проект по экспериментированию
проект по окружающему миру (младшая группа)

Мануилова Юлия Владимировна

Ребенок рождается исследователем. Неутолимое любопытство, постоянное стремление что-либо разбирать традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно - исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать причинно - следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_eksperimentirovaniyu.docx96.69 КБ
Файл prezentatsiya_po_proektu.pptx2.93 МБ

Предварительный просмотр:

Краткосрочный проект

«Хочу все знать»

по экспериментированию с детьми 2-3 лет»

Длительность проекта: 7 дней.

Вид проекта: познавательно-экспериментальный.

Участники: воспитатель, дети, родители.

Разработала: Мануилова Ю.В «МОУ Невьянская СОШ – Дошкольное образование»

C:\Users\Илья\Documents\IMG_20220925_232612.jpg

         Экспериментирование с детьми раннего возраста

                                Тема «Хочу все знать»

Актуальность темы

Ребенок рождается исследователем. Детское экспериментирование  в раннем возрасте выступает как особая форма поисковой деятельности, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и новых знаний. А игры-эксперименты выступают как  игры на основе экспериментирования с предметом. Основное действие для ребенка — это манипуляция с определенным предметом на основе заданного воспитателем сюжета.

Для детей раннего и младшего дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности. Восприятие мира ребенком в этот период жизни идет через чувства и ощущения.

При организации опытно-экспериментальной деятельности детей раннего возраста учитываются возрастные особенности детей. Поэтому занятия эмоционально окрашены и вызывают у детей положительные эмоции и желание действовать. Для того, чтобы заинтересовать детей, пробудить в них творческую активность, предлагаются игровые методы и приемы, художественное слово. Для развития игровой ситуации используется сказочный персонаж. Также для детей этого возраста актуален принцип повтора, поэтому ко многим опытам и экспериментам необходимо возвращаться, предлагать рассмотреть одно из свойств в разных его сочетаниях. Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день.

Цель проекта: Формировать и расширять представления у детей об экспериментировании с предметами через практическое самостоятельное познание.

Задачи проекта:

  • Создание предметно-развивающей среды для развития познавательной деятельности детей в процессе экспериментирования.
  • Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
  • Способствовать развитию  мелкой моторики и координации движений; развитию внимания и памяти, речевых способностей.
  • Создание предпосылок формирования у детей практических и умственных действий.
  • Воспитывать умение работать в коллективе, развивать усидчивость  и аккуратность.

Подготовительный этап

Подготовить предметно-пространственную среду  в центре экспериментирования.

Основной этап

Реализация  игр экспериментов  в группе детей  раннего возраста «Солнышко» (Приложение 1).

1.Игра эксперимент «Цветная водичка»

          Цель: расширять представления детей о свойствах воды.

2.Игра – забава «Рисование на песке».

Цель: Продолжать учить детей рисовать отдельные части. Развивать моторику рук у детей. Воспитывать желание рисовать на песке.

3.Игра –эксперимент  «Тонет – не тонет» 

Цель: расширять представления о свойствах воды: тяжелые предметы в воде тонут, а легкие – плавают; приобщать к навыкам экспериментирования.

4. Опыт -эксперимент «Почему нельзя есть снег?

Цель: расширять представления детей об особенностях снега, устанавливать взаимосвязь (снег в тепле тает). Закреплять культурно-гигиенические навыки (снег грязный).

5. Опыт  – эксперимент «Где находится воздух?»

Цель: дать детям представление о том, что внутри человека есть воздух, помочь его обнаружить. Развивать умение обозначать действия словами, устанавливать логическую связь между предметами.

Эксперименты с крупами

Игры с крупами, макаронными изделиями и другими сыпучими продуктами развивают мелкую моторику, эффективно стимулируют работу мозга и умственное развитие ребенка. И, наконец, это просто весело.

Для игр можно использовать любые крупы: гречку, рис, горох, фасоль, бобы, пшено и так далее. Заинтересуют малышей также и макаронные изделия – рожки, спиральки, ракушки, трубочки, бантики. Из них можно складывать настоящие картины. К тому же, сегодня можно купить разноцветные макароны.

1. Опыт – эксперимент «КАК БЫСТРО ПЕРЕБРАТЬ КРУПУ»

Цель: Познакомить детей со способом отделения мелкой крупы от крупной с помощью сита, развить самостоятельность.

2.Опыт – эксперимент «ТАНЕЦ ГОРОШИН»

Цель: Показать детям, как можно поиграть с горошинами. Как работает воздух, находящийся внутри нас. Развивать наблюдательность, любознательность  (Приложение 2).

Работа с родителями

1. Пополнение опытно – экспериментального уголка.

     2. Консультация для родителей «Экспериментирование, как средство познавательного развития ребенка» (Приложение 3).

3. Рекомендовать родителям во время прогулок проводить наблюдение за интересными объектами, явлениями в природе. Пытаться ставить вопросы для детей и вместе искать на них ответы, делать выводы. Давать детям больше самостоятельности в своих суждениях.

Заключительный этап

Проведение  мероприятия «Путешествие в мир экспериментов»

Заключение

Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с окружающим миром природы.

На основе анализа проведённой работы, можно сделать вывод о том, что детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников, оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка; на развитие творческих способностей.

В ходе экспериментирования и выполнения различных опытов у детей появился интерес к исследованию неживой природы, появилось стремление к получению новых знаний. Развивается умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками.

Таким образом, детское экспериментирование, как метод в педагогической практике, является эффективным и необходимым для развития у малышей  исследовательской деятельности, познавательной активности, увеличения объема знаний, умений и навыков.

Перспективы

В будущем планируется продолжать заниматься опытно – экспериментальной деятельностью в группе раннего возраста 

по следующим направлениям:

1. Непосредственная работа с детьми;

2. Пополнение уголка опытно – экспериментальной деятельности;

3. Пополнение картотеки игр – экспериментов и методической литературы;

4. Привлечение и активное участие родителей в проектах.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Т. И. Гризик, Познавательное развитие детей 2-8 лет: мир природы и мир человека. – М: «Просвещение», 2015 г., 208 с.

2. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова, Организация опытно- экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет. – М: «Учитель», 2019 г., 333с.

3. Л. В. Рыжова, Методика детского экспериментирования. – СПб: «Детство – Пресс», 2017, 208 с.

                                                                                                             Приложение 1

Игра - эксперимент «Цветная водичка»

Цель: Расширять представления детей о свойствах воды; поощрять активность детей в высказываниях. Воспитывать аккуратность при работе с водой.

Оборудование: стаканчики с водой, кисточки, краски.

Ход эксперимента: Воспитатель демонстрирует стакан с водой. «Что у меня налито в этом стакане?» После ответов детей, воспитатель, объясняя свои действия, добавляет в стакан краску. «Посмотрите, я добавила немного краски в воду. Что вы видите? Какая стала вода?» Дети самостоятельно пробуют окрасить воду.

Игра - забава «Рисование на песке».

Цель: Продолжать учить детей рисовать отдельные части. Развивать моторику рук у детей. Воспитывать желание рисовать на песке.

Оборудование: футляры от ручек.

Приемы:

1Игровая мотивация: воспитатель приглашает порисовать на песке.

2. Действия педагога: воспитатель начинает рисовать солнышко, а дети дорисовывает лучики. (Травку, цветок).

3. Указание: рисовать можно сидя.

4. Действия детей.

5. Поощрение: молодцы, вот какую красивую картинку. Играя, познавайте мир!

Игра - эксперимент  «Тонет – не тонет»

Цель: расширять представления о свойствах воды: тяжелые предметы в воде тонут, а легкие – плавают; приобщать к навыкам экспериментирования (высказывать предположения, делать выводы, обследовать предметы).

Материал: большой таз, резиновые игрушки, камни, шишки, ракушки, пластмассовая ложка.

Ход: Ребята, посмотрите какие предметы, я приготовила сегодня для нашего экспериментирования. Воспитатель предлагает детям рассмотреть предметы, пощупать, определить, какие легкие, какие тяжелее? 

Дети самостоятельно опускают предметы в воду и наблюдают.

Воспитатель спрашивает:

- Что плавает?

- Все ли предметы одинаково держатся на воде?

- Почему они плавают?

Вывод: Легкие предметы держатся на поверхности, а тяжелый предмет давит

на воду, его вода удержать не может.

Игра - эксперимент «Почему нельзя есть снег?

Цель: расширять представления детей об особенностях снега, устанавливать взаимосвязь (снег в тепле тает). Закреплять культурно-гигиенические навыки (снег грязный).

Предварит. работа: зимой во время прогулки дети едят снег. Разговоры, убеждения не помогают, и я предложил провести эксперимент. Мы набрали снег и принесли в группу.

Воспитатель: А как вы думаете, что произошло со снегом, который мы принесли вчера? (Он растаял. Превратился в воду)

Воспитатель: А как вы думаете, почему снег в группе быстро растаял, а на улице снег лежит и не тает (В группе тепло, а на улице холодно)

Воспитатель:  Давайте рассмотрим воду, которая получилась в ведерке после того как снег растаял. Чистая ли водичка?(Грязная)

Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами посмотрим, какой же снег на улице: грязный или чистый? Мы сейчас нашу воду профильтруем и увидим, что у нас получиться.

Для этого я возьму салфетку, положу ее в воронку и перелью воду из ведерка. Снимаем салфетку и раскладываем ее на белом листе бумаги.

Воспитатель: на салфетке  осталось много мусора и мелких камешков.

Воспитатель: Скажите ребята, можно ли пить эту воду, из растаявшего снега?

Вывод: Снег грязный, его нельзя есть.

Игра - эксперимент «Где находится воздух?»

Цель: дать детям представление о том, что внутри человека есть воздух, помочь его обнаружить. Развивать умение обозначать действия словами, устанавливать логическую связь между предметами.

Оборудование: ёмкость с водой, трубочки для коктейля.

Ход: Воспитатель приносит для детей трубочки и предлагает с ними поиграть.

Вопросы: «Есть ли у вас дома трубочки? Что с ними можно делать? Что есть у каждой трубочки? (отверстие). Для чего нужны отверстия в трубочке? (сквозь них что-нибудь вдувать и выдувать).

Игра: дети дуют в трубочку, подставив ладошку под струю воздуха. Вопросы: «Что вы чувствуете на ладошке? (ветерок).

Откуда появился ветерок?

Объяснение: «Воздух нужен человеку для дыхания. При вдохе он попадает к нам внутрь через рот или нос.

Игровое упражнение «Вдох-выдох»- дети делают глубокий вдох и выдох.

Игровое упражнение «Как выходит воздух»- дети дуют в трубочку, конец которой опущен в воду.

Вопросы:

-Что появилось в воде? (пузырьки).

-Откуда появились пузырьки? (из трубочки выходит воздух).

-Куда исчезли пузырьки? (воздух выходит и пузырьки исчезают).

Объяснение: Воздух лёгкий, через водичку поднимается вверх.

 Вывод: Внутри человека есть воздух.

                                                                                                             Приложение 2

Опыт - эксперимент «КАК БЫСТРО ПЕРЕБРАТЬ КРУПУ»                                                                                                     

Цель: Познакомить детей со способом отделения мелкой крупы от крупной с помощью сита, развить самостоятельность.

Оборудование: Совки, различные сита, ведерки, миски, манная крупа и горох.

Ход: Воспитатель рассказывает, что собирается сварить кашу манную для куклы Кати, но у нее случилось несчастье. Она уронила банки с крупой, и крупа вся перемешалась (показывает миску с крупой). Как отделить горох от манки?

Дети пробуют отделить пальчиками. Отмечают, что получается медленно. Как можно это сделать быстрее? Посмотрите, нет ли у нас каких-то предметов, которые могут помочь нам? Замечаем, что лежит cито. Для чего необходимо? Как этим пользоваться? Воспитатель показывает, как пользоваться ситом. Что из сита сыпется в миску? Затем дает детям самостоятельно просеять крупу, благодарит за помощь.

Опыт - эксперимент «ТАНЕЦ ГОРОШИН»

Цель: Показать детям, как можно поиграть с горошинами. Как работает воздух, находящийся внутри нас. Развивать наблюдательность, любознательность.

Оборудование: Стакан с водой, горох, трубочка, салфетка, лист бумаги.

Ход: Давайте научим горох плавать и танцевать, а помогать нам будет воздух. Далее воспитатель предлагает детям в стакан с водой опустить несколько горошин и трубочку, а затем подуть в неё. Сначала слабо, потом с большей силой.

Когда воздух через трубочку поступает медленно, горошины двигаются медленно; сила воздуха возрастает, и скорость движения горошин возрастала. Движение горошин напоминает танцы. А помогает им танцевать воздух, который мы выдуваем через трубочку.

                                                                                                      Приложение 3

Консультации для родителей «Экспериментирование, как средство познавательного развития ребенка»

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал,

чем больше он знает, и усвоил,
чем большим количеством элементов
действительности он располагает в своём опыте,
тем значительнее и продуктивнее
при других равных условиях будет его
творческая, исследовательская деятельность»,
Лев Семёнович Выготский.



Ребёнок – дошкольник, является исследователем, «проявляя живой интерес к разного рода исследовательской деятельности, в частности к элементарному экспериментированию».
Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игру, образовательные области, прогулку, сон.

Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка, позволяют показать связи между живым и неживым в природе.

Исследования предоставляют ребёнку самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему? ». Элементарные опыты, эксперименты помогают ребёнку приобрести новые знания о том или ином предмете.

Эта деятельности «направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познаёт их свойства и связи, недоступные при непосредственном воспитании». Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.

Исследовательское поведение – особый вид поведения и один из важнейших источников получения ребёнком представления о мире.

Его главная цель – «формирование у ребёнка навыков самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры». Поэтому подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска, становится важнейшей задачей современного образования.

Главным инструментом развития исследовательского поведения в образовании выступает исследовательский метод обучения.

Для формирования культуры мышления и развития умений и навыков исследовательского поведения дошкольникам необходимо давать задания, ориентированные на определённые задачи.

Их можно сгруппировать в относительно цельные блоки:
-учимся видеть проблемы;
-учимся выдвигать гипотезы;
-учимся делать выводы и умозаключения.

Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой поисковой деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее эта деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается. В процессе организации познавательно - экспериментальной деятельности предполагалось решение следующих задач:
создание условий для формирования целостного мировоззрения ребёнка средствами экспериментирования;
развитие любознательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать;
развитие познавательного интереса в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости;
умение делать выводы, а также развитие внимания, восприятия, мышления;
создание предпосылок формирования практических и умственных действий.


Важную роль в формировании детского интереса к экспериментальной деятельности играют родители.

Абсолютно правы те, кто поддерживает познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.
Вот несколько советов для родителей по развитию экспериментально-исследовательской активности детей.

«Что необходимо, а чего нельзя делать для развития опытно – исследовательской деятельности дошкольников»
-Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.
-Нельзя отмахиваться от совместных действий с ребёнком, игр и т.п. – ребёнок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.
-Предоставлять возможность ребёнку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.
-Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребёнка. Осознание своей не успешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.
-С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.
-Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребёнка.
-Если у Вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.

Хотелось бы, чтобы родители следовали мудрому совету В.А Сухомлинского:

 «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми

всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал»

      Желаю успеха в воспитании юного почемучки!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Краткосрочный проект по экспериментированию «Хочу все знать» с детьми 2-3 лет Выполнила воспитатель: Мануилова Ю. В

Слайд 2

Цель: Формировать и расширять представления у детей об объектах неживой природы через практическое самостоятельное познание. Задачи: Создание предметно-развивающей среды для развития познавательной деятельности детей в процессе экспериментирования; Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению; Способствовать развитию мелкой моторики и координации движений; развитию визуального, слухового, сенсорного восприятия; развитию внимания и памяти, речевых способностей. Создание предпосылок формирования у детей практических и умственных действий. Способствовать развитию воспитывать умение работать в коллективе, воспитания усидчивости и аккуратности.

Слайд 3

ПЕРЕЧЕНЬ ИГР – ЭКСПЕРИМЕНТОВ 1.Игра эксперимент «Цветная водичка» Цель: расширять представления детей о свойствах воды. 2.Игра – забава «Рисование на песке». Цель: Продолжать учить детей рисовать отдельные части. Развивать моторику рук у детей. Воспитывать желание рисовать на песке. 3.Игра –эксперимент «Тонет – не тонет» Цель: расширять представления о свойствах воды: тяжелые предметы в воде тонут, а легкие – плавают; приобщать к навыкам экспериментирования. 4. Игра -эксперимент «Почему нельзя есть снег? Цель: расширять представления детей об особенностях снега, устанавливать взаимосвязь (снег в тепле тает). Закреплять культурно-гигиенические навыки (снег грязный). 5. Игра – эксперимент «Где находится воздух?» Цель: дать детям представление о том, что внутри человека есть воздух, помочь его обнаружить. Развивать умение обозначать действия словами, устанавливать логическую связь между предметами.

Слайд 4

ЭКСПЕРЕМЕНТЫ С КРУПАМИ «Танец горошин» Цель : Показать детям, как можно поиграть с горошинами. «Как быстро перебрать крупу» Цель : Сравнить свойства крупы, показать влияние механического воздействия на смесь .

Слайд 5

Центр экспериментирования

Слайд 6

Игра эксперимент «Цветная водичка»

Слайд 7

Опыт - эксперимент «Танец горошин»

Слайд 8

Игра –эксперимент «Тонет – не тонет»

Слайд 9

Опыт – эксперимент «Почему нельзя есть снег»

Слайд 10

Опыт – эксперимент «Где находится воздух?»

Слайд 11

Игра – забава -эксперимент «Рисование на песке».

Слайд 12

Опыт эксперимент «Как быстро перебрать крупу»

Слайд 13

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Детское экспериментирование в ДОУ"

Проект предназначен для работы с детьми старшей группы...

Перспективный план реализации творческо- исследовательского проекта «Детское экспериментирование и нетривиальные творческие ситуации в работе с глиной детей дошкольного возраста»

Перспективный план реализации творческо- исследовательского проекта «Детское экспериментирование и нетривиальные творческие ситуации в работе с глиной детей дошкольного возраста»В связи с введением ФГ...

Групповой детский исследовательский проект "Домашнее экспериментирование с молоком. "

Паспорт проекта:Вид проекта: исследовательский, детский с участием родителей.Тема проекта: "Домашнее экспериментирование с молоком"Цели проекта:1. Формирование предпосылок поисковой деятельности,интел...

Проект "Детское экспериментирование-путь к познанию окружающего мира"

  В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу н...

Проект по экспериментированию «Вода и лед»

На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментиров...

Проект по экспериментированию "Воздух и вода"

Создание условий для развития у детей интереса к воздуху и воде, обогащение знаний об их свойствах....

Семинар-практикум для воспитателей "Ладование как одна из форм музыкального экспериментирования" (в рамках проекта "Муз.экспериментирование: голос, звук, движение")

ЦЕЛЬ: попытка погрузить педагогов к «прислушиванию» к себе методом «прогуживания».ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ:Загадка про человеческий голос.Значение голоса в жизни человека и педагога.Лечебные методы работы над ...