НОД Познавательно-исследовательская деятельность с элементами развития речи "Какой волшебный лед!"
учебно-методический материал по окружающему миру (средняя группа) на тему
Конспект НОД по экспериментированию и развитию речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kakoy_volshebnyy_led.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками
в средней группе
Тема: «Какой волшебный лед!»
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».
Задачи:
- подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха и
состоянием снега и льда, свойства снега таять от любого источника тепла; («Познавательное развитие»);
- развивать умение использовать освоенные способы опознания свойств: объяснять связь снега и воды («Речевое развитие»),(«Познавательное развитие»);
- развивать умение заменять действия символическим изображением («Художественно-эстетическое развитие»);
- развивать наблюдательность, умение самостоятельно решать
познавательную задачу ( «Социально-коммуникативное развитие»), («Речевое развитие»);
- воспитывать эстетическое отношение к зимним явлениям, стремление к здоровому образу жизни («Физическое развитие»);
- формировать у детей знания о безопасном поведении на прогулках («Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»);
- развивать воображение, ритмичность движений («Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»).
Методы и приемы:
Наглядные: показ, демонстрация.
Игровые: игровая ситуация, дидактическая игра, физкультминутка.
Практические: самостоятельная исследовательская деятельность детей, совместная с взрослым деятельность детей., продуктивная деятельность.
Словесные: беседа, ситуативный разговор, вопросы – ответы.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал: игрушка – Снеговик, картинки по теме: «Времена года», две миски со снегом и льдом, две пластиковые бутылки с тёплой и холодной водой, свеча, ложка.
Раздаточный материал: прозрачные стаканы с символическими кружками красного и синего цвета для холодной и тёплой воды, миски со снегом и льдом, бумага, карандаши, «снежки» для каждого ребёнка.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | Физминутка «Мы танцуем со снежками!» |
Игровая | Игровая ситуация со снеговиком. Дидактическая игра «Чего не хватает?» |
Познавательно-исследовательская | Наблюдения за льдом и снегом, экспериментирование со льдом, Моделирование из снега снеговика, познавательно-исследовательские опыты со снегом и льдом. |
Коммуникативная | Беседы, речевые ситуации, отгадывание загадок, ситуативные разговоры, вопросы. |
Изобразительная | Рисование результатов опыта, лепка снеговика из снега. |
Восприятие (художественной литературы и фольклора) | Рассказывание, чтение, обсуждение. |
Конструирование | моделирование |
Элементарный бытовой труд (в помещении и на улице) - Самообслуживание | Поручения ( индивидуальные и подгрупповые), совместный (коллективный) труд, задания. |
Логика образовательной деятельности
№ | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
1 | Д/игра «Чего не хватает?». Загадки о снежинках, снеге, снеговике. Воспитатель выставляет три картинки и спрашивает детей? В. - Какие времена года вы увидели на картинках? В. – Какого времени года не хватает? Воспитатель добавляет 4-ю картинку с изображением зимы. В. – Отгадайте загадки о зимних явлениях: 1.С неба сыплются пушинки. Одеяло белое Серебристые снежинки. Не руками сделано Не ткалось и не кроилось, С неба на землю свалилось (Снег) 2.Меня не растили, Из снега слепили. Вместо носа ловко вставили морковку, Глаза – угольки, зубы – сучки. (Снеговик) | Д. - Лето, осень и весну Д. – Нет времени года – зимы. Дети отгадывают загадки | Дети заинтересовываются предстоящей деятельностью. Имеют представления о временах года. |
2 | Беседа о зиме. Игровой момент со Снеговиком. Создание проблемной ситуации. В. – Ребята, вы любите время года – зиму? Почему вам нравится зима? В. – Как – то раз на прогулке этой зимой мы слепили снеговика. Каждый день Снеговик встречает нас на участке. А сегодня утром я увидела, что наш Снеговик загрустил. Как вы думаете, почему? В. – Ребята, Снеговик рассказал мне, что ему грустно одному. Он попросился погостить у нас в группе. Я его принесла, вот он – наш Снеговик. Вы рады встрече с ним? В. – Посмотрите на Снеговика и скажите, какой он? В. – Почему Снеговик белый? В. – Ребята, Снеговик рассказал мне, что однажды к нему на плечо села ворона, клюнула его и сказала, что он совсем не вкусный. Почему так сказала ворона? В. – Да, ребята, хоть Снеговик и обиделся на ворону, но всё же мы знаем, что снег не имеет вкуса: он и не сладкий, и не солёный, он просто без всякого вкуса. Ребята, можно ли вам есть снег? В. – Почему? В. – Ребята, какое настроение у Снеговика? В. – Ребята, предлагаю вам понаблюдать, удастся ли Снеговику погостить у нас в группе и сохранится ли у него хорошее настроение. В. – Ребята, посмотрите, наш Снеговик сделан из трёх снежных комков. | Д. – Потому что можно играть в снежки, кататься на санках, лыжах, коньках. Можно лепить снежную бабу, снеговика. Д. - Он устал стоять, он хочет встретиться с нами, ему скучно одному. Д. – Да Д. – Он белый, холодный, добрый, весёлый Д. – Снеговик сделан из снега, а снег - белый. Д. – Потому что у снега нет никакого вкуса. Д. – Нет. Д. – Он холодный, грязный. Д. – Радостное, весёлое. Дети рассматривают снеговика. | Дети внимательно слушают взрослого, не отвлекаясь. Умеют вступать диалогическую связь. Умеют отвечать на вопросы. |
3 | Опыт: «Вода из снега». В. – Снеговик принёс снега и для всех вас. Посмотрите, какой снег? В. - Положите на ладошку немного снега. Что с ним произошло? В. – Во что превратился снег? В. – Почему растаял снег на ладошке? В. – Мы можем сделать вывод: снег - это вода. А в тепле снег тает быстрее. Ребята, что же может произойти со Снеговиком в нашей тёплой группе? | Д. – Блестящий, сверкающий, холодный, пушистый. Д. – Он растаял. Д. – В воду. Д. – Ладошка тёплая, снег растаял от тепла. Д. – Он может начать таять. | Дети заинтересовываются проводимым опытом. Активно принимают участие в опыте. |
4 | Опыт: «Снег быстрее превращается в воду на горячем огне». В. – Но больше всего Снеговик боится огня. И сейчас вы увидите, почему. Посмотрите, во что может превратиться Снеговик на огне. Воспитатель проделывает опыт: зажигает свечу, набирает ложку снега и начинает держать ложку над огнём горящей свечи. В. – Теперь вы поняли, во что мог превратиться Снеговик? В. – Вывод: от горячего огня снег начинает таять быстрее и превращается в….воду. Физминутка: «Мы танцуем со снежками». Мы танцуем со снежинками. Посмотрите все на нас. Вот так топаем ногами: Раз – два, раз – два! А теперь снежки положим Мы к Снеговику сюда. И теперь в ладоши можно Нам похлопать без труда. Осторожно поднимайтесь, Не забудьте взять снежок, Поплясать теперь нам нужно, Попляши и встань в кружок! | Дети наблюдают за работой воспитателя. Д. – В воду. Дети повторяют движения за проговариваемыми словами. | Дети заинтересовываются проводимым опытом. Активно принимают участие в опыте. Умеют активно двигаться, снимают мышечное напряжение. Умеют соотносить движения с текстом |
5 | Зарисовывание результатов опытов на листе бумаги. В. – Ребята, а куда делся наш Снеговик? В. - А что осталось вместо Снеговика? В. – Почему так произошло? В. – Сумел ли Снеговик погостить у нас в группе? В. – Скажите, где Снеговику было бы лучше и где бы он сохранился и остался целым? В. – Давайте нарисуем на листе бумаги то, что произошло со Снеговиком. В. – Сначала Снеговик был из трёх снежных комков, но он начал таять и осталось только два снежных комка, потом – один комок, а потом и вовсе Снеговик исчез и превратился в воду. | Д. – Он растаял. Д. – Одна вода. Д. –Потому снег – это вода. Снеговик растаял в тепле и превратился в воду. Д. – Нет. Д. – На улице. Дети с воспитателем зарисовывают результаты опытов на бумаге, заменяя действия символическими изображениями. | Дети зарисовывают результаты опытов, имеют представления о воде. |
6 | Итог занятия. В. - Что мы сегодня делали? В. – Что же такое снег и лёд? В. – Молодцы, ребята! Хотя Снеговику и не удалось погостить у нас в группе, мы с вами сделаем нового Снеговика на прогулке и будем продолжать наблюдать за снегом, льдом, снежинками. | Д. – Наблюдали за Снеговиком, снегом и льдом, за тем, что происходит со снегом и льдом в тепле. Д. – Это вода. | Дети умеют рассказывать о проделанной работе. |
Итоговое мероприятие: Лепка снеговика на прогулке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
музыкальная познавательно-исследовательская совместная деятельность с детьми "Волшебный мир звуков"
Познакомить детей с принципами образования звука, воспитывать интерес к звучащему миру, расширение музыкального кругозора....
Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...
Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»
Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...
ПРОЕКТ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ, ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Волшебный мир бумаги»
Тип проекта:творчески-экспериментальный, познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Вид проекта: групповой.Формы работы: образовательная дея...
Познавательно-исследовательский проект в группе раннего развития «Волшебная пена»
Познавательно-исследовательский проект в группе раннего развития«Волшебная пена»...
Выступление на ГМО «Развитие познавательно-исследовательской, конструктивной деятельности посредством элементов робототехники»
протокол ГМО...
Конспект открытой ООД по познавательно-исследовательской деятельности с элементами развития речи в средней группе Тема: «Мы-исследователи»
Познавательно-исследовательская деятельность с элементами развития речи в средней группе...