ПРОЕКТ «МЫ - ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ»
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Черникова Любовь Петровна

Люди,  научившиеся  наблюдениям и опытам,  приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл.      

 К.Е.Тимирязев

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_my_yunye_issledovateli.docx28.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное  образовательное учреждение

Центр развития - детский сад № 10 г. Россоши

Россошанского муниципального района

Воронежской области

ПРОЕКТ

«МЫ - ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ»

Составила:

Черникова Л.П., воспитатель,

высшая квалификационная категория

город Россошь

2017-2018 уч. год

Паспорт проекта

Название:  «Мы - юные исследователи»

Автор:  Черникова Любовь Петровна, воспитатель,                                                              высшая квалификационная категория.

Вид проекта: познавательно - исследовательский

Продолжительность: 5 месяцев

Участники: дети подготовительной группы «Солнышко», родители, воспитатель.

Актуальность:

Люди,  научившиеся  наблюдениям и опытам,  приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл.      

 К.Е.Тимирязев

На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментирование. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка также как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.

Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т.п.

В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаружить все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно (Г.М. Лямина, А.П.Усова, Е.А. Панько и др.).

Все исследователи экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрываются содержание данного объекта. Теоретической базой этой работы являются исследования Н.Н. Поддьякова, который в качестве основного вида ориентировочно–исследовательской (поисковой) деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования, эту истинную детскую деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка» (Н.Н. Поддьяков, 1995). По мнению академика Н.Н. Поддьякова, «…в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения».

Процесс познания – творческий процесс, и наша задача – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

В образовательных программах экспериментирование указывается только в программе «Детство», но сам процесс не раскрыт, отсутствует логика работы педагога для приобретения ребенком нового знания, что не позволяет практикам реализовывать образовательную программу в полной мере, а с другой стороны - реализовывать ФГОС ДО.

Поэтому данный проект представляет собой попытку раскрытия содержания процесса экспериментальной деятельности дошкольников и ставит перед собой следующие цель и задачи.

Цель проекта:

Обогащение опыта познавательно - исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством игр – экспериментов с различными материалами.

Задачи проекта:

  • Расширять представление детей о свойствах окружающего мира.
  • Знакомить с различными свойствами воды, воздуха, песка, камней.
  • Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений
  • Формировать у дошкольников способы познания путем сенсорного анализа.
  • Привлечь родителей к экспериментально-поисковой деятельности детей.

Проект  

«Мы - юные исследователи» по образовательной области «Познавательное развитие» интегрирует  с другими образовательными областями:

 «Физическое развитие»: Укрепление здоровья детей, за счёт сохранения правильной осанки во время игр-экспериментов.

 «Речевое развитие»: Развитие свободного общения с взрослыми и детьми в  процессе познавательно-исследовательской деятельности.

«Социально – коммуникативное развитие»: Обучение безопасному владению инструментами и материалами для экспериментирования. Закрепление навыков культурного обращения с просьбой к сверстникам и взрослому во время экспериментальной деятельности.        

 «Художественно – эстетическое развитие»: Использование загадок, пословиц для обогащения содержания области.

Этапы реализации проекта:

I  этап – подготовительный  (с 15 по 30 сентября)

  • Изучить и проанализировать методическую литературу по теме.
  • Составление планирования детской экспериментальной деятельности в рамках проекта.
  • Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности.
  • Диагностика детей по выявлению уровня знаний о свойствах: воздуха, воды, песка, глины.
  • Диагностика «Мы – юные исследователи» - предпочтение к виду деятельности.

II этап – основной (с 1октября по 30 января)

  • Проведение работы с детьми по экспериментальной деятельности.
  • Привлечение родителей в экспериментальную деятельность детей.

III этап – заключительный  ( с 1 по 10 февраля)

  • Определить эффективность проведённой работы.
  • Провести анализ полученных результатов (повторные диагностики.

План осуществления проекта:

Основной этап

Месяц

Темы игр - экспериментов

Программное содержание

Материалы, оборудование

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

«Экскурсия  

в детскую лабораторию»

Рассказать детям о способе познания мира -эксперименте (опыте), о назначении детской лаборатории. Расширять представления детей о культуре поведения в детской лаборатории.

Игрушка - дед Матвей, баночка с водой, бумажные полотенца, стакан с водой, в которую добавлены чернила, яблоко, барабан, металлофон, мяч

«Все увидим, все узнаем»

Познакомить детей с прибором – помощником – лупой и ее назначением.

Лупы, маленькие пуговицы, бусинки, семечки, мелкие камешки и прочие для рассматривания.

«Разноцветные шарики»        

Получить путем смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой.

Палитра, гуашевые краски: синяя, красная, белая, желтая; тряпочки, вода в стаканах, листы бумаги с контурным изображением шариков.

«Таинственные картинки»

Показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть через цветные

Цветные стекла, рабочие листы, цветные карандаши

 стекла.

Н

О

Я

Б

Р

Ь

Свойства земли

«Что внутри комочка?» «Воздушные пузырьки» «Растворимость земли».

Тарелочки с комочками земли, лупы, ложечки, стаканчики с водой, трубочки наполненные землёй.

«Песочная страна»

Выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого - можно лепить.

Песок, вода, лупы, листы плотной цветной бумаги, клеевые карандаши.

«Песок и глина»

Выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость.

Прозрачные емкости с сухим песком, с сухой глиной, мерные стаканчики с водой, лупа.

        

«Прозрачная вода»

Выявить свойства воды, подвести к пониманию, что вода прозрачная ( без запаха, льется, имеет вес).

Две непрозрачные банки (одна заполнена водой, другая - нет), с широким горлышком, ложки, маленькие ковшики, таз с водой

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

«Вода принимает форму»

Показать детям опыт, в котором  вода принимает форму сосуда, в которой она налита.

Воронки, узкий высокий стакан, округлый сосуд, широкая миска, резиновая перчатка, ковшики, надувной шарик, целлофановый пакет, таз с водой, поднос.

Свойства льда

«Замерзшая вода»

«Тающий лед»

Выявить, что лед – твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды. Определить, что лед тает от тепла, от надавливания, что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находится.

Тарелка, миска с горячей водой, миска с холодной водой, кубики льда, ложка, акварельные краски, разнообразные формочки, веревочки.

«Что растворяется

в воде»

Показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных предметов.

Мука, сахарный песок, речной песок, стаканы с чистой водой.

Свойства воздуха

«Воздух повсюду», «Воздух работает»

Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство -  невидимость. Развивать представления воспитанников о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т.д.)

Воздушные шарики, таз с водой, пустая пластмассовая бутылка, листы бумаги.

Я

Н

В

А

Р

Ь

«Каждому камешку свой домик»

Классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям возможность использования камней в игровых целях.

Дощечки для лепки, глина, камень речной, модель обследования предмета.

«Можно ли менять форму камня и глины»

Выявить свойства глины (влажная, мягкая, вязкая, можно изменять ее форму, делить на части, лепить) и камня (сухой, твердый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части).

Дощечки для лепки, глина, камень речной, модель обследования предмета.

«Ловись, рыбка, и мала, и велика»

Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.

Игра магнитная «Рыбалка», магниты, мелкие предметы из разных материалов, таз с водой, рабочий лист.

        Работа с родителями:

  • Консультация:  «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка».
  • Папка – раскладка:   «Игры – эксперименты в домашних условиях».
  • Изготовление альбомов с иллюстрациями: «Вода», «Камни и минералы», «Человек и песок».
  • Изготовление книги «Экспериментируем дома».
  • Пополнение коллекций «Камни», «Кладовая леса», «Ракушки».

             

Заключение:

Проведённая на начальном этапе диагностика  «Мы -  юные исследователи» о предпочтение к виду деятельности показала следующее:

  • 1 место – игровая деятельность (55%).
  • 2 место – художественно - творческая деятельность (32%)
  • 3 место – познавательно - исследовательская деятельность (13%)

Из результатов видно, что дети не проявляли  интерес к экспериментированию, предпочитая другие виды деятельности.

Проведённая на заключительном  этапе диагностика «Мы -  юные исследователи» о предпочтение к виду деятельности показала следующее:

  • 1 место - познавательно - исследовательская деятельность (43%)
  •  2 место - художественно - творческая деятельность (35%)
  • 3 место - игровая деятельность (22%).

Из результатов видно, что детей заинтересовала познавательно – исследовательская деятельность. Дети охотно принимают участие в играх – экспериментах совместно с воспитателем, а также самостоятельно.

Проведённый опрос с детьми на выявление знаний о неживой природе на начальном этапе проекта выявил следующее:

  • Высокий уровень знаний  - 10% детей.
  • Средний уровень знаний -  25% детей.
  • Низкий уровень знаний – 65% детей.

Дети мало знают о свойствах и качествах материалов неживой природы.

Повторный опрос с детьми на заключительном этапе проекта выявил следующее.

  • Высокий уровень знаний  - 60% детей.
  • Средний уровень знаний -  30% детей.
  • Низкий уровень знаний – 10% детей.

Дети могут рассказать о различных свойствах воды, воздуха, песка, камней, глины. Хорошо ориентируются по моделям исследования предметов. Могут провести не сложные опыты в центре экспериментирования самостоятельно.

Проведённое с родителями анкетирование на заключительном этапе проекта показало следующие результаты:

• 52% анкетированных родителей ответили, что дети часто продолжают начатые эксперименты в детском саду дома.

• 38% родителей принимают участие в экспериментальной деятельности ребенка.

• 41% родителей сказали, что дети делятся открытиями с ними.

Из этого следует, что наша работа ведется не зря. Дети с интересом продолжают экспериментировать дома, родители принимают в этом активное участие, что способствует удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях. Они поддерживают познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснять непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.

 Игры – эксперименты я подбирала  самые разнообразные, но самое главное - они  интересные и привлекательные  для моих детей, а также они соответствуют их возрасту.   Это  запланированные эксперименты, которые  требуют от меня определения  текущих дидактических задач, выбора объекта, осваивания техники экспериментирования, случайные эксперименты, которые проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в центре  природы или на участке , сравнительные эксперименты, позволяющие   мне научить детей видеть сходства и различия предметов и явлений  и обобщающие эксперименты , проводимые после проведения цикла опытов по изучению разных объектов.

В группе был переоборудован центр науки и познавательно – исследовательской деятельности. Совместно с родителями он был пополнен различными инструментами и материалами для проведения экспериментальной деятельности. Был устроен конкурс среди родителей на лучшее название для центра.  Теперь он носит гордое название «Мы - юные исследователи». В  группе проведение экспериментов  стало нормой жизни, мы их рассматриваем не как развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективный способ развития мыслительных процессов.    

Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, путем экспериментирования, всегда являются осознанными и более прочными.   Благодаря этому проекту ребенок гармонично развивается и получает возможность ставить себе новые все более сложные цели.

Мы не останавливаемся на достигнутом и уже задумали

следующий проект:

«Комнатные растения нашей группы»

  • Где ребята узнают о функции частей растений.
  • Чем растения дышат, питаются, как развиваются, размножаются.
  • Каково строение растений, значение растений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Юные исследователи"

Тип проекта:  Информационно – практико – ориентированный.Вид проекта:  Групповой.Цель проекта:   Развитие познавательных способностей детей, посредством опытно-эксперименталь...

Проект "Юный исследователь"

Цель проекта:развитие у детей познавательной активности, наблюдательности, любознательности и способности к самостоятельному экспериментированию....

ПРОЕКТ «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» Опытно – исследовательская деятельность В старшей группе

Целью  проекта является развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности, любознательности и способности к самостоятельному экспериментированию.   Задачи:Расширение пре...

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» ТЕМА: «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ. НАШ ЛЮБИМЫЙ ОГОРОД».

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»ТЕМА: «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ. НАШ ЛЮБИМЫЙ ОГОРОД»....

Педагогический проект «Неделя юных исследователей»

Мир детей – это удивительный мир, это мир почемучек. Наши малыши самые активные, самые любознательные. У них много вопросов, на которые они тут же хотят услышать ответ. Чтобы дети сами могли най...

ТЕМА ПРОЕКТА: «ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ» Краткосрочный проект в средней группе

ТЕМА ПРОЕКТА: «ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ»  Краткосрочный проект в средней группе...