Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: «Блокада Ленинграда».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

«Блокада Ленинграда».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_leningrad.docx314.74 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему:

 «Блокада Ленинграда».

Цель: обогатить знания детей о героическом прошлом нашего города – блокаде Ленинграда.

Задачи:

1. Расширить представления детей и исторические знания о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны;

2. Познакомить детей с государственным праздником «День снятия блокады Ленинграда».

3. Воспитывать патриотизм, уважение к истории города, в котором мы живём, чувство благодарности к его защитникам.

Материалы: иллюстрации блокадного Ленинграда, фонограмма песни «Вставай, страна огромная», деревянный настольный конструктор, карта блокады Ленинграда, фотографии животных Ленинградского зоопарка.

                                          Ход занятия:

       Ребята, в эту субботу исполняется ровно 80 лет со дня снятия блокады города Ленинграда.

А что это за город? Как он называется сегодня?

А вы знаете, что Ленинград считается городом-героем? Почему? (Его жители  проявили необыкновенное мужество и волю к жизни во время Великой Отечественной войны).

       Много лет тому назад, когда не только вас , но даже и меня еще не было на свете, 22 июня 1941года фашисты напали на нашу страну. Началась война, которая принесла очень много горя и разрушений.

Фонограмма песни «Вставай, страна огромная!» или звучит сообщение Левитана о начале войны.

Очень быстро враги подошли к Ленинграду. Фашисты хотели стереть город с лица земли. Они говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград – ее душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. 

 Враг очень хотел захватить город и пройти по его улицам. Германские войска окружили Ленинград с суши. С другой стороны находилось Ладожское озеро, по которому на кораблях доставлялось продовольствие в Ленинград. Но оно тоже обстреливалось фашистами и днем и ночью. 

Гитлер приказал начать долговременную осаду. Он сказал: «Этот город надо уморить голодом. Перерезать все пути подвоза, чтобы туда мышь не могла проскочить. Нещадно бомбить, и тогда город рухнет…».

 8 сентября 1941 года  началась блокада Ленинграда.

 За свой недолгий путь земной

Узнал малыш из Ленинграда

Разрывы бомб, сирены вой

И слово страшное – блокада.

      Ребята, а что такое блокада, как вы думаете?

 У нас на столе есть конструктор,  давайте построим из него город.

(На столе дети из конструктора строят город.)

А теперь давайте встанем вокруг него в плотный кружок. Скажите, может кто-нибудь пройти к построенному нами городу? А выйти из него? Почему? Мы заблокировали, перекрыли пути к нему. Вот это и есть блокада.

       Рассматривание карты Блокады Ленинграда.

Воспитатель: Посмотрите карту-картинку, на что это похоже? Круг, кольцо, почти такое как мы делали сейчас вокруг построенного нами города.

Во время войны так и говорили: «Кольцо вокруг города Ленинграда сомкнулось». Ещё это кольцо называют блокадой. 

В Ленинграде начались постоянные бомбежки и артобстрелы.

На Невском проспекте есть надпись одна

И трудно сейчас нам поверить

Что именно эта была сторона

Опасной при артобстреле.

Зачем эту надпись наш город хранит?

Чтоб взрослые знали и дети.

Ничто не забыто, никто не забыт,

Чтоб помнили все строчки эти.

С первых дней блокады в Ленинграде стали выдавать продовольственные карточки, а в ноябре в Ленинграде начался настоящий голод. Людям, которые работали в сутки стали выдавать 250 граммов хлеба, старикам и детям – 125 грамм. Варили и употребляли в пищу ремни, куски кожи, клей.

Что было самым страшным для жителя блокадного Ленинграда? Да, потерять продовольственную карточку. На ней было написано: При утере карточка не возобновляется.

 Все дороги, ведущие к  городу, были перерезаны. Осталась одна - по Ладожскому озеру. Она соединила Ленинград с большой землёй. Шла она по воде, а с наступлением холодов по тонкому льду Ладожского озера.

Эта дорога спасла от смерти многих ленинградцев. Поэтому ее назвали Дорогой жизни.

По этой дороге в город везли продукты питания, а в обратный путь увозили самых слабых и больных жителей города, в первую очередь детей и женщин.

Наш город назывался Ленинградом

И шла тогда суровая война,

Под вой сирены и разрыв снарядов

Дорогой жизни Ладога была.

Дорогой жизни шел к нам хлеб
    Дорогой жизни многих к многим
    Еще не знают на земле
    Страшней и радостней дороги.»

Не жалея себя, шоферы ремонтировали машины и везли хлеб в город, умирающим от голода и холода жителям.

Ребята, всю эту неделю мы с вами вспоминаем блокадные дни. Сейчас мы с вами проведем небольшую игру, которая называется «Вопрос – ответ».

На доске вывешены вопросы, вы должны выбрать вопрос, на который захотите ответить. Н-р: вопрос в правом углу сверху.

Вопросы: 1. Самый известный ребёнок блокады. Почему о ней знает вся Россия?

2. Что сделали с памятниками в Ленинграде во время блокады?

3. Как называется кладбище, где захоронено много погибших в блокаду ленинградцев?

4. Где проходила «Дорога жизни»?

5. Назовите хотя бы 1 памятник, посвященный блокаде.

6. Зачем городу были нужны аэростаты?

7. Что обозначал стук метронома в блокадном Ленинграде?

8. Где Ленинградцы брали воду, когда был разрушен водопровод?

9. Что обозначает слово «бомбоубежище»?

Физминутка.

В осеннем тумане           (закрывают ладонями глаза)

В январском снегу          (разводят руки в стороны)

Стоит Петербург              (руки над головой в виде крыши)

На морском берегу!         (плавные движения руками волны)

С дворцами и парками строг и красив    (отводят руки вправо и влево)

Как будто вплывает в широкий залив    (движения руками, плывут)

В блокадные дни под обстрелом в снегу   (шагают на месте)

Не сдался, не сдался наш город врагу!          (повороты головы)              

    Ребята, вы действительно, очень много знаете о блокаде Ленинграда. А вы знаете, что во время блокады, во время этих суровых и голодных дней, ленинградцы смогли сохранить городской зоопарк?

        В те ужасные времена нашлись люди, которые, не жалея себя, пытались спасти несчастных животных из Ленинградского зоопарка. Конечно, сотрудники зоосада еще до начала осады пытались спасти животных. Срочно в Казань было вывезено около 80 зверей, среди которых находились черные пантеры, тигры, белые медведи и огромный носорог. Однако всех увезти не удалось. В начале сентября сорок первого Ленинград был окружен. К тому времени в зоосаде оставались олени, слониха Бэтти, бегемотиха Красавица, дрессированные медвежата, лисята, тигрята, два ослика, обезьяны, черный гриф и множество мелких животных. Ох и нелегко им было во время бомбежек!

Нелегко пришлось бегемоту Красавице, которую привезли в зоопарк вместе со слонихой Бэтти. Конечно, ей повезло намного больше, чем ее несчастной подруге, которая погибла во время бомбёжки: она выжила и прожила долгую счастливую жизнь, однако без самоотверженной помощи сотрудников зоопарка чуда бы не произошло. Дело в том, что кожа бегемота должна быть постоянно смочена водой, иначе она быстро пересыхает и покрывается кровавыми трещинами. А зимой сорок первого городской водопровод не работал и бассейн Красавицы оставался пустым. Сотрудники зоопарка ежедневно таскали из проруби в замерзшей Неве по 50 ведер воды, грели ее на обломках сгоревших по соседству домов, вручную мыли Красавицу, а потом натирали кожу жиром и камфорным маслом.

Во время блокады вместо привычных 40 килограммов корма она получала 4-6 кг смеси из овощей, травы, сена и жмыха и для заполнения желудка еще 30 кг распаренных опилок.

Чтобы накормить травоядных животных, люди косили серпами оставшуюся траву во всех возможных точках города, собирали рябину и желуди. Весной всю свободную территорию превратили в огороды, где выращивали капусту, картофель, овес и брюкву.

Но как накормить хищников?  Если медвежата, возмущаясь, все же ели фарш из овощей и травы, то тигрята отказались от такой еды. Ради них отыскали завалявшиеся шкурки кроликов, набивали их смесью травы, смазывали тушки снаружи рыбьим жиром. Так удалось не дать умереть с голоду привередливым хищникам. 

А вот самым несговорчивым оказался беркут, ради которого людям пришлось ловить крыс.

 Удивительно, однако Ленинградский зоопарк закрывался только зимой 41-42-х гг. Уже весной обессиленные сотрудники расчищали дорожки и чинили вольеры, чтобы летом пустить первых посетителей. Выставлялись 162 животных. За лето на них пришло посмотреть около 7400 ленинградцев.

Время блокады – это время ежедневных подвигов самых обычных людей. И мы с вами сегодня должны помнить об этом.

«Люди Ленинграда,  вы - герои!
Подвиг ваш бесценен на века!
Пусть не будет больше горя.
Никогда, никогда, никогда!
Память о блокаде Ленинграда
С трепетом в сердце храним.
За мужество, силу, отвагу
Ленинградцам спасибо говорим!» 

C:\Users\сергей\Desktop\xZnD4chgUFI.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Необыкновенное путешествие"

КОНСПЕКТзанятия по ознакомлению с окружающим миромв старшей группе «НЕОБЫКНОВЕННОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ"Тип занятия:развивающее, обучающееВид занятия: ознакомление  с окружающим миромТема: «Нео...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе, тема "Виды транспорта"

Задачи:Познакомить детей с возникновением различных видов транспорта. Закрепить знания о профессии водителя, о необходимости соблюдения правил дорожного движения. Упражнять в умении классифицировать...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы детского сада, тема занятия: «Моя семья и родственники»

Задачи:Закрепить и расширить представления детей о своих родственниках, их обязанностях в общем семейном хозяйстве.Воспитывать положительные родственные взаимоотношения, взаимовыручку, любовь, у...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе для детей с нарушение слуха и речи. Тема занятия «Одежда».

Конспект занятия    по ознакомлению   с окружающим   миром в старшей группе для детей с нарушение слуха и речи.Тема занятия «Одежда»....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему «В мире металла».

Цель: Формирование первичных представлений о металле, его свойствах и качествах, развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами и качествами металла.Задачи:Познакомить ...