«МАЛЫШ – ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» программа кружка
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Нина Алексеевна Гавриш

Развивать и поддерживать интерес к исследованиям, открытиям, помогать овладевать способами практического взаимодействия с окружающей средой, обеспечивая становление мировидения ребенка, его личностный рост. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_malysh_issled.docx55.8 КБ

Предварительный просмотр:

                        Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

                                   комбинированного вида № 36 «Аленький цветочек»

           

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЛЯ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ

ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

«МАЛЫШ – ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

Разработала: Гавриш Нина Алексеевна,

воспитатель

 

                                                 

                                          ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Наименование разделов                                                                           Стр.

                                                  ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1 Пояснительная записка                                                                                            3

1.2. Планируемые результаты освоения программы 

      «Малыш- исследователь »                                                                                 5

                                       СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Реализация содержания программы «Малыш-исследователь»

  в образовательном процессе ДОУ                                                             5

2.2. Перспективное планирование по образовательной области  «Познавательное развитие»                                                                          6

2.3. Комплексно-тематическое планирование по образовательной

  области «Познавательное развитие» по ознакомлению детей

с предметами и явлениями окружающей действительности                        8

2.4. Перспективное тематическое планирование образовательной  деятельности по программе дополнительного образования  

«Малыш- исследователь»                                                                               16

2.5. Особенности образовательной деятельности разных видов и  культурных практик                                                                                        20

2.6. Способы и направления поддержки детской инициативы                   21

 2.7. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников                    21

                          ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Материально-техническое обеспечение                                                 22

3.2. Методическое обеспечение                                                                      23

 

                                     1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

 1.1. Пояснительная записка.

                                          Актуальность.

 В Концепции модернизации российского образования говорится, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. А это во многом зависит от людей, стоящих у истоков становления личности, – педагогов, работающих с дошкольниками. Опираясь на требования к содержанию образования, представленные в «Законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 14), педагоги должны переориентировать содержание образовательного процесса на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации». Саморазвитие личности возможно лишь в деятельности, которая включает в себя не только внешнюю активность ребёнка, но и внутреннюю психологическую основу. Такая активная деятельность обеспечивает продуктивные формы мышления, при этом главным фактором выступает характер деятельности. В работах многих отечественных педагогов (Г.М. Лямина, А.П. Усова, Е.А. Панько) говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами могли обнаруживать все новые и новые свойства предметов, замечать их сходство и различие. Одним словом, необходимо предоставление им возможности приобретать знания самостоятельно. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса не через систему занятий, а через другие, адекватные формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста. ФГОС ДО предлагает «реализацию Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности…» Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок уже с рождения – исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психологическое развитие ребенка изначально разворачивалось в процессе саморазвития. Знания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее тех, что получены репродуктивным путем. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.  Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющей эту деятельность, еще не сформирован. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.  Детское экспериментирование, как один из ведущих методов формирования познавательной сферы дошкольника, дает возможность прийти к удивительным открытиям и одновременно развивает смелость детского мышления, необходимое в становлении личности в целом. В связи с этим представляют особый интерес изучение детского экспериментирования – истинно детской деятельности – и его активное внедрение в практику работы детской дошкольной образовательной организации.

Содержание представленной программы. предназначено для реализации работы по ознакомлению с окружающим миром детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации с приоритетным направлением «Познавательное развитие» Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, дополняя основную общеобразовательную программу.

Теоретической базой программы являются исследования Н.Н. Подъякова.  А.Н. Поддъяков определяет исследовательское поведение как одну из фундаментальных форм взаимодействия живых существ с реальным миром, направленную на его познание, и как существенную характеристику деятельности человека.

 Цель программы. Развивать и поддерживать интерес к исследованиям, открытиям, помогать овладевать способами практического взаимодействия с окружающей средой, обеспечивая становление мировидения ребенка, его личностный рост.

Задачи программы 

1. Формировать у детей дошкольного возраста способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей; расширять представления детей о физических свойствах веществ, об основных физических явлениях.

 2. Развивать собственный познавательный опыт.

3. Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру. Особенностью данной программы является знакомство со способами проведения эксперимента, физическими явлениями через познавательно-исследовательскую деятельность, раскрывающую скрытые свойства предметов и явлений окружающего мира. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • Принцип нормативности - соответствие программы Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, Закону Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации».
  •   Принцип системности предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках образовательной деятельности, но и при организации культурных практик.
  • Принцип системно–деятельностного подхода – содержание программы реализуется в различных видах деятельности в соответствии с возрастными особенностями дошкольников.
  • Принцип индивидуализации предусматривает развитие индивидуальных способностей ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации,  его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе учета его интересов, потребностей.
  •   Принцип интеграции – образовательный процесс строится на основе взаимодействия содержания образовательных областей, взаимопроникновения в разные виды деятельности.
  •  Игровой принцип заключается в том, что при реализации содержания программы отсутствует жесткая предметность, основной аспект развития ребенка делается на игровую деятельность
  • Принцип мобильности предполагает постоянное изучение, исследование, анализ ситуации в ДОУ и своевременную коррекцию структуры и содержания программы.

 Характер освоения: программа построена на принципах развивающего обучения и личностно-ориентированного взаимодействия детей и взрослых.

Возраст обучающихся: с 5 до 7 лет.

Срок усвоения – долговременный.

 в старшей и подготовительной к школе группах – 32 занятия в год.

Продолжительность одного занятия:

 в старшей группе – 25 минут,

в подготовительной к школе группе – 30 минут.

 Структура программы. Для каждой возрастной группы обозначены тематические разделы.

 В соответствии с содержанием тематических разделов в группе организуется познавательно-исследовательская деятельность. Каждый последующий год усложняется по содержанию, по объему знаний, задачам и способам реализации.  

1.2. Планируемые результаты освоения программы «Малыш-исследователь»

 В результате освоения данной программы каждый ребенок овладеет следующими компетенциями:

  •  интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы;
  •  обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания;
  •  задает вопросы взрослому, любит экспериментировать;  
  • способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности), в случаях затруднений обращается за помощью к взрослому;
  •  принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;
  • способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

                                              2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

 2.1. Реализация содержания программы «Малыш-исследователь» в образовательном процессе ДОУ

 Содержание данной программы реализуется в следующих трех блоках педагогического процесса:

  •  непосредственно-образовательная деятельность по образовательной области «Познавательное развитие» по формированию целостной картины мира с применением опытов по определенной теме (НОД);
  •  совместная деятельность взрослого и детей: опыты, трудовая и игровая деятельность и др.;
  •  свободная самостоятельная деятельность детей.

 Основной формой детской экспериментальной деятельности являются опыты. Дети с огромным удовольствием выполняют опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. В процессе проведения опытов все дети принимают активное участие. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное – они всё проделывают сами. Тем самым мы развиваем у детей любознательность, наблюдательность, и умение находить пути решения проблемных ситуаций.

Формы работы с детьми:

  • «Игры-эксперименты» – это игры на основе экспериментирования с предметом (предметами). Основное действие для ребёнка – манипуляция с определенным предметом на основе сюжета.
  •  «Игры-путешествия» – заключаются в том, что ребёнок совершает прогулку в мир вещей, предметов, манипулирует с ними, разрешает проблемную игровую ситуацию в ходе такого условного путешествия, обретая необходимый опыт деятельности.
  •  Простейшие поисковые и проблемные ситуации для дошкольников – основное действие – отгадывание и поиск. Всякая проблема и поиск для ребёнка сопровождаются словами – «найди» и «угадай».
  •  Игры с моделированием – моделирование предполагает замещение одних объектов другими (реальных – условными).
  •  «Игра-этюд» – это небольшая драматизация на основе стихотворного текста, которая осуществляется детьми совместно с педагогом.
  •  Проблемная ситуация – это форма совместной деятельности педагога и детей, в которой дети решают ту или иную проблему, а педагог направляет детей на решение проблемы, помогает приобрести новый опыт, активизирует детскую самостоятельность.  

Формы организации образовательного процесса:

 фронтальный, групповой, микрогрупповой, индивидуальный.

Приемы и методы организации образовательного процесса: 

При реализации программы применяются исследовательские методы обучения:

  •  Репродуктивные методы: объяснительно-иллюстративный (сообщение педагогом готовой информации разными средствами: показ, объяснение, просмотр учебных кинофильмов и мультфильмов, беседы познавательного характера, наблюдение) и репродуктивный (создание педагогом условий для формирования умений и навыков путем упражнений: проведение простых опытов и экспериментов).
  •  Продуктивные методы: частично-поисковый или эвристический (дробление большой задачи на серию более мелких подзадач, каждая из которых шаг на пути решения проблемы) и исследовательский (путь к знанию через собственных, творческий поиск). Методика работы с воспитанниками строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком. Делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность дошкольников. Педагогические мероприятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей.

Содержание организованных форм обучения наполнено сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игровых приемов позволяет сохранить специфику дошкольного возраста. В интеграции используются и другие виды деятельности: театрализованная, изобразительная, музыкальная и т.д. Все перечисленное способствует развитию умений и навыков, которые позволяют успешно взаимодействовать с окружающей средой и социумом.

 2.2. Перспективное планирование по образовательной области «Познавательное развитие»

№ п/п

Название темы

Возрастная группа

Старшая

Подготовительная

Итого

1

 «Живое и неживое»

1

-

1

2

3

«Семена, плоды»

«Вода и её свойства»

2

3

2

2

4

5

4

«Снег и его свойства»

3

-

3

5

«Воздух»

2

3

5

6

  «Песок»

2

2

4

7

«Глина»

1

1

2

8

«Камни»

2

2

4

9

«Бумага, картон»

1

2

3

10

«Ткани»

1

2

3

11

«Дерево»

1

2

3

12

«Металл»

1

2

3

13

«Стекло»

2

3

5

14

«Пластмасса»

1

2

3

15

«Резина»

-

2

2

16

«Магнит» -

-

2

2

17

«Измерительные приборы»

2

3

5

18

 «Природные явления»

1

3

4

19

«Наша Земля»

-

4

4

20

«Солнечная система»

-

3

3

21

«Пар и его свойства»

-

2

2

22

«Почва»

-

2

2

23

«Мыло и его свойства»

-

2

2

24

«Свет и тень»

-

2

2

Всего занятий в год

26

50

76

2.3. Комплексно-тематическое планирование по образовательной

области «Познавательное развитие» по ознакомлению детей с предметами и явлениями окружающей действительности.

Месяц

Неделя

               Тема

Задачи

                                                                    Старшая группа

Сентябрь

1 неделя

2 неделя

3неделя

4 неделя

  «Живое и неживое»

«Семена и плоды»

Способствовать расширению и углублению представлений детей об объектах неживой природе. Развивать познавательную активность и интересы детей. Развивать понятия об изменении объектов природы, веществ

Закреплять знания детей о том, что из семян и плодов вырастают растения, учить определять название по характерным признакам (косточка, орех, луковица, корнеплод, семечка, плод, ягода).  Формировать представление о разнообразии плодов и семян.

Октябрь

1неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

«Вода и её свойства»

«Снег и его свойства»

Познакомить детей с еще одним свойством воды – прозрачностью. Сформировать у детей представление о переходе воды  из жидкого состояния в твёрдое,  свойствах и признаках льда: холодный, твердый, гладкий;  блестит; в тепле тает, превращаясь в воду.

Познакомить детей с физическими свойствами снега и льда, превращением снега в воду и лед. Формировать представление о зависимости свойств снега и льда от погодных изменений

Ноябрь

1неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

«Снег и его свойства»

«Воздух»

«Глина»

Формировать понятие о том, что такое воздух, зачем он нужен человеку,  как можно обнаружить воздух (движение воздуха).

Закрепить знания о свойствах глины, ее применении. Познакомить с разными видами глины: белая, голубая, серая, коричневая

Декабрь

1неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

«Камни»

«Бумага и картон»

Дать детям понятие о поверхности Земли и свойствах камней. Развивать познавательные способности посредством поисковой деятельности. Учить классифицировать камни по внешнему виду.

Закреплять знания детей о свойствах бумаги, её применении. Формировать представления о том, как изготавливают бумагу. Продолжать знакомство с разными видами бумаги, картона.

Январь

3 неделя

4 неделя

«Ткани»

Закреплять знания детей о свойствах ткани  о применении издавна из неё. Формировать представление о зависимости погодных условий и одежды из различных тканей, знакомить с разными видами ткани.

Февраль

1неделя

2 неделя

3 неделя

«Дерево»

«Металл»

Продолжать знакомить детей со свойствами деревянных предметов, их назначением. Формировать понятие о том, что лес – это богатство, его необходимо беречь.

Продолжать знакомить детей с металлом и его свойствами: прочность, твердость; подводить к выводу о том, что изделия из металла более прочные, твердые, чем из многих других материалов.

Март

1неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

«Металл»

«Стекло»

Познакомить детей со стеклом, его свойствами. Формировать представления о предметах, изготовленных из стекла, их особенностях.

Апрель

1неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

«Пластмасса»

«Резина»

Продолжать знакомить детей с пластмассой, ее свойствами и качествами. Показать разнообразие предметов  изготовленных из пластмассы.

Формировать  представление о резине.

Май

1неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

«Измерительные приборы»

«Природные явления»

Познакомить детей с простейшими измерительными приборами: линейкой, сантиметром, мерным стаканом и мерной ложкой.

Показать разницу условной мерки и измерительных приборов

 «Природные явления» Познакомить детей с природными явлениями: снегом, дождем, росой, туманом, инеем, радугой и др. Показать связь природных явлений с изменениями погоды, учить устанавливать причинно- следственные связи.

 

Месяц

Неделя

               Тема

Задачи

                                                     Подготовительная  группа

Сентябрь

1 неделя

2 неделя

3неделя

4 неделя

 

 «Вода и её свойства»

«Пар и его свойства»

Расширить знания детей об условиях перехода воды из жидкого состояния в твердое. Показать значение воды в жизни живой природы. Закреплять знания детей о воде и о том, как человек использует ее; воспитывать бережное отношение к воде.

Расширить знания детей об условиях перехода воды из жидкого состояния в газообразное.

Дать элементарное представление о превращении воды в пар (ее переходе в газообразное состояние).  Показать значение воды в жизни живой природы.

Октябрь

1неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

«Воздух»

««Почва»

Формировать представление о том, что такое ветер, как он появляется  познакомить с разной силой ветра (ураган, торнадо). Дать понятие о том, что надо заботиться о чистоте воздуха.

 

Познакомить детей с почвой –  верхним плодородным слоем Земли  состав и свойства почвы: значения почвы для роста растений, для жизни людей. Развивать любознательность, мышление

Ноябрь

1неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

«Почва»

«Семена, плоды»

Закреплять знания детей о том, что из семян и плодов вырастают растения, учить определять название по характерным признакам (косточка, орех, луковица, корнеплод, семечка, плод, ягода).  разнообразии плодов и семян, учить классифицировать по разным признакам находить у них общие и отличительные черты.

Декабрь

1неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

«Стекло»

«Мыло и его свойства»

Закреплять знания о стекле, разнообразном применении стеклянных предметов. Познакомить с разновидностями стекла: цветным, рифленым, оптическим, зеркальным, оконным.

Познакомиться с историей мыловарения в России и процессом изготовления. Познакомить с правилами изготовления мыльного раствора. Развитие логического мышления,  умение делать выводы и заключения; познавательного интереса, творческих способностей.

Январь

3 неделя

4 неделя

«Свети и тень»

Дать понятие о возникновении света и тени. Познакомить детей с тем, как можно увидеть световой луч; понять, что свет двигается по прямой  линии и когда что-либо преграждает его путь, лучи света останавливаются и не проходят дальше.

Февраль

1неделя

2 неделя

3 неделя

«Свет и тень»

«Измерительные приборы»

Продолжать знакомить детей со свойствами деревянных предметов, их назначением. Формировать понятие о том, что лес – это богатство, его необходимо беречь.

Продолжать знакомить детей с различными измерительными приборами: термометром, весами, мерными стаканами и ложками. Показать зависимость между величиной мерки и значением измерения. Показать разные виды весов, термометров. Формировать понятие о необходимости точного измерения.

Март

1неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

«Магнит»

«Природные явления»

Способствовать расширению и систематизации знаний детей о магните и некоторых его свойствах.  Заинтересовать детей практической деятельностью, способствовать развитию навыков общения

Развивать представления детей о различных природных явлениях (грозе, радуге, инее) и стихийных явлениях (наводнении, землетрясении, извержении вулкана). Формировать представления об экологической зависимости  учить устанавливать связи и взаимодействия человека с природой.

Апрель

1неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

«Природные явления»

 «Наша Земля»

Познакомить с представителями земной фауны, показать приспособляемость живых существ к жизни в земле.  Развивать представления о многообразии природных сообществ. Воспитывать бережное отношение к природе, животным.

Май

1неделя

2 неделя

3 неделя

«Солнечная система»

Дать детям представления о планетах Солнечной системы  о Солнце (Солнце – это большая горячая звезда),  его роли в жизни человека (Солнце – источник света и тепла). Формировать понятие о Земле как части Вселенной.

 2.4. Перспективное тематическое планирование образовательной деятельности по программе  дополнительного образования «Малыш-исследователь»

                                                                        Старшая группа

Тема

Образовательная деятельность

Опыты и эксперименты

Беседы

Наблюдения

Итоговое мероприятие

«Живое и неживое»

«Окружающий мир»

«Как солнце помогает растениям»: два комнатных растения одного вида помещают на теневой и солнечной сторонах группы

«Какие объекты называют живыми», «Что интересного можно увидеть в лесу», «Что сделано руками человека, а что создано природой», «Почему надо беречь природу»

Растения в групповом помещении и на улице в разное время года. Уменьшение и увеличение светового дня .

Выставка рисунков «Жизнь моря»

«Семена и плоды»

 

«Рассматривание фруктов, плодов и ягод», «Орехи и семена растений»

Проращивание семян овощных культур. Проращивание семян в темном месте

«Что вырастет из семян?», «Как долго живет дерево?», «Какие плоды съедобны?», «Растения разных стран», «Как вырастить урожай овощей»

Развитие ягод и плодов в летний период, рост овощей на огороде

Оформление коллекции семян

«Вода и её свойства»

«Свойства воды – жидкая, прозрачная», «Где живет вода?», «Приключения капельки»

Замораживание воды. Изготовление цветных льдинок. Рассматривание льдинок. Исследование таяния льда и снега: что тает быстрее в тепле

«Зачем человеку вода», «Сколько воды на Земле?», «Как человек может позаботиться о чистоте воды», «Какие моря и океаны ты знаешь?», «Почему в море вода солёная

Дождь и лужи, испарение воды на асфальте и на земле. Полив растений. Изменение цвета воды

Разработка проекта «Почему надо беречь воду»

«Снег и его свойства»

«Снег и вода», «Как зимуют растения», «Свойства снега»

Какие свойства (сравнение свойств снега, льда и воды) «Куда делась Снегурочка?»

«Откуда берется снег», «Почему тает снег», «Любимые игры зимой», «Зимние развлечения», «Зимние виды спорта»

Снегопад, снежные тучи, снежинки, таяние снега, оттепель, образование снежного наста

Выставка рисунков «Такие разные снежинки»

«Воздух»

«Как обнаружить воздух», «О пользе свежего воздуха»

Свойства воздуха. Воздух сжимается и расширяется

«Какие органы помогают человеку дышать», «Почему нам нравится гулять в лесу», «Зачем нужен свежий воздух», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»

Сила ветра, направление ветра в разное время года

Разработка проекта «Что такое ветер»

«Глина»

«Для чего нужна глина»

Выявление  свойств глины

«Где прячется глина», «Как добывают глину», «Для чего нужна глина»

Изделия гжельских мастеров – посуда и малые скульптурные формы; глина – серая, белая, голубая, коричневая (рассматривание)

Выставка работ «Глиняные игрушки», «Гжель»

«Камни»

«Откуда берутся камни», «Горы»

Разнообразие камней по внешним признакам

«Как люди используют камни в строительстве», «Что такое горы?», «Что может рассказать камешек»

Коллекция камней (рассматривание). Поиски камешков

Оформление коллекции «Камешки морские»

«Бумага и картон»

«Свойства бумаги и картона», «Как изготавливают бумагу»

Выявление свойств бумаги: картон гофрированный, бумага цветная и гофрированная

«Почему надо беречь книги», «Что делают из бумаги»

Разные виды бумаги (рассматривание)

Изготовление книжки «Моя любимая сказка»

«Ткани»

«Из чего шьют одежду», «Сравнение натуральных тканей»

Выявление свойств натуральных тканей

«Какая одежда мне нравится», «Одежда для мальчиков и девочек», «Одежда для спорта», «Как шьют платье», «Как рубашка в поле выросла» (по К. Ушинскому)

Разные образцы ткани и изделий из нее (рассматривание). Сравнение разных видов одежды – для мальчиков и девочек, праздничной и повседневной

«Ателье одежды» Выставка работ «Платье ля Золушки»

«Дерево»

«Жизнь растений», «Какие бывают леса»

Выявление свойств дерева. Деревья хвойных пород и лиственных

«Какие дома были раньше», «Какие деревья растут в лесу», «Деревья в городе и деревне», «Что делают из древесины», «Почему надо беречь леса»

Жизнь деревьев в разное время года. Разные видов домов, игрушки из дерева (рассматривание)

Драматизация сказки «Заюшкина избушка»

«Металл»

«Что делают из металла», «Металл и железо»

Выявление свойств металла – прочность, упругость, твердость, долговечность. Исследование взаимодействия железа и магнита

«Где используются изделия из металла», «Из чего предметы сделаны», «Почему много предметов изготовлено из металла»

Изделия из металла – мебель, посуда, игрушки, инструменты (рассматривание)

Разработка проекта «Зачем предметы делают из металла»

«Стекло»

«Можно ли жить в мире, в котором все предметы стеклянные?», «Сравнение свойств стекла и пластмассы», «Свойства дерева истекла»

Выявление свойств стекла – прозрачность. Сравнение воды и стекла, льда и стекла

«Какое бывает стекло», «Почему надо быть аккуратными при использовании предметов из стекла», «Что люди использовали раньше вместо стекла»

Стеклянные изделия, украшения (рассматривание)

Оформление фотоальбома «Мир стекла»

«Пластмасса»

«Пластмасса», «Свойства стекла и пластмассы»

«Пластмасса», «Свойства стекла и пластмассы»

Выявление свойств пластмассы – легкость, прочность, безопасность

«Бытовая техника»  (из чего изготовлена и как используется), «Какие предметы изготавливаются из пластмассы»

Оформление выставки «Мои любимые игрушки из пластмассы»

«Резина»

«Свойства резины», «Что делают из резины»

Выявление свойств резины – непромокаемость, эластичность

«Что бывает резиновым»,  «Какая бывает обувь», «Обувь для машин»

Изделия из резины (рассматривание)

Разработка проекта  «Зачем люди придумали обувь из резины»

«Измерительные приборы»

«Условные мерки», «Весы»

Что такое масса? Сравнение предметов по массе

«Зачем нужно знать рост и вес», «Когда человек растет», «Что мы едим? Еда полезная и здоровая

Рост растений

Составление антропометрии «Как мы растем - наш вес и рост»

«Природные явления»

«Природные явления круглый год» (зима – иней, снегопад, морозные узоры на окнах; весна – капель, гроза; лето – радуга, роса, ливень, облака и тучи; осень – туман, листопад)

«Какие природные явления можно наблюдать в разные времена года», «Что бывает только зимой (летом, весной, осенью)?»

Наблюдения в природе, рассматривание иллюстраций на природу

Разработка лэпбуков «Осень», «Весна», «Зима»,  «Лето»

2.4. Перспективное тематическое планирование образовательной деятельности по программе   дополнительного образования «Малыш-исследователь»

                                                                     Подготовительная группа

Тема

Образовательная деятельность

Опыты и эксперименты

Беседы

Наблюдения

Итоговое мероприятие

«Вода и её свойства»

 

«Круговорот воды в природе», «Приключения капельки»

Фильтрование воды. Растворение в воде разных веществ

«Почему надо беречь воду», «Можно ли прожить без воды?»,

«Как человек использует воду»,

 «Кто живет в воде»,

 «Как разные животные приспосабливаются к жизни в воде»

Дождь, лужи на асфальте и земле, водоемы

Разработка проектов «Вода – это жизнь», «Как мы можем сберечь воду»

«Пар и его свойства»

«Три состояния воды»

«В царстве воды, пара и льда»

«Пар – это вода»

 «Что бывает с паром при охлаждении?»

«Туман» «Где встречается вода?»

«Вода вокруг нас»

 «Роса»

Туман, роса, кипячение воды

«Воздух»

«Сила ветра», «Как растения очищают воздух», «Почему надо беречь природу»

Изготовление вертушек и наблюдеие за силой и направлеием ветра.

Как нагревается воздух.

 Опыт «Парашют», «Реактивный шарик», «Вертушка»

«Как работают водолазы», «Как под водой дышат рыбы», «Зачем нужна дыхательная гимнастика», «Почему трудно дышать, когда очень жарко», «Путешествие на воздушном шаре»

Движение облаков, сила ветра, работа фена, вентилятора.

Разработка проекта

 «Что  может сделать человек для чистоты воздуха»

«Почва»

«Кладовая Земли»

 «Наш весёлый огород»

Эксперименты

«Сухая и влажная почва»,

«Где лучше растут растения?»

«Что растения получают из почвы», «Почему на тропинке не растёт трава», «Почва бывает разная», «Берегите почву». «Почва – особое тело земли»

«Песочница после дождя и в сухую погоду». Экскурсия детей к месту, где можно хорошо наблюдать за почвой

Изготовление макета

«Маленький мир в банке»

«Семена и плоды»

«Орехи и семена растений», «Рассматривание шишек хвойных деревьев»

Эксперименты «Секрет сосновой шишки», «Хитрые семена»

«Что вырастет из семян?»,

 «Как долго живет дерево?», «Какие плоды съедобны?», «Растения разных стран»

Развитие ягод и плодов в летний период, рост овощей

Оформление коллекции шишек

«Стекло»

«Профессия стеклодув»

Исследование свойств стекла – прозрачность и хрупкость. «Необычные кораблики»

«Безопасность при пользовании стеклянными предметами», «Где используется стекло», «Если бы не было стекла, то...»

Изделия из стекла, фигурки из стекла, посуда из хрусталя (рассматривание)

Оформление фотоальбома «Мир стекла»

«Мыло и его свойства»

«Уроки МойДодыра», «Варим мыло душистое»

«Мыло-фокусник» Исследование свойств мыльного раствора

«Что мы знаем о мыле»

 «Как делают мыльные пузыри?» «Можем мы сами сделать мыло»

«Для чего нам нужно мыло»

Мыльные пузыри, пена

Разработка проекта «Всё про мыло мыльное, пузырчатое»

«Измерительные приборы»

«Часы: часы – петух, песочные, солнечные, механические, электронные», «Компас», «Термометр»

Измерение температуры тела детей. «Температура.

Как согреть руки?» «Чудесный мешочек»

«Кремлевские куранты, «Как люди измеряли время раньше», «Зачем нужно знать температуру», «Как температура тела помогает животным приспособиться к окружающей среде»

Изменения движения часовой и минутной стрелок. Измерительные приборы (рассматривание

Составление антропометрии

«Как мы растем - наш вес и рост»

«Свет, тень»

«Где живёт тень?»

 «В стране солнечных зайчиков»

«Передача солнечного зайчика» «Разноцветные огоньки», «Теневой театр»

«Почему тень движется?»,

 «Есть ли у тени свет? «Почему тень прячется и убегает от нас?»,

 «Свет бывает разным», «Волшебные лучи»

Солнечные зайчики, радуга, образование тени от предметов, людей

Игры со светом и тенью «Теневой театр»

«Магнит»

«Почему Земля – магнит?» «Как применяют магнит на производстве?»

Опыты с магнитом (притягивание различных предметов) «Поймай рыбку», «Магнитный театр»

«Какие бывают магниты, «Как люди применяют магнит на производстве»

Магниты рассматривание

Изготовление игры «Рыбалка»

«Природные явления»

«Вулканы», «Наводнения», «Землетрясения»

Определение погоды по приметам («Если на траве утром есть роса, то дождя не будет»)

Опыт «Извержение вулкана»

«Как вести себя во время грозы»,

«Что нужно делать в сильный мороз, чтобы не обморозить щеки»,

«Где бывают землетрясения»,

 «Как работает вулкан»

Роса, изморозь, появление инея, гроза, снегопад, дождь, ливень.

Презентация «Вулкан»

«Наша Земля»

«Северный и южный полюсы», «Пустыня», «Строение Земли», «Погода на Земле».

«Земля-магнит», «Полярное сияние».

«Как животные могут предупредить людей об опасности», «Как наблюдают землетрясения»,

 «Как образуются цунами», «Жители Севера»

Глобус, географические карты (рассматривание)

Изготовление макета «Северный полюс»

«Солнечная система»

«Планета Земля в космосе», «Солнце – большая звезда», «Планеты Солнечной системы»

Как Земля вращается вокруг Солнца «Солнечная система», «Солнце и Земля»

«Что такое Солнечная система», «Сатурн – интересная планета», «Как изучают Космос», «Зачем люди исследуют Космос»

Луна, движение солнца, продолжительность светового дня в разное время года

Изготовление макета «Планеты Солнечной системы»

 2.5. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик .

В процессе работы по программе используются только элементарные опыты и эксперименты.

Их элементарность заключается :  в характере решаемых задач: они неизвестны только детям;

в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения; они практически безопасны;

 при организации опытнической деятельности используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

При проведении опытов необходимо придерживаться следующей структуры:

1. Постановка проблемы.

2. Поиск путей решения проблемы.

3. Проверка гипотез, предположений через организацию опыта.

 4. Фиксация опыта.

5. Обсуждение увиденных полученных результатов.

 6. Формулировка выводов.

Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.

Одним из наиболее эффективных методов организации поисковой деятельности детей является метод проектирования.

 Использование педагогического проектирования образовательного процесса в условиях развития ДОУ требует и от педагогов индивидуальных оригинальных подходов, находок и решений, продуктивной и творческой деятельности, что способствует, с одной стороны, саморазвитию педагога, повышению его профессиональной компетентности, а с другой стороны, делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей воспитанников.

А также метод проектирования позволяет формировать личностные качества ребенка:

умение работать в коллективе;

 умение подчинять свой темперамент интересам общего дела;

 учиться решать проблемы, договариваясь друг с другом;

учиться обсуждать результаты деятельности каждого члена команды, развивая свою самооценку. Проектирование ориентировано на уникальные отношения «Ребенок – взрослый», которые строятся на основе «со-деятельности», «со-творчества». Разнообразная деятельность с детьми не просто развивает у ребенка умения и навыки, но и помогает ему осознать свою силу, силу творца, способного подчинить собственной воле разнообразные материалы, дает возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя. Они будят интеллектуальную и творческую активность малыша, учат планировать свою деятельность, вносить изменения в технологию, осуществлять задуманное. Неординарный подход к решению заданий наиболее важен в дошкольном возрасте, так как в этот период развития ребенок воспринимает все особенно эмоционально.   Познавательная ценность проектов заключается в том, что дети приобретают определенный объем знаний;

Родители с интересом участвуют в проектировании, самостоятельно организуют мастер-классы, экскурсии, родительские встречи. При положительном эмоциональном контакте ребенок будет развиваться полноценной творческой личностью. Если ребенок не будет получать положительного подтверждения значимости его действий, его труда в семье, воспитатель не сможет добиться желаемого результата. Поэтому очень важно донести до родителей значимость педагогического проектирования и образовательного процесса в целом, способствовать повышению уровня педагогической культуры родителей.

 2.6. Способы и направления поддержки детской инициативы

  Побуждать детей формулировать имеющиеся у них идеи и представления, высказывать их в явном виде.

 Поддерживать проявление инициативы в самостоятельных наблюдениях, опытах, эвристических рассуждениях по содержанию прочитанной познавательной литературы.  

Побуждать детей выдвигать альтернативные объяснения, предположения, догадки.

 Давать дошкольникам возможность исследовать свои предположения (гипотезы) в свободной и ненапряженной обстановке, особенно – путем обсуждений в малых группах.

 Давать детям возможность применять новые представления применительно к широкому кругу явлений, ситуаций – так, чтобы они могли оценить их прикладное значение.

 Оформить мини-стенд «О чем хочу узнать завтра».

Поддерживать деятельность детей по сбору коллекций.

 Разработка и реализация проектов, их презентация для сверстников, педагогов, родителей.  

Оформить фотовыставки «Эксперименты дома».

 Оформить презентации «Мы экспериментируем».

 Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развить наблюдательность и пытливость ума, развить стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

 2.7. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

 Система взаимодействия с родителями в данном направлении включает:

участие родителей в пополнении выставки «умных книг» познавательной литературы, иллюстрированными альбомами и детскими энциклопедиями;

 участие родителей в пополнении детской лаборатории различными материалами, для проведения исследований;

 проведение консультаций на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»; «Организация домашней лаборатории»;

 оформление папок передвижек: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию», «Проведение опытов с детьми дома»; презентация центра опытно-экспериментальной деятельности в группе;

 проведение совместных досугов, экскурсий, мастер-классов, семинаров практикумов «Встречи в семейной лаборатории»;

 участие родителей в совместных детско-взрослых проектах по опытно-экспериментальной, исследовательской деятельности; участие родителей в разработке, изготовлении и реализации–  презентации проектной формы совместной деятельности взрослых и детей.

 

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

 

3.1. Материально-техническое обеспечение.  Для реализации данной программы необходимо:

 наличие центра – лаборатории для детского экспериментирования в группе;

 демонстрационное лабораторное оборудование;

 дидактический материал, игры экологического содержания.

Компонент дидактический

Компонент оборудования

Компонент стимулирующий

Схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов. Серии картин с изображением природных сообществ. Книги познавательного характера, атласы. Тематические альбомы. Коллекции. Мини-музей (тематика различна, например, «Часы бывают разные», «Изделия из камня»).

Материалы распределены по разделам: «Песок, глина, вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло», «Резина». Природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.. Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.. Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.. Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.. Красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.). Медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл. Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др. Сито, воронки. Половинки мыльниц, формы для льда. Проборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы. Клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки.

Мини стенд

«О чем хочу узнать завтра». Личные блокноты детей для фиксации результатов опытов. Карточки подсказки (разрешающие запрещающие знаки) «Что можно, что нельзя».

Персонажи, наделанные определенными чертами («Почемучка») от имени которого моделируется.

Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития. Требования к оформлению и содержанию центра экспериментальной деятельности Материалы, находящиеся в  уголке распределяются по разделам: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Стекло», «Резина» и т.д‚ расположены в доступном для экспериментирования месте и в достаточном количестве.  Оборудование: Приборы-помощники (увеличительные стёкла, весы, песочные часы, компас, магниты, сантиметровая лента, линейки).  Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объёма и формы. Природный материал (шишки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д). Бросовый материал (проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д). Технические материалы (гайки, скрепки, болты, винтики, детали конструктора и т.д). Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д. Красители: гуашь, акварель и т.д. Медицинские материалы (пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы, (без игл), мерные ложки, ёмкости, резиновые груши и т.д). Прочие материалы (зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, пилки, сито, свечи и т.д). Дополнительное оборудование: Детские халаты, клеенчатые фартуки, контейнеры для хранения мелких и сыпучих  предметов. Карточки – схемы проведения экспериментов на плотной бумаге. Дневник экспериментов с зарисовкой хода эксперимента. На видном месте вывешиваются правила работы с материалом. Совместно с детьми разрабатываются условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки. Материал, находящийся в уголке должен соответствовать среднему уровню развития ребёнка. Необходимо также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на детей с высоким уровнем развития. Желательно чтобы центр детского экспериментирования располагался рядом с окном и был достаточно просторным (чтобы при необходимости можно было поставить дополнительные, рабочие столики). Для хранения оборудования и различных материалов нужно удобно разместить небольшие стеллажи или полки. На видном месте можно повесить табличку с названием экспериментально-исследовательского центра и его эмблемой, либо «поселить» в уголке персонажа, который будет хозяином этого места, и будет помогать детям.  Грамотное сочетание материалов и оборудования в центре экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта

 

3.2. Методическое обеспечение

1. Вахрушева Л.Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 127 с.

2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под. ред. В Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 192 с.

 3. Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от3 до 7 лет. – СПб.: Речь, 2006. – 64 с.

4. Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. –  М.: ТЦ Сфера, 2008. – 224 с.  

5. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. Пособия для работников дошкольных учреждения. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 56 с.

 6. Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. – М.: Учитель, 2012

7. Ребенок в мире поиска «Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста» / Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64с.

 8. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах / сост. Н.В. Нищева.– СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. – 320 с.

 9. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1 / Сост. Н.В. Нищева. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015. – 240 с.

10. Открытые мероприятия для детей подготовительной группы. Образовательная область «Познавательное развитие». Практическое пособие для старших воспитателей, методистов и педагогов ДОУ, родителей. / Авт.-сост.: А.В. Аджи. – Воронеж.: ООО «Метода», 2014 – 144 с.

11. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников. / Авт.-сост.: З.А. Михайлова, Т.И. Бабаева, Л.М. Кларина, З.А. Серова. – СПб: ДЕТСТВОПРЕСС, 2013. – 160 с.

12. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. Методическое пособие. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка по экспериментальной деятельности в старшей группе "Мы исследователи"

Детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, с...

программа кружка "Исследователь"

программа рассчитана на 3 года...

Программа кружка познавательно-исследовательской деятельности «Юный исследователь» для детей старшего дошкольного возраста

Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире — важнейшие черты нормального детского поведения....

Рабочая программа кружка «Юный исследователь» (опытно – экспериментальная деятельность в старшей и подготовительной группах)

Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его ...

Программа кружка по познавательно-исследовательской деятельности с детьми средней группы "Мы - исследователи"

Данный материал содержит программу кружка и тематическое планирование на год....

"Юные исследователи" Дополнительная рабочая программа кружка по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования для детей 6-7 лет

Данная программа разработана с целью: способствовать развитию у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, любознательности, умения применять полученные навыки на практике...

Дополнительная общеразвивающая программа кружка «Маленькие исследователи» относится к естественно-научной направленности. Программа предназначена для детей дошкольного возраста 4-5 лет.

Детское экспериментирование, как один из ведущих методов формирования познавательной сферы дошкольника, дает возможность прийти к удивительным открытиям и одновременно развивает смелость детского мышл...