Конспект НОД по истории России "Русь изначальная"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия о историческом возникновении России
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Непосредственная образовательная деятельность№1
Подготовительная группа
Тема: Русь изначальная. В путешествие по ленте времени. Становление Руси, быт и уклад жизни наших предков
Задачи: Познакомить детей с первыми историческими факторами зарождения Руси. Раскрыть в доступной форме этимологию слов «славяне», «предки». Воспитать интерес к истории России, чувство гордости за русский народ. Познакомить с наиболее известными племенами и географическим положением места, выбранного предками для поселения.
Формировать у детей представление о прошлом нашей Родины.
Материал: Географическая карта, иллюстрации славянских поселений, лента времени, листы для рисования с заготовкой, рисунки о промыслах предков.
Ход
1. Организационный момент
- Сегодня мы отправимся в путешествие в прошлое нашей Родины.
2. - Посмотрите на карту и скажите: «Страна – это что?» (Ответы детей.)
- Да, страна – это леса, горы, моря, реки, города, место, где родились мы и наши родные. Это наша Родина. Давайте определим границы нашей России. Посмотрите, они выделены ярко красным цветом. А это – другие страны (показ по карте).
- Правда, наша страна очень огромная, красивая.
- А всегда ли она была такой, как сейчас? (Ответы детей.)
- Оказывается, ребята, очень давно наша Родина выглядела совсем по-другому. Посмотрите на эти иллюстрации. (Дети рассматривают иллюстрации.)
- Оказались мы с вами в далеком прошлом нашей Родины. Это было в самом начале ленты времени. Отсюда мы и начнем наше путешествие в древние времена.
Лента времени
3. - Сегодня мы поговорим о предках.
- Кто такие – предки? (Ответы детей.)
- Предки – это люди, которые жили много-много лет тому назад; это дедушки и бабушки наших дедушек и бабушек.
- Наших предков называют в истории славяне. Славяне похоже по звучанию на слово «слава». А значит славяне – это славный, добрый хороший народ.
- Наши предки жили не совсем как мы. Ранние славяне жили разрозненно, в разных местах. Давайте еще посмотрим на карту современной России. Где построено больше всего городов? (Ответы детей.) Да, большинство городов построено по берегам рек. (К карте древней Руси).
- Так и древние славяне – предки русских – селились тоже по берегам рек и озер, рядом с лесом.
- Выбор места для поселения очень важен. Почему? (Ответы детей.)
- Главным в выборе места было наличие реки, богатой рыбой, щедрые леса, большие поля, чтобы сеять хлеб.
Есть такая пословица: «У леса жить – голодным не быть». Почему так говорят?
- Значит, главным было то, чтобы человек мог добывать еду. А еще место для поселения выбирали на пригорке, ровное, чтобы в случае наводнения вола не затопила жилище.
Славяне жили племенами. Племена – это объединение нескольких семей вместе. Так легче было вести хозяйство, защищаться от врагов. Отсюда пошли такая пословицы: «Чем больше рук – тем легче труд» и сообща преодолевать трудности.
4. Физминутка. «Здравствуй солнце золотое».
Здравствуй небо голубое,
Здравствуй вольный ветерок,
Здравствуй маленький дубок.
Мы живем в родном краю,
Всех я вас приветствую.
5. А сейчас мы рассмотрим славянское жилище. (Рассматривание картинок жилищ, беседа).
-Где чаще всего селились люди?
- Чем занимались славяне? Это можно определить по названию племен. Было племя поляне – те, кто селился на полянах; древляне – в лесу среди деревьев; северяне – на севере.
- Чем могли заниматься поляне – сеяли, пасли скот.
- Древляне – охотились в лесах.
6. Задание 1. Нарисуйте славянское жилище на заготовленном листе.
7. Задание 2. Нарисуйте на заготовленном листе промыслы славян.
(охота, рыболовство, скотоводство, землепашество)
- Каждое племя огораживало свое поселение валом, рвом. Это называлось городищем. А как это называется сейчас? (Город.)
8. - У славян было много врагов. Они нападали на их земли, опустошали и разоряли городища, уводили людей в плен. Чтобы давать отпор врагам, славяне решили объединиться. Так, более тысячи лет назад, образовалось русское государство – Русь.
(Рассматривание картинок о воинах и защите государства).
- Со временем происходит изменение нашего государства. Оно превращается в огромную страну – Россию, нашу Родину.
(Рассмотреть карту Руси и России – сравнить).
Родина моя – бескрайняя Россия
И Сибирь, и Волга, и Урал.
Все места для русского святые,
Где бы ты в Росси не бывал.
Каждая березка, кустик каждый,
Задремавшие в снегу поля, -
Все напомнит нам о самом важном,
Только здесь родимая земля!
- Мы все русские люди, потомки славных предков – славян, а значит с - гордостью должны носить достойное имя.
9. Итог. Что понравилось и запомнилось в нашем путешествии?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/04/picture-116587-1349362743.jpg)
Конспект НОДпо обучению грамоте "Буква "Ы" и звук "Ы"
НОД по подготовке и обучению детей подготовительной группы грамоте. Знакомство со звуком "Ы" и буквой "Ы"....
КОНСПЕКТ НОДпо познавательному развитию на тему "ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ"
Конспект в первой младшей группе по познанию...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/29/picture-443156-1398785669.jpg)
конспект НОДпо математическому развитию в подготовительной группе
это аттестационное занятие по математике в подготовительной группе...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/30/picture-745576-1454143207.jpg)
Конспект НОДпо образовательной области «Познавательное развитие»по развитию речи и ФЭМП. Поможем Мишке
Конспект содержит структуру написания по новому требованию ФГОС...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/04/picture-780134-1462366768.jpg)
Конспект НОДпо лепке для детей первой младшей группы.тема «Карандаши»
учить детей лепить знакомые им предметы, закреплять умение делить ком пластилина на части, воспитывать аккуратность....
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/15/picture-224482-1381856007.jpg)
Конспект НОДпо познавательному развитию:«Приобщение к народным истокам» для детей старшего дошкольного возраста..
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие", "Художественно-Эстетическое развитие", "Социальгно-коммуникативное развитие"....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/17/picture-534241-1418826817.jpg)
Конспект НОДпо восприятию художественной литературы и фольклора на основе технологии продуктивного чтения-слушания на тему «Красота зимнего леса» на примере сказки Г.Скребицкого для детей старшей группы
Конспект НОДпо восприятию художественной литературы и фольклора на основе технологии продуктивного чтения-слушания на тему «Красота зимнего леса» на примере сказки Г.Скребицкогодля детей с...