"Путешествие в прошлое игрушки"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Шипулина Наталья Валерьевна

Приобщение воспитанников к истокам духовной культуры русского народа: формировать представления о народной игрушке, традициях и обычаях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_proshloe_igrushki.docx20.93 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект «Путешествие в прошлое игрушки»

Цель – Расширение кругозора детей о мире окружающих предметов, побуждение их к совместной творческой деятельности на основе использования информации, полученной на занятии.

Задачи: 

- закреплять умения применять познавательные действия: анализ, сравнения, обобщение

  - активизировать и расширять словарный запас детей.

- развивать познавательный интерес

- воспитывать любознательность, взаимопомощь, желание к совместной деятельности со сверстниками, способствовать созданию благоприятного психологического климата в группе детей; помочь формированию групповой сплоченности.

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная.

Материалы: ИКТ, ноутбук, различные игрушки разных годов.

Ход занятия.

Ребята, у каждого из вас есть игрушки, с которыми вы любите играть.

- Как вы думаете, а у детей в старину были игрушки? (Ответы детей)

- Из чего в прошлом изготавливали игрушки для детей? (дерева, камня, соломы)

 Предлагаю Вам отобрать материалы, из которых делали игрушки …

- Откуда мы можем узнать, чем играли дети в старину? (из книг, кино, энциклопедий, посещения музеев)

Хотите, вас тоже познакомлю с этой информацией про игрушки ?

Демонстрация слайдов и рассказ воспитателя.

История появления игрушек уходит в далекое прошлое. Возможно, они появились уже в каменном веке. В Древней России любимой считалась кукла-игрушка, которую изготовляли из тряпок, дерева, глины, соломы, лыка, теста, золы. Игрушки делали либо родители, либо сами дети.

Тряпичные куклы для самых маленьких назывались - куватки. Разноцветные куклы - куватки развешивались над детской колыбелькой. Одной из любимых игрушек была и остаётся матрёшка, известная в России с давних времён.

Исследование игрушек прошлого и настоящего.

Посмотрите на старинные игрушки и современные. (показ игрушек из берёсты, дерева, ткани)

- Чем же отличаются игрушки прошлого от современных? Ответы детей.

Воспитатель обобщает высказывания детей: Современные игрушки более яркие, сделаны из пластмассы, резины, железа. Старинные игрушки делали из природного материала, из ткани, из соломы, из глины, из берёсты.

- Ребята, как вы думаете? Где могут храниться старинные игрушки? (в музее)

Вот куклы в которые вы играете каждый день, и дома, и в детском саду. Эти куклы красивые. Они вам нравятся. Куклы бывают разные и во все эти куклы играют. Дети сами говорят из каких материалов сделаны куклы. (пластиковые, фарфоровые, резиновые, текстильные)

В куклы играли все поколения детей. Ваши прабабушки тоже любили играть куклами. Только куклы наших прабабушек были совсем другими. Хотите , я вам расскажу о них? Рассказ воспитателя с показом презентации «Игрушки наших прабабушек».

(Воспитатель подводит детей к сундучку)

– А сундучок то какой волшебный. Что бы его открыть нужно сказать волшебные слова. Послушаете какие – «Фу-ты, ну-ты, лапти гнуты, сундучок-сундучок открывай свой бочёк.» Давайте вместе скажем эти слова, только ласково. В старину люди ласково разговаривали с вещами. Хорошо?

(Воспитатель открывает сундучок и достаёт тряпичные куклы)

В старину играли тряпичными куклами, которые делали своими руками. Посмотрите из чего они сделаны? (Дать детям потрогать и хорошо рассмотреть кукол). Эти куклы сделаны из простых лоскутков ткани и ниток. Сейчас я вам расскажу об этих куклах. Это куклы обрядовые, куклы обереги.

Оберег – от слова «оберегать». Вот одна из таких кукол – Куватка. Её делали накануне рождения ребёнка и вывешивали над колыбелькой или укладывали в колыбельку. Куватки и защищали новорожденных и служили их первыми игрушками. А вот куклы Неразлучники, у них как у Куватки тоже прямые ручки. Интересна история этой куклы. На первый взгляд это мужская и женская куклы, которые кажутся просто парочкой, взявшейся за руки. Но, если приглядеться, то видно, что рука у них одна и сделана из цельной тряпочки или палочки, а, следовательно, их нельзя разъединить. Такая рука считалась символом единения и того, что отныне по жизни идти они будут буквально рука об руку, все дела и беды деля пополам. Сама же куколка была символом крепкого семейного союза. Удивительна эта кукла еще и тем, что делается она без использования иголки.

(Воспитатель достаёт другую куклу Утешницу)

А это Утешница. Она была самым сильным и верным средством от детских слёз. Когда ребёнок начинал плакать так, что его трудно было успокоить, доставали куклу Утешницу. Ребёнок забывал про слёзы и капризы. Кукла была хороша: наряжена, с серёжками и украшениями из конфет. Родители угощали ребёнка конфетками. Незаметно Утешницу прятали на прежнее место и опять украшали конфетками до следующего раза.

А вот ещё одна куколка Крупеничка или как ещё её называли Зерновушка. Раньше в деревнях в конце лета, когда на полях собирали урожай, лучшую, отборную часть зерна прятали в специальный мешочек, наряжали его куколкой и бережно хранили до посева следующего года. Особенно ценной была капризная гречиха, поэтому кукла была оберегом, залогом будущего плодородия и ставилась в Красном углу избы. А весной торжественно изымали зерна из мешочка и сеяли в поле с пожеланиями богатого урожая.

Можно также наполнять Крупеничку пшеницей, горохом, пшеном – на ваше усмотрение. Сейчас куклу Крупеничку дарят с пожеланиями добра, богатства, достатка в доме, и вряд ли зерна из нее пригодятся для посева или приготовления пищи ,поэтому для подарка можно наполнить мешочек разными крупами, будет своего рода символ изобилия.

А вот самая простая обрядовая кукла, такими игрались дети раньше.

Практический этап

Посмотрите, какая интересная куколка свёрнутая в маленький кулёчек. Раньше новорожденных детей плотно-плотно пеленали в пелёнку. Считалось, что спелёнатый ребёночек оберегался в ней. А чего боялись люди? Они боялись злых духов, которые могли обидеть ребёнка. Поэтому первая кукла ребёнка была, его образ, кукла Пеленашка. Её клали в люльку к ребёнку.

Воспитатель: Ребята интересные это куклы? А хотели бы сами сделать таких? Сегодня я научу вас делать куклу Пеленашку. Нужно размять пальчики перед нашей работой.

Пальчиковая гимнастика «Куклы»

На большом диване в ряд

Куклы разные сидят.

(Хлопки в ладоши)

Два медведя, Буратино

И веселый Чипполино.

И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять –

Помогаем мы сегодня

Все игрушки сосчитать.

(Поочередное загибание пальчиков)

(Педагог подробно показывает и рассказывает как надо делать такую куклу. Дети повторяют этапы изготовления куклы с опорой на схему. Мастерят вместе с воспитателем куклу.)

Покажите друг другу, какие у вас получились красивые куколки.

Кому бы вы хотели подарить такую куколку?

Рефлексивно-оценочный этап

– О каких куклах вы сегодня узнали?

– В какую игру вы сегодня играли?

– Какую куклу мастерили сами?

Куклы выставляются для показа на выставку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие в прошлое. История новогодней игрушки,

Конспект организованной образовательной деятельности для старшего дошкольного возраста «Путешествие в прошлое: история новогодней игрушки»Тема: «Путешествие в прошлое: история новогодней игрушки»...

НОД с детьми подготовительной группы «Путешествие в прошлое игрушки»

Интегрированное занятие по конструированию и познанию "Путешествие в прошлое игрушки" было проведено с детьми подготовительной группы в рамках проекта "Мой любимый детский сад"...

Конспект занятия по познавательному развитию "Путешествие в прошлое игрушки"

Данный материал предназначен для детей подготовительной группы,включает в себя презентацию и конспект. ...

Календарно - тематическое планирование на тему "Путешествие в прошлое игрушки"

laquo;Путешествие в прошлое игрушки. Народная игрушка»  Цель: Формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры детей посредством ознакомления с народными промыслами – дымк...