Конспект занятия (Мир природы) в подготовительной к школе группе "Экологические пирамиды"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Кармишина Ирина Сергеевна

Знакомство детей с понятием «экологические пирамиды»  и формирование представления того, почему в природе все взаимосвязано.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskie_piramidy.docx22.3 КБ

Предварительный просмотр:

«Экологические пирамиды».                                                                                       Конспект занятия (Мир природы)                                                                                             в подготовительной к школе группе

Цель: знакомство с понятием «экологическая пирамида».

Задачи: -формировать у детей представление о взаимосвязи леса – растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга;

- развивать умение устанавливать последовательную зависимость, состоящую из нескольких звеньев – экологическую пирамиду;

- воспитывать интерес к окружающей жизни, бережное отношение к живой природе.

Предварительная работа: наблюдения, рассматривание иллюстраций, энциклопедий, чтение художественной литературы.

Материалы и оборудование: картинки с изображением животных, полоски для построения «экологической пирамиды», модель многоэтажного дома, знаки правил поведения в лесу.

Ход занятия:

I Вводная часть.

-Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомимся с понятием «экологические пирамиды» и попробуем проанализировать, почему в природе все взаимосвязано.

-А теперь я хочу загадать вам загадку, отгадав ее, вы поймете, о чем пойдет сегодня речь на нашем занятии.

1. Загадка:

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт,

Заходи в зеленый дом —

Чудеса увидишь в нем.

-Догадались? Конечно это - лес. Ребята, к нам пришло письмо. Посмотрите, какой красивый и большой конверт. Сейчас узнаем от кого это письмо и прочитаем его. «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Старичок – Лесовичок! Приглашаю вас к себе в гости, в лес. Я познакомлю вас с моими друзьями: птицами, животными. Но вы хорошо должны знать правила поведения в лесу и выполнять их».

Давайте поздороваемся с лесом:

Здравствуй лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

На первый взгляд кажется, что в лесу находятся одни деревья. На самом деле, если хорошенько присмотреться, то поймешь, что он полон жизни и похож на огромный дом, заселенный множеством жильцов. У каждого в этом доме есть свое место и свое дело. И мы сейчас представим этот дом в виде высокой пирамиды, построим ее.

II Основная часть (беседа по вопросам, загадки)

Ребята, как вы думаете, без чего не может существовать все живое? (Ответы детей).

-Дети: Тепло, свет.

-Воспитатель: А что нам дает тепло, свет?

-Дети: Солнце.

-Воспитатель: Да, солнце – основа жизни. (Ставит солнце в основание пирамиды). Что еще необходимо для роста и жизни растений, животных?

-Дети: Вода, почва (если затрудняются, задать наводящий вопрос – Откуда растут трава, деревья? – из земли.)

-Воспитатель: Да, нужна почва и вода, т. е. почва с влагой (ставит почву). И тогда вырастет растительный мир (ставит деревья). Но растениям трудно размножаться, растения некому опылять и невесело в лесу без…

-Дети: Насекомых.

-Воспитатель: Да, заселим лес насекомыми, которые питаются нектаром растений и опыляют их (ставит насекомых). И вдруг в лесу кто-то запел, защелкал, зачирикал. Кто же это?

-Дети: Птицы.

-Воспитатель: Правильно, птицы. Заселим лес птицами (ставит птиц).

-А вот понять, кто живет в лесу, нам помогут ваши ответы на следующие загадки:

Дружбу водит он с лисой,

Для других — ужасно злой.

Все зубами щелк да щелк,

Очень страшный серый (волк).

***

Лесом катиться клубок,

У него колючий бок.

Он охотиться ночами,

За жуками и мышами… (Еж).

***

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора (заяц).

***

Косолапый и большой,

Спит в берлоге он зимой.

Любит шишки, любит мед,

Ну-ка, кто же назовет… (медведь)

-Все верно, дети, вы отгадали все загадки. Эти животные – лесные жители, но в лесу живут не только звери, посмотрите на иллюстрации. Рассматривание иллюстраций. (Дети называют все, что живет и растет в лесу).

Вот мы и составили с вами пирамиду жизни, многоэтажный огромный дом, в котором все этажи заселяли по очереди. И нельзя из этого дома никого выселить. Проверим это? Попробуем это доказать, ответив на следующие вопросы: Убираем солнце (или почву, деревья, насекомых, птиц) – рушим пирамиду. Катастрофы делать не будем. В природе все взаимосвязано, одно без другого жить не может. Наша пирамида будет молчать, ничего не подскажет. А вы подумайте и скажите, что будет, если убрать верхний этаж – птиц?

-Дети: Много разведется насекомых, которые съедят растения.

-Воспитатель: А если убрать насекомых?

-Дети: Некому будет опылять растения.

-Воспитатель: А если убрать растения?

-Дети: Останется голая земля, которая без растений тоже погибнет.

-Воспитатель: Хотим мы этого?

-Дети: Нет.

2. Дидактическая игра «Кому – что?»

— Для чего нужна трава? (Для пищи животных.) – Как называются животные, которые питаются травой? (Травоядные).

— Для чего нужны грибы, ягоды и кому? (Для питания животных, птиц и человека).

— Для чего нужны деревья? (Это дом для животных и птиц, листья дают свежий воздух).

— Чем служат насекомые в лесу? (Едой для птиц, опыляют растения, цветы).

— Нужны ли птицы в лесу? (Они санитары леса и помогают ему размножаться, поют прекрасные песни).

— Скажите, а по способу питания, на какие две группы делятся животные(Хищники и травоядные). – Кто из них, чем питается? (Хищники – мясом, травоядные – травой).

Воспитатель предлагает сделать пирамиду из полосок бумаги. На самой длинной полоске изображены – колоски, на средней – мыши, на короткой – сова. Аналогично выкладывается вторая пирамида : трава, зайцы, волк. Для сравнения показывает игрушечную пирамиду и предлагает поразмышлять, почему экологическая пирамида выстроена именно в таком порядке.

Воспитатель объясняет, что зайчик любит траву. Сколько травинок зайчик съедает? Одну или много? Много. Поэтому полоска с травой длиннее, чем полоска с зайчиками, и зайцев меньше, чем травы. Ну, а зайцев не прочь отведать на обед волк. Волк большой, сильный. Чтобы ему быть таким сильным, нужно съесть много зайцев. Поэтому зайцев в лесу должно быть больше, чем волков, чтобы всем хватило. Вот и получается пирамида : один волк съедает много зайцев, а один заяц – много травы. Таким образом, чтобы всем хватило еды, травы должно быть больше, чем зайцев, а зайцев больше, чем волков.

Воспитатель просит высказать свои мысли по поводу первой пирамиды.

3. Физкультминутка «Старик – Лесовик» :

Жил под елкой старичок,

Старичок – лесовичок.

Вместе с солнышком вставал (потягивания),

Умываться начинал («умывают» ладошками лицо).

Подметал потом он хатку (движения «подметания»),

Застилал свою кроватку («застилают» руками).

Утром выполнил разминку (потягивания, наклоны, повороты туловища,

И уселся на тропинку (садятся).

4. Упражнение «экологическая цепочка».

-Воспитатель: а теперь задание, нужно выстроить экологическую пищевую цепочкуиспользуя изображения: дерева, белки, совы, мыши, грибов, ягод и т. д.

(Дети у доски выполняют задание двумя группами, определяя кто, где живет и чем питается, а затем делают вывод, что все взаимосвязано в лесу).

5. Игра «Живая пирамида»

-Воспитатель предлагает построить пирамиду жизни. Дети строят пирамиду самостоятельно, воспитатель только предлагает варианты.

III Заключительная часть.

-Воспитатель: В природе между численностью животных (хищных и травоядных существует подвижное равновесие). Например, хищных животных (волков, лис) должно быть меньше, чем травоядных (зайцев, мышей, которыми они питаются. Такие отношения выражаются в виде различных пирамид, которые так и называются «экологические пирамиды». Давайте никогда ничего не будем разрушать «экологические пирамиды», ведь одно без другого в природе существовать не может. И постараемся всегда защищать и беречь все, что создано природой.

Воспитатель показывает знаки, на которых изображены правила поведения в лесу. Дети формулируют правила по картинкам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по плаванию в подготовительной к школе группе. "Берегите природу"

Цель:-Совершенствовать навыки в плавании разными стилями.-Закреплять умение плавать стилем «брас»-Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, создавать положительный эмоциональный настрой.Зада...

Конспект занятия по математике в подготовительной к школе группе: «Нам скоро в школу»

Конспектзанятия по математикев подготовительной к школе группе:«Нам скоро в школу»...

Конспект занятия по познанию в подготовительной к школе группе Тема: «Береги природу!»

Конспект занятия по познанию в подготовительной к школе группеТема: «Береги природу!» Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.Интеграция образовательных областей...

Конспект занятия по экологии в подготовительной к школе группе по теме «Природа — наш дом»

Конспект занятия по экологии в подготовительной к школе группе по теме «Природа — наш дом»*+...