НОД по экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе «Удивительные свойства воздуха»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе
«Удивительные свойства воздуха»
Задачи:
1. Уточнить знания детей о свойствах воздуха (не имеет запаха, цвета, при нагревании нагревается и поднимается вверх) и способе его обнаружения.
2. Закрепить знания детей о значении чистого воздуха для нашего здоровья.
3. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования
4. Развивать наблюдательность, умение делать выводы, анализировать.
5. Воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире.
Материал: воздушные шары разных цветов и размеров, полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, трубочки, пластмассовые стаканчики, 1 баночка с плотной крышкой, мелкие камушки, таз с водой, фен и полиэтиленовый пакет,
Действующие лица: Воспитатель, дети.
Ход занятия:
Воспитатель: - Здравствуйте, ребята! Как я рада видеть вас! А вы знаете, что сегодня праздник (ответы), вы сейчас угадаете сами, как он называется. Слушайте мою загадку.
Загадка:
Круглый, гладкий, как арбуз…
Цвет – любой, на разный вкус.
Коль отпустишь с поводка,
Улетит за облака. (Воздушный шар)
Правильно сегодня праздник воздушных шаров? Посмотрите, какие красивые шары я принесла: красный, зелёный, ой, а что это случилось с синим шариком? (ответы). Он какой- то стал грустный, маленький.
- Воспитатель: А что нужно сделать, чтобы шарик стал веселым, большим, круглым?
Дети: - Надо его посильнее надуть.
Воспитатель: - Правда? Сейчас я его надую (надуваю или даю ребенку надуть). Вот какой он красивый получился! А интересно, что у него внутри?
Дети: - Воздух.
Воспитатель: - Какой ещё воздух? Я ничего не вижу! (ответы)
Воспитатель: - А вы видите воздух? А почему, как вы думаете?
Получается, воздух какой?
Дети- прозрачный, бесцветный и невидимый.
Воспитатель: - Ребята, я придумал, как нам поймать и увидеть воздух. Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём? (он пуст).
Воспитатель:: - Да, он пустой. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Что произошло с пакетом? Пакет изменил форму, он полон воздуха. На что похож? (ответы).
Воспитатель:: - Кажется, что он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь раскроем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось?
Дети: Пакет опять стал пустым. Интересно, почему? (ответы).
Воспитатель:: - Да, ребята, вы правы, воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас. А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете? (ответы).
Воспитатель:: - А давайте проверим!
Воспитатель:: - Ребята, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт.
Воспитатель:: - Ой, ребята, что это происходит с водой?
Дети: Выходят пузырьки.
Воспитатель:: - Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была (ответы).
Воспитатель:: - Правильно, пузырьки - это воздух, который находится внутри нас. Мы сначала вдыхаем воздух через нос, а потом выдыхаем через трубочку в воду и получаются пузырьки.
Воспитатель:: А как вы думаете, воздух имеет вес?
Посмотрите, что у меня в руках? Как вы думаете для чего это?
Правильно , для того чтобы узнать имеет ли воздух вес.
Сейчас мы с вами это проверим. С двух сторон я подвесил одинаковые шары, подумайте и скажите, что произойдёт, если проткнуть один из шаров острым предметом?
Дети: Шарик лопнет.
Воспитатель: Проткните иголкой один из надутых шаров. Что произошло? Почему?
(Из шарика вышел воздух, а конец палки, к которому он привязан, поднялся вверх, шарик без воздуха стал легче.)
Воспитатель: Что произойдёт, когда мы проткнём и второй шарик?
(У вас опять восстановится равновесие. Шарики без воздуха весят одинаково, так же, как и надутые)..
Воспитатель: Ой, что то я устал. Ребята давайте немножко отдохнем.
Физ.минутка «По выбору воспитателя»
Воспитатель: - Ребята отдохнули теперь прошу вернуться в мою лабораторию. (подходят к столику)
Воспитатель: - Что это?
Дети: Камушки.
Воспитатель: - Возьмите в руки камешки, какие они.
Дети:(ответы)
Воспитатель: Камень- это твердое тело. А можно ли взять в руку воздух и сжать его. Делаем вывод: воздух не твердое тело. А давайте эти камешки бросим в воду и посмотрим, что произойдёт.
Воспитатель: - Ребята, что мы видим, когда бросаем камешки в воду?
Дети: Они тонут.
Воспитатель: - Интересно, а почему камешки тонут?
Дети: Потому что они тяжелые.
Воспитатель: - Получается, что камешки тяжелые, поэтому они тонут.
Воспитатель: - Да, как много я узнал о воздухе, а вот интересно, если мы шарики опустим в воду, они утонут?
Дети: (ответы)
Воспитатель: - Почему вы так думаете?
Дети: (ответы)
Воспитатель: - А давайте проверим (опускают шарики в чашку с водой)
Воспитатель: - Странно, камешки утонули, а шарики нет. Почему так происходит, ребята? Вы как думаете?
Дети: (ответы).
Воспитатель: - Оказывается, шарик не тонет, потому что он легче воды, а камешки тяжелее, поэтому они тонут, вытесняя воздух из воды, так появляются пузырьки.
Воспитатель: А теперь подуй, Гриша на шарик, ребята, что происходит с шариком? А если на него подуть сильнее, то шарик плывет быстрее. Когда мы дуем, начинается движение воздуха.
Воспитатель: - А еще я знаю, что если нагреть воздух в шарике он подымится. Интересно, как же так получается? А давайте проверим так ли это. Сейчас я вам покажу интересный опыт: я, беру пустой пакет, и с помощью фена буду нагревать его тёплым воздухом.
Воспитатель: - Посмотрите, что происходит с пакетом?
Дети: (ответы).
Воспитатель: - Действительно, пакет надулся, как вы думаете почему? Получается, что воздух нагревается в пакете, расширяется и поднимается вверх, поэтому пакет надувается. Значит правда, что горячий воздух легче холодного.
Воспитатель: - Ребята, у меня есть красивая баночка.
Воспитатель: - Сейчас мы с вами угадаем, что в ней лежит, а угадывать будем по запаху, давайте закроем глаза и втянем в себя воздух.
Воспитатель: - Чем пахнет?
Дети: Апельсином, конфетами, медом, жевательной резинкой и т.д.
Воспитатель: - Ой, я люблю конфеты, апельсины, а вы?
Дети: (ответы детей).
Воспитатель: - Ну-ка подставляйте ладошки, я сейчас буду насыпать.
А где же конфеты ? Ребята, баночка пуста, а пахнет. Как так происходит?
Дети: (ответы детей).
Воспитатель: Правильно, чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались. Везде по разному пахнет, на улице один запах, в помещении другой, а это воздух виноват: присваивает себе чужие запахи.
Воспитатель: - Ребята, а как вы думаете, какой воздух необходим для жизни человека? (ответы).
«Игра с воздушным шаром»
Ребята, давайте вспомним что мы узнали о воздухе. (ответы детей) Передавая шарик друг другу будем говорить - Какой он ? Для чего он нужен?
Воспитатель: - Молодцы ребята! Вы очень хорошо работали, много узнали нового, и интересного. Мне с вами было сегодня так весело, можно в память о нашей встречи, я вам, подарю маленькие сувенирчики? Ответы детей ( дарит свистульки).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе"Удивительные свойства воздуха".
Здесь вы найдёте конспект занятия экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе....
Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе «Удивительные свойства воздуха»
С помощью исследовательской деятельности детей определить свойства воздуха и роль воздуха в жизни людей. ...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе «Удивительные свойства воздуха»
Цель:Формирование у детей познавательного интереса, познавательных действий, умений видеть удивительное в окружающем мире.Способствовать социальному развитию: работа в команде, обогащение словарного з...
Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе «Удивительные свойства воздуха»
Сформировать представления детей о свойствах воздуха и способе его обнаружения; подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас; дать представление о том, что он занимает место и облада...
Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе «Удивительные свойства воздуха»
Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе«Удивительные свойства воздуха»...
Конспект по экологии с элементами познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Удивительные свойства воздуха»
Конспект по экологии с элементами познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Удивительные свойства воздуха»Цель: систематизировать знания дете...
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Удивительные свойства воздух «Познавательное развитие» на тему: «Удивительные свойства воздуха» для подготовительной группы
Цель: систематизировать знания детей о свойствах воздуха, развивать познавательную и речевую активность в процессе экспериментирования. Задачи:ОО «Познавательное развитие»Способс...