«Великие изобретатели России»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект НОД  на тему «Великие изобретатели России» в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dostizheniya_rossii_.docx27.37 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

НОД  на тему «Великие изобретатели России»

в подготовительной группе

Цель: Формирование познавательной активности детей.

Задачи:  

- активизировать словарь детей на основе углубления знаний о великих людях;

- совершенствовать диалогическую и монологическую речь;

- продолжать формировать умение вести координированный диалог между воспитателем и ребёнком;

-знакомить детей с прошлым своего народа;

- воспитывать чувство патриотизма, гордости за свой народ, уважение к людям Отечества.

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Вы любите узнавать новое? Тогда сегодняшняя встреча для вас.

Мы сегодня с вами побеседуем о тех людях, которыми по праву гордиться наша Родина. А наша Родина – Россия.   Среди деятелей, прославивших наше Отчество, - ученые, писатели, поэты, художники, артисты, музыканты, рабочие, строители, учителя, врачи. Но я хочу с вами поговорить о необыкновенных людях, а кто это, попробуйте угадать.

Всё придумываю первым,

На фантазию я скор!

Без меня бы все в пещерах

Темных жили до сих пор.

То, что лишь вчера считалось

Невозможным волшебством,

Нынче былью оказалось

И пришло к нам в каждый дом.

Это сделал я – мечтатель,

Штук крутых …..изобретатель.

Воспитатель: Кто такие изобретатели?

Это люди, которые создают новые вещи, улучшают уже существующие предметы.

Воспитатель: Верно, а какими качествами должен обладать изобретатель?

Дети: Он должен быть умным, наблюдательным, трудолюбивым.

Воспитатель: Прежде чем начать изобретать, человеку нужно много учиться, хорошо разбираться в том, над чем он работает. А как вы думаете, у кого или у чего учились самые первые в истории люди-изобретатели?

На что они смотрели, прежде чем изобрести различные вещи?

Дети: Они смотрели на животных, на растения.

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Природа и изобретения». На столе лежат карточки, на которых изображены изобретения человека. Каждый из вас по очереди будет брать карточку и искать на мольберте изображение животного или растения, за которыми человек наблюдал, когда изобретал эту вещь.

Карточки: самолёт – птица, стрекоза – вертолёт, парашют – одуванчик, холодильник - снег, липучка – репейник, подводная лодка – акула, ласты – тюлень, шланг – слон.

Воспитатель: Ребята, вы хорошо справились с заданиями, и я вас хочу познакомить с настоящими изобретателями. 

Артамонов Ефим Михеевич, русский изобретатель. Что  он изобрел, попробуйте угадать сами.

Этот конь не ест овса,
У него два колеса,
На цепи он не сидит,
Цепь-то есть, он с ней бежит,
Есть седло и две педали.
Вы коня с рулём узнали?

Два колеса, руль да педали,
Седло, мотора,  жалко, нет.
Когда придумали, назвали…
Красиво так-  ...(
велосипед)  

Для того, чтобы не ходить пешком длинные расстояния, он изобрел свой первый велосипед. Он состоял из рамы и большого переднего колеса, на котором крепились педали. А для устойчивости, сзади сделал маленькое колесо. Это первый велосипед Артамонова. Такая модель велосипеда позже была названа «костотрясом», ехать на таком транспорте было неудобно и даже болезненно.

 В каком произведении знаменитого детского поэта, есть упоминание о велосипеде?

Дети: Корней ИвановичЧуковский «Тараканище»

Ехали медведи на велосипеде,  

 А за ними кот, задом наперед

А за ним комарики на воздушном шарике

А за ними раки На хромой собаке.

Воспитатель: Следующее изобретение. Угадайте, какое?

Спозаранку за окошком
Стук, и звон, и кутерьма.
По прямым стальным дорожкам
Ходят красные дома.

Этот транспорт городской
Знает в городе любой:
Он вагон по рельсам мчит
И колёсами стучит,
А над ним висят всегда
Из металла провода,
Питается он током.
Мне объясни-ка толком,
Ответь-ка мне, давай,
Что ездит так?
(Трамвай)

 - Дзынь-дзынь-дзынь! – я бью тревогу. -
Уступите мне дорогу.
Никуда мне не свернуть
У меня - по рельсам путь.

140 лет исполнилось с того момента, как впервые "был двинут вагон электрическою силою".
Как вы думаете, на чем раньше передвигались люди по городу и почему Пиротскому пришла эта мысль?
(Ответы детей по Картинке старого города)

Примерно  в 1860-х годах у инженера Федора Пироцкого появилась мысль о карете, движимой по рельсам при помощи электричества. Почти двадцать лет ушло у него на воплощение своей идеи — создать электрическое транспортное средство, которое бы передвигалось по рельсам.

Вспомните отрывок из произведения Корнея Ивановича Чуковского, где тоже говорится о  трамвае  (Тараканище)

 Волки на кобыле, Львы в автомобиле

Зайчики в трамвайчике, Жаба на метле

Едут и смеются, Пряники жуют.

Посмотрите, каким стало изобретение Федора Пироцкого в наше время (картинка)

Внимание «Черный ящик» 

Воспитатель: Угадайте, что лежит в этом ящике.

Провели под потолок
Удивительный шнурок.
Привинтили пузырек —
Загорелся огонек.

(Лампочка)

Дом — стеклянный пузырек,
А живет в нем огонек.
Днем он спит, а как проснется,
Ярким пламенем зажжется.

(Лампочка)

Висит груша —
Нельзя скушать.

(Лампочка)

Солнышко за горку село,
В доме сразу потемнело.
В ночь уходит светлый день.
Комнатку накрыла тень.
Мы оденем тапочки.
Включим в доме…
(Лампочка)

Посмотрите на лампочку, первыми ее изобрели Павел Николаевич Яблочков и Александр Николаевич Лодыгин (картинка выставляется на мольберт), и скажите, сильно ли она изменилась со дня её изобретения (выставляется картинка современной энергосберегающей лампочки?) (ответы детей)

Воспитатель: Да, лампочка почти такой же и осталась, только иногда ей придают причудливые формы.

Сейчас наши дома и квартиры освещают миллионы различных лампочек.

А как же раньше люди освещали свои дома, когда еще не было электрических лампочек? (Ответы детей). В этом им помогали лучина тонкая длинная щепка сухого дерева и свечи (картинка) 

Флэшпом «Двигайся-замри»

А сейчас вы узнаете, кто изобрёл вещь, которая есть у каждого из вас дома. Отгадайте,что это:

Вот так дом -

Одно окно:

Каждый день

В окне кино! (Телевизор)

Воспитатель: Верно! Телевизор изобрёл Владимир Козьмич Зворыкин (картинка выставляется на мольберт). Так выглядел один из первых в мире телевизоров (выставляется картинка). Сравните его с современным телевизором (картинка выставляется на мольберт).

Дети находят отличия старого телевизора от современных.

Воспитатель: Да, телевизор относится к тем изобретениям, которые много раз менялись, совершенствовались со временем. И в наше время люди продолжают придумывать бесконечно новые функции для телевизоров.

Воспитатель: А скажи те ка ребята, что мы любим все смотреть.

Там и Кошка и петух, Чебурашка , Винни-Пух

Маугли и Алладин, там Принцесса, добрый джин

Всем друзьям они покажут там историю свою (Мультфильмы) 

Если вы не знали, запомните же хорошенько, что родина кукольной анимации - Россия! А ее "отец" - Владислав Старевич! 

Биолог по профессии он пришел в мультипликацию, благодаря созданию учебно-образовательного документального фильма о жизни насекомых. В 1912 году Владислав Старевич снимал фильм о жуках, используя в качестве персонажей настоящих жуков. Но когда Старевич пытался установить нужный свет, жуки замирали и отказывались передвигаться. Сколько не бился ученый-биолог над этой сценой – ничего не получалось. И тогда Владислав Старевич придумал хитрый ход – он изготавливал чучела таких же жуков на невидимых ниточках и использовал их в тех эпизодах, где настоящие жуки отказывались работать. Так появились первые кукольные мультфильмы.

Сегодня вы познакомились только с некоторыми русскими людьми, прославившие нашу Родину. А их еще очень и очень много. Потому, что Россия – Великая страна!!!!!!!!!!!!

Каких российских изобретателей, о которых сегодня узнали, вы запомнили? Какие изобретения вам понравились больше всего? Хотели бы вы что-нибудь изобрести в будущем? Что вы для этого будете делать?

Молодцы, у вас обязательно всё получится!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра "Вопрос на засыпку" Великие люди России

Аналог телевизионной игры. Материал предназначен для детей подготовительной группы. Цель: Формировать у детей образа героя, защитника своего государства, привитие любви к Отечеству....

Проект " Моя Россия". блок 8. " Великие люди России".

Блок 8. « Великие люди России».Цель: Расширить кругозор детей о своей родине и способствовать формированию познавательного интереса к истории своей страны. Познакомить с великими людьми России.Задачи:...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе детского сада «Великие изобретатели нашей страны и их изобретения»

Задачи:1.     Закрепить и расширить представления детей об изобретателях, обогатить знания детей о мире открытий и изобретений.2.     Познакомить детей с ...

Методическая разработка, проект в старшей группе "Великие изобретатели"

Формировать представление детей о том, кто такие изобретатели. Развивать желание  детей исследовать что-либо, изобрести что-либо. Воспитывать любознательность, интерес ко всему новому....

Познавательный журнал для детей "Изобретатели России"

Познавательный журнал для детей "Изобретатели России"...