План -конспект родительского собрания : Художественное экспериментирование как средство развития детского творчества"
методическая разработка (старшая группа)
Форма проведения: Мастер -класс
Скачать:
Предварительный просмотр:
Ковалева Елена Ивановна
Воспитатель МКДОУ
«Сокурский детский сад «Сказка»
План –конспект родительского собрания
в старшей группе
Тема: «Художественное экспериментирование как средство
развития детского творчества»
Задачи:
- Познакомить родителей с понятием детского художественного творчества и художественным экспериментированием как средством его развития;
- Познакомить родителей с разнообразием материалов и видов деятельности, в которых возможно экспериментирование;
- Способствовать овладению родителями техникой работы с тушью и проявлению их творчества;
- Вовлекать родителей в жизнедеятельность детей в ДОУ посредством их участия в разнообразной совместной творческой деятельности.
Форма проведения: «Мастер –Класс»
Участники: воспитатели, родители.
Материал: черная тушь, листы бумаги формата А-3, простые карандаши,, хлопковые нити длиной 30-40 см, трубочки, стеки, воск, картон.
Части собрания:
1. Вводная часть:
Введение родителей в тематику родительского собрания «Художественное экспериментирование –как средство развития детского творчества».
2. Основная часть:
- проведение Мастер –Класса для родителей с применением трех приемов рисования тушью: кляксографии, ниткографии, граттажа;
- выполнение творческих работ родителями;
- презентация родителями своих работ;
- игровое моделирование «Сказки по кругу» на основе результатов работ родителей.
- Разное:
- привлечение родителей к созданию совместно с детьми декораций и персонажей для теневого театра;
- совместная подготовка с родителями костюмов к Новогоднему утреннику.
- Подведение итогов.
Решение родительского собрания:
- оформить выставку рисунков родителей проведенного Мастер-Класса «Рисуем тушью»;
- принять участие в Новогоднем утреннике: изготовить костюмы, выучить стихи и песни, приобрести новогодние подарки для детей.
Человек будущего должен быть созидателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом.
Проведение с родителями игры «Эстафетная палочка» (родителям предлагается высказывать свои ассоциации на понятие «Детское творчество»).
Детское творчество – это создание ребенком субъективно нового, т.е. значимого для ребенка нового продукта и объективно значимого для общества эффекта, полученного в виде психического развития ребенка и результата творческой деятельности.
Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Эффективным средством развития творческого потенциала дошкольников являются продуктивные виды деятельности, в том числе и ручной труд.
В результате многолетнего поиска и апробации разнообразной продуктивной деятельности, наш детский сад стал использовать в своей работе авторскую программу художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой Ирины Александровны., учебно - методическое пособие «Умелые ручки».
В эстетическом развитии детей центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию выразительного образа, который отличается оригинальностью, вариативностью, гибкостью, подвижностью … (так для более выразительного изображения моря используется в рисовании зубная щетка). Эти и показатели относятся как к конечному продукту, так и к характеру процесса деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и возрастных возможностей детей. Дошкольники – прирожденные исследователи. Один из интересных путей развития исследовательской деятельности детей реализуется в художественно – продуктивной деятельности.
Художественное экспериментирование мы рассматривание как работу с различными материала, разнообразными методами, способами и предоставление работ в разных формах.
В свое работе мы проводим экспериментирование с материалами и их свойствами.
Проведение игры «Эстафетная палочка», где родителям предлагается назвать свои варианты материалов для художественного эксперементирования.
Мы знаем традиционные – гуашь, краски, карандаши, фломастеры, пластилин, цветная бумага, картон; не традиционные: соленное тесто, жатая бумага, ткань, лоскутки, нитки, коктейльные трубочки, ватные палочки, листья, зубную щетку, цветное тесло для лепки, бросовый и природный материал, вату.
Новые материалы, красивее и разные, возможность выбора, помогают не допустить однообразия и скуки.
Экспериментирование с материалом проходит в виде обучения, опытов, дидактических игр, обыгрывание незавершенного образа, наблюдение.
Ну, чего же тут скрывать? Дети любят рисовать и рисуют самозабвенно, создавая на поверхности листа бумаги целые истории о своей жизни, жизни игрушек и окружающего мира.
Самозабвенно: делать что-либо настолько преданно и фантастично, с таким удовольствием, отдаваясь полностью, буквально забывая о себе.
Рисование разнообразно – рисование пальчиками, ладошкой, печать листьев, кляксография, свечой, по мокрому, поролоном, зубной щеткой, ватными палочками, набрызгивание, граттаж и т. д.
(В сопровождении слайдов)
Аппликация – это широко распространенный в разных культурах мира способ создания художественных изображений из различных фигур. Аппликация один из любимых детьми видов изобразительного творчества. Детей радует яркий цвет, «Звонкий ритм», удачное размещение силуэтов и доступность техники вырезания и приклеивания. Дети могут свободно размещать вырезанные силуэты, передвигать в поисках более интересного решения, играть с персонажами – силуэтами. Техника аппликация поддерживает сенсорное развитие – способность ребенка узнавать и называть различные формы. Цвета, величины, пропорции, варианты размещения предметов. Аппликация позволяет использовать нити, ткань, вату, бумагу, природный материал, стружку от карандашей, что параллельно позволяет изучать их свойства, состав, возможности.
Пластилин – искусственный материал, специально созданный для лепки и моделирования. Пластилин не так пластичнее и приятен в лепке как хорошая глина, но имеет свои преимущества. Современные технологии его производства получить пластичный, не липнущий к рукам и немаркий материал. Большой выбор цветов дает возможность создавать из пластилина многоцветные фигурки и композиции, что очень радует детей. Дошкольники также, с большим увлечением изготавливают поделки из солённого теста, которые затем используют в своих играх, дарят родителям и друзьям.
Солёное тесто простой и доступный материал., обладающий высоким пластическими свойствами. Поделки можно оформить бисером, семенами, бусинами, тканью, перышками, листьями и лепестками цветов.
Для художественного экспериментирования подходит также такой вид деятельности как ручной труд. Ребенок создает конкретный продукт (самый настоящий и потому так радующий) – «цветные мячики» (модульная техника) ; «миски для трех медведей» (техника папье-маше, «пестрый коврик» (из полосок в технике «плетения») ; «нарядные бусы и браслеты» (прочные нити или мягкая проволока, ягоды рябины, шиповника, желуди) – художественное экспериментирование. Любимые игрушки своими руками (куколки изготовленные бесшовным способом, сворачиванием, скручивание, завязывание) .
Художественный труд – это универсальная деятельность, имеющая давнюю историю и многовековые традиции. Все известные нам сегодня техники имеют в своей основе древнейшие операции: плетение, связывание, нанизывание, резание, коллаж многое другое. И большинство изделий – калачи, корзины, коврики, миски и т. д. – изобретено в древнейшие времена. Вот почему содержание занятий художественным трудом в детском саду выстроено на материале народной культуры в доступных формах детской деятельности.
Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. Чтобы повысить интерес, педагогу необходимо ставить вопросы побуждающие детей сравнивать свойства материалов (глина и пластилин, выдвигать предположения, делать вывод, совместное обсуждение помогает обобщить полученные результаты.
Планомерная, систематичная и последовательная организация художественной деятельности приносит ощутимые плоды в виде реальных продуктов детского творчества, а так же положительную динамику результатов диагностики по всем показателям художественно- творческого развития детей.
Компонентами художественного экспериментирования являются активность, самостоятельность, инициативность и воображение. В старшем возрасте дети сами могут творчески реализовывать задумки. Показателями их самостоятельности можно считать умение переносить умения и навыки из одних условий в другие, поиск способов и приемов создания выразительного образа. (Так умения и навыки работы с засушенными листьями, позволяют ребенку создать свой коллаж дома совместно с семьей) .
Инициатива проявляется в том, насколько ребенок расширяет границы содержания продукта своего творчества, опираясь на личный опыт, руководствуясь замыслом, фантазией.
Художественная деятельность влияет на формирование словарного запаса и связной речи у ребенка. Разнообразные формы предметов окружающего мира, различные величины, многообразие цветов, способствует обогащению словаря. Различные материалы дают возможность применять коллективную форму творчества. Она сближает детей, развивает навыки культуры общения. Проводятся индивидуальные занятия, занятия по интересам и уровню подготовки детей, дети самостоятельно изготавливают поделки, организуются мини центры «дети обучают детей».
Созданные детьми продукты художественного творчества используются для оформления музыкального зала, подготовки атрибутов для спектаклей, организации выставок, участие в конкурсах, в подарок, оформление группы.
С родителями проводятся консультации, родительские собрания, круглые столы, мастер – класс. Регулярно организуются выставки совместных работ родителей и детей.
Художественное экспериментирование с разнообразными материалами, инструментами и изобразительными техниками, дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знания, впечатлениях, способствует воспитанию любознательности, успешного ребенка, уверенного в собственных силах.
Хотелось бы закончить словами Сухомлинского Василия Александровича:
«В период детства мышление, мыслительные процессы должны быть как можно теснее связаны с живыми, яркими наглядными предметами окружающего мира.
Эмоциональная насыщенность восприятия - это духовный заряд детского творчества …
Одной из форм экспериментально –изобразительной деятельности является рисование тушью.
«Рисование мне всегда представляется чудом. У художника лист белой бумаги, карандаш или тушь. Оперируя только черным и белым, он, как волшебник, на простом листе бумаги создает свой мир пластической красоты» - А.А. Кокорин.
Сегодня на нашем Мастер –Классе мы познакомимся с тремя приемами рисования тушью.
1 прием –Кляксография.
На белый или тонированный лист бумаги пипеткой наносим несколько капель туши и при помощи трубочки для коктейля раздуваются края кляксы, которые приобретают причудливые формы. Пятна наносят, добиваясь создания определенного силуэта, раздувают его контуры для передачи фактуры поверхности –создают образ «из пятна». Следующим этапом работы в этом направлении может быть изображение силуэтов различных предметов, сюжетное рисование, создание декораций и персонажей для теневого театра.
2 прием –Ниткография.
Линия –основа графики. Контурные линии, очерчивающие предмет, волнистые, ломаные и прерывистые, помогающие передать фактуру поверхности и настроение, широкие мягкие и тонкие жесткие –все это разнообразие помогает создать интересные графические работы. Можно рисовать линии в игровой форме: нарисовать линии злые и добрые, хитрые и веселые, прыгучие и ползучие. Можно из линий составлять орнаменты. Но это совершенно особенные линии, которые невозможно нарисовать ни пером, ни кистью, ни фломастером. Нам понадобится несколько листов бумаги формата А3, крученая хлопковая нитка длиной 30-40 см, тушь, налитая в широкую емкость, и жесткая кисть. Лист бумаги складываем пополам, 2/3 длины нити опускается в тушь, затем нить протягивается через жесткую кисть, чтобы снять лишнюю краску, и раскладывается на одной половине развернутого листа. Нить выкладывается произвольно: петлями. Зигзагами, накрывается второй половиной листа (чистый кончик нити при этом должен выходить за нижнюю сторону согнутого листа бумаги), бумага ладонью прижимается к столу, и из этого импровизированного пресса вытягивается нить. Данный прием можно повторить несколько раз. След от нити создает на бумаге симметричное изображение, которое можно дополнить деталями, нарисованными тушью, или акварельным фоном.
3 прием- Граттаж (от франц. Grater –скрести).
Лист белого, тонированного или цветного картона натирается плотным слоем воска (свечкой), затем тонируется черной тушью. Если тушь плохо ложится на воск., в нее можно добавить несколько капель шампуня или покрыть лист тушью несколько раз. Просохший лист готов к работе. Далее делаем процарапывание рисунка стекой.
Итак, дорогие родители, мы с вами познакомились с приемами рисования тушью. А сейчас мы предлагаем определиться с применением приемов и приступить к изображению творческих работ.
Используемая литература:
- Журнал «Ребенок в детском саду» -2002 г. №6 с. 56-58, статья С. Розовой «Рисуем тушью»;
- интернет –ресурсы: http: www/maam.ru/detskijsad/hudozhestvenoe –yeksperimentirovanie.html, статья «Художественное эксерементирование как средство развития творческих способностей детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект родительского собрания «Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии»
План-конспект родительского собрания «Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии»...
Конспект родительского собрания «Дидактическая игра как средство развития речи дошкольника».
Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме игровой деятельности у детей младшего дошкольного возрастаЗадачи:1. Формировать понятие родителей о возм...
Конспект родительского собрания «Театрализованная деятельность, как средство развития речи. Сенсорное развитие детей через дидактические игры»
Цели: раскрытие значения театрализованная деятельность как средство развития речи детей. Ознакомление родителей с дидактическими играми, способствующими сенсорному развитию детей, нап...
Конспект родительского собрания «Дидактическая игра как средство развития речи дошкольника».
Конспект родительского собрания...
Родительское собрание «Художественная литература, как средство развития связной речи детей раннего возраста»
ФГОС дошкольного образования выделяет речевое развитие, как одно изприоритетных направлений в развитии детей раннего возраста. В раннийпериод дошкольного детства происходит становление речи и ееформир...
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА
В наше время первостепенное значение приобретает всестороннее воспитание нового человека, дальнейшее повышение его творческой активности. Поэтому необходимо развивать чувство прекрасного, формировать ...
План-конспект родительского собрания в 1 группе раннего развития «Профилактика детских заболеваний у дошкольников»
Подробный конспект родительского собрания о заболеваниях детей ясельного возраста и их профилактике в ДОУ...