"Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края"
материал по окружающему миру
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад №3 «Колосок»
ПЛАН
работы по самообразованию
«Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края»
на 2023 – 2024 учебный год
Воспитатель: Павлова О.В.
квалификационная категория - высшая
2023г.
Содержание
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка…………………………………………………… 3
1.2. Актуальность выбранной темы…………………………………………...4
1.3. Цель и задачи работы по самообразованию……… …………………….5
1.4. Методы и приёмы……………………….....................................................6
1.5. Планируемые результаты…………………………………………….……7
1.6. Самореализация…………………………………………………………….7
II. Содержательный раздел
2.1. Планирование работы с детьми и родителями……………………………9
III. Организационный раздел
3.1. Структура и формы работы………………………………………………..14
3.2 Система мониторинга ………………………………………………….14
3.3 Методическое обеспечение ………………………………………………..16
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
«Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем
сердцем
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала,
Не наукой, а частью души!»
Н. Луконин
Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого – тотальная экологическая безответственность. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию в ДОУ уже с первых лет воспитания детей.
Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладывается основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающий, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.
Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды», принятый в 2002 году, предусматривает создание системы непрерывного экологического образования, цель которого – развитие экологической культуры народа каждого члена общества.
В Федеральном законе Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ в статье 3 пункте 3 изложены принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования», наряду с гуманистическим характером образования обозначено приоритетное направление – «формирования бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования».
Экологическое воспитание – это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления детей с природой.
Целевыми ориентирами ФГОС ДО являются развитие личностных качеств ребенка, т.е. любознательность, творческая активность, познавательный интерес к миру природы – это и есть главное в процессе экологического воспитания.
1.2. Актуальность выбранной темы
Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они прибывают сейчас. Экологической воспитание значимо из позиции личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством воспитателей, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.
Мир природы таит в себе большие возможности для разностороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивают их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать. Перед воспитателем стоит задача показать детям разнообразие природных явлений, помочь понять, что все живое имеет потребности, которые могут быть удовлетворены хорошими условиями внешней среды.
Исследователи едины во мнении, что современное экологическое образование базируется на определенной системе ценностей: понимании уникальности и самоценности природы на основе экологических знаний, значимости ценностного отношения к ней, осознании ответственности каждого человека за сохранение жизни на всей планете (С.В. Алексеев, Л. Зайцева, Т.А. Маркова, И.Н. Пономарева, И.Т. Суравегина и др.).
По мнению ряда отечественных и зарубежных ученых (Н.Н. Моисеев, И.Д. Зверев, Н.А. Рыков, Г.А. Ягодин, С.О. Шмидт и др.) вопрос о выживании человечества во многом зависит от уровня экологической образованности и воспитанности граждан, обладающих экологической культурой. В решении данной задачи важную роль играет образовательная организация.
В настоящее время вопрос использования экологического пространства в образовании дошкольников, недостаточно освещается в теоретической и методической литературе, а в практике дошкольного образования уделяется мало внимания ознакомлению с природой родного края, поэтому тема моего самообразования «Экологическое воспитание детей через ознакомление с природой родного края» является актуальной.
Актуальность моей темы заключается в том, чтобы не только познакомить детей с животным, растительным миром родного края. С их местообитанием, характерными признаками внешнего вида, но и подвести к тому, что природа и ее обитатели – это живая часть мира, которую нужно беречь, любить, сопереживать и радоваться ей.
Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. Очень важно удивляться вместе с ними, побуждать не только смотреть, но и видеть, и малыши захотят узнать еще больше.
1.3. Цель и задачи работы по самообразованию
Цель: формирование основ экологической культуры детей, понимания
ими элементарных взаимосвязей в природе, выработке первоначальных
практических навыков гуманно-созидательного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения.
Задачи:
- Уточнить и систематизировать знания детей о царстве растений и животных в разных климатических зонах.
- Расширить знания детей о лекарственных растениях и редких видах растений.
- Развивать знания о неразрывной связи человека с природой, воспитывать экологическое сознание, желание оказывать посильную помощь природе.
- Формировать ценностные ориентации в поведении и деятельности, обеспечивающие ответственное отношение к окружающей природной среде.
- Развивать познавательную активность в процессе ознакомления с окружающим.
- Воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное отношение к миру природы и самого ребенка.
- Формировать первоначальную систему ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы).
- Формировать умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь.
- Дать понятие полезные и вредные продукты, для осознания отношения к своему здоровью.
- Развивать интерес и любовь к родному краю, формировать
представления об экологических проблемах родного посёлка.
1.4. Методы и приёмы
Для достижения поставленных задач воспитатель использует определенные методы. Сегодня нет единой классификации используемых в экологическом воспитании дошкольников методов, однако среди них можно выделить наиболее значимые, которые признаются подавляющим большинством специалистов (Саморуковой П.Г., Серебряковой Т.А., Николаевой С.Н. и другими). Они отличаются максимальной эффективностью, так как полностью соответствуют возрастным особенностям детей-дошкольников. Итак, к современным и наиболее результативным методам экологического воспитания детей относят:
Наглядные методы. В их число входит наблюдение, просмотр познавательных фильмов, картинок, демонстрация различных моделей. Данная группа методов позволяет сформировать в сознании ребенка определенные яркие и устойчивые образы. Практика работы с дошкольниками показывает, что они легко становятся узнаваемыми и формируют у детей вполне конкретные представления об окружающей природе.
Практические методы. К ним по праву относят игру, моделирование и проведение самых элементарных опытов и экспериментов. Эта группа методов позволяет закрепить имеющиеся знания и обогатиться новыми, во время игры дети учатся строить простые логические цепочки. Кроме того, практические методы позволяют активно формировать ценностные ориентиры дошкольника.
Словесные методы. Конечно же, это рассказы воспитателя, беседы с детьми, чтение литературы с экологическим подтекстом, рассказы самих детей. Использование данных методов позволяет формировать гуманное и эмоционально положительное отношение к природе, систематизировать полученные знания.
Наиболее эффективных результатов в работе с дошкольниками можно достичь, если умело сочетать все группы методов.
1.6. Планируемые результаты
• Проявление стойкого интереса у детей к общению с природой родного края, стремление к исследованию объектов природы, умение проводить опыты и делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, отражать свои впечатления в разных видах деятельности, занятия поисковой деятельностью, участие в конкурсах экологической направленности различного уровня.
• Получение знаний о различиях живой и неживой природы, значении и свойствах воздуха, воды, почвы в жизни живых объектов природы, особенностях природы Кемеровской области и с.Красного, в частности, умений отличать и называть характерные признаки разных времен года, объясняя причины их смены.
• Формирование знаний о жизни растений; условиях, необходимых для их роста; навыков правильного ухода за растениями в уголке природы, на участке детского сада за садовыми, огородными культурами, цветами.
• Закрепление представлений о разных животных, их детенышах, условиях их жизни, способах ухода за ними.
• Бережное отношение к природе, стремление к правильному поведению по отношению к миру природы, желание сохранить и приумножить природные богатства.
• Овладение навыками экологически безопасного поведения в природе. Знакомство с запрещающими и разрешающими экологическими знаками, изобретение собственных знаков, знакомство с профессиями эколога, зоолога, биолога и включение их в игровую деятельность.
• Уровень родительской компетентности по данному вопросу повысится, за счет активного вовлечения их в проектную деятельность.
• Пополнение предметно - развивающей среды в группе по изучению природы родного края, создание экологической тропы на участке, увеличение числа насаждений на участке.
1.7. Самореализация
План методической работы воспитателя по экологическому воспитанию.
- Овладение современными методами диагностики всестороннего развития дошкольников;
- Планирование индивидуальной работы с воспитанниками по результатам диагностики;
- Изучения учебной, справочной и научно-методической литературы;
- Изучение инновационных технологий по обучению детей экологическому воспитанию;
- Периодическое изучение нового материала по экологиина педагогических сайтах;
- изучение нормативно-правовых документов;
- участие в деловых играх, профессиональных конкурсах, вебинарах, выставках, участие в семинарах и мастер-классах;
- ознакомление с публикациями в печатных изданиях;
- Пополнение эколого-развивающей среды (уголки природы и экспериментирования).
- Составление картотеки дидактических игр по экологии для дошкольников.
- Создание электронной версии методической копилки с использованием ИКТ – технологий;
- Составление картотеки методического демонстрационного, раздаточного материала по экологии;
- Разработка конспекта занятия по экологическому воспитанию;
- Проведение открытого занятия;
- Выпуск экологической стенгазеты на тему «Берегите природу».
- Проведение досугов, экологических, народных праздников.
- Изготовление экологического лэпбука.
- Участие в конкурсах.
- Мониторинг на конец учебного года, вывод по диагностики.
II. Содержательный раздел
2.1. Планирование работы с детьми и родителями
№ | Дата | Тема | Работа с родителями | Дидактическая задача |
1. | сентябрь | Мониторинг | Выставка литературы по экологическому воспитанию | Диагностика сформированных экологических представлений у детей. |
2. | сентябрь | «Шестиногие и восьминогие» | Консультация «Создание условий для проведения поисково - исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» | Продолжать формировать представления детей о насекомых и пауках, об особенностях их жизни осенью, развивать способности детей к моделированию признаков и понятий. |
3. | сентябрь | «Где и как зимуют насекомые?» | Выставка «Чудо с грядки» | Познакомить детей с метаморфозой насекомых. Показать на примере насекомых, что к зиме природа только замирает, чтобы весной возродиться вновь. |
4. | сентябрь | «Окраска насекомых – защита и маскировка» | Консультация «Прогулки на природу – основа здоровья ребёнка» | Познакомить с приспосабливаемостью насекомых к среде обитания, способностью маскироваться, значением маскировки. |
5. | сентябрь | Викторина «Шестиногие малыши» | Выставка рисунков «Природа глазами детей» | Обобщить знания детей о насекомых, пауках и других мелких животных. |
6. | октябрь | «Злаки родного края» | Консультация «Сокровища леса» | Познакомить детей со злаковыми культурами родного края, из которых выпекают белый и черный хлеб; развивать умение различать растение по характерным признакам (строение колоска, цвет, количество зерен); познакомить с современной технологией изготовления хлеба и сравнить с тем, как его изготавливали раньше. |
7. | октябрь | «Ходит капелька по кругу» (Круговорот воды в природе) | Консультация «Игра и экспериментирование» | Дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе. |
8. | октябрь | «Естественные водоемы Земли» | Викторина «Экологическая тропинка» | Обобщить знания детей по изученной теме. |
9. | октябрь | «Что такое река? Река Касьма» с использованием ИКТ | Фотовыставка «На просторах реки Касьма» | Сформировать представление о реке и ее частях, речной системе. Закрепить знания детей о географических данных реки Бурея. |
10. | ноябрь | «Зачем птицам клюв? Клест» | Акция «Кормушка для синички» | Помочь детям по клюву определять тип питания птицы (хищник, зерноядная, травоядная) и способ добывания пищи; |
11. | ноябрь | «Где птицы живут?» | Продолжать создавать красную книгу Ленинск-Кузнецкого района. Птицы. | Продолжать знакомить с приспособленностью к условиям обитания (внешний вид, образ жизни). |
12. | ноябрь | Викторина «Что мы знаем о птицах» | Совместный опыт «Выращивание кристаллов в домашних условиях» | Закрепить представления детей о птицах. |
13. | декабрь | «Откуда берётся плесень?» | Буклет «Мы против мусора. Проблемы и решения» | Расширять представления детей о мельчайших живых организмах – плесневых грибах, развивать познавательный интерес детей к живым организмам. |
14. | декабрь | «Предки современных животных – динозавры. Динозавры в Приамурье» | Консультация «Занимательные прогулки» | Познакомить детей с историей появления и исчезновением динозавров; расширять кругозор; развивать мышление, речь, любознательность. |
15. | декабрь | «Кто такие млекопитающие?» | Литературная выставка «Читайте вместе с нами» | Обобщить и расширить представление детей о млекопитающих как живых существах; учить различать понятия «млекопитающие», «звери», «животные |
16. | декабрь | «Морские млекопитающие» | Консультация «Фитотерапия» | Формировать представление о морских млекопитающих, особенностях передвижения, питания, дыхания |
17. | январь | «Какие бывают лапы? Следы животных» | Папка-передвижка «Ребенок и природа» | Расширять представления детей о строении лап и способах передвижения зверей, закрепить представления о строении тел животных, учить детей «читать» следы животных |
18. | январь | «Тундра и человек» | Стенгазета со стихами «Зимняя прогулка в детском саду!» | Обобщить знания детей о тундре, её растительном и животном мире, коренных народностях, воспитывать бережное отношение к природе родного края. |
19. | январь | Север – царство льда и снега» | Консультация «Мир и природа глазами детей» | Закрепить представление приспособлении растений и животных к условиям северного климата. |
20. | февраль | Викторина «Кто есть кто, что есть что?» | Акция «Берегите природу» (рисование плакатов в защиту природы) | Формировать интерес к познанию природы. |
21. | февраль | «Рыбы» | Памятка «Три основных способа познания окружающего мира» | Расширять знания детей о разновидностях рыб (аквариумные; пресноводные – прудовые, речные; морские; океанические). |
22. | февраль | «Рыбы наших водоёмов» | Папка-передвижка «Экологический калейдоскоп» | Конкретизировать представления детей об условиях жизни пресноводных рыб; развивать способность замечать их характерные особенности. |
23. | февраль | «Экзотические животные» | Составление фотоальбома «Мои любимые питомцы» | Углубить представления детей о льве, тигре, слоне, обезьянах, кенгуру; развивать интерес к экзотическим животным, желание больше узнать о них |
24. | 1 марта Всемирный день кошек | «Бездомные животные» | Приобщить родителей к созданию в группе огорода | Показать, какой урон причиняют бродячие кошки и собаки; воспитывать в детях бережное отношение к домашним животным. |
25. | март | Краткосрочный проект «Спаси Землю» | Папка-передвижка «Весна-красна» | Расширять знания детей о видах бытовых отходов – химические, технические (батарейки, компьютерные диски), познавательной деятельности — исследовании, умении самостоятельно делать выводы. |
26. | март | «Лес как экологическая система» | Брошюра «Полезные рецепты» | Сформировать понятие «Этажи леса»; выявить взаимосвязи между растениями и местом обитания, питания животных. |
27. | март | «Пищевые цепочки в лесу» | Фотовыставка «Птицы нашего края» | Закрепить знания детей о взаимосвязи в экосистеме «Лес» растений, животных и факторов неживой природы; сформировать представления о пищевой зависимости обитателей леса; учить выстраивать «пищевые цепочки» в лесу; |
28. | апрель | «Загадки природы» | Презентация домашних энциклопедий и книг о природе | Обобщить представления детей о типичных экосистемах (лес, луг, водоем, пустыня). |
29. | апрель | «У природы нет плохой погоды» | «Цветник на подоконнике» | Рассказать детям зачем меняется погода и времена года. |
30. | апрель | «Берегите первоцветы» | Консультация «Выходные с пользой» | Учить распознавать и называть первые весенние цветы по листьям и цветам; познакомить с редкими, исчезающими растениями Амурской области. |
31. | апрель | Экологический спектакль «Лесная история» | Консультация “Здоровье без лекарств” | Формирование у детей экологической культуры и активной жизненной позиции. |
32. | май | «По заповедным местам природы Кемеровской области» | Акция «Посади дерево» | Воспитание у детей любви к родной природе, навыков бережного и ответственного отношения к её обитателям. |
33. | май | «Растения-хищники. Зеленые капканы» | Консультация «Мир природы в детских играх» | Формировать интерес к познанию природы. Показать многообразие растений-хищников. |
34. | май | «Цветущие деревья» | Экологическая акция «Цветущий сад» | Способствовать ознакомлению детей с особенностями весеннего состояния плодовых деревьев. |
35. | май | «Что такое облака, дождь, гроза?» | Памятка «Удивительное рядом» | Дать понятие об испарении воды, образовании облаков, электрических разрядах в доступной форме. |
36. | май | Экологическая игра «Поле чудес». | Консультация «Природа в жизни вашей семьи» | Воспитание у детей любви к родной природе, навыков бережного и ответственного отношения к её обитателям. |
III. Организационный раздел
3.1. Структура и формы работы
- Пальчиковая гимнастика;
- Пальчиковая игра;
- Собирание природного материала;
- Беседа;
- Рассматривание картин;
- Чтение произведений;
- Загадывание загадок;
- Экспериментальная деятельность;
- Проекты;
- Целевые прогулки;
- Дидактические игры.
3.2. Система мониторинга
Критерии:
1. Ребенок отличает живую природу от неживой.
2. Знает представителей животного мира и определяет их по видам.
3. Имеет представление о сезонных изменениях в жизни растений, животных, человека.
4. Классифицирует растения по видам, знает и называет части растений.
5. Умеет самостоятельно осуществлять уход за комнатными растениями.
6. Бережно, заботливо, гуманно относится к природе.
Каждый критерий оценивается в баллах
Сформирован- 10 баллов
На стадии формирования- 5 баллов
Не сформирован- 0 баллов
№ п/п | Задания, вопросы | Знания, умения, навыки |
| |||
Сформированы | На стадии формирования | Не сформированы |
| |||
1. | Найди объекты живой природы (по картинкам) | Допускает не более 1 ошибки | Допускает от 2 до 4 ошибок | Делает работу с помощью взрослого или ребенка |
| |
2. | Назови представителей животного мира и определи их по видам | Называет 3 и более представителей животного мира и определяет их вид | Называет и определяет 1 – 2 представителей | Не называет вообще |
| |
3. | Определи сезонные изменения в жизни живых существ (по сюжетным картинкам) | Называет изображенное время года, отвечает как животные и растения приспособились к нему и чем занимаются люди в это время года | Дает 1-2 верных ответа | Отвечает на вопросы с помощью взрослого |
| |
4. | Определи растение и назови его части (по картинкам)
| Работа выполнена без ошибок | Допускает 1 ошибку | Делает работу с помощью взрослого или ребенка |
| |
5. | Уход за комнатным растением | Рассказывает о последовательности ухода за растением, осуществляет уход | Осуществляет только уход | Самостоятельно справиться не может, только с чьей – то помощью |
| |
6.
| Дидактическая игра «Береги живое» (набор картинок) с изображением примеров грамотного и неграмотного поведения детей в природе) | Отвечает на вопрос правильно ли поступил мальчик (девочка), почему?, как бы сам поступил
| Дает ответ на вопрос по картинке, но затрудняется ответить как бы сам поступил
| Отвечает на вопросы с помощью взрослого или ребенка |
Высокий - 40-60 баллов
Средний - 20-40 баллов
Низкий - 0-20 баллов
3.3 Методическое обеспечение
- Николаева, С. Н. Приобщение дошкольников к природе в детском саду и дома / С.Н. Николаева. - М.: Мозаика-Синтез, 2013.
- Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, подготовительная группа – Волгоград: Учитель, 2012.
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/03/26/stsenariy-ekologicheskoy-skazki-lesnye-istorii
- Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. - Москва: ВАКО, 2005. – 240 с. - (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
- Рыжова, Н.А. Воздух вокруг нас: [метод. пособие] / Н.А. Рыжова, С.И. Мусиенко. – 2-е изд. – Москва: Обруч, 2013. – 208с.: ил.
- От осени до лета (детям о природе и временах года в стихах, загадках, пословицах, рассказах о православных праздниках, народных обычаях и поверьях): для воспитателей детских садов и музыкальных руководителей / сост. Л. А. Владимирская. — 2-е изд. — Волгоград: Учитель, 2011. — 159 с.
- ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2021 г.
- Региональный компонент в патриотическом воспитании дошкольников в детских садах Амурской области. Амурский институт развития образования 2018 год
- «Юный эколог» Программа экологического воспитания дошкольников С.Н. Николаева МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2017 г.
- Рыжова Н.А. Не просто сказки: Экологические рассказы и праздники. - М.: Линка-Пресс, 2008.
- Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в подготовительной группе детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2019 г.
- Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в подготовительной группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2008.
- Бондаренко, Т. М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет : практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Изд. 2-е, испр. и доп. - Воронеж : Лакоценин С. С., 2009. - 189 с. - (Педагогика нового времени).
- Игровая деятельность на занятиях по экологическому воспитанию. одготовительная группа / авт.-сост. П. Г. Федосеева. - Волгоград : Корифей, 2009. - 86 с. - (Программа развития).
- Иванова, А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений : [пособие]. - Москва : Творческий Центр "Сфера", 2007. - 235, [1] с. (Программа развития).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомления с природой родного края»
План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомления с природой родного края»...
Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края
Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Зеленые луга и леса, яркие цветы...
Отчет по теме самообразования "Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края"
Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Зеленые луга и леса, ярки...
Литературный обзор по теме «Повышение экологической воспитанности дошкольников через ознакомление с природой родного края»
Статья подготовлена для воспитателей с целью ознакомления методической литературы по теме "Повышение экологической воспитанности дошкольников"....
План по самообразованию"Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края"
Тема: "Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края"...
План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края»
Перспективное планирование на 2016-17 уч. год в подготовительной группе....
«Экологическое воспитание дошкольников через ознакомления с природой родного края»
Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. К сожалению, дети в скором времени могут лишиться богатств и сокровищ природы. Сохранение и восстановление при...