Инновационная деятельность по экологии/патриотизм
проект по окружающему миру

Фомина Галина Николаевна

Предварительный просмотр:

ДС№38 «Домовенок», Нижневартовск

Программа «Детство»

Задачи по формированию основ гражданственности, патриотизма и

экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Подготовила воспитатель:

Фомина Галина Николаевна

Экологическое направление воспитания.

От 4 лет до 5 лет.

  1. Знакомство с новыми представителями животных и растений. Выделение разнообразия явлений природы (моросящий дождь, ливень, туман и т.д.), растений и животных. Распознавание свойств и качеств природных материалов (сыпучесть песка, липкость мокрого снега и т.д.). Сравнение хорошо знакомых объектов природы и материалов, выделение признаков отличия и единичных признаков сходства.
  2. Определение назначения основных органов и частей растений, животных, человека, (корень у растения всасывает воду из земли и служит опорой растению и т.д.) в наблюдении и экспериментировании.
  3. Различение и называние признаков живого у растений, животных и человека (двигаются, питаются, дышат, растут)
  4. Накопление фактов о жизни животных и растений в разных средах обитания, установление связей приспособление отдельных хорошо знакомых детям растений и животных к среде обитания (рыбы живут в воде: плавают с помощью плавников, дышат жабрами т.д.)
  5. Наблюдение признаков приспособления растений и животных к изменяющимся условиям среды осенью, зимой, весной и летом.
  6. Установление изменений во внешнем виде (строении) хорошо знакомых растений и животных в процессе роста и развития, некоторые яркие стадии и их последовательность.
  7. Различение домашних и диких животных по существенному признаку (дикие животные самостоятельно находят пищу, а домашних кормит человек и т.д.)
  8. Распределение животных и растений по местам их произрастания и обитания (обитатели леса, луга, водоема, клумбы и т.д.).
  9. Составление описательных рассказов о хорошо знакомых объектах природы. Отражение в речи результатов наблюдений, сравнения,. Использование слов, обозначающих меру свойств (светлее, темнее, холоднее и т.д.), установленные связи, усвоенные обобщения, красоту природы.

От 5 лет до 6 лет.

  1. Увеличение объема представлений о многообразии мира растений, животных, грибов. Умение видеть различия в потребностях у конкретных животных и растений (во влаге, тепле, пище, воздухе, месте обитания и убежище). Обнаружение признаков благоприятного или неблагоприятного состояния природных объектов и их причин (у растения сломана ветка, повреждены корни, листья опутаны паутиной).
  2. Сравнение растений и животных по разным основаниям, отнесение их к определенным группам (деревья, кусты, травы; грибы; рыбы, птицы, звери, насекомые) по признакам сходства. Установление сходства между животными, растениями и человеком (питается, дышит воздухом, двигается и т. д.) и отличия (думает, говорит и т. д.).
  3. Представления о неживой природе как среде обитания животных и растений, ее особенности (состав, качества и свойства). Особенности жизни живых существ в определенной среде обитания.
  4. Установление последовательности сезонных изменений в природе (смена условий в неживой природе влечет изменения в жизни растений, насекомых, птиц и других животных) и в жизни людей. Понимание причин этих явлений.
  5. Накопление представлений о жизни животных и растений в разных климатических условиях: в пустыне, на Севере (особенности климата, особенности приспособления растений и животных к жизни в пустыне, на Севере).
  6. Установление стадий роста и развития хорошо знакомых детям животных и растений, яркие изменения внешнего вида и повадок детенышей животных в процессе роста.
  7.  Развитие представлений о природных сообществах растений и животных (лес, водоем, луг, парк), их обитателях, установление причин их совместного существования (в лесу растет много деревьев, они создают тень, поэтому под деревьями произрастают тенелюбивые кустарники, травы и грибы и т. д.).
  8.  Понимание разнообразных ценностей природы (эстетическая, познавательная, практическая природа как среда жизни человека).
  9. Осознание правил поведения в природе.

От 6 лет до 7 лет.

  1. Наблюдение как способ познания многообразия природного мира на Земле (растений, грибов, животных, природы родного края и разных климатических зон), выделение особенностей их внешнего вида и жизнедеятельности, индивидуальное своеобразие и неповторимость. Представления о небесных телах и светилах.
  2. Самостоятельное (индивидуальное и в коллективе со сверстниками) экспериментирование по выявлению свойств и качеств объектов и материалов неживой природы (свет, камни, песок, глина, земля, воздух, вода и т. п.) с использованием разных способов проверки предположений, формулирование результатов.
  3. Сравнение объектов и явлений природы по множеству признаков сходства и отличия, их классификация.
  4.  Выявление благоприятного и неблагоприятного состояния растений (завял, пожелтел и т. п.), подбор соответствующих способов помощи.
  5. Развитие представлений о жизни растений и животных в среде обитания, о многообразии признаков приспособления к среде в разных климатических условиях (в условиях жаркого климата, в условиях пустыни, холодного климата).
  6. Установление цикличности сезонных изменений в природе (цикл года как последовательная смена времен года).
  7. Представления о росте, развитии и размножении животных и растений как признаков живого. Последовательность стадий роста и развития, его цикличность на конкретных примерах.
  8. Обобщение представлений о живой природе (растения, животные, человек) на основе существенных признаков (двигаются, питаются, дышат, растут и развиваются, размножаются, чувствуют).
  9. Накопление представлений о городе как сообществе растений, животных и человека, о планете Земля и околоземном пространстве. Понимание, что Земля — общий дом для всех растений, животных, людей.
  10. Освоение особенностей поведения в природе культурного человека (человек знает и выполняет правила поведения, направленные на сохранение природных объектов и собственного здоровья), о природоохранной деятельности человека (он бережет лес от пожаров, на вырубленных местах сажает молодые деревья, создает заповедники).
  11. Раскрытие многообразия ценностей природы для жизни человека и удовлетворения его разнообразных потребностей (эстетическая ценность, практическая, оздоровительная, познавательная, этическая). Элементарное понимание самоценности природы (растения и животные живут не для человека, каждое живое существо имеет право на жизнь).
  12. Высказывание предположений о причинах природных явлений, рассуждения о красоте природы, обмен догадки о значении природы для человека, составление творческих рассказов, сказок на экологические темы.
  13. Осознанное применение правил взаимодействия с растениями и животными при осуществлении различной деятельности.

Патриотическое направление воспитания.

От 4 лет до 5 лет.

  1. воспитывать уважительное отношение к Родине, символам страны, памятным датам;
  2. воспитывать гордость за достижения страны в области спорта, науки, искусства и других областях;
  3. развивать интерес детей к основным достопримечательностями населенного пункта, в котором они живут.

Содержание образовательной деятельности.

В области формирования основ гражданственности и патриотизма.

  • Воспитывает уважительное отношение к нашей Родине ‒ России. Продолжает знакомить с государственной символикой Российской Федерации: Российский флаг и герб России; воспитывает уважительное отношение к символам страны.
  • Обогащает представления детей о государственных праздниках: День защитника Отечества, День Победы. Знакомит детей с содержанием праздника, с памятными местами в населенном пункте, котором живет, посвященными празднику.
  • Педагог обогащает представления детей о малой родине: знакомит с основными достопримечательностями населенного пункта, развивает интерес детей к их посещению с родителями (законными представителями); знакомит с названиями улиц, на которых живут дети. Поддерживает эмоциональную отзывчивость детей на красоту родного края. Создает условия для отражения детьми впечатлений о малой родине в различных видах деятельности (рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и так далее).
  • Поддерживает интерес к народной культуре страны (традициям, устному народному творчеству, народной музыке, танцам, играм, игрушкам).

 От 5 лет до 6 лет.

  1. воспитывать уважительное отношение к Родине, к людям разных национальностей, проживающим на территории России, их культурному наследию;
  2. знакомить детей с содержанием государственных праздников и традициями празднования, развивать патриотические чувства, уважение и гордость за поступки героев Отечества, достижения страны;
  3. поддерживать детскую любознательность по отношению к родному краю, эмоциональный отклик на проявления красоты в различных архитектурных объектах и произведениях искусства, явлениях природы;

Содержание образовательной деятельности.

В области формирования основ гражданственности и патриотизма.

  • Педагог воспитывает уважительное отношение к нашей Родине ‒ России. Расширяет представления о государственных символах России ‒ гербе, флаге, гимне, знакомит с историей их возникновения в доступной для детей форме. Обогащает представления детей о том, что Россия ‒ большая многонациональная страна, воспитывает уважение к людям разных национальностей, их культуре. Развивает интерес к жизни людей разных национальностей, проживающих на территории России, их образу жизни, традициям и способствует его выражению в различных видах деятельности детей (рисуют, играют, обсуждают). Уделяет особое внимание традициям и обычаям народов, которые проживают на территории малой родины.
  • Обогащает представления детей о государственных праздниках: День России, День народного единства, День Государственного флага Российской Федерации, День Государственного герба Российской Федерации, День защитника Отечества, День Победы, Всемирный день авиации и космонавтики. Знакомит детей с содержанием праздника, с традициями празднования, памятными местами в населенном пункте, посвященными празднику. Воспитывает уважение к защитникам и героям Отечества. Знакомит детей с яркими биографическими фактами, поступками героев Отечества, вызывает позитивный эмоциональный отклик и чувство гордости.
  • Педагог обогащает представления детей о малой родине: поддерживает любознательность по отношению к родному краю; интерес, почему именно так устроен населенный пункт (расположение улиц, площадей, различных объектов инфраструктуры); знакомит со смыслом некоторых символов и памятников населенного пункта, развивает умения откликаться на проявления красоты в различных архитектурных объектах. Поддерживает проявления у детей первичной социальной активности: желание принять участие в значимых событиях, переживание эмоций, связанных с событиями военных лет и подвигами горожан (чествование ветеранов, социальные акции и прочее).

От 6 лет до 7 лет

  1. воспитывать уважительное отношение к Родине, к людям разных национальностей, проживающим на территории России, их культурному наследию;
  2. знакомить детей с содержанием государственных праздников и традициями празднования, развивать патриотические чувства, уважение и гордость за поступки героев Отечества, достижения страны;
  3. поддерживать детскую любознательность по отношению к родному краю, эмоциональный отклик на проявления красоты в различных архитектурных объектах и произведениях искусства, явлениях природы;
  4. Формирование у детей представлений через изучение историко-географических факторов территории Ханты-Мансийского округа, разнообразия растительного и животного мира округа, сезонных изменений в природе, взаимодействия человека с природой в условиях округа, здоровья человека в условиях Севера России;
  5. Подготовка дошкольников к реализации деятельностного подхода к решению доступных экологических проблем;
  6.  Развитие потребностей у детей в здоровом образе жизни;
  7. Воспитание экогуманистического подхода к природе, человеку, обществу на основе уникальности социально- экономических процессов Ханты-Мансийского округа.

Парциальная   программа формирования ценностного отношения к природе и культуре ХМАО — Югры у детей старшего дошкольного возраста «Наследие Югры».

Программа «Наследие Югры» разработана в процессе исследования проблемы формирования ценностного отношения к природе и культуре ХМАО.

Модуль «Природа»

В зависимости от возраста и уровня развития детей:

  • сообщать элементарные сведения; •
  • формировать первоначальные представления; •
  • уточнять, дополнять, конкретизировать, систематизировать, дифференцировать,
  • обобщать знания:

— о географическом положении ХМАО 

— Югры; — о природных и климатических условиях;

— об особенностях живой и неживой природы;

— об охраняемых природных объектах округа, взаимодействии человека и природы Севера.

  • способствовать развитию познавательного интереса к  природе ХМАО  — Югры; •
  • воспитывать чувство восхищения объектами живой и  неживой природы Севера; •
  • воспитывать бережное отношение к  природе ХМАО  — Югры.

Модуль «Материальная культура»

Познавательные сведения

В зависимости от возраста и уровня развития детей:

• сообщать элементарные сведения;

• формировать первоначальные представления;

• уточнять, дополнять, конкретизировать, систематизировать, дифференцировать, обобщать знания:

— о символике городов и муниципалитетов Югры, её связи с природными объектами;

— о традиционных промыслах коренных народов Севера, связанных с ними инструментах, способах взаимодействия с живой природой, бережном и рациональном отношении к растительному и животному миру;

— о кочевом образе жизни ханты и манси, связанных с ним видах сезонного жилища, построек, их назначении, способах постройки и эксплуатации, внутреннем обустройстве;

— о предметах быта коренных народов Севера, их назначении, способах изготовления;

 — о национальном костюме (различии мужской и женской одежды, зимней и летней, повседневной и праздничной), о способах изготовления предметов одежды, её украшении, использовании и утилизации;

 — о традиционной кухне ханты и манси, об особенностях приготовления блюд, хранения продуктов.

Развитие мотивов и ценностных ориентаций

В зависимости от возраста и уровня развития детей:

• способствовать развитию познавательного интереса к материальной культуре ХМАО — Югры;

• развивать ценностные ориентации на разные виды материальной культуры ХМАО — Югры (труд и ремёсла, национальное жилище, национальная кухня, предметы быта, национальный костюм);

• воспитывать чувство восхищения результатами культурного творчества народов Севера (ханты и манси);

• воспитывать бережное отношение к предметам материальной культуры ХМАО — Югры.

Формирование поведения

В зависимости от возраста и уровня развития детей обучать способам и развивать умения:

• проявления бережного, заботливого отношения к ценностям материальной культуры ХМАО — Югры;

• практического применения информации о материальной культуре ХМАО — Югры в разных видах детской деятельности (коммуникативной, познавательно-исследовательской, игровой, изобразительной и др.);

• участия в традиционных событиях народов Севера (ханты и манси);

• проявления уважения к знаменитым людям, труженикам своего края.

Модуль «Духовная культура» 

Познавательные сведения

В зависимости от возраста и уровня развития детей:

• сообщать элементарные сведения;

• формировать первоначальные представления;

• уточнять, дополнять, конкретизировать, систематизировать, дифференцировать, обобщать знания:

— о национальном устно-поэтическом творчестве народов ханты и манси (хантыйские, мансийские сказки, поговорки, пословицы, загадки);

— о творчестве писателей ХМАО — Югры (Ю.Н.  Шесталов, Н.В.  Сочихин, Е.Д.  Айпин, А.М.  Конькова, М.К.  Вагатова, А.С.  Тарханов, С.П.  Пивоваров, Д.А.  Сергеев и др.);

— о композиции, простейших элементах образности в языке, своеобразии жанров произведений писателей ХМАО — Югры;

— об особенностях декоративно-прикладного искусства народов ханты и манси, его разновидностях и назначении;

— о национальном своеобразии хантыйского орнамента, его элементах и колорите;

— о национальных музыкальных инструментах коренных жителей Югры;

— о национальных обрядовых праздниках народов ханты и манси, их значении в жизни человека («Медвежий праздник», «Праздник Трясогузки», «Праздник Водяного царя», «Проводы Лебедя», «День Оленевода», «Вороний день», «День обласа»);

— о связи праздников народов ханты и манси с сезонными явлениями природы;

— о национальных подвижных играх народов ханты и манси;

— о национальной хантыйской кукле (Акань), способах её изготовления (кукла-скрутка, кукла-дерево, кукла из утиных клювов, хантыйская кукла из шишки и меха и др.), назначении;

— о национальных оберегах, способах их изготовления, назначении;

— о национальных игрушках и играх («игрушки для думания»

— игрушки-головоломки, игра в «Щёл» и др.).

Развитие мотивов и ценностных ориентаций

В зависимости от возраста и уровня развития детей:

• способствовать проявлению интереса к духовной культуре ХМАО — Югры;

• развивать ценностные ориентации к народным сказкам, поговоркам, пословицам, загадкам, произведениям писателей и поэтов Югры;

• способствовать развитию познавательного интереса к различным жанрам художественной культуры ХМАО — Югры (народные сказки, поговорки, пословицы, загадки, произведения писателей и поэтов Югры);

• развивать способность эстетического восприятия объектов декоративно-прикладного искусства народов ханты и манси;

• развивать способность эстетического восприятия национальной музыки при игре на инструментах народов ханты и манси;

• воспитывать уважительное отношение к труду народных умельцев;

• воспитывать чувство восхищения результатами культурного творчества народов Севера (ханты и манси);

• развивать любознательность к национальным праздникам и обрядам народов ханты и манси;

• способствовать развитию познавательного интереса к национальным играм и игрушкам коренных жителей Югры;

• формировать интерес к новым играм, желание в них участвовать;

• развивать способность понимать замысел подвижных игр на  родов ханты и манси;

• способствовать развитию эстетического восприятия объектов декоративно-прикладного искусства народов ханты и манси;

• воспитывать уважительное отношение к труду народных умельцев Севера.

Формирование поведения

В зависимости от возраста и уровня развития детей обучать способам и развивать умения:

• передавать содержание произведений о ХМАО — Югре в форме рассказа, рассуждения, описания;

• проявлять интерес к передаче знаний о культурном наследии округа по собственной инициативе или по предложению взрослого;

• применять информацию о художественной культуре ХМАО — Югры в разных видах детской деятельности (театрализованной, познавательно-исследовательской, игровой, изобразительной, музыкальной и др.);

• участвовать в традиционных событиях жизни народов Севера (ханты и манси);

• проявлять познавательный интерес к традициям, обрядам, праздникам народов Севера;

• проявлять уважительное отношение к носителям духовной культуры округа;

• применять информацию о духовной культуре ХМАО — Югры в разных видах детской деятельности (театрализованной, познавательно-исследовательской, игровой, изобразительной, двигательной, музыкальной и др.);

• изготавливать национальную куклу Акань;

• участвовать в традиционных праздниках народов Севера.



Предварительный просмотр:

Детский сад Домовенок №38 Нижневартовск

Фомина Галина Николаевна

Руденко Наталья Петровна

Синиченко Елена Юрьевна

Экология и патриотизм

Мои мысли вслух.

  1. Дорога идет к каждой остановке. Вопрос: в каждую игру будем включать ПДД? Или. Предлагать детям выбрать транспорт (например, в порт отправим груз, в музей – экскурсионный автобус и т.д.). Или. Все игры будут начинаться с выбора транспорта, пешеход тж должен быть (ПДД можно повторять и закреплять в дальнейшем), тк мы отправляемся в путешествие.

Можно разделить игры на пешие и на транспорте. Игры где дети передвигаются на транспорта (на выбор 2-3 модели) можно включить правила ПДД. Для пешеходов - правила поведения на дороге для пешеходов.

  1. Жилой квартал – это обобщающее понятие? Сегодня мы конкретно идем в библиотеку, магазин, д/с и тд (мы делаем остановку с обобщающим названием и внутрь «зашиваем дробление» или «дробим сразу»?). Или. Жилой квартал – это только жилые дома без инфраструктуры?

Обобщающем названием и внутрь «зашиваем дробление»

_____________________Краткое наименование учреждения_______________

Название остановки

+ или –

Ваше предложение

Завод

Предприятие

Завод

Предприятие

Карьер

Карьер

Шахта

Шахта

Техцентр

+

Лес

Тайны леса

Лес

Парк

Парк

Заповедник

Заповедник

Тайга

Тайга

Горы

+

Морской порт

Порт

Морской порт

Речной порт

Речной порт

Порт

Аэропорт

Водоёмы

Водоёмы

Или

Гидросфера

Водоёмы

Река

Река

Озеро

Озеро

Гидроэлектростанция

+

Транспорт

+

ПДД

Город

Населенный пункт

Город

Село

Село

Хутор

Хутор

Деревня

Деревня

Жилой квартал

Жилой квартал

Центр здоровья

Центр здоровья

Поликлиника

Поликлиника

Больница

Больница

Кафе

Кафе

Магазин

Магазин

Торговый центр

Торговый центр

Библиотека

Библиотека

Наука и образование

+

Стадион

+

Зоопарк

+

Искусство

Искусство

Музей

Музей

Выставка

Выставка

Театр

Театр

Картинная галерея

Картинная галерея

Ферма

-

Фермерское хозяйство

Фермерское хозяйство

Животноводство

Сельское хозяйство

Растениеводство

Животноводство

Плантация

Растениеводство

Сад

Плантация

Огород

Сад

Огород

Обсерватория

+


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект инновационной деятельности как инструмент продвижения инновационных технологий эффективной социализации детей

Разработка проекта, в условиях которого возможно организовать сопровождение саморазвития специалистов ОУ, семей воспитанников по проблеме эффективной социализации личности ребенка - это путь совреме...

Информация о слушателе 382 от 26.01.2018г Инновационная деятельность педагога обобщение и диссеминация инновационного опыта.

Информация о слушателе 382 от 26.01.2018г Инновационная деятельность педагога обобщение и диссеминация инновационного опыта....

«Инновационная деятельность. Инновационные технологии в культурных практиках».

В сов   В современной системе дошкольного образования возрастает роль инновационной деятельности, которая приобретает все более массовый характер, так как возникает потребность в достижении ...

Проект инновационной деятельности как инструмент продвижения инновационных технологий эффективной социализации детей в ДОУ и школе.

Аннотация: Разработка проекта, в условиях которого возможно организовать сопровождение саморазвития специалистов ОУ, семей воспитанников по проблеме эффективной  социализации личности ребенка -...

консультация«Инновационная деятельность в ДОУ» (использование инновационно-педагогических технологий в ДОУ)

Инновация (англ. innovation) — новшество, нововведение. Использование инноваций в детском саду предполагает введение в образовательный процесс обновлённых, улучшенных и уникальных идей, полученн...