«Экологическое воспитание дошкольников через ознакомления с природой родного края»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Яхина Гузель Тагировна

Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир.  К сожалению, дети в скором времени могут  лишиться  богатств и сокровищ природы.  Сохранение и восстановление природы – одно из главных всего человечества. Чтобы природа не была полностью уничтожена, задача взрослого воспитывать у детей чувства ответственности к окружающему миру природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya.docx20.52 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет о проделанной работе.

 «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомления с природой родного края»

Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. К сожалению, дети в скором времени могут  лишиться  богатств и сокровищ природы.  Сохранение и восстановление природы – одно из главных всего человечества. Чтобы природа не была полностью уничтожена, задача взрослого воспитывать у детей чувства ответственности к окружающему миру природы.

Актуальность темы заключается в том, чтобы познакомить детей с особенностями природы родного края, с животным миром родного края, с экологическими проблемами и через – это живая часть мира, которую нужно беречь, любить, сопереживать и радоваться ей.

Приступая к работе по ознакомлению с природой родного края, провела мониторинг, где мне помогла региональную программу. Автор Гасанова Рида Ханифовна «Земля отцов» программа-руководство. На основе проведенного мониторинга определила задачи:

- обогащать представления о ценности природы;

-расширять кругозор детей на основе знакомства с природой родного края;

-развивать у детей эмоционально-чувственную сферу и желание оберегать и сохранять природу.

Был составлен перспективный план по «Экологическому воспитанию детей через ознакомления с природой родного края» и намечен план работы с родителями.

Планируется постоянное пополнение дидактического материала,, научной и художественной литературы; расширение центра природы и мини-лабораторию для познавательно-исследовательской деятельности.

 «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомления с природой родного края»

Работа с воспитанниками

Сентябрь: Мониторинг по теме

Октябрь: Беседы на темы «Что нас окружает?», «Удивительный лес», «Дикие звери Башкортостана».

Наблюдения за объектами живой и неживой природы.

Экспериментирование с ветром.

Д/и «Чей след?», «Чей хвост?».

Художественное творчество: рисование «Золотая осень», «Ветка рябины»; лепка «Животные Башкортостана»; поделки из природного материала на тему «Осенний лес».

Чтение худ. лит: С. Черный «В башкирской деревне» отрывки из произведений Аксакова С.М., рассказы и загадки о животных.

Ноябрь: Беседы на темы «Птицы родного края», «Клест», «Лесной доктор»

Составления описательных рассказов о птицах; рассматривание иллюстраций о птицах. Наблюдение за птицами на прогулке.

Д/и «Птичье лото», «Чей клюв?», «Составь птицу», «Зимующие и перелетные».

Кормления птиц на прогулке.

Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц».

Художественное творчество: рисование «Птицы нашего города», «Птица, придуманная мною»; лепка «Синица».

П/и «Коршун», «Совушка», «Летает- не летает».

Чтение: С. Алексеев «Родная природа» (клест, И. Соколов-Микитов «Весна в лесу», В. Бианки «Чей нос лучше?», М. Зверев «Лесные доктора».

Декабрь: Беседы на темы «Как звери зимуют в лесу?», «Жизнь птиц зимой», «Что такое заповедник?», «Красная книга».

Экспериментирование с водой, снегом.

Д/и «Кто, где живет?», «Птицы, звери, рыбы», «Кто кормушки прилетел?», «Опиши, мы отгадаем».

Художественное творчество: рисование «Лесные жители зимой»; аппликация «Снигири».

Изготовления и украшение кормушек для птиц.

Прослушивание музыки П. И. Чайковского «Времена года», А. Гречанинова «Холодно, холодно».

Рассматривание животных и птиц, занесенных в Красную книгу

Чтение: Г. Скребицкий «Четыре художника», Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка», Е. Благинина «Улетают, улетели»,

З. Александровна «Птичья столовая».

Наблюдения за живой и неживой природой.

Экскурсия в «Птичью столовую»

Январь: Беседы на темы «Великая река «Белая», «Водоемы родного края».

Составления рассказов о рыбах.

Рассматривание иллюстраций об озерах, реках Башкортостана.

Создания макета «На Каме»

Экспериментирование с водой.

Д/и. «Угадай, кто в озере», «Опиши, какая рыба?».

Художественное творчество: рисование «Золотые рыбки», «Реки зимой».

Чтение художественной литературы: Легенда «Ашак и Агидель»

Знакомство с заповедниками Башкортостана, просмотр фильмов о заповедниках Башкортостана.

Проект «Красная Книга Башкортостана».

Февраль: Беседы на темы «Кто такие рыбы?», «Как нужно вести на природе?».

Заучивание загадок о рыбах.

Экспериментирование с ветром.

Д/и «Собери рыбу», «Пищевые цепочки».

Художественное творчество: «Щука» из пластилина, аппликация «Морское царство».

Чтение о природе родного края,  сказки «По-Щучьему веленью..»

Март: Беседы на темы «Хвойные деревья  Башкортостана», «Где растения любят жить?», «Путешествие растений».

Рассматривание картин и иллюстраций о деревьях Башкортостана, растениях занесенных в красную книгу.

Д/и «Чья шишка?», «Чьи листья?», «Найди дерева по семенам».

Развлечения.

Экспериментирование с песком.

Художественное творчество: рисование «Весенний коллаж», аппликация

«Во поле береза стояла».

Составления и отгадывание кроссвордов о растениях.

Чтение: В. Бианки «Рассказы о природе», Н. Н. Павлов «Загадки цветов».

Апрель: Беседы на темы «Лечебные растения», «Зачем нужно беречь природу?», «Зеленая аптека».

Развлечения «День Земли».

Составления кроссвордов о растениях.

Наблюдения за объектами живой и неживой природы.

Д/и «Я садовником родился», «Расскажи какой цветок?».

Художественное творчество: рисование «Семья ежей», аппликация «Сирень».

Чтения художественной литературы о растениях, цветах, деревьях.

Май: Мониторинг

Работа с родителями (законными представителями) по теме:

«Экологическое воспитание дошкольников

через ознакомления с природой родного края».

Сентябрь: Анкетирование «Что такое экология?».

Подборка экологической литературы для родителей.

Выставка «Цветы» (природный материал).

Октябрь: Консультации на экологическую тему «Не причиняя вреда природе», «Сокровища леса».

Выставка рисунков «Природа глазами детей» (совместная деятельность детей и родителей).

Ноябрь: Практический материал (ширма) «Замысловатые вопросы».

Литературная выставка «Читайте вместе снами».

Выставка декоративных комнатных растений.

Домашние задания (составить кроссворд о природе и нарисовать ответы).

Декабрь: Консультация «Интересные факты из жизни птиц».

Конкурс «Зеленая красавица» (изготовления с родителями и детей новогодней елки из любого материала).

Благотворительная акция «Покормите птиц зимой» (изготовления кормушек).

Январь: Консультация «Жизнь птиц зимой», «Не быть равнодушными».

Предложить родителям выучить с детьми стихи о природе, птицах, животных

Февраль: Культурно-досуговая деятельность викторина «Знатоки природы» (родители и дети)

Консультация «О чем рассказывают растения»

Март: Акция «Берегите природу» (рисование плакатов в защиту природы).

Педагогическая ширма «Очей очарованье» (предложить родителям выучить с детьми стихотворения о природе родного края)

Фотовыставка «Башкортостан - наш дом родной».

Апрель: Конкурс «Экологическая сказка, придуманная мною».

Домашние задания (понаблюдать за птицами, деревьями, растениями в весенний период).

Консультация «Зеленый спецназ».

Май: Выставка фотографий «Наши добрые дела».

Литература:

Иванова А. И Живая экология: Программа экологического образования дошкольников.

М., 2007.

Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. М., 2006.

Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М. ,1995.

Павленко Н. Н., Родюшкина Н. Г. Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ. М., 2006.

Чернякова В. Н. Экологическая работа в ДОУ. М., 2010.

Зенина Т. Н. Экологическая гостиная в ДОУ. М., 2008.

Шишкина В. А. Прогулки в природу. М., 2002.

Гасанова Р.Х. программа-руководство «Земля отцов». Уфа, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомления с природой родного края»

План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомления с природой родного края»...

Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края

Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Зеленые луга и леса, яркие цветы...

Отчет по теме самообразования "Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края"

Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Зеленые луга и леса, ярки...

Литературный обзор по теме «Повышение экологической воспитанности дошкольников через ознакомление с природой родного края»

Статья подготовлена для воспитателей с целью ознакомления методической литературы по теме "Повышение экологической воспитанности дошкольников"....

План по самообразованию"Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края"

Тема: "Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края"...

План самообразования по теме: «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомления с природой родного края»

Богат и многообразен мир природы. Важно изучать природу и особенности родного края, учиться оберегать природу....


 

Комментарии

СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА ФАЙЗУЛЛИНА

Прекрасный материал. Тема актуальная, важная. Но давайте не будем паниковать. Вы напечатали: "К сожалению, дети в скором времени могут лишиться богатств и сокровищ природы".

Что за писссимизм. Раз мы педагоги думаем об этом, изучаем тему и главное стараемся научить наших деток беречь родную природу- не все потеряно. Мы её сохраним!!!

Лапина Виолетта Львовна

Прекрасный материал,видно, что педагог уделяет много времени и внимания этой теме.