Инновационная деятельность по экологии/патриотизм
проект по окружающему миру
Разработка игры
Скачать:
Предварительный просмотр:
ДС№38 «Домовенок», Нижневартовск
Программа «Детство»
Задачи по формированию основ гражданственности, патриотизма и
экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Подготовила воспитатель:
Фомина Галина Николаевна
Экологическое направление воспитания.
От 4 лет до 5 лет.
- Знакомство с новыми представителями животных и растений. Выделение разнообразия явлений природы (моросящий дождь, ливень, туман и т.д.), растений и животных. Распознавание свойств и качеств природных материалов (сыпучесть песка, липкость мокрого снега и т.д.). Сравнение хорошо знакомых объектов природы и материалов, выделение признаков отличия и единичных признаков сходства.
- Определение назначения основных органов и частей растений, животных, человека, (корень у растения всасывает воду из земли и служит опорой растению и т.д.) в наблюдении и экспериментировании.
- Различение и называние признаков живого у растений, животных и человека (двигаются, питаются, дышат, растут)
- Накопление фактов о жизни животных и растений в разных средах обитания, установление связей приспособление отдельных хорошо знакомых детям растений и животных к среде обитания (рыбы живут в воде: плавают с помощью плавников, дышат жабрами т.д.)
- Наблюдение признаков приспособления растений и животных к изменяющимся условиям среды осенью, зимой, весной и летом.
- Установление изменений во внешнем виде (строении) хорошо знакомых растений и животных в процессе роста и развития, некоторые яркие стадии и их последовательность.
- Различение домашних и диких животных по существенному признаку (дикие животные самостоятельно находят пищу, а домашних кормит человек и т.д.)
- Распределение животных и растений по местам их произрастания и обитания (обитатели леса, луга, водоема, клумбы и т.д.).
- Составление описательных рассказов о хорошо знакомых объектах природы. Отражение в речи результатов наблюдений, сравнения,. Использование слов, обозначающих меру свойств (светлее, темнее, холоднее и т.д.), установленные связи, усвоенные обобщения, красоту природы.
От 5 лет до 6 лет.
- Увеличение объема представлений о многообразии мира растений, животных, грибов. Умение видеть различия в потребностях у конкретных животных и растений (во влаге, тепле, пище, воздухе, месте обитания и убежище). Обнаружение признаков благоприятного или неблагоприятного состояния природных объектов и их причин (у растения сломана ветка, повреждены корни, листья опутаны паутиной).
- Сравнение растений и животных по разным основаниям, отнесение их к определенным группам (деревья, кусты, травы; грибы; рыбы, птицы, звери, насекомые) по признакам сходства. Установление сходства между животными, растениями и человеком (питается, дышит воздухом, двигается и т. д.) и отличия (думает, говорит и т. д.).
- Представления о неживой природе как среде обитания животных и растений, ее особенности (состав, качества и свойства). Особенности жизни живых существ в определенной среде обитания.
- Установление последовательности сезонных изменений в природе (смена условий в неживой природе влечет изменения в жизни растений, насекомых, птиц и других животных) и в жизни людей. Понимание причин этих явлений.
- Накопление представлений о жизни животных и растений в разных климатических условиях: в пустыне, на Севере (особенности климата, особенности приспособления растений и животных к жизни в пустыне, на Севере).
- Установление стадий роста и развития хорошо знакомых детям животных и растений, яркие изменения внешнего вида и повадок детенышей животных в процессе роста.
- Развитие представлений о природных сообществах растений и животных (лес, водоем, луг, парк), их обитателях, установление причин их совместного существования (в лесу растет много деревьев, они создают тень, поэтому под деревьями произрастают тенелюбивые кустарники, травы и грибы и т. д.).
- Понимание разнообразных ценностей природы (эстетическая, познавательная, практическая природа как среда жизни человека).
- Осознание правил поведения в природе.
От 6 лет до 7 лет.
- Наблюдение как способ познания многообразия природного мира на Земле (растений, грибов, животных, природы родного края и разных климатических зон), выделение особенностей их внешнего вида и жизнедеятельности, индивидуальное своеобразие и неповторимость. Представления о небесных телах и светилах.
- Самостоятельное (индивидуальное и в коллективе со сверстниками) экспериментирование по выявлению свойств и качеств объектов и материалов неживой природы (свет, камни, песок, глина, земля, воздух, вода и т. п.) с использованием разных способов проверки предположений, формулирование результатов.
- Сравнение объектов и явлений природы по множеству признаков сходства и отличия, их классификация.
- Выявление благоприятного и неблагоприятного состояния растений (завял, пожелтел и т. п.), подбор соответствующих способов помощи.
- Развитие представлений о жизни растений и животных в среде обитания, о многообразии признаков приспособления к среде в разных климатических условиях (в условиях жаркого климата, в условиях пустыни, холодного климата).
- Установление цикличности сезонных изменений в природе (цикл года как последовательная смена времен года).
- Представления о росте, развитии и размножении животных и растений как признаков живого. Последовательность стадий роста и развития, его цикличность на конкретных примерах.
- Обобщение представлений о живой природе (растения, животные, человек) на основе существенных признаков (двигаются, питаются, дышат, растут и развиваются, размножаются, чувствуют).
- Накопление представлений о городе как сообществе растений, животных и человека, о планете Земля и околоземном пространстве. Понимание, что Земля — общий дом для всех растений, животных, людей.
- Освоение особенностей поведения в природе культурного человека (человек знает и выполняет правила поведения, направленные на сохранение природных объектов и собственного здоровья), о природоохранной деятельности человека (он бережет лес от пожаров, на вырубленных местах сажает молодые деревья, создает заповедники).
- Раскрытие многообразия ценностей природы для жизни человека и удовлетворения его разнообразных потребностей (эстетическая ценность, практическая, оздоровительная, познавательная, этическая). Элементарное понимание самоценности природы (растения и животные живут не для человека, каждое живое существо имеет право на жизнь).
- Высказывание предположений о причинах природных явлений, рассуждения о красоте природы, обмен догадки о значении природы для человека, составление творческих рассказов, сказок на экологические темы.
- Осознанное применение правил взаимодействия с растениями и животными при осуществлении различной деятельности.
Патриотическое направление воспитания.
От 4 лет до 5 лет.
- воспитывать уважительное отношение к Родине, символам страны, памятным датам;
- воспитывать гордость за достижения страны в области спорта, науки, искусства и других областях;
- развивать интерес детей к основным достопримечательностями населенного пункта, в котором они живут.
Содержание образовательной деятельности.
В области формирования основ гражданственности и патриотизма.
- Воспитывает уважительное отношение к нашей Родине ‒ России. Продолжает знакомить с государственной символикой Российской Федерации: Российский флаг и герб России; воспитывает уважительное отношение к символам страны.
- Обогащает представления детей о государственных праздниках: День защитника Отечества, День Победы. Знакомит детей с содержанием праздника, с памятными местами в населенном пункте, котором живет, посвященными празднику.
- Педагог обогащает представления детей о малой родине: знакомит с основными достопримечательностями населенного пункта, развивает интерес детей к их посещению с родителями (законными представителями); знакомит с названиями улиц, на которых живут дети. Поддерживает эмоциональную отзывчивость детей на красоту родного края. Создает условия для отражения детьми впечатлений о малой родине в различных видах деятельности (рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и так далее).
- Поддерживает интерес к народной культуре страны (традициям, устному народному творчеству, народной музыке, танцам, играм, игрушкам).
От 5 лет до 6 лет.
- воспитывать уважительное отношение к Родине, к людям разных национальностей, проживающим на территории России, их культурному наследию;
- знакомить детей с содержанием государственных праздников и традициями празднования, развивать патриотические чувства, уважение и гордость за поступки героев Отечества, достижения страны;
- поддерживать детскую любознательность по отношению к родному краю, эмоциональный отклик на проявления красоты в различных архитектурных объектах и произведениях искусства, явлениях природы;
Содержание образовательной деятельности.
В области формирования основ гражданственности и патриотизма.
- Педагог воспитывает уважительное отношение к нашей Родине ‒ России. Расширяет представления о государственных символах России ‒ гербе, флаге, гимне, знакомит с историей их возникновения в доступной для детей форме. Обогащает представления детей о том, что Россия ‒ большая многонациональная страна, воспитывает уважение к людям разных национальностей, их культуре. Развивает интерес к жизни людей разных национальностей, проживающих на территории России, их образу жизни, традициям и способствует его выражению в различных видах деятельности детей (рисуют, играют, обсуждают). Уделяет особое внимание традициям и обычаям народов, которые проживают на территории малой родины.
- Обогащает представления детей о государственных праздниках: День России, День народного единства, День Государственного флага Российской Федерации, День Государственного герба Российской Федерации, День защитника Отечества, День Победы, Всемирный день авиации и космонавтики. Знакомит детей с содержанием праздника, с традициями празднования, памятными местами в населенном пункте, посвященными празднику. Воспитывает уважение к защитникам и героям Отечества. Знакомит детей с яркими биографическими фактами, поступками героев Отечества, вызывает позитивный эмоциональный отклик и чувство гордости.
- Педагог обогащает представления детей о малой родине: поддерживает любознательность по отношению к родному краю; интерес, почему именно так устроен населенный пункт (расположение улиц, площадей, различных объектов инфраструктуры); знакомит со смыслом некоторых символов и памятников населенного пункта, развивает умения откликаться на проявления красоты в различных архитектурных объектах. Поддерживает проявления у детей первичной социальной активности: желание принять участие в значимых событиях, переживание эмоций, связанных с событиями военных лет и подвигами горожан (чествование ветеранов, социальные акции и прочее).
От 6 лет до 7 лет
- воспитывать уважительное отношение к Родине, к людям разных национальностей, проживающим на территории России, их культурному наследию;
- знакомить детей с содержанием государственных праздников и традициями празднования, развивать патриотические чувства, уважение и гордость за поступки героев Отечества, достижения страны;
- поддерживать детскую любознательность по отношению к родному краю, эмоциональный отклик на проявления красоты в различных архитектурных объектах и произведениях искусства, явлениях природы;
- Формирование у детей представлений через изучение историко-географических факторов территории Ханты-Мансийского округа, разнообразия растительного и животного мира округа, сезонных изменений в природе, взаимодействия человека с природой в условиях округа, здоровья человека в условиях Севера России;
- Подготовка дошкольников к реализации деятельностного подхода к решению доступных экологических проблем;
- Развитие потребностей у детей в здоровом образе жизни;
- Воспитание экогуманистического подхода к природе, человеку, обществу на основе уникальности социально- экономических процессов Ханты-Мансийского округа.
Парциальная программа формирования ценностного отношения к природе и культуре ХМАО — Югры у детей старшего дошкольного возраста «Наследие Югры».
Программа «Наследие Югры» разработана в процессе исследования проблемы формирования ценностного отношения к природе и культуре ХМАО.
Модуль «Природа»
В зависимости от возраста и уровня развития детей:
- сообщать элементарные сведения; •
- формировать первоначальные представления; •
- уточнять, дополнять, конкретизировать, систематизировать, дифференцировать,
- обобщать знания:
— о географическом положении ХМАО
— Югры; — о природных и климатических условиях;
— об особенностях живой и неживой природы;
— об охраняемых природных объектах округа, взаимодействии человека и природы Севера.
- способствовать развитию познавательного интереса к природе ХМАО — Югры; •
- воспитывать чувство восхищения объектами живой и неживой природы Севера; •
- воспитывать бережное отношение к природе ХМАО — Югры.
Модуль «Материальная культура»
Познавательные сведения
В зависимости от возраста и уровня развития детей:
• сообщать элементарные сведения;
• формировать первоначальные представления;
• уточнять, дополнять, конкретизировать, систематизировать, дифференцировать, обобщать знания:
— о символике городов и муниципалитетов Югры, её связи с природными объектами;
— о традиционных промыслах коренных народов Севера, связанных с ними инструментах, способах взаимодействия с живой природой, бережном и рациональном отношении к растительному и животному миру;
— о кочевом образе жизни ханты и манси, связанных с ним видах сезонного жилища, построек, их назначении, способах постройки и эксплуатации, внутреннем обустройстве;
— о предметах быта коренных народов Севера, их назначении, способах изготовления;
— о национальном костюме (различии мужской и женской одежды, зимней и летней, повседневной и праздничной), о способах изготовления предметов одежды, её украшении, использовании и утилизации;
— о традиционной кухне ханты и манси, об особенностях приготовления блюд, хранения продуктов.
Развитие мотивов и ценностных ориентаций
В зависимости от возраста и уровня развития детей:
• способствовать развитию познавательного интереса к материальной культуре ХМАО — Югры;
• развивать ценностные ориентации на разные виды материальной культуры ХМАО — Югры (труд и ремёсла, национальное жилище, национальная кухня, предметы быта, национальный костюм);
• воспитывать чувство восхищения результатами культурного творчества народов Севера (ханты и манси);
• воспитывать бережное отношение к предметам материальной культуры ХМАО — Югры.
Формирование поведения
В зависимости от возраста и уровня развития детей обучать способам и развивать умения:
• проявления бережного, заботливого отношения к ценностям материальной культуры ХМАО — Югры;
• практического применения информации о материальной культуре ХМАО — Югры в разных видах детской деятельности (коммуникативной, познавательно-исследовательской, игровой, изобразительной и др.);
• участия в традиционных событиях народов Севера (ханты и манси);
• проявления уважения к знаменитым людям, труженикам своего края.
Модуль «Духовная культура»
Познавательные сведения
В зависимости от возраста и уровня развития детей:
• сообщать элементарные сведения;
• формировать первоначальные представления;
• уточнять, дополнять, конкретизировать, систематизировать, дифференцировать, обобщать знания:
— о национальном устно-поэтическом творчестве народов ханты и манси (хантыйские, мансийские сказки, поговорки, пословицы, загадки);
— о творчестве писателей ХМАО — Югры (Ю.Н. Шесталов, Н.В. Сочихин, Е.Д. Айпин, А.М. Конькова, М.К. Вагатова, А.С. Тарханов, С.П. Пивоваров, Д.А. Сергеев и др.);
— о композиции, простейших элементах образности в языке, своеобразии жанров произведений писателей ХМАО — Югры;
— об особенностях декоративно-прикладного искусства народов ханты и манси, его разновидностях и назначении;
— о национальном своеобразии хантыйского орнамента, его элементах и колорите;
— о национальных музыкальных инструментах коренных жителей Югры;
— о национальных обрядовых праздниках народов ханты и манси, их значении в жизни человека («Медвежий праздник», «Праздник Трясогузки», «Праздник Водяного царя», «Проводы Лебедя», «День Оленевода», «Вороний день», «День обласа»);
— о связи праздников народов ханты и манси с сезонными явлениями природы;
— о национальных подвижных играх народов ханты и манси;
— о национальной хантыйской кукле (Акань), способах её изготовления (кукла-скрутка, кукла-дерево, кукла из утиных клювов, хантыйская кукла из шишки и меха и др.), назначении;
— о национальных оберегах, способах их изготовления, назначении;
— о национальных игрушках и играх («игрушки для думания»
— игрушки-головоломки, игра в «Щёл» и др.).
Развитие мотивов и ценностных ориентаций
В зависимости от возраста и уровня развития детей:
• способствовать проявлению интереса к духовной культуре ХМАО — Югры;
• развивать ценностные ориентации к народным сказкам, поговоркам, пословицам, загадкам, произведениям писателей и поэтов Югры;
• способствовать развитию познавательного интереса к различным жанрам художественной культуры ХМАО — Югры (народные сказки, поговорки, пословицы, загадки, произведения писателей и поэтов Югры);
• развивать способность эстетического восприятия объектов декоративно-прикладного искусства народов ханты и манси;
• развивать способность эстетического восприятия национальной музыки при игре на инструментах народов ханты и манси;
• воспитывать уважительное отношение к труду народных умельцев;
• воспитывать чувство восхищения результатами культурного творчества народов Севера (ханты и манси);
• развивать любознательность к национальным праздникам и обрядам народов ханты и манси;
• способствовать развитию познавательного интереса к национальным играм и игрушкам коренных жителей Югры;
• формировать интерес к новым играм, желание в них участвовать;
• развивать способность понимать замысел подвижных игр на родов ханты и манси;
• способствовать развитию эстетического восприятия объектов декоративно-прикладного искусства народов ханты и манси;
• воспитывать уважительное отношение к труду народных умельцев Севера.
Формирование поведения
В зависимости от возраста и уровня развития детей обучать способам и развивать умения:
• передавать содержание произведений о ХМАО — Югре в форме рассказа, рассуждения, описания;
• проявлять интерес к передаче знаний о культурном наследии округа по собственной инициативе или по предложению взрослого;
• применять информацию о художественной культуре ХМАО — Югры в разных видах детской деятельности (театрализованной, познавательно-исследовательской, игровой, изобразительной, музыкальной и др.);
• участвовать в традиционных событиях жизни народов Севера (ханты и манси);
• проявлять познавательный интерес к традициям, обрядам, праздникам народов Севера;
• проявлять уважительное отношение к носителям духовной культуры округа;
• применять информацию о духовной культуре ХМАО — Югры в разных видах детской деятельности (театрализованной, познавательно-исследовательской, игровой, изобразительной, двигательной, музыкальной и др.);
• изготавливать национальную куклу Акань;
• участвовать в традиционных праздниках народов Севера.
Предварительный просмотр:
Детский сад Домовенок №38 Нижневартовск
Фомина Галина Николаевна
Руденко Наталья Петровна
Синиченко Елена Юрьевна
Экология и патриотизм
Мои мысли вслух.
- Дорога идет к каждой остановке. Вопрос: в каждую игру будем включать ПДД? Или. Предлагать детям выбрать транспорт (например, в порт отправим груз, в музей – экскурсионный автобус и т.д.). Или. Все игры будут начинаться с выбора транспорта, пешеход тж должен быть (ПДД можно повторять и закреплять в дальнейшем), тк мы отправляемся в путешествие.
Можно разделить игры на пешие и на транспорте. Игры где дети передвигаются на транспорта (на выбор 2-3 модели) можно включить правила ПДД. Для пешеходов - правила поведения на дороге для пешеходов.
- Жилой квартал – это обобщающее понятие? Сегодня мы конкретно идем в библиотеку, магазин, д/с и тд (мы делаем остановку с обобщающим названием и внутрь «зашиваем дробление» или «дробим сразу»?). Или. Жилой квартал – это только жилые дома без инфраструктуры?
Обобщающем названием и внутрь «зашиваем дробление»
_____________________Краткое наименование учреждения_______________
№ | Название остановки | + или – | Ваше предложение | |||
Завод | Предприятие | Завод | ||||
Предприятие | Карьер | |||||
Карьер | Шахта | |||||
Шахта | ||||||
Техцентр | + | |||||
Лес | Тайны леса | Лес | ||||
Парк | Парк | |||||
Заповедник | Заповедник | |||||
Тайга | Тайга | |||||
Горы | + | |||||
Морской порт | Порт | Морской порт | ||||
Речной порт | Речной порт | |||||
Порт | Аэропорт | |||||
Водоёмы | Водоёмы Или Гидросфера | Водоёмы | ||||
Река | Река | |||||
Озеро | Озеро | |||||
Гидроэлектростанция | + | |||||
Транспорт | + | |||||
ПДД | ||||||
Город | Населенный пункт | Город | ||||
Село | Село | |||||
Хутор | Хутор | |||||
Деревня | Деревня | |||||
Жилой квартал | Жилой квартал | |||||
Центр здоровья | Центр здоровья | |||||
Поликлиника | Поликлиника | |||||
Больница | Больница | |||||
Кафе | Кафе | |||||
Магазин | Магазин | |||||
Торговый центр | Торговый центр | |||||
Библиотека | Библиотека | |||||
Наука и образование | + | |||||
Стадион | + | |||||
Зоопарк | + | |||||
Искусство | Искусство | Музей | ||||
Музей | Выставка | |||||
Выставка | Театр | |||||
Театр | Картинная галерея | |||||
Картинная галерея | ||||||
Ферма | - | |||||
Фермерское хозяйство | Фермерское хозяйство | Животноводство | ||||
Сельское хозяйство | Растениеводство | |||||
Животноводство | Плантация | |||||
Растениеводство | Сад | |||||
Плантация | Огород | |||||
Сад | ||||||
Огород | ||||||
Обсерватория | + |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект инновационной деятельности как инструмент продвижения инновационных технологий эффективной социализации детей
Разработка проекта, в условиях которого возможно организовать сопровождение саморазвития специалистов ОУ, семей воспитанников по проблеме эффективной социализации личности ребенка - это путь совреме...
Информация о слушателе 382 от 26.01.2018г Инновационная деятельность педагога обобщение и диссеминация инновационного опыта.
Информация о слушателе 382 от 26.01.2018г Инновационная деятельность педагога обобщение и диссеминация инновационного опыта....
Доклад из опыта работы использования инновационных технологий Этапы инновационной деятельности «Развитие познавательных интересов у дошкольников через ознакомление с художественной литературой» младшей группы «Солнышко» МОУ «СОШ с. Яблоновый Гай»
Совместная деятельность воспитателей и родителей по приобщению детей младшего возраста к художественной литературе...
«Инновационная деятельность. Инновационные технологии в культурных практиках».
В сов В современной системе дошкольного образования возрастает роль инновационной деятельности, которая приобретает все более массовый характер, так как возникает потребность в достижении ...
Проект инновационной деятельности как инструмент продвижения инновационных технологий эффективной социализации детей в ДОУ и школе.
Аннотация: Разработка проекта, в условиях которого возможно организовать сопровождение саморазвития специалистов ОУ, семей воспитанников по проблеме эффективной социализации личности ребенка -...
консультация«Инновационная деятельность в ДОУ» (использование инновационно-педагогических технологий в ДОУ)
Инновация (англ. innovation) — новшество, нововведение. Использование инноваций в детском саду предполагает введение в образовательный процесс обновлённых, улучшенных и уникальных идей, полученн...