Волкова Н.А. Октябрь, 2 неделя. Погода и человек. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.
картотека по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Волкова Нина Александровна

Тема недели «Я - человек». 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Волкова Нина Александровна «Энциклопедия для воспитателей».

Волкова Н.А.  Познавательные прогулки с детьми 5 – 7 лет.

Совместная деятельность воспитателя с детьми.

Осень. Октябрь 2 неделя.

Тема недели «Я - человек».

Природоведческая тема «Погода и человек».

“Мир, окружающий ребёнка, – это, прежде всего, Мир природы

 с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе, вечный источник детского разума”.

Василий Александрович Сухомлинский

Направление «Познавательное развитие».

Образовательная область «Познание».

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.

Задачи.

  • Расширять представления детей о явлениях природы, о их значении в нашей жизни.
  • Расширять и обогащать знания детей об особенностях осенней погоды.
  • Познакомить детей с внешними особенностями осеннего неба.
  • Показать детям связь между небом и погодой.
  • Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
  • Формировать желание детей одеваться по погоде.
  • Развивать наблюдательность детей.

Октябрь 2 неделя.  

Тема «Погода и человек».

День недели

Дневная прогулка

Вечерняя прогулка

Понедельник

Наблюдение 

«Осеннее небо».

Показать детям связь между небом и погодой.

Творчество 

«Человечек».

Формировать художественно–творческие способности детей.

Вторник

Исследование

«Какая сегодня погода?»

Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.

Малоподвижная игра

«Сутки».

Уточнить представления детей о том, что утро, день, вечер, ночь составляют сутки.

Среда

Разговор – размышление

«Какие бывают дожди». 

Расширять и обогащать знания детей об особенностях осенней погоды.

Игра «Танцы роботов».

Совершенствовать умение детей двигаться в заданном направлении.

Четверг

Наблюдение

 «Погода и человек».

Расширять представления детей о явлениях природы, о их значении в нашей жизни.

Весёлые упражнения

«Осень».

Поддерживать интерес детей к осенним изменениям в природе.

Пятница

Наблюдение

«Октябрь землю покроет».

Рассказать детям о народном празднике земледельцев «Покров» (14 октября).

Весёлые упражнения

«Осеняя песенка».

Поддерживать интерес детей к осенним изменениям в природе.

Наблюдение «Осеннее небо».

Задачи. Познакомить детей с внешними особенностями осеннего неба. Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Показать детям связь между небом и погодой. Поощрять любознательность детей.

Беседа.

— Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя, полюбуйтесь осенним днём. Что вы видите? Дети делятся своими впечатлениями.

Я люблю смотреть на небо,

Лазурью нежной любоваться!

Небо бывает разнообразное,

Так и хочется им восхищаться!

 — Дети, посмотрите, пожалуйста, на небо и скажите, какое оно? (Небо чистое, голубое, тёплое или серое, низкое, хмурое, холодное).

— Каждое утро многие люди, выходя на улицу, смотрят на небо. Как вы думаете, зачем они это делают? (ответы детей).

— Люди по небу определяют, какая сегодня погода. Если небо голубое, то погода ясная. Если небо серое, то погода пасмурная. Если по небу плывут тёмные чёрные тучи, то возможно будет дождь или снег.  Дети, посмотрите, пожалуйста, на небо и расскажите, какая сегодня погода? (ответы детей).

— Дети, что мы узнали о небе? (ответы детей).

Вывод. Дети, мы узнали, что небо может рассказать о погоде.

Весёлые упражнения «Облако».

— Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, движения за мной повторяйте.

Педагог выразительно читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.

Беленькое облако,

Округлённые руки перед собой, пальцы в замок.

Поднялось над крышей.

Не расцепляя пальцы рук, поднимаем руки над головой.

Устремилось облако

Расцепив замок, руки вперёд.

Выше, выше, выше.

Встаём на носочки, руки вверх.

Ветер — это облако

Плавные покачивания рук над головой из стороны в сторону.

Зацепил за кручу.

Соединим руки кончиками пальцев над головой.

Превратилось облако

В дождевую тучу.

Руками описать через стороны большой круг.

Дождевая тучка

Дождиком закапала.

Прыжки на месте на двух ногах.

Долго, долго туча

Над землёю плакала.

Наклон перёд, руки плавно вниз - в стороны.

По желанию детей упражнения повторяются.

Разговор – размышление «Какие бывают дожди». 

Задачи. Расширять и обогащать знания детей об особенностях осенней погоды. Поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Воспитывать в детях чуткость к художественному слову. Развивать любознательность детей.

Беседа.

Дождь по улице идёт,

Мокрая дорога.

Много капель на стекле,

А тепла немного.

Как осенние грибы,

Зонтики мы носим,

Потому что на дворе

Наступила осень.

В. Семернин

— Дети, к разговору приглашаю, подумать предлагаю: какие бывают дожди? (предположения детей).

— Если дождик льёт как из ведра, то это … (ливень).

Ливневый дождь состоит из самых крупных и тяжёлых капель. Такой дождь начинается и заканчивается внезапно. Ливень не бывает долгим и часто сопровождается грозой, а иногда и градом. Ливень заканчивается быстро, а затяжной дождь идёт … (долго).

Затяжной дождь – это дождь, когда с неба из туч целый день льётся вода. Дети, моросящий дождь что делает? (моросит).

Моросящий дождь состоит из очень мелких капель, под которыми невозможно вымокнуть, которые даже не оставляют следов на лужах. А ещё есть ледяной дождь. Это, когда очень холодно и дождевые капли похожи на острые льдинки. Дети, какие дожди чаще всего идут этой осенью: ливень, затяжной, моросит или ледяной дождь?  (ответы детей).

Осенью часто идут затяжные дожди, моросящие дожди, а если погода холодная, то ледяной дождь. Дети, что бы вы хотели ещё узнать о дожде?         Педагог отвечает на вопросы детей, контролирует, чтобы вопросы и ответы были строго по теме.

— Дети, что мы узнали о дожде? (ответы детей).

Вывод. Дети, мы узнали, что дожди бывают разные: ливень, затяжной дождь, моросит, ледяной дождь.

Весёлые упражнения «Осень».

Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.

     Педагог выразительно читает стихотворение и показывает движения.

Садик мой весёлый,

Где ж твои цветы?

Удивлённое лицо.

Руки в стороны, ладонями вверх, плечи вверх – вниз.

Под дождём осенним

Изменился ты!

Пальцы рук к вискам, качание головы вправо-влево.

Ветер злой, холодный

Листья оборвал,

Руки вверх, ладони вперёд, покачивание влево – вправо.

Руки вперёд, встряхнём кисти рук.

По дорожкам грязным

Все их разбросал.

Наклон вперёд, руки вниз, покачивание влево – вправо.

Как тебя утешить,

Что тебе сказать?

Встаём прямо. Ладони прижимаем к груди.

Руки в стороны, ладонями вверх, плечи вверх – вниз.

Жди – весна вернётся,

Зацветёшь опять!

Иван Белоусов

Руки на пояс, пружинка с поворотом туловища влево и вправо.

Исследование «Какая сегодня погода?»

Задачи.  Поощрять желание детей наблюдать за погодой.  Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Воспитывать в детях чуткость к художественному слову. Развивать наблюдательность.

Исследование. 

Дети, послушайте, пожалуйста, стихотворение.

Погоде Хорошей,

Погода Плохая,

Сказала: "Приветик",

Лениво зевая.

А та ей ответила

Очень тепло:

– Какими ветрами

Сюда занесло?

Довольна ли жизнью,

Родная сестрица?

Сегодня тебе

Как и раньше

Дождится?

– Живу я прекрасно,

Дождю постоянно,

Рассветы встречаю

Довольно туманно.

Ни птицы не любят меня,

Ни коты,

Зато обожают

Плащи и Зонты.

С вниманьем всегда

Отношусь к детворе я

И лужи для них наливаю

Полнее.

– Ну что ж, оставайся,

Плохая Погода,

А я улетаю на юг

На полгода.

И. Кулиш.

Дети, как вы считаете, что такое погода? (ответы детей).

Погода – это сочетание температуры воздуха, облачности, осадков и ветра. Дети, мы сегодня с вами играем в метеорологов. Метеорология – это наука предсказания погоды по небесным явлениям. Юные метеорологи, понаблюдайте, пожалуйста, за небом и предскажите, какая погода нас сегодня ожидает: хорошая или плохая? Задание понятно? (ответы детей).

— Дети, приступайте, пожалуйста, к исследованию.

Дети наблюдают за погодой и делятся своими впечатлениями. Педагог благодарить детей, которые заметили что-то необычное.

— Дети, какая погода осенью? (ответы детей).

Вывод.  Дети, погода осенью хитрая. Светит солнышко, кажется, что на улице тепло. Но дует холодный ветер, воздух прохладный, и нужно одеваться теплее.

Весёлые упражнения «Осеняя песенка».

Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.

     Педагог выразительно читает стихотворение и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.

Миновало лето,

Осень наступила.

Помашем рукой в прощальном жесте.

Руки вперёд, ладони параллельно друг другу, плавно в стороны.

На полях и в рощах

Пусто и уныло.

Руки вверх, плавно покачиваем влево – вправо.

Птички улетели,

Стали дни короче,

Руки в стороны, взмахи руками вверх – вниз.

Солнышка не видно,

Тёмны, тёмны ночи.

Алексей Плещеев

Пальцы рук к вискам, покачаем головой влево – вправо.

Наблюдение «Погода и человек».

Задачи. Расширять представления детей о явлениях природы, о их значении в нашей жизни. Поощрять интерес детей к наблюдениям за погодой. Формировать желание детей одеваться по погоде. Воспитывать в детях чуткость к художественному слову. Развивать любознательность детей.

Беседа. 

— Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя, полюбуйтесь осенним днём. Что вы видите? Дети делятся своими впечатлениями.

Сеет дождик в октябре

Лужи на дороге.

В жёлтой кружатся листве

Осени тревоги.

Лес багряный за рекой

В белой дымке скрылся

И тумана пеленой,

Как плащом укрылся.

Тучи по небу с утра

Стаями летают.

Дни листки календаря

Октябрю считают.

Г. Соренкова

Дети, что такое погода? (ответы детей).

Погода бывает самая разная – солнечная или пасмурная, ветреная или безветренная, дождливая или снежная. Какая погода сегодня?  (ответы детей).

Дети, как погода влиять на жизнь человека? (ответы детей).

— В солнечную погоду у нас радостное, весёлое настроение, а когда пасмурно, мы иногда грустим.  От погоды зависит, какую одежду мы сегодня оденем. Если мы неправильно подберём одежду, оденемся легко или очень тепло, то можем простудиться и заболеть. Дети, что мы узнали о влияние погоды на человека? (ответы детей).

Вывод.  Дети, мы узнали, что человек жизнь человека зависит от погоды. О здоровье, дети, не забывайте, одежду по погоде выбирайте.

Весёлые упражнения «Ветер».

— Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, движения за мной повторяйте.

Педагог выразительно читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.

Ветер южный прилетел,

И тихонечко пропел:

На носочки ты вставай,

Облака ты разгоняй.

Руки в стороны, взмахи руками вверх – вниз.

Руки вперёд, ладони вверх.

Встаём на носочки, руки вверх,

Движение рук слева-направо.

Ветер северный летел,

В наши уши он свистел:

Береги здоровье, детка

Не то ждёт тебя, таблетка!

Руки в стороны, взмахи руками вверх – вниз.

Ладонями прикрываем уши.

Руки вперёд, ладони вверх.

Пальцы рук к вискам, покачаем головой влево – вправо.

Мы здоровье сберегаем,

Спинки плотно закрываем,

Ветер, ветер пролетай,

И гулять нам не мешай.

Руки за спину, прыжки на двух ногах.

Руки на пояс, шагаем на месте.

По желанию детей упражнения повторяются.

Наблюдение «Октябрь землю покроет».

 (14 октября).

Задачи. Рассказать детям о народном празднике земледельцев «Покров». Расширять и обогащать знания детей об особенностях осенней природы. Поддерживать интерес детей к народным поговоркам. Развивать любознательность детей.

Беседа.

Погода – это тепло или холодно, ясно, пасмурно или облачно, сухо или дождливо, ветрено или безветренно. Дети, какая сегодня погода? (ответы детей).

— Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя, полюбуйтесь осенним днём. Что вы видите? Дети делятся своими впечатлениями

— Я услышала народную поговорку «На Покров до обеда – осень, после обеда – зима». Как вы думаете, что это означает? (предположения детей).

14 октября, по народному календарю Покров день. Народ считал, что в Покров осень с зимой встречаются. Об этом и народные поговорки: «Покров кроет землю то листом, то снегом», «На Покров до обеда – осень, после обеда – зимушка-зима». К Покрову заканчивают хлебопашцы полевые работы, убирают хлеб в закрома. С Покрова скот не выгоняют на пастбища, а держат в хлевах и кормят сеном, люди утепляют свои дома. Дети, а как можно утеплить дом? (предположения детей).

— Покров, означает покрывать, защищать. Природа покрывает землю снегом, защищает её от морозов.  А у нас Покров покрыл землю снегом или нет? (ответы детей).

— Русский народ представлял Покров в виде батюшки, защитника и обращался к нему «Батюшка Покров, покрой наш дом теплом, а живущих в нём добром!» Давайте и мы с вами попросим батюшку Покрова защитить нас.

Дети повторяют фразу вместе с педагогом.

— Батюшка Покров, покрой наш дом теплом, а живущих в нём добром!

Весёлые упражнения «Посиделки».

Закличка.

Раз, два, три, четыре, пять,

Я зову вас поиграть.

— Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, движения за мной повторяйте.

Педагог выразительно читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.

Пришёл батюшка – Покров,

Настала нам гуляночка.

Руки на пояс,

пружинка с поворотом туловища вправо и влево.

Скоро – скоро нам сыграет

Звонкая тальяночка.

Имитация игры на гармошке.

Разрешите поплясать,

Разрешите топнуть,

Притопы на каждый слог в словах.

Неужели в этом доме

Половицы лопнут?

Руки в стороны, ладонями вверх, плечи вверх – вниз.

Руки на пояс.

По желанию детей упражнения повторяются.

Творчество «Человечек».

Задачи. Формировать художественно–творческие способности детей. Развивать, чувство формы, воображение детей.

Материалы к деятельности.  Палочки для рисования.

Рисование.

Раз, два, три, четыре, пять,

Приглашаю рисовать!

Палочки в руки берём,

Рисовать начнём.

Педагог выбирает место для рисования так, чтобы рисунки не затоптали.  

— Дети, напомните мне, пожалуйста, где можно рисовать палочками?  (ответы детей).

— Палочками мы рисуем на ровной и мягкой поверхности, на земле или песке.

Педагог рисует и читает текст.

Точка, точка, два крючочка,

Носик, ротик, оборотик,

Палка, палка, огуречик –

Вот и вышел человечек.

А теперь добавим ножки –

Побежит он по дорожке.

— Дети, скучно человечку одному гулять, кто поможет мне ещё человечков нарисовать? 

 Дети рисуют, педагог обращает внимание детей на форму частей тела человека, на соответствие величины частей тела.

— Замечательно! Спасибо, дети! Человечки дружно гуляют, друг с другом играют.

Малоподвижная игра «Сутки».

Задачи.  Уточнить представления детей о том, что утро, день, вечер, ночь составляют сутки. Развивать координацию движений детей, умение действовать по сигналу. Формировать интерес детей к познавательным играм.

Игра.

Закличка

Раз, два, три, четыре, пять,

Я зову вас поиграть,

Становитесь в круг смелей,  

И игру начнём скорей.  

— Дети, в игру «Сутки» играем, части суток вспоминаем.

Педагог называет части суток и показывает движения.

  • Утро – весело шагаем.
  • День – прыгать начинаем.
  • Вечер – «пружинкой» отмечаем,
  • Ночью – крепко засыпаем.

— Дети, правило игры запоминаем, никогда не нарушаем.

Игровое правило. 

  • Части суток называю я, а вы покажете движения, друзья.

Педагог называет части суток по порядку, затем в разброс. Игра проводится в быстром темпе.

— Замечательно! Части суток правильно определяли, утро день, вечер, ночь показали!

Малоподвижная игра «Танцы роботов».

Задачи. Совершенствовать умение детей двигаться в заданном направлении. Развивать память и внимание детей.

Игра.

Закличка

Раз, два, три, четыре, пять,

Я зову вас поиграть.

        Дети стоят в шеренгу.

— Дети, в роботов вас превращаю, танцевать приглашаю. Правила игры запоминаем, никогда не нарушаем.

Игровые правила:  

  • слух напрягаем, задание запоминаем;
  • движения вспоминаем, правильно шагаем.

— Роботы, вы готовы? (ответы детей).

Педагог выполняет несколько движений вместе с детьми.

— Шаг вперёд, шаг направо. Дети выполняют задание.

— Шаг вперёд, шаг направо, шаг назад. Дети выполняют задание.

— Шаг вперёд, шаг направо, шаг назад, шаг налево. Дети выполняют задание.

— Два шага вперёд, шаг налево. Дети выполняют задание.

— Два шага вперёд, шаг налево, два шага направо. Дети выполняют задание.

— Два шага вперёд, шаг налево, два шага направо, шаг назад. Дети выполняют задание.

По желанию детей игра продолжается с новыми движениями.

Весёлые упражнения «Осень».

Задачи. Поддерживать интерес детей к осенним изменениям в природе. Дать возможность детям насладиться поэзией, красотой слова и ритма. Вызвать желание запомнить стихотворение. Развивать память, общую моторику, координацию речи с движениями.

Игра.

Закличка.

Раз, два, три, четыре, пять,

Я зову вас поиграть.

Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.

     Педагог выразительно читает стихотворение и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.

Садик мой весёлый,

Где ж твои цветы?

Удивлённое лицо.

Руки в стороны, ладонями вверх, плечи вверх – вниз.

Под дождём осенним

Изменился ты!

Пальцы рук к вискам, качание головы вправо-влево.

Ветер злой, холодный

Листья оборвал,

Руки вверх, ладони вперёд, покачивание влево – вправо.

Руки вперёд, встряхнём кисти рук.

По дорожкам грязным

Все их разбросал.

Наклон вперёд, руки вниз, покачивание влево – вправо.

Как тебя утешить,

Что тебе сказать?

Встаём прямо. Ладони прижимаем к груди.

Руки в стороны, ладонями вверх, плечи вверх – вниз.

Жди – весна вернётся,

Зацветёшь опять!

Иван Белоусов

Руки на пояс, пружинка с поворотом туловища влево и вправо.

По желанию детей упражнения повторяются.

Весёлые упражнения «Осеняя песенка».

Задачи. Поддерживать интерес детей к осенним изменениям в природе. Дать возможность детям насладиться поэзией, красотой слова и ритма. Вызвать желание запомнить стихотворение. Развивать память, общую моторику, координацию речи с движениями.

Игра.

Закличка.

Раз, два, три, четыре, пять,

Я зову вас поиграть.

Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.

     Педагог выразительно читает стихотворение и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.

Миновало лето,

Осень наступила.

Помашем рукой в прощальном жесте.

Руки вперёд, ладони параллельно друг другу, плавно в стороны.

На полях и в рощах

Пусто и уныло.

Руки вверх, плавно покачиваем влево – вправо.

Птички улетели,

Стали дни короче,

Руки в стороны, взмахи руками вверх – вниз.

Солнышка не видно,

Тёмны, тёмны ночи.

Алексей Плещеев

Пальцы рук к вискам, покачаем головой влево – вправо.

По желанию детей упражнения повторяются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Волкова Н.А. Февраль 1 неделя. Зима и транспорт. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.

Тема недели «Транспорт». Познавательная тема «Зима и транспорт»....

Волкова Н.А. Март 3 неделя. Весна и птицы. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.

17 марта, день Герасима Грачевника. 22 марта – Жаворонки....