ПРОЕКТ «МЫ - ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ»
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл.
К.Е.Тимирязев
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_my_yunye_issledovateli.docx | 28.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
Центр развития - детский сад № 10 г. Россоши
Россошанского муниципального района
Воронежской области
ПРОЕКТ
«МЫ - ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ»
Составила:
Черникова Л.П., воспитатель,
высшая квалификационная категория
город Россошь
2017-2018 уч. год
Паспорт проекта
Название: «Мы - юные исследователи»
Автор: Черникова Любовь Петровна, воспитатель, высшая квалификационная категория.
Вид проекта: познавательно - исследовательский
Продолжительность: 5 месяцев
Участники: дети подготовительной группы «Солнышко», родители, воспитатель.
Актуальность:
Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл.
К.Е.Тимирязев
На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментирование. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка также как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.
Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т.п.
В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаружить все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно (Г.М. Лямина, А.П.Усова, Е.А. Панько и др.).
Все исследователи экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрываются содержание данного объекта. Теоретической базой этой работы являются исследования Н.Н. Поддьякова, который в качестве основного вида ориентировочно–исследовательской (поисковой) деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования, эту истинную детскую деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка» (Н.Н. Поддьяков, 1995). По мнению академика Н.Н. Поддьякова, «…в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения».
Процесс познания – творческий процесс, и наша задача – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
В образовательных программах экспериментирование указывается только в программе «Детство», но сам процесс не раскрыт, отсутствует логика работы педагога для приобретения ребенком нового знания, что не позволяет практикам реализовывать образовательную программу в полной мере, а с другой стороны - реализовывать ФГОС ДО.
Поэтому данный проект представляет собой попытку раскрытия содержания процесса экспериментальной деятельности дошкольников и ставит перед собой следующие цель и задачи.
Цель проекта:
Обогащение опыта познавательно - исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством игр – экспериментов с различными материалами.
Задачи проекта:
- Расширять представление детей о свойствах окружающего мира.
- Знакомить с различными свойствами воды, воздуха, песка, камней.
- Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений
- Формировать у дошкольников способы познания путем сенсорного анализа.
- Привлечь родителей к экспериментально-поисковой деятельности детей.
Проект
«Мы - юные исследователи» по образовательной области «Познавательное развитие» интегрирует с другими образовательными областями:
«Физическое развитие»: Укрепление здоровья детей, за счёт сохранения правильной осанки во время игр-экспериментов.
«Речевое развитие»: Развитие свободного общения с взрослыми и детьми в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
«Социально – коммуникативное развитие»: Обучение безопасному владению инструментами и материалами для экспериментирования. Закрепление навыков культурного обращения с просьбой к сверстникам и взрослому во время экспериментальной деятельности.
«Художественно – эстетическое развитие»: Использование загадок, пословиц для обогащения содержания области.
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный (с 15 по 30 сентября)
- Изучить и проанализировать методическую литературу по теме.
- Составление планирования детской экспериментальной деятельности в рамках проекта.
- Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности.
- Диагностика детей по выявлению уровня знаний о свойствах: воздуха, воды, песка, глины.
- Диагностика «Мы – юные исследователи» - предпочтение к виду деятельности.
II этап – основной (с 1октября по 30 января)
- Проведение работы с детьми по экспериментальной деятельности.
- Привлечение родителей в экспериментальную деятельность детей.
III этап – заключительный ( с 1 по 10 февраля)
- Определить эффективность проведённой работы.
- Провести анализ полученных результатов (повторные диагностики.
План осуществления проекта:
Основной этап
Месяц | Темы игр - экспериментов | Программное содержание | Материалы, оборудование |
О К Т Я Б Р Ь | «Экскурсия в детскую лабораторию» | Рассказать детям о способе познания мира -эксперименте (опыте), о назначении детской лаборатории. Расширять представления детей о культуре поведения в детской лаборатории. | Игрушка - дед Матвей, баночка с водой, бумажные полотенца, стакан с водой, в которую добавлены чернила, яблоко, барабан, металлофон, мяч |
«Все увидим, все узнаем» | Познакомить детей с прибором – помощником – лупой и ее назначением. | Лупы, маленькие пуговицы, бусинки, семечки, мелкие камешки и прочие для рассматривания. | |
«Разноцветные шарики» | Получить путем смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой. | Палитра, гуашевые краски: синяя, красная, белая, желтая; тряпочки, вода в стаканах, листы бумаги с контурным изображением шариков. | |
«Таинственные картинки» | Показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть через цветные | Цветные стекла, рабочие листы, цветные карандаши | |
стекла. | |||
Н О Я Б Р Ь | Свойства земли «Что внутри комочка?» «Воздушные пузырьки» «Растворимость земли». | Тарелочки с комочками земли, лупы, ложечки, стаканчики с водой, трубочки наполненные землёй. | |
«Песочная страна» | Выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого - можно лепить. | Песок, вода, лупы, листы плотной цветной бумаги, клеевые карандаши. | |
«Песок и глина» | Выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость. | Прозрачные емкости с сухим песком, с сухой глиной, мерные стаканчики с водой, лупа. | |
| «Прозрачная вода» | Выявить свойства воды, подвести к пониманию, что вода прозрачная ( без запаха, льется, имеет вес). | Две непрозрачные банки (одна заполнена водой, другая - нет), с широким горлышком, ложки, маленькие ковшики, таз с водой |
Д Е К А Б Р Ь | «Вода принимает форму» | Показать детям опыт, в котором вода принимает форму сосуда, в которой она налита. | Воронки, узкий высокий стакан, округлый сосуд, широкая миска, резиновая перчатка, ковшики, надувной шарик, целлофановый пакет, таз с водой, поднос. |
Свойства льда «Замерзшая вода» «Тающий лед» | Выявить, что лед – твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды. Определить, что лед тает от тепла, от надавливания, что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находится. | Тарелка, миска с горячей водой, миска с холодной водой, кубики льда, ложка, акварельные краски, разнообразные формочки, веревочки. | |
«Что растворяется в воде» | Показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных предметов. | Мука, сахарный песок, речной песок, стаканы с чистой водой. | |
Свойства воздуха «Воздух повсюду», «Воздух работает» | Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство - невидимость. Развивать представления воспитанников о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т.д.) | Воздушные шарики, таз с водой, пустая пластмассовая бутылка, листы бумаги. | |
Я Н В А Р Ь | «Каждому камешку свой домик» | Классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям возможность использования камней в игровых целях. | Дощечки для лепки, глина, камень речной, модель обследования предмета. |
«Можно ли менять форму камня и глины» | Выявить свойства глины (влажная, мягкая, вязкая, можно изменять ее форму, делить на части, лепить) и камня (сухой, твердый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части). | Дощечки для лепки, глина, камень речной, модель обследования предмета. | |
«Ловись, рыбка, и мала, и велика» | Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. | Игра магнитная «Рыбалка», магниты, мелкие предметы из разных материалов, таз с водой, рабочий лист. |
Работа с родителями:
- Консультация: «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка».
- Папка – раскладка: «Игры – эксперименты в домашних условиях».
- Изготовление альбомов с иллюстрациями: «Вода», «Камни и минералы», «Человек и песок».
- Изготовление книги «Экспериментируем дома».
- Пополнение коллекций «Камни», «Кладовая леса», «Ракушки».
Заключение:
Проведённая на начальном этапе диагностика «Мы - юные исследователи» о предпочтение к виду деятельности показала следующее:
- 1 место – игровая деятельность (55%).
- 2 место – художественно - творческая деятельность (32%)
- 3 место – познавательно - исследовательская деятельность (13%)
Из результатов видно, что дети не проявляли интерес к экспериментированию, предпочитая другие виды деятельности.
Проведённая на заключительном этапе диагностика «Мы - юные исследователи» о предпочтение к виду деятельности показала следующее:
- 1 место - познавательно - исследовательская деятельность (43%)
- 2 место - художественно - творческая деятельность (35%)
- 3 место - игровая деятельность (22%).
Из результатов видно, что детей заинтересовала познавательно – исследовательская деятельность. Дети охотно принимают участие в играх – экспериментах совместно с воспитателем, а также самостоятельно.
Проведённый опрос с детьми на выявление знаний о неживой природе на начальном этапе проекта выявил следующее:
- Высокий уровень знаний - 10% детей.
- Средний уровень знаний - 25% детей.
- Низкий уровень знаний – 65% детей.
Дети мало знают о свойствах и качествах материалов неживой природы.
Повторный опрос с детьми на заключительном этапе проекта выявил следующее.
- Высокий уровень знаний - 60% детей.
- Средний уровень знаний - 30% детей.
- Низкий уровень знаний – 10% детей.
Дети могут рассказать о различных свойствах воды, воздуха, песка, камней, глины. Хорошо ориентируются по моделям исследования предметов. Могут провести не сложные опыты в центре экспериментирования самостоятельно.
Проведённое с родителями анкетирование на заключительном этапе проекта показало следующие результаты:
• 52% анкетированных родителей ответили, что дети часто продолжают начатые эксперименты в детском саду дома.
• 38% родителей принимают участие в экспериментальной деятельности ребенка.
• 41% родителей сказали, что дети делятся открытиями с ними.
Из этого следует, что наша работа ведется не зря. Дети с интересом продолжают экспериментировать дома, родители принимают в этом активное участие, что способствует удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях. Они поддерживают познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснять непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.
Игры – эксперименты я подбирала самые разнообразные, но самое главное - они интересные и привлекательные для моих детей, а также они соответствуют их возрасту. Это запланированные эксперименты, которые требуют от меня определения текущих дидактических задач, выбора объекта, осваивания техники экспериментирования, случайные эксперименты, которые проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в центре природы или на участке , сравнительные эксперименты, позволяющие мне научить детей видеть сходства и различия предметов и явлений и обобщающие эксперименты , проводимые после проведения цикла опытов по изучению разных объектов.
В группе был переоборудован центр науки и познавательно – исследовательской деятельности. Совместно с родителями он был пополнен различными инструментами и материалами для проведения экспериментальной деятельности. Был устроен конкурс среди родителей на лучшее название для центра. Теперь он носит гордое название «Мы - юные исследователи». В группе проведение экспериментов стало нормой жизни, мы их рассматриваем не как развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективный способ развития мыслительных процессов.
Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, путем экспериментирования, всегда являются осознанными и более прочными. Благодаря этому проекту ребенок гармонично развивается и получает возможность ставить себе новые все более сложные цели.
Мы не останавливаемся на достигнутом и уже задумали
следующий проект:
«Комнатные растения нашей группы»
- Где ребята узнают о функции частей растений.
- Чем растения дышат, питаются, как развиваются, размножаются.
- Каково строение растений, значение растений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Юные исследователи"
Тип проекта: Информационно – практико – ориентированный.Вид проекта: Групповой.Цель проекта: Развитие познавательных способностей детей, посредством опытно-эксперименталь...
Проект "Юный исследователь"
Цель проекта:развитие у детей познавательной активности, наблюдательности, любознательности и способности к самостоятельному экспериментированию....
ПРОЕКТ «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» Опытно – исследовательская деятельность В старшей группе
Целью проекта является развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности, любознательности и способности к самостоятельному экспериментированию. Задачи:Расширение пре...
Методический проект «Воспитываем юных исследователей»
материалы по реализации проекта...
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» ТЕМА: «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ. НАШ ЛЮБИМЫЙ ОГОРОД».
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Я - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»ТЕМА: «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ. НАШ ЛЮБИМЫЙ ОГОРОД»....
Педагогический проект «Неделя юных исследователей»
Мир детей – это удивительный мир, это мир почемучек. Наши малыши самые активные, самые любознательные. У них много вопросов, на которые они тут же хотят услышать ответ. Чтобы дети сами могли най...
ТЕМА ПРОЕКТА: «ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ» Краткосрочный проект в средней группе
ТЕМА ПРОЕКТА: «ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ» Краткосрочный проект в средней группе...