"Как живут наши пернатые друзья зимой"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Тема: «Как живут наши пернатые друзья зимой»
Цели: Обобщить знания детей, полученные при наблюдениях за птицами; установить связь между формой клюва и питанием птиц; отметить взаимоотношение птиц во время зимовки.
Вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу.
Материал
Картины леса и городского пейзажа с птицами, картина с изображением кормушки, картинки зимующих и перелетных птиц.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_kak_zhivut_nashi_pernatye_druzya_zimoy.docx | 23.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в подготовительной группе
Тема: «Как живут наши пернатые друзья зимой»
Цели: Обобщить знания детей, полученные при наблюдениях за птицами; установить связь между формой клюва и питанием птиц; отметить взаимоотношение птиц во время зимовки.
Вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу.
Материал
Картины леса и городского пейзажа с птицами, картина с изображением кормушки, картинки зимующих и перелетных птиц.
Ход занятия:
1. Воспитатель: Ребята, к нам прилете попугай, его зову Кеша Он живет в Африке, где нет зимы, снега. Кеша просит рассказать ему о нашей зиме и птицах, которые не улетают на юг. Кеша, ты сможешь отгадать загадку?
Какой это мастер на стекла нанес
И листья, и травы, и заросли роз?
(Мороз)
Воспитатель: В какое время года бывает мороз?
(Кеша не знает. Помогают дети: зима - чудесное время года. Зимой чистый воздух, много развлечений. Веселый праздник – Новый год. Людей радует, бодрит мороз. Но у людей есть теплые дома, где можно обогреться, приготовить пищу.)
Воспитатель: А как зимуют наши младшие друзья – птицы? Чем мы можем помочь им в это трудное время?
( Ответы детей: подкармливать их, оставлять небольшие отверстия под крышами, чтобы птицы могли погреться. Педагог вывешивает картинку с изображением кормушки.)
Воспитатель: К нам прилетели птицы на кормушку. Посмотрите, все ли правильно нарисовано? Выберите только тех птиц, которые остаются на зиму.
(Дети выбирают картинки и объясняют свой выбор).
Воспитатель: Ребята, расскажите Кеше, как зовут этих птиц. Почему убрали других птиц?
Что это за птицы? ( Перелетные: ласточка, мухоловка, зарянка).
Да, на наши кормушки прилетают воробьи, синицы, вороны, голуби, в морозы прилетают и северные птицы – снегири и свиристели.
(Вывешивается картина – городской пейзаж с зимующими птицами.)
Воспитатель: В холодные дни птицы ищут корм в течение всего дня. Галки и вороны сидят на крышах домов и терпеливо ждут, когда люди выбросят вместе с мусором остатки пищи. Зимой они смелее, чем летом. Полевые воробьи объединяются в стаи с городскими и больше летают около жилья.
(Вывешивается картина леса с птицами, которые остаются на зиму в лесу.) Каких птиц вы знаете? Познакомьте с ними Кешу.
(На полях между кустов видны следы тетеревов и рябчиков. Вместе с синицами по лесу кочуют поползни, пищухи, корольки, большой и малый пестрые дятлы).
Воспитатель: В лесу на зиму остаются птицы, которые питаются ягодами, семенами деревьев. Как их зовут? Найдите их.
( Ответы детей: клест, свиристель, чиж.)
Воспитатель: Такие птицы называются растительноядными, или зерноядными. У этих птиц клюв не очень длинный, широкий, тупой. (Выставляется модель.) Но в лесу остаются и птицы, которые питаются насекомыми. Такие птицы называются насекомоядными. Кто может найти насекомоядных птиц?
( Дети выбирают и называют: поползень, синица, дятел, пищуха.)
Воспитатель: Посмотрите, какой клюв у этих птиц (острый, длинный, немного загнутый - модель). Как вы думаете, почему у птиц разные клювы?
Проводится игра «Узнай по клюву».
У каждого ребенка изображение без клювика.
Необходимо правильно найти клюв и объяснить, почему у этой птицы именно такой клюв.
2. Задания:
«Чьи следы?» - определить, какая птица оставила тот или иной след;
«Зимующие – перелетные» - отделить зимующих птиц от перелетных;
«Сложи птицу» - подобрать голову, хвост, ноги к птицам;
«Кто на кормушку прилетел?» - найти зимующих птиц;
«Узнай какое время года?» - по действию птиц узнай когда это бывает. (Птены, строительство гнезд, птицы на кормушке, отлет птиц и т. д.);
«Дикие – домашние птицы» - отделить домашний от диких.
Дети рассказывают, что они сделали, Кеша оценивает их ответы.
Физкультминутка. Под музыку дети изображают птицу. Кеша отгадывает, что это за птица.
Воспитатель: Поведение птиц на протяжении зимы различно.
В январе месяце день становится длиннее, солнце показывается чаще. И хотя морозы не слабеют, среди птиц наблюдается заметное оживление. Стайки воробьев задорно чирикают, усевшись на пригреве. Слышится первая, неуверенная, односложная песнь большой синицы. У черных воронов начинаются «воздушные игры». До весны еще далеко, а эти молчаливые птицы ведут себя необычно, они издают довольно музыкальные, красивые гортанные крики. Полет у них совсем иной, чем в остальное время: то, сложив крылья, они падают вниз, то поднимаются высоко, а то парят в воздухе. Они в это время всегда парами. Семья у воронов очень дружная. Пара соединяется на всю жизнь.
Каких кочующих птиц вы знаете? (Снегирь.)
Кто сможет рассказать о снегире?
( Ответы детей: они кормятся семенами березы, сирени, можжевельника, ягодами рябины, снегири – спутники зимы.)
Воспитатель: Хохлатые свиристели тоже кочуют с севера на юг.
К нам с ветрами прилетели
Стаи ярких свиристелей.
Прилетели свиристели
Песню севера запели (А. Барто)
Шумные стайки чечеток с серовато – буром оперении и малиново- красных шапочках прыгают с ветки на ветку. Выщипывают семена ольхи и березы. По проселочным дорогам на полях собираются стайки миловидных пуночек. Их называют подорожниками, или снегурочками. Прилетают они из далеких мест – тундры. Питаются они семенами сорняковых растений или подбирают зерна, оставшиеся в поле.
А где же ночуют птицы? Синицы – гаички, хохлатые, поползни, пищухи, корольки ночуют в дуплах по нескольку птиц, и даже в сильные морозы не вылетают оттуда. Большинство птиц ночует под крышами домов. Но есть птицы, которые ночуют под снегом – это лесные куры (глухари, тетерева, рябчики, белые куропатки.)
Тетерева бросаются под острым углом с высокого дерева или прямо с полета вниз и исчезают в рыхлом снегу. Там они и спят в тепле и прячутся от хищников. (лиса, рысь). При выходе тетерева сильным ударом головы и крыльев пробивают снег и с шумом вылетают. Питаются они березовыми почками и сережками.
Зима тяжелое время года. Но тем не менее любители – рыболовы и среди птиц. Кто расскажет о таких птицах?
(Ответы детей.)
(Ставится картинка – серая ворона.)
Воспитатель: Не успеет отойти рыбак от лунки, а серая ворона тут как тут. Она не только подбирает отбросы, но и сама ловит рыбу. Она неподвижно стоит у лунки, терпеливо ждет, пока рыба неосторожно поднимется вверх, чтобы глотнуть свежего воздуха. Одно мгновение – и жертва в клюве.
Воспитатель: Кеша, ты со многими птицами познакомился, а вот еще одна удивительная птица. (Вывешивается картинка – клест.)
В самые трескучие морозы на высоких заснеженных елях эти птицы вью теплые гнезда. Нарядный, словно румяное яблочко, самец весело распевает, развлекает подружку, сидящую в гнезде, и кормит ее и птенцов отрыжкой еловых семян. Клесты торопятся вывести птенцов в феврале, потому что в марте раскроются шишки, семена выпадут и птицам будет трудно добывать корм.
Сегодня мы узнали только небольшую часть о птицах. За ними наблюдают и изучают их ученые – орнитологи. А наша с вам задача – помочь птицам в это трудное время и сейчас я вам предлагаю сделать кормушки для наших птиц (достаем материал, который вырезали вчера).
Аппликация «Птичка в кормушке».
Рефлексия: Какие красивые у нас получились работы. Ребята. Что нового вы узнали сегодня о птицах? Что вам понравилось? С чем были затруднеия?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как живут наши пернатые друзья зимой
НОД в старшей группе...
Беседа совместно с родителями в средней группе: "Как живут наши пернатые друзья зимой?"
Цель: воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в зимних условиях...
Конспект НОД по природному миру на тему :«Как живут наши пернатые друзья зимой»
Обобщить знания детей, полученные при наблюдениях за птицами; установить связь между формой клюва и питанием птиц; отметить взаимоотношение птиц во время зимовки. Вызвать...
Методическая разработка для детей в подготовительной к школе группе на тему «как живут наши пернатые друзья зимой»
Интеграция образовательных областей: «Познание», формирование целостной картины мира, расширение кругозора: предметное и социальное окружение. Ознакомление с природой. «Речевое разви...
БЕСЕДА "КАК ЖИВУТ НАШИ ПЕРНАТЫЕ ДРУЗЬЯ ЗИМОЙ?"
Цель: Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в зимних условиях.Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года?Дети: зимаВоспитатель: Какие изменения произошли в природе?Дети: день стал коротки...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе на тему «Как живут наши пернатые друзья зимой»
Цель: Учить детей устанавливать связи между изменениями в неживой природе и изменениями в жизни птиц.Задачи:1. Обобщить знания детей, полученные при наблюдениях за птицами.2. Развивать логическое...
БЕСЕДА "КАК ЖИВУТ НАШИ ПЕРНАТЫЕ ДРУЗЬЯ ЗИМОЙ?"
БЕСЕДА "КАК ЖИВУТ НАШИ ПЕРНАТЫЕ ДРУЗЬЯ ЗИМОЙ?"старшая группа Цель: Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в зимних условиях.Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года?Дети: ...
- Мне нравится (1)