Волкова Н.А. Сентябрь, 3 неделя. Золотая осень. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.
картотека по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Тема недели «Краски осени». Картотека познавательных прогулок с детьми 5-7 лет в сентябре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volkova_n.a._4._sentyabr_3_nedelya._zolotaya_osen._poznavatelnye_progulki_s_detmi_5-7_let.docx | 327.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Волкова Нина Александровна «Энциклопедия для воспитателей».
Волкова Н.А. Познавательные прогулки с детьми 5 – 7 лет.
Совместная деятельность воспитателя с детьми.
Осень. Сентябрь 3 неделя.
Тема недели «Краски осени».
Природоведческая тема «Золотая осень».
“Природа — единственная книга,
каждая страница, которой полна глубокого содержания”.
Иоганн Вольфганг фон Гёте
Направление «Познавательное развитие».
Образовательная область «Познание».
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.
Задачи.
- Расширять кругозор детей.
- Расширять и обогащать знания детей об осенних изменениях в природе.
- Расширять знания детей о растениях.
- Рассказать детям о значении солнца в жизни растений.
- Познакомить детей с деревьями и кустарниками участка.
- Познакомить с видоизменением листьев.
- Раскрыть понятие «листопад».
- Закреплять представления детей о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений.
- Показать детям многообразие красок золотой осени.
- Показать детям взаимодействие живой и неживой природы.
- Развивать наблюдательность.
- Развивать любознательность детей, память.
- Воспитывать любовь к природе родного края.
- Поощрять интерес детей к изменениям в природе родного края.
- Поощрять желание детей любоваться красотой родной природы.
Фенологический календарь природы.
Осень: начало осени, золотая осень, глубокая (поздняя) осень, предзимье.
- Начало осени (примерно с 27 августа по 23 сентября) — Осень начинается с первых, пожелтевших или покрасневших отдельных листьев на берёзах, липах, вязах. Продолжается этот период до тех пор, когда на деревьях становится жёлтыми (красными) примерно половина листьев (конец сентября).
- Золотая осень (примерно с 24 сентября – по 14 октября) — Это пора самой яркой осенней раскраски листвы и сильного листопада. Начало заморозков, в низинах часты туманы. К концу октября оголены липы, клёны, осины — так заканчивается золотая осень. На юг улетают последние стаи журавлей, грачей и скворцов; с севера перекочёвывают снегири.
Сентябрь 3 неделя.
Тема «Золотая осень».
День недели | Дневная прогулка | Вечерняя прогулка |
Понедельник | Наблюдения за деревьями. Исследование «Листья деревьев». Расширять знания детей о растениях. | Творчество «Осенние листья». Помочь детям увидеть особенности листьев деревьев. |
Вторник | Наблюдения за деревьями. Целевая прогулка по участку детского сада «Путешествие в Осеннее царство». Расширять и обогащать знания детей об осенних изменениях в природе. | Весёлые упражнения «Осень». Поддерживать интерес детей к осенним изменениям в природе. |
Среда | Наблюдения за деревьями. Исследование «Листопад». Раскрыть понятие «листопад». | Творчество «Листопад». Помочь детям увидеть красоту листопада. |
Четверг | Наблюдение за сезонными изменениями в природе. Наблюдение «Золотая осень». Показать детям многообразие красок золотой осени. | Дидактическая игра «С какого дерева листочек?» Закреплять знания детей о деревьях. |
Пятница | Наблюдение за солнцем. Наблюдение «Осеннее Солнышко». Показать детям взаимодействие живой и неживой природы. | Словесная игра «Да или нет, осенняя». Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. |
Исследование «Листья деревьев».
Задачи. Расширять знания детей о растениях. Познакомить с видоизменением листьев. Помочь детям запомнить названия листьев деревьев. Развивать любознательность детей, память, мелкую моторику, динамическую координацию рук детей.
Материалы: листья лиственных и хвойных деревьев.
Исследование.
— Дети, исследования начинаем, тайны растений отгадаем. Соберите, пожалуйста, листья деревьев. Внимание, дети! Собираем только чистые листья, аккуратно берём за черешок, составляя букет. Дети собирают опавшие листья деревьев.
— Дети, рассмотрим листья деревьев. Все листья одинаковые или они разные? (ответы детей).
— Есть листья простые, как у берёзы, тополя, клёна. А есть листья сложные, они состоят из маленьких листочков, как у рябины. Дети, что есть у всех листьев? (предположения детей).
— У всех листьев есть ножка (черешок), которым они прикрепляются к веточке.
Педагог приглашает детей подойти к хвойному дереву. Если на участке детского сада нет хвойного дерево, педагог приносит веточку хвойного дерева.
— Дети, как называется это дерево? (ответы детей).
— А где же листья у этого дерева? (предположения детей).
— Иголки – это листья хвойных деревьев. Дети, листья хвойных деревьев похожи на листья лиственных деревьев? (ответы детей).
— Иголки маленькие, тоненькие, поэтому осенью они не желтеют, на зиму не опадают. Хвойные деревья и зимой будут радовать нас свой зеленью. Дети, что мы узнали о листьях деревьев? (ответы детей).
Вывод. Дети, мы узнали, что листья деревьев разные: простые или сложные, есть листья-иголки.
Пальчиковая игра «Листочки».
Задачи. Обогащать речь детей прилагательными. Развивать мелкую моторику, динамическую координацию рук, гибкость пальцев детей. Закрепить с детьми названия листьев деревьев.
Игра.
Закличка.
Раз, два, три, четыре, пять,
Я зову вас поиграть.
— Дети, в пальчиковую игру играем, листья деревьев собираем. Движения пальчиками, пожалуйста, за мной повторяйте, рассказ читать мне помогайте.
Педагог читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом, проговаривают названия листьев деревьев.
Ветер по лесу летал, Ветер листочки считал: | Плавные волнообразные движения рук. | |||
С дуба дубовые, С клёна … кленовые, С рябины … рябиновые, С берёзы … берёзовые, С осины … осиновые. | Загибаем одновременно по одному пальчику на обеих руках, начиная с мизинца. (Дети проговаривают названия листьев деревьев). | |||
Ветер листочки срывал, На тропинки бросал. | Резко раскрываем кулачки и встряхиваем кисти рук. |
— Чудесно! Молодцы, дети! Пальчиками играли, листья деревьев назвали.
Совместный труд «Листо-сбор».
Задачи. Поощрять желание детей участвовать в совместной трудовой деятельности. Формировать навыки коллективного труда: трудиться рядом, не мешая друг другу, в общем ритме. Знакомить детей с наиболее экономными приёмами работы. Развивать умение детей доводить начатое дело до конца. Воспитывать трудолюбие.
Инвентарь: детские перчатки, детские грабли, мётлы, совки, веники, мешки для мусора.
Беседа.
— Листопад, листопад, листья с деревьев летят, дорожки наши засыпают, нам гулять мешают. Дети, как вы думаете, почему нужно сметать листья с дорожек и детских площадок? (ответы детей).
— Листья на дорожках засыхает, грязь собирают. Чтобы была чистота, уборка нужна. Дети, что поможет нам привести дорожки в порядок? (ответы детей).
— Для работы инструменты нужны: мётлы, чтобы листья в кучу сметать; грабли, чтобы листья из травы выгребать, совки и веники, чтобы листья в мусорные мешки собирать. Дети, листо-сбор начинаю, желающих приглашаю.
Желающие дети подходят к педагогу.
— Дети, напомню вам правила безопасного поведения.
Правила безопасного поведения:
- перчатки надеваем, руки оберегаем;
- инструмент высоко не поднимаем, никого не задеваем:
- если грязь попала в глаза, немедленно обратитесь к воспитателю;
Педагог помогает детям определить, где требуется навести порядок, распределить обязанности. Педагог трудится вместе с детьми, показывает экономные приёмы работы, контролирует, чтобы дети не мешали друг другу, не ссорились, доводили начатое дело до конца. По окончанию работы, педагог благодарить детей за помощь.
— Замечательно! Дети, какие мы молодцы! Листо-сбор организовали, дворнику помогали.
Творчество «Осенние листья».
Задачи. Помочь детям увидеть особенности листьев деревьев. Обратить внимание детей на отличия листьев по форме, величине. Побуждать желание детей передавать эти отличия в рисунках. Развивать чувство формы, цвета, пропорций. Поддерживать интерес детей к рисованию цветными мелками. Воспитывать аккуратность.
Материал к деятельности: цветные мелки, влажные губки.
Рисование.
Раз, два, три, четыре, пять,
Приглашаю рисовать!
Мелки в руки берём,
Рисовать начнём.
— Дети, Осени помогаем, асфальт украшаем. Листочек поднимите, на него внимательно посмотрите. Дети рассматривают листья деревьев.
— У каждого листика есть центральная линия, как ствол дерева, от него отходят прожилки в разные стороны. Листья могут быть крупные, как у клёна или тополя, и мелкие, как у берёзы или осины. Листья бывают простые, как у берёзы, или сложные, как у рябины. Дети, напомните мне секреты рисования цветными мелками. (Ответы детей). Педагог обобщает ответы детей.
Секреты рисования цветными мелками.
- Мел хрупкий, поэтому рисуем легко, не надавливая на мел.
- Сначала нарисуем контур рисунка.
- Закрашиваем рисунок штриховкой, равномерно не выходя за контур.
- Рисуем аккуратно, руки вытираем влажной губкой или салфеткой.
— Юные художники, нарисуем осенние листья.
Дети рисуют, педагог уточняет у ребёнка, лист какого дерева он рисует. Восхищается рисунками детей. Напоминает об аккуратности.
— Чудесно! Осенние листья нас окружают, наш асфальт украшают!
Целевая прогулка по участку детского сада
«Путешествие в Осеннее царство».
Задачи. Расширять и обогащать знания детей о растениях, об осенних изменениях в природе. Показать детям многообразие красок золотой осени. Познакомить детей с деревьями и кустарниками участка. Развивать наблюдательность. Воспитывать любовь к природе родного края, чуткость к художественному слову.
Путешествие.
— Дети, сегодня нас ожидает удивительное путешествие в Осеннее царство. Только самые внимательные и наблюдательные дети увидят это волшебное царство. Во время нашего путешествия, дети, будьте внимательны, ищите чудеса Осени.
Дети вместе с педагогом спокойно гуляют вокруг здания детского сада. Педагог подводит детей к деревьям и кустарникам. Называет растения, делая акцент: «Это дерево…», «Это кустарник…».
После путешествия, на своём участке, педагог беседует с детьми.
— Дети, расскажите, пожалуйста, какие чудеса Осени вы увидели? (рассказы детей).
— Дети, какие деревья растут возле нашего детского сада? (ответы детей).
— Какие кустарники мы встретили? (ответы детей).
— Дети, как прекрасно Осеннее царство!
Берёзы и клёны покрыла Осень лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, весь как огонь горит. Забрела Осень на лесную поляну. Стоит посреди неё дуб-богатырь, стоит, густой листвой потряхивает. «Могучего богатыря нужно в медную кованую броню одеть». Так вот и обрядила старика. Глядит – а неподалёку, с краю поляны, густые, развесистые липы в кружок собрались, ветви вниз опустили. «Им больше всего подойдёт тяжёлый убор из золотой парчи».
Все деревья и даже кусты разукрасила Осень по-своему, по-осеннему: кого в жёлтый наряд, кого в ярко-красный... Одни только сосны да ели не знала она, как разукрасить. У них ведь на ветках не листья, а иглы, их и не разрисуешь. Пусть как были летом, так и останутся. Вот и остались сосны да ели по-летнему тёмно-зелёными. И от этого ещё наряднее сделался лес в своём пёстром осеннем уборе.
Георгий Алексеевич Скребицкий
Пальчиковая игра «Листочки».
— Дети, в пальчиковую игру играем, листья деревьев собираем. Движения пальчиками, пожалуйста, за мной повторяйте, рассказ читать мне помогайте.
Педагог читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом, проговаривают названия листьев деревьев.
Ветер по лесу летал, Ветер листочки считал: | Плавные волнообразные движения рук. |
С дуба дубовые, С клёна … кленовые, С рябины … рябиновые, С берёзы … берёзовые, С осины … осиновые. | Загибаем одновременно по одному пальчику на обеих руках, начиная с мизинца. (Дети проговаривают названия листьев деревьев). |
Ветер листочки срывал, На тропинки бросал. | Резко раскрываем кулачки и встряхиваем кисти рук. |
— Чудесно! Молодцы, дети! Пальчиками играли, листья деревьев назвали.
Весёлые упражнения «Осень».
Задачи. Поддерживать интерес детей к осенним изменениям в природе. Дать возможность детям насладиться поэзией, красотой слова и ритма. Вызвать желание запомнить стихотворение. Развивать память, общую моторику, координацию речи с движениями.
Игра.
Закличка.
Раз, два, три, четыре, пять,
Я зову вас поиграть.
— Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.
Педагог выразительно читает стихотворение и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.
Садик мой весёлый, Где ж твои цветы? | Удивлённое лицо. Руки в стороны, ладонями вверх, плечи вверх – вниз. |
Под дождём осенним Изменился ты! | Пальцы рук к вискам, качание головы вправо-влево. |
Ветер злой, холодный Листья оборвал, | Руки вверх, ладони вперёд, покачивание влево – вправо. Руки вперёд, встряхнём кисти рук. |
По дорожкам грязным Все их разбросал. | Наклон вперёд, руки вниз, покачивание влево – вправо. |
Как тебя утешить, Что тебе сказать? | Встаём прямо. Ладони прижимаем к груди. Руки в стороны, ладонями вверх, плечи вверх – вниз. |
Жди – весна вернётся, Зацветёшь опять! Иван Белоусов | Руки на пояс, пружинка с поворотом туловища влево и вправо. |
По желанию детей упражнения повторяются.
Исследование «Листопад».
Задачи. Расширять и обогащать знания детей о растениях, об осенних изменениях в природе. Раскрыть понятие «листопад». Поощрять интерес к изменениям в природе родного края, чуткость детей к художественному слову. Развивать любознательность детей. Упражнять в умении медленно кружится, сохраняя устойчивое равновесие.
Исследование.
— Дети, исследования начинаем, тайны растений отгадаем.
Листики кружатся, Падают в лужицы, Ветки гнутся и шуршат, Тихо шепчут: «Листопад». Листопад, листопад Засыпает старый сад. | Листья, словно бабочки, Кружатся, порхают, И крыльцо, и лавочку Листья осыпают. Листопад, листопад Засыпает старый сад. Татьяна Шорыгина |
— Дети, как вы считаете, что такое листопад? (ответы детей).
— Слово «листопад» состоит из двух слов: лист падает. Дети, как вы думаете, зачем деревья сбрасывают листья осенью? (предположения детей).
— Деревья готовятся к зиме. Листья испаряют влагу, а зимой дождей нет и не нужно испарять лишнюю влагу. Зимой на деревья падает снег. Если на каждом листочке будет снег, дерево не выдержит, и ветки дерева сломаются. Педагог с детьми подходят к кучкам листьев на земле и внимательно их рассматривают.
— Листопад, падают листья на землю. Дети, как вы думаете, что происходит с листьями на земле? (предположения детей).
— Листья высыхают. Засохшие листья укрывают корни деревьев и согревают их в морозы. В опавших листиках насекомые прячутся от зимы. Опавшие листья нужны и животным в лесу. Многие звери устилают свои берлоги, норы, дупла сухими душистыми листьями. Дети, что мы узнали о листопаде? (ответы детей)
Вывод. Дети, мы узнали, что листопад – это падение листьев на землю. Деревья сбрасывают листья и готовятся к зиме.
Подвижная игра «Листопад».
Падают, падают листья –
В нашем саду листопад…
Жёлтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
М. Ивенсен
— Дети, Волшебница Осень превратила вас в разноцветные листья. Только подует ветер, листья кружатся, летают, качаются, но далеко не разлетаются. Ветер затих, и листья замирают на месте, пока снова не подует ветер.
Педагог напоминает правила игры.
Игровые правила:
- листья начинают движения только после сигнала «Ветер подул»;
- листья кружатся, плавно приседают (пружинка), раскачиваются из стороны в сторону;
- после сигнала «Ветра нет» листья замирают на месте.
Речевая игра «Падают, падают листья…»
Задачи. Упражнять детей в умении образовывать прилагательные от существительных. Обогащать речь детей прилагательными. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Поддерживать интерес детей к осенним изменениям в природе.
Игра.
— Дети, какое сейчас время года? (ответы детей).
Опавшей листвы
Разговор еле слышен:
— Мы с клёнов …
— Мы с яблонь …
— Мы с вишен …
— С осинки …
— С черёмухи …
— С дуба …
— С берёзы…
Везде листопад:
На пороге морозы!
Ю. Капотов.
— Дети, листья правильно назовите, родственные слова найдите. Например, дуб –дубовые.
Игровое правило. Хором отвечаем, листья дерева называем.
При необходимости педагог подсказывает слово, дети повторяют слово правильно. Педагог контролирует, чтобы дети чётко проговаривали окончания прилагательных
Лексический материал:
- клён – … кленовые;
- яблоня – … яблоневые;
- вишня – … вишнёвые;
- осина – … осиновые;
- черёмуха – … черёмуховые;
- берёза – … берёзовые;
- рябина – … рябиновые;
- тополь – … тополиные.
— Обворожительно, дети! Листочки деревьев назвали, родственные слова подыскали. Дети, вокруг нас лежат на земле листья деревьев, соберите их и составьте из листьев осенний букет.
Осенние денёчки, В саду большие лужи. Вон листочки жёлтые, Вон листочки красные. | Соберём в кошёлку Мы листочки разные! Будет в комнате красиво, Скажет мама нам «спасибо»! Ольга Высотская |
— Дети, листья, каких деревьев вы нашли? (ответы детей).
— Спасибо, дети!
Творчество «Листопад».
Задача. Помочь детям увидеть красоту листопада. Развивать эстетическое восприятие детей, умение созерцать красоту окружающего мира и отражать это в рисунке. Поддерживать интерес детей к рисованию цветными мелками. Воспитывать аккуратность.
Материал к деятельности: цветные мелки, влажные губки.
Рисование.
Раз, два, три, четыре, пять,
Приглашаю рисовать!
Мелки в руки берём,
Рисовать начнём.
— Дети, посмотрите, как красив осенний наряд наших деревьев. Педагог и дети любуются красотой деревьев.
Падают, падают листья –
В нашем саду листопад…
Жёлтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
М. Ивенсен
— Дети, так и просится в руки мелок, красоту природу в рисунке отразить, листопад осенний на асфальте изобразить. Дети, напомните мне секреты рисования цветными мелками. (Ответы детей). Педагог обобщает ответы детей.
Секреты рисования цветными мелками.
- Мел хрупкий, поэтому рисуем легко, не надавливая на мел.
- Сначала нарисуем контур рисунка.
- Закрашиваем рисунок штриховкой, равномерно не выходя за контур.
- Рисуем аккуратно, руки вытираем влажной губкой или салфеткой.
— Юные художники, нарисуем листопад.
Педагог вместе с детьми рисует листопад. Восхищается рисунками детей. Напоминает об аккуратности.
— Очаровательно! Как красив и ярок наш листопад!
Наблюдение «Золотая осень».
Задачи. Показать детям многообразие красок золотой осени. Закреплять представления о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений. Поощрять желание детей любоваться красотой родной природы. Воспитывать чуткость к художественному слову. Развивать любознательность детей.
Беседа.
— Погода – это тепло или холодно, облачно или идёт дождь, солнечно или пасмурно, ветрено или безветренно. Дети, какая сегодня погода? (ответы детей).
— Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя, обратите внимания на деревья. Как красива природа осенью!
Закружила осень Рыжие метели. Золотые листья С клёнов полетели. | Закружился листьев Пёстрый хоровод, Заблестел на лужах Первый тонкий лёд. Т. Шорыгина. |
Дети любуются красотой осенних деревьев, делятся своими впечатлениями.
— Осень часто называют золотой, как вы думаете, почему? (ответы детей).
— Золотой – это оттенок жёлтого цвета. Дети, что в жёлтый цвет окрасила осень? (ответы детей).
— А какие краски ещё использовала Осень, чтобы украсить наши леса и дворы? (ответы детей).
— Жёлтый, красный, оранжевый, багряный, малиновый, бурый это всё цвета осени. Дети, как вы думаете, почему изменился цвет листьев деревьев? (предположения детей).
— Летом Солнце растения энергией насыщало, зелёный цвет пробуждало. Осенью растения засыпают, листья деревьев и кустарников цвет меняют. Дети, какого цвета листья деревьев осенью? (ответы детей).
— Дети, посмотрите, пожалуйста, на каких деревьях листья золотые, жёлтые? (ответы детей).
— Дети, что мы узнали о золотой осени? (ответы детей).
Вывод. Осень золотой не зря в народе называют, жёлтые цвета осенью преобладают.
Весёлые упражнения «Осень».
— Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.
Педагог выразительно читает стихотворение, дети выполняют движения.
Садик мой весёлый, Где ж твои цветы? | Удивлённое лицо. Руки в стороны, ладонями вверх, плечи вверх – вниз. |
Под дождём осенним Изменился ты! | Пальцы рук к вискам, качание головы вправо-влево. |
Ветер злой, холодный Листья оборвал, | Руки вверх, ладони вперёд, покачивание влево – вправо. Руки вперёд, встряхнём кисти рук. |
По дорожкам грязным Все их разбросал. | Наклон вперёд, руки вниз, покачивание влево – вправо. |
Как тебя утешить, Что тебе сказать? | Встаём прямо. Ладони прижимаем к груди. Руки в стороны, ладонями вверх, плечи вверх – вниз. |
Жди – весна вернётся, Зацветёшь опять! Иван Белоусов | Руки на пояс, пружинка с поворотом туловища влево и вправо. |
Дидактическая игра «С какого дерева листочек?»
Задачи. Закреплять знания детей о деревьях. Поддерживать интерес детей к осенним изменениям в природе. Развивать память, внимание детей.
Игра.
Педагог просит детей собрать опавшие листья в букет.
— Дети, в игру играем, с какого дерева листочек угадаем. Правило игры запоминаем, никогда не нарушаем.
Игровое правило: название листочка называем, хором отвечаем.
Педагог показывает детям листья и спрашивает.
— Дети, с какого дерева листок? (ответы детей).
Предложить детям рассказать о листьях по-разному. Например, лист с берёзы – берёзовый лист.
Наблюдение «Что на что похоже?»
Задачи. Совершенствовать умение детей соотносить форму предметов с геометрическими фигурами. Развивать внимание, воображение детей.
Игра.
— Дети, какие геометрические фигуры вы знаете? (ответы детей).
— Прямоугольник, треугольник, квадрат, круг. Дети, вокруг себя внимательно поглядите, разные предметы рассмотрите, что на что похоже определите. Что похоже на прямоугольник? (ответы детей).
— А что ещё похоже на прямоугольник? (ответы детей).
Педагог перечисляет предметы названые детям, добавляет свои.
— На прямоугольник похожи дома, окна, двери подъездов …
— Что похоже на круг? (ответы детей).
— А что ещё похоже на круг? (ответы детей).
Педагог перечисляет предметы названые детям, добавляет свои.
— На круг похожи клумбы, облака, …
— Замечательно! Молодцы, дети! Внимание проявили, что на что похоже определили.
Пальчиковая игра «Осенний букет».
Задачи. Обогащать речь детей числительными. Развивать мелкую моторику детей, динамическую координацию рук. Увеличить подвижность пальцев детей. Поддерживать интерес детей к осенним изменениям в природе.
Игра.
Закличка.
Раз, два, три, четыре, пять,
Я зову вас поиграть.
— Дети, в пальчиковую игру играем, листья деревьев считаем. Движения пальчиками, пожалуйста, за мной повторяйте, рассказ читать мне помогайте.
Педагог читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом, проговаривают числительные.
Пошли пальчики гулять | «Шагаем» пальчиками обеих рук по бокам и бёдрам. | |
Стали листья собирать: Красный листик, Жёлтый листик. Красный листик, Жёлтый листик. | На каждое слово поочерёдно прикасаемся подушечками пальцев к большому пальцу одновременно на обеих руках.
| |
Нужно листья считать: Один, два, три, четыре, пять! | Поочерёдно, начиная с мизинца, загибаем пальцы на правой руке.
(Дети проговаривают числительные). | |
Сколько листиков собрали? Пять! | Протягиваем вперёд правую руку с открытой ладонью, широко раздвинув пальцы. (Дети проговаривают числительное). | |
Снова начали считать: Один, два, три, четыре, пять! | Поочерёдно, начиная с мизинца, загибаем пальцы на левой руке.
(Дети проговаривают числительные). | |
Сколько листиков собрали? Пять! | Протягиваем вперёд левую руку с открытой ладонью, широко раздвинув пальцы. (Дети проговаривают числительное). | |
Ветер по двору гуляет, Листья раздувает. | Энергично встряхиваем кисти рук. |
— Удивительно! Молодцы, дети! Пальчиками играли, листья деревьев считали.
Наблюдение «Осеннее Солнышко».
(22 или 23 сентября).
Задачи. Показать детям взаимодействие живой и неживой природы. Рассказать детям о значении солнца в жизни растений. Расширять кругозор детей. Развивать любознательность детей, память, общую моторику, координацию речи с движениями.
Беседа.
Солнце землю осмотрело,
Каждый луч оставил след.
В мире нет важнее дела,
Чем дарить тепло и свет.
— Дети, как вы считаете, сегодня солнечный день или нет? (ответы детей).
Если в этот день светит солнце, педагог предлагает.
— Дети, поднимите, пожалуйста, лицо к солнцу, закройте глаза. Погреемся в лучах осеннего солнца, зарядимся солнечной энергией. Только, пожалуйста, не открывайте глаза, яркий солнечный свет опасен для глаз. Дети греются в лучах солнца
— Дети, как вы думаете, почему осенью солнышко мало дарит нам тепла и света? (предположения детей).
— Дети, далеко – далеко в космосе живёт Солнышко. А вокруг него, как дети возле своей мамы, кружатся планеты. И наша планета Земля, кружится вокруг Солнца. Летом Земля близко подходит к Солнышку, и Солнышко своими лучами обогревает Землю, дарит ей тепло и свет. А осенью Земля отходит от Солнышка всё дальше и дальше, и лучи Солнышка не достают до Земли, не могут её согреть. Поэтому осенью холоднее. Сегодня день Осеннего равноденствия – день равен ночи. После дня Осеннего равноденствия дни станут короче, а ночи длиннее. Дети, для кого важны свет и тепло Солнца? (ответы детей).
— Свет и тепло Солнца нужны всем: людям, животным, растениям. Но больше всего нужны свет и тепло Солнца растениям. Без тепла и света растения умирают, вянут. А самые большие растения – деревья, засыпают. Дети, что мы узнали о Солнце? (ответы детей).
Вывод. Дети, мы узнали, что солнце дарит нам тепло и свет. Свет и тепло Солнца нужны всем: людям, животным, растениям.
Весёлые упражнения «Осеннее Солнце».
— Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, движения за мной повторяйте, закличку запоминайте. Педагог читает текст, дети выполняют движения вместе с педагогом.
Солнце, солнце! Где же ты? | Руки вверх. Руки в стороны, ладонями вверх, плечи вверх – вниз. |
Без тебя грустят цветы, | Наклон вперёд, руки вниз, покачивание влево – вправо. |
Воробьи не скачут, Ребятишки плачут... | Руки на пояс. Прыжки на месте. Руки вниз. Наклон головы вниз. |
Солнце, солнце, Выходи! | Руки на пояс, шагаем на месте. |
Надоели нам дожди. Выйди из-за тучек, Протяни нам лучик! Надежда Радченко | Покачаем головой влево, вправо. Руки плавно вверх, в стороны. Руки вперёд, ладонями вверх. |
Словесная игра «Да или нет, осенняя».
Задачи. Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Поощрять желание детей вслушиваться в слова и обнаруживать смысловые несоответствия. Развивать сообразительность детей.
Игра.
Закличка.
Раз, два, три, четыре, пять,
Я зову вас поиграть.
— Дети, в осеннюю игру играем, «Да или нет» быстро отвечаем. Правила игры запоминаем, никогда не нарушаем.
Игровые правила.
- Если вы согласны с высказыванием, скажите «Да-да-да».
- Если нет – «Нет-нет-нет».
— Дети, игра начинается! Слушайте, решайте, дружно хором отвечайте!
Лексический материал.
- Осенью листопад, листья падают, летят. (Да-да-да.)
- Осенью на речку пойдём, и купальник мы возьмём. (Нет-нет-нет.)
- Поздние цветы собираем, букеты составляем. (Да-да-да.)
- Ёлочку украшаем, праздник ожидаем. (Нет-нет-нет.)
- Листья осенью желтеют. (Да-да-да.)
- Осень наступила, потому что листья пожелтели. (Нет-нет-нет.)
- Дождь на улице пошёл, потому что я с зонтом. (Нет-нет-нет.)
- Зонт с собой берём, потому что дождик ждём. (Да-да-да.)
- Дождик только осенью бывает. (Нет-нет-нет.)
- Листопад только осенью бывает. (Да-да-да.)
Если ответы разные. Педагог останавливается на предложение и выясняет, почему тот или иной ответ верный или неверный.
— Чудесно! Молодцы, дети! Сообразительность проявили, хитрости осенние уловили.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Волкова Н.А. Сентябрь, 2 неделя. Начало осени. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.
Тема недели «Мой дом». Картотека познавательных прогулок с детьми 5-7 лет в сентябре....
Волкова Н.А. Октябрь, 1 неделя. Животный мир. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.
Тема недели «Животный мир»....
Волкова Н.А. Октябрь, 3 неделя. Поздняя осень. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.
Тема недели «Народная культура и традиции»....
Волкова Н.А. Ноябрь, 4 неделя. Вестники Зимы. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.
Картотека познавательных прогулок...
Волкова Н.А. Ноябрь,5 неделя. Лесные гости. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.
Природоведческая тема «Лесные гости»....
Волкова Н.А. Декабрь, 1 неделя. Зимушка–зима. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.
Тема недели «Зимушка–зима»....
Волкова Н.А. Декабрь, 2 неделя. Зимующие птицы. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.
Тема недели «Зимующие птицы»...