Проект по экспериментированию "Маленькие исследователи"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Краткосрочный проект по экспериментированию "Маленькие исследователи" предназначен для детей старшего дошкольного возраста, продолжительность 1-2 недели.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_malenkie_issledovateli_01.02.2024.docx | 29.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 10 г. Челябинска»
Адрес: 454110, г. Челябинск, ул. Челябинского рабочего, 1а
Тел: 259-35-60, 259-73-90; e-mail: ya.mdou10@yandex.ru
_______________________________________________________________
Проект «Маленькие исследователи»
для детей старшей группы
Выполнил: Попова Е.П.
2024
Актуальность
Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира.
Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
Эксперимент обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач, т.е. экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.
В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получения новых знаний и сведений.
Для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.
Экспериментирование тесно связано со всеми видами деятельности, и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов.
Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента — при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном.
Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента.
Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.
Тип проекта: исследовательский, познавательный, творческий.
Срок реализации: краткосрочный – 2 недели
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста группы «Медвежата», родители воспитанников, педагоги.
Цель проекта: развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование.
Задачи проекта:
- Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями;
- Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством;
- Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно - символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);
- Развивать наблюдательность;
- Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности.
- Воспитывать такие качества как желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.
Методы и технологии реализации проекта: метод проекта; личностно-ориентированные технологии; познавательные занятия и игры - экспериментирование, беседы с детьми, продуктивные виды деятельности.
Этапы проведения проекта:
I. Подготовительный (мотивационный, информационно-накопительный).
- Анализ методической литературы;
- Подборка иллюстраций по теме «Опыты, экспериментирование для дошкольников»;
- Составление картотеки «Опыты с детьми дошкольного возраста»;
- Разработка перспективного тематического плана работы с детьм;.
- Подготовка дидактического и практического материала для проведения опытов;
- Оформление информационно-просветительского материала для родителей в виде рекомендаций в блоге группы «Медвежата» на сайте детского сада по теме «Детское экспериментирование»;
- Разработка рекомендаций для родителей по проведению опытов с детьми в домашних условиях;
- Привлечение родителей к участию в мероприятиях в рамках проекта;
- Беседы с детьми, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы (кто такие ученые; что такое лаборатория, ее назначение).
II. Практический.
Дата | Формы работы |
29.01.2024 | Беседа с детьми «Кто такие ученые» Цель: уточнить представление об учёных и их деятельности. Оформление уголка по экспериментированию. Беседа «Что такое опыты и для чего они нужны» Цель: уточнить представление детей о назначении лаборатории и культуре поведения в ней. Эксперимент «Двигающаяся вода» Цель: показать детям, что вода с помощью салфетки может перетекать из одного стакана в другой, а также наглядно объяснит принцип смешивания цветов. Эксперимент «Распускающиеся лилии на воде» Цель: познакомить детей со свойствами бумаги, опущенной в воду (вода проникает в самые маленькие пустые пространства между волокнами бумаги и заполняет их. Бумага набухает, сгибы на ней распрямляются, и цветок распускается) |
30.01.2024 | Эксперимент «Научи яйцо плавать» Цель: познакомить детей с отличительными свойствами солёной и пресной воды (вкус и плотность). Эксперимент «Разбегающиеся зубочистки» Цель: показать, что сахар всасывает воду, создавая её движение, перемещающее зубочистки к центру. Мыло, растекаясь по воде, увлекает за собой частички воды, и они заставляют зубочистки разбегаться. |
31.01.2024 | Эксперимент «Испытание магнита» Цель: познакомить детей с физическим явлением – магнетизмом, магнитом и его особенностями; выявить особенность взаимодействия двух магнитов: притяжение и отталкивание. Эксперимент «Как действуют магниты на предметы» Цель: расширить логический и естественнонаучный опыт детей, связанный с выявлением свойств магнитов притягивать железо. |
01.02.2024 | Эксперимент «Волшебный шарик» Цель: установить причину возникновения статистического электричества. Эксперимент «Чудо-причёска» Цель: познакомить с проявлением статистического электричества и возможностью снятия его с предметов. Выявить взаимодействие двух наэлектризованных предметов. |
02.02.2024 | Эксперимент «Лимон надувает воздушный шар» или «Лимон запускает ракету в космос» Цель: узнать, как лимон взаимодействует с пищевой содой. Эксперимент «Вдох – выдох» Цель: расширить представление о воздухе, способах его обнаружения, о времени, в течение которого человек может находиться без воздуха. Развлечение с воздушными шарами. Цель: закрепить знания о воздухе, создать хорошее настроение детям. |
05.02.2024 – 09.02.2024 | Оформление результатов проекта (электронной презентации; детских альбомов по экспериментированию; представление результатов работы с детьми для родителей и педагогов; статья в блоге группы №1 «Медвежата»; статья ВКонтакте). |
Рекомендации для родителей:
Побеседовать дома с детьми: кто такие учёные; что такое эксперимент.
Предложить родителям приобрести для опытов: соломинки, одноразовые стаканчики, шприцы и прочие материалы для экспериментирования.
Помощь родителей в подборе наглядного материала для уголка природы.
Предложить родителям провести эксперимент с цветными льдинками дома вместе с детьми.
Предложить родителям провести дома вместе с детьми опыты с магнитами.
Дать домашнее задание родителям побеседовать с детьми на тему “электричество”, “молния”, и изобразить молнию на листке.
Помощь родителей в проведение опытов в группе:
Домашнее задание родителям вместе с детьми определить “ Где находится воздух”.
III. Обобщающий.
Оценка реализации проекта детьми:
Беседа “Что мы хотели узнать, что мы узнали и сделали, для чего?”
Презентация продуктов деятельности.
Ожидаемые результаты:
Для детей:
- У детей сформировано представление о взаимосвязи природы и человека.
- Дети владеют способами практического взаимодействия с окружающей средой.
- Сформированы личностные компетентности соответственно возрасту детей: познавательная активность и интерес, самостоятельность, креативность, инициатив.
- У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.
Для педагогов:
Обобщение педагогического опыта, внедрение инновационных технологий и новых форм работы по детскому экспериментированию.
Повышение теоретического и профессионального уровня педагогов через овладение метода проекта в работе с детьми.
Список используемой литературы:
- “Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование в разных возрастных группах. Выпуск 1»,сост. Н.В. Нищева.- СПб: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2017.
- “Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование в разных возрастных группах. Выпуск 2»,сост. Н.В. Нищева.- СПб: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2017.
- «Простые опыты с природными материалами» М.Султанова – ООО «Хатбер-пресс». Москва,2015.
- «Простые опыты с водой» М.Султанова – ООО «Хатбер-пресс». Москва,2015.
- «Простые опыты с воздухом» М.Султанова – ООО «Хатбер-пресс». Москва,2015.
- «Простые опыты с бумагой» М.Султанова – ООО «Хатбер-пресс». Москва,2015.
Беседа «Кто такой учёный?»
Цель: дать понятие кто такой «ученый»; сформировать представления о знаменитых русских ученых, их открытиях и изобретениях.
Задачи:
- развитие познавательной активности;
- формирование умения работать с информацией, выделять нужное, анализировать, обобщать.
- воспитание чувства патриотизма, любви к Родине.
Оборудование: мультимедийная презентация «Кто такой ученый», «Изобретения ученых», портреты российских ученых (Ломоносов, Туполев, Королев).
Ребята, ежегодно в феврале 8 числа в нашей стране отмечается День Российской науки. Этот праздник торжества человеческого разума приурочен к дате основания Российской Академии наук, учрежденной по высочайшему указу императора Петра I.
Наука – что значит для вас это слово? (Ответы детей)
Ее величество Наука – это комплексная система знаний, современных и накопленных человечеством в течение веков о закономерностях развития мира. Главной целью создания Академии наук и художеств было проведение исследований, научных экспериментов для получения новых знаний, которые способствовали тому, чтобы общество встало на новую ступень развития. Нужны были знания, которые вывели бы Россию вперед, облегчили бы жизнь человека. Великий праздник – рождение науки. Лучшие умы человечества, занимающиеся ею, пытались постичь основы построения мира, объяснить явления природы. Для этого нужно было познать истину, отыскать закономерности, правила, а не рассчитывать на какое-то озарение. И результаты не заставили себя ждать. Человек полетел в космос, научился с помощью новейших технологий побеждать серьезные болезни, изобрел умные машины. Ракеты, автомобили, спутники, комбайны, телевизоры, пылесосы, мультиварки, телефоны: радио, сотовые, спутниковые – чего только не придумано человеком.
А будет изобретено еще больше. Наука на месте не стоит. Она движется вперед.
Вы знаете, кто такой ученый? (ответы детей)
Ученый –это специалист в какой-либо научной области, внесший реальный вклад в науку. В широком смысле понятие ученый относится к любому человеку, который сам систематически расширяет знания или участвует в деятельности и поддержании традиций тех или иных научных и философских школ.
Величайшим ученым в истории российской науки является Михаил Васильевич Ломоносов.
Историк, Химик, Механик, Геолог, Художник и Стихотворец, он все испытал и все прошел…. Так писал о нем поэт А.С. Пушкин.
Ломоносов занимался исследованиями по математике, физике, астрономии, географии, геологии, биологии, языкознанию, философии, истории. Он изобрел отражательный телескоп-рефлектор с наклонным зеркалом, дававшим четкое изображение объекта, с помощью него можно наблюдать за звёздами.
Еще один из великих ученых наших дней - Андрей Николаевич Туполев.
Великий российский авиаконструктор, генерал-полковник, разработчик знаменитых российских самолетов, в том числе первого реактивного пассажирского. На его машинах совершено 28 уникальных перелетов, один из которых — перелет В.П. Чкалова и М.М. Громова через Северный полюс в США. И до сих пор авиалайнеры, носящие имя своего создателя, перевозят пассажиров и грузы в дальние точки России, и многих стран мира.
Сергей Павлович Королев - советский ученый, конструктор и организатор производства ракетно-космической техники и ракетного оружия СССР, основоположник практической космонавтики.
Королев является создателем советской ракетно-космической техники. Благодаря его идеям был осуществлен запуск первого искусственного спутника Земли и первого космонавта Юрия Гагарина.
А что значит для вас – быть ученым или исследователем? (ответы детей) Поскольку мы с вами исследователи, то будем проводить опыты и эксперименты.
Подведение итогов беседы:
Ребята, о чем мы сегодня говорили?
Кто такой ученый?
Каких выдающих ученых вы запомнили?
Чем знаменит Ломоносов, Туполев, Королев?
Мы с вами очень плодотворно поработали, я смело могу вас назвать учеными- исследователями.
Беседа «Что такое опыты и для чего они нужны»
Цели: обогатить знания детей об экспериментировании, научить применять на практике эти методы. Способствовать самостоятельному использованию действий экспериментального характера для выявления скрытых свойств. Закреплять умение получать информацию о новом объекте в процессе его исследования. Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и воды, научить проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов; учить рассуждать, анализировать, делать выводы; дать детям почувствовать радость открытий, развивать любознательность, пытливость ума, познавательный интерес.
Задачи:
Образовательные: активизировать и систематизировать имеющиеся у детей представления о свойствах и пены воды: мыло в воде растворяется, при взбалтывании мыльной воды образуются пузыри и пена.
Развивающие: развивать воображение, фантазию, творческие способности. Активизировать коммуникативные умения и навыки детей: Способствовать развитию диалогической речи, продолжать формировать умения отвечать на вопросы. Развивать у детей навык практического экспериментирования. Формировать умения самостоятельно проводить «исследование», подбирать необходимое оборудование, размышлять, обобщать результаты опытов.
Воспитательные: воспитывать гуманистическую направленность поведения, эмоциональную отзывчивость. Способствовать развитию в детях уверенности в себе, стремление доставлять радость окружающим, обогащать опыт сотрудничества, дружеских взаимоотношений со сверстниками.
Вы знаете, что такое лаборатория? (Дети отвечают)
Лаборатория — это специальное место, где проводят опыты и эксперименты.
Вы любите экспериментировать? (Дети отвечают)
Ребята, а хотите отправиться в волшебную лабораторию, где вы станете сотрудниками научно-исследовательской лаборатории? И как настоящие учёные вместе попытаемся провести известные опыты с водой и воздухом.
Давайте обратим внимание на наши бейджики и узнаем кто кем будет в нашей лаборатории?
Разрешите мне быть ведущим научным сотрудником лаборатории. Как думаете, чем я буду заниматься? (я буду руководить лабораторией, контролировать работу лаборантов, проводит самые сложные опыты).
А кто ещё нам нужен в лаборатории? (лаборанты, исследователи)
Отправляемся в научную лабораторию, на наши рабочие места.
Сегодня мы вместе с вами займемся этим увлекательным занятием. Только для начала запомним правила безопасности:
БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
Вставать с места.
Трогать оборудование и приборы.
Засовывать что-либо куда-либо.
Скажите, дети, для чего ученые проводят опыты и эксперименты? (Дети отвечают)
Конечно, ученые хотят разгадать загадки природы.
И для вас у меня первая загадка: чего в этом зале очень много, но мы этого не видим? (Дети отвечают)
Опыт 1. Детям предлагается подуть через соломинки в стакан с водой.
Что мы видим? (Пузырьки воздуха, воздух)
Откуда берется этот воздух? (Дети вдыхают его и выдыхают через трубочку)
Куда деваются пузырьки воздуха? (Всплывают из-под воды, лопаются и воздух возвращается в группу)
Почему пузырьки не остаются в воде? (Потому что воздух легче воды)
Воздух легче воды. Это подтверждено множеством экспериментов. Один из них мы сегодня проведем.
Какого цвета воздух? (Никакого, воздух прозрачный)
Физкультминутка «Бывает - не бывает»
Хлопают на правильные утверждения и топают на неправильные утверждения.
Воздух бывает теплый? (Бывает).
Воздух бывает чистый? (Бывает).
Воздух бывает пушистый? (Не бывает).
Воздух бывает легкий? (Бывает).
Воздух бывает грязный? (Бывает).
Воздух бывает сердитый? (Не бывает).
Воздух бывает холодный? (Бывает).
Воздух бывает полосатый? (Не бывает).
Наша новая лаборатория будет работать каждый день и здесь мы будем проводить с вами и вашими родителями опыты, также будем фиксировать результаты в журнале. Там можно будет вести запись, когда мы делали эксперимент, зарисовать что делали и какие результаты получили.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический проект «Воспитываем юных исследователей»
материалы по реализации проекта...
Проект "Лаборатория маленьких исследователей"
Педагогический проект дополнительного образования детей...
Проект Лаборатория "Маленькие исследователи"
Цель проекта: Создание условий для развития познавательных способностей, элементарно естественно научных представлений детей дошкольного возраста о человеке, животном и растительном мире через эк...
Проект мы маленькие исследователи
Проект поможет проявить интерес младших дошкольников к экспериментированию...
проект Энциклопедия маленького исследователя
Расширение возможностей получения знаний детьми, необходимых для проведения самостоятельных исследований в процессе создания «Энциклопедии маленького исследователя»...
Проект "Мы - маленькие исследователи".
Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. Мы, взрослые, должны активно помогать ему в этом....
ПРОЕКТ «МЫ - ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ»
Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровн...