Конспект занятия для детей старшей группы "Путешествие в прошлое часов"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект занятия для детей старшей группы по ознакомлению с окружающим миром "Путешествие в прошлое часов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_puteshestvie_v_proshloe_chasov.docx | 19.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия «Путешествие в прошлое часов» для детей старшей группы.
Цель: сформировать представление о разных видах часов, их назначении, тренировать умение определять время по часам, развивать чувство времени.
Задачи:
- Познакомить с историей часов;
- Учить устанавливать причинно-следственные связи между назначением и способами употребления;
- Активизировать словарный запас;
- Воспитывать уважение к труду человека.
Предварительная работа:
- Рассматривание разных видов часов;
- Чтение книги В. И. Мельникова «Про часы и о часах»;
- Заучивание загадок, стихотворения В. Берестова «Часы».
Материал и оборудование: бандероль, интерактивная доска, ноутбук, презентация с изображением разных видов часов.
Ход занятия:
-Ребята, нам Знайка прислал маленькую посылку и письмо. Раскроем и прочитаем. Что же он нам пишет. Ребята, да он же нам прислал загадку. Попробуйте ка ее отгадать. Здесь еще лежит отгадка, я её вам покажу, если отгадаете загадку:
«Ног нет, а хожу
Рта нет, а скажу
Когда спать, когда вставать
Когда работу начинать».
-Кто знает отгадку? Правильно это часы. А сейчас, я вам покажу отгадку. (демонстрация часов)
Знайка не случайно прислал часы, он хочет, чтобы мы сегодня поговорили о часах.
-А почему они стучат? ( ответы детей)
-Правильно они так работают, показывают время. А для чего нам нужно знать время? (ответы детей)
-Правильно, чтобы знать, когда вставать, когда на работу идти, в детский сад, когда заниматься, когда ложиться спать.
-Так чем же мы пользуемся, чтобы определить время? (ответы детей)
-А кто знает, какими часами люди сейчас пользуются. (Механическими, электронными, электрическими).
-А всегда ли люди пользовались такими часами. Нет, дети не всегда.
-Как вы думаете, как же люди определяли время, когда на земле совсем не было часов. Я сейчас вам напомню стишок, а выпостараетесь догадаться, кто раньше, выполнял роль часов.
«Петя, Петя петушок
Петя рано встает,
Голосисто поет,
Деткам спать не дает».
-Правильно петушок. Давным-давно люди узнавали время по живым часам - петуху. Эти «часы» важно ходят по двору, хлопают крыльями и, взлетев на забор, кричат: «Кукареку!»
-Однако можно ли по пению петушка трудно определить точное время? И не у всех в доме живет петушок. Не правда ли?
-Да, по пению петушка трудно определить точное время. А если петушок проспал, или заболел.
-Кто же может разбудить человека в летнее время. Как вы думаете? (ответы детей)
-Давным-давно человек заметил, что в течение дня солнце перемещается:
- утром выкатится огненный шар из-за края земли,
- в полдень над самой головой встанет,
- к концу дня за противоположный край землей уйдет спать.
- Помните? Мы с вами в солнечный день наблюдали за солнышком и тенью. Так вот человек подумал:
- «А нельзя ли сделать солнечные часы». И смастерили солнечные часы. (слайд)
- Вместо циферблата – расчерченная площадка под открытым небом. Вместо стерженька для стрелок посреди площадки колышек или колонка. Взамен самих стрелок – тень от колышка или колонны. Ходит по небу солнце – ходит по площадке тень и, точь-в-точь какчасовая стрелка показывает время.
- Дети, а как вы думаете? Всегда ли человек мог пользоваться солнечными часами? (ответы детей)
- Когда человек не мог пользоваться этими часами? (ответы детей)
- Правильно, работают такие часы только в солнечную погоду.
- И им на смену придумал человек водяные часы.(слайд)
- Послушайте историю. Однажды умный человек, житель древнего города Рима, Сципион Назик, наблюдал, как из глиняного кувшина сочилась вода. Кап….Кап…Падали капли, будто говорили: «думай, думай!» И Назик придумал. Радостный он прибежал домой. Взял стеклянный сосуд, просверлил в донышке маленькую дырку, налил в сосуд воды, и стал ждать. Вода, капля за каплей, стала вытекать через дырку. По солнечным часам Назик стал отмечать на стекле чёрточками уровень воды. Прошёл час, уровень воды на стекле опустился, и Назик сделал первую чёрточку. Ещё час прошёл, и он сделал вторую чёрточку и т. д. Когда вся вода вытекла, на стеклянной стенке сосуда было 12 чёрточек, а это означало, что прошло 12часов. Так появились в Древнем Риме водяные часы.(слайд)
- А вот другие часы, тоже без стрелок, песочные, ровесники водяным часам, и даже чем то похожи. Только вместо воды они наполнялись песком, и их надо было всё время переворачивать. Такие часы были тоже неудобны, так как они действовали несколько минут.(слайд)
- Но они оказались тоже неудобные. Почему? (ответы детей)
- Правильно, забудешь перевернуть, в карман не положишь, на стену не повесишь. Да и работают они несколько минут: 3,5,10.
- Однако эти часы дожили до наших дней.
- Как вы думаете? Где ими пользуются сейчас. (ответы детей)
- Да они применяются в поликлинике, в физ. Кабинете, бассейне, во время игр в шахматы.
-А знаете, что восковая свеча – это тоже часы, древние огненные часы. (слайд)
- Посмотрите, свеча сверху до конца разрисовывалась как зебра. Ширина полоски соответствует определенному промежутку времени. Воск от горящего фителя таял и вместе с ним таяли полоски. Сколько полосок исчезало, столько часов и проходило. Получается, что время не только течет, но еще и сгорает. Хорошо если с пользой. А если зря?
- Прошло много времени с тех пор, когда человек придумал часы с механизмом.
- Шло время, и люди создали новые приборы для измерения времени. Нашёлся умный человек – изобретатель, и придумал новые часы, с циферблатом и стрелками. Часы эти были очень громоздкие. Вал-барабан был деревянным, тяжёлым, как бревно. Вместо цепочки на барабан наматывали толстый канат с тяжёлыми гирями. Такие громоздкие и тяжёлые часы дома не помещались, и их устанавливали обычно на высоких городских башнях. Первые башенные часы появились в Лондоне, а через 100лет в Москве на башне старого белокаменного Кремля (слайд).
- А потом в домах стали появляться часы под названием «ходики». Они вешались на стену. Под часами был маятник на тоненькой проволочке, а снизу выползала цепочка с двумя гирями на концах, похожих на еловые шишки. У таких часов был механизм, и состоял из множества шестерёнок и пружинок. Такие часы называли механическими, и были они с одной часовой стрелкой. Минутная и секундная стрелки появились 300 лет назад (рассматриваем часы-ходики).
- Часы были очень дорогими, не все могли себе позволить купить их. Богатые, знатные люди носили часы в кармане на цепочке, эти часы называли карманные. Карманные часы имели форму яйца. Их так и прозвали «Нюрнбергское яйцо», так как изготовлены они были в немецком городе Нюрнберге.
- Двигателем у механических часов стала обыкновенная пружинка, которая спрятана в круглой железной коробочке. По кругу коробочки нарезали зубчики, и получилась шестерня с пружинкой внутри.
- Дети, а какие часы не надо заводить? (ответы детей)
- Правильно электронные, они без пружинки, работают от батарейки, и есть часы даже без стрелок – светятся на электроне цифры. А время показывают очень точно.
- А еще есть часы электрические.
- Где лучше всего использовать электрические часы? (ответы детей)
- Да, на вокзалах, в подземных переходах, на улицах, на стадионах.
Физкультминутка.
«До 5 считаем, гири выжимаем.
Сколько раз ударю в бубен, столько раз дрова мы рубим.
На носочки встанем, потолок достанем».
- Видите ребята, какой сложный путь прошли часы. И все это придумал и сделал человек. Посмотрите, какие красивые часы разработали люди.
- Показать разные виды современных часов.
- Красивый внешний вид радует глаз. Вот как изменились часы влиянием творческой мысли и деятельности взрослого человека.
- Так какую же пользу приносят часы человеку.
- А вы умеете определять время?
- Сейчас мы с вами поучимся определять время. (учимся на макете определять время)
Рефлексия
-Что нового узнали на занятии?
-Что было самым интересным?
-Что вызвало затруднения?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшей группы на тему «Часы на кремлевской башне»
.Уточнить представление детей о Москве – столице России, культурологических, архитектурных центрах города участвуя в беседе.2.Формировать умение детей понимать условные символы географической карты пр...
Занятие по ФЭМП для детей старшей подготовительной группы. Тема: «Путешествие в прошлое часов».
Какие вы знаете часы?(Ответы детей)А хотите, я расскажу вам о солнечных часах?Далее следует рассказ воспитателя о солнечных часах. Показ разных видов солнечных часов в различных странах с ...
Научно-исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста «Солнечные часы»
Мы определяем время по часам!...
КОНСПЕКТ НОД для детей старшей группы общеразвивающей направленности ТЕМА: «Путешествие в прошлое часов » «Познавательное развитие»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад комбинированного вида № 34 города Ейскамуниципального образования Ейский районКОНСПЕКТ НОДдля детей старшей группы ...
Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Волшебные часы Деда Мороза»
Дети старшего дошкольного возраста попадают в сказку, где потерялись стрелки от волшебных часов....
Сценарий новогоднего утренника для детей старшего дошкольного возраста "Волшебные часы".
-Под волшебную сказочную музыку заходят девочка и мальчик, встают рядом с ёлкой.- Какая ёлочка стоит пушистая!А у меня снежинка серебристая!Её повешу я сюда, у ёлки помечтаю…Своё заветное ...
Долгосрочный проект для детей старшей группы «Удивительный мир часов»
Цель: развитие интереса к истории возникновения различных видов часов, обогащение представлений детей о времени, часах, часовом механизме....