Творческо - исследовательский проект на тему: "Чудо - дерево маньчжурский орех"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Город Ялуторовск
Муниципальное автономное учреждение
Дошкольного образования города Ялуторовска
«Детского сада № 7» (структурное подразделение №2)
Направление «Родной край»
Творческо – исследовательский проект на тему:
«Чудо – дерево маньчжурский орех»
Авторы:
дети подготовительной группы «Смешарики»
г.Ялуторовск
МАУДО «Детский сад №7»
Руководители проекта:
Косилова Олеся Николаевна
Кривощекова Ирина Юрьевна
2022год
Оглавление
Аннотация………………………………………………………………………………………...3
Введение………………………………………………………………………………………..4-5
Основная часть
- История появления маньчжурского ореха в Ялуторовске……………………………6
- Характеристика маньчжурского ореха…………………………………………………7
- Чудодейственные свойства маньчжурского ореха…………………………………….8
- Заготовка и хранение маньчжурского ореха……………………………………………9
- Практическая часть …………………………………………………………………….10
- Презентация проекта для детей и родителей нашего детского сада …………….11-13
Заключение ……………………………………………………………………………………14
Список литературы……………………………………………………………………………..15
Приложение 1…………………………………………………………………………………..16
Приложение 2…………………………………………………………………………………..17
Аннотация
Тема: «Чудо -дерево маньчжурский орех».
Выбор темы не случаен, продиктован заинтересованностью детей в изучении экзотических растений, произрастающих на территории детского сада. В ходе выполнения проекта юные исследователи под руководством взрослых постарались больше узнать об истории появления на территории детского сада маньчжурского ореха, его питательных, лекарственных свойств и использовании человеком. Ребята продемонстрировали активность в поиске информации в разных источниках: при встречах с социальными партнерами, во время проведения экскурсий, через интернет – ресурсы, в познавательной и художественной литературе. Также проявили самостоятельность и в продуктивной деятельности.
Проект развил у детей творческие и познавательные способности, которые необходимы им для дальнейшей учебной деятельности. А у родителей повысил уровень компетентности для всестороннего развития детей.
Введение
Как неповторима природа, так неповторимо
и то, что создано из её даров.
Актуальность
Мы живем в прекрасном городе, славящемся своей историей, культурой, архитектурой. Мы гордимся, что в Ялуторовске родились, жили, бывали известнейшие люди нашей страны. Но есть у нас ещё и один повод для гордости: наш город уникален своими природными богатствами. На самом деле, не так уж много существует населённых пунктов, в которых было бы так много скверов, парков, аллей. А Ялуторовск буквально уповает в зелени. Стараниями прежних поколений ялуторовчан наш город превратился в город – сад. Мы к тому привыкли.
Возле нашего детского сада расположен парк Кауля. Не всякий может похвастаться удачным выбором и ценностью такого месторасположения. В этом зеленом уголке можно встретить березы, клены, яблони, пройтись по липовым и тополиным аллеям. А вот у нас на территории детского сада растёт, поистине ценное чудо – дерево орех маньчжурский. Увидев эту красоту и разглядев необычные плоды, дети нашей группы решили, как можно больше узнать об этом дереве и его плодах.
Также мы провели анкетирование (приложение 1) среди родителей группы для того, чтобы узнать, какие они имеют представления о маньчжурском орехе. По результатам мониторинга (приложение 2) мы выяснили, что родители не знают и не могут показать это экзотическое растение. Они посетили магазин «Магнит» и «Монетка», но не нашли маньчжурский орех среди многообразия других орехов. Поэтому взрослые тоже заинтересовались данной темой для пополнения знаний и расширения кругозора.
Кроме этого проект «Чудо – дерево маньчжурский орех» поможет нам научиться добыть информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применять их в различных видах деятельности, делиться своими открытиями с ребятами и взрослыми.
Целью нашего проекта является вовлечение родителей и детей в совместную деятельность по изучению экзотического представителя флоры - маньчжурского ореха и созданию книжки – малышки для детей нашего детского сада.
Задачи исследования:
1. Узнать историю появления маньчжурского ореха в Ялуторовске.
2. Познакомить с внешним видом дерева и условиями его произрастания.
3. Изучить питательные и лекарственные свойства удивительного дерева.
4. Выявить, где люди применяют маньчжурский орех.
5. Изучить правила сбора, сушки и хранения листьев и плодов маньчжурского ореха.
6. Создать книжку – малышку «Чудо – орешек».
7. Презентовать проект перед детьми и родителями нашего детского сада
Вместе с Олесей Николаевной и Ириной Юрьевной мы выдвинули гипотезу: является ли маньчжурский орех чудо – деревом?
Объектом исследования: дерево маньчжурский орех, плоды – орехи.
Направления работы:
- Встреча и беседа с Масалёвой Валентиной Николаевной, ветераном труда МКК, об истории парка Кауля.
- Экскурсии в парк Кауля и по территории детского сада с целью изучения и рассматривания деревьев, произрастающих около детского сада.
- Поиск информации в художественной, научной и периодической литературе и интернет – ресурсах с участием сотрудниками библиотеки.
- Беседа с Мокеевой Оксаной Ивановной о питательных и лекарственных свойствах удивительного дерева.
- Беседа с руководителем исследовательской лаборатории «След», биологом Мадаминовой Татьяной Валерьевной.
- Практическая деятельность по оформлению книжки – малышки занимательным материалом, выполнению поделок, газеты, подбору рецептов блюд с использованием маньчжурского ореха.
- Презентация проекта детям и родителям в детском саду.
История появления маньчжурского ореха в Ялуторовске.
Древнегреческая легенда гласит, что когда – то девушки водили хоровод под священным деревом. В минуту опасности они бросились к нему, ища защиты. И вдруг превратились в орехи, повисшие на его ветвях. Дерево, о котором идёт речь, нам известно, как орех маньчжурский (думбейский) – ближайшим родственником грецкого ореха.
Маньчжурский орех или сибирская пальма, является представителем рода под названием Орех. Родина культуры – Китай, но его можно встретить в Тайвании, на Корейском полуострове, Дальнем Востоке, острове Сахалин. Чаще всего маньчжурский орех можно встретить по берегам рек, в смешанных лесах, где растут лиственницы, кедрачи, сосны, дубы, клён, кедры и ели.
Необыкновенная красота этого дерева навели человека на мысль о том, что оно должно расти не только в уссурийской тайге, но и на улицах посёлков и городов. Лесоводы советуют смелее высаживать орех маньчжурский в парках, садах, на бульварах в аллейных и групповых посадках.
В городе Ялуторовске в 50 -х годах было много предприятий, которые ухудшали экологию. И поэтому закладка парков и скверов была необходимостью. В то время район молочно – консервного завода превратился в современный, удобны микрорайон для проживания и работы. Предусматривалось создание культурно – оздоровительного комплекса, состоящего из дворца культуры, стадиона, парка. В 1957 году эта идея началась воплощаться в жизнь.
К нам в детский сад на встречу пришла Масалёва Валентина Николаевна, ветеран труда, бывшая работница молочного завода. Она рассказала, что парк закладывали всем заводом. Были высажены молодые саженцы лип, берёз, клёна, ясеня, декоративных растений среди которых оказался маньчжурский орех. Наш детский сад расположен на бывшей территории парка, поэтому в настоящее время на его участках можно увидеть продолжение липовой аллеи, вдоль забора прогуляться по тополиной аллее, посидеть на скамейке под эти удивительным деревом – маньчжурским орехом. Там, где растут эти деревья особенный воздух, наполненный влажным живительным ароматом. Откуда он? Оглянешься – кругом серые гладкие стволы деревьев. Посмотришь вверх только зеленая густая завеса из ярко – зеленой листвы. Вот откуда падает на нас этот чудесный поток чистого здорового воздуха…
Характеристика маньчжурского ореха
Чтобы больше узнать об особенностях маньчжурского ореха, мы обратились за информацией в библиотеку. Библиотекарь Любимова Оксана Павловна подобрала для нас познавательную и художественную литературу.
Оказалось, маньчжурский орех – это один из видов грецкого ореха, который представляет собой кустарник или дерево. Маньчжурский лесной орех прорастает на дереве, достигающего в высоту 5 метров. Срок роста орехового дерева – около 250 лет, оно имеет пышную лиственную крону. Его ветви очень длинные, иногда вырастают до 2 м. Большие листы достигают 1 м в длину, а маленькие, из которых они состоят, размером около 20 см. Кора достаточно толстая и твердая. Сначала она имеет серый цвет, но по мере взросления дерева, он меняется на черный.
Маньчжурский орех начинает цвести в период первого потепления – конец апреля и начало мая. Соцветия представлены в виде сережек и кистей небольшого размера. Листья начинают появляться в момент цветения. Плоды маньчжурского ореха достигают в длину 7 см, его диаметр может быть в пределах 3-4 см. Они покрыты кожурой (околоплодником) зеленого цвета. Когда приходит время созревания, околоплодник становится тёмным. Когда наступает полная спелость, орехи осыпаются с дерева. Именно тогда их можно собирать, сушить и использовать для еды и в приготовлении различных блюд. Но в нашей местности в связи с климатическими условиями он не успевает созреть, поэтому его в пишу не используют.
Маньчжурский орех отличается высокой зимостойкостью. Даже молодым саженцам не страшны низкие температуры. Они выдерживаю морозы до -35С. Благодаря глубокой корневой системе, дерево не боится сильных ветров и ураганов.
Маньчжурский орех считается «королем орехов».
Чудодейственные свойства дерева
Из литературных и интернет источников мы узнали о том, что какое богатство висит над головой – драгоценные залежи! Чего только не получается из этого дерева! Широко используют древесину, кору, листья, мясистую оболочку плодов ореха. Ценят его и пчеловоды – пчелы в мае, когда цветет орех, приносят в улей вкусную и полезную пыльцу.
Но, конечно, самое ценное в этом дереве – его плоды. Об этом нам рассказала медицинская сестра нашего сада Мокеева Оксана Ивановна. Маньчжурский орех – это «лекарство от сотни болезней». Его плод широко применяется в медицине, на его основе делают масла, отвары, настои. Маньчжурский орех оказывает общеукрепляющее действие на организм, повышает работоспособность, улучшает настроение, укрепляет иммунитет человека в зимний период, предотвращает появления авитаминоза.
Листья маньчжурского ореха применяются в косметологии. На их основе изготавливаются отвары, настои, помогающие восстанавливать структуру волос, убирать сечение, тусклость, придать локонам здоровый блеск и препятствующие старению кожи.
Древесина дерева имеет прочную и красивую структуру, из-за этого из неё производится мебель, аксессуары, сувениры, получается высококачественная фанера. Кора дерева используется для изготовления бытовых красок.
На родине этого дерева готовят начинку для конфет, сахарную крошку и другие кондитерские изделия. Из ядер ореха производят кондитерское масло, которое употребляют в пищу. Жмых из ядер пригоден для приготовления халвы. Из очень молодых плодов вместе с зелеными оболочками можно варить варенье, обладающее приятным вкусом.
Дробленные или размолотые орехи являются отличным кормом для животных. А в лесу они служат кормом для диких кабанов, медведей, белок и других зверей.
Маньчжурский орех – это дерево, обладающее не только полезными свойствами, но и внешней декоративностью. Поэтому его часто используют в создании ландшафтного дизайна. Его огромные листья и крона в виде шара выделяются на фоне других культур. Каждый садовод при желании может посадить культуру у себя на участке.
Как видите, действительно настоящая кладовая ценных продуктов!
Заготовка и хранение маньчжурского ореха
Из литературных источников и беседы с руководителем исследовательской лаборатории «След» биологом Мадаминовой Татьяной Владимировной, мы узнали, что когда орехи созревают, то осыпаются с дерева. Именно тогда их можно собирать, сушить и использовать для еды и приготовления различных блюд.
Самым лучшим временем для сбора сырья можно назвать июнь – июль, так как в это время орехи накапливают больше всего витаминов. Собирать плоды и листья лучше в сухую и безветренную погоду. Заготовленный материал хранить в тёмном прохладном месте, периодические его проверяя.
Чтобы маньчжурский орех хорошо кололись надо собирать их в конце сентября, когда верхняя оболочка становится уже сухой. Собранные орехи надо насыпать в мешки и убрать в подпол до декабря. В декабре можно приступать к извлечению ядер.
Практическая часть
Для того, чтобы познакомить ребят и родителей нашего детского сада с этим чудо – деревом, мы решили создать книжку – малышку «Чудо - орешек», в которую включили разделы:
- «Почитаем вместе»;
- «Ореховые вкусняшки»;
- «Очумелые ручки»;
- «Игры для здоровья».
Занимательные материалы мы собрали вместе с родителями.
Для раздела «Почитаем вместе» мы подобрали интересные познавательные сказки, загадки, стихи, пословицы об орехах и полезных свойствах, нарисовали к ним рисунки.
В разделе «Ореховые вкусняшки» наши мамы и бабушки представили свои интересные и необычные блюда с использованием орехов. А Ирина Юрьевна и Олеся Николаевна поделились своими рецептами торта и варенья.
Весь год мы с воспитателями делали интересные поделки из плодов этого чудо – дерева и других плодов. Самые лучшие и красочные мы предлагаем сделать вам месте с родителями. Для этого в разделе книги есть пошаговая инструкция и фото.
Игры, которые предложены в нашей книжке не только помогут интересно и весело провести время, но и разовьют вашу мелкую моторику рук, укрепят мышцы ног и повысят ваш иммунитет.
Презентация проекта для детей и родителей нашего детского сада
Звучит русская народная музыка «Комаринская»
У столов с товаром стоят Петрушки, зазывают покупателей
Петрушка 1:
Подходи частной народ
Ярмарка гостей зовет.
Проходите, поглядите
И подарки всем купите.
Все товары хороши,
Всё найдете от души.
Петрушки (вместе): Вот орешки озорные
И полезные такие.
Приглашаем в гости вас
Познакомимся сейчас
Под музыку «Вот орешки озорные» выходят дети, одетые в костюмы разных орехов.
1ребенок: – Я - фундук.
2 ребенок: Я – миндаль.
Проигрыш
3 ребенок: Я – фисташка.
4 ребенок: Я – грецкий орех.
Проигрыш
5 ребенок: Я – маньчжурский орех.
Звучит русская народная музыка «Комаринская»
Петрушка 2: Проходите, не стесняйтесь
Все орешки раскупайте.
Вот вам грецкий, вот фундук.
Этот вот заморский друг
Он маньчжурским называется
Всем детишкам очень нравится
В нем и польза, в нем и хруст
И полезен он на вкус.
Маньчжурский орех:
Маньчжурский орех – самый мощный из всех,
Меня расколоть можно только в духовке,
Стучать бесполезно по мощной головке,
А все потому, что в маньчжурских лесах
Живу я в очень суровых местах.
Петрушка 1: На этой безудержной ноте веселья,
Ореховый бал закружил в карусели.
Девочка: К нам на ярмарку пришел ученый Кот
Он сейчас расскажет, что и где растет.
Звучит мелодия «У Лукоморья» Выходит мальчик, одетый в костюм кота.
Ученый Кот: Немало красивых деревьев
Растет в нашем детском саду
Но есть здесь такие деревья
Что мимо пройти не могу.
Они величавы, красивы
С высоким и мягким стволом
Плоды необычной формы
Растут на дереве том.
Когда наступает осень,
Мы собираем их всех
На дереве этом волшебном
Маньчжурский растет орех.
Ученый кот, рассказывает стихотворение, показывает на картинку с изображением маньчжурского ореха.
Ученый Кот: Все орехи полезны, но меня заинтересовал, маньчжурский орех, близкий родственник грецкому ореху. Он может расти везде: имеет высокий серый ствол, у него сильные корни, он может поднять даже фундамент дома. Имеет пышную лиственную крону. Его листья и плоды богаты витаминами С, А, Е, В, которые полезны для нашего организма.
Ученый Кот: А какую пользу приносит маньчжурский орех, мы сейчас узнаем.
Кот уходит. Звучит русская народная музыка «Камаринская».
Выходят дети, одетые в русские народные костюмы, и мальчик в костюме маньчжурского ореха.
Маньчжурский орех: Из моей древесины делают фанеру, мебель, весной добывают сок.
Арахис: Из листьев делают лечебные отвары при простудных заболеваниях.
Фисташка: Плоды орехов улучшают память, они полезны для сердца и мозга.
Грецкий орех: Из перегородок скорлупы делают краску для волос, древесины и меховых изделий.
Звучит мелодия «У Лукоморья».
Появляется Ученый Кот, держа в руках маньчжурские орехи, обращается к детям.
Ученый Кот: Я предлагаю вам лечебную орехотерапию (пальчиковая гимнастика).
Дети вместе с котом выполняют пальчиковую гимнастику «Орешник».
Наклонил орешник ветки,
Дарит всем друзьям орешки – (поглаживают ладони)
Вот орешек для бельчонка (поглаживать каждый пальчик орехом)
Вот орешек для мышонка,
Вот орешек хомячку,
Вот орех бурундука
И орешек для меня приготовил он друзья – (потереть ладони друг о друга).
Мальчик: А какая ярмарка без частушек!
Музыкальный оркестр.
Дети играют на ложках и поют частушки про орехи.
Мы на ярмарку поедем,
Чтоб орешки там купить.
А потом домой приедем,
Чтоб детишек угостить.
Мы орехи собирали,
В гости к белочке пошли.
Все орешки растеряли,
Снова их искать пошли.
В нашем садике растут
Маньчжурские орехи.
Собирают их всегда
Взрослые и дети.
Мы поделки из орешек
Делали, старались.
Очень мы хотели, чтобы
Всем они понравились.
Маньчжурский орех: Выступленье дружно посмотрели
Все орешки разглядели
Они полезные на свете
Их любят взрослые и дети.
Заключение
Зелёные насаждения очищают воздух, играют роль преграды, оберегающий здоровья человека и его покоя, понижают температуру воздуха, увеличивают влажность.
Работая над темой, мы использовали различные источники, из которых узнали о том, что природа нам бесплатно даёт огромный запас витаминов в виде маньчжурских орехов и возможность применять удивительные свойства дерева в разных сферах деятельности человека. Поэтому нам, жителям города Ялуторовска и воспитанникам детского сада очень повезло, что рядом с нами растут такие чудодейственные растения. Бери и пользуйся! Только делать это надо правильно и разумно.
Таким образом, мы подтвердили гипотезу о том, что маньчжурский орех является чудо – деревом.
После завершения работы над этим проектом мы решили попробовать собрать плоды маньчжурского ореха и посадить на территории детского сада эти удивительные деревья.
Список литературы
Аплед В. В. Орех – еда для всех. – М. «Эксмо» - 2006г.
Багрова Л. А. Я познаю мир. Детская энциклопедия.
Усенко Н. В. «Деревья, кустарники и лианы Дальнего Востока».
Шаламова В. Н. «Уральский садовод» № 22 от 30 марта 2012г.
Ф. Л. Щепотьев, А. А. Рихтер, Ф. А. Павленко Орехоплодные лесные и садовые культуры.
Ф. Л. Щепотьев, А. А. Рихтер, Ф. А. Павленко - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Агропромиздат, 1985г.
Приложение 1
Анкета
Уважаемые родители!
Дети подготовительной группы «Смешарики» решили провести исследовательскую работу и узнать больше об экзотических растениях,
произрастающих в городе Ялуторовске на территории нашего детского сада.
Просим Вас принять участие в опросе по данной теме.
1 Какие деревья произрастают на территории детского сада?
2. Какие орехи вы знаете?
3. Назовите родину маньчжурского ореха?
_____________________________________________________________________________
4. Можно ли употреблять в пищу плоды маньчжурского ореха?
5. Что изготовляют из твердой древесины маньчжурского ореха?
_____________________________________________________________________________
Благодарим за сотрудничество.
Приложение 2
Результаты анкетирования родителей и детей группы «Смешарики»
Приняли участие в анкетировании 31 родитель, 31 ребенок.
- Какие деревья произрастают на территории детского сада?
Родители | Дети |
Яблони – 25чел./81% Сосна – 20 чел./65% Клены – 18 чел./58% Дуб – 12 чел./39% Ель – 11 чел./35% Липа – 10 чел./32% Маньчжурский орех – 0 чел./% | Яблони – 25 чел./81% Клены – 23 чел./74% Сосна – 17 чел./ Дуб – 14 чел./45% Ель – 15 чел./48% Липа – 20 чел./65% Маньчжурский орех (орешник)-6 чел./19% |
- Какие орехи вы знаете?
Родители | Дети |
Грецкий – 31 чел./100% Арахис – 31 чел./100% Кедровые – 29 чел./94% Фундук – 26 чел./84% Кешью – 24 чел./77% Маньчжурский – 0 чел./0% | Арахис – 23 чел./74 % Грецкий – 20 чел./ 65% Кедровые – 13 чел./42% Фундук – 9 чел./29% Кешью – 8 чел/26% Маньчжурский -0 чел./0% |
- Назовите родину маньчжурского ореха?
Родители | Дети |
Не знаю – 18 чел./58% Китай – 7 чел./23% Россия – 6 чел. / 19% | Не знаю – 23 чел./74% Другие ответы – 8 чел./26% |
- Можно ли употреблять в пищу плоды маньчжурского ореха?
Родители | Дети |
Нет – 18 чел./58% Не знаю – 8 чел./26% Да – 5 чел/ 16% | Нет – 21 чел/68% Не знаю – 10 чел/32% Да - |
- Что изготавливают из твердой древесины маньчжурского ореха?
Родители | Дети |
Мебель, сувениры | Мебель, доски, поделки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план реализации творческо- исследовательского проекта «Детское экспериментирование и нетривиальные творческие ситуации в работе с глиной детей дошкольного возраста»
Перспективный план реализации творческо- исследовательского проекта «Детское экспериментирование и нетривиальные творческие ситуации в работе с глиной детей дошкольного возраста»В связи с введением ФГ...
Информационно-исследовательский проект на тему "Береги дерево"
Этот проект о том, с помощью каких методов и приемов можно воспитать у детей любовь к природе, позитивное отношение к деревьям....
Проект познавательно-исследовательской деятельности на тему "Чудо - вода"
Проект направлен на достижение следующих результатов: 1 .Повысится познавательный интерес к исследовательской деятельности.2.Сформируются знания детей о значении воды в на...
Исследовательская работа на тему: «Чудо лимон »
Исследовательская работа на тему: «Чудо лимон »...
"КП "Профессор Почемучкин" (естественно-научное направление) старший возрастной кластер Презентация исследовательского проекта "Как узнать сколько дереву лет?"
Экспериментирование – это поиск знаний, получение их при помощи взрослого или самостоятельно. Главная задача детского сада – развить и поддержать в каждом ребёнке интерес к открытиям...
Познавательно – исследовательский проект на тему: «Чудо на окне»
Проект " Чудо на окне"...
Детский исследовательский проект на тему "Чудо-лимон"
Проек на тему "Чудо -лимон" позволит узнать ребенку о полезных и интересных свойствах лимона, как лимон можно применять в повседневной жизни....