проект по экспериментированию
проект по окружающему миру (младшая группа)
Ребенок рождается исследователем. Неутолимое любопытство, постоянное стремление что-либо разбирать традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно - исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать причинно - следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_eksperimentirovaniyu.docx | 96.69 КБ |
prezentatsiya_po_proektu.pptx | 2.93 МБ |
Предварительный просмотр:
Краткосрочный проект
«Хочу все знать»
по экспериментированию с детьми 2-3 лет»
Длительность проекта: 7 дней.
Вид проекта: познавательно-экспериментальный.
Участники: воспитатель, дети, родители.
Разработала: Мануилова Ю.В «МОУ Невьянская СОШ – Дошкольное образование»
Экспериментирование с детьми раннего возраста
Тема «Хочу все знать»
Актуальность темы
Ребенок рождается исследователем. Детское экспериментирование в раннем возрасте выступает как особая форма поисковой деятельности, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и новых знаний. А игры-эксперименты выступают как игры на основе экспериментирования с предметом. Основное действие для ребенка — это манипуляция с определенным предметом на основе заданного воспитателем сюжета.
Для детей раннего и младшего дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности. Восприятие мира ребенком в этот период жизни идет через чувства и ощущения.
При организации опытно-экспериментальной деятельности детей раннего возраста учитываются возрастные особенности детей. Поэтому занятия эмоционально окрашены и вызывают у детей положительные эмоции и желание действовать. Для того, чтобы заинтересовать детей, пробудить в них творческую активность, предлагаются игровые методы и приемы, художественное слово. Для развития игровой ситуации используется сказочный персонаж. Также для детей этого возраста актуален принцип повтора, поэтому ко многим опытам и экспериментам необходимо возвращаться, предлагать рассмотреть одно из свойств в разных его сочетаниях. Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день.
Цель проекта: Формировать и расширять представления у детей об экспериментировании с предметами через практическое самостоятельное познание.
Задачи проекта:
- Создание предметно-развивающей среды для развития познавательной деятельности детей в процессе экспериментирования.
- Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
- Способствовать развитию мелкой моторики и координации движений; развитию внимания и памяти, речевых способностей.
- Создание предпосылок формирования у детей практических и умственных действий.
- Воспитывать умение работать в коллективе, развивать усидчивость и аккуратность.
Подготовительный этап
Подготовить предметно-пространственную среду в центре экспериментирования.
Основной этап
Реализация игр экспериментов в группе детей раннего возраста «Солнышко» (Приложение 1).
1.Игра эксперимент «Цветная водичка»
Цель: расширять представления детей о свойствах воды.
2.Игра – забава «Рисование на песке».
Цель: Продолжать учить детей рисовать отдельные части. Развивать моторику рук у детей. Воспитывать желание рисовать на песке.
3.Игра –эксперимент «Тонет – не тонет»
Цель: расширять представления о свойствах воды: тяжелые предметы в воде тонут, а легкие – плавают; приобщать к навыкам экспериментирования.
4. Опыт -эксперимент «Почему нельзя есть снег?
Цель: расширять представления детей об особенностях снега, устанавливать взаимосвязь (снег в тепле тает). Закреплять культурно-гигиенические навыки (снег грязный).
5. Опыт – эксперимент «Где находится воздух?»
Цель: дать детям представление о том, что внутри человека есть воздух, помочь его обнаружить. Развивать умение обозначать действия словами, устанавливать логическую связь между предметами.
Эксперименты с крупами
Игры с крупами, макаронными изделиями и другими сыпучими продуктами развивают мелкую моторику, эффективно стимулируют работу мозга и умственное развитие ребенка. И, наконец, это просто весело.
Для игр можно использовать любые крупы: гречку, рис, горох, фасоль, бобы, пшено и так далее. Заинтересуют малышей также и макаронные изделия – рожки, спиральки, ракушки, трубочки, бантики. Из них можно складывать настоящие картины. К тому же, сегодня можно купить разноцветные макароны.
1. Опыт – эксперимент «КАК БЫСТРО ПЕРЕБРАТЬ КРУПУ»
Цель: Познакомить детей со способом отделения мелкой крупы от крупной с помощью сита, развить самостоятельность.
2.Опыт – эксперимент «ТАНЕЦ ГОРОШИН»
Цель: Показать детям, как можно поиграть с горошинами. Как работает воздух, находящийся внутри нас. Развивать наблюдательность, любознательность (Приложение 2).
Работа с родителями
1. Пополнение опытно – экспериментального уголка.
2. Консультация для родителей «Экспериментирование, как средство познавательного развития ребенка» (Приложение 3).
3. Рекомендовать родителям во время прогулок проводить наблюдение за интересными объектами, явлениями в природе. Пытаться ставить вопросы для детей и вместе искать на них ответы, делать выводы. Давать детям больше самостоятельности в своих суждениях.
Заключительный этап
Проведение мероприятия «Путешествие в мир экспериментов»
Заключение
Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с окружающим миром природы.
На основе анализа проведённой работы, можно сделать вывод о том, что детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников, оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка; на развитие творческих способностей.
В ходе экспериментирования и выполнения различных опытов у детей появился интерес к исследованию неживой природы, появилось стремление к получению новых знаний. Развивается умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками.
Таким образом, детское экспериментирование, как метод в педагогической практике, является эффективным и необходимым для развития у малышей исследовательской деятельности, познавательной активности, увеличения объема знаний, умений и навыков.
Перспективы
В будущем планируется продолжать заниматься опытно – экспериментальной деятельностью в группе раннего возраста
по следующим направлениям:
1. Непосредственная работа с детьми;
2. Пополнение уголка опытно – экспериментальной деятельности;
3. Пополнение картотеки игр – экспериментов и методической литературы;
4. Привлечение и активное участие родителей в проектах.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Т. И. Гризик, Познавательное развитие детей 2-8 лет: мир природы и мир человека. – М: «Просвещение», 2015 г., 208 с.
2. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова, Организация опытно- экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет. – М: «Учитель», 2019 г., 333с.
3. Л. В. Рыжова, Методика детского экспериментирования. – СПб: «Детство – Пресс», 2017, 208 с.
Приложение 1
Игра - эксперимент «Цветная водичка»
Цель: Расширять представления детей о свойствах воды; поощрять активность детей в высказываниях. Воспитывать аккуратность при работе с водой.
Оборудование: стаканчики с водой, кисточки, краски.
Ход эксперимента: Воспитатель демонстрирует стакан с водой. «Что у меня налито в этом стакане?» После ответов детей, воспитатель, объясняя свои действия, добавляет в стакан краску. «Посмотрите, я добавила немного краски в воду. Что вы видите? Какая стала вода?» Дети самостоятельно пробуют окрасить воду.
Игра - забава «Рисование на песке».
Цель: Продолжать учить детей рисовать отдельные части. Развивать моторику рук у детей. Воспитывать желание рисовать на песке.
Оборудование: футляры от ручек.
Приемы:
1. Игровая мотивация: воспитатель приглашает порисовать на песке.
2. Действия педагога: воспитатель начинает рисовать солнышко, а дети дорисовывает лучики. (Травку, цветок).
3. Указание: рисовать можно сидя.
4. Действия детей.
5. Поощрение: молодцы, вот какую красивую картинку. Играя, познавайте мир!
Игра - эксперимент «Тонет – не тонет»
Цель: расширять представления о свойствах воды: тяжелые предметы в воде тонут, а легкие – плавают; приобщать к навыкам экспериментирования (высказывать предположения, делать выводы, обследовать предметы).
Материал: большой таз, резиновые игрушки, камни, шишки, ракушки, пластмассовая ложка.
Ход: Ребята, посмотрите какие предметы, я приготовила сегодня для нашего экспериментирования. Воспитатель предлагает детям рассмотреть предметы, пощупать, определить, какие легкие, какие тяжелее?
Дети самостоятельно опускают предметы в воду и наблюдают.
Воспитатель спрашивает:
- Что плавает?
- Все ли предметы одинаково держатся на воде?
- Почему они плавают?
Вывод: Легкие предметы держатся на поверхности, а тяжелый предмет давит
на воду, его вода удержать не может.
Игра - эксперимент «Почему нельзя есть снег?
Цель: расширять представления детей об особенностях снега, устанавливать взаимосвязь (снег в тепле тает). Закреплять культурно-гигиенические навыки (снег грязный).
Предварит. работа: зимой во время прогулки дети едят снег. Разговоры, убеждения не помогают, и я предложил провести эксперимент. Мы набрали снег и принесли в группу.
Воспитатель: А как вы думаете, что произошло со снегом, который мы принесли вчера? (Он растаял. Превратился в воду)
Воспитатель: А как вы думаете, почему снег в группе быстро растаял, а на улице снег лежит и не тает (В группе тепло, а на улице холодно)
Воспитатель: Давайте рассмотрим воду, которая получилась в ведерке после того как снег растаял. Чистая ли водичка?(Грязная)
Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами посмотрим, какой же снег на улице: грязный или чистый? Мы сейчас нашу воду профильтруем и увидим, что у нас получиться.
Для этого я возьму салфетку, положу ее в воронку и перелью воду из ведерка. Снимаем салфетку и раскладываем ее на белом листе бумаги.
Воспитатель: на салфетке осталось много мусора и мелких камешков.
Воспитатель: Скажите ребята, можно ли пить эту воду, из растаявшего снега?
Вывод: Снег грязный, его нельзя есть.
Игра - эксперимент «Где находится воздух?»
Цель: дать детям представление о том, что внутри человека есть воздух, помочь его обнаружить. Развивать умение обозначать действия словами, устанавливать логическую связь между предметами.
Оборудование: ёмкость с водой, трубочки для коктейля.
Ход: Воспитатель приносит для детей трубочки и предлагает с ними поиграть.
Вопросы: «Есть ли у вас дома трубочки? Что с ними можно делать? Что есть у каждой трубочки? (отверстие). Для чего нужны отверстия в трубочке? (сквозь них что-нибудь вдувать и выдувать).
Игра: дети дуют в трубочку, подставив ладошку под струю воздуха. Вопросы: «Что вы чувствуете на ладошке? (ветерок).
Откуда появился ветерок?
Объяснение: «Воздух нужен человеку для дыхания. При вдохе он попадает к нам внутрь через рот или нос.
Игровое упражнение «Вдох-выдох»- дети делают глубокий вдох и выдох.
Игровое упражнение «Как выходит воздух»- дети дуют в трубочку, конец которой опущен в воду.
Вопросы:
-Что появилось в воде? (пузырьки).
-Откуда появились пузырьки? (из трубочки выходит воздух).
-Куда исчезли пузырьки? (воздух выходит и пузырьки исчезают).
Объяснение: Воздух лёгкий, через водичку поднимается вверх.
Вывод: Внутри человека есть воздух.
Приложение 2
Опыт - эксперимент «КАК БЫСТРО ПЕРЕБРАТЬ КРУПУ»
Цель: Познакомить детей со способом отделения мелкой крупы от крупной с помощью сита, развить самостоятельность.
Оборудование: Совки, различные сита, ведерки, миски, манная крупа и горох.
Ход: Воспитатель рассказывает, что собирается сварить кашу манную для куклы Кати, но у нее случилось несчастье. Она уронила банки с крупой, и крупа вся перемешалась (показывает миску с крупой). Как отделить горох от манки?
Дети пробуют отделить пальчиками. Отмечают, что получается медленно. Как можно это сделать быстрее? Посмотрите, нет ли у нас каких-то предметов, которые могут помочь нам? Замечаем, что лежит cито. Для чего необходимо? Как этим пользоваться? Воспитатель показывает, как пользоваться ситом. Что из сита сыпется в миску? Затем дает детям самостоятельно просеять крупу, благодарит за помощь.
Опыт - эксперимент «ТАНЕЦ ГОРОШИН»
Цель: Показать детям, как можно поиграть с горошинами. Как работает воздух, находящийся внутри нас. Развивать наблюдательность, любознательность.
Оборудование: Стакан с водой, горох, трубочка, салфетка, лист бумаги.
Ход: Давайте научим горох плавать и танцевать, а помогать нам будет воздух. Далее воспитатель предлагает детям в стакан с водой опустить несколько горошин и трубочку, а затем подуть в неё. Сначала слабо, потом с большей силой.
Когда воздух через трубочку поступает медленно, горошины двигаются медленно; сила воздуха возрастает, и скорость движения горошин возрастала. Движение горошин напоминает танцы. А помогает им танцевать воздух, который мы выдуваем через трубочку.
Приложение 3
Консультации для родителей «Экспериментирование, как средство познавательного развития ребенка»
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал,
чем больше он знает, и усвоил,
чем большим количеством элементов
действительности он располагает в своём опыте,
тем значительнее и продуктивнее
при других равных условиях будет его
творческая, исследовательская деятельность»,
Лев Семёнович Выготский.
Ребёнок – дошкольник, является исследователем, «проявляя живой интерес к разного рода исследовательской деятельности, в частности к элементарному экспериментированию».
Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игру, образовательные области, прогулку, сон.
Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребёнка, позволяют показать связи между живым и неживым в природе.
Исследования предоставляют ребёнку самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему? ». Элементарные опыты, эксперименты помогают ребёнку приобрести новые знания о том или ином предмете.
Эта деятельности «направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познаёт их свойства и связи, недоступные при непосредственном воспитании». Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.
Исследовательское поведение – особый вид поведения и один из важнейших источников получения ребёнком представления о мире.
Его главная цель – «формирование у ребёнка навыков самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры». Поэтому подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска, становится важнейшей задачей современного образования.
Главным инструментом развития исследовательского поведения в образовании выступает исследовательский метод обучения.
Для формирования культуры мышления и развития умений и навыков исследовательского поведения дошкольникам необходимо давать задания, ориентированные на определённые задачи.
Их можно сгруппировать в относительно цельные блоки:
-учимся видеть проблемы;
-учимся выдвигать гипотезы;
-учимся делать выводы и умозаключения.
Потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой поисковой деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее эта деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается. В процессе организации познавательно - экспериментальной деятельности предполагалось решение следующих задач:
создание условий для формирования целостного мировоззрения ребёнка средствами экспериментирования;
развитие любознательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать;
развитие познавательного интереса в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости;
умение делать выводы, а также развитие внимания, восприятия, мышления;
создание предпосылок формирования практических и умственных действий.
Важную роль в формировании детского интереса к экспериментальной деятельности играют родители.
Абсолютно правы те, кто поддерживает познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.
Вот несколько советов для родителей по развитию экспериментально-исследовательской активности детей.
«Что необходимо, а чего нельзя делать для развития опытно – исследовательской деятельности дошкольников»
-Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.
-Нельзя отмахиваться от совместных действий с ребёнком, игр и т.п. – ребёнок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.
-Предоставлять возможность ребёнку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.
-Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребёнка. Осознание своей не успешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.
-С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.
-Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребёнка.
-Если у Вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.
Хотелось бы, чтобы родители следовали мудрому совету В.А Сухомлинского:
«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми
всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал»
Желаю успеха в воспитании юного почемучки!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: Формировать и расширять представления у детей об объектах неживой природы через практическое самостоятельное познание. Задачи: Создание предметно-развивающей среды для развития познавательной деятельности детей в процессе экспериментирования; Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению; Способствовать развитию мелкой моторики и координации движений; развитию визуального, слухового, сенсорного восприятия; развитию внимания и памяти, речевых способностей. Создание предпосылок формирования у детей практических и умственных действий. Способствовать развитию воспитывать умение работать в коллективе, воспитания усидчивости и аккуратности.
ПЕРЕЧЕНЬ ИГР – ЭКСПЕРИМЕНТОВ 1.Игра эксперимент «Цветная водичка» Цель: расширять представления детей о свойствах воды. 2.Игра – забава «Рисование на песке». Цель: Продолжать учить детей рисовать отдельные части. Развивать моторику рук у детей. Воспитывать желание рисовать на песке. 3.Игра –эксперимент «Тонет – не тонет» Цель: расширять представления о свойствах воды: тяжелые предметы в воде тонут, а легкие – плавают; приобщать к навыкам экспериментирования. 4. Игра -эксперимент «Почему нельзя есть снег? Цель: расширять представления детей об особенностях снега, устанавливать взаимосвязь (снег в тепле тает). Закреплять культурно-гигиенические навыки (снег грязный). 5. Игра – эксперимент «Где находится воздух?» Цель: дать детям представление о том, что внутри человека есть воздух, помочь его обнаружить. Развивать умение обозначать действия словами, устанавливать логическую связь между предметами.
ЭКСПЕРЕМЕНТЫ С КРУПАМИ «Танец горошин» Цель : Показать детям, как можно поиграть с горошинами. «Как быстро перебрать крупу» Цель : Сравнить свойства крупы, показать влияние механического воздействия на смесь .
Центр экспериментирования
Игра эксперимент «Цветная водичка»
Опыт - эксперимент «Танец горошин»
Игра –эксперимент «Тонет – не тонет»
Опыт – эксперимент «Почему нельзя есть снег»
Опыт – эксперимент «Где находится воздух?»
Игра – забава -эксперимент «Рисование на песке».
Опыт эксперимент «Как быстро перебрать крупу»
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Детское экспериментирование в ДОУ"
Проект предназначен для работы с детьми старшей группы...
Перспективный план реализации творческо- исследовательского проекта «Детское экспериментирование и нетривиальные творческие ситуации в работе с глиной детей дошкольного возраста»
Перспективный план реализации творческо- исследовательского проекта «Детское экспериментирование и нетривиальные творческие ситуации в работе с глиной детей дошкольного возраста»В связи с введением ФГ...
Групповой детский исследовательский проект "Домашнее экспериментирование с молоком. "
Паспорт проекта:Вид проекта: исследовательский, детский с участием родителей.Тема проекта: "Домашнее экспериментирование с молоком"Цели проекта:1. Формирование предпосылок поисковой деятельности,интел...
Проект "Детское экспериментирование-путь к познанию окружающего мира"
В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу н...
Проект по экспериментированию «Вода и лед»
На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментиров...
Проект по экспериментированию "Воздух и вода"
Создание условий для развития у детей интереса к воздуху и воде, обогащение знаний об их свойствах....
Семинар-практикум для воспитателей "Ладование как одна из форм музыкального экспериментирования" (в рамках проекта "Муз.экспериментирование: голос, звук, движение")
ЦЕЛЬ: попытка погрузить педагогов к «прислушиванию» к себе методом «прогуживания».ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ:Загадка про человеческий голос.Значение голоса в жизни человека и педагога.Лечебные методы работы над ...