2020-2024г. Презентация "Дидактические игры по формированию математических представлений"
материал

Наталья Петровна Михайлюта

Дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дидактические игры по формированию математических представлений Воспитатель Михайлюта Н.П.

Слайд 2

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни ребенка. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети - творцы настоящего и будущего. В этом заключается обаяние игры. В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Дети не ставят в игре каких-либо иных целей, чем играть. Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, педагог воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю, на поведение и на умственное развитие в целом.

Слайд 3

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическая игра. Математика обладает уникальным развивающим эффектом, ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. «Математик» лучше планирует свою деятельность, прогнозирует ситуацию, последовательнее и точнее излагает мысли, может четко обосновать свою позицию. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования игр . Для ребят дошкольного возраста дидактические игры по формированию элементарных математических представлений имеют исключительное значение: игра для них – развитие, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания.

Слайд 4

В играх у ребенка происходит накопление чувственного опыта. Разбирая, складывая, подбирая, он учится различать и называть размер, форму, цвет и другие признаки предметов, закреплять представление о количестве, величине, геометрических фигурах. В дидактических играх ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения. Существенный признак дидактической игры (в том числе и на формирование элементарных математических представлений) – устойчивая структура, которая отличает ее от всякой другой деятельности. Структурные компоненты дидактической игры действия и правила. Игровой замысел выражен, как правило, в названии игры. Игровые действия способствуют познавательной активности детей, дают им возможности проявить свои способности , применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры. Правила помогают направлять игровой процесс. Они регулируют поведение детей и их взаимоотношения между собой .

Слайд 5

Дидактическая игра имеет определенный результат. Для воспитателя результат игры всегда является показателем уровня достижений дошкольников в освоении знаний или в их применении. Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой и отсутствие любого из них разрушает игру. Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний дошкольника. Дидактическая игра как игровая форма – явление очень сложное. В отличие от образовательной деятельности, в дидактической игре действуют одновременно два начала: учебное, познавательное, игровое, занимательное. В соответствии с этим воспитатель в одно и тоже время и учитель, и участник игры, он учит детей и играет с ними, а дети, играя, учатся.

Слайд 6

Можно выделить две очень важные функции дидактической игры. Первая – учебная функция, направленная на организацию и дальнейшее совершенствование опыта детей, а так же на формирование у них обобщённых представлений и способов действий. Вторая важная функция – функция контроля за развитием детей . Дидактические игры часто используют для определения уровня развития детей, а также определения их умений и навыков. Таким образом, активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются ее обучающей задачей. Это побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Значит, дидактическая игра поможет чему-то научиться в легкой, непринужденной форме. Такое непреднамеренное обучение получило название авто дидактизма.

Слайд 7

Работая с детьми дошкольного возраста, на занятиях и в режимных моментах для развития элементарных математических представлений, можно использовать дидактические игры, которые условно делятся на следующие группы: 1. Игры с цифрами и числами 2. Игры-путешествие во времени 3. Игры на ориентирование в пространстве 4. Игры с геометрическими фигурами 5. Игры на логическое мышление

Слайд 8

Цель : обучение детей счету в прямом и обратном порядке, знакомство с составом числа, сравнение равных и неравных групп предметов. К дидактическим играм этой группы относятся : « Сколько?», « Назови соседей», «Что изменилось ?», «Исправь ошибку», «Числовая лесенка », « Путаница» 1. Игры с цифрами и числами «Лабиринт цифр»

Слайд 9

Сосчитай и найди цифру Игра «Цифры и знаки»

Слайд 10

2 . Игры – путешествия во времени Цель: знакомство детей с днями недели, временами года, временем. Это игры : « Вчера, сегодня, завтра »,, «Живая неделя», «12 МЕСЯЦЕВ» , «Цветная неделя», «Не ошибись» и т.д. «Какое время года?»

Слайд 11

Пазлы «Времена года» Части суток Время Который час?

Слайд 12

3 . Игры на ориентирование в пространстве Цель: обучение детей ориентироваться в пространстве, находить положение предмета , указывать направление. Здесь используются игры : « Волшебный сундучок», «Художник», «Найди игрушки ». « Составь узор»

Слайд 13

«Проложи маршрут »

Слайд 14

4. Игры с геометрическими фигурами Цель: развитие умений называть геометрические фигуры, выделять на плоскости, группировать по признакам. К играм с геометрическими фигурами относятся : « Чудесный мешочек», «Геометрическая мозаика», «Найди такой же», « Сортировщик », «Подбери по форме, цвету, размеру». Бусы из геометрических фигур Паровозик из Ромашково

Слайд 15

5. Игры на логическое мышление Цель: развитие логического мышления, внимания, сообразительности, закрепление умений обобщать, анализировать и дифференцировать предметы по их признакам и свойствам . « Четвертый лишний», «Весёлая логика», «Продолжи геометрический ряд».

Слайд 16

«Продолжи геометрический ряд » «Классификация предметов»

Слайд 17

«Развивающее лото» «Игры с магнитными фигурками и цифрами»

Слайд 18

В условиях динамично меняющегося мира во все области жизнедеятельности человека внедряются новые технологии. Одной из инновационных технологий, применяемых во всем мире, способствующих формированию элементарных математических представлений у воспитанников в условиях дошкольного образовательного учреждения является STEAM– технология . Формирование элементарных математических представлений - это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная его цель - не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие личности.

Слайд 19

Первым и основным необходимым условием успешности организации такой деятельности было выделено условие соблюдения техники безопасности применения игрушек «SТЕАМ» в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13. в образовательном пространстве дошкольной образовательной организации. Второе условие заключалось в использовании игр соответствующих возрастным особенностям детей. Образовательный модуль «Математическое развитие» - комплексное решение задач математического развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей по направлениям: величина, форма, пространство, время, количество и счет.

Слайд 20

Игра Математические весы - это отличная развивающая игра для изучения счета и цифр. Отличное начало для знакомства с миром счета и математики. Детям намного понятнее, когда цифры и счет не только на бумаге. Но и когда их можно потрогать и пощупать пальчиками. Настольная игра Весы оказывает благоприятное воздействие на сообразительность ребенка и его математические навыки. С помощью нее юный игрок познает азы равенства и неравенства. Он научится решать простые примеры. Математические весы помогут ребенку находить баланс. С ними он легко усвоит понятия измерения и веса .

Слайд 21

Математические весы. Как играть? На карточках с заданиями нарисовано какое количество гирек-обезьянок надо положить на весы, посчитать их и найти соответствующую цифру . Есть карточки с примерами, когда надо сложить 2 числа и найти соответствующую цифру.

Слайд 22

Разместите объекты на обеих сторонах весов. Если весы выравниваются, объекты одинаковы. Понижение одной из сторон означает, что объекты не одинаковы. В процессе игры малыш получает в игре первые представления о понятиях: "вес" предмета, "легкий" и "тяжелый", "тяжелее" и "легче", "тяжелее чем" и т.п. Дети с удовольствием используют весы для сюжетных игр – взвешивают продукты, играя в магазин. Детские весы развивают мелкую моторику малыша, координацию движений, зрительное восприятие, логическое и пространственное мышление, причинно-следственные связи.

Слайд 23

«Считай и проверяй» - выполнение заданий на карточке и проверка решения на весах. В игре три уровня сложности: Соотнесение цифры с числом; Счет предметов и соотнесение с цифрой; Решение примеров и проверка результата с помощью весов Количество и счёт

Слайд 24

Детские весы – балансир «Обезьянка с бананами» Игра стала для детей не только интересным времяпрепровождением, но и в наглядной форме познакомила их со счётом и понятием равновесия.

Слайд 25

Задача ребёнка расположить бананы на лапках обезьянки таким образом, чтобы был достигнут баланс.

Слайд 26

Благодаря развивающим математическим весам, Вы можете наглядно показать ребенку, что такое меньше, больше, научить ребенка уравнивать. Знания, полученные в результате игры, наглядным образом, усваиваются гораздо быстрее.

Слайд 27

Сюжетно ролевая игра «Магазин овощи и фрукты» Лена сегодня продавщица в магазине для детей. У неё полно товаров, заходите поскорей. Справа овощи и фрукты, выбирайте поскорей Чтоб порадовать гостей.

Слайд 28

Мастерим всё сами и своими руками Математические книжки-малышки

Слайд 29

Обучающий набор Abacolor «Цветной счёт» Набор состоит из 5 колонок с 50 разнообразными детальками разной формы и пяти разных цветов.

Слайд 30

Способствует развитию навыков определения форм и цветов, координации движения рук. В комплекте – карточки с заданиями. Задания выполняются по карточкам схемам.

Слайд 31

Математика важна, Математика нужна,

Слайд 32

Математика – наука, Мыслить учит нас она.

Слайд 33

Тактильные пазлы «Счёт до 10» Комплект состоит из 10 составных дощечек. На первом элементе пазлов расположены «точки» в виде углублений круглой формы в количестве от 1до 10; на втором элементе пазла должно быть нанесено изображение соответствующей арабской цифры или числа в виде желобка;

Слайд 34

на третьем элементе пазла должно быть нанесено графическое изображение римской цифры. Предназначен для закрепления понятий «количество» и «число», навыков изображения числа с помощью цифр, сравнения способов изображения числа с помощью арабских и римских цифр.

Слайд 35

Способствует развитию тактильного и зрительного восприятия, способности сравнивать и анализировать, расширению элементарных математических представлений.

Слайд 36

Игра «Геометрия» Игра является материалом для развития навыков счёта, цветовосприятия и моторики у детей. Задача ребёнка – выстроить прямые ряды из геометрических фигур по цветам. Можно дополнять игру разными вопросами, сравнивать, считать, складывать на доске.

Слайд 37

Работа с родителями Совместная работа детского сада и семьи обеспечивает успехи ребенка в усвоении программы ДОУ. Игры и пособия, изготовленные родителями, помогают закрепить знания и делают изучение математики привлекательным и доступным Консультации для родителей «Учим математику дома», «Математика вокруг нас», «По дороге домой с математикой» Изготовление денежного дерева

Слайд 38

Кукла «Геометрик » - персонаж, сделанный своими руками. Он помогает изучать детям разделы математики увлекательно и интересно. Кукла «Цифринка» – персонаж, сделанный своими руками. Она помогает изучить детям цифры.

Слайд 39

Использование данных математических дидактических игр на занятиях и повседневной жизни облегчает решение многих задач, которые ставятся при развитии элементарных математических способностей дошкольников. Дидактические игры – игры обучающие. Их использование во время образовательной деятельности благотворно влияют на усвоение элементарных математических представлений у дошкольников и способствуют повышению уровня математического развития детей, а так же на занятиях дети более активны и самостоятельны в решении различных проблемных ситуаций. У них улучшается память, мышление, умение рассуждать, думать, а также, играя, ребята получают большой заряд положительных эмоций, который помогает детям крепить и расширить знания по математике. Благодаря играм удается сконцентрировать внимание и привлечь интерес. Вначале их увлекают только игровые действия, а за тем и то, чему учит та или иная игра . Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения. Таким образом, дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры на формирование математических представлений у дошкольников.

Простые и доступные дидактические игры для старших дошкольников на закрепление полученных знаний по математике....

роль дидактической игры в формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возроста

как дидактическая игра способствует формированию математических представлений...

Игры на формирование математических представлений у детей 3-4 лет

Вашему малышу уже три. Педагоги и психологи называют его младшим дошкольником. В этом возрасте начинается формирование элементарных математических представлений. Наша задача – в течение года научить р...

Семинар-игра. Роль игры в формировании математических представлений у дошкольников

С помощью дидактических игр можно достигнуть следующих целей целей: - создать необходимую развивающую предметно-пространственную среды группы по ФЭМП; - совершенствовать познавательные процессы: воспр...

Играем дома Игры на формирование математических представлений у детей 3-4 лет

Играем домаИгры на формирование математических представленийу детей 3-4 лет...

Картотека дидактических игр. Игры по формированию представлений о сенсорных эталонах, игры по формированию математических представлений.

Картотека дидактических игрИгры по формированию представлений о сенсорных эталонах: цвет, форма, величина. Игра «Раскрась домики»Цель: содействовать формированию представлений об осно...

Картотека дидактических игр. Игры по формированию представлений о сенсорных эталонах, игры по формированию математических представлений.

Картотека дидактических игрИгры по формированию представлений о сенсорных эталонах: цвет, форма, величина. Игра «Раскрась домики»Цель: содействовать формированию представлений об осно...