Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию « Исследование песка».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект организованной образовательной деятельности
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Раздел: « Ознакомление с миром природы».
Тема: « Исследование песка».
Возрастная группа: подготовительная.
Выполнил:
воспитатель
Шарафиева А.М.
Имеющаяся категория: без категории
Стаж работы: 17л.
Туймазы 2018г.
Цель: продолжать знакомить детей со свойствами песка;
Задачи:
Образовательные:
-учить детей через игры и опыты определять физические свойства песка и делать выводы по результатам обследования,
-учить навыкам проведения лабораторных опытов.
Развивающие:
-развивать познавательную активность, логическое мышление, связную речь, мелкую моторику рук.
Воспитательные:
-воспитывать умение работать в паре, соблюдать меры безопасности.
Предварительная работа: рассматривание книг, иллюстраций с изображением гор, песка на берегу моря, рек, озёр и пустыни.
Средства реализации: Телевизор, презентация, сухой песок, две стеклянные емкости, вода чистая и грязная, трубочки, лупы, воронка, ватные диски, листы бумаги, посуда с водой, пластиковые ложечки, посуда для песка, салфетки.
Методы и приемы: беседа, художественное слово, вопросы к детям, объяснение, показ.
Интеграция областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное».
Ход занятия:
I. Организационный момент:
- Поздоровайтесь с гостями,
Улыбнитесь всем вокруг,
И скорей вставайте в круг.
Руку дайте другу слева,
А затем соседу справа,
Передай ему тепло, чтоб везде всегда везло
II. Основная часть
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Я руководитель исследовательской лаборатории. А вы знаете, что такое лаборатория?
Дети: Это место, где ученые проводят опыты и эксперименты, делают открытия.
Воспитатель: Правильно, это место, где проводят различные опыты и исследования. В лаборатории на столах находится различное оборудование, необходимое для проведения опытов. Прошу вас проходите. Вы пришли в исследовательскую лабораторию.
Дети садятся за парты, воспитатель следит за осанкой.
Воспитатель: Уважаемые ученые, в нашей лаборатории строго соблюдаются следующие правила:
Правило №1. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.
Правило №2. Содержимое не пробовать на вкус и не нюхать.
Правило №3. Бережно, аккуратно обращаться с оборудованием. Поработал – аккуратно положи на место.
Воспитатель: Послушайте загадку:
Из камней он появился,
Зёрнами на свет явился:
Жёлтый, красный, белый
Или светло-серый.
То морской он, то – речной.
Отгадайте, что же это?
Дети: Песок.
Воспитатель: Сейчас мы с вами посмотрим фрагмент мультфильма «Как появился песок».
Просмотр фрагмента мультфильма «Как появился песок».
Воспитатель: Когда-то очень давно, много тысяч лет назад, на земле горы были значительно выше. Под воздействием воды, ветра, холода и жары эти горы и камни разрушались и в течение многих лет камни превращались в песок. Довольно много песка можно встретить по берегам рек, морей, озер и в пустыне.
Воспитатель: Где используют песок?
Презентация слайдов
Дети: Песок используют для очистки воды, в строительстве, посыпают дороги зимой, песочнице, песочных часах.
Экспериментирование
Воспитатель: Сейчас мы с вами проведем ряд экспериментов с песком и еще глубже познакомимся со свойствами песка.
«Свойства и качества сухого песка».
Опыт №1.
Воспитатель: Что у вас в посуде?
Дети: Песок.
Воспитатель: Наберите песок в ложечку и медленно высыпайте обратно в посуду. Что вы заметили? Какое свойство песка?
Дети: Песок сыпется.
Воспитатель: песок сыпется – значит, он какой?
Дети делают вывод.
Дети: Песок сыпучий.
Воспитатель просит повторить нескольких детей ответ.
Выставляет соответствующую картинку на доску.
Опыт №2
Воспитатель: Насыпьте немного песка на лист бумаги.
Возьмите лупу, рассмотрите песок. Из чего состоит песок?
Дети: Песок состоит из песчинок, зернышек.
Воспитатель: Как они выглядят, похожи ли песчинки одна на другую?
Дети: Они разные, маленькие и чуть больше, темные и светлые.
Воспитатель: Песчинки скреплены между собой?
Дети: Нет, поэтому песок рассыпается.
Вывод: Песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу. Выставляет соответствующую картинку.
Опыт №3
Воспитатель: Песок может двигаться?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте проверим. Как это можно сделать?
Дети: Подуть на песок.
Воспитатель: Возьмите трубочки, аккуратно подуйте. Что вы заметили?
Дети: Песок сдувается, двигается.
Воспитатель: Почему? Какой можно сделать вывод?
Вывод: Песок легкий.
Воспитатель: Где мы можем увидеть движение, сыпучесть песка?
Дети: Сыпучесть песка применяют в песочных часах.
Воспитатель выставляет картинку с изображением песочных часов.
Воспитатель: Слепите из сухого песка куличик.
Дети: Не лепится.
Воспитатель: Почему?
Дети делают вывод:
Вывод: из сухого песка нельзя лепить.
Физминутка
Мы устали, засиделись, нам размяться захотелось.
То на стену посмотрели, то в окошко поглядели.
Вправо, влево поворот, а потом наоборот.
Приседанья начинаем, ноги до конца сгибаем!
Вверх – хлопок и вниз – хлопок.
И в последний раз присели, а теперь на место сели.
Опыт №4 «Свойства мокрого песка».
Воспитатель: В посуду с песком налейте немного воды. Потрогаем песок.
Каким он стал?
Дети: Песок стал мокрым.
Воспитатель: Куда исчезла вода?
Дети: Вода впиталась в песок.
Вывод: Песок впитывает воду.
Воспитатель: А теперь попробуйте слепить из мокрого песка шарики.
Воспитатель: Получается?
Дети: Да.
Воспитатель: А вы знаете, почему мокрый песок лепится?
Дети: Песок лепиться, потому что добавили воду.
Воспитатель: Когда песок намокает, воздух между песчинок исчезает, мокрые грани песчинок слипаются и держат друг друга.
Воспитатель: Что произойдет с поделками из песка после высыхания?
Дети: Песок рассыплется.
Воспитатель: Какой можно сделать вывод?
Вывод: Из мокрого песка можно лепить.
Опыт 5 «Фильтр из песка».
Воспитатель: Сейчас я покажу вам как с помощью песка можно очистить грязную воду. Я беру воронку, в воронку вкладываю ватный диск и насыпаю песок до половины. Теперь медленно вливаю в воронку грязную воду. Внимательно смотрите. Что происходит?
Дети: Вода становится чистой.
Воспитатель: Быстро ли вода проходит через воронку?
Дети: Вода проходит медленно. Вода очищается. Течёт чистая вода.
Воспитатель: Где остались грязь и мусор?
Дети: Грязь и мусор остаются на песке, ватном диске, а вода проходит сквозь песок.
Воспитатель показывает ватный диск.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Вывод: Песок-это природный фильтр, он пропускает воду, очищает.
Итог:
Воспитатель: Что же мы узнали сегодня о песке? (показывает на картинки)
Дети: Песок сыпучий, легкий и т.д.
Воспитатель: Что означает слово «лаборатория»? Кем вы сегодня были на занятии? Как вы думаете, трудно быть учёным? А что вам показалось трудным?
Благодарю вас за помощь и надеюсь на дальнейшее сотрудничество.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_pesok.docx | 19.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 16 г.Туймазы муниципального района
Туймазинский район Республики Башкортостан
Конспект организованной образовательной деятельности
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Раздел: « Ознакомление с миром природы».
Тема: « Исследование песка».
Возрастная группа: подготовительная.
Выполнил:
воспитатель
Шарафиева А.М.
Имеющаяся категория: без категории
Стаж работы: 17л.
Туймазы 2018г.
Цель: продолжать знакомить детей со свойствами песка;
Задачи:
Образовательные:
-учить детей через игры и опыты определять физические свойства песка и делать выводы по результатам обследования,
-учить навыкам проведения лабораторных опытов.
Развивающие:
-развивать познавательную активность, логическое мышление, связную речь, мелкую моторику рук.
Воспитательные:
-воспитывать умение работать в паре, соблюдать меры безопасности.
Предварительная работа: рассматривание книг, иллюстраций с изображением гор, песка на берегу моря, рек, озёр и пустыни.
Средства реализации: Телевизор, презентация, сухой песок, две стеклянные емкости, вода чистая и грязная, трубочки, лупы, воронка, ватные диски, листы бумаги, посуда с водой, пластиковые ложечки, посуда для песка, салфетки.
Методы и приемы: беседа, художественное слово, вопросы к детям, объяснение, показ.
Интеграция областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное».
Ход занятия:
I. Организационный момент:
- Поздоровайтесь с гостями,
Улыбнитесь всем вокруг,
И скорей вставайте в круг.
Руку дайте другу слева,
А затем соседу справа,
Передай ему тепло, чтоб везде всегда везло
II. Основная часть
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Я руководитель исследовательской лаборатории. А вы знаете, что такое лаборатория?
Дети: Это место, где ученые проводят опыты и эксперименты, делают открытия.
Воспитатель: Правильно, это место, где проводят различные опыты и исследования. В лаборатории на столах находится различное оборудование, необходимое для проведения опытов. Прошу вас проходите. Вы пришли в исследовательскую лабораторию.
Дети садятся за парты, воспитатель следит за осанкой.
Воспитатель: Уважаемые ученые, в нашей лаборатории строго соблюдаются следующие правила:
Правило №1. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.
Правило №2. Содержимое не пробовать на вкус и не нюхать.
Правило №3. Бережно, аккуратно обращаться с оборудованием. Поработал – аккуратно положи на место.
Воспитатель: Послушайте загадку:
Из камней он появился,
Зёрнами на свет явился:
Жёлтый, красный, белый
Или светло-серый.
То морской он, то – речной.
Отгадайте, что же это?
Дети: Песок.
Воспитатель: Сейчас мы с вами посмотрим фрагмент мультфильма «Как появился песок».
Просмотр фрагмента мультфильма «Как появился песок».
Воспитатель: Когда-то очень давно, много тысяч лет назад, на земле горы были значительно выше. Под воздействием воды, ветра, холода и жары эти горы и камни разрушались и в течение многих лет камни превращались в песок. Довольно много песка можно встретить по берегам рек, морей, озер и в пустыне.
Воспитатель: Где используют песок?
Презентация слайдов
Дети: Песок используют для очистки воды, в строительстве, посыпают дороги зимой, песочнице, песочных часах.
Экспериментирование
Воспитатель: Сейчас мы с вами проведем ряд экспериментов с песком и еще глубже познакомимся со свойствами песка.
«Свойства и качества сухого песка».
Опыт №1.
Воспитатель: Что у вас в посуде?
Дети: Песок.
Воспитатель: Наберите песок в ложечку и медленно высыпайте обратно в посуду. Что вы заметили? Какое свойство песка?
Дети: Песок сыпется.
Воспитатель: песок сыпется – значит, он какой?
Дети делают вывод.
Дети: Песок сыпучий.
Воспитатель просит повторить нескольких детей ответ.
Выставляет соответствующую картинку на доску.
Опыт №2
Воспитатель: Насыпьте немного песка на лист бумаги.
Возьмите лупу, рассмотрите песок. Из чего состоит песок?
Дети: Песок состоит из песчинок, зернышек.
Воспитатель: Как они выглядят, похожи ли песчинки одна на другую?
Дети: Они разные, маленькие и чуть больше, темные и светлые.
Воспитатель: Песчинки скреплены между собой?
Дети: Нет, поэтому песок рассыпается.
Вывод: Песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу. Выставляет соответствующую картинку.
Опыт №3
Воспитатель: Песок может двигаться?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте проверим. Как это можно сделать?
Дети: Подуть на песок.
Воспитатель: Возьмите трубочки, аккуратно подуйте. Что вы заметили?
Дети: Песок сдувается, двигается.
Воспитатель: Почему? Какой можно сделать вывод?
Вывод: Песок легкий.
Воспитатель: Где мы можем увидеть движение, сыпучесть песка?
Дети: Сыпучесть песка применяют в песочных часах.
Воспитатель выставляет картинку с изображением песочных часов.
Воспитатель: Слепите из сухого песка куличик.
Дети: Не лепится.
Воспитатель: Почему?
Дети делают вывод:
Вывод: из сухого песка нельзя лепить.
Физминутка
Мы устали, засиделись, нам размяться захотелось.
То на стену посмотрели, то в окошко поглядели.
Вправо, влево поворот, а потом наоборот.
Приседанья начинаем, ноги до конца сгибаем!
Вверх – хлопок и вниз – хлопок.
И в последний раз присели, а теперь на место сели.
Опыт №4 «Свойства мокрого песка».
Воспитатель: В посуду с песком налейте немного воды. Потрогаем песок.
Каким он стал?
Дети: Песок стал мокрым.
Воспитатель: Куда исчезла вода?
Дети: Вода впиталась в песок.
Вывод: Песок впитывает воду.
Воспитатель: А теперь попробуйте слепить из мокрого песка шарики.
Воспитатель: Получается?
Дети: Да.
Воспитатель: А вы знаете, почему мокрый песок лепится?
Дети: Песок лепиться, потому что добавили воду.
Воспитатель: Когда песок намокает, воздух между песчинок исчезает, мокрые грани песчинок слипаются и держат друг друга.
Воспитатель: Что произойдет с поделками из песка после высыхания?
Дети: Песок рассыплется.
Воспитатель: Какой можно сделать вывод?
Вывод: Из мокрого песка можно лепить.
Опыт 5 «Фильтр из песка».
Воспитатель: Сейчас я покажу вам как с помощью песка можно очистить грязную воду. Я беру воронку, в воронку вкладываю ватный диск и насыпаю песок до половины. Теперь медленно вливаю в воронку грязную воду. Внимательно смотрите. Что происходит?
Дети: Вода становится чистой.
Воспитатель: Быстро ли вода проходит через воронку?
Дети: Вода проходит медленно. Вода очищается. Течёт чистая вода.
Воспитатель: Где остались грязь и мусор?
Дети: Грязь и мусор остаются на песке, ватном диске, а вода проходит сквозь песок.
Воспитатель показывает ватный диск.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Вывод: Песок-это природный фильтр, он пропускает воду, очищает.
Итог:
Воспитатель: Что же мы узнали сегодня о песке? (показывает на картинки)
Дети: Песок сыпучий, легкий и т.д.
Воспитатель: Что означает слово «лаборатория»? Кем вы сегодня были на занятии? Как вы думаете, трудно быть учёным? А что вам показалось трудным?
Благодарю вас за помощь и надеюсь на дальнейшее сотрудничество.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (опытно-экспериментальная деятельность) с детьми старшей группы Тема: «Свет мой, зеркальце»
Конспект "Свет мой зеркальце скажи"...
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «По сказочным тропинкам» (с использованием блоков Дьенеша, «живого» песка, с элементами моделирования и сюжетного конструирования) в подготовительной к школе гр
Аннотация «Логические блоки Дьенеша» Золтан Дьенеш безусловно выдающаяся фигура в дошкольном образовании. Это венгер...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Увлекательная экспедиция на Северный полюс» для детей старшего дошкольного возраста, с элементами исследовательской деятельности, с применением технологий STEAM образования.
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Увлекательная экспедиция на Северный полюс» для детей старшего дошкольного возраста, с элементами исследов...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием кинетического песка для детей второй младшей группы.
Тема: «Пирог для Мишки».Колбасина Ирина НиколаевнаИнтегрируемые образовательные области:Доминирующая область - «Познавательное развитие».Сопутствующие области - «Речевое ...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей второй младшей группы (познавательно-исследовательская деятельность) «Ледяная история»
Цель: познакомить детей с одним из свойств воды (лёд); формировать понятие взаимосвязи состояния вещества (лёд - замерзшая вода); продолжать учить самостоятельно осуществлять практические действ...
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с миром коллекций»
Познавательное развитие дошкольников через ознакомление с коллекционированием....
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на основе экспериментальной деятельности с детьми средней группы (4-5 лет) «Исследование свойств резины» (с применением метода ТРИЗ технологии - моделирование маленькими че
Цель занятия развивать творческую исследовательскую активность дошкольников в процессе детского экспериментирования....