Волкова Н.А. Январь-Февраль. Перезимник Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.
картотека по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Тема недели «Маленькие исследователи».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volkova_n.a._22._yanvar-fevral._perezimnik_poznavatelnye_progulki_s_detmi_5-7_let.docx | 744.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Волкова Нина Александровна «Энциклопедия для воспитателей».
Волкова Н.А. Познавательные прогулки с детьми 5 – 7 лет.
Совместная деятельность воспитателя с детьми.
Зима.
Последние дни Января –
первые дни Февраля.
Тема недели «Маленькие исследователи».
Природоведческая тема «Перезимник».
“В наибольшей безопасности тот, кто начеку,
даже когда нет опасности”.
Венс Сайрус
Направление «Познавательное развитие».
Образовательная область «Познание».
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.
Задачи.
- Расширять и обогащать знания детей о зимних явлениях природы.
- Расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней погоды.
- Расширять и обогащать знания детей о свойствах снега.
- Расширять представления детей о свойствах льда.
- Расширять знания детей о ветре.
- Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
- Формировать осторожное и осмотрительное отношение детей к потенциально опасным для человека ситуациям.
- Напомнить детям, что здоровье зависит от правильно подобранной одежды.
- Напомнить детям правила безопасного поведения на горке.
- Обогащать природоведческий словарь детей.
- Развивать познавательный интерес детей.
- Развивать любознательность детей.
- Поддерживать интерес детей к загадкам.
- Поддерживать интерес детей к народным приметам.
Фенологический календарь природы.
Зима: первозимье, коренная зима, перелом зимы.
Коренная зима (примерно с 22 декабря по 14 февраля) — это период стужи и метелей.
Тема «Перезимник».
День недели | Дневная прогулка |
Понедельник | Наблюдение за неживой природой. Исследование «Январский снег». Расширять и обогащать знания детей о свойствах снега. |
Вторник | Наблюдение за погодой. Наблюдение «Перезимник». (30 января). Расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней погоды. |
Среда | Наблюдение за сезонными изменениями в природе. Наблюдение из окна «Трескучий мороз». Расширять и обогащать знания детей о зимних явлениях природы. |
Четверг | Наблюдение за погодой. Исследование «Зимний ветер». Расширять знания детей о ветре. |
Пятница | Наблюдение за неживой природой. Исследование «Безопасная горка». Расширять представления детей о свойствах льда. |
Примечание. Распределение по дням недели примерное. Наблюдения и исследования проводятся с учётом погодных условий или календарных праздников.
Исследование «Январский снег»
(в морозный день).
Задачи. Расширять и обогащать знания детей о свойствах снега. Развивать познавательный интерес детей. Воспитывать чуткость к художественному слову.
Беседа.
— Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя, полюбуйтесь чудесным, зимний днём. Что вы видите? Что вы чувствуете? Дети делятся своими впечатлениями.
На полянку, на лужок
Тихо падает снежок.
Улеглись снежинки,
Белые пушинки.
Но подул вдруг ветерок,
Закружился наш снежок.
Пляшут все пушинки,
Белые снежинки.
Игорь Винокуров
— Дети, вспомним, что такое снежинки? (ответы детей).
— Снежинки – это замёрзшая капельки воды. Дети, что такое снег? (ответы детей).
— Снег – это зимние осадки. Дети, вспомним какой снег был в начале зимы? (ответы детей).
— Первый снег белый, пушистый, нежный, мягкий, лёгкий, свежий, чистый. Дети, внимательно вокруг посмотрите, январский снег изучите. Какой январский снег? (ответы детей).
— Январский снег тяжёлый, серебристый, искристый, сверкающий, рассыпчатый. Дети, можно ли из январского снега слепить снеговика? Попробуем?
Дети выполняют задание.
— В морозные дни снег рассыпчатый. Из него трудно что-то слепить. Дети, что мы узнали о январском снеге? (ответы детей).
Вывод. Дети, мы узнали, что январский снег тяжёлый, серебристый, искристый, сверкающий, рассыпчатый.
Весёлые упражнения «Снежок».
— Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.
Педагог читает стихотворение и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.
На полянку, на лужок Тихо падает снежок. | Руки вверх, ладони открыты. Руки через стороны вниз. |
Улеглись снежинки, Белые пушинки. | Приседаем, руки вперёд. |
Но подул вдруг ветерок, Закружился наш снежок. | Встаём, руки в стороны. Кружение на месте, руки в стороны |
Пляшут все пушинки, Белые снежинки. Игорь Винокуров | Кружение на месте, руки в стороны. |
По желанию детей упражнения повторяются.
Наблюдение «Перезимник».
(30 января).
Задачи. Расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней погоды. Поддерживать интерес детей к народным приметам. Обогащать природоведческий словарь детей. Развивать познавательный интерес детей. Воспитывать чуткость к художественному слову.
Беседа.
— Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя, полюбуйтесь чудесным, зимний днём. Что вы видите? Что вы чувствуете? Дети делятся своими впечатлениями.
Перезимник нынче лютый, Не натешится мороз, В шубы все леса укутал, А детишкам щиплет нос. | Ходит важною походкой Бородатый вьюговей, В шубе выцветшей короткой, В снежной шапке до бровей. Анна Гайдамак |
— Дети, как вы думаете, что такое перезимник? (предположения детей).
— Перезимник – это середина зимы. На Руси по народному календарю перезимник З0 января. В этот день проверяли запасы, хватит ли до весны. В народе говорят: Перезимник обнадёжит, обтеплит, а потом обманет – всё морозом стянет.
Перезимник нынче лютый,
Не натешится мороз,
В шубы все леса укутал,
А детишкам щиплет нос.
— Дети, а у нас какая погода, какой перезимник? (ответы детей).
— Народные приметы гласят: если в этот день снег падает, то зима долго не отдаст свои права. Если на перезимник потеплело, то весна рано придёт. Дети, как вы думаете, зима ещё долго у нас гостить будет? (предположения детей).
В зависимости от погоды и примет …
— Судя по приметам зима нас (скоро, долго не) покинет. Весна будет (ранняя, поздняя).
— Дети, что мы узнали о перезимнике? (ответы детей).
Вывод. Дети, мы узнали, что перезимник – середина зимы.
Весёлые упражнения «Снежок».
— Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.
Педагог показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.
На полянку, на лужок Тихо падает снежок. | Руки вверх, ладони открыты. Руки через стороны вниз. |
Улеглись снежинки, Белые пушинки. | Приседаем, руки вперёд. |
Но подул вдруг ветерок, Закружился наш снежок. | Встаём, руки в стороны. Кружение на месте, руки в стороны |
Пляшут все пушинки, Белые снежинки. Игорь Винокуров | Кружение на месте, руки в стороны. |
Наблюдение из окна «Трескучий мороз».
(в морозный день).
Задачи. Расширять и обогащать знания детей о зимних явлениях природы. Формировать осторожное и осмотрительное отношение детей к потенциально опасным для человека ситуациям. Развивать любознательность детей. Воспитывать чуткость детей к художественному слову.
Беседа.
…. Не ветер бушует над бором, Не с гор побежали ручьи, Мороз-воевода дозором Обходит владенья свои. Глядит — хорошо ли метели Лесные тропы занесли, И нет ли где трещины, щели, И нет ли где голой земли? | Пушисты ли сосен вершины, Красив ли узор на дубах? И крепко ли скованы льдины В великих и малых водах? Идёт — по деревьям шагает, Трещит по замёрзлой воде, И яркое солнце играет В косматой его бороде. Н. А. Некрасов |
— Дети, как вы думаете, почему мороз называют трескучим? (предположения детей).
— Трескучий мороз – сильный мороз. Во время сильного мороза у деревьев с треском лопается кора. Бедные деревья от мороза не убегут, за одеждой не спрячутся. Дети, а как мы защищаемся от мороза? (ответы детей).
— Мы себя оберегаем, от мороза защищаем, много одежды одеваем. Дети, напомните мне, что такое обморожение? (ответы детей).
— Мороз открытые участки тела холодом обжигает, кожу убивает. Дети, как вы считаете, чаще всего, что люди обмораживают? (ответы детей).
— Мороз щёки и нос кусает, отморозить желает. Нос и щёки шарфом прикрываем, от мороза защищаем. Дети, как нам на прогулке от мороза себя защитить? (ответы детей).
— В мороз стоят на месте нельзя, нужно двигаться всегда. Бегаем, прыгаем, ножками топаем, в ладоши хлопаем. Движения – это жизнь. Дети, вспомним приметы зимы. (Ответы детей).
— Приметы зимы: холод, мороз, снег, снегопад, сугробы. Дети, что мы узнали о трескучем морозе? (ответы детей).
Вывод. Дети, мы узнали, что в трескучий мороз деревья трещат. Мороз опасен для здоровья и жизни не только людей, но и деревьев.
Музыкальная игра «Мороз».
— Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова песни запоминайте.
Дети стоят по кругу. Педагог поёт и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.
Вот так холод, вот мороз, Больно щиплет нос. Больно щиплет нос. | Ладони приложим к щекам, покачаем головой вправо–влево. Закроем нос ладошкой. |
Чтоб согреть его скорей, Надо потереть сильней. Чтоб согреть его скорей – потереть сильней. | Указательными пальцами обеих рук проводим по крыльям носа сверху вниз на каждое слово. |
Будем ножки согревать, Прыгать и скакать. Прыгать и скакать. | Руки на пояс, пружинки. Прыжки на двух ногах на месте. Прыжки на двух ногах на месте. |
Очень холодно стоять, Ножки стали замерзать. Очень холодно стоять – Стали замерзать. | Притопы двумя ногами – быстрые топочущие шажки на месте. При выполнении притопов колени слегка согнуты, корпус прямой. |
Крепче стал мороз никак, Мёрзнем стоя так. Мёрзнем стоя так. | Пружинки с поворотом – пружинящее сгибание и выпрямление колен без остановки (как бы покачивание на пружинках) с поворотом корпуса вправо – влево. |
Нам пора бежать бегом, Нам нельзя идти пешком. Нам пора бежать бегом – Нельзя идти пешком. | Бег на месте, руки согнуты в локтях. |
Чтобы ручки согревать, Будем мы махать. Будем мы махать. | Руки вверх, покачиваем влево – вправо. |
И в ладоши будем бить, И локтями шевелить. И в ладоши будем бить – Локтями шевелить. | Тарелочки – руки вытянуты вперёд на уровне груди. Ладони раскрыты, параллельно друг другу. Скользящие хлопки. Одна рука с размаху двигается сверху вниз, другая – снизу вверх. |
Мы на месте не стоим, Мы бежим, бежим. Мы бежим, бежим. | Бег по кругу в медленном темпе. |
Чтоб согреться поскорее, надо нам бежать быстрей. Чтоб согреться поскорее, побежим быстрее. | Бег по кругу, увеличение скорости бега. |
По желанию детей игра повторяется.
Исследование «Зимний ветер»
(в ветреный день).
Задачи. Расширять знания детей о ветре. Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Поддерживать интерес детей к загадкам. Развивать познавательный интерес детей.
Исследование.
— Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя, полюбуйтесь чудесным, зимний днём. Что вы видите? Что вы чувствуете? Дети делятся своими впечатлениями.
— Дети, отгадайте, пожалуйста, загадку.
Он летит издалека, Гонит в небе облака, Гонит волны в океане, Кружит вихрем в урагане. | Может ласково подуть, Может стихнуть и уснуть. В каждом уголке на свете Очень разный дует… (ветер). |
— Дети, что такое ветер? (ответы детей).
— Ветер – это потоки воздуха, которые движутся над землёй. Ветры бывают разные: сильные и слабые, тёплые и холодные. Дети, можем ли мы увидеть ветер? (ответы детей).
— Ветер невидим, но если мы посмотрим на деревья, то увидим работу ветра. Если ветки деревьев качаются сильно – дует сильный ветер, если чуть-чуть шевелятся – слабый ветер. Дети, как вы считаете, какой сегодня ветер? (ответы детей).
Педагог предлагает детям повернуться лицом к ветру.
— Ветер можно почувствовать. Зимой ветра часто дуют с холодного Севера. Они несут морозный, холодный воздух. Дети, вы чувствуете ветер? (ответы детей).
— Ветер любит забираться под шапки, пуховики и морозит людей. Поэтому всегда нужно хорошо закрывать спину, заправлять майки, рубашки в штаны, а лучше носить комбинезон (он хорошо закрывает спину). Шапку зимой не снимаем, уши от мороза и ветра скрываем. Дети, что мы узнали о зимнем ветре? (ответы детей).
Вывод. Дети, мы узнали, что ветер – это потоки воздуха, которые движутся над землёй. Зимний ветер очень холодный, северный.
Весёлые упражнения «Ветер».
— Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, движения за мной повторяйте.
Педагог выразительно читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.
Ветер южный прилетел, И тихонечко пропел: На носочки ты вставай, Облака ты разгоняй. | Руки в стороны, взмахи руками вверх – вниз. Руки вперёд, ладони вверх. Встаём на носочки, руки вверх, Движение рук слева-направо. |
Ветер северный летел, В наши уши он свистел: Береги здоровье, детка Не то ждёт тебя, таблетка! | Руки в стороны, взмахи руками вверх – вниз. Ладонями прикрываем уши. Руки вперёд, ладони вверх. Пальцы рук к вискам, покачаем головой влево – вправо. |
Мы здоровье сберегаем, Спинки плотно закрываем, Ветер, ветер пролетай, И гулять нам не мешай. | Руки за спину, прыжки на двух ногах. Руки на пояс, шагаем на месте. |
Исследование «Безопасная горка».
Задачи. Расширять представления детей о свойствах льда. Формировать осторожное и осмотрительное отношение детей к потенциально опасным для человека ситуациям. Напомнить детям правила безопасного поведения на горке. Развивать познавательный интерес детей.
Игровой материал. Кукла, ледянка.
Исследование.
Педагог с детьми подходят к ледяной горке. Дети стоят вдоль горки, не перекрывая доступ друг другу ко льду.
Мы зимою на задворках
Оборудовали горку.
Чтобы стала ледяной,
Поливали снег водой.
Горку сделали для всех,
И теперь веселье, смех…
Ирина Скородумова
Педагог скатывает с горки куклу на ледянке.
— Дети, как вы думаете, почему на горке легко кататься? (ответы детей).
— Горка ледяная. Дети, напомните мне, пожалуйста, почему горка стала ледяной? (ответы детей).
— Встретились мороз, да вода и получился лёд. Дети, какой лёд? (ответы детей).
— Лёд гладкий, скользкий. По гладкому и скользкому льду хорошо скользит ледянка. Дети, слепите, пожалуйста, крепкий снежок. Дети выполняют задание.
— А теперь, дети, протяните руку вперёд, и уроните снежок на лёд. Дети выполняют задание.
— Что произошло со снежком? (ответы детей).
— Дети, как вы считаете, почему снежок разбился? (ответы детей).
— Лёд твёрдый. Дети, чем опасен твёрдый лёд? (ответы детей).
— Шишки да синяки нам нужны, охраняем себя от беды. Дети, вспомним правила безопасности при катании с ледяной горки. (Ответы детей). Педагог обобщает ответы детей.
Правила безопасности при катании с горки.
- На горку ступеньки ведут, покататься зовут.
- Не толкаемся и ждём, на горку по очереди идём.
- На горке не стоим, на ледянке сидим.
- На друзей не наезжаем, свободной дорожки ожидаем.
- Внизу горки не сидим, быстро встаём, ледянку берём.
- Возле горки снежки не кидаем, никого не толкаем.
— Дети, как вы считаете, когда горка для нас безопасна? (ответы детей).
Вывод. Правила безопасности соблюдаем, никогда не нарушаем.
Помни правила всегда,
Чтоб не случилась вдруг беда,
Надо их не только знать,
А постоянно выполнять!
Малоподвижная игра «А я с горочки катаюсь».
Задачи. Закрепить с детьми правила безопасного поведения на горке. Развивать внимание детей. Воспитывать терпение.
Игра.
Закличка.
Раз, два, три, четыре, пять,
Я зову вас поиграть.
— Дети, вы знаете правила безопасного поведения на горке? (ответы детей).
— Сейчас мы это проверим. Предложения я скажу, а вы решаете правильно или нет и отвечаете мне движениями. Дети, правила игры запоминаем, никогда не нарушаем.
Игровые правила.
- Если вы согласны с тем, что я скажу, то хлопайте в ладоши.
- Если не согласны, то топайте ногами.
— Дети, игра начинается! Слушайте, решайте, движениями отвечайте!
- Не толкаемся и ждём, на горку по очереди идём. (Хлоп-хлоп-хлоп!)
- И, расталкивая всех, поднимаюсь я наверх. (Топ-топ-топ)
- Я, тихонечко съезжаю, на друзей не наезжаю. (Хлоп-хлоп-хлоп!)
- С горки весело лечу, всех сейчас я задавлю. (Топ-топ-топ)
- Мне ступеньки не нужны, по горке вверх я поползу. (Топ-топ-топ)
- Когда на горку поднимусь, на ледянку сразу я сажусь. (Хлоп-хлоп-хлоп!)
- На горке я стою, во все стороны смотрю, никого не пропускаю, один горку занимаю. (Топ-топ-топ)
- Я толкаю девочек, я толкаю мальчиков, весело играю, друзей обижаю. (Топ-топ-топ)
- Друзей с горки не толкаю, правила безопасности соблюдаю. (Хлоп-хлоп-хлоп!)
— Замечательно, друзья! Правило безопасного поведения на горке вы знаете, а теперь можно и с горки покататься.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Волкова Н.А. До свидания, лето. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.
Тема недели «До свидания, лето». Картотека познавательных прогулок с детьми 5-7 лет на период конец августа, первые дни сентября....
Волкова Н.А. Сентябрь, 1 неделя. Урожай. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.
Тема недели «Урожай». Картотека познавательных прогулок с детьми 5-7 лет в сентябре....
Волкова Н.А. Сентябрь, 2 неделя. Начало осени. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.
Тема недели «Мой дом». Картотека познавательных прогулок с детьми 5-7 лет в сентябре....
Волкова Н.А. Сентябрь, 3 неделя. Золотая осень. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.
Тема недели «Краски осени». Картотека познавательных прогулок с детьми 5-7 лет в сентябре....
Волкова Н.А. Сентябрь, 4 неделя. Птицы. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.
Тема недели «Детский сад»....
Волкова Н.А. Октябрь, 1 неделя. Животный мир. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.
Тема недели «Животный мир»....
Волкова Н.А. Октябрь, 2 неделя. Погода и человек. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.
Тема недели «Я - человек»....