации "Герои русских народных сказок в современном мире" для детей подготовительной группы

Данный сценарий предназначен для педагогов дополнительного образования по театрализованной деятельности, воспитателей, музыкальных руководителей, учителей начальных классов. Данный спектакль можно исп...

Паспорт проекта по патриотическому воспитанию «Сызрань - славный город» для детей средней группы

ТИП ПРОЕКТА: ИНФОРМАЦИОННО - ТВОРЧЕСКИЙ, КРАТКОСРОЧНЫЙ, СЕМЕЙНО-ГРУППОВОЙ...

Методическая разработка по развитию речи, восприятия, внимания, памяти,мышления, зрительно-моторной координации детей подготовительной группы с ОНР на материале лексической темы "Игрушки"

Методическая разработка по развитию речи, восприятия, внимания, памяти,мышления, зрительно-моторной координации детей подготовительной группы с ОНР на материале лексической темы "Игрушки". Может быть ...

Методическая разработка. Сценарий тематического дня в д/с "Хлеб всему голова", для детей подготовительной группы "Откуда хлеб пришёл?"

Формирование у детей первичных представлений о людях и объектах окружающего мира. Уточнять и расширять знания детей о труде людей, выращивающих хлеб, об уборке урожая....