Занятие "Путешествие в Арктику и Антарктиду"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Занятие "Путешествие в Арктику и Антарктиду
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_arktiku_i_antarktiku1.docx | 29.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе
«Путешествие в Арктику и Антарктику»
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие
Возрастная группа: старший дошкольный возраст (6-7 лет)
Цель занятия: ознакомление детей с миром природы Арктики и Антарктики.
Задачи занятия:
Образовательные:
- формировать представления об особенностях природы и образе жизни животных Арктики и Антарктики; познавательный интерес к исследовательской деятельности, учить проводить простейшие опыты со взрослым;
- совершенствовать умение строить предложения из нескольких слов, формируя из них короткий рассказ;
- учить образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных при помощи суффиксов;
- создать условия для расширения лексического словаря.
Развивающие:
- развивать у детей конструктивно-творческие способности при выполнении заданий продуктивного характера;
- развивать познавательные процессы;
Воспитательные:
- воспитывать аккуратность в работе;
- способствовать сплоченности детского коллектива, взаимовыручке;
Словарная работа: Арктика, Антарктика, Северный и Южный полюса, вьюга, вечная мерзлота, глобус, кашалот, айсберг, тюлень, альбатрос, белая сова, северный олень, полярный волк, полярный заяц, песец, морж, тюлень, морской котик, полярная чайка, кит белуха, полярная крачка, косатка, росомаха, поморник.
Планируемый результат занятия:
- дети узнали об особенностях природы и образе жизни животных Арктики и Антарктики;
- проявляли интерес к исследовательской деятельности, проводили совместно со взрослым простейшие опыты;
- строили предложения из нескольких слов, формируя из них короткий рассказ;
- образовывали уменьшительно-ласкательные формы существительных при помощи суффиксов;
- выполняли задания продуктивного характера; помогали друг другу.
Подготовительная работа: беседа о животных Арктики и Антарктики. Задания для совместной работы родителей с детьми – домашнее чтение рассказов о животных Арктики и Антарктики.
Материалы и оборудование: глобус, кусочки льда, ёмкость с водой, картинки животных Антарктиды, Арктики, видеофильм, аудиозапись, стаканчики с замерзшей и обычной землей, жирный детский крем.
Время проведение: 30 минут
Ход занятия
Ребята входят в зал и встают в круг
Звучит мелодия «Вьюга».
Воспитатель: ребята, послушайте, какой звук вы слышите? (Вьюги)
Если мы слышим звук вьюги, значит, наступила…. (Зима)
Воспитатель: а вы знаете о том, что на свете есть такие места, где зима длится очень долго, а лето совсем короткое. Кто может назвать – как называются эти места? (Северный и Южный полюс)
Воспитатель: сегодня мы отправимся с вами туда, где царит холод, снег и лед! Это Арктика и Антарктика.
Воспитатель показывает глобус
Воспитатель: кто знает, что это такое? (Глобус)
Правильно! Это уменьшенная модель нашей планеты Земля. Наша планета — это огромный шар. Такой большой, что требуется много-много дней, даже месяцев для того, чтобы объехать его вокруг.
Короной снежной с двух сторон
Наш шар прекрасный окружен!
Два полюса, два братика-
Антарктика и Арктика
Воспитатель: на самом крайнем севере России расположена природная зона – Арктика. Арктика – это зона островов, лежащая около северного полюса.
Антарктика включает в себя материк Антарктиду и прилегающие к Южному полюсу острова.
Воспитатель: а как вы думаете, можем ли мы в таком виде отправиться в такое путешествие? (нет)
Правильно. Ведь не зря на глобусе Арктика и Антарктика обозначены белым цветом. Это царства снега и льда
Поэтому нам надо утеплиться.
Игра-имитация «Одеваемся теплее»
Мы на север собираемся,
Потеплее одеваемся.
Надеваем мы штанишки,
Не замёрзли, чтоб детишки.
Тёплые носки на ноги,
Не замёрзнуть, чтоб в дороге.
Обуваем мы сапожки,
Не замёрзнут наши ножки.
Надеваем свитерок,
Чтоб от холода берёг.
Сверху - тёплое пальто –
Не замёрзнем ни за что!
Рукавички надеваем,
Шапочку не забываем.
Мягкий шарф в мороз согреет
Подбородок, грудь и шею.
Воспитатель: молодцы, к путешествию готовы. Сначала мы отправимся на север, в Арктику. На чём быстрее всего мы можем туда добраться? (На самолете)
Дети под музыку «Песенка медведей» имитируют полет на самолете
Воспитатель: вот мы с вами и приземлились в Арктике. Может кто-то расскажет нам о том, что же такое Арктика? (будет подготовлен ребенок). А сейчас я предлагаю вам немного послушать о Северном полюсе и посмотреть на него.
Видео про северный полюс «Арктика обзор»
Воспитатель: ребята, а как вы думаете, на севере живёт кто-нибудь?
Сейчас мы с вами проверим, что вы знаете об Арктике.
Воспитатель: а сейчас – посмотрите, кто изображен на этой картинке?
Правильно, это белый медведь - главный житель северных остров. А кто расскажет нам о белом медведе? (Подготовит сообщение ребенок)
Молодцы! Белый медведь — это самый крупный хищник на земле. Медведь прекрасный пловец. Он охотиться за рыбой, тюленями и даже моржами. У Белого медведя густая, беля шерсть и толстый слой жира, который предохраняет его от сильных морозов. Когда медведь вылезает из воды, он встряхивается.
Воспитатель: ребята, а как вы думаете - почему медведь не покрывается льдом, ведь он вылезает из воды на такой сильный мороз? Чтобы понять, как медведь приспособился к таким условиям, давайте проведём опыт.
Опыт 1 – 1 ребенок
В ёмкость с водой опустить руку и тут же вынуть её. Посмотрите на неё внимательно. Она мокрая. А если бы был сильный мороз, то вода превратилась бы во что? (корочку льда). Теперь вытрите руки и слегка смажьте их жиром.
Снова опустите руку в воду и выньте. Что вы заметили?
Вода уже не покрывает всю руку, она собралась капельками. Если руку встряхнуть, эти капельки слетят. На руке воды не будет, значит она не превратится в лёд. Так почему же белый медведь не покрывается льдом? Все верно, так как его шерсть покрыта жиром или жироподобный смазкой.
Воспитатель: ребята, хотелось бы вам узнать, кто же еще является жителями Северного полюса (белая сова, северный олень, полярный волк, полярный заяц, песец, морж, тюлень, косатка, росомаха, кит белуха)
Видео «Животные Северного полюса»
Воспитатель: сейчас вы посмотрели видеоролик, и я предлагаю вам выбрать из предложенных животных тех, кто является жителем Северного полюса и поместить их на макете
Воспитатель: вы отлично справились, молодцы!
Из-за холодной зимы земля здесь промерзает очень сильно, и поэтому в Арктике очень бедная растительность. Деревья и кустарники совсем низкие. Корни не проникают глубоко в землю, потому что оттаивает только верхний слой земли, всего несколько сантиметров, а глубже находится вечная мерзлота.
Чтобы лучше понять, что значит «земля промерзает», мы проделаем такой опыт. Мы проверим, как отличаются между собой обычная и замерзшая земля.
Опыт 2 – 2 ребенка
(Подготовить по 2 стаканчика на пару детей с землей, один из двух стаканчиков был поставлен заранее за окно или в морозилку.)
Стаканчики ставятся перед детьми, предлагается проткнуть почву деревянной палочкой (оказывается, что в замороженную землю воткнуть палку не получается.)
Затем наливаем воду в стаканчики. (в стаканчике с замороженной землей вода осталась на поверхности земли.)
Таким образом, мы увидели, что в промерзшей земле растениям выжить сложно.
Воспитатель: вот мы и побывали в Арктике. Данил, покажи на глобусе место, где мы сейчас находимся. А теперь летим в Антарктиду. Все готовы? Дети под музыку имитируют полет на самолете.
Воспитатель: теперь мы подлетели к Южному полюсу.
Что вы видите? (Снег и лед)
А что это за ледяная гора плывёт по воде, может кто-то знает? (Айсберг)
Воспитатель: ребята, посмотрите какой айсберг огромный, как вы думаете, он легкий или тяжелый?
Почему же он не тонет?
Сейчас проведем опыт – возьмем контейнер с водой и поместим в них кубики льда – что вы видите?
Воспитатель: мы убедились, что лед легче воды и даже огромные глыбы льда в воде не тонут.
Айсберги также можно увидеть и в водах Арктики.
Воспитатель: ребята, мы хотим узнать про Антарктиду? Тогда нам нужно подумать и поискать, где же мы можем найти информацию.
Ответы детей: мы можем попросить помощи взрослого или найти ответ в энциклопедии.
Антарктида включает в себя Южный полюс, добраться до неё можно на самолете или ледоколе. Люди там не живут постоянно, проводят научно-исследовательскую работу, изучают климат, жизнь животных. В Антарктиде проживают животные, которые смогли приспособиться к холодным климатическим условиям, в основном это пингвины и тюлени.
Антарктида, Антарктида
Холодна ты даже с виду
Ты на глобусе цветном
Ледяным лежишь пятном.
Воспитатель: ребята, вы молодцы, пришло время узнать, кто же обитает на Южном Полюсе. Я предлагаю вам отгадать мои загадки:
Я недавно из яйца, и похож я на птенца. Что за птица моя мать?
Где ее мне отыскать? Я не гусь и не павлин. Догадайтесь - я …..(Пингвин)
В Антарктиде кто живет, обожает снег и лед?
Вместо плюшек и конфет рыбку кушает в обед.
Ловит он ее весь день. С легкостью!
Ведь он - …(Тюлень)
В синем море бьёт фонтан!
Чудо - юдо великан.
Наберёт водички в рот и фонтан из моря бьёт!
От волны он не бежит, обитает в море... (Кит)
У китов - китовый ус, воду пробуют на вкус.
У других - зубастый рот. Кит зубастый - ...(Кашалот)
Огромная морская птица.
Штормов и бури не боится.
Им не свернуть её с пути, она ведь всё равно летит.
Её чтут боцман и матрос. А птица эта-...(Альбатрос)
Воспитатель: вот такие животные живут у нас на Южном полюсе. А еще там есть птица, которая называется ПОМОРНИК и она охотится на пингвинов.
Мне кажется, про нее узнать будет тоже интересно. Только где же нам найти ответ?
Дети: можем посмотреть в энциклопедии или заглянуть в интернет
Воспитатель: вы правы, давайте же скорее прочитаем про эту птицу
Чтение энциклопедии или просмотр видео
Гимнастика для глаз:
Давайте представим, что вы маленькие пингвинята и пошли погулять по берегу, но не забывайте, у вас есть злейший враг – поморник. Как только услышите крик, приближающего поморника вы должны присесть, замереть, и не двигаться, только глазами следить за птицей.
Воспитатель: а как вы думаете, живут ли на Южном полюсе медведи?
Воспитатель: к кому мы можем обратится за помощью в поисках ответа? Сейчас я вам загадаю загадку, а вы слушайте внимательно:
Нам экскурсовод сказал,
Как пройти в такой-то зал.
Мумию мы посмотрели,
В чём ходили, разглядели.
Даже мамонт здесь стоит,
Глаз закрыл, как будто спит.
Если ты не ротозей,
То иди скорей в… (Музей)
Воспитатель: все верно, молодцы, но музей находится далеко и у нас нет времени сходить, как мы можем попросить у них помощи?
Дети: позвонить
Воспитатель: отличная идея, давайте не будем времени
Звонок в музей
Экскурсовод: на самом деле белые медведи живут только на Северном полюсе, так как там теплее, чем на Южном. Белым медведям требуется земля для рождения потомства, а именно - берлоги. Они их строят не в снегу, а в земле и скалах. В Антарктиде слишком холодно для Белых медведей. Антарктида - континент вечной зимы. Там только небольшой кусочек суши оттаивает летом, и температура не поднимается в самые жаркие дни выше +5°С на побережье в самых тёплых точках континента.
Воспитатель: а пингвины могут жить на северном полюсе? Давайте тоже это узнаем
Экскурсовод: пингвины – это водоплавающие птицы и могут существенно дольше находится в холодной воде. Они отлично защищены от холода, лучше, чем белые медведи. А пингвинов нет в Арктике как раз по причине того, что там слишком много хищников (таких как Белые медведи, песцы и др.), пингвины не умеют летать, чтобы спасти себя и поэтому их просто там съедают. Вот поэтому и существует такое разделение.
Воспитатель: спасибо вам большое за помощь.
Воспитатель: ребята, сейчас мы поиграем в игру «Назови животного и его детёныша»
Сейчас вы увидите картинки с изображением животного, ваша задача – правильно назвать детеныша животного, кому в руки попадет снежинка, тот и будет отвечать (с использованием снежинки)
Медведь - медвежонок
Тюлень – тюлененок
Морж – моржонок
Кит – китенок
Пингвин – пингвиненок
Сова – совенок
Олень – олененок
Заяц – зайчонок
Воспитатель: молодцы! Сегодня мы побывали с вами на двух полюсах нашей Земли. Узнали много нового. А сейчас нам пора возвращаться в садик.
Если дружно встать на ножки,
Топнуть, прыгнуть, не упасть,
То легко ребята смогут
Снова в детский сад попасть.
Воспитатель: ребята, вы такие молодцы, сейчас для вас будет мультик.
Просмотр мультфильма
Воспитатель: вот и подходит к концу наше занятие. Что вам сегодня больше всего понравилось? Что было сложного? Что нового вы узнали? Вы запомнили, что Арктика – это северный полюс, а Антарктика – южный.
Воспитатель: ребята, перед вами на подносе лежат белый медведь – могущественное сильное животное и пингвин – маленький, слабенький и неуверенный в себе. Примерьте этих животных на себя, если вам было интересно, и вы не испытывали трудностей при выполнении заданий – возьмите белого медведя, а если вы со многим не справились, то тогда вам стоит выбрать пингвина.
Воспитатель: ребята, я вижу, что сегодняшнее наше путешествие вам всем понравилось, сегодня вы были очень активными и это здорово, молодцы! Спасибо вам большое.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цикл "Животные холодных стран": Обитатели Арктики и Антарктиды.
Материал содержит информацию об обитателях Арктики и Антарктиды. Поможет детям расширить представления о диких животных....
Экологический проект "Напиши письмо животным Арктики и Антарктиды"
Экологическое образование дошкольников – это формирование у дошкольников экологического сознания, экологической культуры, способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться ...
Календарно-тематическое планирование (средняя группа) на тему:"Животный мир Арктики и Антарктиды"
Познакомить детей с Арктикой и Антарктидой,с особенностями природных условий, с климатом, с животными, их образом жизни, повадках; проведение опытов и экспериментов....
Презентация "Животный мир Арктики и Антарктиды"
Данная презентация познакомит детей с животным миром Арктики и Антарктиды...
Проект "Мир Арктики и Антарктиды"
Современным детям сложно представить, насколько экстремально низкая температура воздуха опасна для здоровья и самой жизни человека и животных. Казалось бы, что в условиях глобального потепления можно ...
Занятие для старшей группы " Животные Арктики и Антарктиды".
А вы знаете, что где-тоКруглый год – зимой и летом –Океан укрыт от светаТолстым белым слоем льда?Там стоит ужасный холод,Пароходы там не ходят,Лишь большие ледоколыДобираются туда. - ...
тематическое планирование "Арктика и Антарктида - животный мир"
Развивающая среда...