Проект "Идет Зима, аукает"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Проект для детей 5-6 лет. Актуальность данного проекта состоит в том, чтобы помочь детям расширить и систематизировать знания о зиме, о характерных признаках зимы в неживой природе, о зимних явлениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_idet_zima_aukaet.docx | 334.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Комплекс средняя общеобразовательная школа - детский сад»
«Идёт Зима, аукает!»
Проект
Подготовили:
Уреки В. И.
Моисеева М.Г.
Участники проекта: воспитатели, дети, родители старшей группы, возраст 5 лет.
Сроки реализации: краткосрочный.
Актуальность проекта: с раннего детства детей окружает природа, но они не задумываются, почему времена года сменяют друг друга. Поэтому очень важно вызвать в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Актуальность данного проекта состоит в том, чтобы помочь детям расширить и систематизировать знания о зиме, о характерных признаках зимы в неживой природе, о зимних явлениях.
Цель: расширять и обогащать знания детей о зиме и зимних месяцах. Систематизировать знания детей о природных явлениях.
Задачи:
1.Систематизировать, уточнять, расширять и обобщать знания детей о зиме как о времени года.
2.Закрепить знания детей о явлениях природы зимой, развивать внимание, наблюдательность.
3.Развивать познавательный интерес, речь, память, творческие способности детей.
4.Привлечь родителей к участию в проводимых мероприятиях в рамках проекта.
5.Провести выставку рисунков «Зимушка-зима».
Ожидаемые результаты:
- у детей расширятся представления о зиме и зимних явлениях;
- умеют поддерживать беседу о временах года;
- проявляют активность и любознательность при разгадывании загадок;
- выражают положительные эмоции при чтении художественных произведений;
- активно участвуют в подвижных играх;
- интересуются изобразительной деятельностью (рисование снежинки, еловой ветки).
1 этап: организационный
Тип проекта: познавательный, творческий.
В течении недели провести организационные мероприятия по подготовке проекта:
- Обсуждение с детьми темы проекта.
- Подбор литературы по теме проекта.
- Выявить у детей уровень знаний по данной теме.
- Развитие игровой деятельности.
- Работа с родителями.
2 этап: основной
Речевое развитие: чтение произведений «Двенадцать месяцев» (отрывок) С. Маршак, «Лес зимой» В. Бианки, «Кто как зимует» Г. Скребицкий, чтение стихотворений о зиме «Берёза» С. Есенин, «Первый снег» И. Бунин, чтение пословиц и отгадывание загадок о зиме и зимних явлениях, рассматривание картин и иллюстраций по данной теме, рассказывание по картине И.Шишкина «Зима», составление творческих рассказов «Начало зимы», составление рассказа «Зима» с использованием схемы.
Познавательное развитие: беседы с детьми «Проказы Матушки Зимы», «Пришёл мороз – береги уши и нос», «Как приходит зима».
Художественно-эстетическое развитие: аппликация «Снеговики в шапочках и шарфиках», рисование «Волшебные снежинки», «Еловые веточки».
Физическое развитие: подвижные игры «Два мороза», «Стайка», «Охотник и зайцы», двигательная гимнастика «Зима», пальчиковая гимнастика «Узоры», зрительная гимнастика «Снежинки».
Социально-коммуникативное развитие: дидактические игры «Когда это бывает?», «Времена года», «Что лишнее?», «Собери картинку», «Что перепутал художник?», «Узнай по описанию», «Зимующие птицы», сюжетно – ролевые игры «Собираемся на прогулку», «Магазин» сюжет: «Покупаем зимнюю одежду».
Работа с родителями: участие родителей в пополнении предметно развивающей среды и книжного уголка, участие в постройке горки, изготовление консультаций и буклетов для родителей.
3 этап: заключительный
1.Проведение итогового мероприятия по проекту: Выставка детских работ «Волшебница Зима».
2.Оформление альбома «Зима».
Вывод: В результате познавательной деятельности, у детей появилось стремление расширять свой кругозор по данной теме. У детей углубились знания о зиме, как о времени года, о изменениях в природе зимой. Родители также были заинтересованы и приняли активное участие в жизни группы.
С т и х и
Зима
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идёт волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки – зимы.
А.С. Пушкин
Берёза
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
С.А. Есенин
Пословицы
Декабрь - студенец
Декабрь год кончает, зиму начинает.
Чем крепче зима, тем скорее весна.
Солнце летом греет, зимой – морозит.
Зимой солнце сквозь слёзы улыбается.
В декабре зима стелет белые холсты,
А мороз через реки наводит мосты.
Поговорки
Зима не лето: в шубу одета.
Шубка зимой не шутка.
В зимний холод всякий молод.
Мороз невелик, да стоять не велит.
Береги нос в большой мороз.
Много снега – много хлеба.
Приметы
Был ночью иней – днём снег не выпадет.
Вороны и галки садятся на вершины деревьев – к морозу.
Синички поднимают с утра писк – ожидай мороз.
Снегирь поёт зимой на снег, вьюгу, слякоть.
Снежные хлопья стали крупными – жди оттепели.
Загадки
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица –
Белокожа, белолица.
Как махнула рукавом –
Всё покрылось серебром. (зима)
Кто, угадай – ка?
Седая хозяйка!
Тряхнёт перинки –
Над миром пушинки! (зима)
Он вошёл – никто не видел,
Он сказал – никто не слышал,
Дунул в окна и исчез.
А на окнах вырос лес. (мороз)
Пришла девушка Беляна,
Побелела вся поляна. (зима)
Старик у ворот
Всё тепло уволок. (мороз)
На всех садится,
Никого не боится. (снег)
И не снег, и не лёд,
А серебром деревья уберёт. (иней)
Сам не бежит,
А стоять не велит. (мороз)
Беседы
1.Тема: «Проказы матушки – зимы»
Цель:
- обогащать и расширять знания детей о зиме, её первом месяце – декабре, используя разные жанры устного народного творчества;
- формировать умение видеть противоречия в рассматриваемых явлениях и разрешать их;
- развивать внимание, наблюдательность по отношению к явлениям природы; -закрепить знания правил поведения при неблагоприятных погодных явлениях;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость на образный яркий язык народной поэзии.
Ход ОД
- Организационный момент.
Наступили холода, Перестал медведь реветь,
Обернулась в лёд вода. В спячку впал в бору медведь.
Длинноухий зайка серый Кто скажет, кто знает:
Обернулся зайкой белым. Когда это бывает?
2.Основная часть.
2. Основная часть.
Беседа о зиме.
- Как вы думаете, какого цвета больше зимой? Почему? Вот поэтесса Елена Трутнева тоже это заметила и рассказала нам в своём стихотворении. Давайте послушаем и убедимся, правы ли мы, когда говорим, что зимушка – зима белая.
Белой краской выкрасила Белые луга,
Всё подряд зима: У осин заснеженных
Лес и поле белые, Ветки, как рога.
- Что вы узнали из того стихотворения о зиме? Какими ещё словами можно сказать о зиме? (Белоснежная, зимушка – зима, заснеженная, холодная, морозная.)
- Назовите первый месяц зимы. В народе этот месяц называют «студень», «студёный», от слова «стужа». (закрепление слов с детьми). В декабре на улице холодно, студёно, стоит стужа, морозы трескучие, метут метели. Мороз обжигает лицо, и совсем не хочется выходить на улицу, и настроение у детей и взрослых может быть вот такое, грустное. (показ модели «грустное лицо»).
Воспитатель: обратите внимание, почему у человечка грустное лицо, ему не хочется гулять? А как вы думаете почему? (Зимой холодно, долго одеваться, мороженое есть нельзя, солнышко редко светит и не греет.) И всё же зимой бывает вот такое настроение (выставляется модель «весёлое лицо»). Какое это настроение? Когда зимой бывает весело? (Катаемся на санках, играем в снежки, лепим снеговиков, приходит Новый год.) У русского народа есть много пословиц, поговорок и загадок о зиме и зимних явлениях, примет, которые предупреждают нас о плохой погоде. Давайте вспомним их.
Пословицы:
Мороз невелик, да стоять не велит.
Много снега – много хлеба.
Береги нос в большой мороз.
Загадки:
Не огонь, а жжётся. (Мороз)
Без рук рисует, без зубов кусает. (Мороз)
Рукой махнул, дерево погнул. (Ветер)
Кручу, верчу, знать никого не хочу. (Метель)
- Ребята, сегодня утром вы одевались в детский сад, мамы, папы собирались на работу. И всем хотелось узнать, как надо одеваться, какая сегодня погода. Где мы можем узнать о погоде? (ответы детей) Да мы можем узнать по телевизору, посмотреть в компьютере.
- А вы хотите узнать прогноз погоды на сегодня? Давайте присядем у нашего «телевизора» и послушаем. Кто хочет познакомить нас с прогнозом погоды на сегодня? (желающий ребёнок рассказывает о погоде с помощью воспитателя: «Ночью был сильный мороз и ветер. Утром падал пушистый снег и на деревьях был иней. Днём будет светить солнышко и не будет ветра. Вечером ожидается метель и потепление. Будьте осторожны во время гололёда»).
Нас предупредили, что будет гололёд. Это опасно. Давайте вспомним о правилах поведения на льду и расскажем их своим родным.
-А теперь поиграем в игру «Что можно, что нельзя». Я буду показывать картинки, а вы должны поднять красный кружок, когда так делать опасно, и зелёный, когда так делать можно.
-Как много мы сегодня узнали о зиме. И я про зиму составила рассказ. Послушайте его.
«Машенька вышла на улицу. Была зима. Шёл первый месяц зимы – декабрь. В народе его называют «студень». Погода была солнечная и безветренная, но мороз пощипывал нос. И щёки. На улице было много ребят. Они катались на санках, лыжах, играли в снежки. Всем было весело. Как хорошо зимой!»
-А теперь послушаем ваши рассказы о зиме и о её первом месяце – декабре.
3.Заключительная часть
- О каком времени года мы беседовали?
- Чем отличается зимняя погода от погоды в другое время года?
- Какая пословица вам запомнилась?
- Что нового вы узнали о зиме?
- Тема «Как приходит зима»
Цель:
- отметить характерные признаки зимы в природе;
- формировать умение видеть красоту зимней природы, красоту зимы, описанную поэтами в стихах;
- развивать связную речь.
Оборудование: рисунки, на которых изображены деревья и кустарники без листьев, хвойные деревья, следы на снегу, пословицы о зиме.
Ход ОД
1.Организационный момент.
- Отгадайте загадку:
Снег на полях,
Лёд на реках,
Ветер гуляет.
Когда это бывает?
Сегодня мы отправимся в путешествие в зимний лес. Когда зима приходит в наши края?
2.Основная часть.
Послушайте, как обращается к зиме поэт Пётр Андреевич Вяземский:
Здравствуй, в белом сарафане Здравствуй, русская молодка,
Из серебряной парчи! Раскрасавица – душа,
На тебе горят алмазы, Белоснежная лебёдка,
Словно яркие лучи. Здравствуй, матушка – зима!
- Как поэт называет зиму?
- Что изменилось в природе с её приходом?
- Назовите признаки зимы:
1. Стало холодно.
2. Снеговой покров.
3. Замерзание почвы и водоёмов.
4. Дни короткие, ночи длинные.
5. Стало мало птиц, исчезли насекомые.
6. Растения спят.
7. Некоторые животные меняют окраску.
- Как изменилась температура воздуха с приходом зимы?
- Погода стала только морозной?
- Бывают ли зимой потепления?
- Как они называются?
Оттепель – это кратковременное потепление зимой.
Изморозь – белый пушистый снег, иногда покрывающий ветки деревьев.
- Какое небо зимой? (Серое, зимнее. Красивых летних облаков на небе не увидишь).
- Какими стали осадки зимой по сравнению с осенними дождями? (Зимой осадки выпадают только твёрдые: снег, крупа, изморозь).
-Что произошло с почвой зимой?
- Какие изменения произошли в водоёмах с водой?
- Какова продолжительность дня и ночи?
- А как изменилась зимой жизнь животных? (Стало меньше птиц, нет вовсе насекомых. Некоторые животные надели зимнюю одежду. Заяц стал белым, белка – серой.)
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней…
С.А. Есенин
- Что вы можете сказать о растениях? Как они изменились с наступлением зимних холодов? (Все растения спят, или, как говорят ботаники, находятся в глубоком покое. Даже если в начале зимы внести в комнату веточку берёзы или тополя и поставить в воду, она не проснётся, её почки не набухнут и не развернут листочки. Дерево спит.)
- Какие изменения произошли в жизни людей с наступлением зимы? (Стало холодно и люди стали одеваться потеплее, в зимнюю одежду).
- Можно с уверенностью сказать, что зима – волшебное время года. Великий русский поэт А.С. Пушкин писал о ней так:
Под голубыми небесами Прозрачный лес один чернеет,
Великолепными коврами, И ель сквозь иней зеленеет,
Блестя на солнце, снег лежит; И речка подо льдом блестит.
- А теперь послушаем стихи о зиме других русских поэтов. Внимательно слушайте и обдумывайте ответы на вопросы: какими словами поэты называют приход зимы в природе, как называют саму зиму?
Чтение стихотворений детьми.
Чародейкою зимою
Околдован лес стоит
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою
Чудной жизнью он блестит.
Ф.И. Тютчев
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой,
Подвязалася сосна…
Поёт зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка…
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна…
С.А. Есенин
- Что такое метель? Метель – сильный ветер, который несёт не только падающий снег, но и лежащий на земле.
- Как ведут себя метель и метелица?
- А знаете ли вы какой у зимы дом?
-Какие пословицы, поговорки, загадки вы знаете о зиме?
- Декабрь год кончает, зиму начинает.
- В декабре солнце поворачивает на лето, а зима на мороз.
- Декабрь мостит, гвоздит, приколачивает.
- Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным и шапку снимает.
- Мороз железо рвёт и на лету птицу бьёт.
- Скатерть бела, весь свет одела.
- Никто и никогда не спутает зиму с другим временем года. Картину зимы всегда рисует снег. Снег – это не только краски: белый цвет на поверхности земли или белый снег на ветвях деревьев. Снег изменяет вид деревьев, голые осенью, они одеваются в белые одежды, и лес выглядит не таким тёмным и мрачным, как поздней осенью.
Рассмотрите рисунки. На них – зима. Кто знает, что такое сугроб?
- Иногда снег падает спокойно, покрывая ровным слоем землю, ветки деревьев, кустарники, крыши домов. Хлопья при этом могут быть разной величины. Когда дует ветер, снег уже не ложится спокойно и ровно на землю, а несётся по воздуху. Он задерживается около преград – домов, деревьев, камней, заборов и наметает сугробы. Очень сильный ветер несёт не только падающий снег, но и лежащий на земле. Такие снегопады называют метелью.
- Заключительная часть.
- Что нового вы сегодня узнали?
- Понравилось ли вам наше путешествие?
- Как приходит зима?
Составление творческих рассказов
Тема: «Начало зимы»
Цель: формировать умение детей при описании событий указывать время действия с использованием разных типов предложений;
развивать умение подбирать определения; активизировать употребление в речи прилагательных;
закрепить умение громко и чётко произносить слова.
Ход ОД
1.Организационный момент.
Послушайте отрывок из стихотворения Ивана Сурикова «Зима».
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится…
Вам понравилось, как поэт написал, какие разные слова подобрал? (ответы детей) Как сказано про снег, какой он? (Белый, пушистый). А что делает снег? Какие слова вы запомнили? (Кружится, падает, ложится)
- Основная часть
- Скажите, а какое время года наступает, когда падает снег? (Зима)
Сегодня мы с вами будем говорить о зиме. Вспомните, что бывает только зимой? Чем отличается зима от других времён года? (Зимой холодно, мороз, идёт снег)
- Какой снег зимой? Когда идём по снегу, что с ним происходит? (хрустит, скрипит, песенку поёт).
- Какая погода бывает зимой? (Холодная, морозная, снежная, вьюжная)
- Что происходит с деревьями, когда наступает зима? (они отдыхают, спят, укрывшись снегом).
- Как живётся птицам и зверям, когда наступает зима? (Зимующие птицы не боятся снега, но в большой мороз им бывает холодно, поэтому птицам надо помогать. Некоторые звери зимой ложатся спать)
Какими словами можно сказать о зиме. Какая она? (Снежная, морозная, красивая, сверкающая, вьюжная)
- А сейчас придумайте рассказ о зиме. Расскажите, какое зимой бывает солнце, какая стоит погода? Используйте в своих рассказах слова, которые вы подбирали о зиме, о погоде, о снеге. И закончите свой рассказ такими словами: «Вот и наступила зима».
Во время рассказывания воспитатель помогает детям подбирать прилагательные, выясняет у ребят, какой рассказ им больше всего понравился.
- Заключительная часть.
Ответьте на вопрос: «Как приходит зима?» Понравились ли вам ваши рассказы? Несколько рассказов я запишу и выставим в уголок для родителей.
Рассказывание по картине
Тема: И. Шишкин «Зима».
Цель:
- познакомить с картиной и художником; содействовать возникновению эмоционального настроя в процессе восприятия картины;
- формировать умение рассказывать по картине последовательно с логическим завершением;
- развивать умение описывать свои чувства и настроение, вызываемые картиной; умение подбирать красочные выражения для описания картины.
Оборудование: репродукция картины «Зима» И. Шишкина, ТСО.
Ход ОД.
- Организационная часть.
Воспитатель читает отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро».
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
- Основная часть.
- Сегодня мы с вами будем говорить о зиме. Вспомните, что бывает только зимой. Послушайте загадку: «Белая скатерть всё поле покрыла». Что это? (снег)
- Какой снег зимой? (белый, пушистый, серебристый, мохнатый, чистый, искристый, воздушный)
- Что такое сугроб? Какие бывают сугробы?
- Какой бывает лес зимой? (спящий, дремучий, густой, глухой, чистый, неподвижный, сказочный, волшебный, таинственный, суровый, величественный.)
-Какими словами можно сказать о зиме? (волшебная, сказочная, снежная, морозная, вьюжная, сверкающая, зима – волшебница).
-А сейчас давайте посмотрим на картину художника И. Шишкина и послушаем музыку зимы. (дети под музыку Б. Дварионаса «Прелюдия» рассматривают картину, когда музыка перестаёт звучать, воспитатель читает отрывки из стихотворений о зиме, называя автора).
Ф. Тютчев
Чародейкою Зимою
Околдован лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит…
С. Есенин
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А над самою макушкой
Долбит дятел на суку.
- Эту картину написал русский художник Иван Иванович Шишкин, который очень любил родную природу. О чём его картина? Что изображено на картине? Какими художник нарисовал на картине снег, лес, небо?
-Какое название вы бы дали картине? Почему?
- Какое настроение у зимы на этой картине?
- Какие чувства вызывает она у вас?
- Кто из вас любит зиму? Расскажите, почему?
- Как вы думаете, о чём хотел рассказать художник?
- С чего вы начнёте свой рассказ? О чём будете рассказывать дальше? Чем завершите свой рассказ? (Дети начинают рассказывать, воспитатель подсказывает и оценивает каждый рассказ детей.). В рассказе отмечаются последовательность изложения, использование выразительных средств, умение начинать и завершать рассказ, проявление творчества в рассказывании.
- Заключительная часть.
- Вы каждый по- своему и своими словами нарисовали картину о зиме, о зимнем лесе.
- Понравилась ли вам картина?
- Как зовут художника, нарисовавшего эту картину?
- Какое настроение вызвала у вас эта картина?
Рисование
1. Тема: «Еловая веточка»
Цель:
-формировать умение рисовать с натуры еловую веточку, передавая особенности её строения, окраски и размещения в пространстве;
-воспитывать самостоятельность при выполнении рисунка;
-развивать эстетические чувства, образные представления.
Оборудование: Поздравительные открытки с изображением еловых веточек, веточка ели (искусственная или натуральная), листы белого цвета, простые карандаши, акварельные краски, кисточки.
Ход ОД
1.Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
Зимой и летом одним цветом.
- Скажите, а почему ёлочка всегда зелёная? (ответы детей). Она не сбрасывает своей листвы. А что у ёлочки вместо листочков? (хвоя). Правильно.
- Посмотрите, какие у меня красивые открытки. скажите, что изображено на них? (Ёлочки, ветки ёлочек с новогодними игрушками).
Давайте рассмотрим еловую веточку.
- Какого цвета веточка ёлки? (коричневая). А иголочки на ней какого цвета? (зелёного).
2. Основная часть.
- Сейчас каждый из вас нарисует еловую веточку. Для рисунков подготовлена вот такая бумага – одинакового цвета и размера. Лист бумаги размещаем по горизонтали. (повторить, как размещаем лист бумаги). Почему именно так? (ответы детей). Что мы будем рисовать? Да. Еловые веточки. Они длинные и «смотрят» не вверх, а в сторону, поэтому лист лучше расположить горизонтально – по длине (показ).
- ветку ёлочки на листе бумаги лучше расположить вот так, (от середины левой боковой стороны) или вот так (из уголка по диагонали). Какой способ мы с вами выберем? (ответы детей). Мы сегодня будем рисовать акварельными красками. (показ рисования еловой ветки). Напомнить о рисовании мелких веток и иголочек концом кисти.
Самостоятельная работа детей. В ходе работы воспитатель помогает детям советами, показывает ветку ёлочки или её рисунки.
3.Заключительная часть.
Выставление рисунков. Рассмотреть несколько рисунков.
- чем мы с вами сегодня занимались?
- какие веточки вы рисовали?
Послушайте стихотворение
Ёлочка.
Перед праздником зимы
Для зелёной ёлки,
Платье белое зима
Сшила без иголки.
Отряхнула белый снег
Ёлочка с поклоном,
И стоит красивей всех
В платьице зелёном.
- О ком это стихотворение? Перед каким праздником нарядилась ёлочка? Мы с вами тоже перед праздником поставим в группе ёлочку и украсим её.
2. Тема: «Волшебные снежинки»
Цель:
- формировать умение строить круговой узор из центра, симметрично располагая элементы на лучевых осях или путём симметричного наращивания элементов;
- симметрично располагать узор в зависимости от формы листа бумаги;
- использовать в узоре разнообразные прямые. Округлые линии формы;
- умело пользоваться кистью (рисовать концом, всей кистью, свободно двигать в разных направлениях);
- вызывать у детей желание рисовать.
Оборудование
Бумажные квадраты одного размера, но разного цвета – тёмно-синего, синего и чёрного; гуашевые краски белого цвета, очень тонкие кисточки, баночки с водой, салфетки.
Ход ОД
1.Организационный момент.
Давайте послушаем стихотворение А. Бродского
«Мороз»
Невидимкой, осторожно,
Он является ко мне,
И рисует, как художник,
Он узоры на окне.
Это клён, а это ива,
Вот и пальма предо мной.
Как рисует он красиво
Белой краскою одной!
Я гляжу – не оторваться:
Веток линии нежны!
А художник – рад стараться,
Даже кисти не нужны!
Скажите, о каком художнике говорит поэт? (о морозе).
Правильно, это мороз. Настоящие ли деревья он нарисовал на окне? (нет, сказочные) такие же сказочные узоры плетут мастерицы из города Вологда. Только эти узоры не рисуют, а плетут из тончайших белых ниток с помощью специальных инструментов – коклюшек, челноков. Как вы думаете, для чего нужны такие кружева? (ответы детей). Да, кружевные воротнички, оборки, жилеты делают одежду красивой, нарядной, праздничной. А кружевные салфетки и шторы украшают дом и делают его уютным. Эти кружева напоминают морозные узоры на окне.
2.Основная часть. Сейчас мы с вами нарисуем необычные морозные кружева – снежинки. Каждый из вас выберет по своему желанию бумажный квадрат – синего, тёмно-синего или чёрного цвета и нарисует снежинку необыкновенной красоты. Рисовать будем тонкими – тонкими кисточками белой гуашевой краской.
Все снежинки разные, но в основе имеют общую форму – шесть лучей, расходящихся из одной точки. Посмотрите, я беру ночное «окошко» (бумажный квадрат чёрного цвета), посередине ставлю точку и провожу в стороны шесть лучей: один луч вверх, другой вниз, а потом по два в лево и два в право, проверим, шесть лучей (показ рисунка – основы). Теперь соединяю лучи: рисую круги – один вокруг точки, второй – дальше… и последний круг провожу по кончикам лучиков (показ рисунка с кругами). А теперь нужно превратить эту снежинку в волшебное кружево. Подумайте свой сказочный узор, который мог бы нарисовать на окне мороз.
Самостоятельная деятельность.
Дети выбирают цвет квадрата – по своему желанию и начинают рисовать снежинки. в ходе работы воспитатель помогает детям советами, напоминает о том, что надо рисовать кончиком кисточки.
3.Заключительная часть.
Разбор нескольких рисунков. Что вы нового узнали на нашем занятии? Как называются кружева? В каком городе их плетут? Сколько лучиков у снежинки? наше занятие хотелось бы закончить стихотворением Е. Благининой
Захрустела льдинка.
А под ней вода.
Падает снежинка –
Лёгкая звезда.
Аппликация
Тема: «Снеговики в шапочках и шарфиках».
Цель:
- формировать умение создавать выразительный образ снеговика, по возможности точно передавая форму и пропорциональное отношение его частей;
- продолжать освоение рационального способа вырезания круга из квадрата путём сложения его пополам и закругления парных уголков;
- побуждать к декоративному оформлению созданного образа (шапочку и шарфик);
- развивать глазомер, чувство формы и пропорций.
Оборудование: квадраты и прямоугольники разного размера, вырезанные из цветной бумаги (для свободного выбора детьми), ножницы, клеящие карандаши, цветные карандаши для дорисовки, бумага или картон для фона синего цвета.
Ход ОД
1.Организационный момент.
Послушайте стихотворение и скажите, о ком оно.
«Бравый снеговик»
- Снеговик ты, снеговик!
С детства к холоду привык!
Ты надел кастрюлю ловко!
Из углей твои глаза!
Нос твой - красная морковка –
Твоя гордость и краса!
Снеговик ты, снеговик!
С детства к холоду привык! О. Пройслер
- Скажите, о ком это стихотворение? Правильно о снеговике. Сегодня мы с вами будем выполнять аппликацию. Дедушка Мороз попросил смастерить для него помощников - снеговиков, для того чтобы они помогали ему.
- Давайте сделаем весёлых снеговиков и нарядим их в красивые шапочки и шарфики.
2.Основная часть. У меня на доске есть геометрические фигуры разного размера, выберите, пожалуйста те, которые подойдут для изготовления снеговика.
- Посмотрите на моего снеговика, из каких геометрических фигур он выполнен? (снеговик состоит из трёх кругов, поставленных друг на друга; внизу находится самый большой, посередине – средний по величине, сверху – самый маленький – это голова; руки можно сделать из овалов и веточек).
- Скажите, как можно вырезать круг (овал)? (ответы детей). Воспитатель уточняет последовательность: складываем бумажный квадрат (прямоугольник) пополам и, держа за сгиб, закругляем уголки – сначала один, потом другой, чтобы получился полукруг (полуовал); разворачиваем и видим круг (овал). Наши снеговики будут красивыми, если круги (овалы) будут разного размера. Яркие шапочки и шарфики можно вырезать из цветной бумаги. Ваши снеговики пойдут к Деду Морозу, и они должны улыбаться.
Самостоятельная деятельность детей.
Дети самостоятельно выбирают материал для работы и начинают выполнять аппликации. По ходу работы воспитатель подсказывает детям, что нужно планировать свою работу и не торопиться наклеивать вырезанные формы: сначала нужно положить фоновый лист вертикально, чтобы снеговик поместился, затем необходимо выложить все круги в нужном порядке, и только тогда приклеивать, начиная с самого нижнего круга. Слегка накладывая друг на друга.
Шапочки и шарфики можно нарисовать цветными карандашами или вырезать из цветной бумаги.
3.Заключительная часть.
Чем мы сегодня занимались на занятии? (ответы детей)
Для кого мы выполняли снеговиков – помощников? (Для Деда Мороза).
Давайте сделаем выставку снеговиков и посмотрим, какие они все красивые и нарядные.
Подвижные игры
1. «Два Мороза»
Цель: развивать ловкость, быстроту движений.
Ход игры.
На противоположных сторонах площадки отмечаются два «дома». Играющие располагаются на одной стороне площадки. Выбираются Мороз Красный нос и Мороз Синий нос, которые стоят в середине площадки. По сигналу: «Начинайте!» - оба Мороза говорят:
Мы два брата молодые, два мороза удалые:
Я – Мороз Красный нос, я – Мороз Синий нос.
Ну-ка, кто из вас решится в путь – дороженьку пуститься?
Играющие хором отвечают: «Не боимся мы угроз, и не страшен нам мороз!»
После слова «мороз» все играющие перебегают на другую сторону площадки, а Морозы стараются их заморозить, то есть коснуться рукой. Замороженные дети останавливаются, не двигаются и так стоят, пока все ребята не перебегут. В конце выигрывает та пара Морозов, которая заморозила большее число играющих.
2. «Охотник и зайцы»
Цель: формировать умение
Ход игры: ведущий объясняет детям правила игры, согласно которым все должны передвигаться по площадке прыжками на двух ногах «зайцы», а по команде ведущего «Охотник идёт!» все должны убегать за линию.
3. «Стайка»
Цель: развивать ритмическую и выразительную речь, активизировать словарь по теме «Птицы»; воспитывать ловкость и сноровку.
Ход игры.
Дети выбирают водящего. Педагог вместе с детьми произносить считалочку:
Пой – ка, подпевай – ка, Эта птичка – скворушка,
Десять птичек – стайка: Серенькое пёрышко,
Эта птичка – воробей, Это – зяблик,
Эта птичка – совушка, Это – стриж,
Сонная головушка, Это развесёлый чиж,
Эта птичка – свиристель, Ну, а это – злой орлан.
Эта птичка – коростель, Птички, птички по домам!
После этих слов дети разбегаются, а водящий старается кого- нибудь поймать
1. «Зима» двигательная гимнастика
Вот цветы на тонких ножках - Ходьба на носках, руки на поясе.
На заснеженных окошках,
Перепутав зиму с летом, - низко приседают, потом медленно
Расцветают белым цветом. поднимаются.
Мёрзнет нос, а толку мало,
Их зима нарисовала. – Прыжки на месте, потирают руками И зачем их рисовать? плечи.
Ни понюхать, ни сорвать. (повторить 3-4 раза)
- «Узоры» пальчиковая гимнастика
Все узоры сотканы - указательным пальцем рисуют круги в
В чудный хоровод. воздухе
Кружева за окнами - раскрытые ладони вертикально опускают
Зимушка плетёт. сверху вниз.
То круги, то линии - рисуют в воздухе круги, линии
Дивной красоты, указательным пальцем.
На стёклах бело-синие - сжатые кулаки: то разжимают,
Выросли цветы. то сжимают пальцы. (повторить 3-4 раза)
- «Снежинки» зрительная гимнастика
У сестрёнки. У Маринки, - смотрят на ладонь, широко открыв глаза
На ладони две снежинки. - переводят взор вправо, влево.
Всем хотела показать, - круговое вращение глазами по часовой
Глядь – снежинок не видать. стрелке, затем против часовой стрелке.
Кто же взял снежинки - моргают глазами.
У моей Маринки? - закрывают глаза, отдыхают 10 секунд.
Дидактические игры
- «Когда это бывает?»
Цель: уточнить и углубить знания о временах года.
Ход игры: воспитатель называет времена года и отдаёт фишку ребёнку. Ребёнок называет, что бывает в это время года и передаёт фишку другому игроку. Тот добавляет новое определение и передаёт фишку следующему.
- «Времена года»
Цель: формировать умение воспринимать поэтический текст; воспитывать эстетические эмоции и переживания; закреплять знания о месяцах каждого времени года и основных признаках разных времён года.
Ход игры: Писатели и поэты в стихотворениях воспевают красоту природы в разное время года. Воспитатель читает стихотворение, а дети должны выделить признаки времени года.
- «Что лишнее?»
Цель: закреплять знания признаков разных времён года, умение чётко излагать свои мысли; развивать слуховое восприятие.
Ход игры: Воспитатель называет время года: «Зима». Затем перечисляет признаки разных времён года (птицы улетают на юг, расцвели подснежники; падает пушистый белый снег; идёт уборка урожая; реки и озёра замёрзли).
Дети называют признак и объясняют, почему он лишний.
- «Узнай по описанию»
Цель: формировать умение описывать предмет и узнавать его по описанию.
Ход игры: воспитатель называет предмет и просит детей описать его. Затем воспитатель предлагает узнать предмет по описанию или отгадать о нём загадку. Дети должны отгадать, что это за предмет
- «Что перепутал художник?»
- «Собери картинку» (пазлы)
Цель: актуализировать представления детей о зимних явлениях природы с опорой на рисунки, активизировать и дополнить словарный запас по теме.
- «Зимующие птицы»
Цель: закреплять умение классифицировать и называть зимующих птиц.
Ход игры: дети становятся в круг. Воспитатель бросает мяч ребёнку и называет птицу. Ребёнок должен ответить зимующая она или нет. Тот, кто не сможет ответить выходит из круга.
Сюжетно – ролевые игры
- «Детский сад» сюжет «Собираемся на прогулку»
Цель: формирование умения детей распределять роли с учётом возможностей, интересов и желаний каждого ребёнка. Умения играть роль воспитателя и младшего воспитателя. Способствовать закреплению названий деталей зимней одежды и последовательности её одевания.
- «Магазин» сюжет: «Покупаем зимнюю одежду».
Цель: формировать умение детей договариваться о сюжете игры, распределять роли, согласовывать действия и совместными усилиями достигать результата. Способствовать применению детьми знаний о названии и назначении различных предметов одежды.
Литература:
- Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Старшая группа/автор составитель О.П. Власенко и др. – Волгоград: Учитель, 2011.
- Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практическое пособие/ И.Е. Аверина – 4-е изд. – М.: Айрис – пресс, 2008.
- Развитие речи детей 5-6 лет: программа, метод. рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения / авт. – сост. О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М.: Вентана Граф, 2010. – 272с.
- Организация деятельности детей на прогулке. Старшая группа / авт. – сост. Т.Г. Кобзева, Г.С. Александрова, И.А. Холодова. – Изд.2-е. – Волгоград: Учитель, 2012. – 287с.
От осени до лета. Для воспитателей детских садов и музыкальных руководителей / сост. Л.А. Владимирская. – 2-е изд. – Волгоград: Учитель, 2011. – 159с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Поет зима аукает,мохнатый лес баюкает" ( экскурсия в зимний лес)
Цель: - Познакомить с зимними явлениями в жизни природы;- расширять представление детей о характерных признаках зимы, учить находить эти признаки самостоятельно;- закреплять знания о деревьях. Учить н...
Конспект непосредственно образовательной деятельности "Идет зима аукает" для детей среднего возраста в рамках тематической недели "Проводы зимы"
Цель: Закрепить знания детей о зиме, ее явлениях, изменениях в природе, узнавать эти изменения в природе, узнавать их в музыке, загадках. Определять настроение музыки, характеры передаваемых образов. ...
Интегрированная образовательная деятельность в подготовительной группе в рамках темы недели: «Здравствуй, зимушка-зима». Тема: «Поёт зима – аукает…»
Занятие по ознакомлению с окружающим миром...
Конкурс юных чтецов "Поёт зима, аукает"
Сценарий игровой программы для детей старшего дошкольного возраста....
тематическая неделя "Идет зима, аукает..."
план на тематическую неделю "Идет зима, аукает...", старшая группа...
Методическая разработка.Сценарий конкурса стихов о зиме "Поёт зима, аукает..."
Методическая разработка.Сценарий конкурса стихов о зиме "Поёт зима, аукает..."...
Оформление группы к зиме по стихотворениям Есенина "Поет зима - аукает..."
Оформление группы к зиме по стихотворениям Есенина "Поет зима - аукает..."...