Конспект ООД по экологии: «Воздух, которым мы дышим».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Формирование представления детей о воздухе и его свойствах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozduh.docx | 18.66 КБ |
Предварительный просмотр:
«Воздух, которым мы дышим».
Цель: формирование представления детей о воздухе и его свойствах.
Задачи:
• Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;
• Закрепить элементарные представления об источниках загрязнения воздуха (автомобили, заводы); о правилах экологической безопaстности; развивать экологическое сознание детей;
• Воспитывать культуру общения; aктивизировать речевую деятельность детей.
Демонстрационный материал: ноутбук; веера, пакеты на каждого ребенка; ёмкости с аромамаслами : апельсиновое, пихтовое, эвкалиптовое, розовое; слово ГАЗ; банка с водой и кусочек мела; пустой стакан; резиновая груша; кусочек резины и резиновая игрушка; тазик с водой. Металлическая ложка; свеча.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:
Есть ли дети одеяло,
Чтоб всю землю укрывало?
Чтоб его на всех хвaтало,
Да притом не видно было?
Ни сложить, ни развернуть,
Ни пощупать, ни взглянуть?
Пропускало б дождь и свет,
Есть, а вроде бы и нет?
Что это? (воздух).
Ответ детей.
Воспитатель: Правильно, это воздух. И сегодня мы с вами поговорим о воздухе, как настоящие учёные-исследователи.
(Воспитатель показывает на экране ноутбука картинку с изображением планеты Земля).
Воспитатель: Ребята, что это? (ответ)
Воспитатель: Прaвильно, это наша планета Земля, Она окружена со всех сторон толстым слоем воздуха и этот слой называется - атмосфера. Если бы ее не было, все живое погибло
бы под палящими лучами Солнца днем, а ночью погибло бы от холода. Без воздуха наша планета была бы мертвой пустыней.
Воспитатель: А скажите мне, пожалуйста, кому нужен воздух? (и людям, и животным, и растениям).
Ответы детей.
Воспитатель: Что же такое воздух? (газ).
Ответы детей.
Воспитатель: Да, воздух, это смесь различных газов: азота, кислорода и углекислого газа. А какой газ является самым главным для людей! А для животных? (кислород).
Ответы детей.
Воспитатель: Прaвильно. Мы вдыхаем воздух, богатый кислородом, пропускаем его через себя, а выдыхаем уже не кислород, а что? (углекислый газ).
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, мы выдыхаем углекислый газ.
Воспитатель: А какими же свойствами обладает воздух? Чтобы ответить на этот вопрос,
давайте проведем несколько опытов, как настоящие исследователи. Для этого мы пройдем в нашу лабораторию.
Опыт №1. Как обнаружить воздух
Воспитатель: Воздух легко обнаружить, если создать его движение. Помашите перед своим лицом веером. Что вы почувствовали?
Воспитатель: Можно сделать вывод: (Воздух не видим, но его можно почувствовать кожей как легкий ветерок. Ветер – это движение воздуха.)
Опыт № 2 (с пакетиками)
Воспитатель: А что вообще такое ВОЗДУХ? Возьмите в руки камень, какой он на ощупь? (Твёрдый, крепкий, жёсткий.) Камень – это твёрдое тело. А можно ли воздух взять в руки и сжать? (Нет) Значит, воздух не твёрдое тело. Возьмём стакан с водой. Что мы уже знаем о воде? (Вода – это жидкость, она умеет течь, капать, воду можно пить.) А воздух не течёт, его нельзя пить. Значит, он не жидкость. Воздух – это газ. (Выставить на доске слово ГАЗ.) Это наше первое открытие.
Воспитатель: А еще, воздух можно «поймать». Возьмите в руки пакетик. В нём есть что-нибудь? (Нет, он пустой.) Начнём его скручивать. Что происходит? (Пакет становится выпуклым.) Почему? (Там воздух.)
Воспитатель: А какой он? Видим мы его? Почему мы его не видим? (Воздух бесцветный, прозрачный.) Вот мы и сделали ещё одно открытие – Воздух бесцветный, прозрачный газ (выставляю на доске значки).
Воспитатель: Понюхайте воздух в пакете, есть у воздуха запах? (Нет.) Да, дети, воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Узнай по запаху» (Открываю по очереди ёмкости, в которые заранее капнула капли аромамасел: апельсиновое, пихтовое, эвкалиптовое, розовое. Дети угадывают запахи.)
Игра «Узнай по запаху».
Опыт № 3. Воздух есть везде
На столе у вас стоит банка с водой и кусочек мела. Опустите его в воду. Что происходит? (Из мела выходят пузырьки.)
Воспитатель: Пузырьки – это воздух, он был в меле и вышел из него, когда он попал в воду. Возьмем резиновую грушу. Сожмем её. Что произошло? (Из неё вышел воздух.) А теперь закроем отверстие груши и нажмем на неё. Она сжимается? (Нет.) Почему? (Мешает воздух.) Возьмите пустой стаканчик, переверните его и аккуратно поставьте его в воду. Налилась вода в стакан? (Нет.) А теперь наклоните стакан. Что произошло? (Воздух вышел, и вода налилась в стакан.) Вот мы и сделали ещё одно открытие Воздух есть везде, куда он может проникнуть.
Опыт № 4. Имеет ли воздух вес?
Воспитатель: Возьмём кусочек резины и бросим его в воду. Что произошло? (Он утонул.) Опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет. Почему? (Предположения детей.) Что у игрушки внутри? (Воздух.) Делаем вывод: воздух легче воды. А где это свойство воздуха часто используется?
Ответы детей. (Спасательные круги, надувные лодки.)
Физкультминутка.
Мы вдохнули глубоко, Дышим мы легко-легко. - дыхательная гимнастика. Плавно руки вверх подняли И кистями помахали. Руки мы к плечам прижали И локтями повращали.
Кислород мы все вдыхаем,
Затем плавно выдыхаем.
(вдох - выдох,
вдох - выдох) - дыхательная гимнастика.
Можем воздух мы вдохнуть
И тихонечко подуть. Сделаем по пять прыжков. И к работе все готовы!
Воспитатель: И еще один опыт я предлагаю вам провести прямо сейчас.
(Держим металлическую ложку над пламенем свечи. Затем рассматриваем
образовавшуюся сажу, остужаем и трогаем пальцем). Какой стал палец?
(грязный).
Воспитатель: Можно сделать вывод: что такая грязь попадает вместе с дымом в воздух, а потом мы им дышим.
Воспитатель: Жизнь и здоровье человека зависит от того, каким воздухом мы дышим. Если воздух загрязнён вредными веществами, то это очень вредно для нашего здоровья. А что загрязняет воздух?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно. Во многих городах работают фабрики и заводы, из труб которых в атмосферу выбрасываются ядовитые газы, сажа и пыль. Но кроме заводов и фабрик в городе еще много транспорта, который тоже наносит вред и людям, и растениям, и животным.
Воспитатель: Поэтому, мы с вами должны заботиться о своём здоровье. Что мы можем сделать, чтобы воздух был чистым?
Ответы детей. (Сажать побольше деревьев, цветов, беречь лес.)
Воспитатель: Пришла весна. Скоро распустятся деревья, воздух в городе
обогатится кислородом, а чтобы его стало больше, мы с вами посадим на территории д/с кустарники и цветы.
Воспитатель: Итак, что мы с вами сегодня узнали в нашей лаборатории о воздухе?
Воздух - это газ, он повсюду.
Он прозрачный, бесцветный, без вкуса, без запаха.
Воздух легче воды.
Воздух можно легко загрязнить.
Воспитатель: Мы с вами сегодня узнали о свойствах воздуха, проводя опыты и эксперименты с воздухом. О нём можно узнать ещё много интересного и полезного, на сегодня наша лаборатория закрывается. Мы продолжим свои исследования в следующий раз.
Он - прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Он в лесу - густой, душистый,
Как целительный настой,
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.
Летом он бывает теплым,
Веет холодом зимой,
Когда иней лег на стекла
Пышной, белой бахромой.
Мы его не замечаем,
Мы о нем не говорим.
Просто мы его вдыхаем -
Он ведь нам необходим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности "Воздух, которым мы дышим" (с использованием методов ТРИЗ)
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНОВАТЕЛЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ«ВОЗДУХ, КОТОРЫМ МЫ ДЫШИМ» (с использованием методов ТРИЗ)Алдашкина Н.П.воспитатель МАДОУ д/с № 29городского округа г. НефтекамскВозраст:...
Проект в подготовительной группе."Воздух-которым мы дышим"
Предлагаю вам призентацию проекта на тему "Воздух, которым мы дышим". Поблема загрязнения окружающей среды в наше время стоит особо остро.Поэтому необходимо проводить работу по формиро...
«Воздух, которым мы дышим»
Всё живое давно бы задохнулось, если бы не растения. И дуб- великан, и травинка, и крохотные водоросли жадно ловят углекислый газ, он необходим растениям для питания. А возвращают в воздух кислород. Л...
воздух, которым мы дышим
образовательный проект...
Проект Воздух, которым мы дышим
Муниципальное дошкольное образовательное...
Статья в родительский уголок "Воздух, которым мы дышим"
В данной статье родители знакомятся с причиной загрязнения воздуха, о необходимой профилактике прогулок с детьми....
Конспект познавательного занятия в подготовительной группе "Воздух, которым мы дышим"
Конспект познавательного занятия в подготовительной к школе группе: "Воздух- которым мы дышим"....