НОД по экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе «Удивительные свойства воздуха»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Экспериментальная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_po_eksperimentalno.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе

«Удивительные свойства воздуха»

Задачи:

1. Уточнить знания детей о свойствах воздуха (не имеет запаха, цвета, при нагревании нагревается и поднимается вверх) и способе его обнаружения.

2. Закрепить знания детей о значении чистого воздуха для нашего здоровья.

3. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования

4. Развивать наблюдательность, умение делать выводы, анализировать.

5. Воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире.

Материал: воздушные шары разных цветов и размеров, полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, трубочки, пластмассовые стаканчики, 1 баночка с плотной крышкой, мелкие камушки, таз с водой, фен и полиэтиленовый пакет,  

Действующие лица: Воспитатель, дети.

Ход занятия:

Воспитатель: - Здравствуйте, ребята! Как я рада видеть вас!   А вы знаете, что сегодня праздник (ответы), вы сейчас угадаете сами, как он называется. Слушайте мою загадку.

Загадка:

Круглый, гладкий, как арбуз…

Цвет – любой, на разный вкус.

Коль отпустишь с поводка,

Улетит за облака. (Воздушный шар)

Правильно сегодня праздник воздушных шаров? Посмотрите, какие красивые шары я принесла: красный, зелёный, ой, а что это случилось с синим шариком? (ответы). Он какой- то стал грустный, маленький.

 - Воспитатель:  А что нужно сделать, чтобы шарик стал веселым, большим, круглым?

Дети: - Надо его посильнее надуть.

 Воспитатель: - Правда? Сейчас я его надую (надуваю или даю ребенку надуть). Вот какой он красивый получился! А интересно, что у него внутри?

Дети: - Воздух.

 Воспитатель:  - Какой ещё воздух? Я ничего не вижу! (ответы)

Воспитатель:  - А вы видите воздух? А почему, как вы думаете?

Получается, воздух какой?

Дети- прозрачный, бесцветный и невидимый.

Воспитатель: - Ребята, я придумал, как нам поймать и увидеть воздух. Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём? (он пуст).

Воспитатель:: - Да, он пустой. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Что произошло с пакетом? Пакет изменил форму, он полон воздуха. На что похож? (ответы).

Воспитатель:: - Кажется, что он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь раскроем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось?

Дети: Пакет опять стал пустым. Интересно, почему? (ответы).

Воспитатель:: - Да, ребята, вы правы, воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас. А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете? (ответы).

Воспитатель:: - А давайте проверим!

Воспитатель:: - Ребята, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт.

Воспитатель:: - Ой, ребята, что это происходит с водой?

Дети: Выходят пузырьки.

Воспитатель:: - Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была (ответы).

Воспитатель:: - Правильно, пузырьки - это воздух, который находится внутри нас. Мы сначала вдыхаем воздух через нос, а потом выдыхаем через трубочку в воду и получаются пузырьки.

Воспитатель:: А как вы думаете, воздух имеет вес?

Посмотрите, что у меня в руках? Как вы думаете для чего это?

Правильно , для того чтобы узнать имеет ли воздух вес.

Сейчас мы с вами это проверим. С двух сторон я подвесил одинаковые шары, подумайте и скажите, что произойдёт, если проткнуть один из шаров острым предметом?

Дети: Шарик лопнет.

Воспитатель: Проткните иголкой один из надутых шаров. Что произошло? Почему?

(Из шарика вышел воздух, а конец палки, к которому он привязан, поднялся вверх, шарик без воздуха стал легче.)

Воспитатель: Что произойдёт, когда мы проткнём и второй шарик?

(У вас опять восстановится равновесие. Шарики без воздуха весят одинаково, так же, как и надутые)..

Воспитатель: Ой, что то я устал. Ребята давайте немножко отдохнем.

Физ.минутка «По выбору воспитателя»    

Воспитатель: - Ребята отдохнули теперь прошу вернуться в мою лабораторию. (подходят к столику)

Воспитатель: - Что это?

Дети: Камушки.

Воспитатель: - Возьмите в руки камешки, какие они.

Дети:(ответы)

Воспитатель: Камень- это твердое тело. А можно ли взять в руку воздух и сжать его. Делаем вывод: воздух не твердое тело. А давайте эти камешки бросим в воду и посмотрим, что произойдёт.

Воспитатель: - Ребята, что мы видим, когда бросаем камешки в воду?

Дети: Они тонут.

Воспитатель: - Интересно, а почему камешки тонут?

Дети: Потому что они тяжелые.

Воспитатель: - Получается, что камешки тяжелые, поэтому они тонут.

Воспитатель: - Да, как много я узнал о воздухе, а вот интересно, если мы шарики опустим в воду, они утонут?

Дети: (ответы)

Воспитатель: - Почему вы так думаете?

Дети: (ответы)

Воспитатель: - А давайте проверим (опускают шарики в чашку с водой)

Воспитатель: - Странно, камешки утонули, а шарики нет. Почему так происходит, ребята? Вы как думаете?

Дети: (ответы).

Воспитатель: - Оказывается, шарик не тонет, потому что он легче воды, а камешки тяжелее, поэтому они тонут, вытесняя воздух из воды, так появляются пузырьки.

Воспитатель: А теперь подуй, Гриша на шарик, ребята, что происходит с шариком? А если на него подуть сильнее, то шарик плывет быстрее. Когда мы дуем, начинается движение воздуха.

 Воспитатель: - А еще я знаю, что если нагреть воздух в шарике он подымится. Интересно, как же так получается?  А давайте проверим так ли это. Сейчас я вам покажу интересный опыт: я, беру пустой пакет, и с помощью фена буду нагревать его тёплым воздухом.

 Воспитатель:  - Посмотрите, что происходит с пакетом?

Дети: (ответы).

 Воспитатель:  - Действительно, пакет надулся, как вы думаете почему? Получается, что воздух нагревается в пакете, расширяется и поднимается вверх, поэтому пакет надувается. Значит правда, что горячий воздух легче холодного.

 Воспитатель:  - Ребята, у меня есть красивая баночка.

Воспитатель: - Сейчас мы с вами угадаем, что в ней лежит, а угадывать будем по запаху, давайте закроем глаза и втянем в себя воздух.

Воспитатель: - Чем пахнет?

Дети: Апельсином, конфетами, медом, жевательной резинкой и т.д.

Воспитатель: - Ой, я люблю конфеты, апельсины, а вы?

Дети: (ответы детей).

Воспитатель: - Ну-ка подставляйте ладошки, я сейчас буду насыпать.

А где же конфеты ? Ребята, баночка пуста, а пахнет. Как так происходит?

Дети: (ответы детей).

Воспитатель: Правильно, чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались. Везде по разному пахнет, на улице один запах, в помещении другой, а это воздух виноват: присваивает себе чужие запахи.

Воспитатель: - Ребята, а как вы думаете, какой воздух необходим для жизни человека? (ответы).

«Игра с воздушным шаром»

Ребята, давайте вспомним что мы узнали о воздухе. (ответы детей) Передавая шарик друг другу будем говорить - Какой он ? Для чего он нужен?

Воспитатель: - Молодцы ребята! Вы очень хорошо работали, много узнали нового, и интересного. Мне с вами было сегодня так весело, можно в память о нашей встречи, я вам, подарю маленькие сувенирчики? Ответы детей ( дарит свистульки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе"Удивительные свойства воздуха".

Здесь вы найдёте конспект занятия экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе....

Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе «Удивительные свойства воздуха»

С помощью исследовательской деятельности детей определить свойства воздуха и роль воздуха в жизни людей. ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе «Удивительные свойства воздуха»

Цель:Формирование у детей познавательного интереса, познавательных действий, умений видеть удивительное в окружающем мире.Способствовать социальному развитию: работа в команде, обогащение словарного з...

Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе «Удивительные свойства воздуха»

Сформировать представления детей о свойствах воздуха и способе его обнаружения; подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас; дать представление о том, что он занимает место и облада...

Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе «Удивительные свойства воздуха»

Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе«Удивительные свойства воздуха»...

Конспект по экологии с элементами познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Удивительные свойства воздуха»

Конспект по  экологии с элементами познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе  «Удивительные свойства воздуха»Цель: систематизировать знания дете...

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Удивительные свойства воздух «Познавательное развитие» на тему: «Удивительные свойства воздуха» для подготовительной группы

Цель: систематизировать знания детей о свойствах воздуха, развивать познавательную и речевую активность в процессе экспериментирования. Задачи:ОО «Познавательное развитие»Способс...