НОД с детьми подготовительной группы «Путешествие в прошлое игрушки»
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) на тему

Терентьева Ирина Борисовна

Интегрированное занятие по конструированию и познанию "Путешествие в прошлое игрушки" было проведено с детьми подготовительной группы в рамках проекта "Мой любимый детский сад"

Скачать:


Предварительный просмотр:

НОД с детьми подготовительной группы

«Путешествие в прошлое игрушки»

Познание и конструирование.

Цель:

Расширение кругозора детей о мире окружающих предметов, побуждение их к совместной творческой деятельности на основе использования информации, полученной на занятии.

Задачи:

Познакомить с историей и видами народных кукол.

Активизировать словарь: деревянная, соломенная, тряпичная, глиняная, пластмассовая, фарфоровая, нитяная.  

Развивать мелкую моторику рук.

Научить мастерить тряпичную куклу  бесшовным способом.

Познакомить с новыми способами работы с тканью: складывание, сворачивание,  скручивание, обматывание, завязывание.

Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Развивать чувство взаимовыручки и взаимопомощи.

Оборудование:

Квадратные лоскуты, нитки на каждого ребенка.

Игрушки из разных материалов.

Сундук.

Аудиозаписи.

Видеопроектор.

Интеграция: познание, конструирование

Прогнозируемый результат:

У детей формируется интерес к возникновению игрушек, бережное отношение к предметам игры; желание и умение мастерить игрушки своими руками; развивается познавательный интерес; развивается кругозор; развивается способность к сотрудничеству и совместной работе; формируются личностные качества: самостоятельность, самоутверждение.


Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Воспитатель (обращается к детям)

Здравствуйте девчонки – веселушки,

Озорные хохотушки.

Здравствуйте ребята- молодцы.

Озорные удальцы!

Улыбнитесь всем вокруг

Руку дайте другу слева,

И скорей вставайте в круг.

- А занятие у нас сегодня необычное, ребята. К нам пришли гости, на вас посмотреть, да вместе с вами послушать, о чем же я вам сегодня расскажу. Поздоровайтесь с ними и скорее послушайте меня. Хотите узнать, о чем я вам сегодня буду рассказывать? А вот это вы сейчас сами угадаете… отгадка лежит вот в этом волшебном сундучке, который у меня есть. Посмотрим что там?

(Звучит магнитофонная запись).

У бабушки Насти

Волшебный ларец… (обращаюсь к сундуку)

Там заперт на ключ…(показываю ключ)

Волшебный дворец…

Позвонили в бубенец…(звук колокольчика)

И попали во дворец…

Открывается палата (поднимаю крышку)

Смотрим, чем она богата?

Нет ли там чудовища? (Нет)

Есть ли там сокровища? (Да)

- Что же лежит в моем сундучке? (Игрушки)

- Значит о чем мы сегодня с вами будем говорить? (Об игрушках)

- А у вас дома есть любимые игрушки? А как вы с ними играете? Вы бережете их?

- Недавно у нас проходила выставка игрушек, в которые играли ваши папы и мамы. Они вам рассказывали о своих любимых игрушках? (ответы детей)

- Во все времена и все дети любили играть. А вот игрушки не всегда были такими. Как вы думаете, из чего раньше изготавливали игрушки?

-  Откуда мы можем узнать, чем играли дети раньше, давным-давно, в старину? (из книг, кино, энциклопедий)

- А еще мы можем сходить в музей и посмотреть там на старинные игрушки. Мы сегодня с вами тоже отправимся в музей, но не простой, а виртуальный. Что это значит, как вы думаете?

- Кто-нибудь из вас был в музее? Как нужно вести себя в музее? А я буду у вас экскурсоводом. Так называется человек, который работает в музее и рассказывает о выставленных там работах.

ПОКАЗ ПРЕЗЕНТАЦИИ.

(во время показа слайдов и рассказа параллельно показывать куклы)

1 слайд. Итак, мы отправляемся в музей узнать об истории игрушек. История появления игрушек уходит в далекое прошлое.

2 слайд. Самая древняя из игрушек – кукла. Во все времена дети любили играть в куклы. Игрушки делали либо родители, либо сами дети. 

3слайд. Давным-давно, когда ещё не было ни пластмассы, ни стекла, ни красок, ни искусственных волос, ни ткани дети играли вот такой (показываю) куклой.

- Как вы думаете, из чего она сделана?

-  Интересно с ней играть? Почему?

- Да, деревянная кукла совсем не похожа на современную куклу. У неё нет ни рук, ни ног, она некрасочная, нет выражения лица. Но ребята, раньше не было других кукол  и наши прапрабабушки играли такими куклами. Они их любили, так же как и вы любите свои игрушки.

4 слайд. Ребята, а какие вы знаете современные куклы, сделанные из дерева? (Матрёшка,  Богородская игрушка).

- Чем интересны эти куклы? Одной из любимых игрушек была и остаётся матрёшка, известная в России с давних времён. Слова матрешка произошло от древнего имени Матрена, что в переводе обозначает мать.

- Какую же игрушку придумали потом?

5 слайд. Вот такую. (Показываю соломенную куклу). Сначала собирали солому. Варили её, чтобы она стала мягкой и эластичной, блестящей, а уж потом украшали. Вот такая она получалась. (Даю детям для обследования).

- А с соломенной куклой интересно играть? Почему?

- Действительно, её неудобно держать в руках, её нельзя одеть и раздеть.

 6 слайд. Вот человек и придумал другую  куклу (показываю тряпичную куклу).

- Из чего сделана эта кукла? (Из материи).

- Ребята, это тряпичная кукла.

- Как вы думаете, почему она так называется? (Её делали из тряпочек).

- Из ткани люди шили себе одежду, а для детей кукол. Вот таких. (Даю детям для обследования).

- Нравится вам такая кукла? Какая она на ощупь?

- Посмотрите и скажите, чем она вам нравится?

- Чем она отличается от предыдущих кукол?

- Удобна такая кукла? Можно было её одеть, раздеть, поменять одежду?

- Такие куклы назывались скрутки, самокрутки, закрутки. Тряпичные куклы для самых маленьких назывались - куватки. Разноцветные куклы - куватки развешивались над детской колыбелькой.

7слайд. Куклы делали и из ниток. Например – мартинички. Их делали из шерстяных ниток белого и красного цветов, вязали парами. Белый цвет символизировали уходящую зиму, красный – весну и яркое солнце. Куколок развешивали на ветвях деревьев.

8 слайд. Делали вот такие куклы-десятиручки. Их дарили девушкам на свадьбу, чтобы они все успевали. А такие куклы набивали зерном и вешали в доме, чтобы в нем всегда был достаток.

9 слайд. Одежду для своих кукол девочки раньше шили сами.

10 слайд. Спустя много лет человек догадался, что можно добывать глину, и, помесив её в воде, можно что-то вылепить. Например, куклу. Любимым детям лепили такую куклу, а потом раскрашивали её угольками.

- Чем отличается глиняная кукла от деревянной?

- Интересно играть с такой куклой? (Даю детям для обследования).

- Верно, ребята, она тяжёлая, не гнётся. Если упадёт, то может разбиться, одежду на неё не наденешь.

- Ребята, а что у неё появилось? (Руки и выражение лица).

- Вскоре люди придумали искусственные краски и стали раскрашивать глиняных кукол. 11 слайд. Эти куклы сохранились до наших дней.

- Что это за куклы? (Дымковская, Филимоновская, Каргопольская).

- В наше время мы играем такими игрушками?

12 слайд. В прошлом веке кукол стали делать из фарфора. Это такое тонкое специальное стекло. Посмотрите на фарфоровую куклу. Она очень хрупкая. Играть ей нужно очень аккуратно.

13 слайд. Прошло много лет. Человек изобрёл пластмассу и научился делать из неё различные предметы, а для детей игрушки.

- И так  появились  вот такие куклы? (Даю пластмассовую куклу для обследования).

- Из какого материала сделана эта кукла? (Из пластмассы).

- Из пластмассы можно сделать и куклу – пупсика, и большую куклу с искусственными волосами.

14 слайд. Позже начали делать куклы и из резины.

- Чем удобны такие куклы, как вы считаете?

- А как можно играть с современными куклами?

- У кого из вас есть такие куклы?

15 слайд. Человек придумал таких кукол, которые ходят, танцуют, говорят, поют. У них сгибаются руки, ноги, поворачивается голова.

- Ребята, а это что за кукла?

- Как с ней можно играть?

- У современных кукол даже есть дома, мебель посуда.

- Вот мы и познакомились с разными куклами, сами того не замечая. Где мы с вами побывали? (в музее)

- Недавно мы с вами ходили на выставку игрушек, которую делали в нашем детском саду. Сегодня мы побывали в виртуальном музее. А есть и настоящие музеи игрушек, например, в Москве. А у нас в Ярославле есть музей игрушечного Мишки. Я думаю, вы можете туда сходить со своими родителями, а потом расскажете, что там увидели.

 Сейчас ответьте мне, отличаются ли игрушки прошлого от современных? Чем?

Ответы детей.

Воспитатель обобщает высказывания детей:

- Современные игрушки более яркие, сделаны из пластмассы, резины, железа. Старинные игрушки делали из природного материала, из ткани, из соломы, из глины, из берёсты.

- Давайте теперь немного отдохнем и поиграем с воображаемыми игрушками.

Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем мы играть (дети шагают на месте).

Кукла-куколка, бай-бай,

Поскорее засыпай (укачивают воображаемую куклу).

Флажок за палочку возьму,

Подниму и помашу (машут перед грудью воображаемым флажком, затем поднимают его вверх).

Скачет мячик как живой,

Красный, синий, голубой (имитируют движение рукой при отбивании мяча об пол).

Кубик к кубику кладем,

Строим, строим новый дом (дети ставят друг на друга кулаки: правый на левый, затем левый на правый, потом снова правый на левый, как будто это кубики).

Сели мы в машины,

Зашуршали шины. Би-би-и! (имитируют движения рук на воображаемом руле).

- Ребята, а вы хотите попробовать сами сделать куклу?

- Тогда я приглашаю вас в свою творческую мастерскую. А чтобы куклы у нас получились, как у старинных мастеров, нужно быть в хорошем настроении и помогать друг другу:

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

И вот только сейчас мы будем творить чудеса, в хорошем добром настроении. (Дети садятся) 

Кукла просто загляденье,

Детям всем на удивленье,

Коль хотите научиться

Эту куклу мастерить

Вам придется не лениться

И старанье приложить!

- Сейчас я покажу вам, как мы будем делать куклу. Главная  особенность  куклы, заключается в том, что сделана она без иголки и безлика.  Для ребенка кукла будет игрушкой-подружкой и оберегом одновременно, поэтому колоть её иглой негоже, а делать лицо по народным поверьям нельзя, так как такая кукла может обрести душу и стать опасной. А «безликая» куколка считается предметом неодушевленным и не может навредить ребенку. Сделанная с любовью своими руками куколка, будет предметом гордости ее мастера.

Только работа эта хитрая, и не у всех в руках спориться, потому-то в народе раньше говорили: «Одной рукой узла не завяжешь», значит, для того чтобы сделать куклу, надо друг другу помогать. Помогайте друг другу завязывать узелки или просите меня.

Кукол мастерить хотите?

Что ж внимательно, смотрите!

Всё, что нужно для дела вам,

всё разложено по столам.

За работу поскорей,

начинайте подружней.

Изготовление куклы.

Последовательность изготовления куклы – закрутки

1. Взять большой лоскуток, закрутить и согнуть его попалам.

2. Перевязать ниточкой место для головы.

3. Взять маленький лоскуток, закрутить его.

4. Маленький рулончик вложить в большой и перевязать ниткой.

5. Украсить куклу платочком и юбочкой.

Изготовление кукол.

- Ну, вот наши куклы готовы. Вы вложили в них часть вашей души,  когда их делали. Кукла, сделанная своими руками всегда будет самой любимой и близкой. Хотите поменяться с соседом? (Нет, она стала своей, родной.) 

- Как можно играть с такой куклой? (ее можно убаюкать, укрыть теплым лоскутком, сделать ей постельку в картонной коробочке, можно взять ее с собой на прогулку или в дорогу, она легко поместится в кармане.)

- Давайте поиграем вместе с ними:

Ручки вверх и ручки вниз,

Подружились – разошлись.

Повернулись вправо, влево.

Все присели, встали смело.

Покрутились как юла –

Ну и дети у меня!

Давайте положим наших кукол рядышком, вот как дружно получилось.

Рефлексия:

-Сегодня вы прекрасно потрудились, замечательно справились с работой.

- Понравилось ли вам делать куклы?

Что нового, интересного вы сегодня узнали про куклы? Вы запомнили, какие были раньше куклы и какие сейчас?

На память о нашей встрече я хочу подарить вам вот эти карточки. С помощью них вы вместе с мамой или бабушкой сможете сделать других кукол. Чтобы у вашей куклы были новые подружки. Спасибо за работу вашу, за старание.

E:\проект по детскому саду\фото\куклы\99469946_0039.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИСТОРИЯ И ГРУШКИ

Слайд 2

Самая древняя из всех игрушек – это кукла. Во все века кукла была самой любимой игрушкой детей

Слайд 3

Сначала игрушки делали из дерева. Куклы – столбушки или поленницы.

Слайд 5

Игрушки из соломы. Назывались такие куклы - стригушки .

Слайд 6

Делали куклы из свернутой ткани и лоскутков. Назывались они «свертки»

Слайд 7

Куклы из ниток.

Слайд 8

Потом стали делать игрушки из глины и раскрашивать их.

Слайд 9

Филимоновские игрушки Каргопольские игрушки Дымковские игрушки

Слайд 10

Фарфоровые куклы.

Слайд 11

В такие куклы играли ваши бабушки.

Слайд 12

В такие - ваши мамы.

Слайд 13

А в такие куклы играете теперь вы.

Слайд 14

В Ярославле есть музей Мишки. С историей развития игрушки можно познакомиться в музее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим с детьми подготовительной группы "Путешествие в прошлое часов" (итоговое)

Детям уже в дошкольном возрасте необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и плани...

конспект проведения совместной деятельности с детьми подготовительной группы "путешествие в Африку"

Совместная деятельность по теме классы животных (рыбы, птицы, насекомые, звери) с детьми подготовительной группы  с использованием мнемотехники, игрового проблемного обучения, моделирования, испо...

Конспект интегрированного занятия с детьми подготовительной группы "Путешествуй с нами".

Задачи: Активизировать и расширить словарный запас по темам «Зима», «Зимние забавы», «Дикие животные», «Явления природы»; формировать умение образовывать сложные существительные из двух основ; ф...

Конспект интегрированного ООД с детьми подготовительной группы «Путешествие в подводное царство»

Конспект интегрированного ООД  с детьми подготовительной группы "Путешествие в подводное царство"...

Конспект НОД с детьми подготовительной группы «Путешествие Капельки»

Конспект НОД с детьми подготовительной группы  «Путешествие Капельки»Программные задачи: Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, показать разнообразие состояний воды в окружающей среде. О...

Конспект непосредственно организованной деятельности с детьми подготовительной группы "Путешествие в музей Петушка"

Пояснительная записка. В своей работе использую проектный метод деятельности. Он позволяет сформировать у детей предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с осн...