"Как живут наши пернатые друзья зимой"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Ядне Наталья Олеговна

Тема: «Как живут наши пернатые друзья зимой»

Цели: Обобщить знания детей, полученные при наблюдениях за птицами; установить связь между формой клюва и питанием птиц; отметить взаимоотношение птиц во время зимовки.

Вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу.

Материал

Картины леса и городского пейзажа с птицами, картина с изображением кормушки, картинки зимующих и перелетных птиц.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной группе 

Тема: «Как живут наши пернатые друзья зимой»

Цели: Обобщить знания детей, полученные при наблюдениях за птицами; установить связь между формой клюва и питанием птиц; отметить взаимоотношение птиц во время зимовки.

Вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу.

Материал

Картины леса и городского пейзажа с птицами, картина с изображением кормушки, картинки зимующих и перелетных птиц.

Ход занятия:

1. Воспитатель: Ребята, к нам прилете попугай, его зову Кеша Он живет в Африке, где нет зимы, снега. Кеша просит рассказать ему о нашей зиме и птицах, которые не улетают на юг. Кеша, ты сможешь отгадать загадку?

Какой это мастер на стекла нанес

И листья, и травы, и заросли роз?

(Мороз)

Воспитатель: В какое время года бывает мороз?

(Кеша не знает. Помогают дети: зима - чудесное время года. Зимой чистый воздух, много развлечений. Веселый праздник – Новый год. Людей радует, бодрит мороз. Но у людей есть теплые дома, где можно обогреться, приготовить пищу.)

Воспитатель: А как зимуют наши младшие друзья – птицы? Чем мы можем помочь им в это трудное время?

Ответы детей: подкармливать их, оставлять небольшие отверстия под крышами, чтобы птицы могли погреться. Педагог вывешивает картинку с изображением кормушки.)

Воспитатель:  К нам прилетели птицы на кормушку. Посмотрите, все ли правильно нарисовано? Выберите только тех птиц, которые остаются на зиму.

(Дети выбирают картинки и объясняют свой выбор).

Воспитатель: Ребята, расскажите Кеше, как зовут этих птиц. Почему убрали других птиц?

Что это за птицы? Перелетные: ласточка, мухоловка, зарянка).

Да, на наши кормушки прилетают воробьи, синицы, вороны, голуби, в морозы прилетают и северные птицы – снегири и свиристели.

(Вывешивается картина – городской пейзаж с зимующими птицами.)

Воспитатель: В холодные дни птицы ищут корм в течение всего дня. Галки и вороны сидят на крышах домов и терпеливо ждут, когда люди выбросят вместе с мусором остатки пищи. Зимой они смелее, чем летом. Полевые воробьи объединяются в стаи с городскими и больше летают около жилья.

(Вывешивается картина леса с птицами, которые остаются на зиму в лесу.) Каких птиц вы знаете? Познакомьте с ними Кешу.

(На полях между кустов видны следы тетеревов и рябчиков. Вместе с синицами по лесу кочуют поползни, пищухи, корольки, большой и малый пестрые дятлы).

Воспитатель: В лесу на зиму остаются птицы, которые питаются ягодами, семенами деревьев. Как их зовут? Найдите их.

Ответы детей: клест, свиристель, чиж.)

Воспитатель: Такие птицы называются растительноядными, или зерноядными. У этих птиц клюв не очень длинный, широкий, тупой. (Выставляется модель.) Но в лесу остаются и птицы, которые питаются насекомыми. Такие птицы называются насекомоядными. Кто может найти насекомоядных птиц?

Дети выбирают и называют: поползень, синица, дятел, пищуха.)

Воспитатель: Посмотрите, какой клюв у этих птиц (острый, длинный, немного загнутый - модель). Как вы думаете, почему у птиц разные клювы?

Проводится игра «Узнай по клюву».

У каждого ребенка изображение без клювика.

Необходимо правильно найти клюв и объяснить, почему у этой птицы именно такой клюв.

2.  Задания:

«Чьи следы?» - определить, какая птица оставила тот или иной след;

«Зимующие – перелетные» - отделить зимующих птиц от перелетных;

«Сложи птицу» - подобрать голову, хвост, ноги к птицам;

«Кто на кормушку прилетел?» - найти зимующих птиц;

«Узнай какое время года?» - по действию птиц узнай когда это бывает. (Птены, строительство гнезд, птицы на кормушке, отлет птиц и т. д.);

«Дикие – домашние птицы» - отделить домашний от диких.

Дети рассказывают, что они сделали, Кеша оценивает их ответы.

Физкультминутка. Под музыку дети изображают птицу. Кеша отгадывает, что это за птица.

Воспитатель: Поведение птиц на протяжении зимы различно.

В январе месяце день становится длиннее, солнце показывается чаще. И хотя морозы не слабеют, среди птиц наблюдается заметное оживление. Стайки воробьев задорно чирикают, усевшись на пригреве. Слышится первая, неуверенная, односложная песнь большой синицы. У черных воронов начинаются «воздушные игры». До весны еще далеко, а эти молчаливые птицы ведут себя необычно, они издают довольно музыкальные, красивые гортанные крики. Полет у них совсем иной, чем в остальное время: то, сложив крылья, они падают вниз, то поднимаются высоко, а то парят в воздухе. Они в это время всегда парами. Семья у воронов очень дружная. Пара соединяется на всю жизнь.

Каких кочующих птиц вы знаете? (Снегирь.)

Кто сможет рассказать о снегире?

Ответы детей: они кормятся семенами березы, сирени, можжевельника, ягодами рябины, снегири – спутники зимы.)

Воспитатель: Хохлатые свиристели тоже кочуют с севера на юг.

К нам с ветрами прилетели

Стаи ярких свиристелей.

Прилетели свиристели

Песню севера запели (А. Барто)

Шумные стайки чечеток с серовато – буром оперении и малиново- красных шапочках прыгают с ветки на ветку. Выщипывают семена ольхи и березы. По проселочным дорогам на полях собираются стайки миловидных пуночек. Их называют подорожниками, или снегурочками. Прилетают они из далеких мест – тундры. Питаются они семенами сорняковых растений или подбирают зерна, оставшиеся в поле.

А где же ночуют птицы? Синицы – гаички, хохлатые, поползни, пищухи, корольки ночуют в дуплах по нескольку птиц, и даже в сильные морозы не вылетают оттуда. Большинство птиц ночует под крышами домов. Но есть птицы, которые ночуют под снегом – это лесные куры (глухари, тетерева, рябчики, белые куропатки.)

Тетерева бросаются под острым углом с высокого дерева или прямо с полета вниз и исчезают в рыхлом снегу. Там они и спят в тепле и прячутся от хищников. (лиса, рысь). При выходе тетерева сильным ударом головы и крыльев пробивают снег и с шумом вылетают. Питаются они березовыми почками и сережками.

Зима тяжелое время года. Но тем не менее любители – рыболовы и среди птиц. Кто расскажет о таких птицах?

(Ответы детей.)

(Ставится картинка – серая ворона.)

Воспитатель: Не успеет отойти рыбак от лунки, а серая ворона тут как тут. Она не только подбирает отбросы, но и сама ловит рыбу. Она неподвижно стоит у лунки, терпеливо ждет, пока рыба неосторожно поднимется вверх, чтобы глотнуть свежего воздуха. Одно мгновение – и жертва в клюве.

Воспитатель: Кеша, ты со многими птицами познакомился, а вот еще одна удивительная птица. (Вывешивается картинка – клест.)

В самые трескучие морозы на высоких заснеженных елях эти птицы вью теплые гнезда. Нарядный, словно румяное яблочко, самец весело распевает, развлекает подружку, сидящую в гнезде, и кормит ее и птенцов отрыжкой еловых семян. Клесты торопятся вывести птенцов в феврале, потому что в марте раскроются шишки, семена выпадут и птицам будет трудно добывать корм.

Сегодня мы узнали только небольшую часть о птицах. За ними наблюдают и изучают их ученые – орнитологи. А наша с вам задача – помочь птицам в это трудное время и сейчас я вам предлагаю сделать кормушки для наших птиц (достаем материал, который вырезали вчера).

Аппликация «Птичка в кормушке».

 Рефлексия: Какие красивые у нас получились работы. Ребята. Что нового вы узнали сегодня о птицах? Что вам понравилось? С чем были затруднеия?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа совместно с родителями в средней группе: "Как живут наши пернатые друзья зимой?"

Цель: воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в зимних условиях...

Конспект НОД по природному миру на тему :«Как живут наши пернатые друзья зимой»

Обобщить знания детей, полученные при наблюдениях за птицами; установить связь между формой клюва и питанием птиц; отметить взаимоотношение птиц во время зимовки.      Вызвать...

Методическая разработка для детей в подготовительной к школе группе на тему «как живут наши пернатые друзья зимой»

Интеграция образовательных областей: «Познание», формирование целостной картины мира, расширение кругозора: предметное и социальное окружение. Ознакомление с природой. «Речевое разви...

БЕСЕДА "КАК ЖИВУТ НАШИ ПЕРНАТЫЕ ДРУЗЬЯ ЗИМОЙ?"

Цель: Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в зимних условиях.Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года?Дети: зимаВоспитатель: Какие изменения произошли в природе?Дети: день стал коротки...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе на тему «Как живут наши пернатые друзья зимой»

Цель: Учить детей устанавливать связи между изменениями в неживой природе и изменениями в жизни птиц.Задачи:1. Обобщить знания детей, полученные при наблюдениях за птицами.2. Развивать логическое...

БЕСЕДА "КАК ЖИВУТ НАШИ ПЕРНАТЫЕ ДРУЗЬЯ ЗИМОЙ?"

БЕСЕДА "КАК ЖИВУТ НАШИ ПЕРНАТЫЕ ДРУЗЬЯ ЗИМОЙ?"старшая группа Цель: Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в зимних условиях.Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года?Дети: ...