Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Тайны вулкана»
учебно-методический материал по окружающему миру (подготовительная группа)

Павельева Наталья Борисовна

Изучение природного явления ВУЛКАН. Проведения эксперимента "Вулкан извергается"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vylkan.odt36.99 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности

в подготовительной группе

«Тайны вулкана»

                                                                                    Воспитатель

Павельева Наталья Борисовна

 Программные задачи:

Образовательные

• Обогащать сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений об окружающем мире;

• расширять представление детей об объектах и явлениях неживой природы; развивать активность, инициативность и самостоятельность познавательной деятельности.

Развивающие

• Расширять словарный запас на основе формирующихся у детей богатых представлений о мире, активизировать их в самостоятельных высказываниях;

активизировать словарный запас в речевой практике: лава, вулкан, кратер, жерло, вулканолог, спящий вулкан, действующий вулкан и т. д.

Воспитательные

• Воспитывать интерес и стремление к созидательному познанию окружающего мира, создать условия в рамках занятия для самостоятельной познавательной активности детей.

• Поддерживать стремление ребёнка активно вступать во взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

• формировать равноправные, доброжелательные отношения между сверстниками.

Виды деятельности:

Игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная, познавательно-исследовательская

Образовательные области:

• физическое развитие, личностно-социальное, познавательно-речевое развитие.

Оборудование:

Проектор, ноутбук, картинки с изображением вулканов, макет вулкана, схемы -карты,карандаш на каждого человека, сода, красная гуашь, моющая жидкость, уксусная кислота, каждому пластиковая одноразовая посуда (3 шт. стакан 200г. ; 1 шт. рюмка; 1 шт. чайная ложка; 1 шт. не глубокая тарелка; картонный макет горы 1 шт. ; салфетки) https://yandex.ru/video/preview/5727741059007141514.

Ход занятия:

- Ребята, сегодня у меня отличное настроение. И мне хочется , что бы и у вас было такое же. Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки, улыбнёмся друг другу, повторяйте за мной:

- Собрались все дети в круг,

Ты-мой друг и я твой друг!

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Молодцы!

Воспитатель: Ребята я сегодня получила письмо от своих друзей учёных, как вы думаете, что находится в это письме? Давайте посмотрим. Подойдём к столу. (Открываем письмо .)

(перед детьми лежат картинки с изображением вулкана, камня.)

Воспитатель: Что случилось? Фотографии разрезаны на маленькие части.  Давайте их соберём. Ребята, а что нужно сделать, чтобы узнать, что на них изображено?

Дети: (сложить части в целое).

Воспитатель: Давайте их сложим и рассмотрим.( складывают картинки)

Воспитатель: Что изображено на ваших картинках?

Дети: (гора, камни)

Воспитатель: Не просто гора , а ВУЛКАН. Ребята я хочу вас сегодня познакомить с таким удивительным природным явлением, как извержение ВУЛКАНА. Сегодня о вулкане нам расскажу и  и покажу.

Вулкан – это высокая гора с крутыми склонами. На какое геометрическое тело похож вулкан? (конус).Обратите своё внимание на доску. (Дети садятся)

https://yandex.ru/video/preview/5727741059007141514.

Воспитатель: Как называется вершина горы откуда вытекает лава? Дети: (Кратер вулкана)Правильно.  Эта огромная чаша на вершине горы называется кратер. Давайте все вместе повторим это новое слово. (Дети повторяют слово кратер) Внутри вулкана проходит огромная яма, уходящая глубоко в землю – это жерло вулкана. (Дети вместе повторяют слово жерло).

Ребята скажите, как называется масса вытекающая из вулкана? Дети: (Лава) А на самой глубине вулкана находится расплавленное горячее вещество – магма. (Дети вместе повторяют слово магма)

Как называется профессия людей изучающих вулканы? Дети: (Вулканологи) Извержение вулкана всегда вселяло в людей страх и ужас. Но люди жили и живут рядом с вулканами, ведь вулканы могут «спать» очень долго. Для того чтобы узнать, когда вулкан проснется и предупредить людей об опасности, за жизнью вулканов следят ученые. Этих ученых называют вулканологами. С помощью специальных приборов они узнают, когда вулкан «спит» и когда проснется.

Воспитатель: А сейчас мы с вами немного поиграем в вулкан.

Физкультурная минутка «Вулкан»

Вулканы начали "играть" -

Из жерла лаву извергать.

Вулкан гремит! Вулкан пыхтит!

Как грозен он сейчас на вид!

Но вот он начал уставать -

Огонь в нём начал угасать.

Последний раз огнём дыхнул.

И на десятки лет уснул.

Воспитатель: А вы хотели бы хоть одним глазком взглянуть на извержение вулкана?(Ответы детей)

Воспитатель: Проходите к столу. Перед вами самый настоящий вулкан, но он пока спит, а нам надо, чтобы он стал действующим. Ребята, может быть, вы знаете, как на это сделать, давайте попробуем поразмышлять.

Воспитатель: А для этого нам с вами понадобится пищевая сода, красная гуашь, лимонная кислота и моющее средство для посуды

Воспитатель: Мы знаем, что при извержении вулкана выбрасывается лава. Какая она, если она течет по склонам горы? (жидкая). Значит, внутрь нашей горы мы должны поместить жидкость. Воспитатель: Какую, например? (воду)

Воспитатель: Если мы нальем обычную воду, то сможет она оттуда вытекать (нет).

Воспитатель: А как же нам сделать, чтобы вода вырывалась наружу? (надо смешать вещества)

Воспитатель:

1. Возьмите 2 сосуда и наполните их наполовину водой.

2. В первый сосуд положить З чайных ложки соды, несколько капель моющего средства, и добавить краску красного цвета. Все хорошо перемешайте.

З. Во второй сосуд добавьте 1 чайную ложку лимонной кислоты и тоже хорошо перемешайте.

4. Влейте содержимое первого сосуда в кратер вулкана, а теперь добавьте к этому составу содержимое второго сосуда,. Посмотрим, что получилось.

Воспитатель: Ребята, кажется наш вулкан «оживает» Что вы наблюдаете? Посмотрите, как извергается наш вулкан? Он извергается спокойно.

Наш вулкан проснулся, и по его склонам потекла лава. Вы помните, что лава очень горячая? Что образуется при ее остывании? (различные камни).

Физкультурная минутка:

Отправляемся в поход,

Сколько нас открытий ждёт (повороты вправо-влево,

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зеленым лугом (шаг на месте).

Крылья пестрые мелькают,

В поле бабочки порхают (махи руками вверх и вниз).

Раз, два, три, четыре,

Полетели, закружили (шаг на месте или с продвижением).

Когда лава застывает, образуются камни, такие как гранит, туфа, пемза, кварц (показ камней).Мы с вами ученые и я хочу вам предложить обследовать два камня: гранит и пемзу. Пройдемте к столам. Что вы видите на столах? Перед вами лежат два камня. Чем они похожи? Чем отличаются?

3. Опыт № 3. Определение характера поверхности.

Для следующего опыта нам нужны будут очень чувствительные пальчики

Самомассаж: Каждый пальчик мы потрём, свои ручки разомнём.

Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая? (дети делятся открытиями). Покажите самый гладкий камень и самый неровный, шершавый. Имеет ли камень запах?

Вывод: камень может быть гладким и шероховатым, ничем не пахнут

4. Опыт № 4. Определение веса.

Воспитатель: Ребята, у меня есть к вам интересное предложение на минуту стать весами. А что делают весами? Да, взвешивают. Дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый тяжелый и самый легкий камень. Возьмите в правую руку самый тяжелый камень, а в левую руку самый легкий.

Вывод:камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые.

5. Опыт № 5. Плавучесть.

Воспитатель обращает внимание детей на сосуды с водой. Специальным карандашом дети (два ребенка) отмечают уровень воды в обоих сосудах.Воспитатель: Как вы думаете, что произойдет, если мы положим камни в воду? (ответы детей). Давайте опустим камни в воду и понаблюдаем, что произойдет

Уровень воды в сосуде повышается. Дети высказывают свои мнения.

Вывод: камни в воде не растворяются, не впитывают воду, они тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные. Воду выталкивают.

Педагог конкретизирует ответы детей фразой: «Камни не впитывают воду. Они ее выталкивают».

У вас на столе лежат таблицы (рабочий листы) с изображением моделей разных свойств камней. Как называются модели?

• холодный – теплый

• тяжелый – легкий

• шершавый - гладкий

• плотный – пористый

• тонет - не тонет.

Предлагаю вам самостоятельно отметить в таблице нужные свойства исследуемых камней, как это делают ученые-геологи. Что можно сказать про камни, образовавшихся в результате извержения вулканов? Про пемзу? Про гранит? Какими одинаковыми свойствами они обладают? Какие различные свойства?

Что интересного вы сегодня узнали? Что вы расскажете о наших открытиях? Вулкан – очень опасное природное явление для человека! Но результат его деятельности это различные камни, которые люди активно используют в своей жизни. Мы рассмотрели только два, поэтому, впереди нас ждут увлекательные исследования других камней.

Рефлексия.

Воспитатель: Ребята,скажите мне: «Что мы с вами сегодня исследовали?» А как вы получили извержение вулкана? (ответы детей)

Ребята, вы очень любознательные и смелые. мне очень понравилось с вами.

И на память о нашей встрече я хочу вам подарить подарки. Этот макет вулкана останется на всегда в вашей группе. И вот еще вам иллюстрация, чтобы вы не забывали о его строении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательно-исследовательскому развитию в подготовительной группе

Конспект НОД по познавательно-исследовательскому развитию в подготовительной группе «Полянка» на тему: «Волшебница- соль»....

конспект занятия по познавательно-исследовательскому развитию для подготовительной группы

конспект занятия на тему: "Путешествие в прошлое счетных устройств"...

Конспект образовательной деятельности по познавательно-исследовательскому развитию в подготовительной группе "Извержение вулкана"

Познакомить детей с вулканом как с природным явлением; развивать познавательную активность в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме, учить самостоятельно формулировать выводы по итогам ...

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Тайны вулкана».

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе Тема : «Тайны вулкана».Цель: Знакомство детей с природным явлением – вулканом .Задачи:•Обучающие:рас...

Географический проект для подготовительной группы: «Тайны вулкана»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка- детский сад№16Географический проект:«Тайны вулкана»Подготовили...