Конспект по познавательному развитию в старшей группе "Свойства воздуха"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Программное содержание:
1. Закрепить представление детей о свойствах воздуха (невидим, бесцветен, не имеет запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается); о способах его обнаружения.
2. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
3. Воспитывать дружеские взаимоотношения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_poznavatelnomu_razvitiyu_st.gr_.docx | 21.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
по познавательному развитию дошкольников в старшей группе
Воспитатель Лабутина Надежда Сергеевна
- Направление – познавательное, социально-коммуникативное
- Тема: "Свойства воздуха"
Программное содержание:
1. Закрепить представление детей о свойствах воздуха (невидим, бесцветен, не имеет запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается); о способах его обнаружения.
2. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
3. Воспитывать дружеские взаимоотношения.
. 4. Словарная работа:
- обогащение словаря – научная лаборатория, колебание воздуха
- активизация словаря – опыты, исследования, струя воздуха.
Предварительная работа не проводилась, опора на знания, полученные детьми ранее.
Оборудование:
Воздушные шары, полоски бумаги, ёмкость с холодной и горячей водой, трубочки, пакеты, пластмассовая бутылка, апельсиновая корка, мыльные пузыри по количеству детей
Ход занятия.
- Здравствуйте, ребята, меня зовут Надежда Сергеевна, я – заведующая Научной лаборатории. Вы знаете, что такое лаборатория? (ответы детей)
- Правильно - это помещение, где проводят разные опыты и исследования. А вы хотите поучаствовать в проведении опытов? (ответы детей)
- Тогда вы будете научными работниками лаборатории. Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил, давайте с ними познакомимся:
Правило№1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.
Правило№2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.
Правило№3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.
Правило№4. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал - убери на место.
Правило№5. Помни - некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.
И обязательно нужно надеть фартуки, чтобы не испачкать одежду. А пока вы их надеваете, я загадаю загадку, отгадав которую, вы узнаете, что мы сегодня будем исследовать.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но не видим он для нас.
Что это? (воздух)
Правильно, воздух. Итак, уважаемые сотрудники научной лаборатории, предлагаю вам изучить вместе со мной свойства воздуха и познакомиться со способами его обнаружения.
Предлагаю детям пройти в лабораторию и занять свои рабочие места.
1. Посмотрите - я принесла вот такие шарики. Как называются эти шарики?
- Воздушные
- А вы знаете, почему они так называются?
- Потому что внутри шарика есть воздух
- А откуда воздух появился в шариках?
- Он там появился, когда шарик надували.
- Значит, в нас тоже есть воздух. Давайте это проверим.
Перед каждым из вас на столе стоят стаканы и лежат трубочки. Давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой. И посмотрим, что произойдет с водой.
- Выходят пузырьки.
- Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была
-Ответы
- Пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
2. Продолжим исследовать воздух и перейдём к следующему столу.
- Скажите, а можем ли мы с вами увидеть воздух?
- Нет (ответы)
- Да вы правы, ребята, воздух прозрачный. В этой лаборатории, благодаря одному опыту, мы постараемся увидеть воздух. Возьмем полиэтиленовый пакет. Посмотрите. Что в нем? (пусто)
- Да, он пустой, его можно сложить несколько раз. Теперь мы наберем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом? Действительно, пакет изменил форму, он полон воздуха. На что похож?
- Ответы
- Воздух занял все место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось? Пакет опять стал пустым. Интересно, почему?
- Ответы.
- Мы с вами убедились, что воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать. Мы поймали воздух и заперли его в мешочке. А потом выпустили. Значит, воздух есть вокруг нас. А как вы думаете, мы сможем почувствовать воздух?
- Ответы.
3. Для того, чтобы его почувствовать, нам нужно сделать веера. Берем лист бумаги и начинаем складывать гармошкой. Вот так.
А теперь помашем веером на себя. Что мы чувствуем?
-Ответы
Правильно, мы чувствуем ветерок. А как еще можно почувствовать воздух?
- Можно подуть себе на руку. Опять дует ветерок.
Ещё можно включить фен для сушки волос или вентилятор, чтобы почувствовать воздух.
Давайте немного отдохнём.
Физминутка
Дует ветер с высоты,
Гнутся травы и кусты (руки вверх, наклоны)
Вправо – влево, влево - вправо
Клонятся цветы и травы (руки на пояс, наклоны)
А теперь давайте вместе
Все попрыгаем на месте (прыжки)
Выше! Веселей! Вот так!
Переходим все на шаг (ходьба)
Вот закончилась игра,
Заниматься нам пора (садятся)
4. А как вы думаете, сможем ли мы услышать воздух?
- Ответы
-На самом деле звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед, это называется колебание. Повторите, как это называется (словарная работа).
-Колебание
- Посмотрите, у меня есть свистулька, через нее можно пустить быструю струю воздуха?
- Да
- Благодаря свистульке, мы смогли услышать воздух? Также мы можем другим способом услышать воздух. (воздух, издаваемый из резиновой игрушки)
5. Спасибо, вы доказали, что воздух бесцветный, находится внутри и вокруг нас (подхожу к третьему столу). Что ещё о воздухе мы можем узнать?
- Можно опустить бумагу в воду и не намочить её. Посмотрите.
Нужно на дно стакана приклеить полоску бумаги, стакан перевернуть горлышком вниз и резко опустить в воду (показ). Потрогайте бумагу.
Она сухая, а почему?
Дети: Воздух остался в стакане и не дал воде подняться и намочить бумагу.
6. А ещё воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается. Я вам сейчас покажу. В целях безопасности вы сядьте на стулья и оттуда следите за проведением опыта. Воздушный шарик нужно надеть на горлышко пластиковой бутылки и опустить бутылку в горячую воду. Что вы видите?
Шарик надулся, а почему?
Дети: В бутылке находится воздух, он нагревается, расширяется и наполняет шарик.
Ставим бутылку в холодную воду, что вы видите?
Дети. Шарик сдулся, почему?
Дети: При охлаждении воздух сжимается и шарик сдулся.
Давайте я ещё раз повторю опыт, а вы объясните, что происходит.
Воспитатель: Уважаемые сотрудники, вы доказали, что воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.
7. Скажите, а у воздуха есть запах?
- Нет
- Совершенно верно, воздух не имеет запаха. Мы сейчас проведем еще одно исследование. Возьмите корку апельсина, помните её. Что вы чувствуете?
-Пахнет апельсином.
-Как вы думаете, это пахнет воздух или апельсиновая корка издаёт такой аромат?
-Это корка
-Значит, запах передается по воздуху и мы его чувствуем. В каждом помещении пахнет по–разному. В аптеке – лекарствами, в парикмахерской - …, в столовой - …., везде разные запахи, а воздух не имеет запаха.
-Ребята, вам было интересно проводить опыты про воздух? А что нового вы узнали сегодня в нашей лаборатории?
Подведём итог.
*Воздух - невидимка. Воздух мы не видим, но без него не можем обойтись. Воздухом дышат люди, животные и растения.
*Воздух прозрачен, потому что мы через него видим другие предметы. *Воздух бесцветен.
*Воздух не имеет запаха.
*При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается.
Стихи
Воздух – это то, чем дышим.
Через воздух звук мы слышим.
Птица в воздухе летает.
Разным воздух наш бывает,
Воздух может быть прозрачным,
Пахнуть может дымом дачным.
Может пахнуть апельсином,
Кофе, завтраком, бензином.
Он из фена вылетает,
Тёплым он тогда бывает.
А когда вокруг мороз,
Щиплет больно он за нос.
Воспитатель:
Уважаемые сотрудники лаборатории! В результате исследований мы убедились, что воздух имеет разные свойства и обнаружить его можно различными способами. За ваши открытия я хочу присвоить вам звание «юный исследователь» и вручить медали.
Но оказывается, в воздух ещё можно и поиграть, а помогут в этом мыльные пузыри.
В этих баночках находится мыльная пена, когда мы дуем, она наполняется воздухом и получаются мыльные пузыри. Можете сейчас поиграть.
Дети дуют мыльные пузыри….
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект ОД (познавательное развитие) в старшей группе «Путешествие в страну Светофорию».
Изучение правил дорожного движения с детьми старшего дошкольного возраста....
Конспект по познавательному развитию в старшей группе "Воздух"
Развивать познавательные способности детей в процессе экспериментирования....
Конспект по познавательному развитию в старшей группе "На защиту Родины"
Конспект итоговой совместной деятельности педагога с детьми то проекту "День Защитника Отечества". Тема: "На защиту Родины"....
Конспект ООД ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ТЕМА: «ЗИМУШКА-ЗИМА»
Занятие в старшей группе по познавательному развитию....
конспект по познавательному развитию для старшей группы: Помоги Незнайке и Почемучке сохранить дружбу.
План конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по теме «Поможем Незнайке и Почемучке сохранить дружбу». Интеграция образовательных областей: («Познаватель...
КОНСПЕКТ НОД по познавательному развитию в старшей группе «Воздух-невидимка»
Программное содержание:познакомить детей со свойствами воздуха и способами его обнаружения;дать элементарное представление о значении чистого воздуха;закреплять у детей представле...
Конспект по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Воздух и его свойства».
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № ...