Внеурочная деятельность
рабочая программа по окружающему миру

Анашкина Татьяна Алексеевна

Общеразвивающие программы естественнонауной направленности 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Нягани детский сад №4 «Веснянка»

РАССМОТРЕНО

на заседании методического совета

Протокол № 2

«18» сентября 2023 г.

СОГЛАСОВАНО

на заседании

Управляющего совета

Протокол № 2

«25» сентября 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО

приказом от 29.09.23 г.

 151

Дополнительная общеразвивающая

программа

платных образовательных услуг

естественнонаучной

направленности «Хочу все знать»

Возраст воспитанников: 5-6 лет (2 корпус)

Срок реализации: 1 год.

Автор-составитель:

Анашкина Татьяна Алексеевна,

воспитатель

г. Нягань, 2023

Раздел 1. Пояснительная записка

Актуальность и новизна

Современные дети живут и развиваются  в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями.

      Известно высказывание Л.С. Выготского о том, что обучение должно вести за собой развитие, а не плестись в хвосте, педагогика должна ориентироваться на завтрашний день, а не на сегодняшний.  

Познавательная деятельность  понимается нами не только, как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами смогли обнаружить все новые и новые свойства предметов, замечать их сходство и различие, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно. Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость или в игру. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования.

Все исследователи экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Н.Н. Подьяков в качестве основного вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования, эту истинно детскую деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста. “Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка” и в современном обществе это актуально.

Поэтому я считаю актуальным организовать кружковую работу с детьми старшего дошкольного возраста по данному направлению.        

Цель и задачи

Цель: Развитие любознательности и самостоятельности детей через экспериментирование.

Задачи:

1.Обучать детей исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира.

2.Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей, продолжать работу по развитию мелкой моторики.

3.Способствовать воспитанию самостоятельности, развитию коммуникативных качеств, закреплять культурно-гигиенические навыки.

Уровень сложности и направленность

Стартовый уровень сложности.

Направленность: познавательно - исследовательская

Категория воспитанников

Воспитанники:5-6 лет.

Объем и срок освоения программы

Количество занятий для данной возрастной категории: 28.

Срок освоения: 1 год.

Форма обучения, особенности организации образовательной деятельности

Форму обучения: очная.

Особенности: использование лаборатории ДОУ

Отличительные особенности

Рабочая программа платной образовательной услуги «Юный исследователь» составлена на основе программы по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста «Ребенок в мире поиска» под.ред. О.В.Дыбиной.

Условия реализации программы

Режим занятий определяется дополнительной общеразвивающей программой в соответствии с возрастными и психолого-педагогическими особенностями воспитанников, санитарными правилами и нормами. Занятия проводятся вне основной образовательной программы дошкольного образования. Продолжительность занятий соответствует требованиям СанПиН.  Строгих условий набора воспитанников в творческие объединения дополнительного образования детей нет. Воспитанники зачисляются по личному заявлению родителей(законных представителей).

Планируемые результаты освоения программы

Ребенок умеет:

- проводить поисково-исследовательскую деятельность;

- выделить и поставить, проблему, которую необходимо разрешить;

- предложить возможные решения;

- проверить эти возможные решения;

- сделать выводы в соответствии с результатом проверки;

- применить выводы к новым данным.

Раздел 2.Содержание программы

Учебный план

п\п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Введение. Правила по ТБ.

Ознакомление с приборами лаборатории

1

1

Наблюдение

2.

Где находится воздух?

1

1

Наблюдение

3.

Сколько весит воздух?

1

1

Наблюдение

4.

Можно ли сжать воздух?

1

1

Наблюдение

5.

Холодный и горячий воздух.

1

1

Наблюдение

6.

Как распространяется тепло в воздухе?

1

1

Наблюдение

7.

Соломенный буравчик.

1

1

Наблюдение

8.

Бумажный самолетик.

1

1

Наблюдение

9.

Из чего состоит воздух?

1

1

Наблюдение

10.

Как движется вода?

1

1

Наблюдение

11.

Вес воды.

1

1

Наблюдение

12.

Вода и тепло.

1

1

Наблюдение

13.

Почему капли воды круглые?

1

1

Наблюдение

14.

Барьер из ткани.

1

1

Наблюдение

15.

Как действует на воду мыло?

1

1

Наблюдение

16.

Как получаются мыльные пузыри?

1

1

Наблюдение

17.

Монета в стакане.

1

1

Наблюдение

18.

Почему в воде тела кажутся более легкими?

1

1

Наблюдение

19.

Все зависит от формы тела.

1

1

Наблюдение

20.

Предел плавучести.

1

1

Наблюдение

21.

Ныряющий изюм.

1

1

Наблюдение

22.

Эффект рассола.

1

1

Наблюдение

23.

Вода исчезает.

1

1

Наблюдение

24.

Почему идет дождь?

1

1

Наблюдение

25.

Растворяет, не растворяет.

1

1

Наблюдение

26.

Испаряются ли растворенные вещества вместе с водой?

1

1

Наблюдение

27.

Моря соленые и не очень.

1

1

Наблюдение

28.

Диагностика

1

1

Самостоятельная работа

Содержание теоретических и практических занятий отражено в рабочей программе (приложение).

Календарный учебный график

п/п

Число

Месяц

Год

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1.

02

10

2023

17.00-17.25 – I подгруппа

17.35-18.00 – II подгруппа

18.10-18.35 – III подгруппа

18.45-19.10 –IV подгруппа

Беседа

1

Введение. Правила по ТБ.

Ознакомление с приборами лаборатории

Лаборатория

Теория

2.

09

10

2023

17.00-17.25 – I подгруппа

17.35-18.00 – II подгруппа

18.10-18.35 – III подгруппа18.45-19.10 –IV подгруппа

Практическая деятельность

1

Где находится воздух?

Лаборатория

Наблюдение

3.

16

10

2023

17.00-17.25 – I подгруппа

17.35-18.00 – II подгруппа

18.10-18.35 – III подгрупп

18.45-19.10 –IV подгруппа

Практическая деятельность

1

Сколько весит воздух?

Лаборатория

Наблюдение

4.

23

10

2023

17.00-17.25 – I подгруппа

17.35-18.00 – II подгруппа

18.10-18.35 – III подгруппа

18.45-19.10 –IV подгруппа

Практическая деятельность

1

Можно ли сжать воздух?

Лаборатория

Наблюдение

5.

30

10

2023

17.00-17.25 – I подгруппа

17.35-18.00 – II подгруппа

18.10-18.35 – III подгруппа

18.45-19.10 –IV подгруппа

Практическая деятельность

1

Холодный и горячий воздух.

Лаборатория

Наблюдение

6.

13

11

2023

17.00-17.25 – I подгруппа

17.35-18.00 – II подгруппа

18.10-18.35 – III подгруппа

18.45-19.10 –IV подгруппа

Практическая деятельность

1

Как распространяется тепло в воздухе?

Лаборатория

Наблюдение

7.

20

11

2023

17.00-17.25 – I подгруппа

17.35-18.00 – II подгруппа

18.10-18.35 – III подгруппа

Практическая деятельность

1

Соломенный буравчик.

Лаборатория

Наблюдение

8.

27

11

2023

17.00-17.25 – I подгруппа

17.35-18.00 – II подгруппа

18.10-18.35 – III подгруппа

18.45-19.10 –IV подгруппа

Практическая деятельность

1

Бумажный самолетик.

Лаборатория

Наблюдение

9.

04

12

2023

17.00-17.25 – I подгруппа

17.35-18.00 – II подгруппа

18.10-18.35 – III подгруппа

18.45-19.10 –IV подгруппа

Практическая деятельность

1

Из чего состоит воздух?

Лаборатория

Наблюдение

10.

11

12

2023

17.00-17.25 – I подгруппа

17.35-18.00 – II подгруппа

18.10-18.35 – III подгруппа

18.45-19.10 –IV подгруппа

Практическая деятельность

1

Как движется вода?

Лаборатория

Наблюдение

11.

18

12

2023

17.00-17.25 – I подгруппа

17.35-18.00 – II подгруппа

18.10-18.35 – III подгруппа

18.45-19.10 –IV подгруппа

Практическая деятельность

1

Вес воды.

Лаборатория

Наблюдение

12.

25

12

2023

17.00-17.25 – I подгруппа

17.35-18.00 – II подгруппа

18.10-18.35 – III подгруппа

18.45-19.10 –IV подгруппа

Практическая деятельность

1

Вода и тепло.

Лаборатория

Наблюдение

13.

15

01

2024

17.00-17.25 – I подгруппа

17.35-18.00 – II подгруппа

18.10-18.35 – III подгруппа

18.45-19.10 –IV подгруппа

Практическая деятельность

1

Почему капли воды круглые?

Лаборатория

Наблюдение

14.

22

01

2024

17.00-17.25 – I подгруппа

17.35-18.00 – II подгруппа

18.10-18.35 – III подгруппа

18.45-19.10 –IV подгруппа

Практическая деятельность

1

Барьер из ткани.

Лаборатория

Наблюдение

15.

29

01

2024

17.00-17.25 – I подгруппа

17.35-18.00 – II подгруппа

18.10-18.35 – III подгруппа

18.45-19.10 –IV подгруппа

Практическая деятельность

1

Как действует на воду мыло?

Лаборатория

Наблюдение

16.

05

02

2024

17.00-17.25 – I подгруппа

17.35-18.00 – II подгруппа

18.10-18.35 – III подгруппа

18.45-19.10 –IV подгруппа

Практическая деятельность

1

Как получаются мыльные пузыри?

Лаборатория

Наблюдение

17.

12

02

2024

17.00-17.25 – I подгруппа

17.35-18.00 – II подгруппа

18.10-18.35 – III подгруппа

18.45-19.10 –IV подгруппа

Практическая деятельность

1

Монета в стакане.

Лаборатория

Наблюдение

18.

19

02

2024

17.00-17.25 – I подгруппа

17.35-18.00 – II подгруппа

18.10-18.35 – III подгруппа

18.45-19.10 –IV подгруппа

Практическая деятельность

1

Почему в воде тела кажутся более легкими?

Лаборатория

Наблюдение

19.

26

02

2024

17.00-17.25 – I подгруппа

17.35-18.00 – II подгруппа

18.10-18.35 – III подгруппа

18.45-19.10 –IV подгруппа

Практическая деятельность

1

Все зависит от формы тела.

Лаборатория

Наблюдение

20.

04

03

2024

17.00-17.25 – I подгруппа

17.35-18.00 – II подгруппа

18.10-18.35 – III подгруппа

18.45-19.10 –IV подгруппа

Практическая деятельность

1

Предел плавучести.

Лаборатория

Наблюдение

21.

11

03

2024

17.00-17.25 – I подгруппа

17.35-18.00 – II подгруппа

18.10-18.35 – III подгруппа

18.45-19.10 –IV подгруппа

Практическая деятельность

1

Ныряющий изюм.

Лаборатория

Наблюдение

22.

18

03

2024

17.00-17.25 – I подгруппа

17.35-18.00 – II подгруппа

18.10-18.35 – III подгруппа

18.45-19.10 –IV подгруппа

Практическая деятельность

1

Эффект рассола.

Лаборатория

Наблюдение

23.

25

03

2024

17.00-17.25 – I подгруппа

17.35-18.00 – II подгруппа

18.10-18.35 – III подгруппа

18.45-19.10 –IV подгруппа

Практическая деятельность

1

Вода исчезает.

Лаборатория

Наблюдение

24.

01

04

2024

17.00-17.25 – I подгруппа

17.35-18.00 – II подгруппа

18.10-18.35 – III подгруппа

18.45-19.10 –IV подгруппа

Практическая деятельность

1

Почему идет дождь?

Лаборатория

Наблюдение

25.

08

04

2024

17.00-17.25 – I подгруппа

17.35-18.00 – II подгруппа

18.10-18.35 – III подгруппа

18.45-19.10 –IV подгруппа

Практическая деятельность

1

Растворяет, не растворяет.

Лаборатория

Наблюдение

26.

15

04

2024

17.00-17.25 – I подгруппа

17.35-18.00 – II подгруппа

18.10-18.35 – III подгруппа

18.45-19.10 –IV подгруппа

Практическая деятельность

1

Испаряются ли растворенные вещества вместе с водой?

Лаборатория

Наблюдение

27.

22

04

2024

17.00-17.25 – I подгруппа

17.35-18.00 – II подгруппа

18.10-18.35 – III подгруппа

18.45-19.10 –IV подгруппа

Практическая деятельность

1

Моря соленые и не очень.

Лаборатория

Наблюдение

28.

06

05

2024

17.00-17.25 – I подгруппа

17.35-18.00 – II подгруппа

18.10-18.35 – III подгруппа

18.45-19.10 –IV подгруппа

Практическая деятельность

1

Диагностика

Лаборатория

Самостоятельная работа

Раздел 3.Организационно-педагогические условия

Кадровые условия

Количество педагогов, оказывающих услугу:1

Общий стаж: 24 лет.

Педагогический стаж: 15 лет.

Категория: высшая категория

Материально-технические условия

Помещение: лаборатория ДОУ

Основное оборудование:

- приборы - помощники (увеличительные стекла, весы, песочные весы, компас, магниты, телескоп и др.);

- разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы;

- разные виды бумаги, красители (пищевые и непищевые);

- медицинские материалы (пипетки, мерные ложки, шприцы и т.д.);

- прочие материалы (зеркала, мука, соль, сахар, сито, свечи и т.д.).

Дополнительное оборудование:

- специальная одежда (халаты, головные уборы);

- контейнеры для сыпучих и мелких предметов;

- карточки-схемы проведения эксперимента;

- индивидуальные дневники экспериментов;

- правила работы с материалом.

Дидактические пособия:

- плакат «Природные явления»;

Пособия для опытов:

- юный биолог (растения);

- коллекция «Полезные ископаемые 1»;

- коллекция «Полезные ископаемые 2»;

- чудеса погоды;

- волшебный кристалл.

Учебно-методические условия

Нет

Раздел 4. Оценка качества

Уровень освоения дополнительной общеразвивающей программы отслеживается по диагностике А.И. Ивановой.


Список литературы

  1. Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет»: Воронеж. «Учитель», 2002.
  2. Зубкова Н.М. Научные ответы на детские «почему». Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет.-СПб.: речь, 2007.
  3. Нищаева Н.В. Беседа «Звезда, созвездия Большая Медведица, Полярная звезда»: из цикла занятий «Раз планета, два комета…»./ ж. Дошкольная педагогика // Июнь/2008.
  4. Рабиза Ф.В. Опыты без приборов: Научно-популярная лит-ра. – М.:Дет.лит.,1988.

Содержание теоретических и практических занятий (6-7 лет)

№ п/п

Тема

Содержание теоретического занятия

Содержание практического занятия

1

Введение. Правила по ТБ.

Ознакомление с приборами лаборатории

Дать детям элементарные представления о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство); о способе познания мира - экспериментировании (опыте), о назначении детской лаборатории; дать представления о культуре поведения в детской лаборатории, технике безопасности.

Познакомить детей с приборами для наблюдения: лупой микроскопом, биноклем; объяснить, для чего они нужны человеку.

2

Где находится воздух?

Формировать представления детей, о том, что воздух находится повсюду: он занимает любое свободное пространство, даже самое маленькое.

3

Сколько весит воздух?

 Формировать представления детей, о том, что даже такие на первый взгляд невесомые вещества, как воздух, имеют вес.

4

Можно ли сжать воздух?

Формировать представления детей, о том, что воздух можно сжимать. Выявить, что сила сжатого воздуха может поддерживать и передвигать значительные грузы.

5

Холодный и горячий воздух.

Показать, как при нагревании воздух расширяется.

Опытным путём убедиться в том, что воздух занимает место.

6

Как распространяется тепло в воздухе?

 Формировать представления детей, о том, что в воздухе тепло передается с помощью восходящих и нисходящих потоков воздуха, называемых конвекционными потоками.

7

Соломенный буравчик.

Формировать представления детей, о том, что воздух обладает упругостью.

 Выявить, как может использоваться сила воздуха (движение).

8

Бумажный самолетик.

Формировать представления детей, о том, какая форма лучше подходит для летательного аппарата.

9

Из чего состоит воздух?

Формировать представления детей, о том, что воздух состоит из смеси газов (азота и кислорода).

10

Как движется вода?

 Формировать представления детей, о том, что вода стремится вниз, но по капиллярам она может подниматься вверх.

11

Вес воды.

Формировать представления детей, о том,  что вода имеет вес, она давит на стенки и дно бутылки.

12

Вода и тепло.

 Формировать представления детей, о том, что нагреваясь, вода расширяется, становится легче и поднимается вверх в окружающей холодной воде.

13

Почему капли воды круглые?

 Формировать представления детей, о том, что поверхностное натяжение воды создает пленку, которая превращает малые количества воды в круглые капли.

14

Барьер из ткани.

Формировать представления детей, о том, что когда смочили платок водой , она заполнила все пространство между волокнами ткани и благодаря поверхностному натяжению создала непроходимый барьер для воды из стакана.

15

Как действует на воду мыло?

Формировать представления детей, о том, что мыло уменьшает силу, удерживающую вместе молекулы воды.

16

Как получаются мыльные пузыри?

Формировать представления детей, о том, что мыло уменьшает поверхностное натяжение воды и позволяет пленке расширяться, обволакивая воздух.

17

Монета в стакане.

Формировать представления детей, как монетка под силой тяжести упадёт в стакан.

18

Почему в воде тела кажутся более легкими?

Формировать представления детей, как яблоко, погруженное в жидкость, выталкивается снизу вверх с силой, равной весу вытесненной им жидкости.

19

Все зависит от формы тела.

Установить, что плавучесть тела зависит от его формы и плотности.

20

Предел плавучести.

Установить, что плавучесть тела зависит от его формы и плотности.

21

Ныряющий изюм.

Формировать представления детей, что все вещества, менее плотные, чем вода, плавают на ее поверхности.

22

Эффект рассола.

Формировать представления детей, что все вещества, менее плотные, чем вода, плавают на ее поверхности.

23

Вода исчезает.

Формировать представления детей о том, что тепло способствует испарению воды, которая рассеивается в воздухе.

24

Почему идет дождь?

Формировать представления детей о том, что водяной пар, соприкасаясь с холодным воздухом, конденсируется и превращается снова в воду.

25

Растворяет, не растворяет.

Выявить, что вещества, растворимые в воде, "исчезают" в ней.

26

Испаряются ли растворенные вещества вместе с водой?

Показать, что при испарении водные растворы разделяются и испаряется только вода.

27

Моря соленые и не очень.

Познакомить детей с солеными и не очень солеными морями.

28

Диагностика

Выявить уровень знаний и умений воспитанников в опытно-экспериментальной деятельности.

Диагностика

Цель: выявление уровня знаний и умений в опытно-экспериментальной деятельности.

Критерии:

- высокий –ребенок выполняет опыт под непосредственным контролем воспитателя; умеет сравнивать объекты, группировать предметы и явления по нескольким признакам; использует несколько графических способов фиксации опытов;

- средний–ребенок выполняет инструкции, содержащие 2-3поручения одновременно; начинает самостоятельно выполнять простейшие зарисовки; находит и отмечает различия между объектами; называет причины простейших наблюдаемых явлений и получившихся результатов опытов;

- низкий – ребенок к концу года начинает выполнять инструкции, содержащие 2 поручения сразу; самостоятельно наблюдает простые опыты.

Фамилия, имя ребенка

высокий

средний

низкий



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Нягань

«Центр развития ребенка - детский сад №4 «Веснянка»

РАССМОТРЕНО

на заседании методического совета

Протокол № 2

«14» сентября 2021 г.

СОГЛАСОВАНО

на заседании

Управляющего совета

Протокол № 2

«16» сентября 2021 г.

УТВЕРЖДЕНО

приказом от 30.09.21 г.

232

Дополнительная общеразвивающая

программа

платных образовательных услуг

естественнонаучной

направленности «Я исследователь»

Возраст воспитанников: 6-7 лет (2 корпус)

Срок реализации: 1 год.

Автор-составитель:

Анашкина Татьяна Алексеевна,

воспитатель

г. Нягань, 2021

Раздел 1. Пояснительная записка

Актуальность и новизна

Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок уже с рождения - исследователь, он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психологическое развитие ребенка изначально разворачивалось в процессе саморазвития. Знания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее тех, что получены репродуктивным путем. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

        Особое место в формировании познавательной активности занимает экспериментирование дошкольников. Детское экспериментирование, как один из ведущих методов формирования познавательной сферы дошкольника, дает возможность прийти к удивительным открытиям и одновременно развивать смелость детского мышления, необходимое в становлении личности в целом.

Цель и задачи

Цель: способствовать развитию познавательной активности в процессе экспериментально-исследовательской деятельности.

Задачи:

1.Формировать у детей дошкольного возраста способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

2.Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.

3.Развивать мыслительные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение).

4. Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

5. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

Уровень сложности и направленность

Стартовый уровень сложности.

Направленность: познавательно - исследовательская

Категория воспитанников

Воспитанники:6-7 лет.

Объем и срок освоения программы

Количество занятий для данной возрастной категории: 28.

Срок освоения: 1 год.

Форма обучения, особенности организации образовательной деятельности

Форму обучения: очная.

Особенности: использование лаборатории ДОУ

Отличительные особенности

Рабочая программа платной образовательной услуги «Я исследователь» составлена на основе программы по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста «Ребенок в мире поиска» под. ред. О.В. Дыбиной.

Условия реализации программы

Режим занятий определяется дополнительной общеразвивающей программой в соответствии с возрастными и психолого-педагогическими особенностями воспитанников, санитарными правилами и нормами. Занятия проводятся вне основной образовательной программы дошкольного образования. Продолжительность занятий соответствует требованиям СанПиН.  Строгих условий набора воспитанников в творческие объединения дополнительного образования детей нет. Воспитанники зачисляются по личному заявлению родителей(законных представителей).

Планируемые результаты освоения программы

Ребенок умеет:

- проводить поисково-исследовательскую деятельность;

- выделить и поставить, проблему, которую необходимо разрешить;

- предложить возможные решения;

- проверить эти возможные решения;

- сделать выводы в соответствии с результатом проверки;

- применить выводы к новым данным.

Раздел 2. Содержание программы

Учебный план

п\п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Введение. Правила по ТБ.

Ознакомление с приборами лаборатории

1

1

Наблюдение

2.

Песок и глина

1

1

Наблюдение

3.

Свойства песка и глины

1

1

Наблюдение

4.

Такой разный песок

1

1

Наблюдение

5.

Какими бывают камни

1

1

Наблюдение

6.

Волшебный кристалл

1

1

Наблюдение

7.

Что такое горы

1

1

Наблюдение

8.

Дымящие горы

1

1

Наблюдение

9.

Почва

1

1

Наблюдение

10.

Зеленая жизнь под солнцем

1

1

Наблюдение

11.

Солнечный свет и рост

1

1

Наблюдение

12.

Потеют ли растения?

1

1

Наблюдение

13.

Внутри зернышка?

1

1

Наблюдение

14.

Сколько может выпить растение?

1

1

Наблюдение

15.

Огород без семян

1

1

Наблюдение

16.

Замечательные клубни

1

1

Наблюдение

17.

Строим террариум

1

1

Наблюдение

18.

Что такое гидропоника?

1

1

Наблюдение

19.

Кое-что о кислороде

1

1

Наблюдение

20.

Чем питаются семена?

1

1

Наблюдение

21.

Что такое гелиотропизм?

1

1

Наблюдение

22.

Солнечная система

1

1

Наблюдение

23.

Звезды – это интересно!

1

1

Наблюдение

24.

Земля – это шар

1

1

Наблюдение

25.

Освоение космоса

1

1

Наблюдение

26.

Все по кругу

1

1

Наблюдение

27.

Земля – наш общий дом

1

1

Наблюдение

28.

Диагностика

1

1

Самостоятельная работа

Содержание теоретических и практических занятий отражено в рабочей программе (приложение).

Календарный учебный график

п/п

Число

Месяц

Год

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1.

07

10

2021

17.00 - 17.30

Беседа

1

Введение. Правила по ТБ.

Ознакомление с приборами лаборатории

Лаборатория

Теория

2.

14

10

2021

17.00 - 17.30

Практическая деятельность

1

Песок и глина

Лаборатория

Наблюдение

3.

21

10

2021

17.00 - 17.30

Практическая деятельность

1

Свойства песка и глины

Лаборатория

Наблюдение

4.

28

10

2021

17.00 - 17.30

Практическая деятельность

1

Такой разный песок

Лаборатория

Наблюдение

5.

11

11

2021

17.00 - 17.30

Практическая деятельность

1

Какими бывают камни

Лаборатория

Наблюдение

6.

18

11

2021

17.00 - 17.30

Практическая деятельность

1

Волшебный кристалл

Лаборатория

Наблюдение

7.

25

11

2021

17.00 - 17.30

Практическая деятельность

1

Что такое горы

Лаборатория

Наблюдение

8.

02

12

2021

17.00 - 17.30

Практическая деятельность

1

Дымящие горы

Лаборатория

Наблюдение

9.

09

12

2021

17.00 - 17.30

Практическая деятельность

1

Почва

Лаборатория

Наблюдение

10.

16

12

2021

17.00 - 17.30

Практическая деятельность

1

Зеленая жизнь под солнцем

Лаборатория

Наблюдение

11.

23

12

2021

17.00 - 17.30

Практическая деятельность

1

Солнечный свет и рост

Лаборатория

Наблюдение

12.

30

12

2021

17.00 - 17.30

Практическая деятельность

1

Потеют ли растения?

Лаборатория

Наблюдение

13.

13

01

2022

17.00 - 17.30

Практическая деятельность

1

Внутри зернышка?

Лаборатория

Наблюдение

14.

20

01

2022

17.00 - 17.30

Практическая деятельность

1

Сколько может выпить растение?

Лаборатория

Наблюдение

15.

27

01

2022

17.00 - 17.30

Практическая деятельность

1

Огород без семян

Лаборатория

Наблюдение

16.

03

02

2022

17.00 - 17.30

Практическая деятельность

1

Замечательные клубни

Лаборатория

Наблюдение

17.

10

02

2022

17.00 - 17.30

Практическая деятельность

1

Строим террариум

Лаборатория

Наблюдение

18.

17

02

2022

17.00 - 17.30

Практическая деятельность

1

Что такое гидропоника?

Лаборатория

Наблюдение

19.

24

02

2022

17.00 - 17.30

Практическая деятельность

1

Кое-что о кислороде.

Лаборатория

Наблюдение

20.

03

03

2022

17.00 - 17.30

Практическая деятельность

1

Чем питаются семена?

Лаборатория

Наблюдение

21.

10

03

2022

17.00 - 17.30

Практическая деятельность

1

Что такое гелиотропизм?

Лаборатория

Наблюдение

22.

17

03

2022

17.00 - 17.30

Практическая деятельность

1

Солнечная система.

Лаборатория

Наблюдение

23.

24

03

2022

17.00 - 17.30

Практическая деятельность

1

Звезды – это интересно!

Лаборатория

Наблюдение

24.

31

03

2022

17.00 - 17.30

Практическая деятельность

1

Земля – это шар.

Лаборатория

Наблюдение

25.

07

04

2022

17.00 - 17.30

Практическая деятельность

1

Освоение космоса.

Лаборатория

Наблюдение

26.

14

04

2022

17.00 - 17.30

Практическая деятельность

1

Все по кругу.

Лаборатория

Наблюдение

27.

21

04

2022

17.00 - 17.30

Практическая деятельность

1

Земля – наш общий дом.

Лаборатория

Наблюдение

28.

28

04

2022

17.00 - 17.30

Практическая деятельность

1

Диагностика

Лаборатория

Самостоятельная работа

Раздел 3. Организационно-педагогические условия

Кадровые условия

Количество педагогов, оказывающих услугу:1

Общий стаж: 23 лет.

Педагогический стаж: 14 лет.

Категория: высшая категория

Материально-технические условия

Помещение: лаборатория ДОУ

Основное оборудование:

- приборы - помощники (увеличительные стекла, весы, песочные весы, компас, магниты, телескоп и др.);

- разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы;

- разные виды бумаги, красители (пищевые и непищевые);

- медицинские материалы (пипетки, мерные ложки, шприцы и т.д.);

- песок, глина, почва;

- прочие материалы (зеркала, мука, соль, сахар, сито, свечи и т.д.).

Дополнительное оборудование:

- специальная одежда (халаты, головные уборы);

- контейнеры для сыпучих и мелких предметов;

- карточки-схемы проведения эксперимента;

- индивидуальные дневники экспериментов;

- правила работы с материалом.

Дидактические пособия:

- плакат «Космос и солнечная система»;

- плакат «Космос»;

- плакат «Звездное небо»;

- плакат «Природные явления»;

- набор «Планеты солнечной системы»

Пособия для опытов:

- юный биолог (растения);

- коллекция «Полезные ископаемые 1»;

- коллекция «Полезные ископаемые 2»;

- чудеса погоды;

- вулканы;

- волшебный кристалл.

Учебно-методические условия

Нет


Раздел 4. Оценка качества

Уровень освоения дополнительной общеразвивающей программы отслеживается по диагностике А.И. Ивановой.


Список литературы

  1. Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет»: Воронеж. «Учитель», 2002.
  2. Зубкова Н.М. Научные ответы на детские «почему». Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет.-СПб.: речь, 2007.
  3. Нищаева Н.В. Беседа «Звезда, созвездия Большая Медведица, Полярная звезда»: из цикла занятий «Раз планета, два комета…»./ ж. Дошкольная педагогика // Июнь/2008.
  4. Рабиза Ф.В. Опыты без приборов: Научно-популярная лит-ра. – М.:Дет.лит.,1988.
  5. Шорыгина Т.А. О космосе: Педагогические беседы – М.: Книголюб, 2005.

Содержание теоретических и практических занятий (6-7 лет)

№ п/п

Тема

Содержание теоретического занятия

Содержание практического занятия

1

Введение. Правила по ТБ.

Ознакомление с приборами лаборатории

Дать детям элементарные представления о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство); о способе познания мира - экспериментировании (опыте), о назначении детской лаборатории; дать представления о культуре поведения в детской лаборатории, технике безопасности.

Познакомить детей с приборами для наблюдения: лупой микроскопом, биноклем; объяснить, для чего они нужны человеку.

2

Песок и глина

Познакомить детей с такими компонентами неживой природы как песок и глина, и их свойствами; показать чем они похожи и чем отличаются.

3

Свойства песка и глины

Учить детей выделять свойства песка и глины.

4

Такой разный песок

Дать знания об образовании песка в природе. Познакомить с различными видами песка (речной, морской, пустынный).

5

Какими бывают камни

Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами, особенностями. Учить классифицировать камни по разным признакам.

6

Волшебный кристалл

Познакомить детей с природой кристаллов. Научить детей выращивать кристаллы в условиях лаборатории.

7

Что такое горы

Познакомить с существованием особых ландшафтов – гор, показать, что они состоят из камней. Предложить создать модель гор из различных камней.

8

Дымящие горы

Сформировать первоначальные представления о вулканах (на модели показать действующий вулкан)

9

Почва

Дать понятие «почва». Подвести детей к тому, что она имеет неоднородный состав. Рассмотреть различные виды почв в микроскоп (чернозем, песок, глина)

10

Зеленая жизнь под солнцем

Познакомить детей как солнечный свет влияет на рост и развитие растений.

11

Солнечный свет и рост

Опытном путем проверить как солнечный свет влияет на рост растений.

12

Потеют ли растения?

Познакомить детей с таким явлением как «Транспирация» (испарение воды в результате нагревания).  Провести эксперимент с растениями и выяснить, что

у растений тоже может проходить  процесс транспирации – растения потеют через крошечные отверстия в листьях, которые называются устьице.

13

Внутри зернышка?

Познакомить детей со строением зерен (на примере боба/фасоли).

14

Сколько может выпить растение?

Дать представление детям о том, как полив влияет на жизнь растений.

15

Огород без семян

Сформировать у детей представление о корне растений как основной части растений, и какие важные функции они выполняют.

16

Замечательные клубни

Познакомить детей с клубнем. Дать понятие, что клубень это видоизменённый подземный побег с коротким утолщенным стеблем.

17

Строим террариум

Познакомить детей с террариумом, что это простая система, в которой соблюдены все необходимые условия для жизни животных и растений, и представляет собой маленькую самостоятельную экосистему.

18

Что такое гидропоника?

Дать представление детям о новом способе выращивания растений как гидропоника. Гидропоника – это способ выращивание растений без применения воды.

19

Кое-что о кислороде.

Сформировать представления у детей о таком важном элементе как кислород для растений.

20

Чем питаются семена?

Дать представление детям о питании растений. Провести  опыт по выявлению крахмала в созревших семенах растений и что он является основным питательным веществом, которое они  запасают в прок.

21

Что такое гелиотропизм?

Познакомить детей с гелиотропизмом как необходимым процессом для питания растений.

22

Солнечная система.

Сформировать у детей понятия «космос», «Вселенная», объяснить, что представляет собой Вселенная. Ввести понятия «звезды», « галактика».Объяснить, что представляет собой Солнечная система, ввести понятия « спутник», « кометы», « планеты», «метеор», « орбита».Обогатить и активизировать словарь: звезда, планета, Солнце, Меркурий, Венера, Земля, Юпитер, Марс, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон, Луна, Солнечная система.

23

Звезды – это интересно!

Расширить представление о звездном небе, сформировать понятие о созвездиях. Познакомить с символикой некоторых созвездий, развить у детей интерес к научному познанию космического пространства.

24

Земля – это шар.

Подвести детей к пониманию, что наша планета Земля имеет форму шара. Познакомить с представлениями древних людей о форме Земли.

25

Освоение космоса.

Расширить представление детей о космических полетах. Познакомить детей с российскими учеными, которые стояли у истоков развития русской космонавтики – К. Циолковским, С. Королевым. Закрепить знания детей о том, что первым космонавтом Земли был гражданин России Юрий Гагарин, подвести к пониманию того, что космонавтом может быть только здоровый, образованный, настойчивый и бесстрашный человек. Воспитать в детях гордость за свою страну.

26

Все по кругу.

Подвести детей к пониманию таких явлений как смена дня и ночи, формировать временные представления.

27

Земля – наш общий дом.

Закрепить понятие «Солнечная система», уточнить знания детей о планетах Солнечной системы, их особенностях и последовательности расположения по отношению к Солнцу. Закрепить представление детей об океанах и материках планеты Земля.

28

Диагностика

Выявить уровень знаний и умений воспитанников в экспериментальной деятельности.

Диагностика

Цель: выявление уровня знаний и умений в экспериментальной деятельности.

Критерии:

- высокий –ребенок выполняет опыт под непосредственным контролем воспитателя; умеет сравнивать объекты, группировать предметы и явления по нескольким признакам; использует несколько графических способов фиксации опытов;

- средний–ребенок выполняет инструкции, содержащие 2-3поручения одновременно; начинает самостоятельно выполнять простейшие зарисовки; находит и отмечает различия между объектами; называет причины простейших наблюдаемых явлений и получившихся результатов опытов;

- низкий – ребенок к концу года начинает выполнять инструкции, содержащие 2 поручения сразу; самостоятельно наблюдает простые опыты.

Фамилия, имя ребенка

высокий

средний

низкий



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нягани

 детский сад №4 «Веснянка»

РАССМОТРЕНО

на заседании методического совета

Протокол № 1

«09» сентября 2022 г.

СОГЛАСОВАНО

на заседании

Управляющего совета

Протокол № 2

«26» сентября 2022 г.

УТВЕРЖДЕНО

приказом от 30.09.22 г.

№241

Дополнительная общеразвивающая программа

платных образовательных услуг

художественно-эстетической направленности

 «Волшебная бумага»

Возраст воспитанников: 4-5 лет (2 корпус)

Срок реализации: 1 год.

Автор-составитель:

Анашкина Татьяна Алексеевна,

воспитатель

г. Нягань, 2022

Раздел 1. Пояснительная записка

Актуальность и новизна

Одно из наиболее интересных направлений художественно-эстетического цикла – это конструирование из бумаги. При работе с бумагой у детей совершенствуется ряд важнейших умственных качеств, а также предоставляется платформа для развития творческих задатков.

Занятия кружка «Волшебная бумага» направлены на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей, повышение их эффективности. Одной из основных целей конструкторской деятельности из бумаги является развитие личности ребенка, его способностей, творческих задатков, интеллекта. Обучение умениям не вытесняет непосредственности детского восприятия. В процессе конструирования из бумаги помимо развития мелкой моторики у ребенка развивается пространственное воображение, художественный вкус и аккуратность. Конструкторская деятельность из бумаги учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделок, учит следовать устным инструкциям, а также стимулирует развитие памяти, пространственное воображение.

Цель и задачи

Цель:всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами конструирования из бумаги.

Задачи:

  • 1.Формировать умения следовать устным инструкциям,
  • обучать различным приемам работы с бумагой,
  • обогащать словарь ребенка специальными терминами,
  • создавать композиции с изделиями, выполненными из бумаги.
  • 2.Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение, мелкую моторику рук и глазомер;
  •  - развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей;
  • - развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев;
  • - развивать пространственное воображение.
  • 3.Воспитывать интерес к конструированию из бумаги;
  • - формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;
  • -учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

4. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при работе с ножницами, клеем и бумагой.

Уровень сложности и направленность

Стартовый уровень сложности.

Направленность: художественно-эстетическая

Категория воспитанников

Воспитанники:4-5 лет.

Объем и срок освоения программы

Количество занятий дляданной возрастной категории: 28.

Срок освоения: 1 год.

Форма обучения, особенности организации образовательной деятельности

Форма обучения: очная.

Нет

Отличительные особенности

Отличительной особенностью данной программы является то, что ни в одной из реализуемых программ в детском саду не используются нетрадиционные техники работы с бумагой(техника мозаики, объемная аппликация, бумажная пластика).

Условия реализации программы

Режим занятий определяется дополнительной общеразвивающей программой в соответствии с возрастными и психолого-педагогическими особенностями воспитанников, санитарными правилами и нормами. Занятия проводятся вне основной образовательной программы дошкольного образования. Продолжительность занятий соответствует требованиям СанПиН. Строгих условий набора воспитанников в творческие объединения дополнительного образования детей нет. Воспитанники зачисляются по личному заявлению родителей(законных представителей).

Планируемые результаты освоения программы

Ребенок:

- владеет навыками и умениями работы с ножницами и клеем.;

- проявляет интерес к практической деятельности, совершенствует технические умения и навыки работы (развития моторики);

- самостоятельно определяет последовательность выполнения работы;

-использует свои конструктивные решения в процессе работы;

- показывает уровень воображения и фантазии.;

- выполняет работу по замыслу.

Раздел 2.Содержание программы

Учебный план

п\п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Волшебная бумага

1

1

Наблюдение

2.

Ветка рябины

1

1

Наблюдение

3.

Зонтик

1

1

Наблюдение

4.

Ежик

1

1

Наблюдение

5.

Осенний лист

1

1

Наблюдение

6.

Флаг моей страны

1

1

Наблюдение

7.

Забавный кролик

1

1

Наблюдение

8.

Медвежонок

1

1

Наблюдение

9.

Гроздь винограда

1

1

Наблюдение

10.

Яблочко

1

1

Наблюдение

11.

Мышиный хоровод

1

1

Наблюдение

12.

Грибок

1

1

Наблюдение

13.

Домик

1

1

Наблюдение

14.

Мы слепили снеговика

1

1

Наблюдение

15.

В лесу родилась елочка

1

1

Наблюдение

16.

Игрушка на елку

1

1

Наблюдение

17.

Снежинка

1

1

Наблюдение

18.

Украсим рукавичку

1

1

Наблюдение

19.

Светофор

1

1

Наблюдение

20.

Кружка

1

1

Наблюдение

21.

Самолет

1

1

Наблюдение

22.

Цветок

1

1

Наблюдение

23.

Тапочки

1

1

Наблюдение

24.

Аквариум

1

1

Наблюдение

25.

Воздушный шар

1

1

Наблюдение

26.

Ромашка на лугу

1

1

Наблюдение

27.

Космос

1

1

Наблюдение

28.

Диагностика

1

1

Самостоятельная работа

Содержание теоретических и практических занятий отражено в рабочей программе (приложение).

Календарный учебный график

п/п

Число

Месяц

Год

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1.

03

10

2022

17.00-17.20 – I подгруппа

17.30-17.50 – II подгруппа

18.00-18.20 – III подгруппа

Беседа

1

Волшебная бумага

Теория

2.

10

10

2022

17.00-17.20 – I подгруппа

17.30-17.50 – II подгруппа

18.00-18.20 – III подгруппа

Практическая деятельность

1

Ветка рябины

Наблюдение

3.

17

10

2022

17.00-17.20 – I подгруппа

17.30-17.50 – II подгруппа

18.00-18.20 – III подгруппа

Практическая деятельность

1

Зонтик

Наблюдение

4.

24

10

2022

17.00-17.20 – I подгруппа

17.30-17.50 – II подгруппа

18.00-18.20 – III подгруппа

Практическая деятельность

1

Ежик

Наблюдение

5.

31

10

2022

17.00-17.20 – I подгруппа

17.30-17.50 – II подгруппа

18.00-18.20 – III подгруппа

Практическая деятельность

1

Осенний лист

Наблюдение

6.

07

11

2022

17.00-17.20 – I подгруппа

17.30-17.50 – II подгруппа

18.00-18.20 – III подгруппа

Практическая деятельность

1

Флаг моей страны

Наблюдение

7.

14

11

2022

17.00-17.20 – I подгруппа

17.30-17.50 – II подгруппа

18.00-18.20 – III подгруппа

Практическая деятельность

1

Забавный кролик

Наблюдение

8.

21

11

2022

17.00-17.20 – I подгруппа

17.30-17.50 – II подгруппа

18.00-18.20 – III подгруппа

Практическая деятельность

1

Медвежонок

Наблюдение

9.

28

11

2022

17.00-17.20 – I подгруппа

17.30-17.50 – II подгруппа

18.00-18.20 – III подгруппа

Практическая деятельность

1

Гроздь винограда

Наблюдение

10.

05

12

2022

17.00-17.20 – I подгруппа

17.30-17.50 – II подгруппа

18.00-18.20 – III подгруппа

Практическая деятельность

1

Яблочко

Наблюдение

11.

12

12

2022

17.00-17.20 – I подгруппа

17.30-17.50 – II подгруппа

18.00-18.20 – III подгруппа

Практическая деятельность

1

Мышиный хоровод

Наблюдение

12.

19

12

2022

17.00-17.20 – I подгруппа

17.30-17.50 – II подгруппа

18.00-18.20 – III подгруппа

Практическая деятельность

1

Грибок

Наблюдение

13.

26

12

2022

17.00-17.20 – I подгруппа

17.30-17.50 – II подгруппа

18.00-18.20 – III подгруппа

Практическая деятельность

1

Домик

Наблюдение

14.

09

01

2023

17.00-17.20 – I подгруппа

17.30-17.50 – II подгруппа

18.00-18.20 – III подгруппа

Практическая деятельность

1

Мы слепили снеговика

Наблюдение

15.

16

01

2023

17.00-17.20 – I подгруппа

17.30-17.50 – II подгруппа

18.00-18.20 – III подгруппа

Практическая деятельность

1

В лесу родилась елочка

Наблюдение

16.

23

01

2023

17.00-17.20 – I подгруппа

17.30-17.50 – II подгруппа

18.00-18.20 – III подгруппа

Практическая деятельность

1

Игрушка на елку

Наблюдение

17.

30

01

2023

17.00-17.20 – I подгруппа

17.30-17.50 – II подгруппа

18.00-18.20 – III подгруппа

Практическая деятельность

1

Снежинка

Наблюдение

18.

06

02

2023

17.00-17.20 – I подгруппа

17.30-17.50 – II подгруппа

18.00-18.20 – III подгруппа

Практическая деятельность

1

Украсим рукавичку

Наблюдение

19.

13

02

2023

17.00-17.20 – I подгруппа

17.30-17.50 – II подгруппа

18.00-18.20 – III подгруппа

Практическая деятельность

1

Светофор

Наблюдение

20.

20

02

2023

17.00-17.20 – I подгруппа

17.30-17.50 – II подгруппа

18.00-18.20 – III подгруппа

Практическая деятельность

1

Кружка

Наблюдение

21.

27

02

2023

17.00-17.20 – I подгруппа

17.30-17.50 – II подгруппа

18.00-18.20 – III подгруппа

Практическая деятельность

1

Самолет

Наблюдение

22.

06

03

2023

17.00-17.20 – I подгруппа

17.30-17.50 – II подгруппа

18.00-18.20 – III подгруппа

Практическая деятельность

1

Цветок

Наблюдение

23.

13

03

2023

17.00-17.20 – I подгруппа

17.30-17.50 – II подгруппа

18.00-18.20 – III подгруппа

Практическая деятельность

1

Тапочки

Наблюдение

24.

20

03

2023

17.00-17.20 – I подгруппа

17.30-17.50 – II подгруппа

18.00-18.20 – III подгруппа

Практическая деятельность

1

Аквариум

Наблюдение

25.

27

03

2023

17.00-17.20 – I подгруппа

17.30-17.50 – II подгруппа

18.00-18.20 – III подгруппа

Практическая деятельность

1

Воздушный шар

Наблюдение

26.

03

04

2023

17.00-17.20 – I подгруппа

17.30-17.50 – II подгруппа

18.00-18.20 – III подгруппа

Практическая деятельность

1

Ромашка на лугу

Наблюдение

27.

10

04

2023

17.00-17.20 – I подгруппа

17.30-17.50 – II подгруппа

18.00-18.20 – III подгруппа

Практическая деятельность

1

Космос

Наблюдение

28.

17

04

2023

17.00-17.20 – I подгруппа

17.30-17.50 – II подгруппа

18.00-18.20 – III подгруппа

Практическая деятельность

1

Диагностика

Самостоятельная работа

Раздел 3.Организационно-педагогические условия

Кадровые условия

Количество педагогов, оказывающих услугу:1

Общий стаж: 24 лет.

Педагогический стаж: 15 лет.

Категория: высшая категория

Материально-технические условия

Помещение: группа ДОУ

Основное оборудование:

- столы;

- стулья;

- доска;

- мольберт;

Дополнительное оборудование:

- интерактивный стол

Материалы:

- бумага;

- ножницы;

- клей.

Дидактические материалы:

- альбомы иллюстраций работ по разным видам аппликаций;

- образцы работ взрослых и старших детей;

- дидактические игры: «Подбери по цвету», «Собери букет», « Выложи по светлоте», «Собери картинку» .

Учебно-методические условия

Нет


Раздел 4. Оценка качества

Достижения детей, приобретаемые в результате образовательной работы, отслеживаются по диагностике Е.Н.Удиной.


Список литературы

  1. И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду»;
  2. А.Н.Малышева, Н.В. Ермолаева, З.М. Поварченкова «Аппликация в детском саду».
  3. Петрова И.М. Волшебные полоски. Ручной труд для самых маленьких.- СПб: «Детство – пресс»; 2015.
  4. Удина, Е. Н. Диагностическая методика по определению аппликационных умений и навыков у детей дошкольного возраста / Е. Н. Удина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15 (149). — С. 645-650. — URL:

Содержание теоретических и практических занятий (4-5 лет)

№ п/п

Тема

Содержание теоретического занятия

Содержание практического занятия

1

Волшебная бумага

Познакомить детей со свойствами бумаги: мнется, рвется, складывается и т. д;

2

Ветка рябины

Формировать умение скатывать маленькие кусочки бумаги в плотный комочек и составлять из них гроздь рябины.

3

Зонтик

Изготовление зонтика способом объемной аппликации.

4

Ежик

Закрепить понятие «объемная аппликация». Изготовить объемную аппликацию на плоскости.

5

Осенний лист

Формировать умение детей создавать форму плетеного листа. Формировать умение создавать предметы из полосок цветной бумаги.

6

Флаг моей страны

Закрепить знания детей о символе России – государственном флаге, познакомить с нетрадиционным методом наклеивания изображения флага -обрывной аппликации, частично создавая иллюзию передачи объема, воспитывать чувство гордости за свой народ, свою Родину. Это хороший способ для развития мелкой моторики детей, координации глаз и рук. Развивать навык обрывания бумаги; воспитывать эстетический вкус.

7

Забавный кролик

Формировать умение детей выполнять объемную аппликацию из салфеток; обрывать салфетку, сминать каждый кусочек и скатывать его в комок.

8

Медвежонок

Формировать умение детей создавать и вырезать детали медвежонка рациональным способом: из прямоугольника вырезать овал (туловище, делить прямоугольник на четыре равные части (ноги медвежонка).

9

Гроздь винограда

Создать гроздь винограда. Развивать мелкую моторику рук; развивать навыки работы с ножницами.

10

Яблочко

Продолжить обучение технике – объемная аппликация.

11

Мышиный хоровод

Продолжать работать с бумагой, практиковать умение склеивать конус из бумаги; приклеивать другие элементы.

12

Грибок

Формировать умение изображать грибы в технике мозаичной аппликации.

13

Домик

Формировать умение конструировать из бумаги; формировать и развивать навыки ручного труда.

14

Мы слепили снеговика

Закреплять технику наклеивания мелких бумажных комочков
на силуэт снеговика на картоне.

15

В лесу родилась елочка

Изготовление объемной елочки из бумаги.

16

Игрушка на елку

Продолжить обучение конструированию из бумаги.

17

Снежинка

В ходе конструирования научить создавать образ снежинки.

18

Украсим рукавичку

Формировать умение вырезыванию мелких деталей и аккуратной работе с клеем.

19

Светофор

Продолжать отрабатывать умение вырезать предметы круглой формы из бумаги в виде квадратов, срезая углы способом закругления. Учить составлять изображения из частей. Закреплять умение аккуратно приклеивать изображение.

20

Кружка

Закрепить умение вырезать фигуру  овальной формы из других геометрических фигур, создавая сюжетную композицию к празднику.

21

Самолет

Закреплять у детей полученные навыки работы с бумагой, ножницами и клеем.

22

Цветок

Закрепить навык работы с ножницами, совершенствование работы с бумагой.

23

Тапочки

Выполнить поделку с использованием картона и бумаги. Развивать мелкую моторику пальцев рук, чувство объема и форму, логическое мышление, творческие способности.

24

Аквариум

Составлять гармоничные образы рыбок из отдельных элементов (кругов, овалов, треугольников).

25

Воздушный шар

Выполнить объёмную аппликацию. Закреплять практические навыки аппликации, развивать умение фантазировать и оформлять свой замысел.

26

Ромашка на лугу

Развивать воображение по составлению композиции, мелкую моторику в процессе изготовления аппликации;
воспитывать самостоятельность, терпение, усидчивость, аккуратность.

27

Космос

Обобщение знаний детей о космосе, создание интересной космической композиции.

28

Диагностика

Выявить уровень развития мелкой моторики рук, через продуктивную деятельность.


Диагностика

Цель:выявить уровень развития мелкой моторики рук, через продуктивную деятельность.

Критерии:

- высокий –ребёнок самостоятельновладеет навыками и умениями работы с ножницами и клеем;проявляет интерес к практической деятельности, совершенствует технические умения и навыки работы (развития моторики); самостоятельно определяет последовательность выполнения работы; показывает уровень воображения и фантазии. Самостоятельно выполняет работу по замыслу.

- средний– ребёнок с помощью воспитателявладеет навыками и умениями работы с ножницами и клеем; после наводящих вопросов проявляет интерес к практической деятельности, совершенствует технические умения и навыки работы (развития моторики); с помощью воспитателя определяет последовательность выполнения работы; с затруднением показывает уровень воображения и фантазии. С помощью воспитателя выполняет работу по замыслу.

- низкий – ребёнок с помощью воспитателявладеет навыками и умениями работы с ножницами и клеем; не проявляет интерес к практической деятельности, не совершенствует технические умения и навыки работы (развития моторики); с помощью воспитателя определяет последовательность выполнения работы.

Фамилия, имя ребенка

высокий

средний

низкий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей и учителей: "Художественно-эстетическое направление в внеурочной деятельности МОУ "Начальная школа-детский сад № 78"

В данной публикации воспитатель-руководитель ИЗОстудии делится опытом работы с  дошкольниками и учащимися начальной школы  по кружковой деятельности  в  МОУ "Начальная школа-д...

Рабочая программа внеурочной деятельност по социально-творческому направлению «Родник»

Актуальность программы. В последнее время появилось много новых программ по воспитанию и образованию учащихся. Основное внимание в них уделяется обновлению интеллектуального содержания образования, а...

Рабочая программа внеурочной деятельности внеурочной деятельности

В основу программы  «Родник» положены следующие принципы:  - принцип природосообразности, который ориентирует на воспитание личности с учетом имеющегося природного потенц...

Занятие по внеурочной деятельности "Тайна синего моря"

Интегрированная образовательная деятельностьпо конструированию из бумаги и ознакомлению с окружающим миром на тему:«Тайна синего моря» Задачи:Учить конструировать рыбок в технике оригамирасширять...

Применение ИКТ во внеурочной деятельности в рамках ФГОС, в частности в обучении вокалу

Применение ИКТ во внеурочной деятельности в рамках ФГОС, в частности в обучении вокалу,...

"Применение современных информационных компьютерных технологий и интернет-технологий во внеурочной деятельности"

Реферат "Применение современных информационных компьютерных технологий и интернет-технологий во внеурочной деятельности"...