«Путешествие в зимний лес». Обобщающая НОД к проекту «Жизнь диких животных зимой»
план-конспект занятия по окружающему миру
Цель: познакомить детей с изменениями, которые произошли в жизни лесных зверей с приходом зимы; с красной книгой, её предназначением.
Задачи:
уточнить знания детей о зимних месяцах, о том, где зимуют животные, чем питаются;
учить распознавать следы зверей и птиц;
развивать мышление, речь; умение делать краткие сообщения о животных, о содержании книги;
упражнять детей в образовании притяжательных прилагательных, употреблении дательного падежа существительных;
воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, сопричастности ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 19.3 КБ |
Предварительный просмотр:
«Путешествие в зимний лес». Обобщающая НОД к проекту «Жизнь диких животных зимой»
Цель: познакомить детей с изменениями, которые произошли в жизни лесных зверей с приходом зимы; с красной книгой, её предназначением.
Задачи:
уточнить знания детей о зимних месяцах, о том, где зимуют животные, чем питаются;
учить распознавать следы зверей и птиц;
развивать мышление, речь; умение делать краткие сообщения о животных, о содержании книги;
упражнять детей в образовании притяжательных прилагательных, употреблении дательного падежа существительных;
воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, сопричастности ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, картинки животных, книги детей, сделанные своими руками, шишки, снежинки, детские рисунки, бумага, бумажные салфетки.
ХОД
Актуализация знаний по теме.
Разгадывание загадки.
Слайд №1
Назовите-ка, ребятки
Кто хозяюшка загадки?
Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Снег мешками валит с неба
И вокруг сугробы снега
Снегопады и метели
На Тарко-Сале наш налетели.
Двор в снегу. Белы дома.
Это … Зимушка-Зима
Слайд №2
Беседа «Месяцы зимы»
- Давайте вспомним, как называются зимние месяцы (слайды№3,№4,№5,№6,№7,№8). Почему вы решили, что эти месяцы зимние? Как погода?
Сюрпризный момент.
- Мы сегодня не зря вспомнили о зиме. К нам пришло письмо от Снегурочки.
Она пишет, что Дедушка Мороз дал ей задание узнать о том, как живут лесные животные зимой. А она в декабре готовилась к новому году, шила себе наряд, разучивала стихи, песни. Потом отмечала Новый год с детьми в детских садах, школах. А ещё она, как все дети, каталась на лыжах, на коньках, на санках. А когда вспомнила про задание Деда Мороза, то пошла в лес и почти никого из зверей не нашла, только увидела много следов, а чьи они она не знает. Она просит вас помочь ей.
Беседа «Поведение животных зимой»
А вы знаете, как зимуют животные в лесу?
А откуда вы об этом узнали?
Правильно, из книг, журналов, телепередач. Мы с вами недавно ходили в библиотеку, там вас познакомили с писателями, которые пишут о природе, о животных. Назовите их. (слайд№9)
Каких животных зимой можно встретить в лесу?
Я предлагаю вам сходить в зимний лес и постараться разгадать, чьи следы там увидела Снегурочка.
Экологическая беседа «Правила поведения в лесу».
Давайте вспомним правила поведения в лесу. Что можно делать в лесу? Что нельзя делать в лесу? Почему нельзя в лесу шуметь?
В лесу нужно не ломать веток, не мусорить, не разводить костры, не пугать животных.
А очутиться в зимнем лесу нам помогут волшебные снежинки, какой же зимний лес без снега, вьюги.
Дети дуют на снежинки и под песню «Сказки зимнего леса (видеоклип) идут в лес.
Рассматривание иллюстраций.
- Вот мы и пришли (слайд№10). Дети, посмотрите, как красиво в зимнем лесу. Лес как будь-то, спит под снежным одеялом. Может быть, в лесу никого нет. Поля и лесные поляны теперь, как чистые страницы, какой-то большой книги. Кто пройдёт по ним, всяк распишется.
Кто был? Что делал? Давайте посмотрим (слайд№11).
Снег укрыл следы и грядки, на снегу следы загадки.
Эта снежная страница, а прошла по ней лисица (слайд№12)
Презентация книжки.
- Давайте послушаем Лику Л. Что же интересного она узнала о лисе, когда с мамой составляла книжку-малышку. Лика рассказывает о том, почему лису зовут Патрикеевна (слайд№13).
Пальчиковая гимнастика «Есть у каждого свой дом».
- Давайте расскажем, где зимуют животные.
«У лисы в лесу глухом есть нора — надёжный дом.
Не страшны зимой метели белочки в дупле на ели.
Под кустами ёж колючий нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, коры хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый, до весны сосёт он лапу.
(дети загибают пальцы на обеих руках: по одному пальцу на каждую строчку)
Есть у каждого свой дом, всем тепло, уютно в нём.
(удары ладонями и кулачками)
Разгадывание загадки.
- Послушайте загадку Антона С.
«Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки.
Мчится, что есть духа. Хвост короче уха.
Всех зверёк пугается, под кустом спасается.
Часто волку серому в зубы попадается».
Ох, как заяц напетлял, от лисы он убегал.
Волку недостался, и живым остался ( Слайд№14.)
Презентация книжки.
- Лиза Бронникова с мамой составляла книжку-малышку про зайчика.
А где же у зайки домик? ( слайд№15)
Чем он питается зимой?
Почему он ходит в белой шубке?
Лиза смастерила вот такого зайчонка. Расскажи, как ты это делала и из чего.
Описание этапов выполнения поделки.
Лиза: «Ватные диски я в руки взяла, и фантазировать начала. Круглые, белые, словно снежок. Кто из них получиться бы мог? Может котёнок, что белый, как снег. Иль снеговик, что приснился во сне. Нет, это зайка белой зимой. Наклею кружочки, и он будет мой.»
Если вы захотите, Лиза вас научит делать таких зайчат.
Практическая работа «Украсим елочку».
- А нам с вами нужно тоже потрудиться. Когда мы с вами шли в лес, я видела. Что маленькая ёлочка стоит без снега. Давайте укроем её снежными комочками.
Дети сминают лист бумаги и салфетку.
- Что легче сминать?
Куда положим комочки из салфеток?
А почему комочки из бумаги кладём под ёлочку, а не на ветки?
Разгадывание загадки.
- А кто ещё свои следы оставил вы узнаете, если загадку отгадаете.
Алина Х: « Кто по ёлкам ловко скачет и взлетает на дубы.
Кто в дупле орешки прячет, сушит на зиму грибы»
Вот следы пушистой белки, весело играть в горелки
Могут целый день они, эти шустрые зверьки (слайд № 16 ).
Ознакомление детей особенностями зимовки белочки.
Лиза Касаткина вместе с белочкой расскажут нам, как белки зимуют (слайд№17)
А ещё Лиза сочинила сказки о белочке и её друзьях, а мама записала их в книжку-малышку.
Белка оставила шишки, давайте поиграем с ними.
Пальчиковая гимнастика.
«Белка шишки подарила и в корзинку положила (зажимаем шишку в кулачке).
С шишкой ловко поиграем, по ладошке покатаем.
Вверх-вниз, вверх-вниз, влево- вправо, влево- вправо прокатись.
А теперь катись по кругу, раз, два, раз, два, очень нравится игра.
Пальцами возьмись за шишку, покажи её детишкам.
Взгляд за шишкой проведи и на шишку погляди (поворачивают руку влево и вправо)».
А сейчас шишки уберём в корзинку и оставим их белке.
Разгадывание загадки.
- Загадка Владика поможет узнать, кто ещё оставил в лесу свои следы.
Владик: «Что за зверь зимой холодной ходит по лесу голодный?
На собаку он похож, что не зуб- то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть, на овцу готов напасть».
А возле этой ёлки бродили злые волки (слайд № 18)
Презентация книжки о волке.
- Егор вместе с родителями нашли много интересного для книжки о волке. Егор рассказывает о книге, о волках (слайд 19)
Беседа «Рысь».
- А сейчас послушайте загадку Максима (слайды №20, №21)
Правильно, это рысь оставила здесь следы.
Чем питается рысь?
Что она умеет делать?
Я знаю, что звери, как и вы любят делать зарядку.
Динамическая пауза
«Звериная зарядка».
Раз- присядка, два — прыжок. Это заячья зарядка.
А лисята как проснутся, любят долго потянуться.
Обязательно зевнуть, ну и хвостиком вильнуть.
А волчата спинку выгнуть, и легонечко подпрыгнуть.
Ну а мишка косолапый, широко расставив лапы:
То одну, то обе вместе, долго топчется на месте.
Игра «Угадай, чьи следа».
- Давайте поиграем и узнаем, сможете ли вы угадать, чьи это следы (слайды № 22- №27).
А чьих следов мы не увидим зимой? (слайд № 28)
Презентация книги о ежике.
- Почему ёж спит зимой? Расскажи нам Ксюша. В книге Ксюши есть интересная игра «Что ёж сможет унести на своих иголках?»
Дидактическая игра «Кому этот подарок и для чего?».
- Я предлагаю вам тоже поиграть в игру « Кому этот подарок и для чего?»
Беседа и презентация книги о медведе.
- Отгадав Каринину загадку, вы узнаете, кто ещё спит зимой.
«Кто в лесу глухом живёт, неуклюжий, косолапый?
Летом ест малину, мёд, а зимой сосёт он лапу» (слайд №29)
Чем питается зимой медведь?
Почему медведь лапу сосёт?
Поля расскажи о своей книжке.
Прослушивание песни.
- Я предлагаю вам послушать шуточную песенку, про то почему медведь спит зимой (слайды №30- №36)
Заключительная часть.
- Вот сколько интересного мы узнали о жизни животных зимой, путешествуя по лесу, знакомясь с книгами детей. Об этом мы напишем в письме для Снегурочки. А нам пора возвращаться из зимнего леса, подуйте на свои волшебные снежинки и в путь.
Звучит песня «Сказки зимнего леса».
- Из книг мы можем узнать много интересного. Писатели пишут умные, добрые книги.
Знакомство с Красной книгой.
- А я хочу познакомить вас с тревожной книгой. Она называется красной книгой (слайд № 37). Красный цвет предупреждает об опасности, как красный свет светофора. В эту книгу поместили животных, птиц, растения, которые исчезают с нашей планеты Земля, или их осталось мало. Страницы в книге разного цвета (слайды № 38-№ 42)
А от чего погибают животные? (слайд №43)
И хотя вы ещё дети, вы тоже можете охранять лес и его обитателей. Для этого нужно выполнять такие правила (слайд № 44)
Вот сколько интересного мы узнали о жизни животных зимой, гуляя по лесу, слушая рассказы детей. Вы познакомились с красной книгой. Об этом мы напишем в письме для Снегурочки.
Подведение итогов.
- Главное вы никому не причинили вреда. Вы настоящие друзья природы.
Ведь все на свете животные, птицы, рыбы, насекомые нужны. Я надеюсь, что вы никогда не будете их обижать.
Я хочу вам вручить эмблемы друзей природы.
Звучит видеоклип « Все на свете нужны».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕМА: «ЖИЗНЬ ДИКИХ ЖИВОТНЫХ ЗИМОЙ» (проект одного дня)
Продолжать воспитывать у детей любовь к природе, стремление заботиться о растениях и животных.Обогащать знания детей о животных, их повадках, поведении....
Игровая обучающая ситуация игра – путешествие «Особенности жизни диких животных зимой» в средней группе
Сценарий игровой обучающей ситуации «Особенности жизни диких животных зимой» в средней группе поможет вовоспитателям найти материал о животных Сибири. Используется презентация с фонотекой...
Проект "Жизнь диких животных зимой" в рамках инновационной деятельности по развитию творческой активности дошкольников
Краткосрочный проект "Жизнь диких животных зимой" может быть реализован в подготовительной группе для детей С ОВЗ....
познавательно - творческий проект "Жизнь диких животных зимой в лесу"
Реализуя проект, хотелось сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Результатом работы ста...
Проект "Жизнь диких животных зимой"
Цели:1.Создание условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе проекта «Жизнь диких животных зимой».2.Продолжать знакомить и обогащать представление детей о...
Паспорт проекта «Жизнь диких животных зимой в лесу»
Дети в недостаточной степени имеют представление об образе жизни, повадках, питании и жилищах диких животных, не достаточно владеют обобщающими понятиями.Было решено реализовать проект, в рамках котор...
Тема недели: «Как звери и птицы готовятся к зиме?» Цель: создать условия для расширения представлений о жизни диких животных зимой; формирования интереса к окружающей природе. Задачи: развивать знания о том, как дикие животные готовятся к зиме; помочь дет
Тема недели: «Как звери и птицы готовятся к зиме?» (старшая группа)Цель: создать условия для расширения представлений о жизни диких животных зимой; формирования интереса к окружающей ...