Комплект планирования тематических недель для старших дошкольников (5-7 лет) по краеведению «С Приморья начинается Россия»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Пояснительная записка
С целью ознакомления детей с родным краем в педагогическом процессе МБДОУ «Детский сад «Дюймовочка» с. Екатериновка создан комплект планирования тематических недель для старших дошкольников по краеведению «С Приморья начинается Россия». В комплект входят разработки тематических недель, оформлены паспорта проектов, разработаны конспекты и сценарии занятий, образовательных событий, развлечений.
Для реализации данной цели ставятся следующие задачи:
-формирование чувства привязанности к своему дому и своим близким;
-формирование у детей чувства любви к своему родному краю на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
-воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому края средствами эстетического воспитания;
-воспитание гражданско-патриотических чувств через изучение государственной символики.
Используя конкретный краеведческий материал, в реализации регионального компонента ООП МБДОЦУ «Детский сад «Дюймовочка» с. Екатериновка включаются следующие блоки:
Природа родного Приморского края
Заповедники Приморья
Владивосток - столица Приморского края
Находка – город у моря
История возникновения родного села Екатериновка,
Улицы моего села
Государственная символика Приморья, Партизанского района
Достопримечательности Приморья, городов, села
Мир Японского моря
7 чудес родного края
Для ознакомления детей с родным краем используются различные методы и приемы - словесные (рассказ и объяснение воспитателя, чтение художественной литературы); наглядные (демонстрация наглядных пособий, просмотр кинофильмов, слайдов, фотографий, иллюстраций); игровые (театрализованная деятельность, народные игры, дидактические игры); практические (упражнения в узнавании элементов родной культуры, разработка проектов, поисково-исследовательская деятельность).
Одной из проблем современного содержания дошкольного образования выступает отбор исторических фактов, доступных восприятию и пониманию детьми дошкольного возраста.
Исторические факты и явления ребенок начинает осознавать вместе с временными представлениями. Для него «история» — это то, что было давно, когда его еще не было на свете.
Ознакомление дошкольников с историей родного края невозможно без интеграции с другими областями знания. В современных программах дошкольного образования, рекомендованных к использованию в детском саду, исторические представления являются составной частью национально-регионального компонента содержания и включаются в разделы под названием «Ознакомление с общественной жизнью» или «Ознакомление с социальным миром».
С какими же историческими событиями можно познакомить ребенка? С чего начинается знакомство с историческим прошлым? Большое и первостепенное значение здесь играет устное народное творчество, в первую очередь, народные сказки, мифы, легенды - ведь в них говорится о том, что было давно. В этом дошкольникам помогают работники музеев «Палеодеревня» г. Находка, «Славянская изба» с. Екатериновка, а также работники библиотеки, которые организовывают тематические беседы, вязанные с краеведением.
Другим средством ознакомления детей с историей является декоративно-прикладное искусство, посредством которого ребенок узнает о быте своего народа. Здесь важно создание предметно-пространственной среды в группе: созданные мини-музея, комнаты народного быта, «избы», уголки национальной культуры. В них ребенок знакомится с тем, как жили его предки, как обустраивали свое жилье, какую одежду и обувь носили, какой посудой, орудиями труда пользовались.
Еще одним средством ознакомления детей с историей родного края выступают различного рода досуговые мероприятия и развлечения. Участие в народных праздниках, что позволяет познакомить детей с музыкальным и песенным творчеством родного народа, народными приметами, народными играми.
Также в содержание дошкольного образования обязательно включаются представления о географическом положении и истории Приморского края, села, района, детей обязательно знакомят со столицей Приморья - городом Владивостоком, а также другими городами Приморья. Педагоги организовывают виртуальные экскурсии по городам Приморья. Детям интересно узнать, почему их родина так называется, чем она прославилась в прошлом, какие имеются достопримечательности, какие знаменитые люди жили на нашей земле и чем они прославились. Эти сведения педагоги также могут почерпнуть из мифологии, различных хроник, периодической печати, топонимических словарей. Это различные сборники сказок, Дальневосточная литература для дошкольников «Лукошко», компакт-диски с народными песнями и музыкальными произведениями Приморских композиторов, дидактические игры для дошкольников (тетради для рисования по типу «раскрасок»).
Интегрированный подход к ознакомлению детей с социальным миром используя материалы краеведения понимается, во-первых, как интеграция с федеральным компонентом (ознакомление с историей России, человечества, с культурой вообще и конкретного этноса в частности, во-вторых, как интеграция с другими областями предметных знаний, рекомендованных к ознакомлению в дошкольном возрасте (например, с чтением художественной литературы, изобразительной деятельностью, музыкой, развитием речи и т. д.) Также интегрированный подход может прослеживаться как в отношении содержания, так и в отношении методов, приемов, форм, технологий дошкольного образования, чаще всего - в интегрированных (комплексных) занятиях.
Одним из важных этапов работы с детьми по социально - коммуникативному развитию является формирование накопления жизненного опыта о своём ближайшем окружении, усвоения принятых норм поведения и приобщения к культурным ценностям. Использование в образовательном процессе комплекта планирования тематических недель для старших дошкольников «С Приморья начинается Россия», как реализации регионального компонента в ДОУ, поможет систематизировать работу по социально - коммуникативному и познавательному воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
s_primorya_nachinaetsya_rossiya._gubkina_v._a._.docx | 79.97 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ДЮЙМОВОЧКА»
С. ЕКАТЕРИНОВКА ПАРТИЗАНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
Выставка – конкурс методических разработок
«Современные образовательные технологии в условиях реализации ФГОС»
номинация: «Коллекция педагогического инструментария»
Комплект планирования тематических недель
для старших дошкольников (5-7 лет) по краеведению
«С Приморья начинается Россия»
Автор:
Губкина В. А. – воспитатель 1 категории;
Октябрь, 2021
Оглавление
- Пояснительная записка ……………………………………………………3
- Список используемых источников………………………………………..6
- Приложение А. Комплексно - тематическое планирование для старших дошкольников 5-6 лет по реализации регионального компонента ……............7
- Приложение Б. Проектная деятельность по реализации регионального компонента со старшими дошкольниками …………………………………….15
- Приложение В. Конспекты занятий. Сценарий развлечения…………..27
Пояснительная записка
С целью ознакомления детей с родным краем в педагогическом процессе МБДОУ «Детский сад «Дюймовочка» с. Екатериновка создан комплект планирования тематических недель для старших дошкольников по краеведению «С Приморья начинается Россия». В комплект входят разработки тематических недель, оформлены паспорта проектов, разработаны конспекты и сценарии занятий, образовательных событий, развлечений.
Для реализации данной цели ставятся следующие задачи:
-формирование чувства привязанности к своему дому и своим близким;
-формирование у детей чувства любви к своему родному краю на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
-воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому края средствами эстетического воспитания;
-воспитание гражданско-патриотических чувств через изучение государственной символики.
Используя конкретный краеведческий материал, в реализации регионального компонента ООП МБДОЦУ «Детский сад «Дюймовочка» с. Екатериновка включаются следующие блоки:
Природа родного Приморского края
Заповедники Приморья
Владивосток - столица Приморского края
Находка – город у моря
История возникновения родного села Екатериновка,
Улицы моего села
Государственная символика Приморья, Партизанского района
Достопримечательности Приморья, городов, села
Мир Японского моря
7 чудес родного края
Для ознакомления детей с родным краем используются различные методы и приемы - словесные (рассказ и объяснение воспитателя, чтение художественной литературы); наглядные (демонстрация наглядных пособий, просмотр кинофильмов, слайдов, фотографий, иллюстраций); игровые (театрализованная деятельность, народные игры, дидактические игры); практические (упражнения в узнавании элементов родной культуры, разработка проектов, поисково-исследовательская деятельность).
Одной из проблем современного содержания дошкольного образования выступает отбор исторических фактов, доступных восприятию и пониманию детьми дошкольного возраста.
Исторические факты и явления ребенок начинает осознавать вместе с временными представлениями. Для него «история» — это то, что было давно, когда его еще не было на свете.
Ознакомление дошкольников с историей родного края невозможно без интеграции с другими областями знания. В современных программах дошкольного образования, рекомендованных к использованию в детском саду, исторические представления являются составной частью национально-регионального компонента содержания и включаются в разделы под названием «Ознакомление с общественной жизнью» или «Ознакомление с социальным миром».
С какими же историческими событиями можно познакомить ребенка? С чего начинается знакомство с историческим прошлым? Большое и первостепенное значение здесь играет устное народное творчество, в первую очередь, народные сказки, мифы, легенды - ведь в них говорится о том, что было давно. В этом дошкольникам помогают работники музеев «Палеодеревня» г. Находка, «Славянская изба» с. Екатериновка, а также работники библиотеки, которые организовывают тематические беседы, вязанные с краеведением.
Другим средством ознакомления детей с историей является декоративно-прикладное искусство, посредством которого ребенок узнает о быте своего народа. Здесь важно создание предметно-пространственной среды в группе: созданные мини-музея, комнаты народного быта, «избы», уголки национальной культуры. В них ребенок знакомится с тем, как жили его предки, как обустраивали свое жилье, какую одежду и обувь носили, какой посудой, орудиями труда пользовались.
Еще одним средством ознакомления детей с историей родного края выступают различного рода досуговые мероприятия и развлечения. Участие в народных праздниках, что позволяет познакомить детей с музыкальным и песенным творчеством родного народа, народными приметами, народными играми.
Также в содержание дошкольного образования обязательно включаются представления о географическом положении и истории Приморского края, села, района, детей обязательно знакомят со столицей Приморья - городом Владивостоком, а также другими городами Приморья. Педагоги организовывают виртуальные экскурсии по городам Приморья. Детям интересно узнать, почему их родина так называется, чем она прославилась в прошлом, какие имеются достопримечательности, какие знаменитые люди жили на нашей земле и чем они прославились. Эти сведения педагоги также могут почерпнуть из мифологии, различных хроник, периодической печати, топонимических словарей. Это различные сборники сказок, Дальневосточная литература для дошкольников «Лукошко», компакт-диски с народными песнями и музыкальными произведениями Приморских композиторов, дидактические игры для дошкольников (тетради для рисования по типу «раскрасок»).
Интегрированный подход к ознакомлению детей с социальным миром используя материалы краеведения понимается, во-первых, как интеграция с федеральным компонентом (ознакомление с историей России, человечества, с культурой вообще и конкретного этноса в частности, во-вторых, как интеграция с другими областями предметных знаний, рекомендованных к ознакомлению в дошкольном возрасте (например, с чтением художественной литературы, изобразительной деятельностью, музыкой, развитием речи и т. д.) Также интегрированный подход может прослеживаться как в отношении содержания, так и в отношении методов, приемов, форм, технологий дошкольного образования, чаще всего - в интегрированных (комплексных) занятиях.
Одним из важных этапов работы с детьми по социально - коммуникативному развитию является формирование накопления жизненного опыта о своём ближайшем окружении, усвоения принятых норм поведения и приобщения к культурным ценностям. Использование в образовательном процессе комплекта планирования тематических недель для старших дошкольников «С Приморья начинается Россия», как реализации регионального компонента в ДОУ, поможет систематизировать работу по социально - коммуникативному и познавательному воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста.
Список использованных источников
- Атлас двустворчатых моллюсков дальневосточных морей России. Сост. Явнов С.В.: Науч.ред. Поздняков С.Е. Атлас промысловых и перспективных для промысла гидробионтов дальневосточных морей России. – Владивосток: ”Дюма”, 2000.
- Белова В.Т. Фауна земноводных Приморья. Уссурийск, 1968.
- Берсенев Ю.И. Особо охраняемые природные территории Приморского края. Владивосток, 1997.
- Валова З.Г. и др. Лазовский заповедник. М.: Агропромиздат, 1989.
- Васильев Н.Г., Харкевич С.С., Шибнев Ю.Б. Заповедник “Кедровая падь”. М.: Лесная промышленность, 1984.
- ABK Апельсин, Владивосток Россия (том 1-2005г.); (том 2- 2008г.)
- WWW.VESTIPRIM.RU
- safaripark25.ru
Приложение А.
Комплексно - тематическое планирование
для старших дошкольников 5-6 лет по реализации регионального компонента. Тематическая неделя
Тема: «Наш дом – природа Приморского края».
Цель: формирование представлений о взаимодействии человека и природы.
Итоговое мероприятие: Развлечение «В Приморском лесу».
Дни недели Тема недели | Формы организации деятельности Задачи: - Формировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней; - Воспитывать у детей чуткое отношение к растениям и животным; - Расширить представление о разнообразии птиц; -Формировать знание детей о разнообразие подводного мира; - Формировать ответственное и бережное отношение к природе. | Материалы и оборудование |
Понедельник «Животные Приморского края» | Беседа: «Какие бывают животные»; Д/и «Кто это»; С/р игра «Мы едем в сафари парк»; Чтение худ. литер. С.Маршак «Детки в клетке»; Пальчиковая гимнастика «Ёжик»; Инд. работа: д/и «Хлопни, когда услышишь название животного»; Прослушивание аудиозаписи «Голоса леса»; Раскрашивание раскрасок «Животный мир Дальнего Востока»; П/и «Зайцы и волк». | Картинки; Аудиозапись Раскраски; Цветные карандаши. |
Вторник «Растения Приморского леса» | Беседа: «Какие растения нас окружают»; Д/и «Отгадай, что за растение?»; Н/и «Собери цветок»; Пальчиковая игра «Цветочек»; С/р игра «В лесу»; Наблюдение: «Какие цветы на нашем участке?»; Лепка «Цветы»; Инд. работа «Отгадай загадку»; Опыт по экологии «Растениям легче дышится, если почву полить и взрыхлить». | Наглядное пособие; Пластилин; Резные картинки; |
Среда «Птицы нашего края» | Беседа «О птицах»; Игра на развитие слухового внимания «Угадай, кто поёт»; Инд. работа составление рассказа на тему «Как мы птичек кормили»; Конструирование из кубиков «Скворечник»; Наблюдение за птицами; Чтение худ. литр. Е. Чарушина «Воробей»; С/р игра «Накормим птиц»; Подвижная игра «Воробушки и кот». | Кубики; |
Четверг «Обитатели Японского моря» | Беседа о морских обитателях; Отгадывание загадок о рыбах; Рассматривание иллюстрации, альбомов «Морские обитатели»; Чтение худ. литер. А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»; Инд. работа «Назови, кто это»; Д/и «Где спряталась рыбка»; Аппликация коллективная работа «Водное царство»; П/и «Караси и щука», «Море волнуется». | Альбом с иллюстрациями; |
Пятница «Заповедники Приморского края» | Беседа: «Какие заповедники мы знаем»; Просмотр презентации «Растения и животные Приморского края»; Игра «Угадай животного»» С/р игра «В заповеднике»; Рассматривание альбома «Заповедники Приморья»; Оформление плаката «Береги природу»; Развлечение «В Приморском лесу». | Ноутбук; Телевизор; Альбом заповедников Приморского края. |
Тема: «Заповедники Приморского края»
Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста экологических знаний о животном мире Приморского края.
Дни недели Тема дня | Формы организации деятельности Задачи: расширять знания детей о животном мире Приморского края. Формировать умение приобретать информация из различных источников. Расширять и обобщать словарный запас. Развивать познавательный интерес к миру природы; к профессиям связанными с охраной животного мира. Развивать внимание, мышление, связную речь. Воспитывать бережное отношение к животному миру, интерес к природе родного края. | Материалы и оборудование |
Понедельник «Заповедники» | 1.Беседа «Что такое Заповедник», просмотр видеоролика «Какие заповедники есть у нас в Приморском крае и сколько» 2.Загадывание загадок на тему: «Животные и растения наших заповедников». 3.Физминутка «лотосы» 4. Дидактическая игра «Раздели на группы», «Летает - не летает», «Придумай загадку», «Опеши животное», «Чьи детки» 5. Подвижная игра: «Море волнуется» | Телевизор, Флешка. Картотека загадок. Дидактические игры. |
Вторник «Дальневосточный морской заповедник» «Кедровая падь» | 1.Беседа: «О рыбах, о морях и океанах, о подводном мире, о морском заповеднике» «О растениях, прорастающих в заповеднике». 2. Рисование «По замыслу», «Любимое животное или растение» 3. Видеоролик «Леопардовая тропа» 4. Дидактическая игра «Что происходит в природе?»; «Подскажи словечко»; «Животные и их детёныши»; «Зоопарк» 5. Подвижные игры «Море волнуется»; «Невод»; «Водяной» | Картинки о морских обитателях. Альбомные листы, цветные карандаши, краски, кисточки, стакан с водой, салфетки. Телевизор, флешка. Дидактические игры. |
Среда «Лазовский Заповедник» «Уссурийский Заповедник» | 1.Рассматривания фотоальбома о Лазовском и Уссурийском заповеднике. 2. Рассматривание иллюстраций деревьев нашего края. Профессии, связанные с охраной животного мира. 3. Настольная игра «Домино»; «Узнай, что изменилась»; Упражнение для развитие зрительной памяти «Сложи картинку». 4. Дидактическая игра «Заполни картинки»; «Животные»; «Мешок сюрпризов» | Альбом с фото Лазовского и Уссурийского заповедника. Иллюстрации с изображением природы нашего края. Настольные игры. Дидактические игры. |
Четверг Сихотэ-Алинский и Ханкайский Заповедник. | 1.Видеоролик о Заповедниках. 2. Рассматривание Красной книги 3. Словесные игры «Чьи детки?»; «Опиши животное»; «Чья голова?»; «Пересказ по кругу». 4. Подвижные игры «Медведь во бору»; «Беги к дереву какому скажу» | Телевизор, Флешка. Красная книга. |
Пятница «Результат тематической недели» | 1.Оформление фотовыставки «Я и природа» 2. Выставка рисунков на тему: «Как вы видите красоту природы своими глазами» 3. Викторина «Заповедники» 4. Творческие рассказы «Где я был и что интересного видел» 5. Создание стенгазеты на тему: «Сохраним нашу природу» | Фото детей на природе. Детские рисунки. Текст викторины. Ватман, картинки о природе. |
Тема: «Край родной - земля Приморская»
Цель: создание условий для погружения в тему недели
Итоговое мероприятие: Интегрированное занятие «Любуюсь я красотами Приморья».
Дни недели, тема дня | Формы организации деятельности | Материалы и оборудование |
Понедельник «Край родной и нет тебя дороже» | задачи: формировать представление о родном крае, географическом положении, знакомить с городами, народностями, населяющих край, воспитывать чувство гордости и уважения за свой край, любви и привязанности к родному краю 1Рассматривание альбома «Чем славится Приморский край» 2 Сюжетно-ролевые игры «Мы-капитаны», «Пароход» 3 Чтение стихотворений о Приморье, море земляков-дальневосточников 4 Просмотр презентации «По городам Приморья» 5 Прослушивание песни «Наш край»( то берёзка, то рябина…) | Карта Приморского края, карта России, глобус, фото и иллюстрации городов Приморья, аудиозапись песни о Владивостоке |
Вторник «Село моё родное – любимое село» | задачи: продолжать знакомить с историей своего села, названиями улиц, достопримечательностями, особенностями жизни людей в селе, их трудом, формировать умение называть памятные места, воспитывать уважение к героям ВОВ, труда, желание как можно больше узнать о своей «малой Родине», развивать внимание, речевую активность 1 Беседа «Путешествие в прошлое родного села» 2 Дид.игры «Во саду ли, в огороде», «Собери урожай», «Кому что нужно для работы» 3 Разучивание русских народны игр «Краски», «Горелки», «Солнышко» 4 Чтение произведений о селе, деревне И.Ревю «Лето в деревне», Л.Н.Толстого «Филипок», Н.Носов «Огурцы», «Шурик у дедушки» 5 Сюжетно-ролевые иры «Машины на нашей улице», «В гости к бабушке» 6 Составление рассказов на тему «Село, в котором я живу» | Альбомы «Моё село», «Профессии моих родителей», «Моя семья», иллюстрации достопримечательностей села |
Среда «Символика края» Четверг «Мир моря» | задачи: закрепить и расширить знания о государственной символике края, познакомить со значением цветов флага и герба, прививать познавательный интерес к истории края, пополнять и обогащать словарный запас, развивать внимание, мышление, зрительную память 1 Ситуативный разговор «Моя страна – моя Россия» 2 Настольно-печатная игра «Собери герб и флаг» 3 Беседа «О чём расскажет герб и флаг» 4 Просмотр видеоролика «На краю России» 5 Разгадывание кроссворда «Символы России» задачи: расширять представления детей о многообразии подводного мира, формировать умение называть характерные особенности внешнего вида, способах передвижения, учить отгадывать загадки, обогащать словарь детей, развивать эстетическое восприятие окружающего мира 1Беседа «Моря бывают разные» 2 Рассматривание иллюстраций морских рыб, млекопитающих, энциклопедий «Подводный мир», «На воде и под водой» 3 Пальчиковая гимнастика «Рыбки» 4 Дид.игра «Кто живёт в подводном царстве», «На рыбалке» 5 Чтение Л.Н.Толстого «Акула», р.н.с. «По щучьему велению», Н.Шимякиной «Сказка про кита» 6 Игра-путешествие «По морским глубинам» 7 Подв.игры «Рыбак и рыбки», «Караси и щука» | Символика Приморского края (герб, флаг), символика России (герб, флаг), карта России, карта Приморского края Видеозапись «Жители Японского моря». аудиозапись «Шум моря и крики чаек», изображения морских животных, рыб, иллюстрации моря, островов, скал, игрушки животных, пазлы на морскую тематику |
Пятница «Красная книга Приморья» | задачи: дать понятие о «Красной книге», её возникновении, знакомить с редкими животными и растениями, занесенными в «Красную книгу», воспитывать гуманное и ответственное отношение ко всему живому 1Беседа «Зачем нужна «Красная Книга» 2 Экологическая игра «Животные и растения нашего края» 3 Дид.игра «С какого дерева упал листочек», «Найди по описанию». «Четвёртый лишний», «Что это за птица» 4 Рассматривание альбома «Путешествие по Уссурийской тайге» 5 «Поэтическая страничка» (заучивание стихотворений о животных, птицах , растениях) 6 Видеоролик «Удивительные животные Приморья» | Слайды редких животных, растений, птиц, Красная книга, альбом «Заповедные места Приморья», аудиозапись «Звуки леса», карта Приморского края, карточки с изображением опасных и полезных ситуаций в природе |
Приложение Б.
Проектная деятельность по реализации регионального компонента со старшими дошкольниками
Паспорт проекта «Заповедные места Приморья»
Участники проекта | Дети старшей группы5-6 лет, воспитатели, старший воспитатель, социальные партнеры |
Вид проекта | По доминирующей в проекте деятельности: информационно-познавательно-творческий По числу участников проекта: групповой По времени проведения: краткосрочный |
Продолжительность проекта | 2 недели |
Проблема | У детей недостаточно представлений об охраняемых зонах природы родного края – заповедниках, национальных парках. |
Актуальность | В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую актуальность. Важно развить у детей интерес к природе родного края, научить беречь окружающий мир. |
Цель проекта | Формирование любви к родному краю, посредством расширения представления детей об уникальности объектов животного и растительного мира заповедников Приморского края, необходимости их сохранения. |
Задачи проекта | 1.Формировать представление детей о взаимодействии человека с окружающей средой через знакомство с национальным парком «Земля леопарда», «Зов тигра», «Бикин». |
Ожидаемые результаты | Дети получат доступные знания о природе родного края, о роли национальных парков в сохранении и восстановлении редких видов животных и растений. Проявят любознательность, творческие способности, познавательную активность. Приобретут навыки социального общения с взрослыми и сверстниками. Активизируется интерес родителей к совместной с детьми деятельности в организации творческих работ. |
Мероприятия подготовительного этапа Мероприятие основного этапа 1 неделя «Заповедные места Приморья» | Просмотр видеороликов «Животные Уссурийской тайги», «Заповедники Приморского края» - расширить представление детей о заповедниках Приморского края. |
2 неделя | Познакомить с национальными парками Приморского края: «Земля леопарда», «Зов тигра», «Бикин». |
Ключевое мероприятие | Интегрированное занятие «Мой край родной – заповедные места» в старшей группе (5-6 лет) Цель: Систематизация знаний детей о родном крае. Задачи:
Организационный момент – дети в группе
|
Рефлексия | Реализация проекта позволила расширить и закрепить знания у детей о заповедниках Приморского края, его флоры и фауны, формировать бережное отношение к природе, овладению навыками экологически безопасного поведения в природе. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическое воспитание детей. |
Паспорт проекта «Животные Приморского края»
Участники проекта | Старшие дошкольники 5-6 лет, воспитатель |
Вид проекта | По доминирующей в проекте деятельности: информационно – познавательный По числу участников проекта: групповой По времени проведения: краткосрочный |
Продолжительность проекта | 1 неделя |
Проблема | Дети в недостаточной степени имеют представление об образе жизни, повадках, питании и жилищах животных нашего леса. |
Актуальность | В настоящие время экологическое воспитание стало одним из важнейших направлений дошкольного воспитания. Оно предполагает, прежде всего, гуманное отношение к природе, животному миру. |
Цель проекта | Знакомство детей с миром животных обитающих на территории Приморского края. |
Задачи проекта | Формировать представление о животных их характерных особенностях и образе жизни. |
Ожидаемые результаты | Углубление простейших представлений детей о многообразии животного мира Приморского края. |
Мероприятие подготовительного этапа | - Беседы: «Кто живет в лесу?», «Лесные жители» - Просмотр презентации «Животные нашего края» - Просмотр видеоролика «Природа и животные Приморского края». |
Мероприятия основного этапа | Развлечение «Путешествие в Приморском лесу » |
Рефлексия | В ходе реализации проекта дети получат расширенные знания животного мира Приморского края. |
понедельник | Беседа «Кто живет в лесу?» Игра «Найди меня» Загадки о животных Просмотр презентации «Животные нашего края» Чтение И. Пикулива «Лисий хвост» |
вторник | Беседа «Лесные жители» Д/и «Узнай по описанию» С/р игра «Сафари парк» Раскрашивание раскрасок на тему «Животные» |
среда | Просмотр видеоролика «Природа и животные Приморского края » П/и «Олени и тигр» Инсценировка сказки «Три медведя» |
четверг | Д/и «Подбери зверям шубку» Упражнения с массажными мячиками «Ёжик» Игра - задание «Нарисуй животное и расскажи о нем» |
пятница | Развлечение «Путешествие в Приморском лесу» |
Паспорт проекта «Заповедные места Приморья»
Проблема | У детей недостаточно представлений об охраняемых зонах природы родного края – заповедниках, национальных парках. |
Актуальность | В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую актуальность. Важно развить у детей интерес к природе родного края, научить беречь окружающий мир. |
Цель проекта | Формирование любви к родному краю, посредством расширения представления детей об уникальности объектов животного и растительного мира заповедников Приморского края, необходимости их сохранения. |
Задачи проекта | 1.Формировать представление детей о взаимодействии человека с окружающей средой через знакомство с национальным парком «Земля леопарда», «Зов тигра», «Бикин». |
Ожидаемые результаты | Дети получат доступные знания о природе родного края, о роли национальных парков в сохранении и восстановлении редких видов животных и растений. Проявят любознательность, творческие способности, познавательную активность. Приобретут навыки социального общения с взрослыми и сверстниками. Активизируется интерес родителей к совместной с детьми деятельности в организации творческих работ. |
Мероприятия подготовительного этапа | Просмотр видеороликов «Животные Уссурийской тайги», «Заповедники Приморского края» - расширить представление детей о заповедниках Приморского края. |
Мероприятие основного этапа 1 неделя | Формировать первичные представления о заповедниках Приморского края. Уточнить знания детей об уникальных растениях и животных, которые охраняются в заповедной зоне. Познакомить с деятельностью людей по охране диких животных. |
2 неделя | Познакомить с национальными парками Приморского края: «Земля леопарда», «Зов тигра», «Бикин». |
Ключевое мероприятие | Интегрированное занятие «Мой край родной – заповедные места» в старшей группе (5-6 лет) Цель: Систематизировать знания детей о родном крае. Задачи:
Организационный момент – дети в группе Беседа о заповедниках. Игра «Кто где живет?» Игра «Отгадай, кто изображен». Физкультурная минутка. Игра «Передай шишку». Пальчиковая игра «Растёт лотос». Рисование животных, растений, птиц, занесенных в красную книгу. Рефлексия. |
Рефлексия | Реализация проекта позволила расширить и закрепить знания у детей о заповедниках Приморского края, его флоры и фауны, формировать бережное отношение к природе, овладению навыками экологически безопасного поведения в природе. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическое воспитание детей. |
Паспорт проекта «Знакомство с профессиями нашего села»
Участники проекта | Старшие дошкольники 6-7 лет, воспитатели, родители. |
Возраст участников проекта | 6-7 лет |
Вид проекта | По числу участников проекта: групповой По времени проведения: краткосрочный По характеру контактов: дети, родители, воспитатель |
Продолжительность проекта | краткосрочный |
Проблема | У дошкольников нет четких представлений о разнообразии трудовой деятельности взрослых; Не сформированы знания о конкретных действиях некоторых профессий в сельском хозяйстве. |
Актуальность | Представления дошкольников о разнообразии профессий в сельском хозяйстве, о роли современной техники в трудовой деятельности поверхностны. Дети имеют слабое представления о сельскохозяйственных профессиях, т.к. большая часть населения проживает в городах. Дети не видят, как выращиваются злаковые культуры, не имеют представлений о том, как и откуда появляются в магазинах хлеб, овощи, крупы. На примере сельскохозяйственных профессий необходимо дать детям конкретные знания и представления о труде, научить ценить его, людей труда, работая по теме данного проекта. |
Цель проекта | Расширение представлений детей о сельском хозяйстве; Познакомить с сельскохозяйственными профессиями. |
Задачи проекта | Побудить интерес к предлагаемой деятельности; Развивать представления о сельскохозяйственной деятельности человека; Помочь понять детям о важности, необходимости каждой профессии в сельском хозяйстве; Закреплять знания детей о последовательности этапов выращивания хлеба; Упражнять в правильном употреблении названий сельскохозяйственной техники. |
Ожидаемые результаты | Дети приобретут знания и представления о профессиях в сельском хозяйстве; задумаются о важности и необходимости каждой профессии; у детей возникает желание задуматься о выборе будущей профессии. |
Мероприятия подготовительного этапа | 1.Познавательное развитие: беседы «Чем село отличается от города?», «Чем занимаются люди в нашем селе?», «Сельскохозяйственный транспорт», «Кто где живет?», «Профессия мамы и папы». Занятия «Тракторист», «Труд овощеводов». Исследовательская деятельность: «Сравнение пшеничной муки и крахмала», «Проращивание зерна (овес, пшеница)». 2. Речевое развитие: составление описательного рассказа по картине А. Пластова «Сенокос», рассматривание картин из серии «Кем быть?», словесная игра «Угадай словечко» по стихотворению Д. Родари «Чем пахнут ремесла», отгадывание загадок об орудиях труда, о сельскохозяйственной технике. Ознакомление с художественной литературой: разучивание стихотворения Е. Благининой «Приходите в огород», О. Дриз «Огородник». Чтение стихов С. Михалков «Кем быть?», И. Пивоваров «Осенний клад», Н. Игнатенко «Как профессию себе дети выбирали». Сказки «Колосок», «Хаврошечка», «Липунюшка». Рассказы В. Голявкин «Хочу лошадь», Э. Успенский «Трое из Простоквашено», Л. Шульпяков «Моя счастливая деревня» 3. Художественно-эстетическое развитие: рисование: «Огородники», «Сельскохозяйственная техника», «На ферме». Лепка: «Садовый инвентарь», «Животные фермы». Аппликация: «Что растет на полях». Конструирование: «Ферма». Слушание песен: «Антошка», «Урожайная», «Хороша деревня наша». 4. Социально-коммуникативное развитие: дидактические игры: «Кому что нужно для работы», «Профессии», «Собери картинку», «Какие бывают профессии?», «Кто в хозяйстве живёт, что фермеру даёт?», «Что растет в поле?». Сюжетно – ролевые игры: «Стрекоза и муравей», «Фермеры», «Садоводы – огородники». Трудовая деятельность: «Садим лук». 5. Физическое развитие: подвижные игры: «Золотые ворота», «Коршун и наседка», «Садовник», «Помощники», «Собери урожай». 6. Взаимодействие с родителями: оформление фотоколлажа «Профессии моих родителей», изготовление книжек «Профессии села» |
Мероприятие основного этапа | Развлечение в подготовительной группе «Все профессии нужны. Все профессии важны». Цель: расширить познавательный интерес к профессиям. Задачи: -расширять и конкретизировать представления о профессиях людей. -уточнять и расширять словарный запас по данной теме. -совершенствовать связную речь детей при составлении рассказов о профессиях, воспитывать интерес к профессиям. |
Рефлексия | У дошкольников расширились представления и представления о профессиях в сельском хозяйстве; узнали о важности и необходимости каждой профессии; дети задумались о выборе будущей профессии. |
Приложение В.
Конспекты занятий
Конспект образовательной деятельности с детьми 5-6 лет «Путешествие на озеро Ханка»
Образовательная область: «Социально – коммуникативное развитие»
Цель: знакомство с животными и растительным миром Приханкайской низменности и озера Ханка,
Задачи: подчеркнуть уникальность водно-болотного комплекса озера; воспитывать любовь к родной природе и чувство единения с ней.
Пособия.
Географическая карта Приморья. Фото и рисунки детей (домашнее задание): лотоса, японский журавль, лебедь-кликун, утка-мандаринка, черный аист, черепаха дальневосточная, лебедь-шипун.
Ход
Организационный момент. Вместе с ребятами рассматриваем карту Приморья. Вспоминаем, что означают различные цвета. Найти на карте наше село Екатериновка и озеро Ханка. Выбрать вид транспорта, на котором дети хотели бы отправиться в путешествие на озеро. Если выбор пал на поезд, то дети тут же строятся в «поезд» и поехали». Затем все садятся на свои места, прибыли на место.
Воспитатель: посмотрите, какое огромное озеро. Конца и края не видать. Волны с глухим шумом разбиваются о плоские берега. Перед нами остатки Великого Ханкая – средиземного моря, некогда разливавшегося по Азиатскому материку.
- Ребята, посмотрите еще разок внимательно на карту. Что это за голубые нити окружают озеро?
Дети. Это реки.
Воспитатель: Да ребята, оказывается в озеро впадает около 20 больших и малых рек, а вытекает всего лишь одна - Сунгача, по которой проходит граница с Китаем.
Ханку можно назвать птичьим водоемом. Богатое омом озеро, словно гигантская заправочная станция , лежит точно под главной трассой пролета водоплавающих птиц всей Восточной Азии. И если бы птицы имели национальность, озеро Ханка можно было бы назвать столицей международных птичьих фестивалей. Из многих близ- и далеко лежащих стран слетаются сюда на собственных крыльях представители пернатых. Всего на озере зарегистрировано 310 видов пернатых.
- Давайте, ребята, раздвинем заросли прибрежного камыша, стараясь ступать осторожно, проберемся вперед и посмотрим, кто там плавает по зеркальной глади тихой заводи.
Дети: Лебеди
Воспитатель: Да, это лебеди – шипун и кликун. Как вы думаете, почему их так назвали?
Дети: Они сильно кричат.
Воспитатель: Лебедь-шипун отличается от других лебедей те, что при плавании он часто изгибает шею в виде латинской буквы S, а клюв и голову держит наклонно в воде. И вблизи хорошо видно большой нарост – «шишку» на лбу.
А что это за птица пролетает над нами?
Дети: Журавль.
Воспитатель: Да это Японский журавль. На озере встречаются два вида журавлей: даурский и японский. Оба вида занесены в Красную книгу.
Посмотрите, какие они красивые. Японский журавль –жемчужина Азии. Сегодня на планете осталось всего около500 особей. В Японии этого журавля считают птицей дружбы, символом долголетия.
Очень интересно наблюдать за журавлями. А если посчастливится, то можно увидеть журавлиный танец. Танцуют птицы и всей стаей, и парами.
Обе птицы вдруг прерывают на время охоту за лягушками и поворачиваются друг к другу. Одна из них начинает кланяться: вытягивает шею к партнеру, слегка выгнув ее дугой вниз. При этом голова и шея журавля легонько покачиваются вверх-вниз. Затем птица хлопает крыльями и танцующим шагом прохаживается вокруг. И все быстрее с каждым поворотом. Вот обе птицы, встав друг против друга, прыгают вверх, хлопая крыльями. В прыжке левая нога энергично лягает воздух. А в самом высоком прыжке (до 2-х метров) птицы разбрасывают крылья, и кажется, что они какое- то мгновение плывут в воздухе. Когда танец окончен, журавли отряхиваются и снова деловито ищут лягушек.
- Ребята, а кто –нибудь из вас слышал, как кричат журавли?
Дети: Кричат – курлыкают.
Воспитатель: Они курлыкают. Это очень грустные. Это очень грустные, мелодичные звуки, которые надолго остаются в памяти.
Зрение у журавлей поразительное . друг друга самец и самка одной пары отличают от чужого на расстоянии в полкилометра.
«Утиным Эльдорадо» зовут озеро охотники. И это не случайно. Здесь можно увидеть самых разных уток.
Но бесспорным украшением их пестрого семейства является вот эта уточка.
Фото утки –мандаринки.
Дети: Утка –мандаринка.
Воспитатель: Верно, это утка-мандаринка.
-Какие цвета вы видите в ее оперении?
Дети: Ярко оранжевый, зеленый, черный.
Воспитатель: Особенно у мандаринок красивы селезни (самцы). Когда они устраивают брачные танцы вокруг самочек, носятся по реке, изредка ныряют, подпрыгивая и падая в воду, поднимая вокруг каскады брызг, то невозможно оторвать глаз.
- Ребята, где обычно строят гнезда утки?
Дети: На суше.
Воспитатель: А эта уточка?
Дети: Тоже на суше.
Воспитатель: Да, на высоте больше 10 метров, дуплах деревьев.
- А как обычно ведут себя утки в предчувствии опасности?
Дети: Улетают.
Воспитатель: Да правильно. Только мандаринки не взлетают, не ныряют, как другие утки, а убегают! Бегают утки проворно и ловко даже в густом буреломе, забиваясь под корни деревьев, скрываясь в норах зверей. Хотя летают они прекрасно.
Сегодня нам с вами повезло. Мы увидели еще одну очень редкую птицу, занесенную в Красную книгу.
- А почему, как вы думаете, мандаринка занесена в Красную книгу?
Дети: Потому что их мало осталось.
Воспитатель: А что это за удивительные цветы качаются а зеркальной глади озера? Посмотрите, какие огромные розовые чаши. Кажется , само солнце прячется в них.
-Как зовут этот цветок?
Дети: Лотос.
Воспитатель: Это очень древнее растение. Когда-то в истории нашего бывали драматические события – оледенения, когда на сушу надвигались ледники, уничтожавшие все живое. Но к счастью не захватило наш край. Поэтому у нас остались представители растительного и животного миров давно минувших эпох. Их называли реликтами.
Вт и лотос – реликт. Он произрастал на земном шаре еще 100 миллионов лет назад.
Сколько времени существует мир, столько люди поклоняются лотосу, как растению, цветы которого притягивают к себе необыкновенной, волшебной красотой. В Индии лотос и сегодня считается цветком священным, из которого рождаются божества.
Древние рукописи свидетельствуют о том, что человек употреблял лотос в пищу: съедобны его корень и плоды. Но не вздумайте взять в рот и пожевать молодые листочки и побеги лотоса. Вы можете отравиться, так как в них содержится сердечный токсин (яд).
Игра «Растет Лотос»
Звучит тихая музыка.
Дети садятся на корточки, плотно сжав колени и руки, сложенные ладони над головой. Они - бутончики лотоса под водой. Просыпается солнышко, а вместе с ним и цветок. Медленно растет лотос, раскрывая свой бутон. Вытягивается вех голова, раскрываются в стороны руки. Затем обратный процесс.
Хорошо сегодня на озере. Светит ласковое солнце. Хорошо полежать на теплом песке.
- Но кто это вылезает из воды и устраивается рядом с нами?
Дети: Черепаха.
Воспитатель: Дальневосточная черепаха. Приглядитесь к ней. Какое-то странное животное. Она не имеет, как другие виды черепах твердого панциря, а одета довольно прочной кожей. Вес взрослых черепах достигает 8 килограмм, длина щита полметра. Большую часть времени черепахи проводят, зарвись в ил и выставив наружу мордочки. Так они подкарауливают рыбу или других водных обитателей.
Дальневосточная черепаха - очень редкое животное , занесенное в Красную книгу нашей страны. И к тому же очень древнее. Вам не кажется странным, что черепахи живут в крае с холодной суровой зимой, где земля и озеро промерзают на большую глубину? Ученые предполагают, что трионикс Маака, так зовут они зовут нашу черепаху, остался здесь от времени с другим климатическим режимом. Ему пришлось приспосабливаться. В его горле есть особые нитеобразные, богатые кровью отростки. Такого у других черепах нет. Они нужны им как для более длительного пребывания в воде, так и для зимовки подо льдом.
Но не будем долго докучать черепахе. Пусть отдыхает. Да и возвращаться домой нам пора.
До свидания Ханка.
Спасибо за ваши рисунки, мы собрали целую папку рисунков и назвали ее «Ханкайский заповедник».
-Вам понравилось путешествовать по озеру Ханка? Какие птицы вам понравились. Ответы детей. Просмотр фото и папку с рисунками детей.
Конспект интегрированного занятия
с детьми старшего дошкольного возраста ( 5-6 лет)
«Мой край родной – заповедные места»
Цель: систематизация знаний дошкольников о родном крае.
Задачи:
- Уточнить и обобщить знания детей о заповедниках Приморского края, уникальных растениях и животных, которые охраняются в заповедной зоне.
- Проверить знания детей об обитателях заповедников Приморья.
- Развивать память, внимание, речевую активность.
- Воспитывать чувство гордости, что в нашем крае, есть заповедные места и уникальные растения и животные.
- Знакомство с Красной книгой Приморского края. Чтение стихов и рассказов о природе и обитателях Приморья.
Материалы и оборудование: карта Приморского края с обозначением заповедников. Фотографии заповедных мест, картинки животных и растений для размещения на карте. Разрезные картинки: малый лебедь, косуля, утка мандаринка, тигр, леопард. Альбомные листы, мелки, шишка. Аудиозапись «Звуки природы».
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Предварительная работа: Рассматривание альбомов и иллюстраций о заповедниках приморского края. Проведение циклов занятий о заповедных местах, охраняемых животных и растениях.
Методы и приемы: словесный, игровой, наглядный, практическая деятельность.
Активизация словаря: Заповедник, охранять, исчезающие, Красная книга, охраняемая зона, морские обитатели, тайга.
Планируемые результаты:
Иметь представление о заповедниках Приморья. Знать разновидность леса, название растений, животных, птиц занесенных в «Красную книгу». Знать и соблюдать правила поведения в заповедных местах, безопасного взаимодействия с растениями и животными.
Ход занятия:
Музыкальная запись «Голос леса». Дети входят в группу. Воспитатель предлагает занять места.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, как называется наш край, в которой мы живем?
Дети: Наш край, в котором мы живем, называется Приморским краем.
Воспитатель: Правильно. Сегодня мы поговорим о его заповедных уголках. Какие заповедники находятся на территории Приморского края?
Дети: «Кедровая падь», «Лазовский», «Сихоте-Алиньский», «Уссурийский», «Ханкайский», «Дальневосточный морской заповедник»
Воспитатель: как вы объясните, что такое заповедник?
Дети: это место, где живут исчезающие растения и животные.
Воспитатель: это охраняемая территория, где запрещена охота на зверей. Запрещен сбор растений, ягод, где запрещено строительство, туризм.
Ребята, как вы думаете, почему возникла идея создать заповедник?
Дети: чтобы не исчезли растения, животные, птицы.
Воспитатель: Ребята, как называют человека, который охраняет заповедник и следит за порядком?
Дети: Этого человека называют лесником.
Воспитатель: Мы с вами поговорим о наших заповедниках. Заповедники строго охраняются законом. Гордость заповедника его животный мир. Перед детьми вывешивают карту Приморского края с обозначением заповедников (у каждого заповедника свое цветное изображение).
Воспитатель показывает на карте заповедник, дети называют.
Игра «Кто где живет?»
На столах лежат изображение обитателей заповедников. Дети должны прикрепить обитателя в тот заповедник на карте, где он живет.
Воспитатель: Ребята, а какие национальные парки находятся на территории Приморского края?
Дети: «Зов тигра», «Земля леопарда», «Бикин».
Воспитатель: Правильно. Игра «Отгадай, кто изображен».
Раздаются разрезные картинки с изображением животных (утка мандаринка, тигр, леопард , косуля, малый лебедь). Необходимо собрать из частей целую картинку, и сопоставить с картинкой на доске. Рассказать, кто изображен и в каком заповеднике обитает.
Физкультурная минутка
Во дворе стоит сосна,
К небу тянется она (подняли руки вверх)
Тополь вырос рядом с ней,
Быть он хочет подлинней (встали на носочки, потянулись)
Ветер сильный налетел,
Все деревья раскачал (повороты туловища с стороны)
Ветки гнутся взад – вперед.
Ветер их качает, гнет (наклоны туловища в стороны)
Будем вместе приседать –
Раз, два, три, четыре, пять. (приседания)
Мы размялись от души,
Отгадать мы все спешим.
Воспитатель: Мы немного отдохнули и поиграем в игру «Передай шишку» (воспитатель задаёт вопросы, дети отвечают и передают друг другу кедровую шишку.)
-Назовите редкие растения? (лотос, венерин башмачок, вороний глаз.)
-Кто кукует-кукушка-самка или кукушка-самец? (Самец)
-Какую редкую птицу назвали фруктом? (утка – мандаринка).
-Какое дерево называют железным? (берёза Шмидта)
-Какое растение называют корень – человек? (Женьшень)
-Пихта, ель, кедр, бархат это (деревья.)
-Кто всегда носит свой домик с собой? (улитка, черепаха)
-Почему крапива жжётся? (в ней содержится муравьиная кислота)
-Сок какого дерева сладкий? (Березы,клена)
-Какая птица выводит птенцов зимой? (Клёст)
-Какое животное–символ нашего края? (Тигр)
-Какая сорока занесена в Красную книгу? (голубая сорока)
Пальчиковая игра «Растёт лотос»
Наши розовые цветы (раскрывают пальчики)
Распускают лепестки (повороты влево- вправо)
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет. (пошевелить пальчиками)
Наши розовые цветы
Закрывают лепестки,
Тихо засыпают,
Головой качают.( круговые движения кистями рук)
В нашем крае обитают разные виды животных, птиц, насекомых, растений, рыб многие из них занесены в Красную книгу России.
Надо нарисовать животное, растение, птиц, занесенных в красную книгу.
(под музыку «Звуки природы» дети рисуют). Рассмотреть рисунки.
Воспитатель: почему эти животные занесены в Красную книгу?
Дети: чтобы сохранить от истребления.
Воспитатель: правильно, а люди могут приумножать природу, а могут погубить оставшееся. Прежде, чем войти в заповедные места надо знать как там себя вести.
Давайте, повторим правила поведения в лесу:
Дети:
Не ломать ветви деревьев.
Не разорять птичьи гнёзда.
Не ловить насекомых.
Не разорять муравейники.
Не разжигать костры.
Не разбрасывать мусор.
Воспитатель: В заповеднике людям запрещается рвать цветы и травы, ловить рыбу, рубить деревья. В заповедник приходят только на экскурсию, где знакомятся с красотой и богатством заповедных мест. Биологи, лесники оберегают в заповедниках природу, ведут наблюдения. Вот и закончилось наше небольшое путешествие по краю. Мне кажется, что любой человек, приехавший в наш край, не останется равнодушным к его красоте.
Воспитатель: что запомнилось? Продолжим наше путешествие? (ответы детей)
Конспект занятия
для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
«Водоплавающие птицы Приморского края»
Цель: обобщение знаний детей по теме: «Водоплавающие птицы Приморского края».
Задачи:
- формировать представление о водоплавающих птицах Приморского края;
- продолжать закреплять знание детей водоплавающих Приморского края;
- развивать речевую активность и активизировать словарь, умение отвечать на вопросы полным ответом;
- развивать познавательный интерес;
- воспитывать чувство гордости, любви, ответственности за бережное отношение к природе.
Предварительная работа: беседы о родном крае, заповедниках, красной книге, Ханкайском заповеднике. Просмотр слайдов: «водоплавающие птицы». Д/игры: «Кто где живет?»; «Птицы нашего края»; Кого не стало?»; «Опиши, а мы отгадаем».Чтение художественной литературы В. Бианки: «Наши птицы», «Птцы под нашим окном», «Кто чем поет?». Разукрашивание утки-мандаринки.Лепка: «Лебедь».
Работа с родителями: притготовить шаблон утки-мандаринки.
Ход занятия
Звучит спокойная музыка, входят дети.
(слайд 1) утка-мандаринка (описание):
Мандаринка – птица, которая запоминается яркой внешностью. Активны утром и вечером, но питаются с перерывами в течение дня и ночи. Чувствует себя комфортно, как на воде, так и на суше. Мандаринки – ловкие летчики, которые используют сильные, быстрые удары крыльев и круто поднимаются с поверхности воды и приземляются с воздуха.
Воспитатель: «Ребята, а вы знаете какие водоплавающие птицы живут в Приморском крае?».
Дети: «Лебедь, утка-мандаринка, гуси, утки».
(слайд 2) лебедь (описание):
Лебеди — водоплавающие птицы, они селятся там, где озера и болота, устраивают свои гнезда на островах, подальше от людей и хищных животных. Лебеди живут около воды, как гуси и утки. Эти птицы питаются водными растениями, для этого у них есть длинная гибкая шея. С её помощью они достают растения со дна водоёмов.
(слайд 3) гуси.
(слайд 4) утки.
Воспитатель: «Ребята, а чем водоплавающие птицы отличаются от обычных птиц?»
Дети: «Водоплавающие в воде и в воздухе, а птицы только прыгают на лапках».
Воспитатель: «Когда замерзают водоемы (реки, озера и пруды) водоплавающие птицы направляются к югу».
Воспитатель: «Ребята, скажите, чем питаются водоплавающие?»
Дети: «Мелкими водорослями, тиной, мхом, мелкой рыбой, рачками».
Пальчиковая гимнастика «Утята»
Раз-два шли утята,
Три-четыре за водой,
А за ними плелся пятый,
Позади бежал шестой,
А седьмой от них отстал,
А восьмой уже устал,
А девятый всех догнал,
А десятый испугался
Громко-громко запищал:
«Пи-пи-пи, не пищи!
Мы тут рядом, поищи!».
Воспитатель: «Ребята, а еще есть самая красивая утка на земле – мандаринка. Эта утка занесена в красную книгу».
Воспитатель: «Почему занесена в красную книгу?». «Живет она на Дальнем Востоке, в Приморском крае, в Хабаровском крае, в Сахалинской и Амурской области. И только осенью она покидает Россию, чтобы перезимовать там, где потеплее. Питается утка там, где селится».
Воспитатель: «Каких еще вы знаете водоплавающих?».
Дети: «Лебедь».
Воспитатель: «Ребята, лебедь тоже водоплавающая птица, она гордая. У нее длинная изогнутая шея, клюв плоский и сильный. Лебеди бывают белые и черные. Лапки у них короткие с перепонками».
Воспитатель: «Вы видели когда-нибудь лебедя?».
Дети: «В заповеднике».
Воспитатель: «Ребята, а вы знаете, что многие птицы Приморского края занесены в красную книгу, значит их нужно беречь и охранять».
Воспитатель: «Ребята, а что означает красная книга?».
Дети: «Опасность, стоп».
Физминутка «Гусь»
Утром встал гусак на лапки, (Потянулись, руки вверх — вдох-выдох)
Приготовился к зарядке. (Рывки рук перед грудью)
Повернулся влево, вправо, (Повороты влево-вправо)
Приседанье сделал справно, (Приседания)
Клювиком почистил пух, (Наклоны головы влево-вправо)
Поскорее в воду — плюх! (Присели)
Воспитатель: «Ребята, давайте поиграем в слова? В слове «Водоплавающее» сколько спряталось слов?»
Дети: «Два».
Воспитатель: «Назовите».
Дети: «Плавать, вода».
Воспитатель: «Молодцы! Ребята, те утки, которые не улетают в теплые края, их кормят специальным кормом. Если утки не получают необходимый корм, они слабеют и гибнут. Хлебом кормить нельзя».
Воспитатель: «Ребята, вы дома раскашивали утку-мандаринку и лотосы? Какие цвета присутствовали? Максим – скажи, Юля?
Воспитатель: «Ребята, давайте возьмем наши работы и поместим их в среду обитания?».
Дети берут заготовленные работы и помещают в водоем.
Воспитатель: «Дети, это куда? В озеро или пруд?».
Воспитатель: «Давайте с вами повторим с какими водоплавающими птицами мы познакомились?» (утка-мандаринка, лебедь, утка, гусь).
Сценарий развлечения с детьми старшего дошкольного возраста «Все профессии нужны, все профессии важны»
Цель: расширение познавательного интереса к профессиям.
Задачи:
-совершенствовать связную речь детей при составлении рассказов о профессиях;
-воспитывать интерес к профессиям.
Ход развлечения.
Воспитатель. Сегодня у нас необычный день. Мы с вами откроем для себя мир интересных профессий. Какие, например, бывают профессии?
Ответы детей.
Ведущий. Дети, а кем же вы хотите стать?
Выходят 3 ребенка.
1 ребенок.
Часто взрослые всерьез задают такой вопрос:
- кем ты, мальчик, хочешь стать?
А я не знаю, что сказать.
Я, наверное, не дорос, чтоб ответить на вопрос.
2 ребенок.
Кем я буду, сам не знаю, но порою я мечтаю.
Маляром, как дядя Вася, что на кухне стены красил,
Машинистом, как наш дед, иль врачом, как наш сосед.
3 ребенок.
Стать неплохо и шахтером, дело знающим монтером
Расторопным продавцом и могучим кузнецом.
1 ребенок.
Если б все работы эти удалось мне испытать,
Вот тогда бы я ответил, кем хочу я в жизни стать.
Воспитатель
Профессий много есть на свете
Профессии нужны, важны,
Но, чтобы выбрать, знайте, дети,
Мы очень много знать должны!
Воспитатель читает стихи-загадки, а дети отгадывают.
1. Они нас кормят каждый день,
Им в три утра вставать не лень,
Без их заботы и сноровки
Пропали б милые коровки.
Их труд тяжёлый и почётный,
Наград высоких все достойны.
Не боятся никакой работы
Наши скромные (животноводы)
2. Без кого не обойтись,
Хоть крутись, хоть не крутись,
Не бычкам и не телятам,
Не коровам, поросятам,
Заболел пингвин иль грач
Всех излечит наш …(ветврач)
3. С утра пораньше на ногах
И все-то бедные в делах!
То рацион весь рассчитать,
То мясо, молоко сдавать,
Везде порядок навести,
Отчёты вовремя свезти,
И со спокойною душой
Ждать результат опять большой!
Они и дояры, и кормачи и техники…
Со всем должны справляться…(зоотехники)
4. Мастерство их всех объединяет,
Их за это каждый уважает,
Заменить любого могут
И везде и всем помогут.
В механизации, в животноводстве - командиры,
Самые ответственные люди! Ваши…(бригадиры)
5. Они для матушки – земли – родители,
И хлеба - главные ценители!
Они дискуют, сеют, пашут, убирают,
И потом (от слова «пот») каждый колос поливают
В своих машинах, как за пультом операторы,
Работают в полях…(механизаторы)
6. На вид суров и деловит,
Душа болит за каждый винт,
Где что купить, что перебрать,
Какую технику пригнать,
А если всё пересчитать?
Вот уж где миллионер!
Ваш самый главный …(инженер)
7. Специалист этот отличный!
Руководство знает лично.
С утра до ночи он на поле
И нету никому покоя!
Работяги уважают:
С полей камни убирают,
Сеют, пашут, боронят,
Без дела, в общем, не сидят,
Речь идёт сейчас о ком?
Ну конечно…(агроном)
8. Капитана Ксюша с Жанной
Заразили кашей манной.
А потом лечили щами,
Стать хотят они … (врачами)
Воспитатель. А теперь поиграем в игры!
Игра «Кому что нужно»
Дети составляют картинки, на одних изображены люди, в спецодежде, на вторых- оборудование, машины и т. п. необходимое для их работы.
Игра «Кто здесь был, и что забыл?» (инструменты)
Звучит музыка «Волшебный цветок»
Выходит ребенок в одежде цветовода
Умеем делать многое мы сами:
ухаживать мы любим за цветами.
Очень я цветы люблю,
щедро их водой полью.
Пусть растут, пускай цветут-
дома, в сквере, там и тут.
В каждом городе, селе
с ними людям веселей.
Словно радуга, цветы.
Рады им и я, и ты.
Соревнование «Кто быстрее высадит цветы»
Дети делятся на команды, под музыку берут по цветку, выкладывают в обручи.
Ребёнок.
Пусть не сердятся родители
Что измажутся строители,
Потому что тот, кто строит
Тот чего-нибудь да стоит.
И не важно, что пока
Этот домик из песка. (Б.Заходер)
Игра «Построй башню по образцу».
Ребёнок.
Повар готовил обед, а тут отключили свет.
Повар леща берёт и опускает в компот,
Бросает в котёл поленья, в печку кладёт варенье,
Мешает суп кочерёжкой, угли бьёт поварёшкой,
Сахар сыплет в бульон и очень доволен он.
То-то был винегрет, когда починили свет!
Эстафета «Свари суп или компот» (Две кастрюли, две поварёшки, наборы овощей и фруктов по количеству детей).
Воспитатель.
Сегодня много мы узнали,
Как вы всё точно рассказали.
Все профессии нужны,
Все профессии важны.
Ребёнок. Сколько их не сосчитать,
Обо всех не рассказать.
Только очень- очень важно
Человеком в жизни стать!
Воспитатель. Да, ребята, много на свете разных профессий, каждая необходима и важна. В будущем я желаю вам выбрать себе профессию по душе.
На этом наше развлечение заканчивается, всего доброго, до скорых встреч.
Дети под музыку выходят из зала.
Список использованных источников
1.М.В.Маркина: «Путешествие по родному краю»;
Красная книга.
2.Т.Шорыгина «Беседы о Дальне Востоке», Сфера, Москва,2010.
3. Г.А. Дикалюк «Наш дом – природа».
Интернет-ресурс «Ma
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование дополнительного образования старших дошкольников "Современные технологии работы с бумагой"
В рамках профессиональной деятельности воспитатель осуществляет также и дополнительное образование детей дошкольного возраста. Для детей старшего дошкольного возраста актуальной проблемой является раз...
Ознакомление старших дошкольников с культурным наследием, бытом и традициями народов населяющих Россию
Ознакомление старших дошкольников с культурным наследием, бытом и традициями народов населяющих Россию...
Комплексно-тематическое планирование по ознакомлению старших дошкольников с правилами этикета
В современном российском обществе происходит переоценка многих положений, в том числе обязательных требований к дошкольному образованию, которые закреплены во вступивших в силу ФГОС ДО. Одним из...
Формирование познавательной активности у старших дошкольников через проектную деятельность по краеведению.
Проектная деятельность по краеведению является одним из главных источников обогащения детей знаниями о родном крае. воспитание любви и формирование нравственных качеств....
Создание условий для формирования чувства патриотизма старших дошкольников на основе реализации проекта "Мини-музей "Моя родина - Россия"
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ...
Тематическое планирование по ознакомлению старших дошкольников с городом Дзержинск и родным краем.
Тематическое планирование по ознакомлению старших дошкольников с городом Дзержинск и родным краем....
Календарно -тематическое планирование по Ознакомлению старших дошкольников с родным городом, страной.
Календарно -тематическое планирование по Ознакомлению старших дошкольников с родным городом, страной....