Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Тайны вулкана».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Семенович Татьяна Николаевна

Конспект НОД по познавательному развитию

 в подготовительной группе

 Тема : «Тайны вулкана».

Цель: Знакомство детей с природным явлением – вулканом .

Задачи:

Обучающие:

  1. расширять представление детей об объектах и явлениях неживой природы;
  2. познакомить детей с понятием «вулкан», дать представление о происхождении и строении вулканов;
  3. формировать умение правильного обращения с химическими веществами (лимонной кислотой и содой);

Развивающие:

  1. формировать интерес к окружающему миру;
  2. развивать интерес к эксперементально-  иследовательской деятельности;
  3. развивать  мышление, воображение, внимание, наблюдательность.

Воспитательные:

  1. воспитывать бережное отношение к природе;
  2. воспитывать любознательность, интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

Материалы и оборудование:

        Проектор, ноутбук, стаканчики, поднос, чайные ложечки,  сода,  моющее средство, лимонная кислота, гуашевые краски, кисти , полстакана воды; фартуки , головные уборы для эксперимента.

Предварительная работа: просмотр видеофильмов «Вулканы»,чтение познавательной литературы.

Ход занятия

Воспитатель. Сегодня мы поговорим о таком таинственном, загадочном, удивительном и грозном явлении природы. Для этого вам нужно отгадать загадку:

Магма по жерлу рвется наружу,

Выход из кратера очень ей нужен.

Если проход на поверхность ей дан,

Значит проснулся грозный… (вулкан). (Слайд 1)

 

"Я плююсь огнем и лавой,

Я - опасный великан,

Славен я недоброй славой,

Как зовут меня?" (Вулкан)          (Слайд 2)

 

 

 

 

Сегодня мы будем говорить о вулканах.  (дети сидят по-турецки на ковре)

Послушайте одну легенду.    (Слайд 3)

"Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. "Вулкан работает", - со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами".

- В некоторых местах на Земле есть необычные горы. Они называются вулканами. Слово «вулкан» означает «бог огня».

Вулкан – естественное образование в земной коре, через отверстие которого выливается лава, пар, пепел, газ - вырываются наружу. Обычно вулкан представляет собой конусообразную гору с отверстием в центре – через него и происходит извержение. Это отверстие называется кратер.

(Слайд 4)

Вулканы бывают: действующие, спящие и потухшие.

 

Разные вулканы извергаются по-разному. Иногда они как будто взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромный столб дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь обсыпает склоны гор. А бывает, лава вытекает "спокойно".

(Слайд 5)В нашей стране есть много вулканов. Почти все они находятся на Дальнем Востоке, Камчатке, Курильских островах.    

 

(Слайд 6) Среди действующих вулканов Курильских островов самым активным вулканом является Алаид. Он же и самый высокий среди всех вулканов этой гряды. Красивой конусообразной горой он поднимается непосредственно от поверхности моря на высоту 2 339 м. На вершине вулкана находится небольшая впадина.

 

(Слайд 7) -Когда вулканы «спят», то мало отличаются от других гор. Но иногда они «просыпаются», и тогда, начинается сильный подземный гул, из их вершин вырывается пламя, пепел, раскаленные камни, вулканические бомбы. Вулканическая бомба — комок или обрывок лавы (округлой или веретенообразной формы), выброшенный во время извержения вулкана в жидком или пластическом состоянии из кратера. Вулканические бомбы имеют угловатую форму, бывают очень большой величины, иногда с дачный домик.

При извержении вулканы окутываются дымом, звучат взрывы, а по склонам течет настоящий огненный поток – лавы. Лава – это расплавленные, очень горячие камни. Температура внутри Земли настолько высокая, что камни из твердых пород превращаются в жидкие. Когда куски лавы застывают получаются новые камни.

-Ребята, вспомните пожалуйста, какие выбросы бывают из вулкана? (ответы детей: пар, газы, пепел, лава, вулканические бомбы, камни).

 

(Слайд 8) - Посмотрите, какой формы вулкан, на что похож?( На конус, пирамиду.)

-Сейчас мы заглянем внутрь вулкана.( Пояснения по слайду): вулкан имеет форму конуса, лава из под земли поднимается по жерлу вулкана и выброс лавы происходит из кратера вулкана

-А на что похоже верхняя часть вулкана?

Дети: На большую яму, воронку.

Воспитатель: Верхняя часть вулкана называется кратер.

  • Дидактическая игра : «Собери вулкан и назови из каких частей он состоит»

Человечество не в силах остановить природные процессы извержения вулканов, приводящие к катастрофам.

(Слайд 9)- Хотя извержение вулкана всегда вселяло в людей страх и ужас, но люди жили и живут рядом с вулканами, ведь вулканы могут «спать» очень долго. Для того, чтобы узнать когда вулканы могут проснуться, во время предупредить людей об опасности - нужны ученые.

- Ребята , как вы думаете , как называются эти ученые ? (вулканологи.)

- Эти ученые называюся вулканологи.

 Они постоянно следят за жизнью вулканов. С помощью специальных приборов ученые  узнают, когда вулкан «спит», а когда «проснется».

 

-Сейчас мы с вами немного отдохнем.

 

Музыкальная физкультминутка « Капитан краб»

 

 

(Слайд 10)- Извержение вулканов угрожает жизни людей, лава разрушает здания, перекрывает дороги.

Посмотрите на извержение вулкана Кальбуко (Чили). Во время извержения этого вулкана город Пуэрто-Варас засыпало 30 сантиметровым слоем пепла. (Слайд 11).

(Слайд 12).А во время извержения вулкана Этна (Италия) лава взлетела на километровую высоту, а пепел настолько затруднил видимость, что деятельность аэропорта Катании была прекращена.

(Слайд 13)Во время извержение Исландского вулкана Эйяфьядлайёкюдль сопровождалось выбросом огромного объёма вулканического пепла, при этом столб пепла достиг высоты 8 километров. Из-за этого практически на неделю была парализована работа авиационного транспорта.

Вследствие вулканических извержений на крышах зданий, домов накапливается мощные слои пепла, что грозит их обрушением. Пепел попадает в организм человека и животных, что вредно для здоровья. Вулканы способны уничтожить все живое в радиусе многих километров. 

(Слайд 14)Например вулкан Безымянный — действующий вулкан на Камчатке в России. В 1956 году после непродолжительных толчков земных глубин произошел неожиданный мощный взрыв. Мгновенно в воздух вылетали каменные глыбы, пепел. Раскаленная лава растопила снег на склоне, создавая грязевый поток. Безжизненной пустыней стала огромная территория : деревья и кустарники были сломаны и повалены. 24 мая 2022 – было последнее извержение вулкана.

(Слайд 15)- Посмотрите на карту мира, красными кружками показаны крупные вулканы, их очень много на Земле.

- Ребята, как вы думаете, а есть ли польза от вулканов?

- Вулканы, как лифты, поднимают на поверхность много полезных веществ. Поэтому почва вокруг них очень плодородная.

(Слайд 16)-Как вы думаете, что за овощ находится в руках этого мужчины? Вот такой огромный редис-дайкон вырастил один из жителей японского города, а удобрением для него стала вулканическая пыль!

Из вулканической пыли делают лекарства, удобрения, очистители для воды, добавляют в косметику.

(Слайд 17)- Из затвердевшей лавы строят дома. Посмотрите на дома, которые построили жители острова Св. Пасхи.  А также из затвердевшей лавы на спец. фабриках изготавливают вот такие маленькие аккуратненькие предметы-пемзы.

- Ребята, откуда появилась пемза?

Дети: Из вулканической лавы.

А еще вулканы доставляют нам из земных недр углерод, азот и другие газы, без которых жизнь на Земле невозможна.

 

(Слайд 18)

- А сейчас мы с вами превратимся в маленьких ученых-вулканологов и сами попробуем сделать вулкан и посмотреть на его извержение. Пройдемте в нашу лабораторию.

Воспитатель: Перед тем, как мы приступим к опыту, нам необходимо повторить правила безопасности.

Дети:

Ничего не брать в рот

Использовать в работе салфетки

Работать в фартуке и нарукавниках

Выполнять все строго по инструкции воспитателя

Воспитатель: Нам для опыта понадобиться пластиковая тарелочка (Земная поверхность), пластиковый стакан (жерло вулкана) Какой получился у нас вулкан?

Дети: Спящий.

Воспитатель: Молодцы! А сейчас вы его разбудим. Смесь вы приготовите сами для этого нам понадобится 2 ч. ложки соды, 1ч лимонной кислоты , 2 капели моющего средства .

В стакан с водой добавляем  красную гуашь. Вливаем подкрашенную воду в сухую смесь.

Воспитатель: посмотрите, наш вулкан оживает. Что произошло с нашим вулканом? Что вытекло из жерла вулкана? (Лава.)

Дети: извержение вулкана. Лава.

 

Работа детей. Дети проходят к столам и проводится опыт по изготовлению вулкана Наблюдаем извержение вулкана.

Рефлексия: - А теперь давайте ответим на вопрос: что  означает слово «вулкан» .(«бог огня».)

- Вам понравилось занятие? Что вы узнали нового для себя? Что вам понравилось?   Как называется яма расположенная вместо вершины горы? Как называется огненная река, которая вытекает из кратера вулкана ?Как получается пемза и для чего она нужна? (Ответы детей)

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию подготовительной группы "Если хочешь быть здоров!"

Этот конспект поможет вам закрепить с детьми знания о здоровом образе жизни...

Конспект досуга по экологии в подготовительной группе «ТАЙНЫ ЗЕЛЁНОГО ЛЕСА»

Задачи:- Закреплять  знания детей  о знакомых деревьях; условиях необходимых для их роста.       - Учить отгадывать загадки; решать проблемные задачи; осознано применять ...

конспект непрерывной образовательной деятельности для подготовительной группы "тайна старого чердака"

Конспект занятия рекомендован для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект занятия по экспериментированию в подготовительной группе « ТАЙНЫ ЛЬДА И СНЕГА»

Развитие исследдовательской активностив процессе эксперементирования со льдом и снегом...

Географический проект для подготовительной группы: «Тайны вулкана»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка- детский сад№16Географический проект:«Тайны вулкана»Подготовили...