Конспект НОД по истории России "Русь изначальная"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия о историческом возникновении России
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Непосредственная образовательная деятельность№1
Подготовительная группа
Тема: Русь изначальная. В путешествие по ленте времени. Становление Руси, быт и уклад жизни наших предков
Задачи: Познакомить детей с первыми историческими факторами зарождения Руси. Раскрыть в доступной форме этимологию слов «славяне», «предки». Воспитать интерес к истории России, чувство гордости за русский народ. Познакомить с наиболее известными племенами и географическим положением места, выбранного предками для поселения.
Формировать у детей представление о прошлом нашей Родины.
Материал: Географическая карта, иллюстрации славянских поселений, лента времени, листы для рисования с заготовкой, рисунки о промыслах предков.
Ход
1. Организационный момент
- Сегодня мы отправимся в путешествие в прошлое нашей Родины.
2. - Посмотрите на карту и скажите: «Страна – это что?» (Ответы детей.)
- Да, страна – это леса, горы, моря, реки, города, место, где родились мы и наши родные. Это наша Родина. Давайте определим границы нашей России. Посмотрите, они выделены ярко красным цветом. А это – другие страны (показ по карте).
- Правда, наша страна очень огромная, красивая.
- А всегда ли она была такой, как сейчас? (Ответы детей.)
- Оказывается, ребята, очень давно наша Родина выглядела совсем по-другому. Посмотрите на эти иллюстрации. (Дети рассматривают иллюстрации.)
- Оказались мы с вами в далеком прошлом нашей Родины. Это было в самом начале ленты времени. Отсюда мы и начнем наше путешествие в древние времена.
Лента времени
3. - Сегодня мы поговорим о предках.
- Кто такие – предки? (Ответы детей.)
- Предки – это люди, которые жили много-много лет тому назад; это дедушки и бабушки наших дедушек и бабушек.
- Наших предков называют в истории славяне. Славяне похоже по звучанию на слово «слава». А значит славяне – это славный, добрый хороший народ.
- Наши предки жили не совсем как мы. Ранние славяне жили разрозненно, в разных местах. Давайте еще посмотрим на карту современной России. Где построено больше всего городов? (Ответы детей.) Да, большинство городов построено по берегам рек. (К карте древней Руси).
- Так и древние славяне – предки русских – селились тоже по берегам рек и озер, рядом с лесом.
- Выбор места для поселения очень важен. Почему? (Ответы детей.)
- Главным в выборе места было наличие реки, богатой рыбой, щедрые леса, большие поля, чтобы сеять хлеб.
Есть такая пословица: «У леса жить – голодным не быть». Почему так говорят?
- Значит, главным было то, чтобы человек мог добывать еду. А еще место для поселения выбирали на пригорке, ровное, чтобы в случае наводнения вола не затопила жилище.
Славяне жили племенами. Племена – это объединение нескольких семей вместе. Так легче было вести хозяйство, защищаться от врагов. Отсюда пошли такая пословицы: «Чем больше рук – тем легче труд» и сообща преодолевать трудности.
4. Физминутка. «Здравствуй солнце золотое».
Здравствуй небо голубое,
Здравствуй вольный ветерок,
Здравствуй маленький дубок.
Мы живем в родном краю,
Всех я вас приветствую.
5. А сейчас мы рассмотрим славянское жилище. (Рассматривание картинок жилищ, беседа).
-Где чаще всего селились люди?
- Чем занимались славяне? Это можно определить по названию племен. Было племя поляне – те, кто селился на полянах; древляне – в лесу среди деревьев; северяне – на севере.
- Чем могли заниматься поляне – сеяли, пасли скот.
- Древляне – охотились в лесах.
6. Задание 1. Нарисуйте славянское жилище на заготовленном листе.
7. Задание 2. Нарисуйте на заготовленном листе промыслы славян.
(охота, рыболовство, скотоводство, землепашество)
- Каждое племя огораживало свое поселение валом, рвом. Это называлось городищем. А как это называется сейчас? (Город.)
8. - У славян было много врагов. Они нападали на их земли, опустошали и разоряли городища, уводили людей в плен. Чтобы давать отпор врагам, славяне решили объединиться. Так, более тысячи лет назад, образовалось русское государство – Русь.
(Рассматривание картинок о воинах и защите государства).
- Со временем происходит изменение нашего государства. Оно превращается в огромную страну – Россию, нашу Родину.
(Рассмотреть карту Руси и России – сравнить).
Родина моя – бескрайняя Россия
И Сибирь, и Волга, и Урал.
Все места для русского святые,
Где бы ты в Росси не бывал.
Каждая березка, кустик каждый,
Задремавшие в снегу поля, -
Все напомнит нам о самом важном,
Только здесь родимая земля!
- Мы все русские люди, потомки славных предков – славян, а значит с - гордостью должны носить достойное имя.
9. Итог. Что понравилось и запомнилось в нашем путешествии?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОДпо обучению грамоте "Буква "Ы" и звук "Ы"
НОД по подготовке и обучению детей подготовительной группы грамоте. Знакомство со звуком "Ы" и буквой "Ы"....
КОНСПЕКТ НОДпо познавательному развитию на тему "ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ"
Конспект в первой младшей группе по познанию...

конспект НОДпо математическому развитию в подготовительной группе
это аттестационное занятие по математике в подготовительной группе...

Конспект НОДпо образовательной области «Познавательное развитие»по развитию речи и ФЭМП. Поможем Мишке
Конспект содержит структуру написания по новому требованию ФГОС...

Конспект НОДпо лепке для детей первой младшей группы.тема «Карандаши»
учить детей лепить знакомые им предметы, закреплять умение делить ком пластилина на части, воспитывать аккуратность....

Конспект НОДпо познавательному развитию:«Приобщение к народным истокам» для детей старшего дошкольного возраста..
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие", "Художественно-Эстетическое развитие", "Социальгно-коммуникативное развитие"....

Конспект НОДпо восприятию художественной литературы и фольклора на основе технологии продуктивного чтения-слушания на тему «Красота зимнего леса» на примере сказки Г.Скребицкого для детей старшей группы
Конспект НОДпо восприятию художественной литературы и фольклора на основе технологии продуктивного чтения-слушания на тему «Красота зимнего леса» на примере сказки Г.Скребицкогодля детей с...