Конспект занятия по окружающему миру " Покормите птиц зимой"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Расширить знания детей о зимующих птицах. Обратить внимание детей на трудное существование птиц зимой. Воспитывать бережное к ним отношение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pokormite_ptits_zimoy.docx | 427.17 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 23 «АЛЕНУШКА»
141613, Московская область, г. Клин, ул. Самодеятельная, д. 2 тел.: 8(49624)2-35-95 fediukina.nadejda2012@yandex.ru |
Конспект занятия
«Покормите птиц зимой!»
Подготовила воспитатель
высшей квалификационной категории
Томина Е.Н.
2023
Конспект занятия «Покормите птиц зимой!»
Цели: Вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам. Научить проявлять заботу о них. Расширить знания детей о птицах. Обратить внимание детей на трудное существование птиц, воспитывать бережное к ним отношение; выявить познавательные интересы детей и развивать их творческие способности.
Задачи: формировать обобщенное представление о зимующих и перелётных птицах, углубить представление о причинах отлёта птиц; умение сочувствовать, сопереживать зимующим птицам, накормить их; научить выделять их характерные особенности, воспитать осознанно-правильное отношение к природе.
Оборудование: кормушки с кормом, карточки с изображением птиц, аудиозаписи голосов птиц.
Предварительная работа: подбор познавательного материала, стихов, работа с родителями в группах: конструирование кормушек, заготовка кормов для птиц.
Ход занятия:
1. Организационный момент
«Различаемся мы цветом, встретишь нас зимой и летом
Если крыльями взмахнём, будем в небе голубом.
Мы умеем щебетать, каркать, петь и ворковать.
Нас зимой вы подкормите.
Дети, кто мы? назовите».
Чтоб от вредных насекомых
Сады цветущие не гибли зря
Всегда, в любое время года
Берегите всяких птиц, друзья.
2. Введение в тему
А сейчас мы поговорим о птицах. Каких птиц вы знаете? (Ответы.) Как мы называем птиц, которые зимуют у нас? (Зимующие.)
Как называют птиц, которые прилетают к нам весной? (Перелётные.)
Почему же перелётные птицы не могут оставаться в наших краях, а зимующие – могут?
Как перелётные птицы узнают о том, что пора отправляться в путь? (Дети высказывают свои предположения.)
Ближе к осени дни становятся короче. Это и служит для них сигналом – пора отправляться в путь.
Исчезают насекомые – они прячутся в трещины коры деревьев, щели заборов, домов, в сухие листья деревьев.
Трава увядает.
Вода в водоёмах, реках замерзает.
Почва покрывается снегом.
Тепла становится все меньше и меньше.
3. Беседа о птицах зимой
Игра «Отгадай загадку»
Воспитатель:
А у нас игра сейчас.
Я прочту стихи для вас.
Я начну, а вы кончайте.
Дружно вместе отвечайте.
Вещунья – белобока,
А зовут её …
(Сорока)
Жёлтое брюшко у маленькой птички,
А зовут её …
(Синичка)
Чёрная, как вар,
Кричит: «Карр! »
(Ворона)
Чик – чирик! К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей! Кто это?
(Воробей)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит ягоды клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
(Снегирь)
Всю ночь летает.
Мышей добывает.
А станет светло –
Спать ляжет в дупло.
(Сова)
Всё время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит.
(Дятел)
Белый бок, серый бок
Воркует нежно …
(Голубок)
- Ребята, вы молодцы, все загадки отгадали.
Беседа о внешнем виде птиц
Воспитатель обращает внимание на кормушку, висящую в группе и на изображения птиц на доске.
- Посмотрите, сколько птиц прилетело на кормушку.
- Чем похожи все птицы? (У птиц есть клюв, крылья, перья).
-Чем они отличаются? (Величиной, формой хвоста, размером крыльев) .
-А для чего птицам нужны перья?
-Все ли перья у птицы одинаковые?
В крыльях маховые перья – помогают во время полёта.
В хвосте рулевые перья – направляют полёт
Пуховые перья – защищают от ушибов, царапин, от жары, от холода, от намокания, пересыхания.
- Наука, которая изучает жизнь птиц, называется ОРНИТОЛОГИЕЙ.
- А как мы назовём учёного, который занимается этой наукой?
(ОРНИТОЛОГ)
Дети вспоминают другие общие признаки и отличия птиц.
В) Беседа об образе жизни птиц в зимний период
Воспитатель осторожно направляет беседу в нужное русло.
– Не все птицы улетают от нас, некоторые остаются.
Какие? (Дети перечисляют и выбирают картинки с изображением птиц.)
-А что произойдёт, если у нас не будет птиц?
-Как мы можем помочь птицам?
-Как мы можем помочь птицам зимой, весной (повесить кормушки, построить с мамами и папами скворечники, развешать на кусты и ветви деревьев кусочки ваты и меха)
-Какой зимний месяц самый трудный для птиц? Почему? (Февраль. В феврале вьюги, метели, весь корм уже съеден.)
Физкультминутка
Игра «Сова»
В лесу темно, все спят давно.
Одна сова не спит, на суку сидит.
Во все стороны глядит,
Да как полетит!
Дети ходят по кругу, приседают, изображая спящих птиц. "Сова" сидит на стуле в середине стула. Дети разбегаются, а "сова" их догоняет.
5. Дидактическая игра на закрепление
- Ребята, птицы – наши друзья, обижать их нельзя. Они приносят пользу людям, являются украшением природы, а как они красиво поют! (Дети слушают в аудиозаписи голоса птиц.)
6. Подвешивание кормушек на участке детского сада.
- Ребята, устройте для ваших питомцев кормушки и птичьи столовые. Можно прямо из окна вывесить на верёвках дощечку и сыпать на неё корм: крошки белого хлеба, семена различных растений: подсолнуха, дыни, тыквы, многих сорных трав – репейника, лебеды; просо, овёс, пшено.
Воспитатель показывает корма и рассказывают о них:
- Семена подсолнечника едят почти все птицы и, в первую очередь, синицы и поползни.
- Семена дыни и тыквы едят почти все птицы, кроме синицы и поползней.
- Овес, если нет ничего лучше, едят овсянки, воробьи, синицы.
- Пшено и просо – любимая еда овсянок и воробьев.
- Семена репейника – основной корм щеглов.
- Семена лебеды, полыни, конопли, конского щавеля, крапивы, охотно едят все зерноядные птицы.
- Ягоды рябины и калины – любимая пища снегирей и свиристелей.
- Хлебные крошки едят синицы и воробьи.
- Сыро (несоленое) сало – превосходный корм для синиц, поползней и дятлов.
- Сырое мясо – хорошая пища для синиц и поползней, а так же для ворон, галок и сорок. Сало и мясо подвешивают на ниточках.
-Даже если наша жизнь и профессия не будут связаны с природой и птицами – не забывайте о них. Беречь природу – охранять свою жизнь. Любить животных – значит любить своих близких. Каждая кормушка, каждая горсть зерна поможет спасти от гибели не одного пернатого певуна.
Отчет по экологической акции
«Покормите птиц зимой»
Зима – трудное время для птиц, особенно если она суровая и многоснежная. Голодные птицы сильно страдают от холода. Как мы, люди, можем им помочь? Совсем немного, сделать для них кормушки и не забывать подсыпать в них корм.
Зимняя подкормка птиц – старая традиция. Подкормка зимующих птиц приносит пользу не только пернатым, но и подрастающему поколению. Дети, через беседы, познавательные занятия и наблюдения узнают о различных видах птиц своей местности, узнают характерные особенности внешнего вида, поведения, учатся заботиться о птицах, испытывают радость от осознания того, что, делясь крохами, подкармливая птиц, они могут спасти их от гибели.
Дети, и их родители охотно участвуют в организации и проведении подкормки зимующих птиц: изготавливают совместно с родителями кормушки, приносят корм и каждый день подсыпают его в кормушки.
Дети заботливо относятся к птицам, чистят и подправляют кормушки, пополняют их собранным кормом. А птицы и рады, со всех сторон слетаются, им такой прием очень нравится.
Наблюдая за птицами, дети заметили, что, пополняя кормушки, птицы привыкают к постоянным местам кормежки и посещают их с точностью до часов.
Каждый день мы добавляли в кормушки корм: пшено, семечки, готовый корм для птиц, состоящий из разных видов подкорма. А для синичек мы повесили их любимое лакомство – сало. Первыми заметили кормушки воробьи. Сначала они с опаской подлетали к кормушкам, долго оглядывались, но постепенно освоились и перестали бояться детей. Еще к кормушкам прилетели синички. Дети заметили, что синички и воробьи отличаются друг от друга окрасом. Иногда прилетают вороны, но самыми частыми гостями являются голуби.
Воробьи и голуби прилетают стайками, а синички по 2-3, вороны поодиночке.
Если дни ветреные, то птицы не прилетают. Мы очень ждали снегирей, но, к сожалению, увидеть их нам не удалось.
Результатом хорошей подкормки является то, что стайки птиц в ожидании корма держатся на участке детского сада, ждут его. А для того, чтобы дети знали, как называется тот или иной посетитель кормушки, чем он любит полакомиться, мы изучали книги с изображением птиц и советами, просмотрели ряд презентаций о зимующих птицах, с детьми проводились познавательные занятия, беседы. Ежедневная подкормка птиц на участке создает хорошие условия для систематических наблюдений за ними. В процессе наблюдений, мы, педагоги, использовали следующие темы наблюдений:
«Какие птицы прилетают на кормушку?»
Цель: учить детей, рассматривая птиц, различать их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам. Познакомить с их названиями.
«Ищем птичьи следы».
Цель: установить, что на свежевыпавшем снегу остаются разные следы: от людей, животных. Птичьи следы похожи на крестики, по ним можно узнавать, какие птицы были на участке и что они делали.
«Как птицы передвигаются по земле?» Цель: учить детей замечать особенности передвижения птиц по земле: ворона ходит большими шагами — у нее ноги длиннее, чем у воробья и голубя, воробей скачет на двух ножках; голубь делает частые шаги, оставляя на снегу красивую цепочку «крестиков». Следы могут внезапно обрываться, это означает, что птица взлетела, оставив следы от раскрытых крыльев и хвоста.
«Как птицы летают?»
Цель: обратить внимание детей на то, что птицы в полете выглядят иначе, чем на земле: у них широко раскрыты крылья, хвост, шея и ноги вытянуты. Птицы летают, потому что машут крыльями, отталкиваясь ими от воздуха; птицы могут летать и не размахивая крыльями - планировать, в этом случае они теряют высоту и постепенно снижаются. Садясь на землю, деревья, крышу дома, птица складывает крылья и хвост, чтобы они не мешали.
«Когда птицы бывают заметны?»
Цель: познакомить детей с умением птиц затаиваться, с их маскировочной окраской: птицы хорошо видны на фоне неба, снега, когда летят или ходят; их трудно заметить, когда они затаиваются, сидя на ветках деревьев, кустарников, особенно незаметными становятся воробьи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ООД по окружающему миру «Покормите птиц зимой»
Цель:Формирование экологической культуры у детей, воспитание бережного отношения к зимующим птицам....
ООД по окружающему миру «Покормите птиц зимой!»
Программное содержание:Образовательные задачи:Побуждать детей вступать в диалог с воспитателем; понимать простые по форме и содержанию вопросы воспитателя и отвечать на них (образовательная область &l...
Презентация к занятию по окружающему миру «Покормите птиц зимой»
Цель: уточнять и расширять представления детей о зимующих птицах нашего края, об особенностях внешнего вида, повадках птиц, приспособлении их к среде обитания, учить находить признаки сходства и ...
Конспект образовательной деятельности образовательной области «Познавательное развитие» Ознакомление с окружающим миром «Покормим птиц зимой».
Занятие направлено на закрепление знаний детей о зимних явлениях природы, о характерных признаках зимы; расширение представлений о зимующих птицах....
Конспект занятия по окружающему мира "Покормите птиц зимой"
Цель: формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах; развивать познавательный интерес у детей к жизни зимующих птиц; воспитывать заботливое отношение к птицам, желание ...
интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром "Покормите птиц зимой"
Тема занятия «Покормите птиц зимой!» (Образовательная область «Познавательное развитие»)Задачи:закрепить названия зимующих в городе птиц, фигуру «квадрат»...
интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром "Покормите птиц зимой"
Тема занятия «Покормите птиц зимой!» (Образовательная область «Познавательное развитие»)Задачи:закрепить названия зимующих в городе птиц, фигуру «квадрат»...