Конспект организованной образовательной деятельности «Вода растворитель. Очищение воды»
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Разумова Алена Геннадьевна

Конспект организованной образовательной деятельности

«Вода растворитель. Очищение воды» 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 35

Конспект организованной образовательной деятельности

«Вода растворитель. Очищение воды»

C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\90dc708d931e4e7652ab915716a19db7_800x600.jpg

Автор-составитель:

Разумова А.Г.

Шахунья

2019 г.

Цель:закрепить понимание того, что вещества в воде не исчезают, а растворяются

Задачи:

  • выявить вещества, которые растворяются в воде и которые не растворяются в воде
  • познакомить со способом очистки воды – фильтрованием
  • создать условия для выявления и проверки различных способов очистки воды
  • воспитывать интерес к познавательной деятельности, экспериментированию, аккуратность и безопасное поведение при работе с различными веществами

Оборудование:

  • стаканы пустые, с водой
  • сахар
  • соль
  • мука
  • песок
  • растительное масло
  • пластмассовые ложечки
  • воронки
  • марлевые салфетки
  • ватные диски
  • таблички с надписью: сахар, соль, мука, песок, растительное масло

Ход занятия

  • Сегодня утром, когда я шла к вам на занятие, я встретила снеговика. Посмотрите, какой он маленький. Снеговик  очень просил меня взять его с собой, чтобы посмотреть, как вы занимаетесь. Вот он постоит на столе и посмотрит  на вас
  • Прежде чем начать с вами беседу, я хочу прочитать вам стихотворение
  • Воду нужно уважать –

Это должен каждый знать!

Совершенно не секрет –

Без воды нам жизни нет!

Ни умыться, ни напиться,

И не сможем насладиться

Ни природой, ни пейзажем

Без воды угаснет каждый!

  • Догадались, о чём будет беседа? Правильно, о воде. Мы уже знаем, что вода – это жидкость
  • Давайте вспомним, какие свойства воды мы с вами установили с помощью опытов на прошлом занятии. Перечислите (у воды нет запаха, вкуса, она прозрачная, бесцветная, не имеет форму)
  • Правильно. А хотите опять поэкспериментировать с водой
  • Посмотрите, какая красивая коробочка у нас появилась
  • Вам интересно узнать, что находиться в этой коробочке?
  • Чтобы узнать, что там лежит, вам необходимо отгадать загадки
  • Отдельно – я не так вкусна,

Но в пище – каждому нужна (соль)

  • Я бел как снег,

В чести у всех.

В рот попал –

Там и пропал (сахар)

  • Из меня пекут ватрушки,

И оладьи, и блины.

Если делаете тесто,

Положить меня должны (мука)

  • Жёлтое, а не солнце,

Льётся, а не вода,

На сковороде пенится,

Брызгается и шипит (масло)

  • Он и желтый, и сыпучий,

Во дворе насыпан кучей.

Если хочешь, можешь брать

И в куличики играть.   (песок)

  • Все эти вещества принес нам Снеговик  для того, чтобы мы помогли ему разобраться в том, что произойдёт с водой при взаимодействии с ними
  • Что нам нужно для того, чтобы начать нашу работу с водой?(дети повторяют правила работы с водой)
  • Давайте вспомним правила, перед тем как начать работу с данными веществами:

Правила работы с веществами:

  1. Нельзя пробовать вещества на вкус – есть возможность отравиться
  2. Нюхать надо осторожно, так как вещества могут быть очень едкими и можно обжечь дыхательные пути.

Практическое экспериментирование:

Опыт № 1 «Сахар, соль»(стол 1)

  • Ребята, давайте подойдем к столу, на котором стоят стаканы с сахаром и солью
  • Как вы думаете, что изменится, если растворить сахар и соль в воде?(ответы детей)
  • Давайте проверим
  • У вас на столах стоят стаканы с водой
  • Посмотрите и определите, какая там вода?(вода прозрачная, бесцветная, без запаха, холодная)
  • Возьмите немного сахара и соли растворите в разных стаканах с водой, помешивая ложечкой
  • Что произошло с сахаром, солью? (соль и сахар быстро растворяются в воде, вода остаётся прозрачной, бесцветной)

Очищение воды от сахара и соли

  • Ребята, а можно ли воду очистить от этих веществ, которые мы растворяли? Вернуть ей прежнее состояние прозрачности, без осадка.
  • Как это сделать?
  • Предлагаю подойти к 1 столу
  • Можно её профильтровать
  • Для этого нужен фильтр
  • Из чего можно сделать фильтр?
  • Мы сделаем его с помощью марлевой салфетки и ватного диска
  • В воронку вкладываю марлевую салфетку, сложенную в несколько слоёв, ватный диск и ставлю её в пустой стакан (педагог делает фильтры с детьми и показывает способ фильтрования, а затем дети сами фильтруют воду с веществом, которые они растворяли)
  • Ребята, не торопитесь, вливайте раствор маленькой струйкой в воронку с фильтром
  • Что произошло после фильтрования данных веществ? (вода осталась прозрачной и бесцветной, а на вкус сладкой и соленой)

Опыт № 2 «Мука» (стол 2)

  • Подходим к столу с табличкой «Мука»
  • Теперь возьмите немного муки и растворите её в воде
  • Что произошло с мукой?

Вывод: мука тоже растворяются в воде, но вода становится мутной.Но после того как вода немного постоит, мука оседает на дно, но раствор продолжает оставаться мутным

Очищение воды от муки

  • Предлагаю подойти к 2 столу
  • Можно ли профильтровать воду с мукой?
  • Ребята, не торопитесь, вливайте раствор маленькой струйкой в воронку с фильтром
  • Что произошло после фильтрования воды с мукой?

Вывод: вода с мукой после фильтрования стала более прозрачной. Большая часть муки осела на фильтре, только совсем маленькие частицы проскользнули сквозь фильтр и оказались в стакане, поэтому вода не совсем прозрачная

Опыт № 3 «Песок»(стол 3)

  • Проходите к столу с табличкой «Песок»
  • Ребята, растворите песок в воде
  • Что произошло, когда вы растворили песок в воде? (вода с песком стала грязной, мутной, если больше не мешать, то песок опустится на дно стакана, его видно, т. е. он не растворился)

Очищение воды от песка

  • Предлагаю подойти к 3 столу
  • Можно ли профильтровать воду с песком?
  • Ребята, не торопитесь, вливайте раствор маленькой струйкой в воронку с фильтром
  • Что произошло после фильтрования воды с песком?

Вывод: песок удалось отфильтровать быстро, потому что он не растворилось в воде. Большая часть песка осела на фильтре, поэтому вода не совсем прозрачная

Опыт № 4 «Растительное масло»(стол 4)

  • Подойдите к столу с табличкой «Растительное масло»
  • Ребята, ваша задача растворить растительное масло в воде
  • Что произошло, когда вы налили растительное масло в воду?(масло не растворяется в воде: оно либо растекается по её поверхности тонкой плёнкой, либо плавает в воде в виде жёлтых капелек)

Очищение воды от растительного масла

  • Предлагаю подойти к 4 столу
  • Можно ли профильтровать воду с растительным маслом?
  • Ребята, не торопитесь, вливайте раствор маленькой струйкой в воронку с фильтром
  • Что произошло после фильтрования?
  • Масло удалось отфильтровать быстро, потому что оно не растворилось в воде, на фильтре хорошо видны следы масла
  • Какой можно сделать вывод?
  • Вода – это растворитель! Но не все вещества растворяются в ней
  • Ребята, а где же наш гость снеговик? Мы совсем про него забыли. (Смотрят на снеговика, а он совсем растаял и превратился  в лужу воды)
  • Видите ребята, можно сделать вывод, что снег это тоже вода, только в замёрзшем состоянии. Вот он растаял и превратился в воду. Давайте попробуем её профильтровать. Посмотрите на фильтр, какой он?
  • На вате остались частички грязи. Значит снег, из которого был сделан снеговик, был грязный. Поэтому, нельзя есть снег и сосать сосульки

Подведения итога

  • Что интересного и новоговы сегодня узнали?
  • Вы сегодня узнали что вода – растворитель, проверили, какие вещества растворяются в воде и как можно очистить воду от разных веществ
  • Какие вещества растворяются в воде? – сахар, соль, краситель, мука
  • Какие вещества не растворяются в воде – песок, масло
  • С каким способом очистки воды мы познакомились? – фильтрование.
  • С помощью чего? – фильтра
  • А теперь давайте поиграем. На моём столе стоит банка с водой. Вам надо с помощью пипетки перенести воду в пустой стакан, который стоит на вашем столе. Переносить воду надо по одному человеку, друг за другом, аккуратно, не разливая воду. Какой стол больше и быстрее перенесёт воды, те и победили. Раз, два, три начало игры! (Дети играют в игру)
  • Молодцы, вы сегодня хорошо поработали, и хорошо отдохнули, всем спасибо!

сахар

соль

мука

песок

растительное

масло


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно-экспериментальная деятельность. Тема: Вода – растворитель. Очищение воды.

Цель:закрепить понимание того, что вещества в воде не исчезают, а растворяются.Задачи:Выявить вещества, которые растворяются в воде.Выявить вещества, которые не растворяются в воде.Познакомить со спос...

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему: "Очищение воды"

Цель: познакомить детей с разными способами очистки воды. Задачи: Выявить вещества, которые растворяются в воде. Выявить вещества, которые не растворяются в воде. Познакомить со способом очистк...

Вода – растворитель. Очищение воды.

Данный материал поможет детям убедиться в том, что вещества в воде не исчезают, а растворяются....

Конспект НОД по экспериментированию на тему: Вода – растворитель. Очищение воды.

Уточнить представления детей  о свойствах воды: прозрачная,  бесцветная, без запаха,  вкуса, имеет вес, не имеет собственной формы.  Вода жидкая, может течь, бывает тёплой, холодно...

Конспект организованной образовательной деятельности тема: «Очищение воды» (старшая группа)

Экспериментирование – деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, законом...