Играем дома Игры на формирование математических представлений у детей 3-4 лет
картотека (младшая группа)

Виноградова Инна Петровна

Играем дома

Игры на формирование математических представлений

у детей 3-4 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igraem_doma._igry_po_femp_dlya_detey_3-4_let.docx318.61 КБ

Предварительный просмотр:


Играем дома

Игры на формирование математических представлений

у детей 3-4 лет

Вашему малышу уже три. Педагоги и психологи называют его младшим дошкольником. В этом возрасте начинается формирование элементарных математических представлений. Наша задача – в течение года научить ребёнка сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, свободно пользоваться понятиями «Много, один, ни одного», «Выше, шире и т.д.», «Большой, средний, маленький».

http://www.2mm.ru/uploads/article/images/mathematics.jpgМалыш учиться сравнивать две группы предметов и определять, в какой группе их больше, меньше или поровну, а главное овладеть способами уравнивания двух групп путем прибавления или убавления предмета.

Мы так же продолжаем знакомство с геометрическими фигурами.

Взрослые учат ребёнка ориентироваться относительно себя в пространстве и на листе бумаги, различать левую и правую руки.

К 4 годам малыш учится различать контрастные части суток: день-ночь, утро-вечер.

Не спешите знакомить ребёнка с цифрами. Знаковую систему он сможет освоить в более старшем возрасте. Предлагайте для пересчёта в пределах 5: игрушки, природный материал, а так же карточки с разным количеством кружков, квадратов и т.д. Конечно, это то, что обязательно должен уметь ребёнок, что бы у него не возникли трудности в освоении программы детского сада. Каждая мама, глядя на малыша знает, нужно ли усложнять задания.

В помощь Вам уважаемые родителям мы подобрали несложные, увлекательные математические игры.

C:\Users\АННА\Desktop\cifre1.jpg

  «Давай посчитаем»

http://obigrushke.ru/wp-content/uploads/2011/11/%D0%BA%D1%83%D0%B1%D0%B8%D0%BA%D0%B8-%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BC%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B5.jpgВ игре можно использовать готовые карточки, а также любые предметы в доме. Положите перед ребёнком 3-5 кубиков и предложите их пересчитать. Пример правильного пересчета: “Один кубик, два кубика, три кубика, четыре кубика, пять кубиков (ребёнок на каждый кубик прикладывает пальчик). Всего пять кубиков (обобщающий жест пальцем).” Не забывайте, что при пересчёте мы не используем слово «Раз», мы считаем «Один, одна, одно». Такая игра способствует не только математическому развитию, но и формированию грамматического строя речи.

 «Чего больше, чего меньше»

http://poznayka.ru/uploads/color/figure1.gifВоспринимая количество предметов, расположенных хаотично, ребёнок не в состоянии точно определить, в какой группе их больше. Для освоения этого умения применяется приём приложения. Для подобных игр приготовьте лист картона, разделённый полосой горизонтально. Получится два ряда. Предположим, вам необходимо сравнить грибочки(3) и ёлочки(2). Сначала просто пересчитайте предметы и если малыш затрудняется в ответе на вопрос, проделайте следующее. В верхнем ряду разложите все ёлочки и попросите ребёнка под каждой ёлочкой посадить грибочек (в нижнем ряду). В ходе игры малыш выяснит, что одному грибочку не хватило ёлочки. Значит ёлочек меньше, а грибочков больше. Правильный ответ ребёнка: “Елочек меньше, чем грибочков. Грибочков больше, чем ёлочек.” Если же и ёлочек и грибочков одинаковое количество, то малыш должен сказать так: “Ёлочек и грибочков одинаковое количество, их поровну.” Проделывайте такие упражнения с группами предметов в пределах 5. Когда ребёнок поймёт принцип упражнения, можно не использовать карточку, а расставлять предметы в свободном порядке.

 «Сделай поровну»

http://go3.imgsmail.ru/imgpreview?key=614a839cc3579b9f&mb=imgdb_preview_1537http://pixelbrush.ru/uploads/posts/2009-02/1233707616_romaski.jpgПосле того, как предыдущая игра не будет вызывать затруднений, переходите к этапу уравнивания групп. Разложите в верхнем ряду 5 ромашек, в нижнем 4 бабочки. Спросите: “Чего больше, чего меньше? А как же сделать так, чтобы бабочек и ромашек стало поровну?” Не спешите давать готовый ответ, пусть ребёнок поразмыслит. Уравнять группы можно двумя способами: можно добавить одну бабочку и тогда их будет по пять, поровну, или убрать одну ромашку – их будет по четыре, поровну. Пусть ребёнок сам проверит правильность этой теории, добавит или уберёт и снова пересчитает.

Для выше перечисленных игр (да и не только для них) прекрасно подойдут пуговицы разных цветов, форм и размеров. Счёт в пределах пяти можно закреплять, используя весёлые считалки для детей.

«Укрась платочек»https://encrypted-tbn3.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcRaAK8fmr5ph98N_sZawieDmn39MlZkGBmzG0s9-SAAileSRrys

http://www.ua.all.biz/img/ua/catalog/920560.jpegДоставайте свою любимую коробку с пуговицами. Выберите самые красивые и предложите малышу украсить платочек для куклы Кати. Для начала возьмите большой белый квадрат и попросите ребёнка показать уголочки и центр квадрата. Отлично, если ребёнок усвоит, где верхний и нижний угол, правый и левый угол. Но начнём с игры полегче. Попросите ребёнка в центр платочка положить красную большую пуговицу, а по уголкам разложить синие маленькие. Если вы подготовите несколько образцов таких платочков (наклейте круги или разные геометрические фигуры, разноцветные цветы и т.д.), то малыш может выкладывать по образцу. Можно рассматривать платочки и отвечать на вопросы: “Что в центре платочка, что в правом нижнем углу, в левом верхнем? Где синий цветочек? (В правом нижнем углу) и т.д.”

«Будь внимателен»

http://poznaemmir.com/wp-content/uploads/2013/06/9178_html_7b9b44f3.pngИгра на формирование пространственного восприятия относительно себя. Попросите ребёнка быть внимательным и положить перед собой круг, над кругом квадрат, под кругом треугольник, справа от круга овал, слева от круга звездочку. Разнообразьте задания, используя разные предметы.

Для формирования математических представлений прекрасно подойдут игры с блоками Дьенеша. Это набор геометрических фигур разных цветов, форм, размеров и толщины. Ребёнок с лёгкостью научится группировать и сравнивать предметы по форме, толщине и т.д. Их можно приобрести в магазине развивающих игр. Геометрическая мозаика вызывает у детей большой интерес.

Для знакомства малыша с математикой запаситесь счётным материалом. Это могут быть жёлуди, камушки, пуговицы. Обязательно вырежьте из картона большое количество геометрических фигур, отличающихся цветом, размерами. Храните материал для математических игр отдельно от других игрушек и тогда он прослужит долго.

Удачи!

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1/62/801/62801663_speech.jpg

Математическое развитие детей четвертого года жизни

В процессе обучения детей четвертого года жизни с целью повышения их познавательной активности рекомендуется давать задания в нахождении одного или (группы) много предметов. При этом следует помнить, что дети лучше ориентируются, если эти предметы можно объединить в одну группу.

После того как малыши научатся сравнивать контрастные по количеству множества, воспитатель начинает подводить их к сравнению множеств, отличающихся на один элемент (на один больше, или на один меньше).  При этом используются приемы прикладывания и  накладывания.

На четвертом году жизни дети учатся выделять длину, ширину и высоту как отдельные параметры. При сравнении предметов по (размеру) большое значение имеет двигательный анализатор — жест руками.

При ознакомлении детей с длиной и шириной предметов лучшим наглядным материалом являются плоские предметы (ленточки, полоски бумаги и др.) При ознакомлении с высотой — объемные.

У детей четвертого года жизни формируются определенные знания о форме предметов и геометрических фигурах как эталонах формы. Дети учатся различать шар и куб, круг, квадрат и треугольник.

Главным в обучении является прием обследования этих фигур тактильно-двигательным и зрительным способом. Значительное место в этом процессе занимает показ (демонстрация) самой фигуры, а также показ способов его обследования.

Для развития у детей навыков обследования формы предметов и накапливания соответствующих представлений организуются разные игры и упражнения.

Формирование пространственных  представлений у детей и их ориентировки в пространстве основывается на чувственном  восприятии, накоплении практического опыта. В конце года дети должны четко ориентироваться в пространстве.

В этом им помогают специально подобранные дидактические  игры, упражнения, утренняя  гимнастика, конструирование, занятия по изобразительной деятельности.

Формирование у детей младшей группы представлений о пространстве  происходит систематически в процессе осуществления обучения на занятиях по математике, музыкальных и физкультурных занятиях, а также на занятиях по изобразительной деятельности и в повседневной жизни.

Ориентировка детей во времени тесно связана с их активной оперативной деятельностью. Ознакомление детей с частями суток следует начинать с контрастных отрезков: день—ночь, утро—вечер.

Упражнения на ориентировку во времени требует многократного повторения, пока каждый из них не научится свободно пользоваться специальной временной терминологией и указаниями воспитателя.

Перечень дидактических игр

на закрепление математических представлений

для детей четвертого года жизни 

Количество и счет

Игра «Кто найдет цветок для мотылька»

Воспитатель раскладывает по комнате бумажные цветы. Их количество должно соответствовать количеству играющих детей. Потом раздает детям по одному мотыльку. Уточняет, сколько мотыльков у каждого ребенка. Дети должны поблизости найти цветок и посадить на него своего мотылька. Воспитатель проверяет, правильно ли выполнено задание. Уточняет, чего больше (меньше): цветов или мотыльков.

Игра «Самолеты»

Направлена на закрепление понятий «один», «много».

На стульчиках стоят маленькие самолетики двух-трех цветов.

Воспитатель.   Вы   все — летчики.   Лена — летчица,   Коля — летчик, Ира — летчица. Сколько у нас летчиков? Дети. Много.

Воспитатель. Это аэродром. Там стоят самолеты. Сколько самолетов на аэродроме? Каждый из вас возьмет самолет. Сколько самолетов взял Женя? Сколько самолетов взяла Ира? Полетели красные самолеты. Теперь полетели желтые самолеты. Полетели все самолеты. Сколько самолетов?

Дети. Много самолетов.

Воспитатель. На посадку заходят красные самолеты. (Дети с красными самолетами садятся на стульчики.)

Затем по сигналу воспитателя совершают посадку остальные группы самолетов. Во время игры педагог постоянно обращает внимание детей на количество самолетов: «Сколько самолетов в руках у Коли, Иры, Жени? Сколько самолетов летает? Сколько приземлилось? Сколько взлетело? Сколько садится?»

Игра «Разноцветные фонарики».

 Воспитатель раздает каждому по разноцветному фонарику

При этом спрашивает у ребенка, сколько фонариков у него в руках, сколько фонариков у его соседа, какого цвета фонарики. Фонарики зажглись и пустились в пляс. «Сколько танцует фонариков?» — «Много».— «Сколько фонариков в руках у Кати, у Нины, у Веры?» — «Один, еще один».— «Наступило утро. В комнате стало светло. Погасли синие фонарики (дети присели), погасли желтые фонарики, красные и зеленые. Сколько фонариков у Риты? Сколько фонариков у Тани?» Дети отвечают. Опять наступает вечер, становится темно, зажигаются фонарики и пускаются в пляс. Игра повторяется. После игры дети складывают фонарики в коробку, называя, сколько фонариков в руках у Коли, Светы, Иры, сколько фонариков положили Таня, Валя, сколько всего фонариков в коробке.

Таким образом, воспитатель учит детей видеть не только множество в целом, но и его составные части, каждая из которых отличается определенным цветом предметов. Необходимо постоянно менять наглядный материал: это могут быть цветы, куклы, фонарики, листья, фигурки животных и т. д.

Игра «Воробушки и автомобиль»

Дети-«воробушки» сидят в своих «гнездышках» — обручах, лежащих на полу в 2 ряда на небольшом расстоянии друг от друга. В противоположном углу комнаты с рулем в руках стоит ребенок — он водитель автомобиля.

Воспитатель. Вы «воробушки». У каждого «воробушка» свое гнездышко. Сколько гнездышек, столько «воробушков».

«Воробушки» вылетели из гнездышек, размахивая крылышками, летают.

Воспитатель. Из гаража выезжает машина. «Воробушки» улетают в гнездышки.

Автомобиль возвращается в гараж. Воспитатель. Всем ли «воробушкам» хватило гнездышек? Чего больше? Чего меньше? Может быть, поровну? Дети отвечают на вопросы, и игра повторяется.

Игра «Рыбак и рыбки»

Помогает  закрепить понятия «один» и «много», способствует формированию навыка в установлении равенства-неравенства между двумя группами предметов.

Стулья стоят по кругу, их столько же, сколько детей. Стулья — это камешки на дне реки, за которыми будут прятаться рыбки. Один ребенок — рыбак. Он сидит на берегу с удочкой. Рыбки свободно плавают. По сигналу: «Идет рыбак!» — рыбки уплывают и прячутся за камешки. Воспитатель говорит: «За этим камешком спряталась рыбка, и за этим камешком спряталась рыбка. Сколько камешков, столько и рыбок. Чего больше, чего меньше: рыбок или камешков?» После ответов детей игра повторяется.

Игра «Зайчики и волк»

Для игры понадобятся обручи. Их количество должно соответствовать количеству детей.

Дети стоят в своих обручах, лежащих на полу в два ряда на небольшом расстоянии друг от друга. Воспитатель говорит ребятам о том, что они — «зайчики». У каждого своя «норка», свой домик. «Норок» столько, сколько «зайчиков». Выскочили «зайчики» из «норок» на травку поиграть. Раздается сигнал: «Волк идет!»

«Зайчики» пугаются и бегут прятаться в свои «норки». «Волк» возвращается в лес. Воспитатель спрашивает:

— Сколько зайчиков? Сколько норок? Чего больше (меньше)?

Дети отвечают, и игра повторяется.

«В лес за грибами»

Цель игры: формировать у детей представления о количестве предметов «один - много», активизировать в речи детей слова «один, много».

Ход игры: приглашаем детей в лес за грибами, уточняем, сколько грибов на поляне (много). Предлагаем сорвать по одному. Спрашиваем у каждого ребенка, сколько у него грибов. «Давайте сложим все грибы в корзинку. Сколько ты положил, Саша? Сколько ты положил, Миша? Сколько стало грибов в корзинке? (много) По сколько грибов осталось у вас? (ни одного).

«Жучки на листиках»

Цель игры: формировать умение детей сравнивать две группы предметов на основе сопоставления, устанавливать равенство и неравенство двух множеств.

Ход игры. Воспитатель говорит: «Дети, посмотрите, какие красивые жучки. Они хотят с вами поиграть, вы станете жучками. Наши жучки живут

на листиках. У каждого жучка свой домик – листик. Сейчас вы будете летать по полянке, а по моему сигналу найдете себе домик – листик. Жучки, летите! Жучки, в домик! Всем жучкам хватило домиков? Сколько жучков? Сколько листиков? Их поровну? Как еще можно сказать? Жучкам очень понравилось с вами играть». Далее повторяем игру, устанавливая отношения «больше, меньше», при этом учим уравнивать множества путем добавления и убавления.

Форма

Игра «Геометрическое лото».

Для игры понадобятся карточки, на которых в ряд изображены геометрические фигуры (одноцветные контуры). На карточках — разный подбор фигур. На одной — круг, квадрат, треугольник; на другой — круг, квадрат, круг; на третьей — треугольник, треугольник, круг; на четвертой — квадрат, треугольник, круг и т. д. Кроме того, у каждого ребенка — набор геометрических фигур той же величины, что и контурные изображения на карточках (по две фигуры каждой формы разных цветов).

В начале занятия ребенок раскладывает все фигуры перед собой. Карточка лежит на столе перед ним. Воспитатель показывает фигуру, предлагает детям найти у себя такую же и разложить на карточках так, чтобы они совпали с нарисованными.

В зависимости от знаний и умений детей игру упрощают или усложняют (фигур может быть больше или меньше).

Игра «Найди пару».

На столе лежат вырезанные из бумаги рукавички, на одной из которых изображены, например, круг и треугольник, на другой — круг и квадрат, на третьей — два треугольника и т. д. У каждого из детей тоже по одной рукавичке, они должны найти себе парную рукавичку, ориентируясь по рисунку (рис. 5). Эта игра полезна также и тем, что предполагает живое общение детей, при котором активизируется речь.

Игра «Что изменилось?».

Воспитатель выставляет на доске или фланелеграфе круг, квадрат, треугольник в ряд и предлагает детям рассмотреть фигуры на доске и запомнить их расположение. Затем просит детей закрыть глаза, а сам в это время убирает одну из фигур. Открыв глаза, дети должны сказать, что изменилось. Игра повторяется несколько раз.

Подобные игры и упражнения можно подбирать и варьировать в зависимости от степени подготовленности детей данной группы.

Игра «Найди предмет»

Закрепляет  название геометрических фигур, умение находить предмет нужной формы в окружающей обстановке. У детей по одной фигуре. Воспитатель дает задание разойтись по комнате и найти какую-нибудь игрушку или предмет такой же формы. После чего ребенок объясняет, почему он ее принес.

 «Соберем бусы»

Цель: формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине), видеть простейшие закономерности в чередовании фигур.

Оборудование. На полу лежит длинная лента, на ней слева направо в определенном чередовании разложены фигуры: красный треугольник, зеленый круг, красный треугольник и т. д.

Дети стоят в кругу, перед ними коробки с разноцветными геометрическими фигурами. Педагог предлагает сделать бусы для новогодней елки. Показывает на ленту с разложенными геометрическими фигурами и говорит: «Посмотрите, Снегурочка уже начала их делать. Из каких фигур она решила составлять бусы? Догадайтесь, какая бусинка следующая». Дети берут по две такие же фигуры, называют их и начинают составлять бусы. Объясняют, почему выкладывают именно эту фигуру. Под руководством педагога исправляют ошибки. Затем В. говорит, что бусы рассыпались и их надо собрать снова. Выкладывает на ленте начало бус, а детям предлагает продолжить. Спрашивает, какая фигура должна быть следующей, почему. Дети выбирают геометрические фигуры и раскладывают их в соответствии с заданной закономерностью.

Величина

Игра «Закрой двери в домиках».

Для каждого ребенка вырезают из бумаги (картона) домик с прямоугольной прорезью для двери. Ребенку дают две двери, одна из которых точно закрывает прорезь в домике, другая намного уже . В домиках живут зайчики, фигурки которых можно вырезать по трафарету из бумаги.

Зайчики гуляют по лесу, весело играют.

Вдруг  появляется волк (игрушка или игрушка-бибабо — ее вносит воспитатель). Испугавшись, зайчики прячутся в домики. Но двери еще открыты, и зайчики просят детей спасти их от волка — закрыть дверь так, чтобы волк не смог пролезть в нее. Дети точно подбирают нужную по ширине дверь.

В процессе игры слова «широкий» и «узкий» не произносятся. Только в конце, когда все двери уже закрыты, педагог хвалит детей, что они подобрали нужную дверь, ту, что шире. «А если бы мы взяли другую дверь, что могло случиться? — спрашивает педагог.— Она уже и не закрыла бы вход в домик, а волк смог бы догнать зайца». Можно предложить детям наложить двери одну на другую и еще раз посмотреть, какая шире, какая уже.

Игра «Автомобили»

На столе лежат длинные и короткие полоски одной ширины.

Воспитатель предлагает детям взять по одной полоске. Это «номера» машин. А ворота — гаражи. Пусть ребята представят себе, что все они «машины», у каждой свой «номер». «Машины» будут ездить по городу. Но как только ведущий скажет: «Машины, в гараж!» — каждый должен найти свой гараж и въехать в него. Для этого необходимо приложить «номер» своей машины к «номеру» на воротах. Если «номера» будут одинаковые по длине, можно въезжать.

В процессе игры «Автомобили» покажите ребятам иллюстрацию. Задайте им вопросы, помогающие смысловому осознанию происходящего.

Игра повторяется 2 раза.

Игра «Пузырь»

Дети с воспитателем образуют круг. Все вместе говорят: «Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся».

Затем начинают отходить назад и держатся за руки до тех пор, пока воспитатель не скажет: «Лопни, пузырь!»

По сигналу дети отпускают руки и, приседая на корточки, говорят: «Хлоп».

После чего ребята снова берутся за руки и двигаются к центру круга, произнося: «Ш-ш-ш». Пузырь сдувается.

Попробуйте вместе с детьми прокомментировать происходящее: «Пузырь сначала раздулся, увеличился, а затем лопнул, уменьшился».

Игра повторяется 2—3 раза.

В индивидуальной работе при закреплении имеющихся представлений о высоте хорошо применять строительный материал, различные конструкторы, из которых собирают дома разной высоты, башни и т. д.

 Для закрепления представлений о величине предметов можно использовать различные игрушки, картинки. Например, сравнить длину ушей у разных животных (заяц и волк), длину хвостов (лиса и медведь), длину клювов (журавль и гусь), длину шеи (жираф и кот). Или из вагонов детской железной дороги составить короткий и длинный поезда, из кубиков выложить широкую и узкую дорожки (одну—для машин, другую — для пешеходов) и т. д.

Ориентировка в пространстве

Игра — «Где звенит колокольчик?».

 Дети становятся полукругом, закрывают глаза. Воспитатель ходит по кругу, останавливаясь поочередно у каждого ребенка, и звенит колокольчиком то слева, то справа от него, то вверху, то внизу. Ребенок определяет, с какой стороны раздается звук. Открыв глаза, он сначала может показать направление руками, а затем назвать его.

Игра «Скажи, куда мы положили»

Первый вариант. Один из детей закрывает глаза. Остальные прячут игрушку (предмет) на стол, под стол, на шкаф... По сигналу ребенок открывает глаза и начинает искать игрушку. Найдя ее, он объясняет, где она находилась.

Второй вариант. Играющие договариваются, что будут подсказывать, куда положили предмет. Например: «Мяч под... мяч за...» и т.д. Ребенок должен искать в направлении, указанном остальными детьми.

После того как он найдет предмет, меняется ведущий.

Игра «Куда спряталась мышка»

Воспитатель начинает игру с загадки:

Под полом таится,

Кошки боится. Кто это?

(Мышка)

К нам в гости прибежала мышка, она хочет с вами поиграть. Закройте глазки, а мышка в это время от вас спрячется». Ставит ее под стол, на шкаф... Дети, открыв глаза, ищут мышку найдя ее, ребята говорят, где она находилась, используя слова: наверху, внизу, на. Игра повторяется 2—3 раза.

 «Домики для медвежат»

Цель игры: развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький».

Ход игры. Воспитатель говорит: «Ребята, я вам сейчас расскажу интересную историю. Жили – были два медвежонка, и вот однажды они решили построить себе домики. Взяли стены и крыши для домиков, но только не поймут, что делать дальше. Давайте мы им поможем сделать домики. Посмотрите, какие у нас по величине медвежата? Какой этот медвежонок по величине, большой или меленький? Какой мы ему будем делать домик? Какую ты возьмешь стену, большую или меленькую? Какую надо взять крышу? А этот медвежонок какой по величине? Какой ему надо сделать домик? Какую ты возьмешь крышу? Какого она цвета? Давайте возле домиков посадим елочки. Елочки одинаковые по величине или разные? Где мы посадим высокую елочку? Где посадим низкую елочку? Медвежата очень рады, что вы им помогли. Они хотят с вами поиграть».

«Подбери дорожки к домикам»

Цель игры: развивать умение детей сравнивать два предмета по длине, активизировать в речи детей слова «длинный, короткий».

Ход игры: рассказываем детям о том, что зверюшки построили себе домики, но не успели построить к ним дорожки. Посмотрите, вот домики зайки и лисички. Найдите дорожки к их домикам. Какую дорожку вы сделаете зайчику, длинную или короткую? Какую дорожку вы положите к домику лисы? Далее подбираем дорожки к домикам других зверюшек.

«Почини коврик»

Цель игры: развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький».

Ход игры. Воспитатель говорит: «Посмотрите, какие коврики нам принесли зайки, красивые, яркие, но кто – то эти коврики испортил. Зайки теперь не знают, что с ними делать. Давайте мы им поможем починить коврики. Какие коврики по величине? Какие заплатки мы положим на большой коврик? Какие мы положим на маленький коврик? Какого они цвета? Вот мы и помогли зайчатам починить коврики».

«Сбор урожая»

Цель игры: развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи детей слова «большой, маленький».

Ход игры. Воспитатель рассказывает о том, что зайка вырастил очень большой урожай, теперь его надо собрать. Рассматриваем, что выросло на грядках (свекла, морковь, капуста). Уточняем, во что мы будем собирать овощи. Воспитатель спрашивает: «Какая эта корзина по величине? Какие овощи мы в нее положим?» В конце игры обобщаем, что в большой корзине лежат большие овощи, а в маленькой – маленькие.

Ориентировка во времени

Игра «Назови пропущенное слово»

Дети образуют полукруг. Воспитатель катит кому-нибудь из детей мяч. Начинает предложение, пропуская названия частей суток:

— Мы завтракаем утром, а обедаем... Дети называют пропущенное слово.

— Утром ты приходишь в детский сад, а уходишь домой...

— Днем ты обедаешь, а ужинаешь...

Эту игру можно повторно провести в свободное от занятий время.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развивающие игры и технологии как средство формирования математических представлений у детей дошкольного возраста".

"Развивающие игры и технологии как средство формирования математических представлений у детей дошкольного возраста"....

Сообщение из опыта работы по теме "Развивающие игры и технологии как средство формирования математических представлений у детей дошкольного возраста".

Сообщение из опыта работы по теме "Развивающие игры и технологии как средство формирования математических представлений у детей дошкольного возраста"....

роль дидактической игры в формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возроста

как дидактическая игра способствует формированию математических представлений...

Игры на формирование математических представлений у детей 3-4 лет

Вашему малышу уже три. Педагоги и психологи называют его младшим дошкольником. В этом возрасте начинается формирование элементарных математических представлений. Наша задача – в течение года научить р...

«Использование строительно-конструктивной игры в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»

Играя в конструктор "Лего", дети учатся правильно и быстро ориентироваться в пространстве; получают математические знания о форме, счёте, пропорции, симметрии; овладевают умением мысленно разделить пр...

Консультация для родителей «Формирование математических представлений у детей 3-4 лет. Математические игры»

Консультация для родителей «Формирование математических представлений у детей 3-4 лет. Математические игры»...