Проект по познавательному развитию (исследовательская деятельность) Тема: «Неизведанное рядом»
проект (младшая группа)
Актуальность проекта: Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное - самовыражаться. Опыты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 301.07 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СОВЕТСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №2 «БЕРЕЗКА»
СОВЕТСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
|
Проект по познавательному развитию
(исследовательская деятельность)
Тема: «Неизведанное рядом»
Разработала воспитатель:
Хоруженко Е.В.
п. Советский 2023
Паспорт проекта
Проект на тему «Неизведанное рядом»
Тип проекта: познавательный
Вид проекта: исследовательский
Срок реализации: долгосрочный
Участники проекта: педагоги, воспитанники, родители.
Возраст детей: 3- 4 лет
Актуальность проекта:
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Исследовательская активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное - самовыражаться.
Опыты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Цель: развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования
Задачи:
Образовательные:
- расширять представления детей о свойствах и качествах объектов живой и неживой природы;
- формировать способности самостоятельного исследования предметов;
- обучать умению использовать приборы в исследованиях (лупу, лампу, магниты).
Развивающие:
- развивать понимание взаимосвязей в природе;
- развивать мышление, речь в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
Воспитательные:
- воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир;
- создание дружеской атмосферы в группе во время проведения исследований, воспитание взаимопомощи внутри коллектива;
- развитие самоконтроля и саморегуляции, воспитание усидчивости и аккуратности.
Ожидаемые результаты:
- расширение и углубление знаний и представлений детей об окружающем мире;
- развитие познавательных умений через экспериментальную деятельность;
- дети научатся проводить простейшую опытно - экспериментальную деятельность с объектами неживой природы и делать простейшие выводы.
Этапы работы над проектом:
1 этап: Подготовительный
- формулирование проблемы;
- определение актуальности, цели и задач;
- подбор методической и художественной литературы;
- подбор опытов по данному возрасту;
- подбор оборудования для проведения опытов;
- организация предметно-развивающей среды.
2 этап: Основной
- проведение опытов, экспериментов в группе и на прогулке,
- индивидуальная работа с детьми,
- самостоятельная экспериментальная деятельность,
- подвижные игры,
- чтение художественной литературы,
- беседы,
- продуктивная деятельность детей.
3 этап: Заключительный
- оформление картотеки по экспериментальной деятельности с детьми 3-4 лет;
- создать для детей предметно — развивающую среду для самостоятельного экспериментирования с природным и бросовым материалом.
Формы работы:
1. Беседы с применением наглядных пособий 2. Практическая деятельность 3. Опытно-исследовательская работа 4. Мини-занятия 5. Взаимодействие с родителями
Работа с родителями:
Оформление информационно-просветительского материала в виде: папок-передвижек, мастер-классов, консультаций, разработка рекомендаций для родителей по проведению опытов с детьми в домашних условиях.
Привлечение родителей к участию в мероприятиях в рамках проекта: - Подборка иллюстраций, картин; сбор информации. - Создание совместных с детьми альбомов по проведению опытов. - Подбор материалов и помощь в оформлении лаборатории.
Основные методы работы:
- Словесные: чтение художественной литературы, беседа, объяснение, пояснение, словесный инструктаж.
- Наглядные: рассматривание картин, иллюстраций, объектов окружающего мира и природы, показ опытов.
- Практические: дидактическая игра, опыты, экспериментирование.
Режим занятий: 1 раз в неделю по 15 минут.
Материалы и оборудование:
1. Лупы, увеличительные стекла, различные весы (аптечные, настольные), магниты, термометры (водный, медицинский, комнатный, уличный), компасы, бинокли, песочные часы, макет «Теллурий», лампа, микроскоп, спиртовка, пробирки, мензурки, резиновые груши, клеёнчатые фартуки для детей, пипетки, линейки, фонарики, свечи, мыло, лоскутки ткани, соль, сахар, дерево, бумага разных видов, пакеты, воздушные шарики.
2. Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.
3. Материалы: природные (желуди, шишки, семена, спилы дерева и т.д.), бросовые: (пробки, палочки, трубочки и т.д.)
4. Неструктурированные материалы: песок, вода, почва, глина и т.д.
Перспективное планирование опытов и экспериментов
№ | Тема занятия | Цель | Литература |
Сентябрь | |||
1 | «Почему осенью бывает грязь» | Знакомство со свойствами почвы. | Дыбина О. В. «Из чего сделаны предметы», стр. 17 |
2 | «Играем с песком, глиной» | Уточнение представлений о свойствах сухого и мокрого песка. | Дыбина О. В. «Из чего сделаны предметы», стр. 19 |
3 | «Солнечные лучики» | Формирование знаний о естественном источнике света – солнцем. | Дыбина О. В. «Неизведанное рядом», стр. 35 |
4 | «Что в коробке» | Знакомство со значением света и его источниками: солнце, фонарик, свеча. | Дыбина О. В. «Неизведанное рядом», стр. 9 |
Октябрь | |||
1 | «Каменная дорога» | Знакомство детей со свойствами камней: твердые, тяжелые, большие, маленькие, тонут в воде, могут вдавливаться в мокрый песок. | Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 16 |
2 | «Кто живет в воде» | Развитие познавательного интереса и воображения. | Дыбина О. В. «Неизведанное рядом», стр. 26 |
3 | «Вкусная водичка» | Пополнение знаний о свойствах воды: вода не имеет вкуса, но может его принимать и изменять. | Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 11 |
4 | «Волшебная вода» | Выявление свойств воды и краски, способность красок растворятся в воде и изменять цвет воды. | Дыбина О. В. «Неизведанное рядом», стр. 9 |
Ноябрь | |||
1 | «Плыви, плыви кораблик» | Знакомство со свойствами воды и бумаги. | Дыбина О. В. «Неизведанное рядом», стр. 8 |
2 | «Чудо бумага» | Расширение знаний детей о различных видах бумаги | Дыбина О. В. «Неизведанное рядом», стр. 16 |
3 | «Горячо – холодно» | Определение температуры веществ и предметов. | Дыбина О. В. «Неизведанное рядом», стр. 12 |
4 | «Теремок» | Знакомство детей с деревом. | Дыбина О. В. «Из чего сделаны предметы», стр. 9 |
Декабрь | |||
1 | «Ветер, ветер, ветерок» | Знакомство с таким природным явлением, как ветер, умение определять силу ветра. | Дыбина О. В. «Неизведанное рядом», стр. 8 |
2 | «Ледовая фантазия» | Формирование представлений о свойствах льда (лед – это твердая вода, лед - тает в тепле). | Дыбина О. В. «Неизведанное рядом», стр. 20 – 21 |
3 | «Льдинки разноцветные, яркие, приметные» | Закрепление одного из свойств воды: замерзает при низких температурах. | Дыбина О. В. «Неизведанное рядом», стр. 5, 28 |
4 | «Пар — это тоже | Ознакомить детей с одним из состояний воды —паром Ознакомить детей с процессом конденсации | Дыбина О. В. «Неизведанное рядом», стр. 5-6 |
Январь | |||
1 | «Где теплее?» | Познакомить детей со свойствами теплого и холодного воздуха. | Дыбина О. В. «Неизведанное рядом», стр. 12 |
2 | «Ветер в комнате» | Формировать представления детей об образовании ветра. | Дыбина О. В. «Неизведанное рядом», стр. 85 |
3 | «Да здравствует мыло душистое» | Расширение знаний о свойствах мыла и его назначением, путем экспериментирования. | Дыбина О. В. «Неизведанное рядом», стр. 7 – 8 |
Февраль | |||
1 | «Мои глаза» | Формирование представлений о глазах человека, о значении в нашей жизни. | Дыбина О. В. «Неизведанное рядом», стр. 13 |
2 | «Носики – курносики сопят» | Формирование представлений детей о носе человека, о его функциях и значении в жизни человека. | Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» стр. 9 |
3 | «Для чего мне нужен язычок?» | Формирование представлений детей о языке человека, его значении. | Дыбина О. В. «Неизведанное рядом», стр. 15 |
4 | «Держим ушки на макушке» | Формирование представлений об органе слуха – ухе. | Дыбина О. В. «Неизведанное рядом», стр. 11 |
Март | |||
1 | «Что лучше бумага или ткань» | Знакомство с бумагой и тканью, с их свойствами и качествами | Дыбина О. В. «Из чего сделаны предметы», стр. 15 |
2 | «Тарелочка из глины» | Знакомство с глиной, ее качествами и свойствами. | Дыбина О. В. «Из чего сделаны предметы», стр. 17 |
3 | «Бантик из бумаги и ткани» | Закрепление представления о свойствах бумаги (мнется, рвется, размокает в воде) и ткани (мнется, ее можно стирать и гладить) | Дыбина О. В. «Из чего сделаны предметы», стр. 18 |
4 | «В гостях у Красной Шапочки» | Закрепление знаний о материалах (ткани, бумаге, глине, дереве, из которых сделаны предметы) | Дыбина О. В. «Из чего сделаны предметы», стр. 21 |
Апрель | |||
1 | «Витамины на окне» | Формирование представлений детей о том, что для роста растений нужны вода и свет. | Дыбина О. В. «Неизведанное рядом», стр. 19 |
2 | «Весенняя веточка» | Наблюдение за появлением листочков на веточке. | Дыбина О. В. «Неизведанное рядом», стр. 20 |
3 | «Тонет – не тонет» | Закрепление знаний о легких и тяжелых предметах (одни остаются на поверхности воды, другие – тонут. | Дыбина О. В. «Из чего сделаны предметы», стр. 28 |
4 | «Что в пакете?» | Знакомство со свойствами воздуха. | Дыбина О. В. «Неизведанное рядом», стр. 30 |
Май | |||
1 | «Мыльные пузыри» | Закрепление представлений о свойствах воздуха. | Дыбина О. В. «Неизведанное рядом», стр. 31 |
2 | «Живое - не живое» | Формирование представлений о понятии «живое» и «неживое», сравнение живого и неживого по характерным признакам. | Дыбина О. В. «Из чего сделаны предметы», стр. 19 |
3 | «Почему все | Формирование у детей представления о том, что Земля обладает силой притяжения | Дыбина О.В. «Неизведанное рядом», стр. 10 |
Методическая литература
1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников». – М. : ТЦ Сфера, 2019
2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Из чего сделаны предметы. Игры – занятия для дошкольников». – М. : ТЦ Сфера, 2019
3. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Рукотворный мир. Игры – занятия для дошкольников». – М. : ТЦ Сфера, 2015
4. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 2/ Сост. Н.В.Нищеева. – СПб.:ООО «Издательство «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2013.
5. «Ребёнок познаёт мир» ( игровые занятия по формированию представлений о себе для младших дошкольников)/авт.-сост. Т.В.Смирнова. – Волгоград, 2011. – 167 с.
6. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. ФГОС». – М. : «Детство – пресс», 2015
Заключение
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.
Экспериментирование даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач.
Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им. Дети рвут бумагу, разбирают игрушки, играют с песком, водой и снегом.
В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они наблюдают за падающими в воду предметами (тонет – не тонет), пробуют языком в сильный мороз сосульки и т.д.
Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. Мы, взрослые, должны активно помогать ему в этом.
Материалы и оборудование, необходимые для занятий по познавательному развитию
(исследовательская деятельность)
Тема: «Неизведанное рядом»
Лупы, увеличительные стекла, различные весы (аптечные, настольные), магниты, термометры (водный, медицинский, комнатный, уличный), компасы, бинокли, песочные часы, макет «Теллурий», лампа, микроскоп, спиртовка, пробирки, мензурки, резиновые груши, клеёнчатые фартуки для детей
Методическая литература
1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников». – М. : ТЦ Сфера, 2019
2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Из чего сделаны предметы. Игры – занятия для дошкольников». – М. : ТЦ Сфера, 2019
3. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Рукотворный мир. Игры – занятия для дошкольников». – М. : ТЦ Сфера, 2015
4. ТЦ СФЕРА Детское экспериментирование. Карты-схемы
5. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. ФГОС». – М. : «Детство – пресс», 2015
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД по познавательному развитию "Исследовательская деятельность в подготовительной группе "Исследователи"
Иссдовательская деятельность даёт детям возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать познавательную и творческую активность....
Раздел программы "Познавательное развитие" Исследовательская деятельность тема ООД "История создания стекла и пластмассы"
Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию. К старшему дошкольному возраст...
Конспект ООД по Познавательному развитию (исследовательская деятельность) в подготовительной к школе группе, Тема: "По морям и океанам"
ООД «Познавательное развитие» (исследовательская деятельность)Тема: "По морям и океанам". Цель: Дети познакомились с процессами очистки воды разными способами, расширение и...
Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию (исследовательская деятельность-экспериментирование с использованием цифровой лаборатории Наураша) тема: "Тайны света"
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие....
Конспект совместной деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста по познавательно-речевому развитию ( исследовательская деятельность) Тема: « Вода и её превращения»
Вода окружает нас везде. детям очень нравиться узнавать новое. Это занятие поможет в игровой форме познакомить детей с таким интересным веществом - водой....
Конспект НОД в старшей группе по познавательному развитию (исследовательская деятельность), на тему: «Путешествие Капельки»
По познавательному развитию (исследовательская деятельность), тема: «Путешествие Капельки»Старшая группа комбинированной направленности. Задачи.- дать понятие «круговорот воды в...
Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию (исследовательская деятельность-экспериментирование с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии») в подготовительной к школе группе «Где живёт электричество».
Конспект непосредственно образовательной деятельности, направленный на решение задач познавательного развития в рамках организации экспериментальной деятельности для детей подготовительной к школе гру...