Создание условий для формирования чувства патриотизма старших дошкольников на основе реализации проекта "Мини-музей "Моя родина - Россия"
консультация по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Сергеева Светлана Анатольевна

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. 

Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте.

Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_blago_otechestva.docx28.46 КБ

Предварительный просмотр:

Создание условий для формирования чувства патриотизма  старших дошкольников  на основе реализации  проекта

«Мини-музей «МОЯ РОДИНА РОССИЯ»

         

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. 

Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте.

Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. («Концепция патриотического воспитания граждан РФ»).

Одной из основных задач ФГОС ДО, является: «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества». Поэтому нравственно – патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОО.

Но патриотическое чувство не возникает у детей  само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с раннего возраста, который формируется под влиянием образа жизни, воспитательной работы в семье и дошкольном учреждении, в школе, в трудовом коллективе.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе (селе, поселке), усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек.

Наше будущее должно иметь свою духовно-нравственную основу, свой духовно-нравственный стержень – Любовь к Отечеству, к своей Родине. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Поэтому именно с дошкольного возраста следует воспитывать в детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрыть им истинные ценности семьи, нации, Родины.

На современном этапе развития дошкольного образования, происходят изменения. На смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного, личностного, духовно-нравственного развития ребенка. В этих условиях дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных педагогических технологий.

Отечественные исследования по проблеме проектирования педагогических технологий позволяют выявить тенденцию в разработке личностно-деятельных образовательных технологий, основой которых является личностно-деятельностный подход.

Деятельность ребенка осуществляется в условиях определенной предметной среды.

Метод проектов – образовательная технология, которая позволяет создавать естественную среду для формирования у дошкольников интегративных качеств (личностных, интеллектуальных, физических). Уникальность использования технологии в детском саду в том, что она позволяет развивать у детей не только личностных, интеллектуальных, физических качеств, но и способности разрешения проблем в самостоятельной и совместной деятельности детей.

Относительно применения технологии метод проектов в ходе формирования интегративных качеств детей дошкольного возраста, можно отметить, что в основу положена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на запланированный результат (специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий), который получается при решении той или иной актуальной практически или личностно значимой для группы или отдельного ребенка проблемы.

Как показывает педагогическая практика, обращение к повышению уровня патриотического воспитания дошкольников с учетом работы в музее наиболее перспективно.

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.

Основой целью музейной педагогики является - приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Исходя из данной цели, были поставлены следующие задачи:

        - воспитание любви к родному краю, людям, живущим рядом;

        - формирование самосознания, умение успешно адаптироваться к окружающем мире;

        - возможность реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить индивидуальность;

        - формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практике.

Содержательная часть

Проанализировав соответствующую литературу по данному вопросу я определила для себя направление организации мини-музея в своей группе.

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей.

Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

При использовании музейной педагогики как инновационной технологии в системе формирования культуры дошкольников я учитывала следующие принципы:

  • Наглядность – экспозиция мини-музея должна  быть яркой, красочной, привлекающей внимание детей и понятной  для их восприятия.
  • Доступность – экспонаты расположены в доступном месте, удобный в их использовании, безопасны для детей.
  • Динамичность – материал систематично дополняется, усложняется, оптимизируется в соответствии с возрастом.
  • Содержательность – материал имеет образовательно-воспитательное значение для детей, вызывает в детях любознательность. Обязательное сочетание предметного мира музея с программой, ориентированной на проявление активности детей.

Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку: восприятие - понимание - осмысливание - закрепление - применение.

Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной педагогики, я обратила внимание на то, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев, важно добиться у детей пробуждения творческой активности.

Поэтому я в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев обязательно включаю практическую часть. Это разнообразные игры музейного содержания: игры-развлечения, игры-путешествия, игры-графические упражнения, интеллектуально-творческие игры, игры по сюжету литературных произведений.

Помимо игр можно я использую  такие виды работ, как:

  • заполнение музейных дневников, в которых могут быть представлены детские рисунки, коллажи, аппликации, схемы;
  • выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку, сочинить сказку и т. д.)

Результативность реализации технологии музейной педагогики в условиях детского сада и в частности в условиях конкретной группы  я вижу в следующем:

  • У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений - музею.
  • Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к «настоящему» музею.
  • У детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик. «Ребенок должен покидать музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку».

Работая над созданием  мини-музея, для себя я определила следующие задачи:

* учить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих вещей, т.е. оценивать его с точки зрения развития истории и культуры;

* формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;

* формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, т.е. к художественному восприятию действительности;

* развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;

* вызывать уважение к другим культурам;

*развивать способность и потребность самостоятельно осваивать окружающий мир путём изучения культурного наследия разных эпох и народов.

Чтобы эффективно реализовать принципы  музейной педагогики, я выполняла определенные правила:

Правило первое. К посещению музея необходимо серьёзно, целенаправленно готовиться, а потом закрепить полученные знания и впечатления. Ребёнок не подготовлен к восприятию сложного символического языка музея. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь маленькому человечку в этой непростой и очень важной познавательной деятельности.

Правило второе. Необходимо четко осознавать конечную задачу своей деятельности – формирование творческой личности, способной заинтересованно воспринимать культурное наследие и сознавать свою ответственность не только за его сохранение, но и за приумножение и передачу этого наследия другим поколениям.

Организация мини-музея в группе детей старшего дошкольного возраста «Наш дом – Россия»

Создание моего мини-музея состояло из нескольких этапов:

 1 этап: На родительском собрании я сообщила родителям воспитанников об организации в нашей группе мини-музея, обговорила направление, предложила придумать название нашего мини-музея. В результате конкурсного отбора мы совместно определили название нашего музея – «Наш дом – Россия»

2 этап: Вместе с детьми определили удобное место для его расположения – учитывали наличие освещенности, эстетичности, соблюдение правил безопасности. Продумали вместе с детьми какой материал есть у детей дома по данному направлению – для этого провела серию занятий по определению круга вопросов, которые будут отражены в экспозиции.

3 этап: Совместно с родителями собирали экспонаты  и материал для будущего мини-музея: родители подбирали фотографии, открытки. Дети рисовали рисунки, фотографировались вместе с родителями в разных исторических местах нашего города.

4 этап: Разработала перспективно-тематический план занятий с детьми и родителями, а также продумала тематику выставок. Сделала подборку практического материала для обогащения экспозиций музея, продумала перспективы дальнейшей работы.

5 этап: Открытие мини-музея с приглашением родителей, на данном этапе я провела экскурсию в нашем музее, рассказала детям, что такое экскурсовод, в чем заключается его роль и какая особенность его рассказа должна быть самой главной.

После проведенной работы по созданию музея у нас в группе начался самый интересный этап – организационно-содержательный.

Оформление мини-музея «Наш дом - Россия»

С помощью родителей закрепили пластиковый стенд, который разделили на четыре части.

На первом разместили герб Москвы – столице нашей Родины, а также иллюстративный материал ее достопримечательностей. Цель - формирование патриотических чувств, понимание целостности нашей Родины, знакомство со столицей.

 На втором стенде мы с ребятами расположили открытки городов-героев, которые принесли нам родители. Цель – помочь детям осознать, что Россия – огромная страна, в ней много городов, познакомить детей с историческими деталями, расширять их кругозор.

Третий стенд мы с ребятами посветили городу Екатеринбургу, на нем мы расположили герб города и фотографии тех достопримечательностей, которые узнают и называют сами дети (цирк, зоопарк, парк Маяковского). Цель – познакомить детей с родным краем, столицей Урала. Познать красу и гордость Екатеринбурга – познакомить с музеями, памятниками, выдающимися людьми.

 Четвертый стенд посвятили своей «Малой Родине» - городу Асбесту. На нем также есть отличительный герб, достопримечательности представлены личными фотографиями детей. Кто-то с родителями любит ходить в библиотеку, кто-то посещает концертный зал, кто-то  посещает с родителями детский развлекательный парк, другой ежегодно с мамой 9 мая ходит к обелиску победы, чтит память своего прадеда. Цель – создать условия для социального развития ребенка: познание самого себя, окружающих людей, своего города. Помочь осознать детям понятие «Малая Родина».

Все стенды объединены рамкой, имитирующей крышу дома. Там мы расположили герб и флаг России.

Кроме того, я внесла практический материал, интересный для детей старшего дошкольного возраста: иллюстрации, отражающие традиционную одежду народов, населяющих нашу страну,  представлены костюмы: русский народный, татарский, башкирский, цыганский, чукотский. Цель – подвести детей к пониманию, что все мы – россияне, представители разных национальностей, познакомить с разными народами, их национальной одеждой, традициями.

На полочках выставлены экспонаты предметов, выполненных из дерева (кружки, бочонки, расписные ложки, подставки, свистульки, берестяные изделия и разные матрешки – одиночные, сборные, музыкальные), что можно назвать российскими сувенирами. Это позволит расширить кругозор детей, познакомить с русской культурой и народным промыслом.

На книжной полке я выложила наборы с открытками о городе Асбесте, Екатеринбурге, городах-героях; набор иллюстраций с описанием «Достопримечательности Москвы», «Памятники и музеи Москвы», внесла художественную литературу о родном крае, а также раскраски и дидактические игры на тему: «Национальные костюмы».

Перспектива работы музея подчиняется определенным правилам: не надо гнаться за активным обновлением материалов. Отдельные темы и экспонаты будут присутствовать в вашем музее с определённой цикличностью. Это связано с особенностями воспитательного процесса ДОУ: знакомство с отдельными темами проходят у дошкольников поэтапно, с добавлениями и усложнением в зависимости от возраста.

Экскурсионная работа в нашем  мини-музее

Очень важное место в работе нашего мини-музея занимают занятия-экскурсии. Поэтому большое внимание я уделяю подготовке экскурсоводов. Заранее обговариваем с ребятами кто будет вести экскурсию. Рассказывая о Москве, экскурсовод знакомит гостей с символикой города, выбирает достопримечательности такие, как «Царь-Пушка», «Царь-Колокол». Особое внимание мои экскурсоводы обращают на «Красную площадь» - рассказывают о Кремле, о Кремлевских часах, называют Президента нашей страны Путина В.В. Рассказывая о городах-героях, экскурсовод поясняет почему этим городам было присвоено название героев. Рассказывая о столице Урала – городе Екатеринбурге, экскурсовод рассказывает о гербе города, о достопримечательностях «Цирк», «Зоопарк», «Парк Маяковского». Здесь у ребенка есть возможность рассказать о своих личных впечатлениях.

 Я привлекаю их к проведению экскурсий по музею для родителей, детей младшего дошкольного возраста и сверстников.
Экскурсионная работа с детьми решает следующие основные задачи:

  • выявление творческих способностей детей;
  • расширение представлений о содержании музейной культуры;
  • развитие начальных навыков восприятия музейного языка;
  • создание условий для творческого общения и сотрудничества.

Методические формы, которые я использую в экскурсионной работе с детьми дошкольного возраста в условиях музея достаточно разнообразные: проведение обзорных и тематических экскурсий, проведение познавательных бесед и мероприятий, организация выставок.

Перечисленные методы реализуются в разнообразных формах работы экскурсовода с детьми: викторинах и загадках, шарадах и ребусах, дидактических играх, творческих заданиях.

         

Методические принципы экскурсионной работы четко определяются такими важными факторами, как развивающая направленность обучения, психологические особенности личности и возрастные особенности музейного восприятия. Процесс эстетического развития является сложным, постепенным, он требует систематического, длительного воздействия на личность ребенка.

В условиях систематической работы и методически правильной организации педагогического процесса не только возможно, но и необходимо начинать обучение музейному восприятию с раннего возраста. При этом неоценимо велика роль музея, его огромные возможности для приобщения к миру музейных ценностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Создание условий для формирования навыков сотрудничества у дошкольников»

Педагоги делились опытом, предлагали свои методы работы по данному вопросу, в практической части я познакомила педагогов  с тестом Т.И.Бабаевой «Сапожки в подарок» на определение спос...

Формирование патриотических чувств у старших дошкольников на основе приобщения к народной культуре Поморья.

В нынешних условиях поиска путей духовного возрождения России важно обращение к народной культуре, концентрация в себе национального характера, воспитание в детях личности, которая сможет в будущем ра...

Формирование чувства патриотизма младших дошкольников или социально – нравственное воспитание детей

Детство – самый благоприятный период для развития всех качеств личности ребёнка.Помочь ребёнку разобраться, что есть зло, добро, не оставить его равнодушным ко всему живому – вот та цель, ...

План самообразования в подготовительной группе.на тему:"Воспитание патриотизма старших дошкольников на основе краеведения"

Провожу большую работу по краеведению в группе, знакомлю детей с историей родного края!...

Педагогический проект «Формирование нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников, через знакомство с картой нашей Родины » старшая группа

Дошкольный возраст - период, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Сила Российского государства, процветание его граждан, стабильная экономическая ситуация прежде всего зависят от творч...