Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Тайны вулкана»
учебно-методический материал по окружающему миру (подготовительная группа)
Изучение природного явления ВУЛКАН. Проведения эксперимента "Вулкан извергается"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vylkan.odt | 36.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности
в подготовительной группе
«Тайны вулкана»
Воспитатель
Павельева Наталья Борисовна
Программные задачи:
Образовательные
• Обогащать сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений об окружающем мире;
• расширять представление детей об объектах и явлениях неживой природы; развивать активность, инициативность и самостоятельность познавательной деятельности.
Развивающие
• Расширять словарный запас на основе формирующихся у детей богатых представлений о мире, активизировать их в самостоятельных высказываниях;
•активизировать словарный запас в речевой практике: лава, вулкан, кратер, жерло, вулканолог, спящий вулкан, действующий вулкан и т. д.
Воспитательные
• Воспитывать интерес и стремление к созидательному познанию окружающего мира, создать условия в рамках занятия для самостоятельной познавательной активности детей.
• Поддерживать стремление ребёнка активно вступать во взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
• формировать равноправные, доброжелательные отношения между сверстниками.
Виды деятельности:
Игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная, познавательно-исследовательская
Образовательные области:
• физическое развитие, личностно-социальное, познавательно-речевое развитие.
Оборудование:
Проектор, ноутбук, картинки с изображением вулканов, макет вулкана, схемы -карты,карандаш на каждого человека, сода, красная гуашь, моющая жидкость, уксусная кислота, каждому пластиковая одноразовая посуда (3 шт. стакан 200г. ; 1 шт. рюмка; 1 шт. чайная ложка; 1 шт. не глубокая тарелка; картонный макет горы 1 шт. ; салфетки) https://yandex.ru/video/preview/5727741059007141514.
Ход занятия:
- Ребята, сегодня у меня отличное настроение. И мне хочется , что бы и у вас было такое же. Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки, улыбнёмся друг другу, повторяйте за мной:
- Собрались все дети в круг,
Ты-мой друг и я твой друг!
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Молодцы!
Воспитатель: Ребята я сегодня получила письмо от своих друзей учёных, как вы думаете, что находится в это письме? Давайте посмотрим. Подойдём к столу. (Открываем письмо .)
(перед детьми лежат картинки с изображением вулкана, камня.)
Воспитатель: Что случилось? Фотографии разрезаны на маленькие части. Давайте их соберём. Ребята, а что нужно сделать, чтобы узнать, что на них изображено?
Дети: (сложить части в целое).
Воспитатель: Давайте их сложим и рассмотрим.( складывают картинки)
Воспитатель: Что изображено на ваших картинках?
Дети: (гора, камни)
Воспитатель: Не просто гора , а ВУЛКАН. Ребята я хочу вас сегодня познакомить с таким удивительным природным явлением, как извержение ВУЛКАНА. Сегодня о вулкане нам расскажу и и покажу.
Вулкан – это высокая гора с крутыми склонами. На какое геометрическое тело похож вулкан? (конус).Обратите своё внимание на доску. (Дети садятся)
https://yandex.ru/video/preview/5727741059007141514.
Воспитатель: Как называется вершина горы откуда вытекает лава? Дети: (Кратер вулкана)Правильно. Эта огромная чаша на вершине горы называется кратер. Давайте все вместе повторим это новое слово. (Дети повторяют слово кратер) Внутри вулкана проходит огромная яма, уходящая глубоко в землю – это жерло вулкана. (Дети вместе повторяют слово жерло).
Ребята скажите, как называется масса вытекающая из вулкана? Дети: (Лава) А на самой глубине вулкана находится расплавленное горячее вещество – магма. (Дети вместе повторяют слово магма)
Как называется профессия людей изучающих вулканы? Дети: (Вулканологи) Извержение вулкана всегда вселяло в людей страх и ужас. Но люди жили и живут рядом с вулканами, ведь вулканы могут «спать» очень долго. Для того чтобы узнать, когда вулкан проснется и предупредить людей об опасности, за жизнью вулканов следят ученые. Этих ученых называют вулканологами. С помощью специальных приборов они узнают, когда вулкан «спит» и когда проснется.
Воспитатель: А сейчас мы с вами немного поиграем в вулкан.
Физкультурная минутка «Вулкан»
Вулканы начали "играть" -
Из жерла лаву извергать.
Вулкан гремит! Вулкан пыхтит!
Как грозен он сейчас на вид!
Но вот он начал уставать -
Огонь в нём начал угасать.
Последний раз огнём дыхнул.
И на десятки лет уснул.
Воспитатель: А вы хотели бы хоть одним глазком взглянуть на извержение вулкана?(Ответы детей)
Воспитатель: Проходите к столу. Перед вами самый настоящий вулкан, но он пока спит, а нам надо, чтобы он стал действующим. Ребята, может быть, вы знаете, как на это сделать, давайте попробуем поразмышлять.
Воспитатель: А для этого нам с вами понадобится пищевая сода, красная гуашь, лимонная кислота и моющее средство для посуды
Воспитатель: Мы знаем, что при извержении вулкана выбрасывается лава. Какая она, если она течет по склонам горы? (жидкая). Значит, внутрь нашей горы мы должны поместить жидкость. Воспитатель: Какую, например? (воду)
Воспитатель: Если мы нальем обычную воду, то сможет она оттуда вытекать (нет).
Воспитатель: А как же нам сделать, чтобы вода вырывалась наружу? (надо смешать вещества)
Воспитатель:
1. Возьмите 2 сосуда и наполните их наполовину водой.
2. В первый сосуд положить З чайных ложки соды, несколько капель моющего средства, и добавить краску красного цвета. Все хорошо перемешайте.
З. Во второй сосуд добавьте 1 чайную ложку лимонной кислоты и тоже хорошо перемешайте.
4. Влейте содержимое первого сосуда в кратер вулкана, а теперь добавьте к этому составу содержимое второго сосуда,. Посмотрим, что получилось.
Воспитатель: Ребята, кажется наш вулкан «оживает» Что вы наблюдаете? Посмотрите, как извергается наш вулкан? Он извергается спокойно.
Наш вулкан проснулся, и по его склонам потекла лава. Вы помните, что лава очень горячая? Что образуется при ее остывании? (различные камни).
Физкультурная минутка:
Отправляемся в поход,
Сколько нас открытий ждёт (повороты вправо-влево,
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом (шаг на месте).
Крылья пестрые мелькают,
В поле бабочки порхают (махи руками вверх и вниз).
Раз, два, три, четыре,
Полетели, закружили (шаг на месте или с продвижением).
Когда лава застывает, образуются камни, такие как гранит, туфа, пемза, кварц (показ камней).Мы с вами ученые и я хочу вам предложить обследовать два камня: гранит и пемзу. Пройдемте к столам. Что вы видите на столах? Перед вами лежат два камня. Чем они похожи? Чем отличаются?
3. Опыт № 3. Определение характера поверхности.
Для следующего опыта нам нужны будут очень чувствительные пальчики
Самомассаж: Каждый пальчик мы потрём, свои ручки разомнём.
Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая? (дети делятся открытиями). Покажите самый гладкий камень и самый неровный, шершавый. Имеет ли камень запах?
Вывод: камень может быть гладким и шероховатым, ничем не пахнут
4. Опыт № 4. Определение веса.
Воспитатель: Ребята, у меня есть к вам интересное предложение на минуту стать весами. А что делают весами? Да, взвешивают. Дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый тяжелый и самый легкий камень. Возьмите в правую руку самый тяжелый камень, а в левую руку самый легкий.
Вывод:камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые.
5. Опыт № 5. Плавучесть.
Воспитатель обращает внимание детей на сосуды с водой. Специальным карандашом дети (два ребенка) отмечают уровень воды в обоих сосудах.Воспитатель: Как вы думаете, что произойдет, если мы положим камни в воду? (ответы детей). Давайте опустим камни в воду и понаблюдаем, что произойдет
Уровень воды в сосуде повышается. Дети высказывают свои мнения.
Вывод: камни в воде не растворяются, не впитывают воду, они тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные. Воду выталкивают.
Педагог конкретизирует ответы детей фразой: «Камни не впитывают воду. Они ее выталкивают».
У вас на столе лежат таблицы (рабочий листы) с изображением моделей разных свойств камней. Как называются модели?
• холодный – теплый
• тяжелый – легкий
• шершавый - гладкий
• плотный – пористый
• тонет - не тонет.
Предлагаю вам самостоятельно отметить в таблице нужные свойства исследуемых камней, как это делают ученые-геологи. Что можно сказать про камни, образовавшихся в результате извержения вулканов? Про пемзу? Про гранит? Какими одинаковыми свойствами они обладают? Какие различные свойства?
Что интересного вы сегодня узнали? Что вы расскажете о наших открытиях? Вулкан – очень опасное природное явление для человека! Но результат его деятельности это различные камни, которые люди активно используют в своей жизни. Мы рассмотрели только два, поэтому, впереди нас ждут увлекательные исследования других камней.
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята,скажите мне: «Что мы с вами сегодня исследовали?» А как вы получили извержение вулкана? (ответы детей)
Ребята, вы очень любознательные и смелые. мне очень понравилось с вами.
И на память о нашей встрече я хочу вам подарить подарки. Этот макет вулкана останется на всегда в вашей группе. И вот еще вам иллюстрация, чтобы вы не забывали о его строении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект НОД по познавательно- исследовательскому развитию детей подготовительной группы на тему "Академия чудес"
опыты с водой в подготовительной группе...
Конспект непосредственно - образовательной деятельности по познавательно - исследовательскому развитию в подготовительной группе «Удивительная соль».
конспект по познавательно - исследовательской деятельности...
Конспект НОД по познавательно-исследовательскому развитию в подготовительной группе
Конспект НОД по познавательно-исследовательскому развитию в подготовительной группе «Полянка» на тему: «Волшебница- соль»....
конспект занятия по познавательно-исследовательскому развитию для подготовительной группы
конспект занятия на тему: "Путешествие в прошлое счетных устройств"...
Конспект образовательной деятельности по познавательно-исследовательскому развитию в подготовительной группе "Извержение вулкана"
Познакомить детей с вулканом как с природным явлением; развивать познавательную активность в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме, учить самостоятельно формулировать выводы по итогам ...
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Тайны вулкана».
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе Тема : «Тайны вулкана».Цель: Знакомство детей с природным явлением – вулканом .Задачи:•Обучающие:рас...
Географический проект для подготовительной группы: «Тайны вулкана»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка- детский сад№16Географический проект:«Тайны вулкана»Подготовили...